Методическая помощь в подготовке к семинару № 1

12.2. Сознание как высшая форма отражения действительности

  • Ответы к экзамену по Философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.43 Мб

    Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение Ценности и ценностные ориентации. Что такое ценность, а что такое оценка Французское просвещение и фил. материализм 18 века.

  • Ответы к экзамену по философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.62 Мб

    №1 социально экономические и духовные предпосылки возникновения философии. №2 Мировоззрение и типы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Религиозное и философское мировоззрение. №3 Философия

  • Философия. Шпаргалка | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.21 Мб

    Философия:предмет, методы, функции. Познаваем ли мир? СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ Идеализм в античной философии.Сократ,Платон, Аристотель. 8)Основные направления философии Древнего Рима. Философии

  • Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А.П.Чехова Андреева Елена Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург — 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 12.38 Мб

    Специальность 10.02.01 — русский язык. Структура художественного текста неоднородна. Опа представляет собой комбинацию авторского повествования или речи повествователя и персонажей. Вопросы структуры

  • Образование как ресурс развития личности, общества и государства Кондаков Александр Михайлович | Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 9.19 Мб

    Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Введение Восстановление российской экономики и сложившаяся тенденция ее устойчивого роста поставили новые стратегические

  • Развитие личностной готовности студентов к профессиональной деятельности педагога в процессе обучения в вузе физической культуры Носенко Надежда Петровна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 6.1 Мб

    Специальность 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки). Актуальность. Сложность и

  • Ответы к экзамену по философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.2 Мб

    Мировоззрение: понятие и сущность. Специфика философского мировоззрения. Предмет, структура, функции и методы философского знания. Философия в системе культуры. Общая характеристика философии

  • Ответы по курсу Физиологии человека | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.53 Мб

    ФИЗИОЛОГИЯ Физиология возбудимых тканей Классификация раздражителей. Природа возбуждения. Изменение возбудимости при возбуждении. Законы раздражения возбудимых тканей. Физиология нервов и нервных

  • Ответы к экзамену по Философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.19 Мб

    1. Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования. 2. Основной вопрос философии. 3. Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия

  • Ответы к экзамену по дисциплине Физиология ВНД и сенсорных систем | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.07 Мб

    Список вопросов 1.Что изучает физиология ВНД, ее междисциплинарный характер 2. Методология, методы и методики исследования физиологии ВНД 3.Основные принципы и понятия физиологии ВНД 4. Принцип

Эмоции и чувства

Понятие эмоций. Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и чувствах.

Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Человек унаследовал эмоции от своих животных предков. Страх, ярость, боль – это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей. Самые ранние по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоций – удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие. Источником эмоций являются объективно существующие в окружающем мире предметы и явления или изменения, происходящие в организме человека. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и передаваться другим живым существам.

Эмоции особенно четко проявляются в трудных, напряженных условиях: в ситуациях опасности, угрозы, утомления, голода, холода, жажды, потери моральных ценностей, в процессе выяснения отношений, в ситуациях риска, при изменении привычного образа жизни и т. п. В структуре личности человека эмоции связаны с темпераментом.

Чувства – это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. Можно сказать, что чувства – это социальные переживания. В психологическую структуру чувств входят эмоции и понятия.

Предметом интеллектуальных (познавательных) чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К таким чувствам относятся любознательность, любопытство, сомнение, удивление, недоумение, уверенность, чувство нового, чувство юмора, ирония и т. п.

Моральные (этические, нравственные) чувства определяют отношение человека к себе, к людям, государству, обществу. Это патриотизм, интернационализм, чувства долга, чести, товарищества, сострадания, симпатии и антипатии, любви и ненависти, справедливости, ревность, сопричастность, чувство стыда и совести, привязанность, отчужденность, уважение, презрение, солидарность и т. п.

Сознание как высшая форма отражения.

Сознание – свойство высокоорганизованной
материи, заключающееся в идеальном
отражении действительности.

С. носит отраженный характер – является
высшей формой отражения действительности.

Сознание имеет относительный характер,
т.к. сознание – отражение предмета,
следовательно, у них есть общее содержание.

Отражение сознанием окружающего мира
носит творческий характер, (зависит от
потребностей) именно на это сознание
направляет свое внимание. Т.о

отражение
носит избирательный характер (Смотрит
на мир глазами, а видит мозгами.).

От опыта и знания зависит то, как человек
отражает среду. Психофизический парадокс.
Восприятие мира происходит через
рецепторы, но импульсы качественно
однородны, следовательно, в голове
возникают качественно разнообразные
образы?

Свойство опережающего отражения, то
есть возможность продумывать, предвидеть
будущее.

Продукт сознания – идеальные образы.

Противопоставление сознания и материи

В онтологическом аспекте:

……………..

В гносеологическом аспекте:

Абсолютный образ предмета идеален
и вторичен по отношению к материи.

Сознание отражает все свойства и признаки
предмета, которые значимы для человека.

Особенности и структурные компоненты сознания

Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:

  • Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
  • Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
  • Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
  • Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности
    проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.

Самосознание человека проявляется:

  • В самонаблюдении;
  • В критическом отношении к самому себе;
  • В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
  • В самообладании;
  • В ответственности за совершаемые поступки.

Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.

Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности.
Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.

Стадии и уровни

Пусть данный процесс кажется нам чем-то цельным, он все же подразделяется на несколько этапов. Основные стадии и уровни психического отражения включают:

1. Представление. Данный уровень характеризуется динамичной деятельностью подсознания личности. Прошлые воспоминания, которые частично забылись, вновь появляются в воображении. На эту ситуацию не всегда влияют органы чувств.

Большое влияние оказывает степень важности и значимости происшествий или явлений. Часть из этих инцидентов пропадает, остаются лишь самые нужные эпизоды

Рекомендуем: Виды и свойства восприятия в психологии

Индивид благодаря мышлению создает свои идеалы, строит планы, контролирует сознание как умеет. Именно так и появляется личный опыт.

2. Чувственный критерий. Также этот уровень именуют сенсорным. На нем происходит построение психических образов на основе того, что мы ощущаем через органы чувств. Это и влияет на преобразование информации в необходимом направлении.

Из-за того что происходит возбуждение вкуса, обоняния, ощущения, данные о личности обогащаются и сильнее влияют на субъект. Если с индивидом случается что-то похожее, то мозг стимулирует повтор каких-то моментов из прошлого, а они оказывают влияние на будущее. Такое умение помогает человеку в любой момент создавать ясные картины в собственном сознании.

Рекомендуем: Высшие психические функции — это

3. Логическое мышление. На данном уровне настоящие события не имеют никакого значения. Человек использует лишь те навыки и умения, что присутствуют в его сознании

Важностью обладает и общечеловеческий опыт, про который знает личность

Все стадии психического отражения естественно пересекаются и взаимодействуют. Этот процесс происходит благодаря комплексной работе чувственной и рациональной деятельности индивида.

Основные особенности или черты сознания

  1. категориальность,
    т.е. все предметы и явления окружающего
    мира представлены в сознании в виде
    системы понятий или категорий;

  2. совокупность
    знаний о мире;

  3. разделение
    «Я не Я«,
    т.е. познавательное отделение субъекта
    и объекта;

  4. наличие
    совокупности умственных и чувственных
    образов;

  5. целеполагание,
    т.е. одной из основных функций сознания
    является постановка целей поведения
    и деятельности человека;

  6. наличие
    самосознания, т.е. система представлений
    о самом себе;

  7. влияние
    на индивидуальное сознание общественных
    форм сознания (наука, культура, религия,
    право, мораль).

Функция сознания
заключается в формировании целей
деятельности в мыслительном построении
действий и осознании результатов, что
обеспечивает регулирование деятельности
человека.

Выделяют следующие
свойства
сознания
:
построение отношений, познание и
переживание. Отсюда непосредственно
следует включение мышлении и эмоций в
процессы сознания. Основной функцией
мышления является выявление объективных
отношений между явлениями внешнего
мира, а основной функцией эмоции –
формирование субъективного отношения
человека к предметам, явлениям, людям.

Первичным актом
сознания

является акт идентификации с символами
культуры, организующий человеческое
сознание, делающий человека человеком.
За вычленением смысла, символа и
идентификацией с ним следует выполнение,
активная деятельность ребенка по
воспроизведению образцов человеческого
поведения, речи, мышления, сознания,
активная деятельность ребенка по
отражению окружающего мира и регуляции
своего поведения.

Выделяют два слоя
сознания (Зинченко В.П.):

  1. Бытийное сознание,
    включающее в себя:

— свойства движений,
опыт действий,

— чувственные
образы

  1. Рефлективное
    сознание, включающее в себя:

— Значение (Содержание
общественного сознания, усеваемого
человеком. Это могут быть операционные
значения, предметные, вербальные
значения, житейские и научные значения
– понятия.)

— Смысл (субъективное
понимание и отношение к ситуации,
информации).

Функции сознания:

  1. отражательная.

  2. порождающая
    (творчески-креативная)

  3. регулярно-оценочная

  4. рефлексивная
    функция – основная функция, характеризует
    сущность сознания. В качестве объекта
    рефлексии могут выступать: отражение
    мира; мышление о нем; способы регуляции
    человеком своего поведения; сами
    процессы рефлексии; свое личное сознание.

Структура
сознания по А.В.Петровскому

  1. совокупные
    знания о мире;

  2. разделение
    субъекта и объекта, и отношение субъекта
    к объекту;

  3. целеполагающая
    деятельность.

Структура
сознания (по Леонтьеву)

выделяют два слоя сознания: бытийный и
рефлексивный. Бытийный слой включает
в себя биодинамическую ткань движения
и чувственный образ; Рефлексивный
слой сознания
содержит: значения и смысл.

Чувственная
ткань –
чувственные составляющие конкретных
образов реальности.

Функции чувственной
ткани – это материальная ткань сознания,
то, что образует богатство, многокрасочность
сознательного отражения мира. Развитие
чувственного содержания сознания
происходит в процессе развития
человеческих форм деятельности.

Значение
– обобщенный
опыт человечества, знания, выраженный
в языке; идеальная модель мира в
общественном сознании. С помощью
значении осуществляется опосредованное
отражение человеком мира.

Функции значения:
1. Связь индивидуального сознания с
обществом (заимствования из общественного
сознания); 2. Означение мира, представление
объективного знания об объекте.

Личностный смысл
– отношение,
которое создается в жизни человека.
Это значение значения.

Функции личностного
смысла – пристрастность сознания.
Осознание – расширение круга деятельностей.
Отсюда несовпадение личностного смысла
и значения.

Свойства
сознания:

  1. ритмичность
    (связанность, группировка впечатлений)
    – сознание есть структура

  2. неоднородно –
    центр и периферия (зона ясного сознания
    – фокус и зона сознаваемого)

  3. имеет объем –
    количество простых впечатлений, которое
    испытуемый в данное время воспринимает
    как единое целое (16-40 ударов метронома).
    Люди по-разному группируют впечатления
    – выделение области поля внимания.
    Объем внимания – количество элементов,
    которое испытуемый в данное время
    воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно
    увеличить – апперцепция: процесс
    преобразования, укрупнения единиц
    сознания.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Задача 3

1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие — зеркальное?

а) активно воздействует на среду — психическое отражение;

б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия — зеркальное отражение;

в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности — психическое отражение;

г) является фотографией окружающей действительности — зеркальное отражение;

д) сигнализирует о жизненно важном для человека — психическое отражение. 2

К методу опроса относятся
… д) социометрия; е) анкетирование

2. К методу опроса относятся
… д) социометрия; е) анкетирование.

3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:

1). Инстинктивное поведение
… г) все ответы верны.

2). Импринтинг
… е) все ответы неверны.

3). Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, —
это сознание.

4). Высшие психические функции характеризуются
… а) осознанностью.

Происхождение сознания. Сознание – высшая форма отражения действительности.

Сознание
— это то, что отличает человека от других
жи­вых существ, оно с давних пор было
предметом внимания всех тех, кто хотел
изучить и понять человека. Исторически
первым был термин душа. В античности
наши предки отда­вали главенство
душе, а не телу, именно душа была
носите­лем божественного, она
существовала сама по себе и была
бессмертна. Довольно скоро встала
необходимость наряду с понятием душа
ввести понятие «ум», как характеристику
индивидуального сознания, в
противоположность чувствам и эмоциям.

И.Кант
выделил в качестве исходных способностей
ду­ши способность чувственного
познания, далее рассудок, по­том
разум, и вывел принцип внутреннего
единства психики человека, его сознания,
его души. Разум, как высшая позна­вательная
ценность получил название «интеллект».
Теории
происхождения сознания:

Космическая
природа сознания — сознание независимо
от человека, оно неделимо, едино, цельно
по своей су­ти и исходит из Космоса.
Биологическая
точка зрения: сознание — порождение
живой природы, присущее всем живым
организмам, а не только человеку. —
Человеческая
точка
зрения: сознание — продукт чело­веческого
мозга и присуще только человеку.

Сознание
выступает как образ окружающего нас
мира. Оно отражает мир и материю. Поэтому
сознание можно оп­ределить как
субъективный образ объективного мира.
Соз­нание в некотором смысле вторично
по отношению к мате­рии.

Сознание
— продукт развития человека и общества
или продукт высокоорганизованной
материи. Оно имеет иде­альную природу
— это положение признают и материали­сты:
идеальное сознание производно от
материи.

45.
Проблема
человека
в
истории

философии.
Понятие личности. Взаимосвязь личности
и общества.

Проблема
личности в философии — это вопрос о том,
в чем сущность человека как личности,
каково его место в мире ив
истории. В философии личность
рассматривается как индивидуальное
выражение и субъект общественных
идеалов, ценностей общественных
отношений, деятельно­сти и общения
людей.

Человек
— это индивид в единстве социальных,
природ­ных, материальных, духовных,
психических и физических признаков.
Под индивидом понимается отдельный
предста­витель человеческого рода,
носитель всех основных его ан­тропологических
и социальных признаков. Это продукт
природной эволюции и общественных
отношений.

Личность

это человек, у которого ярко выражен
соци­альный аспект человеческой
многогранности, его социаль­ная
сущность. Это человек, имеющий определенное
миро­воззрение, нравственные позиции,
высокий уровень культу­ры, гражданскую
зрелость, осознающий свои права и
обя­занности. Индивидуальность
личности выражается, прежде всего, в
его индивидуальных признаках, поведении,
обще­нии, деятельности, особенностях
мышления и поведения, мировоззрении и
т.д.

Личностные
качества человека напрямую зависят от
образа жизни, условий жизни и степе­ни
ее зависимости от внешних проявлений
природы. Фило­софия видит в личности
главное достижение земной циви­лизации,
ее основной смысл и заботу.

Структурно
личность представляет систему элементов,
содержанием которой являются: духовный
мир личности, ее социально-ролевый
комплекс, природные качества. В
совокуп­ности они образуют целостность,
которая характеризует взаимоотношение
личности с системой общественных
от­ношений. В основе типологического
определения личности стоит идея о том,
что ее формирование есть процесс
усвое­ния элементов окружающей
природной и социальной сре­ды.

Сознание как высшая форма отражения.

Сознание – свойство высоко организованной
материи, заключающееся в идеальном
отражении действительности.

С. носит отраженный характер – является
высшей формой отражения действительности.

Сознание имеет относительный характер,
т.к. сознание – отражение предмета,
следовательно, у них есть общее содержание.

Отражение сознанием окружающего мира
носит творческий характер, (зависит от
потребностей) именно на это сознание
направляет свое внимание. Т.о

отражение
носит избирательный характер (Смотрит
на мир глазами, а видит мозгами.).

От опыта и знания зависит то, как человек
отражает среду. Психофизический парадокс.
Восприятие мира происходит через
рецепторы, но импульсы качественно
однородны, следовательно, в голове
возникают качественно разнообразные
образы?

Свойство опережающего отражения, то
есть возможность продумывать, предвидеть
будущее.

Продукт сознания – идеальные образы.

Противопоставление сознания и материи

В антологическом аспекте:

……………..

В гносеологическом аспекте:

Абсолютный образ предмета идеален
и вторичен по отношению к материи.

Сознание отражает все свойства и признаки
предмета, которые значимы для человека.

Свойства сознания

В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:

  • Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности
    человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»;
  • Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
  • Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
  • Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
  • Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
  • Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
  • Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
  • Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
  • Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
  • Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.

Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Задача 5

В научно-фантастическом рассказе описано следующее.

Однажды экспедиция археологов обнаружила пещеру, в которой жили человекообразные существа, названные учеными троппи. Троппи питаются мясом, которое коптят на кострах самым примитивным образом. У троппи подвижные руки, напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо развитыми пальцами. Указательным пальцем они часто показывают на отдаленные предметы. Они высекают огонь, ударяя двумя обточенными кремнями над лишайником. Членам экспедиции удалось обучить троппи нескольким словам, но связной речи у них не наблюдалось. Они произносили отдельные звукосочетания: одни, когда им было больно; другие — когда было радостно; третьи — когда угрожала опасность. Одного из троппи удалось научить узнавать букву «h», показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он научился писать эту букву карандашом.

Троппи обтесывают камни, ударяя при этом по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а потом все более мелкие и мелкие кусочки. Когда им показали, как обтесывать камень при помощи настоящего молота и долота, троппи так и не научились пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора. (по Веркору.
Люди или животные?).

Я считаю, что троппи — это животные, у которых развитие на высшем уровне перцептивной психики. В отличие от других животных они очень много умеют и вполне обучаемы. Троппи умеют использовать орудия труда, разжигать огонь, но людьми их назвать нельзя, так как у них нет сознания. Они не обладают связной речью, которая и является источником формирования сознания.

Задача 2

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

1. Первая психологическая лаборатория была основана Вильгельмом Вундтом в 1879 году.

2. Метод самонаблюдения состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.

3.З. Фрейд утверждал, что наше поведение в значительной степени подчинено влиянию подсознательных сил из детства, которые потом отражаются на нашей сексуальной жизни.

4. К основным методам относят метод наблюдение и метод эксперимент, к вспомогательным — все остальные.

Экспериментальный метод состоит во вмешательстве исследователя в ход событий, с тем, чтобы установить, как изменение одного факта влияет на изменение другого.

К методу опроса относят интервью, беседу и анкетирование.

Понятие отражения. Качественные изменения форм отражения на различных уровнях развития материи.

В
древности философы разделили бытие на
два основ­ных типа: материальное и
идеальное. В современной философии
широко распространено ма­териалистическое
объяснение природы сознания известное
как теория
отражения
.
Она дает обоснованный ответ на во­прос
о происхождении идеального из
материального.

Суть
данной теории в том, что сознание есть
свойство высокоорганизованной материи
отражать материю. Отра­жение
— одно из универсальных свойств материи,
оно при­суще как неживой, так и живой
природе. Человеческое соз­нание
возникло в результате длительной
эволюции этого свойства материи и
представляет собой высшую форму
от­ражения. Отражение
— это способность материальных объ­ектов
оставлять в себе следы других материальных
объек­тов или менять структуру при
взаимодействии с ними.

Свойство
отражения присуще всем материальным
объектам при взаимодействии с другими.
Характер этого взаимодействия на разных
уров­нях организации материи
качественно различен.

На
уровне неживой природы

наблюдаются физико-химические формы
отражения, взаимодействия в виде
ме­ханических, звуковых, тепловых,
реакций.

На
биологическом уровне

организации материи прояв­ляются
более высокие формы взаимодействия
живых орга­низмов. Биологическое
отражение свойственно только жи­вым
организмам. Формы отражения: раздражимость,
чувствительность, психическое от­ражение.

На
социальном уровне

отражения появляется сознание человека,
включающее, наряду с чувственным,
рациональ­ные формы отражения,
представляющие собой высшую ступень
в длительном процессе эволюции форм
взаимодей­ствия материальных систем.

Задача 1

Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

Данное суждение неполно отражает определение психологии. Кроме, интроспективный метод не единственный, помимо него используются и другие методы исследования переживаний и психических состояний.

Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятия, понятий, чувств и других явлений психики.

Данное суждение достаточно верно и точно.

Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

Данное суждение достаточно верно, потому что отражает объекты психологической науки.

Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

Данное суждение неверно, так как психология не является отраслью какой-либо науки, психология — это отдельная отрасль знаний, пределы которой не ограничиваются лишь изучением функционирования нервных процессов мозга. Психология — наука, изучающая структуру психических явлений, их совокупность и проявление деятельности человека.

Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

Данное суждение вполне верно, так как предметом психологии является внутренний мир человека, в частности и сознание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector