Лекция 1. методы психологического исследования
Содержание:
- Что такое моральный ущерб
- Экономическая политика
- Картинки (фото, рисунки)
- Требования к организации наблюдения
- Отбор единиц при несплошном наблюдении
- Систематизация видов
- Как долго срастаются кости руки
- Выборочный эксперимент и констатация фактов
- Причины установления тоталитарных режимов
- Житейское и научное наблюдение. Связь и степень важности
- Искусство инсталляции
- Метод наблюдения в возрастной психологии
- Преимущества и недостатки метода
- Особенности метода
- Объективное, лабораторное и полевое исследование
- Классификация наблюдений
- Отличия фашизма и нацизма
- Роль метода наблюдения в развитии психологии
- А) Научное наблюдение
- Биология как наука
- Классификация
- Этический кодекс
Что такое моральный ущерб
В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации четко описано понятие морального ущерба. Здесь говорится, что моральный ущерб — это причинение физических или нравственных страданий, которые были причинены лицу в результате направленных действий какой-либо стороны с нарушением неимущественных прав данного лица.
Говоря проще, моральный ущерб нанесен, если кто-то посягнул на нематериальные блага человека, в результате чего тот перенес физические или моральные страдания.
Важно! Существует и понятие нравственных страданий. Это страдания, которые подразумевают перенесение неприятных чувств
Такими чувствами является стыд, унижение, депрессия, отчаяние и другие.
Важно, что эти перенесенные чувства должны быть вызваны следующими обстоятельствами:
Посягательство на жизнь или здоровье человека. Попытка убийства или нанесение вреда здоровью человека;
Посягательство на честь и достоинство с целью опозорить, унизить человека либо подорвать его репутацию;
Нарушение тайны человека. Существует понятие частной тайны, медицинской и других. Весь этот перечень можно включить в данный пункт. Например, если у человека есть серьезное заболевание, разглашать его разрешено не всегда. Существует ряд заболеваний, которые даже не указываются при выписках из медицинских учреждений;
Посягательство на имя или репутацию. Зачастую подобным является клевета. Обвинение человека в том, что он не совершал, чтобы подорвать доверие к нему, его имя, репутацию и прочее;
Нарушение неприкосновенности;
Ограничение в выборе места для жизни. Каждый человек волен жить там, где он сам захочет. Если какое-либо лицо ограничивает эту свободу, подобное считается моральным ущербом;
Ограничение свободы передвижения. Пункт очень схож с предыдущим, здесь нарушаются конституционные права человека. По факту, подобное ограничение не несет серьезной опасности, но все равно рассматривается как преступление против личности;
Нарушение авторских прав. Наверное, один из самых популярных пунктов, которые рассматриваются в судах в отношении морального ущерба;
Неправомерное ограничение или лишение свободы. В законодательных актах четко прописаны ситуации, при которых человеку могут ограничить свободу. Если же человек не совершал никаких противоправных действий, но при этом его свобода была ограничена, он имеет право на возмещение морального ущерба
Важно заметить, что подобные дела не всегда заканчиваются успешно для потерпевшей стороны, хотя при должной подготовке к суду можно получить достаточно большую компенсацию;
Посягательства на блага, которые принадлежат человеку с рождения по законам страны. В первую очередь, это касается конституционных прав человека и их ограничения.
Гарантом нематериальных благ выступает Конституция РФ. Следует знать, что в случае смерти человека, которому был нанесен моральный вред, право на защиту переходит напрямую к наследникам. Это означает, что компенсацию за моральный ущерб могут получить наследники в полном объеме.
Экономическая политика
Приходя к власти, тоталитарные лидеры оказывались перед необходимостью реализовывать свои обещания относительно вывода экономики из кризиса. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Меры государственного регулирования осуществлялись тогда и в фашистской Италии, и в нацистской Германии. В Италии в 1933 г. был создан Институт промышленной реконструкции (ИРИ), который контролировал деятельность 120 предприятий с 280 тыс. наёмных работников. Антикризисные мероприятия в Германии связывались с милитаризацией народного хозяйства, которая финансировалась из государственного бюджета. Государство осуществляло общественные работы (строительство автобанов, осушение болот и др.). Все эти меры позволили ликвидировать безработицу
Значительное внимание нацисты уделяли крестьянству. Принятый закон о наследственных дворах не разрешал ни при каких условиях отнимать землю у крестьян
Но эту землю нельзя было продавать, дарить и дробить при наследовании. Устанавливалась твёрдая цена на сельскохозяйственную продукцию.
Проводя такую экономическую политику, фашисты и нацисты не трогали структуры рыночной экономики, но зато активно стремились «примирить» рабочих и предпринимателей пропагандой общих национальных целей. В Германии существовала единая корпорация (фашистский профсоюз), которая регулировала отношения между рабочими и предпринимателями. В Италии была создана корпоративная система по образцу средневековых цехов, которая объединяла по отраслевому принципу в более чем 30 корпорациях всех рабочих и предпринимателей. Все вопросы организации оплаты труда решались внутри этих корпораций, а не в открытом классовом противостоянии, как прежде. С помощью этих мероприятий итальянские фашисты и германские национал-социалисты рассчитывали обезопасить себя от угрозы распространения пролетарской революции.
Картинки (фото, рисунки)
Категории:
Нацизм
Адольф Гитлер
Германия в XX веке
Итальянский фашизм
Бенито Муссолини
На этой странице материал по темам:
Вопросы к этой статье:
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Требования к организации наблюдения
Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:
- Определение цели наблюдения. Чем уже и точнее цель, тем легче регистрировать результаты наблюдений и делать надежные выводы. Бесполезно проводить наблюдение «на всякий случай», а затем решать, где и как использовать данные.
- Обрисовка объектов наблюдения. Это могут быть отдельные студенты, классы или группы.
- Разработка схема (плана) наблюдения. Подготовить документы, в том числе — формы протоколов наблюдения, инструкции для наблюдателя. План детализирует все вопросы, на которые исследователю нужно получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность студента на уроке, он готовит подробную анкету о том, что его интересует в этой деятельности на каждом этапе урока. На бланке протокола или в дневнике указывают дату наблюдения, учебное заведение, учебную группу, ученика, преподавателя, тему занятия и задачи, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
- Выбор способов фиксации результатов — это может быть запись в журнал, запись на ленту, фотографирование или видео.
- Выбор методов анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно просто наблюдать и фиксировать конкретное явление или процесс, необходимо дать правильную интерпретацию наблюдаемых явлений и фактов, выявить их причинно-следственную связь.
Отбор единиц при несплошном наблюдении
Несплошное наблюдение ориентируется заведомо на учет конкретной части единиц, которая позволяет получить обобщающие устойчивые характеристики совокупности в целом. В практике статистики используются различные виды метода наблюдения. При этом качество несплошного, конечно, уступает результатам, полученным при сплошном. Тем не менее в ряде случаев возможно только несплошное наблюдение.
Единицы, которые следует изучить, отбираются таким образом, чтобы, основываясь на данных, полученных по ним, составить верное представление об интересующем явлении в целом. Следовательно, одной из основных особенностей наблюдения несплошного является то, что отбор единиц совокупности организуется следующими способами:
— монографическим;
— основного массива;
— выборочным;
— анкетным.
Систематизация видов
Накопленная база вариативных классификаций позволяет выделить виды исследовательского метода:
- осознанный и неосознанный. Первый вид изыскания предусматривает организацию обследования с открытой фиксацией проявлений психической деятельности и перманентное взаимодействие психолога-наблюдателя и изучаемых людей. Неосознанный способ подразумевает не афиширование диагностической методики для объекта;
- внешний и внутренний. Для внешнего вида психодиагностики характерен сбор информации посредством изучения объекта со стороны. Самоличное изучение исследователем, протекающих процессов в его сознании, определяется, как внутренний вид;
- сплошной и выборочный. Основная первопричина различия двух видов сопряжена с регистрируемыми объектами. При сплошном виде психолог учитывает весь объем сведений, полученных при наблюдении. Выборочный тип – это акцентирование внимания исследователя исключительно на совокупности данных, требуемых для изучаемого вопроса;
- систематический и несистематический. В основу этих видов легла регулярность наблюдения;
- долговременный и кратковременный. Первый характеризуется продолжительностью обследования в течение длительного времени, вплоть до расширения временных рамок изучения до нескольких лет. Наблюдение кратковременного вида определяется ограниченным периодом изучения;
- включенный и не включённый. Вид изыскания, подвергающий анализу изучаемую тему «изнутри», при котором психолог-наблюдатель становится участником исследуемой группы, называется включенным. Для второго вида свойственно сбор данных «извне»;
- естественный и лабораторный. При естественном варианте изучение и анализ осуществляется в натуральной среде для человека. Лабораторный метод предполагает создание искусственной среды для изучения.
Психологическое изыскание посредством наблюдения может реализовываться самолично психологом или с внедрением в психодиагностику всевозможной фиксирующей техники. Однако, использование аппаратуры не всегда допустимо при наблюдении в силу того, что нескрываемая фиксация может отразиться на валидности информации, а включение в процесс техники, скрытой от глаз объектов изучения, становится спорным моментом, затрагивающим вопросы этики.
Как долго срастаются кости руки
Длительность периода восстановления после перелома руки напрямую зависит от конкретного вида нарушения, общего состояния здоровья пациента, эффективности назначенного лечения.
Основная терапия заключается в обездвиживании конечности при помощи гипсовой повязки. Ее накладывают на срок от двух до четырех недель. После снятия гипса больному назначают обязательную восстановительную программу.
Средняя продолжительность лечения составляет:
- при переломе плечевой кости — четыре месяца;
- шейки плеча — три месяца;
- предплечья — два месяца;
- лучевой кисти — полтора месяца;
- кисти — два месяца;
- пальцев — месяц.
Внимание: на восстановление после суставных переломов потребуется минимум полгода. При повреждениях нервов либо инфекционных осложнениях — несколько лет
После непосредственно лечения потребуется еще 1-1,5 месяца на полную реабилитацию.
Выборочный эксперимент и констатация фактов
Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.
Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.
Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.
Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.
Причины установления тоталитарных режимов
Житейское и научное наблюдение. Связь и степень важности
Прямой связи между этими двумя явлениями нет, но они в какой-то степени похожи. Для житейского наблюдения характерно:
- Случайный характер получения знаний.
- Получение выводов на основе взаимосвязей.
- Объединение некоторых данных в житейскую мудрость, которая не имеет научного обоснования, но жива на протяжении десятков лет.
Научное наблюдение:
- Четкий характер его течения.
- Необходимость понять суть происходящего.
- Получение цепей взаимосвязей, которые могут потребовать последующих наблюдений.
Если попытаться понять суть обоих видов наблюдения, то житейского наблюдение говорит о том, что это определенное событие происходит, потому что так происходит всегда, и это было подмечено, а научное наблюдение объяснит, почему оно происходит именно так.
Житейское наблюдение полученные сведения превращает в поговорки, приметы и пословицы и порой полученные выводы могут нести ошибочную информацию, хотя это происходит редко. Научное наблюдение свои данные превращает в законы с доказательствами, в них нет места объяснению типа «потому что это повторяется из года в год или изо дня в день» и случайным объяснениям. Здесь все логично и верно.
Искусство инсталляции
В изобразительном искусстве так называют модернистское произведение, в котором используются готовые детали или предметы. Например, пластиковые бутылки, пуговицы, старые журналы. Их особым образом комбинируют и располагают в пространстве. В результате привычные вещи обретают новый смысл.
Инсталляцией также называют художественный прием композиции. Когда экспонат или их совокупность размещают в зале, создавая определенную конструкцию, подобную сценической.
Не нужно путать инсталляцию с энвайронментом. Инсталляция – лишь технический момент в создании выставочной композиции. А энвайронмент является современным видом искусства.
Это одна из самых «продвинутых» арт-практик. При которой коллектив художников, архитекторов, инженеров создает целостное, не утилитарное арт-пространство.
Метод наблюдения в возрастной психологии
Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или иного явления. Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни…
Преимущества и недостатки метода
В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:
- Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
- Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
- Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
- Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.
Недостатки:
- некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
- наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
- нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.
На результат проведения слежки процесс может повлиять:
- неправильно составленный план действий;
- усталость человека, который проводит слежку;
- гало-эффект;
- ошибки в моделировании разных ситуаций;
- неверное первое впечатление;
- наличие собственных предубеждений;
- социальный статус испытуемого, экспериментатора;
- настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.
Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.
Особенности метода
Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.
Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:
- Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
- Эмоциональная составляющая эксперимента.
- Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.
В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении
Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке
Объективное, лабораторное и полевое исследование
Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему
Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.
Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.
Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных. Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.
Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.
Классификация наблюдений
Специалисты выделяют два вида наблюдений в зависимости от того, в какой степени исследователь вовлечен в изучаемую среду.
К первому виду относится включенное наблюдение, когда наблюдатель принимает личное участие, а другие участники принимают его участником события.
Ко второму виду относится стороннее наблюдение, при котором наблюдатель действует как бы «со стороны», без непосредственного участия.
Включенное наблюдение имеет два варианта:
- наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется наблюдателем, например, поведение в группе альпинистов или экипажа подводной лодки;
- наблюдаемые не знают, что их поведение наблюдателем фиксируется, например, заключенные в общей камере.
В основном, когда человек замечает, что за ним наблюдают, свое поведение резко меняет.
Исходя из характера взаимодействия с объектом, есть скрытое и открытое наблюдение.
При скрытом наблюдении, человек не знает, что является объектом наблюдения. В этом случае используется зеркало Гезелла, скрытая камера или психолог маскируется под обычного участника событий.
Открытое наблюдение говорит о том, что человек осведомлен о наблюдении.
В зависимости от объекта выделяют интроспекцию, т.е. самонаблюдение, правда, результаты этого наблюдения в современной психологии на веру не принимаются, но, учитываются в качестве фактов и внешнее наблюдение за поведением других людей.
Различают наблюдение и относительно времени исследования – они могут быть однократные, периодические, лонгитюдные, т.е. проводимые в течение длительного времени.
Исходя из характера восприятия, наблюдения могут быть сплошными и выборочными
При сплошном наблюдении исследователь в равной степени обращает внимание на все объекты, ему доступные
При выборочном же наблюдении выбираются только определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций.
Подразделяются наблюдения и по характеру регистрации данных, есть наблюдение констатирующее, задача которого зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения и оценивающее наблюдение, когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя шкалу рейтинга.
Результаты наблюдения можно фиксировать в процессе наблюдения или через какое-то время, правда, тогда память наблюдателя будет иметь большое значение, а достоверность полученных результатов будет не совсем надежной.
По степени стандартизированности процедур выделяют свободное или поисковое наблюдение в котором при необходимости возможно изменение правил и предмета исследования.
Данное наблюдение, несмотря на определенную цель, лишено четких ограничений в выборе того, на что необходимо обращать внимание и какие моменты надо фиксировать. Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы
Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение
Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы. Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение.
Рисунок 1. Метод наблюдения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отличия фашизма и нацизма
Роль метода наблюдения в развитии психологии
Наблюдение
является одним из старейших метод
изучения человека, его поведения.
Однако, наблюдение это не только метод
исследования, но и один из
видов восприятия. Можно вести клиническое
наблюдение, наблюдать за ребенком, но
при этом не производить исследование.
Наблюдение
как метод психологического исследования
призвано выявить новые
факты, явления, претендуя на их
достоверность, объективность. Можно
предположить, что наблюдение возникло
в процессе общения людей
друг с другом, с целью познания и понимания
другого человека, для эффективного
взаимодействия и получения желаемого
результата. Результаты наблюдений, где
есть характеристика человеческой
сущности можно найти в пословицах,
поговорках, а также в обычаях и традициях
народов. К
донаучному периоду развития психологии
можно отнести использование
людьми наблюдения как передачу способов
и приемов деятельности.
В начале необходимо внимательно
наблюдать, запоминая содержание
и последовательность действий, сохранить
их в памяти, а затем воспроизвести.
Исследования М. Мид подтверждают это —
дети племени манус не
умеют говорить, но уже умеют управлять
каноэ.
С
развитием психологии как науки в XIX
веке и появлением объективного
метода — эксперимента, метод наблюдения
не потерял свою значимость.
Наблюдение
как научный эмпирический метод с конца
XIX века получил широкое распространение
в клинической, социальной, педагогической
психологии, а с начала XX века — в психологии
труда. Так, например, были изучены
застенчивость, тревожность, саморегуляция
и другие явления, возникли такие понятия
как «стиль общения», «лидер», внесен
существенный вклад в характеристику
таких феноменов как эмпатия, ответственность,
общительность. Получены данные о
психическом развитии детей в младенческом
и раннем дошкольном детстве. Большое
значение имеют особенности поведения
больного человека, характеристику
которых можно дать при помощи наблюдения.
Также необходимо подчеркнуть роль
наблюдения в разработке и совершенствовании
других методов психологии. Например,
одним из первых этапов процесса создания
опросников, анкет является наблюдение.
Таким образом, наблюдение используется
в тех областях, где особое значение
имеет фиксация особенностей естественного
поведения человека в привычных
для него условиях.
Благодаря
наблюдению возможно открывать новые
психические феномены, типизировать и
обобщать эмпирические данные, давать
характеристики категориям, типам людей
или отношений. Наблюдение используется
как один из этапов при разработке других
методов и при объяснении данных,
полученных с помощью эксперимента,
тестов, анкет. Важную роль играет
наблюдение в работе практических
психологов.
А) Научное наблюдение
Наблюдение, как наиболее элементарный
метод, лежит в основе всех эмпирических
методов. И измерение, и сравнение включают
в себя наблюдение, но последнее может
осуществляться и без первых. В науке
наблюдение используется для получения
эмпирической информации относительно
исследуемой области, а также для проверки
и обоснованности истинности эмпирических
суждений.
Научное наблюдение – это метод
познания, который заключается в
преднамеренном, целенаправленном,
непосредственном, систематическом
восприятии предметов и явлений внешнего
мира.
В акте научного наблюдения можно
выделить: 1) объект наблюдения; 2) субъект
наблюдения (наблюдатель); 3) средства
наблюдения; 4) условия наблюдения; 5)
систему знаний, исходя их которой задают
цель наблюдения. Следует подчеркнуть
следующие особенности научного
наблюдения:
— опирается на развитую теорию или
отдельные теоретические положения;
— служит решению определенной
теоретической задачи, постановке новых
проблем, выдвижению новых или проверке
существующих гипотез;
— имеет обоснованный планомерный и
организованный характер;
— является систематичным, исключающим
ошибки случайного происхождения;
— использует специальные средства
наблюдения — микроскопы, телескопы,
фотоаппараты и т. п., существенно расширяя
тем самым область и возможности
наблюдения.
Важнейшим требованием к
научному наблюдению является требование
интерсубъективности.
Это подразумевает,
что наблюдение может повторить каждый
наблюдатель с одинаковым результатом.
Лишь при соблюдении этого требования
результат наблюдения будет включен в
науку.Интерсубъективность
наблюдения важна потому, что она
свидетельствует об объективности
результата наблюдения. Если все
наблюдатели, повторившие некоторое
наблюдение, получили один и тот же
результат, то это дает нам основание
считать результат наблюдения объективным
научным свидетельством. Конечно,
интерсубъективность наблюдения не
может с достоверностью обосновать его
результат, так как заблуждаться могут
все наблюдатели (если все они, например,
исходят из ложных теоретических
предпосылок), однако интерсубъективность
предохраняет нас от ошибок того или
иного конкретного наблюдателя.
Наблюдения разделяются на
непосредственные и косвенные. При
непосредственном
наблюденииученый
наблюдает сам избранный объект. Однако
далеко не всегда это возможно. Например,
объекты квантовой механики или многие
объекты астрономии невозможно наблюдать
непосредственно. О свойствах таких
объектов мы можем судить лишь на основе
их взаимодействия с другими объектами.
Подобного рода наблюдения называют
косвенными наблюдениями.
Косвенное наблюдение
опирается на предположение об определенной
закономерной связи между свойствами
непосредственно наблюдаемых объектов
и наблюдаемыми проявлениями этих
свойств, и содержит логический вывод о
свойствах ненаблюдаемого объекта на
основе наблюдаемого эффекта его действия.
Например, изучая поведение элементарных
частиц, физик непосредственно наблюдает
лишь их треки в камере Вильсона, которые
представляют собой результат взаимодействия
элементарной частицы с молекулами пара,
заполняющего камеру. По характеру треков
физик судит о поведении и свойствах
изучаемой частицы.
Следует заметить, что между
непосредственным и косвенным наблюдением
нельзя провести резкой границы. В
современной науке косвенные наблюдения
получают все большее распространение
по мере того, как увеличивается число
приборов, используемых при наблюдении,
и расширяется сфера научного исследования.
Наблюдаемый предмет воздействует на
прибор, а ученый непосредственно
наблюдает лишь результат взаимодействия
предмета с прибором.
В наблюдении активность
субъекта еще не направлена на преобразование
предмета изучения. Объект либо остается
недоступным целенаправленному изменению,
либо сознательно ограждается от возможных
воздействий с целью сохранения его
естественного состояния. Возможность
зафиксировать объект
в его естественном состоянии –
главное преимущество метода наблюдения.
Биология как наука
Если углубляться в этимологию слова «биология», то в переводе с латыни это дословно будет звучать как «наука о жизни». И это действительно так. Данное определение отражает всю суть рассматриваемой науки. Именно биология занимается изучением всего многообразия живого на нашей планете, и если понадобится такое, то и за ее пределами.
Существует несколько биологических царств живой природы, в которые объединены по общим морфологическим, анатомическим, генетическим и физиологическим признакам все представители биомассы. Это царства:
- Животные.
- Растения.
- Грибы.
- Вирусы.
- Бактерии, или Прокариоты.
Каждое из них представлено огромным количеством видов и других таксономических единиц, что еще раз подчеркивает, насколько многообразна природа нашей планеты. Задача биологии как науки — изучить их все, начиная от зарождения и заканчивая смертью. Также выявить механизмы эволюционирования, взаимосвязи друг с другом и человеком, самой природой.
Биология — лишь общее название, которое включает в себя целую семью поднаук и дисциплин, занимающихся детальными исследованиями в области живых существ и любых проявлений жизни.
Как уже оговаривалось выше, изучение биологии осуществлялось людьми с самых древних времен. Человека интересовало, как устроены растения, животные, он сам. Проводились наблюдения за живой природой и делались выводы, так накапливался фактологический материал, теоретическая база науки.
Достижения современной биологии вообще шагнули далеко вперед и позволяют заглядывать в самые мельчайшие и невообразимо сложные структуры, вмешиваться в ход естественных процессов и изменять их направление. Какими же способами во все времена удавалось добиваться таких результатов?
Классификация
Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:
- Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
- Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.
В психологии также выделяют такие виды наблюдения:
- Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
- Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.
Формы наблюдения:
- осознанное;
- неосознанное внешнее;
- неосознанное внутреннее;
- неосознанное окружающее.
Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.
Особенности осознанной формы наблюдения:
- ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
- объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.
Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.
Особенности:
- Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
- Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.
В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.
При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.
Этический кодекс
Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией
Исследователь должен придерживаться мер предосторожности
Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.
Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.
Этапы наблюдения:
- выбор объекта;
- регистрация данных;
- создание плана;
- подбор метода обработки информации;
- проведение самой процедуры;
- интерпретация данных.
На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.