Золотое правило дидактики. принцип наглядности в обучении. ян амос коменский

А как на практике?

Я. А. Коменский хорошо понимал, что просто демонстрировать предмет недостаточно. Учитель должен показывать изучаемое как в целом виде с различных сторон. Также необходимо разложить предмет на части на глазах у учеников, дать обозначение каждой составляющей и соединить все в одно целое. Данный принцип обучения Коменского (золотое правило дидактики) был отображен в учебнике мыслителя «Видимый мир в картинках». Эта книга считается очень хорошим образцом воплощения в жизнь новой педагогики. В ней было собрано большое количество рисунков. Под каждым из них размещалось словесное описание, выполненное на разных языках. Такой подход хорошо себя зарекомендовал во время обучения иностранным словам. Следует отметить, что ученый перед собой задачу коренной перестройки существующих учебных программ не ставил. Он полагал, что недостатки, присутствующие у старого схоластического подхода можно ликвидировать. Для этого достаточно просто представить все наглядно.

Правила обучения по дидактическим принципам

Дидактические правила — это указания и рекомендации по каждому принципу в конкретных учебных ситуациях. Правила более нацелены на практики учителей. Это обобщённый опыт претворения дидактических принципов в реальных условиях.

Теорию дидактических правил обосновал Я. А. Коменский.

Различают следующие общепринятые правила дидактики:

  1. Принцип научности: обучать, используя в работе научные достижения педагогики, психологии, методики преподавания; формировать диалектический подход; рассказывать о последних научных достижениях; изучать биографии великих учёных; заниматься исследовательской работой с учениками; применять методы эксперимента и опыта; учить школьников работе с научной литературой.
  2. Принцип систематичности: разделять учебный материал на законченные части; использовать в обучении схемы, таблицы, планы; показывать место изучаемой науки среди остальных; выстраивать систему уроков: последующий опирается на предыдущий; проводить обобщающие уроки после каждой изученной темы.
  3. Принцип применения теории на практике: организовывать практическую деятельность, направленную на закрепление знаний; учить самостоятельно подбирать примеры для иллюстрации теории; поддерживать самостоятельность школьников в попытках практически подтвердить пройденное; привлекать краеведческий материал; включать воспитанников в трудовую и общественно-полезную деятельность; показывать практическую значимость изучаемой науки.
  4. Принцип сознательности: показывать учащимся целесообразность учебной деятельности; создавать проблемные ситуации, требующие решения; поощрять инициативу и самостоятельность в школьниках; культивировать доверительные отношения между учеником и учителем.
  5. Принцип доступности: переходить от лёгкого к сложному, от известного к неизвестному; учитывать возраст и индивидуальные особенности обучающихся; излагать материал ясно и чётко.
  6. Принцип прочности: не перегружать память учащихся, в том числе неверной информацией; для запоминания давать небольшие ряды информации; мотивировать ученика использовать все его возможности; активизировать все виды памяти; вызывать интерес к изучаемому; давать разнообразные задания.
  7. Принцип учёта индивидуальных особенностей ученика: изучать его особенности; давать посильные по возрасту задания; учитывать темперамент, характер, способности, половозрастные особенности.
  8. Принцип наглядности: привлекать все органы чувств ребёнка; использовать различные иллюстрации, опыты, яркие примеры из жизни; не использовать больше наглядных средств, чем требуется; понимать правила использования ИКТ.

Правила могут дополняться и изменяться в соответствии с потребностями образовательного процесса.

Методы

Методы разработаны ведущими менеджерами.

Интересно! Эффективность методов доказана многолетними исследованиями.

Метод цели-ценности

Метод заключается в заполнении матрицы с целями и ценностями. В левом столбце прописываются цели, затем идут ценности, выбранные самим человеком: семья, любовь, хобби, материальное благополучие и т. д.

Таблица целей с ценностями может выглядеть следующим образом:

Цели Семья Любовь Материальное благополучие Итого
10 октября я работаю на новой должности с окладом 50000 рублей 2 2 2 6
К ноябрю я не курю 2 1 1 4
Победить на следующем конкурсе проектов 2 1 2 5

В качестве дополнения можно отметить необходимость большего ранжирования. Например, выставлять оценки не по двухбалльной шкале, а по пятибальной.

Метод Айви Ли

Метод Айви Ли часто дают на тренингах для персонала. Он прост и эффективен:

планирование осуществляется по окончанию следующего дня

Необходимо записать 6 важных целей; расставить дела в порядке важности; на следующий день необходимо сконцентрироваться на самом первом пункте. Это главное дело нужно довести до конца; затем решают менее важные дела по порядку; если какие-то дела остались, то недостигнутые результаты переносятся на следующий день в новый список

Первый испытатель стратегии опробовал ее в течение трех месяцев и был впечатлен результатами. Действительно дела стали идти гораздо лучше, а корпорация принесла больше прибыли.

Метод SMART

SMART — система постановки желаемых результатов. Схема целеполагания по этой методике включает следующие блоки:

  • Specific — конкретность;
  • Measurable — измеримость;
  • Achievable — достижимость;
  • Realistic — реалистичность или ревалентность;
  • Time bound (timed) — определенная по времени.

Метод SMART

27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.

Методы
обучения- способы организации
взаимосвязанной деятельности обучаемого
и обучащего в целях формирования знаний.
Навыков и умений, моральных, психологических,
профессиональных качеств, необходимых
специалисту для практической деятельности.

Классификация
методов обучения:
1. Традиционная(берет
начало в древней философии и педагогических
системах, уточненная для нынешних
условий).

Источники
знаний:

-Практика

-Наглядность

-Слово

В ходе
культурного прогресса к ним присоединяется
книга. В последующее десятилетие мощнее
о себе заявляет безбумажный источник
информации(видео в сочетании с новой
компьютерной системой).

Из данной
классификации можно выделить 5 методов:

  1. Практические

  2. Наглядные

  3. Словесные

  4. Работа с книгой

  5. Видео метод

Каждый из них имеет свою модификацию,
то есть способ выражения.

Практический-опыт — выражение,
учебно-производственная практика,
учебно-производственный труд.

Наглядные
— иллюстрация, демонстрация и наблюдение
студентов.

Словесные
– лекция, дискуссия, инструктаж,
объяснение, беседа, разъяснение

Работа с
книгой – чтение, изучение, реферирование,
первый просмотр, цитирование, изложение,
составление плана и конспектирование.

Видео метод
– просмотр, обучение, упражнения под
контролем электронного учителя и
контроль.

Сущность принципа сознательности и активности в педагогике

Принцип сознательности и активности в педагогике предполагает осознанного процесса усвоения учащимися знаний и умений, в результате осуществления активной практической и познавательной деятельности.

Сознательность обучения – это положительное (позитивное) отношения учащихся к процессу обучения, понимании значения получаемых знаний, сущности изучаемых проблем, осознания необходимости и важности обучения. Сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда факторов и условий:

Сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда факторов и условий:

  • мотив обучения;
  • характер и уровень познавательной деятельности;
  • организации педагогического процесса;
  • применяемых педагогом методов, средств и приемов обучения.

Определение 2

Активность учащихся – это интенсивная практическая и умственная деятельность учащихся во время педагогического процесса.

Активность является предпосылкой и одним из условий уровня сознательности усвоения знаний, умений и навыков.

Сознательность в процессе обучения проявляется при осмыслении образовательных целей и задач, понимании учебного материала, проникновении в сущность изучаемого, умении осознанно использовать полученные знания в практической деятельности. В основе сознательности лежит мыслительная и речемыслительная активность детей. Так же большое значение имеет волевая и физическая активность.

Активность в процессе обучения находится в тесной взаимосвязи с умениям самостоятельно мыслить и действовать по обстоятельства. Кроме того, активность оказывает большое влияние на умение принимать решения, отстаивать собственную точку зрения и т.п.

Замечание 1

Таким образом, в основе данного принципа заложены такие закономерности как ценность образования, осмысленность получения знаний и умений.

Основными качествами личности учащегося, необходимыми для реализации принципа сознательности и активности выступают:

  • навык самообразования и саморегуляции;
  • сознательная умственная деятельность;
  • познавательная активность личности.

Данные качества оказывают значительное влияние на овладение учащимися знаний и умений, прочность и глубину их усвоения, а также темпа освоения и уровня обучаемости.

Замечание 2

Таким образом, активность и сознательность оказывают большое влияние на эффективность педагогического процесса и усвоение учебного материла. Опора на данный принцип является одним из основных показателей успешности реализуемого воспитательно-образовательного процесса.

38 Билет Принцип наглядности

Принципы
обучения

— основные руководящие идеи, норматив­ные
требования к организации и проведению
учебно-воспитатель­ного процесса

Принцип
наглядности — один из ведущих в
обучении. Его необходимость обосновывается
диалектикой перехода от чув­ственного
восприятия к абстрактному мышлению в
процессе познания. Существуют два
направ­ления использования наглядности
— в качестве средства обу­чения и
средства познания. В первом случае
специально подо­бранные зрительно-слуховые
образцы (звукозапись, таблицы, схемы,
учебные картинки, кино- и видеофильмы,
компьютер­ные программы) помогают
учащимся овладевать звукопроизносительными
нормами языка, лексико-грамматическими
еди­ницами, научиться понимать речь
на слух и выражать свои мысли в пределах
отобранного круга тем и ситуаций
обще­ния. Во втором случае средства
наглядности выступают в ка­честве
источника информации, знакомя учащихся
со страной изучаемого языка. Принцип
наглядности можно трактовать как
специально организованный показ
языкового и экстралин­гвистического
материала с целью его лучшего понимания,
ус­воения и использования в речевой
деятельности.

В
ходе учебного процесса нужно макси­мально
«включать» все органы чувств ребенка,
вовлекать их в вос­приятие и переработку
полученной информации (т.е. при обучении
недостаточно только рассказать детям
о чем-то, а следует дать воз­можность
наблюдать, измерять, трогать, проводить
опыты, исполь­зовать полученные знания
и умения в практической деятельности).

Золотое
правило обучения, согласно Я.А. Коменскому,
— наглядность. Принцип наглядности Я.
А. Коменский противопоставлял словесному,
пассивному обучению. Для осуществления
наглядности он считал необходимым
использовать реальные предметы и
непосредственное наблюдение за ними,
а если это невозможно — модели или копии
предметов или явлений.

Этот
принцип имеет языковую
(словесно-речевую)
и не­языковую
(предметно-изобразительную)
формы выражения. Под языковой наглядностью
подразумевается деятельность, связанная
с демонстрацией языка, восприятие и
воспроизве­дение которого носит
наглядно-чувственный характер. На
занятиях по языку первостепенную роль
играет именно язы­ковая наглядность.
С точки зрения подачи материала
нагляд­ность может быть статичной
и
динамичной.
Особым
видом динамичной наглядности является
ситуативная наглядность, или наглядность
речевых поступков (Артемов, 1969). Нако­нец,
наглядность может быть внешней
(обусловлена
процес­сом восприятия) и внутренней
(базируется
на восприятии образов представления —
слуховых, зрительных и др.). Со­временная
методика предусматривает интенсивное
исполь­зование на занятиях всех видов
наглядности, что способству­ет
образованию правильных представлений
об изучаемых явлениях в области языка
и окружающем мире и развитию соответствующих
навыков и умений.

Правила применения принципа на практике

Применение принципа сознательности в практической деятельности требует от педагога соблюдения ряда правил обучения:

Четкое понимание целей и задач педагогической работы, которую предстоит выполнить педагогу

Данное условие является одним из основных, так как понимание педагогом целей и задач способствует тому, что педагог сможет их донести до учащихся, объяснит их важность, значение и перспективы.
Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся понимали, зачем и для чего они это изучают. Понимание будет способствовать тому, что процесс усвоения учебного материала будет не механический, а осознанный.
Обеспечить учащимся понимание всего учебного материала в общем, каждого слова, понятия, формулы и т.д

Использовать в процессе обучения силу взаимообучения – создание условий для групповых и коллективных форм поиска и усвоения новой учебной информации, ответа на проблемный вопрос или решения проблемной ситуации. Довольно часто информация, которая исходит от сверстников, воспринимается намного лучше, чем информация, переданная педагогом.
Учащиеся должны видеть и понимать логику подачи учебного материала. В том случае, если они не видят логики, то в процессе обучения не присутствует сознательность получения знаний и умений.
Процесс обучения будет более продуктивным, если каждое новое правило, аксиома или постулат будут сопровождаться необходимым количеством примеров, для того чтобы учащиеся имели представление о его применение на практике и в повседневной жизни.
Необходимо учить, опираясь не только на собственный педагогический авторитет, но и с опорой на доказательствах, основанных на разуме и чувствах.
Педагог должен как можно чаще задавать учащимся вопрос «почему?», это научит их мыслить и понимать причинно-следственные связи, которые являются одним из основных условий развивающего обучения.
Учебный материал необходимо не просто пересказывать учащимся, а приводить примеры его применения на практике.
Процесс обучения должен соответствовать индивидуальным интересам учащихся, их необходимо развивать и направлять так, чтобы личные интересы каждого учащегося были согласованы с общественными потребностями.
Необходимо приучать детей мыслить и действовать самостоятельно, не допускать механического пересказывания и копирования учебного материала в собственных работах, а также не допускать подсказывания.
Делать упор на развитие творческого мышления посредством всестороннего анализа различных проблем, решения познавательных и логических задач с использованием нескольких способов и методов, вводить в процесс обучения разнообразные творческие работы.
Обучать детей правильно задавать вопросы и выслушивать на них ответы. Это является одним из важнейших условий стимулирования и поддержания активности.

Замечание 3

Таким образом, опора на принцип сознательности и активности, при организации педагогического процесса, требует от педагога не только определенных навыков и умений, но и соблюдения ряда обязательных условий и правил, без которых его реализация будет невозможна.

Продолжаем про русских мыслителей и педагогов

Еще немного про Ушинского. Обосновывая использование принципа наглядности обучения, он указывал, что единственный источник знаний человека – это опыт, который был сообщен с помощью чувств. Так много внимания уделено этому человеку не спроста. Он оказал сильное влияние на теоретическую разработку, а также применение принципа наглядности. Например, Ушинский предоставил материалистическое обоснование для всего этого. У него нет переоценки, как у Коменского, не встречается педантизм и формализм, как у Песталоцци. Ушинский рассматривает наглядность как одно из условий, которое позволяет получить учащимся полноценные знания и способствует развитию логического мышления. Следующий выдающийся ум, о котором необходимо вспомнить, это Лев Николаевич Толстой. Он приучал учащихся к наблюдательности и большое значение уделял жизненности преподавания. Лев Николаевич активно использовал экскурсии, опыты, таблицы и картинки, показывал подлинные явления и предметы и их натуральном, естественном виде. Он отдавал должное принципу наглядности. Но вместе с тем он критически высмеивал извращения, которые рекомендовали немецкие методисты при осуществлении «предметных уроков». Еще один человек, оставивший после себя след – это Василий Порфирьевич Вахтеров. Он утверждал, что развитие ребенка во время учебного процесса является естественным явлением жизни. При этом задача педагога – использовать такие методы воспитания и обучения, которые будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося. При этом необходимо ориентироваться на уровень развития творческих и познавательных способностей. Согласно Вахтерову, это и есть главная проблема, которая должна решаться при обучении и воспитании.

6.2.3. Принцип цикличности.

Определяет
структурную упорядоченность
учебно-воспитательного процесса. Его
сущность раскрывается в композиционной
повторяемости отдельных занятий и их
серий. В практике принято различать
микро-, мезо- и макроструктуру
воспитатель­ного процесса.
Продолжительность микроцикла, как
правило, не превышает семи­дневный
режим двигательной активности индивида.
Он является основной струк­турной
единицей планирования учебно-воспитательного
процесса. Его содержа­ние предусматривает
планирование развивающих занятий
целевой направлен-но-сти и отдыха с
учетом совокупности факторов, отражающих
закономерности адаптации организма к
физической нагрузке и обеспечивающих
выраженный куму­лятивный эффект.

По
мнению профессора Л. П. Матвеева,
утвердившаяся современная система
построения учебно-воспитательного
процесса в виде микроциклов нарастающей
интенсивности и циклически повторяющихся,
представляет собой эмпирически
оп­ределенную форму совершенствования
функциональных систем организма,
отве­чающих за адаптацию к физическим
нагрузкам. Структура микроцикла
вариативна и подвержена специфике
физкультурно-спортивной деятельности,
периода, этапа подготовки. Целесообразность
использования того или иного варианта
микроцик­ла обусловлена множеством
факторов, в том числе преимущественной
направлен­ностью тренировочного
воздействия, оперативным и текущим
состоянием индиви­да. Мезоциклы
представляют собой совокупность
пяти-шести микроциклов, кото­рые
формируют относительно законченные
элементы структуры этапа подготовки и
обеспечивают положительный суммарный
тренировочный эффект. Структура
ме-зоцикла детерминирована, главным
образом, целью этапа подготовки и логикой

86

Лекция
6 Методические принципы занятий
физичекими
упражнениями

решения
текущих педагогических задач. Поэтому,
параметры структуры мезоцик-лов, их
виды весьма вариативны в соответствии
с предикативными признаками
пре­имущественного содержания этапа
подготовки.

Содержание
макроцикла предусматривает чередование
нескольких мезоциклов на протяжении
более продолжительного полугодичного,
годичного и многолетнего цикла подготовки.
Методологической основой технологии
управления в макроцик­ле являются
объективные биологические закономерности
долговременной адап­тации индивида
к физическим нагрузкам в процессе его
эндогенного развития.

В
подготовке спортсменов структура
макроцикла предусматривает чередование
трех периодов: подготовительного,
соревновательного и переходного. Их
выделе­ние обусловлено созданием
оптимальных условий для обеспечения
последователь­ного приобретения
состояния спортивной формы (готовности
к максимальному результату), её реализации
в соревнованиях и последующей утраты.

Принцип
цикличности в практике реализуется в
полной мере при соблюдении следующих
правил. Процесс физического воспитания
и спортивной тренировки дол­жен быть
построен с использованием относительно
завершенных и циклически по­вторяющихся
структурных единиц (микро-, мезо-,
макроциклов). Серии занятий должны
обеспечивать оптимальное соотношение
нагрузки и отдыха при достиже­нии
кумулятивного эффекта. Последовательность
чередования мезо- и макроцик­лов в
многолетнем учебно-воспитательном
процессе должны обеспечивать неук­лонное
повышение спортивно-технического
мастерства индивида.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Принцип доступности и принцип научности

Принцип
доступности заключается в необходимости
соответствия содержания, методов и форм
обучения возрастным особенностям
обучающихся, уровню их развития. Однако
доступность не должна подменяться
«легкостью», обучение не может обойтись
без напряжения умственных сил учащихся.
Когда речь заходит о трудовом воспитании,
то обычно имеются в виду лишь «уроки
труда», хотя важнейшим путем такого
воспитания является учебный труд
учащихся. Учение — это ежедневный
многочасовой труд. Необходимо, чтобы
процесс обучения был трудным, но посильным
и интересным, чтобы учащиеся чувствовали
уверенность в своих силах, которая ведет
к творческой активности.

Принцип
научности, в отличие от многих других,
долгое время не был необходимым в
организации обучения, так как и сама
наука не играла существенной роли в
процессе трудовой деятельности человека.
Поэтому он не выделялся Я. А. Коменским.
В дальнейшем, с повышением роли знаний
в практической деятельности человечества,
в общественном производстве наряду с
обыденными житейскими толкованиями
явлений окружающего мира стало необходимым
его научное понимание. Вслед за этим
встал вопрос о введении принципа
научности и в систему образования.
Главной целью принципа научности
является то, чтобы учащиеся понимали,
что все в этом мире подчинено законам
и что знание их необходимо каждому
живущему в современном обществе.

Дидактические принципы Яна Амоса Коменского

Принцип сознательности и активности. Данный принцип предполагает, что ребенок в процессе обучения должен осознавать для чего он получает знания, быть мотивирован на процесс обучения. Ребенок не должен пассивно принимать информацию, которую ему передает учитель, путем «зубрежки» и механического заучивания (запоминания) учебного материала, он должен быть активным участником учебного процесса.

Я. А. Коменский считал, что главное в успешном обучении является понимание ребенком сущности и явлений предметов, их осознание. Для этого ребенок должен получать не только теоретические знания, но и их практическое подкрепление. Педагог должен не просто «вбивать» в голову знания, а раскрывать их значение, вовлекая ребенка в педагогический процесс.

Согласно Я.А. Коменскому, сознательное получение знаний неразрывно связано с активностью учащегося, с его творческим началом. Воспитание в ребенке активности и самостоятельности он считал одной из самых важных задач педагогики.

Принцип наглядности. Данный принцип предполагает использование различного рода наглядностей, которые оказывают влияние на чувственное восприятие ребенка и способствуют лучшему усвоению знаний.

Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом успешного обучения. Это связано с тем, что наглядности используются в педагогическом процессе еще с тех времен, когда не существовало школ. Новые знания детям передавали путем наблюдения за явлениями и предметами в естественной среде. Для лучшего понимания наглядности представляли совместно со словесным сопровождением.

На сегодняшний день в качестве наглядных средств используются различные плакаты, макеты, чертежи, иллюстрации и т.д. Помимо этого возможно использование естественных методов наглядности, то есть наблюдение за предметами и явлениями в их обычной среде обитания (экскурсии, походы и т.п.).

Замечание 3

Таким образом, Я. А. Коменский считал наглядность не просто принципом обучения, который помогает лучшему усвоению учебного материала, но и средством, значительно облегчающим процесс обучения, как педагогу, так и ребенку.

Принцип постепенности и систематичности знания. Данный принцип, выделенный Я. А. Коменским, предполагает, что процесс обучения должен осуществляться постепенно от «простого» к «сложному». То есть каждый предыдущий этап, должен быть предпосылкой (фундаментом) для следующего. Весь процесс представляет собой упорядоченную систему, запланированную педагогом заранее (на учебный год, полугодие, четверть), с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Последовательность и систематичность предполагают подачу учебного материала таким образом, чтобы прослеживалась логика обучения, наблюдалась связь между новым учебным материалом и изученным ранее.

Я. А. Коменский вкладывал следующее содержание в данный принцип:

  • должен быть установлен точный порядок обучения во времени;
  • новый учебный материал предоставляется ученикам согласно их уровню знаний;
  • все изучается последовательно, начиная с начала и до самого завершения;
  • полученные знания должны иметь причинную связь.

Правила реализации принципа последовательности и систематичности, согласно Я.А. Коменскому:

  1. планирование уроков на определенный период (год, месяц, неделя и т.д.), с установкой учебных задач;
  2. -решение учебных задач постепенно с учетом возможностей детей;
  3. преподавание предмета осуществляется на протяжении того времени, которое необходимо для его полного освоения детьми;
  4. новый материал должен опираться на ранее пройденный, и быть связан с ним;
  5. обучение происходит от «общего» к «частному».
  6. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу — глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Я. А. Коменский и упражнение, и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Сознательность и человек

Рассмотрев эти
два примера, становится очевидно, что
люди вообще не задумываются о жизни,
они просто по ней плывут. Поступают так
как им говорят, невзирая на здравый
смысл. Разумное стремление человека,
заключается в том, чтобы критически
проверять общественные взгляды.
Сознательность как раз и заключается
в том, чтобы задуматься над тем: «А
правильно ли я поступаю?» и «Нужно ли
мне это?». Несознательный человек ни за
что не задаст себе такие вопросы. Для
него выживание, удовлетворение своих
потребностей и амбиций стоит на первом
месте и застилает весь жизненный
горизонт
, не давая ему понять очевидных
вещей.

Но сознательный
человек получает возможность увидеть
не только очевидно ошибочные взгляды,
но и увидеть верный путь, пойти по нему
и найти себя в этом мире, сопоставив
свои врожденные таланты, качества
характера и то, как они могут послужить
миру. Без трезвого сознательного взгляда
и поиска собственного пути человек
обречен на то, чтобы быть куклой в руках
других людей, которые, манипулируя
человеком при помощи мнения, будут
строить чужую жизнь.

Приобретение сознательности – это порой болезненное, но необходимое отрезвление в жизни человека, которое даст ему шанс взять свою жизнь в свои руки и распоряжаться своей жизнью независимо от манипуляций и давления других людей или общества в целом. Такой образ жизни вместе с разумным подходом и целеустремленностью приведет человека к исполнению его целей, изобилию, исполнению желаний и счастью. Удачи.

Принципы обучения по Ушинскому

Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский предложил свои принципы обучения. Некоторые из них соотносятся с принципами Коменского.

Принцип доступности

Принцип говорит о том, что содержание учебных материалов должно быть адаптировано под умственные и физические возможности учащихся, имеющийся у них уровень знаний, умений и развития. Притом изучаемая информация должна требовать от детей определенных усилий для её усвоения.  То есть должны соблюдаться 3 условия: связь с жизнью, связь с природой ребенка и связь с родным языком.

Принцип научности

Этот принцип свидетельствует о следующем: познание действительности может быть как верным, так и неверным. Поэтому обучение должно использовать признанные научные методы познания.

Принцип воспитывающего обучения

Согласно этому принципу обучения, наука должна действовать не только на ум, но и на душу. Иными словами, процессы обучения и воспитания должны существовать в единстве.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип иллюстрирует необходимость объединения получаемых знаний и умений учеников в одну систему и изложения информации в правильном порядке, чтобы каждый новый элемент логично вписывался в созданную систему.

Принцип наглядности

Это принцип говорит о том, что процесс познания окружающего мира более эффективно проходит с использованием прямых наблюдений и включения органов восприятия

Более того, наглядное обучение повышает внимание учащихся и делает процесс обучения более легким. 

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся

Этот принцип — о том, что для лучшего восприятия информации ученик должен проявлять свою заинтересованность в обучении. Тогда с помощью самостоятельного переосмысления, применения знаний на практике, продуктивной работы ученика с учителем будет достигаться главная цель обучения.

Принцип народности

Согласно этом принципу, обучать необходимо с оглядкой на реальность самих учащихся — их язык, культуру, привычки. Полагается, что в таком случае ученикам будет проще найти связь теории с практикой. 

Советуем также узнать о методах обучения:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector