Аксиоло́гия

Содержание:

Ссылки

См. также

  • Праксиология
  • Тимология
  • Система ценностей
  • Эгоизм
  • Школы и направления в западной макросоциологии

Оценка идеалов

Оценкой принято считать рассуждение о важности объекта или явления для индивида, а также общества в целом. Оценочное суждение может быть достоверным и неправильным

Любая оценка применительно к определенному фактору предоставляется на основе конкретного признака. Существуют разные взгляды в отношении данной темы.

Самая популярная точка зрения заключается в восприятии в качестве критерия оценки пользы, важности какого-либо признака объекта или явления. Но данный оценочный признак обладает значительным показателем неопределенности, поскольку одно и то же понятие, явление или предмет могут нести диаметрально противоположный смысл – быть либо полезным человеку, либо вредным

Это зависит от различных обстоятельств и свойств. Например, лекарство в малых дозах может вылечить человека, в больших же количествах способно убить.

Какая бывает ирония?

Чтобы сделать свою речь живой, люди часто прибегают к различным стилистическим приемам и используют различные обороты речи. Поэтому ирония делится на несколько подвидов.

Первый из них — это скрытая или явная. Когда человек не хочет показать истинный объект насмешек, он его вуалирует. Такое зачастую распространено у юмористов, когда в своих сценках они затрагивают правительственный аппарат. То есть не совсем понятно, над кем именно они насмехаются.

Явная ирония обращена к конкретной персоне или объекту. Чаще всего такой способ насмешек практикуется среди друзей.

Второй вид иронии – добрая или язвительная. В первом варианте насмешка не несет никакого негативного смысла. Человек просто подмечает забавное стечение обстоятельств и не хочет обидеть своего оппонента.

Наоборот, чтобы его поддержать, он пытается придать ситуации шутливый тон. Но нельзя считать легкой иронией язвительные заявления. Такая форма считается хоть и вполне приемлемой, но все же грубой и обидной.

Философские ответы на мировоззренческие вопросы

Мы уже знаем, что философия – теоретическая основа мировоззрения, именно по этой причине главная проблема заключается в понимании взаимоотношений сознания и объективного мира. В этом объективном мире возникло сознание, а также взаимоотношения сознания и материи. В научном мире данную проблему принято подразделять на следующие элементы. В первую очередь, это вопрос, что есть причина всего сущего – материя или сознание? Во вторую – познаваем ли все-таки мир или нет? Именно ответы на эти вопросы раскрывают суть проблемы взаимоотношений сознания и мира. В соответствии с разработанными теориями философы подразделяются на две категории: идеалисты и материалисты. Но несмотря на это разделение, материализм и идеализм – взаимосвязанные аспекты одного большого процесса, а не абсолютное противоречие, как можно подумать.

Аксиологические теории

Натуралистический психологизм

Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис, Тугаринов. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм

Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

Персоналистический онтологизм

Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.

Культурно-исторический релятивизм

Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, то есть множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.

Социологизм

Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми её членами ценностей.

Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.

Фунчоза с овощами и белыми грибами

Фунчоза с белыми грибами и овощами – это настоящий праздник вкуса для любого вегетарианца-гурмана! Впрочем, от такого потрясающего блюда не откажутся и самые заядлые мясоеды. Этот салат можно легко и быстро приготовить и в будний день, и на любое праздничное застолье, чтобы удивить и порадовать своих родных и гостей.

Ингредиенты:

  • Фунчоза – 200-300 гр. (или 1упаковка).
  • Грибы белые отваренные – 200 гр.
  • Морковь средняя – 1 шт.
  • Лук репчатый – 1 шт.
  • Перец болгарский – 1 шт.
  • Цукини – 1 шт.
  • Капуста пекинская – 100 гр.
  • Помидор – 1 шт.
  • Соус соевый – по вкусу.
  • Имбирь свежий – по вкусу.
  • Чеснок – 2-3 зубчика или по вкусу.
  • Растительное (оливковое) масло – по вкусу.
  • Молотый черный (красный) перец – по вкусу.
  • Соль – по вкусу.

Процесс приготовления:

  1. Фунчозу приготовим одним из вышеописанных способов (смотрите рецепт № 1). Или руководствуйтесь инструкцией приготовления на упаковке.
  2. Лук, морковь, цукини и болгарский перец очистите и нарежьте мелкой соломкой.
  3. Помидор нарежьте тонкими ломтиками. Капусту пекинскую тонко нашинкуйте.
  4. Обжарьте лук и морковь вместе на среднем огне в раскаленном растительном (оливковом) масле до золотистого цвета.
  5. Добавьте в эту же сковороду цукини и болгарский перец, обжаривайте все вместе до готовности. Помешивайте, чтобы овощи не пригорели.
  6. За 5 минут до готовности овощей добавьте в сковороду белые грибы, заранее отваренные и нарезанные соломкой. Потушите все вместе до полной готовности овощей. Однако следите, чтобы овощи не превратились в кашу – в них должна чувствоваться легкая хрустинка.
  7. К тушеным овощам добавьте нарезанный помидор и пекинскую капусту, перемешайте и потомите вместе еще 2 минуты, чтобы капуста и помидор слегка размякли.
  8. Чеснок мелко порубите, имбирь натрите на мелкую терку.
  9. В сковороду добавьте фунчозу, мелко рубленный чеснок и измельченный имбирь, перемешайте с овощами и грибами.
  10. Заправьте блюдо соевым соусом по вкусу. Если нужно, подсолите и поперчите черным или красным молотым перцем.
  11. Кушайте этот вариант салата горячим или холодным – как вам больше понравится!

Приятного аппетита!

Совет: фунчозу можно не отваривать, а обжарить во фритюре, причем очень быстро. Опустите сухую фунчозу в сковороду или в кастрюлю с кипящим маслом, а через 2 минуты достаньте шумовкой, давая маслу стечь. Обжаренная фунчоза хорошо хрустит и имеет вкус масла, в котором готовилась.

Становление аксиологии

Определение 1

Аксиология — это философское учение о ценностях отдельной личности, коллектива, общества, включая материальные, культурные, духовные, нравственные и психологические ценности и их соотношение с миром, а также изменение нормативно-ценностной системы в процессе ее исторического развития.

Аксиология зародилась в западной философии в конце $19$ века. Но само понятие было введено только $1902$ году французским философом Лапи и обозначало раздел философии, исследующий проблему ценностей.

Определение 2

Ценности – это вещественные свойства явлений, психологические характеристики человеческой личности, явления жизни общества, обозначающие определенное значение для человека или общества.

Выделяют обычно несколько типов ценностей:

  • экономические,
  • нравственные,
  • эстетические,
  • познавательные,
  • психологические,
  • социальные.

Аксиология имела длительный путь развития. Философы древности по-разному описывали систему ценностей

В древней восточной философии уделялось огромное внимание исследованию человеческого внутреннего мира. Высшей ценностью индийские философы считали дух, соотносимый с душой

Мыслители Древней Греции отмечали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров общества, государства. В Средние века высшим благом являлось служение Богу, и ценность человека полностью зависела от его союза с Богом. В период Возрождения формируется культура гуманизма, которая провозгласила ценность личности и развития человека.

Во второй половине $ХХ$ века появилось учение о ценностях, и рассматривались они как объекты научного познания. Разные подходы к ценностям привели в итоге к появлению аксиологических концепций, которые рассматривали в виде ценностей познавательную деятельность, знание, воспитание и образование.

Развитие науки заставляет образование, по большей части ориентированное на выполнение определенного социального заказа, уделять внимание информированию учащихся, развитию познавательной деятельности, при этом меньше обращаясь к нравственным характеристикам личности. Не смотря на это, ценности не утрачивают своего огромного значения для людей, и, постепенно, гуманизация общественных процессов приводит к необходимости единения знаний о человеке, природе и обществе

В результате этого, основным смыслом сегодняшнего образования становится создание благоприятных условий для саморазвития личности как высшей ценности. Эту задачу невозможно решить без обращения к образовательным ценностям.

Познаваемость мира

Еще один вопрос, который обязателен к рассмотрению, заключается в том, познаваем ли мир или нет. Большая часть ученых утвердительно отвечают на данный вопрос, другая же половина твердо уверена в том, что человек не имеет возможности познать окружающий его мир. Таких философов называют агностиками. Объясняют они это тем, что у человека ограничены личные познавательные возможности, а также Кант, например, считал, что познание мира человеком невозможно в силу объективной непознаваемости явлений как таковых. На самом деле роль философии в жизни человека и общества неоценима. Как минимум эта наука – база культуры, она разделяет и в то же время соединяет различные отрасли познания и практики. Проблемы, которые изучает философия, – это не что иное, как жизнь, отражение окружающей действительности. И только решение и анализ данных проблем дают возможность индивиду осознать и осмыслить окружающий мир, свое «я», искать смысл жизни, определить свое предназначение, реализовать себя как личность в любой жизненной сфере.

Аксиологические теории

Натуралистический психологизм

Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис, Тугаринов. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.

Трансцендентализм

Разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Тем не менее, ценности должны каким-то образом коррелировать с реальностью. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.

Персоналистический онтологизм

Персоналистический онтологизм развивает последнюю из двух вышеназванных возможностей, связанную с идеей «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.

Культурно-исторический релятивизм

Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, то есть множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.

Социологизм

Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми её членами ценностей.

Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.

Развитие науки о ценностях — аксиологии

До конца XІХ в. ценность рассматривали в контексте метафизики, теологии или эпистемологии – то есть природа ценности не считалась особой, а потому философы не требовали особого термина для обозначения ценности. В философии XX века делались попытки преодолеть пропасть, которая разъединяет мир эмпирической реальности и мир ценностей. Некоторые из современных философов не склонны считать, что эта пропасть является абсолютной. В настоящее время существуют две основных группы концепций природы ценностей – объективистская и субъективистская. Этическое и эстетическое осознание понятия ценности берет свое начало в древней философии Востока и античности (Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Платон, Аристотель, Сенека, Эпиктет, Цицерон, Нагарджуна и др.), затем находит свое продолжение в трудах средневековых мыслителей (Августин Аврелий, Мейстер Экхарт, Ибн-Сина, Ибн-Исхак аль-Кинди и др.), а в последствии в работах представителей эпохи Возрождения (Л. Балла, М. Монтень и др.). Линию объективистского направления основал Платон: он понимал идею добрая как такую, которая в принципе не отличается от других идей, а, следовательно, не отличается и от истины. Исключительность этой идеи состояла в том, что, с точки зрения Платона, она является венцом иерархии всех других идей. В средневековой томистской теологии (см. Фома Аквинский (Аквинат)) ценности считались идеями, которые Бог привнес в мир вследствие акта создания мира и через явление Христа, в частности, через Новый Завет. В противоположность античной и средневековой философии, в философии Нового Времени утвердилось преимущественно субъективистское понимание ценности. Затем происходит обоснование проблематики теоретического анализа ценностей, поиска их источников. Классифицирование их происходит уже в Новое время и приводит к выделению аксиологии как самостоятельной области философского знания.

В классической европейской философии, с одной стороны, происходит рассмотрение понятия ценности с точки зрения рационализма (И. Кант, Г. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Мюнстерберг, Г. Коген и др.), с другой стороны, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр развивают иррациональное учение о ценности как бессознательном волевом феномене. В соответствии с этим направлением ценности принадлежат к психическим объектам – их источником являются наши желания, интересы, чувства, отношения. Эта линия понимания природы ценностей включает целый ряд выдающихся философов Нового времени: Гоббс, Спиноза, Лейбниц.

Аксиологический подход к культуре

Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен, и которые постоянно проявляются в духовной жизни:

  1. Вера или Бог.
  2. Добро.
  3. Красота.
  4. Истина.

Ценность воплощает подход к конфигурациям людского существования, стягивает духовное к разуму и воле человека. Поэтому аксиологическая функция – определять ценность, как осознанное бытие для каждой личности. Существует три уровня культуры в реализации ценностей:

  1. Низший. Моральные категории существуют, как значимости.
  2. Специализированный. Ценности могут реализоваться в поведении и поступках.
  3. Полноценный. Высшей ценностью становится сам человек своим отношением к миру.

Список использованной литературы

  1. Васильев А.М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 2013. – 374 с.
  2. Ветошкин, А.П. Философия : учебник: . — Москва: Проспект, 2016. — 560 с.
  3. Иванов А.В. Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М., 2014. — С. 545.
  4. Ивин А.А. Аксиология. Научное издание. М.., 2014. — С. 4
  5. Котлярова, В.В. Парадигмы аксиологического познания: философско-методологический анализ: диссертация … доктора философских наук. — Ростов-на-Дону, 2015. — 306 с
  6. Кузнецов, В.И. Послания президента РФ Федеральному Собранию: политико-правовая сущность и роль в определении курса развития страны: диссертация … кандидата политических наук. — Москва, 2016. — 223 с
  7. Лебедев С.А., Ильин В.В. Метафилософия// Философские науки. — № 1. — 2016. — С. 128
  8. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2015. – 287 с.
  9. Мурашко, Л. О. Аксиологическое измерение процесса правообразования: история и современность: дис. … доктора юридических наук. — Москва, 2015. — 141 с
  10. Онтология и аксиология права : тезисы докладов и сообщений Шестой международной научной конференции (20-21 октября 2015 г.). — Омск: ОмА МВД России, 2015. — 139 с.
  11. Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2014. – 486 с.
  12. Формирование системного мировоззрения современного человека : материалы Научно-практической конференции, г. Барнаул, 14-15 апреля 2017 г. — Барнаул: АлтГПУ, 2017. — 168 с.
  13. Ценности человеческого бытия : материалы всероссийской научно-практической конференции. — Барнаул: АлтГПУ, 2016. – 411 с.
  14. Цинцадзе Н.С. Концептуальные аспекты аксиологической теории права // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. — Вып. 5 (121). — С. 251-259.
  15. Юсупов, Р.М. Общечеловеческие ценности и права человека в глобализирующемся мире / Р. М. Юсупов. — Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2016. — 197 с

1 Кузнецов, В.И. Послания президента РФ Федеральному Собранию: политико-правовая сущность и роль в определении курса развития страны: диссертация … кандидата политических наук. — Москва, 2016. — 223 с
2 Ветошкин, А.П. Философия : учебник: . — Москва: Проспект, 2016. — 560 с.
3 Ивин А.А. Аксиология. Научное издание. М.., 2014. — С. 4
4 Формирование системного мировоззрения современного человека : материалы Научно-практической конференции, г. Барнаул, 14-15 апреля 2017 г. — Барнаул: АлтГПУ, 2017. — 168 с.
5 Иванов А.В. Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М., 2014. — С. 545.
6 Лебедев С.А., Ильин В.В. Метафилософия// Философские науки. — № 1. — 2016. — С. 128.
7 Ценности человеческого бытия : материалы всероссийской научно-практической конференции. — Барнаул : АлтГПУ, 2016. – 411 с.
8 Онтология и аксиология права : тезисы докладов и сообщений Шестой международной научной конференции (20-21 октября 2015 г.). — Омск: ОмА МВД России, 2015. — 139 с.
9 Цинцадзе Н.С. Концептуальные аспекты аксиологической теории права // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. — Вып. 5 (121). — С. 251-259.
10 Юсупов, Р.М. Общечеловеческие ценности и права человека в глобализирующемся мире / Р. М. Юсупов. — Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2016. — 197 с.
11 Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2015. – 287 с.
12 Мурашко, Л. О. Аксиологическое измерение процесса правообразования: история и современность: дис. … доктора юридических наук. — Москва, 2015. — 141 с
13 Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2014. – 486 с.
14 Котлярова, В.В. Парадигмы аксиологического познания: философско-методологический анализ: диссертация … доктора философских наук. — Ростов-на-Дону, 2015. — 306 с

Видео

Салат ФУНЧОЗА ПО-КОРЕЙСКИ
Смотреть видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Статья обновлена: 13.05.2019

Примеры иронии из литературной классики

Словесная ирония:

«Бочка Амонтильядо» Эдгара По

Ярким примером словесной иронии в «Бочке Амонтильядо» является случай, когда ничего не подозревающего Фортунато ведет к его смерти его бывший знакомый, Монтрезор. Когда Монтрезор заманивает его в катакомбы, он расспрашивает Фортунато о его благополучии. Монтрезор замечает, что у Фортунато кашель, который усиливается по мере продвижения по катакомбам. Он спрашивает, хочет ли Фортунато повернуть назад. Фортунато отвечает: «Я не умру от кашля». Монтрезор сознательно отвечает: «Верно — верно». В конце аудитория обнаруживает, что на самом деле это была словесная ирония. Montresor , казалось, означает , что кашель был безвреден, но то , что он также говорил о том , что он планировал убить Фортунато.

Verbal Irony in Cask of Amontillado

Настройте этот пример*

Больше опций

Начните мою бесплатную пробную версию

Создать Примеры Иронии*

Ситуационная ирония:
Большие ожидания от Чарльза Диккенса

В « Больших ожиданиях» Пип и зрители не знают, кто его благодетель. На протяжении всего романа читатель полагает, что благодетель действительно богатая мисс Хэвишем. Благодаря ее действиям и совпадениям Пип, проживающей и обучаемой по карманам, ее кузенам, читатель ожидает, что это будет она. В конце концов, Магвич, осужденный Пип, проявивший доброту в молодом возрасте, оказывается истинным благодетелем Пипа. Это откровение противоречит ожиданиям Пипа и аудитории, порождая ситуативную иронию.

Situational Irony in Great Expectations

Настройте этот пример*

Больше опций

Начните мою бесплатную пробную версию

Создать Примеры Иронии*

Драматическая ирония
Трагедия Ромео и Джульетты Уильяма Шекспира

В « Ромео и Джульетте» Джульетту заставляют принимать снотворное, чтобы избежать женитьбы на Париже. Она должна сделать это, потому что она уже замужем за изгнанным Ромео. Когда Ромео слышит, что она мертва, зрители знают, что она жива. Затем он убивает себя, и когда Джульетта просыпается, она видит его мертвым и забирает ее жизнь. Аудитория знает, что все это можно было бы предотвратить, если бы письмо братья дошло до Ромео, что сделало историю еще более трагичной.

Dramatic Irony in Romeo and Juliet

Настройте этот пример*

Больше опций

Начните мою бесплатную пробную версию

Создать Примеры Иронии*

Обыденное и профессиональное оценивание

Здесь можно поставить знак равенства с понятием «общественное мнение». Его изучают не только ученые, но и политики, чтобы использовать в своих целях. Если пытаться определить общественное мнение, то можно сказать, что это состояние сознания определенной общности, которая выражает ее отношение к процессам, происходящим в их социальной реальности. В свою очередь, профессиональное оценивание – это задача экспертов той или иной области. Ученые делают вывод, что профессиональное оценивание на сегодняшний день приобретает характер самостоятельной отрасли духовной деятельности. Сегодня социальная экспертиза имеет четыре формы проявления: служебная (внутренняя и внешняя), правовая, экономическая, научная.

Функции аксиологии

Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:

  • выяснить критерии, более значимые для человека;
  • отличить ценность от повседневности в понимании личности.

Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:

  1. В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
  2. В педагогике – привитие нравственных ценностей.
  3. В культуре – формирование принятых норм.

История аксиологии в ХХ в.

Философы начала ХХ в. предложили несколько отличные друг от друга варианты субъективистского понимания ценностей: источником ценностей являются желание и удовлетворение (утилитаристы), интересы (Перри); ценности – это скрытые приказания или команды (Рассел), источником ценностей есть чувства (т.н. эмотивизм – Айер, Карнап, Рейхенбах, Ч. Стивенсон). К субъективистскому пониманию ценностей склонялись также приверженцы прагматизма (Дьюи).

Начало объективистского понимания ценностей положил немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881). Но, прежде всего, критика эмпирического реализма, позитивизма и психологизма со стороны Гуссерля в значительной мере подняла убедительность субъективистской концепции ценностей, представители которого утверждали субъективность понятия ценности в идеалистическом аспекте. Аксиологические источники сторонники этого подхода связывали с биологическими и психологическими потребностями человека, а сами ценности рассматривали как возможные факты эмпирической реальности. Ф. Бренатано, Э. Гуссерль проводили исследования ценности в контексте теории интенциональности, что способствовало обоснованию ее субъективного источника, обладающего способностью к переживанию. В начале XX в. самыми известными представителями объективизма стали Н. Гартман (немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии) и М. Шелер (немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии). Он исходил из того, что последовательная теория ценностей может быть только априорной: так как на основе того, что люди ценят, нельзя обосновать, что же достойно оценивания. Однако крайняя форма интуитивизма и априоризма, которую представлял Шелер, подверглась серьезной критике. Кризис классической философии и науки отразился и на развитии науки о ценностях. Феномен ценности в контексте экзистенциализма приобретает значение смысла жизни, соединяясь с проблематикой абсурда, свободы и творчества (Г. Зиммель, В. Дильтей, Э. Дюркгейм, М. Хайдеггер, Г. Буркхардт, Ж.П. Сартр, Э. Фромм, В. Франкл). Затем впоследствии происходит добавление аксиологического аппарата теорией символических форм (Э. Кассирер), анализом субъектно-объектных отношений в контексте постмодернистских теорий (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Р. Рорти, Э. Левинас и др.).

Проблемами выявления сущности ценностей занимались Р. Гартман, Р. Фрондизи и М. Хенсон, их символическим и логическим выражением интересовался Г. Верной. Аксиологией соотношения смысла и значимости, поиска субъекта и объекта ценностей заняты К. Байер, Ч. Фрейд, нравственное содержание ценностей является предметом содержания работ Дж. Финдлея. Анализ ценностей с точки зрения витально-экзистенциального подхода проводит Ф. Фут. Другие работы зарубежных аксиологов посвящены современным тенденциям кризиса аксиологических ценностей и поискам новых императивов (В. Веркмейстер, Э. Левинас, Д. Вокей), анализу приоритетов постиндустриальной, информационной эпохи (И. Масуда, А. Гидденс, М. Кастельс, Б. Коленберг) и др.

Ценности играют ведущую роль в объединении индивидов для общих, коллективных действий; являются важными для обеспечения основы единения людей в нации, цивилизации и даже человечества в целом, поскольку это предусматривает наличие некоторых базовых общечеловеческих ценностей.

Период 1890-х – 1920-х гг

Пе­ри­од 1890-х – 1920-х гг. мо­жет быть на­зван эпо­хой клас­си­че­ской А., ко­гда про­бле­ма­ти­ка цен­но­стей ста­ла ед­ва ли не пре­об­ла­даю­щей в ев­роп. фи­ло­со­фии и в сис­те­ма­тич. раз­ра­бот­ку её так или ина­че бы­ли во­вле­че­ны все зна­чи­тель­ные фи­ло­со­фы эпо­хи. В струк­ту­ре её мож­но вы­де­лить А. «фор­маль­ную» – при­ме­не­ние об­щих ло­гич. за­ко­нов к цен­но­ст­ным от­но­ше­ни­ям, А. «ма­те­ри­аль­ную» – по­строе­ние ие­рар­хии цен­но­стей, а так­же ак­сио­ло­гич. «он­то­ло­гию» и «гно­сео­ло­гию». Цен­ность ли­бо рас­смат­ри­ва­ет­ся как пре­дель­ное по­ня­тие, не сво­ди­мое к че­му-ли­бо ино­му, ли­бо оп­ре­де­ля­ет­ся че­рез что-то дру­гое: удо­воль­ст­вие (В. Шуп­пе, Т. Липпс, Х. Кор­не­ли­ус, Гер­ма­ния), же­лае­мое (Х. Эрен­фельс, Ав­стрия; Ф. Крю­гер, Гер­ма­ния; Т. А. Ри­бо, А. Фуйе, Фран­ция), по­треб­ность (О. Кюль­пе, Х. Гёф­фдинг), ин­те­рес (Дж. Сан­тая­на, ран­ний Р. Б. Пер­ри, США; ран­ний Дж. Дьюи).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector