Подводные лодки проекта «вирджиния»

Состав серии

Название Верфь Заказан Началоработ Заложен Спущен В строю Портприписки
Block I
1. SSN-774 «Вирджиния» GDEB 30.09.1998 08.1997 02.09.1999 16.08.2003 23.10.2004 Гротон
2. SSN-775 «Техас» NNSB 30.09.1998 09.1998 12.07.2002 09.04.2005 09.09.2006 Перл-Харбор
3. SSN-776 «Гавайи» GDEB 30.09.1998 10.1999 27.08.2004 17.06.2006 05.05.2007 Перл-Харбор
4. SSN-777 «Норт Кэролайн» NNSB 30.09.1998 03.2001 22.05.2004 05.05.2007 03.05.2008 Перл-Харбор
Block II
5. SSN-778 «Нью-Гемпшир» GDEB 14.08.2003 01.2004 30.04.2007 21.02.2008 25.10.2008 Гротон
6. SSN-779 «Нью-Мексико» NNSB 14.08.2003 01.2004 12.04.2008 18.01.2009 27.03.2010 Гротон
7. SSN-780 «Миссури» GDEB 14.08.2003 12.2004 27.09.2008 20.11.2009 31.07.2010 Гротон
8. SSN-781 «Калифорния» NNSB 14.08.2003 01.2006 01.05.2009 14.11.2010 29.10.2011 Гротон
9. SSN-782 «Миссиссиппи» GDEB 14.08.2003 02.2007 09.06.2010 10.12.2011 02.06.2012 Перл-Харбор
10. SSN-783 «Миннесота» NNSB 14.08.2003 02.2008 20.05.2011 10.11.2012 07.09.2013 Гротон
Block III
11. SSN-784 «Норт Дакота» GDEB 22.12.2008 03.2009 11.05.2012 15.09.2013 29.08.2014 Гротон
12. SSN-785 «Джон Уорнер» NNSB 22.12.2008 03.2010 16.03.2013 10.09.2014 01.08.2015 Норфолк
13. SSN-786 «Иллинойс» GDEB 22.12.2008 03.2011 02.06.2014 08.08.2015 29.10.2016 Перл-Харбор
14. SSN-787 «Вашингтон» NNSB 22.12.2008 09.2011 22.11.2014 25.03.2016 07.10.2017 Норфолк
15. SSN-788 «Колорадо» GDEB 22.12.2008 06.2012 07.03.2015 29.12.2016 17.03.2018 Гротон
16. SSN-789 «Индиана» NNSB 22.12.2008 09.2012 16.05.2015 09.06.2017 29.09.2018 Гротон
17. SSN-790 «Южная Дакота» GDEB 22.12.2008 03.2013 04.04.2016 14.10.2017 02.02.2019 Гротон
18. SSN-791 «Делавэр» NNSB 22.12.2008 09.2013 30.04.2016 17.12.2018 04.04.2020
Block IV
19. SSN-792 «Вермонт» GDEB 28.04.2014 05.2014 .02.2017 20.10.2018 18.04.2020
20. SSN-793 «Орегон» GDEB 28.04.2014 09.2014 08.07.2017 05.10.2019 2020 (запланировано)
21. SSN-794 «Монтана» NNSB 28.04.2014 04.2015 16.05.2018 05.2020 (запланировано)
22. SSN-795 «Хайман Джордж Риковер» GDEB 28.04.2014 09.2015 11.05.2018
23. SSN-796 «Нью-Джерси» NNSB 28.04.2014 03.2016 25.03.2019
24. SSN-797 «Айова» GDEB 28.04.2014 09.2016 20.08.2019
25. SSN-798 «Массачусетс» NNSB 28.04.2014 03.2017
26. SSN-799 «Айдахо» GDEB 28.04.2014 09.2017
27. SSN-800 «Арканзас» NNSB 28.04.2014 03.2018
28. SSN-801 «Ю́та» GDEB 28.04.2014 09.2018
Block V
SSN-802 — SSN-811

Подводные базы глубоководных аппаратов

О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.

Таких субмарин известно немного:

  • проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
  • проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
  • проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
  • проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.

Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».

Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.

дальнейшее чтение

  • Клэнси, Том (2002). . Нью-Йорк: Беркли Букс. ISBN 978-0-425-18300-7. OCLC   .
  • Кристли, JL (2000). Информационная книга по подводным силам ВМС США . Марблхед, Массачусетс: Графические предприятия Марблхеда. OCLC   .
  • Кристли, Джим (2007). Атомные подводные лодки США: быстрая атака . Оксфорд, Великобритания. ISBN 978-1-84603-168-7. OCLC   .
  • Кросс, Уилбур; Файз, Джордж У. (2003). . Нью-Йорк: факты в файле. ISBN 978-0-8160-4460-3. OCLC   .
  • Грешем, Джон; Вествелл, Ян (2004). Морская мощь . Эдисон, Нью-Джерси: Chartwell Books. ISBN 978-0-7858-1792-5. OCLC   .
  • Обновления на лодках Вирджинии -класса
  • Вопросы и ответы по программе класса Вирджиния после статьи зимой 2007 года
  • Паркер, Джон (2007). Всемирная энциклопедия подводных лодок . Лондон: Лоренц. ISBN 978-0-7548-1707-9. OCLC   .
  • Полмар, Норман (2001). Руководство Военно-морского института по кораблям и самолетам флота США . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-656-6. OCLC   .
  • Программа подводных лодок класса «Вирджиния» (отчет). Форт Белвуар, Вирджиния: Офис программы оборонной стандартизации. 2007. OCLC   .

Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.

Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.

Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.

Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.

К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.

Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»

Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».

Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».

Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.

Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.

Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

Представление участников

С американской стороны: атомная подводная лодка типаВирджиния». Субмарины этого типа делают для ВМС США с 1999 года, головная — SSN-774 Virginia — вошла в строй в 2004 году. За прошедшие 13 лет флоту передали 15 лодок трёх серий, четыре находятся на разных стадиях постройки. В общей сложности планируется построить 48 субмарин, 33 из них — до 2030 года. Они должны полностью заменить в составе флота подлодки типаЛос-Анджелес» иусовершенствованный Лос-Анджелес» 1970-1990-х годов.

USS Virginia(SSN-774)

Вирджиния» — многоцелевая подлодка, но её основное назначение — борьба с подводными целями и проведение специальных операций.

С российской стороны: атомная подводная лодка проекта 885(шифрЯсень»). ГоловнойЯсень» был заложен ещё в 1993 году, но работы практически сразу встали из-за недофинансирования. Строительство возобновилось уже во второй половине 2000-х годов после коренной переработки проекта под новое оборудование и вооружение. Атомный подводный крейсер К-560Северодвинск» спустили на воду в 2010 году и передали флоту в 2014-м. Заложенная в 2009 году АПЛ К-561Казань» в настоящее время проходит испытания. Ещё пять субмарин, заложенные в 2013-17 гг., находятся на различных стадиях постройки — их передадут флоту в 2019–2023 годах.

К-560Северодвинск»(фото: Олег Кулешов)

Ясень» — тоже многоцелевая лодка, но её главная задача — борьба с надводными кораблями противника и уничтожение наземных целей крылатыми ракетами разных типов.

Сравнивать участников конкурса будем по нескольким основным параметрам: скрытность, ударные возможности, мобильность и энерговооружённость, уровень бортовых систем, способность выполнять различные задачи, комфорт для экипажа и, конечно, серийность.

Поехали.

Адаптация подлодок

В 2010 году командование ВМС США сняло запрет на службу женщин на подводных лодках. В связи с этим компания Electric Boat начала доработку подводной лодки «Вирджиния» и некоторых других ее класса для адаптации их под женские потребности. Будут реализованы следующие идеи:

  • увеличение числа душевых кабин;
  • раздельные гальюны;
  • раздельные спальные каюты;
  • более легкое управление с точки зрения прилагаемых физических усилий механизмами и элементами оборудования;
  • расположение информативных табличек несколько ниже;
  • установка лесенок возле многоярусных коек.

Следует отметить, что на данный момент во флоте США на подводных лодках проходят службу около 80 женщин офицеров и примерно 50 женщин матросов. И с каждым годом их количество увеличивается. Адаптация подлодок под женские потребности и особенности женского организма является вынужденной и необходимой мерой, хоть она и поддается критике со стороны мужчин подводников.

Гидроакустическое оборудование

Первоначально планировалось оснастить подводную лодку «Вирджиния» гидроакустическим комплексом AN/BQQ-10, прошедшим апробацию на подлодке «Морской волк». Но диаметр носовой части «Вирджинии» значительно меньше, чем у «Морского волка», из-за этого размещение указанного комплекса привело бы к сильной стесненности носового пространства.

Позднее была разработана модернизированная версия акустического комплекса под маркировкой AN/BQG-5A. Его акустические антенны имеют меньший диаметр и лучше подходят для подлодок класса «Вирджиния». Необходимость надежного определения местоположения мин на малой глубине привела к разработке и установке новой антенны, из-за чего подлодка приобрела во внешнем виде характерный «подбородок» в носовой части.

Высокая разрешающая способность данной антенны позволяет уверенно маневрировать на малой глубине и находить заякоренные мины, расположенные над грунтом в толще воды.

Из буксируемых антенн гидроакустической системы выбор пал на ТВ-16 (размещается в специальном ангаре по правому борту) и ТВ-29А. Вторая является более современной версией буксируемой антенны ТВ-29, которая была отклонена на стадии проектирования из-за ее высокой стоимости.

«Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»

Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.

Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.

Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.

К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.

Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 6 мая 2008.
  2. Березин, Алексей  (недоступная ссылка). РИА Новости (05.05.2007). Дата обращения 29 сентября 2007.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 22 июня 2008.
  4. . warcyb.org.ru (25.09.2010). Дата обращения 12 августа 2011.
  5. (01.08.2010). Дата обращения 1 августа 2010.
  6. сообщило агентство Associated Press
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 июля 2014.
  8. . Центральный военно-морской портал (5 августа 2015).
  9.  (англ.). navyrecognition.com (4 August 2015). Дата обращения 5 мая 2016.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 июля 2014.
  11. . Дата обращения 28 августа 2016.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 22 сентября 2007.

Ударные возможности

И тот и другой тип — многоцелевые лодки с комбинированным вооружением: торпеды, крылатые ракеты, мины… но насколько разный набор! У строящихся сейчасвирджиний» 3-й и 4-й серий(Block III и IV) — 12 крылатых ракетТомагавк», при этом у лодок 4-й серии они размещаются в двух вертикальных пусковых установках по шесть ракет на каждую; и четыре торпедных аппарата с 25 торпедами к ним. Часть торпед можно заменить на морские мины — примерно по две штуки вместо одной торпеды.

USS Virginia(SSN-774)

Ясень» несёт 10 торпедных аппаратов с боезапасом в 30 торпед(вместо которых можно брать с собой мины). Такой арсенал даёт широкий набор сценариев — от формирования многоторпедного залпа по отряду боевых кораблей или конвою до подводнойдуэли» с двумя-тремя противниками одновременно.

На субмаринах обоих типов торпедные аппараты расположены в корпусах побортно под углом, в районе ограждения выдвижных устройств(которое часто ошибочно называют рубкой). Для американских подлодок такое размещение традиционно с 1960-х годов, в отечественной практике применено на серийных лодках впервые — раньше торпедные аппараты выводились в нос.

Впрочем, главное оружие проекта 885 — это совсем не торпеды, а восемь вертикальных пусковых установок в средней части корпуса, каждая из которых вмещает четыре крылатых ракеты комплексовОникс» иКалибр», итого 32. По сравнению с 12томагавками», которые способны атаковать лишь наземные цели, это и более мощный, и более разнообразный набор — учитывая обширную номенклатуру ракет в рамках того жеКалибра». Из этих пусковых установок могут применяться и беспилотные подводные аппараты различных типов. В ближайшие годы модернизированныеЯсени» получат сменные контейнерные пусковые установки, вмещающие либо четыреОникса» либо пять более компактныхКалибров», что позволит довести ракетный боекомплект до 40 единиц в максимальном варианте.

Рейтинг:

Ясень» — 5Вирджиния» — 3

Состав серии

Название Верфь Заказан Началоработ Заложен Спущен В строю Портприписки
Block I
1. SSN-774 «Вирджиния» GDEB 30.09.1998 08.1997 02.09.1999 16.08.2003 23.10.2004 Гротон
2. SSN-775 «Техас» NNSB 30.09.1998 09.1998 12.07.2002 09.04.2005 09.09.2006 Перл-Харбор
3. SSN-776 «Гавайи» GDEB 30.09.1998 10.1999 27.08.2004 17.06.2006 05.05.2007 Перл-Харбор
4. SSN-777 «Норт Кэролайн» NNSB 30.09.1998 03.2001 22.05.2004 05.05.2007 03.05.2008 Перл-Харбор
Block II
5. SSN-778 «Нью-Гемпшир» GDEB 14.08.2003 01.2004 30.04.2007 21.02.2008 25.10.2008 Гротон
6. SSN-779 «Нью-Мексико» NNSB 14.08.2003 01.2004 12.04.2008 18.01.2009 27.03.2010 Гротон
7. SSN-780 «Миссури» GDEB 14.08.2003 12.2004 27.09.2008 20.11.2009 31.07.2010 Гротон
8. SSN-781 «Калифорния» NNSB 14.08.2003 01.2006 01.05.2009 14.11.2010 29.10.2011 Гротон
9. SSN-782 «Миссиссиппи» GDEB 14.08.2003 02.2007 09.06.2010 10.12.2011 02.06.2012 Перл-Харбор
10. SSN-783 «Миннесота» NNSB 14.08.2003 02.2008 20.05.2011 10.11.2012 07.09.2013 Гротон
Block III
11. SSN-784 «Норт Дакота» GDEB 22.12.2008 03.2009 11.05.2012 15.09.2013 29.08.2014 Гротон
12. SSN-785 «Джон Уорнер» NNSB 22.12.2008 03.2010 16.03.2013 10.09.2014 01.08.2015 Норфолк
13. SSN-786 «Иллинойс» GDEB 22.12.2008 03.2011 02.06.2014 08.08.2015 29.10.2016 Перл-Харбор
14. SSN-787 «Вашингтон» NNSB 22.12.2008 09.2011 22.11.2014 25.03.2016 07.10.2017 Норфолк
15. SSN-788 «Колорадо» GDEB 22.12.2008 06.2012 07.03.2015 29.12.2016 17.03.2018 Гротон
16. SSN-789 «Индиана» NNSB 22.12.2008 09.2012 16.05.2015 09.06.2017 29.09.2018
17. SSN-790 «Южная Дакота» GDEB 22.12.2008 04.04.2016 14.10.2017
18. SSN-791 «Делавэр» NNSB 22.12.2008 30.04.2016 21.10.2018
Block IV
19. SSN-792 «Вермонт» GDEB 28.04.2014 21.10.2018
20. SSN-793 «Орегон» GDEB 28.04.2014 08.07.2017
21. SSN-794 «Монтана» NNSB 28.04.2014 16.05.2018
22. SSN-795 «Хайман Джордж Риковер» GDEB 28.04.2014 11.05.2018
23. SSN-796 «Нью-Джерси» NNSB 28.04.2014
24. SSN-797 «Айова» GDEB 28.04.2014
25. SSN-798 «Массачусетс» NNSB 28.04.2014
26. SSN-799 «Айдахо» GDEB 28.04.2014
27. SSN-800 «Арканзас» NNSB 28.04.2014
28. SSN-801 «Ю́та» GDEB 28.04.2014
Block V
SSN-802 — SSN-811

Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

История

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа — SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 года по 1996 год. Первоначально планировалось замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

5 мая 2007 года во время торжественной церемонии по вводу АПЛ SSN 776 «Гавайи» в боевой состав флота министр ВМС Дональд Винтер заявил:

Вступление подлодки «Гавайи» в ряды ВМС дает необходимые возможности для борьбы с вызовами будущего. Малозаметность, дальность плавания без пополнения запасов, маневренность (при выполнении различных задач) и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий

Планируется, что «Гавайи» будет нести службу в Азиатско-тихоокеанском регионе.

3 мая 2008 года в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) торжественно введена в состав ВМС США четвёртая АПЛ SSN 777 «Норт Кэролайн».

В июне 2008 года завершено строительство пятой подводной лодки. Ей стала SSN 778 «Нью-Гэмпшир». Принятие на вооружение состоялось 28 августа 2008 года.

28-29 августа 2008 года в Мексиканском заливе были проведены испытания в ходе которых из вертикальных пусковых установок были запущены две ракеты Томагавк модификации Block III и Block IV, также из торпедного аппарата была запущена ракета модификации Block III. В ходе испытаний в реальном масштабе времени отрабатывалось перепрограммирование цели.

В 2010 году сообщалось, что звукопоглощающее покрытие на подводных лодках оказалось неустойчивым к воде. Происходит отслоение материала от корпуса подлодок, что снижает звукопоглощение. При неполном отслоении листы покрытия сами становятся источником шума.

31 июля 2010 года в Гротоне была спущена на воду SSN 780 «Миссури» (англ.)русск..

7 августа 2011 года в городе Ньюпорт состоялась передача восьмой в серии подводной лодки SSN 781 «Калифорния» ВМС США. Включение в состав флота намечено на октябрь.

В апреле 2014 года был подписан контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на строительство десяти атомных подводных лодок модернизированной версии Block IV. Сумма сделки составила $17,6 млрд и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок.

29 октября 2016 года состоялся ввод в строй 13-й ПЛ этого типа SSN-786 «Иллинойс», ценой 2,7 миллиарда долларов.

Церемонии спуска на воду двух ударных атомных подлодок класса «Вирджиния» — «Делавэр» и «Вермонт» прошли в субботу, 20 октября 2018 года на верфях в Ньюпорт-Ньюс (штат Виргиния) и Гротоне (штат Коннектикут), сообщило агентство Associated Press.

Abilities[edit | edit source]

Such creatures could hold their breath for a long time underwater, but needed to come up for air, much like dolphins.

Сравнительная оценка

Подводный небоскреб-катамаран проекта 941 «Акула»

Шесть самых больших в мире подводных лодок, известных в СМИ под именем «Тайфун», были выпущены ЦКБМТ «Рубин» с 1981 по 1989 год, но в строю остался только один. «Девятиэтажная субмарина» оказалась слишком дорогой.

Самый вооруженный подводный корабль восьмидесятых одновременно и один из самых тихих, вопреки длине в 173 метра и высоте в 23 метра (9-этажный дом — «всего» 25-30 метров).

Снаружи «Акула» единый корабль, но внутри это катамаран: 2 прочных корпуса из титана внутри легкого обеспечили надежность конструкции и размещение 20 баллистических ракет залпового пуска, на которых приходилось 200 ядерных боеголовок.

Реакторы и торпедные аппараты так же дублированы в собственных изолированных отсеках. Вопреки размерам, у «Акул» рекордная плавучесть (40%), поэтому она легко ломает арктические льды до 2,5 метров.

Отличается эта АПЛ и комфортом размещения: моряки плавают в последней оставшейся на плаву ТК-208 «Дмитрий Донской» до полугода без перерыва, называя её «плавучим „Хилтоном“».

Многозадачность

Обе лодки приспособлены к выполнению самых разных задач.

К-560Северодвинск»

ДостоинствоЯсеня», которое определяется его вооружением, — способность бороться в том числе с авианосными соединениями.Вирджинию» они интересуют мало — за практическим отсутствием их у потенциальных оппонентов(на тех, что есть, хватит и собственных авианосцев ВМС США).Противокорабельные» возможности для неё сочли излишними.

НаЯсене», в свою очередь, с этим не заморачивались. Для специальных операций у ВМФ России есть свой набор специальных лодок. Например… Впрочем, эээ… замнем.

Рейтинг:

Ясень» — 4Вирджиния» — 4

Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»

Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.

Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.

Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.

Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.

Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать

«Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»

Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.

Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.

Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.

Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).

Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.

Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.

«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.

Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.

Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.

Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector