Развитие творческой личности ребенка

Содержание:

Календарь рыболова январь 2020

Развитие творческого потенциала личности

Считается, что каждый имеет склонность к творчеству, у одних она проявляется в раннем детстве, у других – остается глубоко в разуме. Творческое направление мысли можно натренировать, хотя это довольно непростой процесс. Развитие творческого потенциала стоит начинать с самого детства, показывая малышам столь интересный мир. Что касается взрослого, то ему необходимы мотивация, личное желание, иначе эффективность от таких тренировок будет нулевой.

Процесс развития данного направления мышления обычно ориентируется на такие элементы, как:

  • Теоретическая подготовка индивида, ознакомление его с методами, используемыми в приумножении способностей. Говоря проще, человека знакомят с основными понятиями данного вопроса, умением применить теорию на практике, а также обеспечивают развитие индивидуальных и групповых навыков мышления в данном направлении;
  • Тренировка способности к дальнейшему регулярному саморазвитию. Этот момент включает наблюдение за разными представителями этого типа мышления, анализом их поведения, интеллектуальной деятельности;
  • Формирование и закрепление потенциала индивида, в т. ч. изучение и практика новых путей общения с применением при этом полученных знаний. Необходимо постоянно смотреть на ситуации и явления с разных сторон: привычной и творческой точки зрения.

Таким образом, индивид не только узнает, что такое творчество, чем руководствуются люди с таким мышлением, но и примерит на себя роль смелого здравомыслия, умение заглянуть за границы привычного.

Творческому мышлению можно научиться

Нестандартность мышления, креативный подход к ситуации, загадочность в поведении – все это описания творческой личности. Общаться с таким человеком и быть им – абсолютно разные явления. Такие люди отличаются от общества поведением, внешним видом, имеют при этом особенное мировоззрение и свой образ мышления. Творческое мышление не ограничено умением рисовать, лепить, фантазировать. Это важный элемент и в научной деятельности, помогающий человечеству изучать и делать новые открытия.

Как возник интерес к общей теории творчества

История изучения закономерностей изобретательства уходит, как водится, своими корнями в Древнюю Грецию. Математик Папп, который жил около 300 лет до н. э., впервые ввел в обиход греков термин «эвристика». Этим словом он обозначил технологии творчества, теории решения творческих задач. В первую очередь к эвристическим проблемам, как ни странно, обращались не художники или поэты, а математики – Больцано, Лейбниц, Пуанкаре. Математика как наука, обладающая наибольшей степенью точности, имела меньше всего простора для эксперимента. Видимо, поэтому ей потребовался инструмент для решения сложных изобретательских задач.

В XIX в. начинают появляться исследования по психологии творчества. На самом деле, эти исследования также представляли собой эвристику, однако она была направлена на изучение психических процессов творческой личности. Интеллект и творчество в те времена воспринималось учеными как что-то выходящее из ряда вон. Ученые спорили о том, являются ли психические отклонений по типу шизофрении или маниакально-депрессивного психоза обязательным условием для становления творческой личности. Только к 20 в. пришло понимание того, что задатки креативности присутствуют у каждого человека.

9 способов сэкономить на страховке для умных водителей

Творческое развитие личности

Понятие «развитие» можно определить в качестве изменения во времени, совершенствования, процесса перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

Творческое развитие личности осуществляется в ходе всей жизни. Для него характерны следующие процессы:

  • Изменения в мировоззрении,
  • Проявление самосознания человека, включая его отношения к действительности,
  • Появление и развитие способностей, характера,
  • Накопление опыта.

Развитие личности представляет собой в общем виде расширение ее возможностей в процессе формирования новых потребностей. Из этого следует, что творческая деятельность, с одной стороны, может определяться каким-либо новым (оригинальным) продуктом, который имеет социальную значимость

С другой стороны, совсем не важно, чтобы новизна являлась объективной

Напротив, так как речь идет о школьном возрасте, то вполне логично не ждать от ребенка каких-то открытий, которые представляют большое значение для общества. Здесь будет правильнее говорить о субъективной новизне, которая характерна только для субъекта творчества (ученика), который открывает что—то новое именно для себя (осмысливает что-то по-новому, развивается).

Развитие творческих предпосылок предполагает определение и совершенствование творческих способностей, движение вперёд, совершенствование. Творчество представляет собой движение от старого к новому, от простых вещей к сложным. Творческое развитие, таким образом, подразумевает индивидуальные психологические особенности, не зависящие от умственных способностей. Они проявляются через особое видение мира, наличие собственной позиции на окружающую среду, воображение, фантазии и действительность.

Мозговой штурм

Возьмите за правило любую ситуацию и проблему решать методом мозгового штурма. Старайтесь не выдавать сразу автоматизированные механизмы решения, а проанализируйте. Выдвигайте и записывайте любые, даже казалось бы безумные идеи. Возможно, конечная идея будет состоять из какой-то безумной и вполне реальной. Очень часто нечто новое и творческое таится на стыке двух банальных и привычных вещей.

Для большего эффекта рекомендуется сочетать все приведенные в статье способы развития творческого потенциала

И конечно, помните, что не так важно содержание упражнений, сколько их регулярность

https://youtube.com/watch?v=NSVpMjm1pXY

Как раскрыть свой потенциал?

Мысли о предназначении, поиске себя приходят в разные периоды — в подростковом возрасте и взрослом возрасте. Выбирая дорогу жизни, часто действуем вслепую, не имея практического опыта, слушаем советы родителей, забываем об увлечениях, интересах.

После тридцати лет люди склонны пересматривать жизнь, отношение к ней, искать себя заново. Уже есть достаточный опыт, стараемся понять себя, к чему тянет, найти реализацию, если избранная работа не приносит удовольствия. С годами приходит осознание — жизнь летит, как стрела, а середина пути — время задуматься о смысле, предназначении, определить дальнейшие действия, раскрыть потенциал личности.

Понимаем, как важно жить, наслаждаться жизнью, реализовать свой потенциал, чтобы не жалеть в преклонном возрасте о потерянных годах, бесцельном времени. Что поможет найти скрытый потенциал?

Следует задать себе несколько вопросов, зафиксировать ответы

  • Что у меня получается лучше всего в жизни?
  • Что приносит радость, какая деятельность?
  • За что хвалят меня родные, друзья, какие способности?
  • Чем я могу быть полезен другим людям?
  • Как использовать имеющийся опыт?
  • Чем увлекались в детские годы, о чём мечтали?
  • Где можно применить мои способности?
  • Как улучшить свои навыки? Каким образованием стоит заняться?

Определить скрытые способности, таланты можно в беседе с родственниками, друзьями, они подскажут, что особенного есть в характере, умениях

Часто человек не замечает важное в собственной личности и поведении. Даже общительность, умение мотивировать могут быть отличными навыками для будущей реализации — тренер по мотивации, бизнес-тренер, психолог, лектор

Любовь к спорту? Тренер по фитнесу или консультант тренажёрного зала, зависит от опыта, интересов. А творческий потенциал человека позволит найти применение в сфере искусства — писать песни, стихи, книги, заниматься дизайном или создавать интересные статьи.

Для улучшения понимания вопроса дадим определение:

Потенциал человека — это способности к развитию внутренних возможностей человека

Потенциал личности также проявляется в процессе поиска смысла жизни (Виктор Франкл), в ходе развития личности (Карл Роджерс), поиском, развитием внутренних ресурсов (Маслоу).

Таким образом, личность обладает определённым запасом ресурсов — интеллектуальным, эмоциональным, творческим. Потенциал может быть реализован благодаря стремлению к самопознанию, саморазвитию. Нет неспособных людей, есть не понимающие свой потенциал, возможности развития, совершенствования личности. В каждом человеке живёт гений. Человеческий потенциал безграничен, возможности для развития ограничиваем сами.

Интеллектуальный потенциал личности, как и творческий потенциал человека, можно развивать на протяжении всей жизни. Образование не ограничивается институтом и школой, есть много возможностей для самообучения, обретения новых навыков, раскрытия внутренних способностей. Никогда не поздно освоить новую специальность, научиться петь, играть на музыкальных инструментах.

Главное — осознать собственные интересы, стремления

Нет ограничений, возможно всё, что можем представить. Необходимо лишь поставить цель, начать действовать.

Интересно, что внутренний потенциал состоит из внутренних и внешних параметров. Внутренние: психические особенности, увлечения, эмоции, интеллект, а внешние: умение действовать независимо, принимать решения, проявлять силу воли, свободу личности. Люди с высоко развитым внешним потенциалом эффективнее занимаются развитием внутренних способностей. Поэтому учимся брать ответственность за свою жизнь, только сам человек способен её изменить, найти реализацию для своего потенциала.

Развитие потенциала человека во многом зависит от личности — стремлений, смелости, решительности, настойчивости. «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», — говорят в народе. Люди склонны с завистью смотреть на успешных этого мира, а сколько труда было вложено в развитие способностей, достижение целей, редко задумываются.

Любой всемирно известный актёр или спортсмен скажет, что успех — это потенциал (10%) + труд (90%)

Техника

АвиацияАвтоВычислительная техникаОборудование(Электрооборудование)РадиоТехнологии(Аудио-видео)(Компьютеры)

Альтшуллер – автор теории развития творческой личности

Генрих Альтшуллер был отечественным инженером, который впервые задумался над возможностью активизации творческого начало у изобретателя. Ученый смог найти самые удобные приемы решения творческих задач, постепенно сформировав собственную теорию под названием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Труды Альтшуллера издавались в Японии, Соединенных Штатах, Германии. С появлением ТРИЗ с творческого процесса был снят покров мистики. Теперь человек может спрашивать себя не «Как нужно делать?», а «Что делать?».

Полярные путешествия, шахматы и решение творческих задач

Теория развития творческой личности по Альтшуллеру часто оперирует таким термином, как «игра». Это слово Альтшуллер стал использовать по подсказке английского полярника-исследователя Роберта Пири. Ученый считал, что оно наиболее четко отображает жизненную стратегию творческого человека. Полярник Пири сравнивал путешествие к Северному полюсу с шахматной партией. Если удачные ходы продуманы заранее, то и шансы выиграть возрастают. Для него географические исследования и правда, были подобны старой игре, которую Пири вел практически 23 года.

Полярник признается, что постоянно терпел неудачи. Однако со временем даже те вещи, которые казались ему невозможными или очень сомнительными, постепенно приобретали новые черты – они становились вероятными, если не сказать, что реальными. Пири тщательно размышлял над причинами каждого из своих поражений в путешествиях. В конечном счете, он пришел к заключению: если даже удача не будет на его стороне, игра все равно может закончиться для него успехом.

Альтшуллер, анализируя стратегию Пири, говорит, что более точно следовало бы сравнить с партией игры в шахматы не одно лишь путешествие за полярный круг, а всю человеческую жизнь. Здесь выигрыш или проигрыш очень сильно зависят от первых ходов. Согласно Альтшуллеру, настоящим торжеством созидающей личности может быть только такой ритм жизни, когда вся она происходит в «нарастающем творческом режиме».

Как общаться с творческой личностью

«Токсичные» люди — кто это в психологии

Познакомившись с творческой личностью, стоит помнить, что таковой свойственно воспринимать жизненные позиции иначе, упрямо держаться своей реальности, убеждений и взглядов. В искусстве общения с ней рекомендуется придерживаться правила «Трех П»:

Подстроиться. Общество до сих пор не определилось с истинностью фразы «люди не меняются», но можно абсолютно уверенно сказать: представителя творчества не изменить. Если некто хочет продолжать общение с такой личностью, он может только подстроиться под его привычки и характер;
Понять. Учитывая нестандартность мышления таких людей, не стоит пытаться переубедить их в чем-либо, проще постараться понять, почему они думают так, а не иначе;
Простить. В целом это добрые, бескорыстные люди, но бывают резкими или слишком увлекшимися своим занятием

Если они не так выразились или забыли нечто важное, не стоит держать на них зла.

Проблемы в общении с одухотворенной личностью

Творческий персонаж самостоятельный во всем, он привык полагаться на себя. Общаясь с таким индивидом, стоит быть готовым к тому, что он может обидеться или обидеть собеседника с расхожими интересами. Учитывая, как такие люди любят помечтать, бывает, что творец уже «пережил» некий диалог в своей голове, которого не было наяву, и ведет себя должным образом. Такие моменты тяжело уловить, понять, объяснить, добиться от подобной личности ответов бывает нелегко.

Формирование людских талантов

Разобравшись в структуре и основных составляющих развития человеческого потенциала, можно рассмотреть его влияние на некоторые сферы жизни общества.

Рекомендуем: Психология личности

Человеческая история – это череда непрекращающихся войн, большая часть из которых представляла собой прямое рукопашное сражение, когда от проявления каждым человеком своего физического и духовного потенциала зависело, останется ли он в живых. Потенциально воин постоянно подвергался опасностям со стороны врагов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Современное же общество практически не нуждается в этом навыке и редко его использует, при этом никто не отменял человеческую потребность выплескивать агрессивный потенциал, что эффективнее всего происходит одновременно с огромными физическими нагрузками на организм. Помимо этого, во многих культурах присутствует социальная необходимость в такого рода деятельности. Это происходит там, где главенствующими ценностями являются смелость, бесстрашие, мужество и тому подобные. Но увы, в обычной жизни такие качества проявить довольно трудно.

Рекомендуем: Задатки и способности человека

Наше общество, индустриальное и постиндустриальное, полно людей, которые готовы тратить деньги, время и силы для того, чтобы как можно сильнее оторваться от привычной современной жизни, приблизиться к границам своих возможностей – физических, психических и эмоциональных. Испытать себя по полной, лишь так ощутив себя полноценным и по-настоящему живым. Потенциал личности настолько силен внутри нас, что постоянно стремится вырваться наружу.

Повсеместно проводятся специальные курсы и тренинги по выживанию в экстремальных условиях, в диких удаленных местах и т.д. Человек готов отдать много сил, чтобы попробовать себя в борьбе один на один с дикой природой. Это стремление живет внутри нас, оно сформировано тысячелетиями эволюции.

Однако стоит обратить внимание на то, что человек, который для своего пропитания, выживания и в наше время постоянно отстаивает у дикой природы право на жизнь, вряд ли согласится пойти в горы с туристической группой просто так или сплавиться на байдарке по горной реке. Потенциальный риск доступен ему и в повседневной жизни

Условия развития творческого потенциала детей

Перед тем, как развить творческий потенциал ребенка, рекомендуется соблюдать организационные условия:

Физическая активность стимулирует творческий потенциал. Легкие упражнения следует начинать с первых недель жизни малыша. Физические нагрузки развивают не только наше тело, но и психику.
Творческий ребенок окружен тем, что побуждает его действовать нестандартно. Игрушки должны слегка обгонять развитие малыша, чтобы раскрыть его способности в перспективе.
Ребенок должен самостоятельно принимать решения. Например, если игрушка упала под стол, не стоит помогать малышу доставать ее — пускай он сам постарается управиться с этой проблемой.
Помощь родителей должна носить ненавязчивый характер подсказки, если они желают раскрыть творческий подход у малыша

Важно соблюдать границу между самостоятельностью детей и вседозволенностью.

Центральное положение — уютная психологическая обстановка в семье. Ребенок способен к адекватному развитию тогда, когда любим и наблюдает хорошие взаимоотношения между родителями. Не учитывая данные условия, невозможно раскрыть способности детей в полной мере.

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать

Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

Самоконтроль

Самоконтроль необходим и для профессионального роста, и для личностного развития. Достижения в творческой сфере, как и в любой другой, напрямую зависят от количества посвященных делу единиц времени. Главную роль снова играет отношение человека к самоконтролю, желание его развивать. Одни считают, что уже достигли необходимого уровня, и им совершенно не требуется это качество. Другие принимают удобную позицию, считая, что никогда не смогут должным образом себя контролировать. Но это – две крайности. А крайности, как известно, могут быть фатальными.

Главной предпосылкой к самоконтролю является собранность – это состояние, которое можно охарактеризовать словами «Все под контролем». Храбрость и решительность родственны любви, благодарности, вдохновению. «Иногда просто жить – это проявление храбрости» — говорил Сенека, римский философ.

Как добиться необходимого самоконтроля, чтобы раскрыть свой творческий потенциал? Американские ученые провели занимательный эксперимент. В нем принимало участие 18 женщин и шестеро мужчин. В ходе этого эксперимента испытуемые преобразились практически на глазах. Они научились подолгу концентрироваться на стоящих перед ними задачах. Стали питаться более здоровой пищей, меньше курить и употреблять спиртное. Они перестали тратить время на сплетни и просмотр телевизора, вместо этого занявшись учебой и рабочими делами. Об этих переменах ученые их не просили.

Что это за чудодейственные пилюли? Никакой медицины, и тем более магии. Исследователи просто попросили их регулярно заниматься спортом. Испытуемым подарили абонементы в тренажерный зал, чтобы они могли посещать его раз в неделю. Но когда эксперимент подходил к концу – а он длился два месяца – они уже сами стали посещать спортзал трижды в неделю.

Многие ученые – из тех, которых не отнесешь к категории «сумасшедших» — очень любили спорт. Древнегреческий философ Платон был борцом. Он считал, что для гармоничного развития личности необходимо как знать науку и искусства, так и совершенствовать физическое тело. М. В. Ломоносов любил заниматься фехтованием, стрельбой и подъемом гирь. Л. Д. Ландау много времени посвящал горным лыжам.

Последствия выполнения творческой деятельности

Использование креативности на практике может повысить риск нанесения вреда. Это происходит, потому что недостаточно опыта использования новых, неиспытанных идей и средств для решения определенной проблемы или достижения цели. Но с опытом и развитием креативности придет понимание, какие оригинальные идеи являются полезными, а какие вредными.

Некоторые люди, у которых креативность развивалась неосознанно, чувствуют себя неуверенно, некомфортно из-за своего нестандартного творческого мышления

Важно объяснить таким людям, что они очень полезны, и направить их в нужном направлении. Кроме развития креативности им следует также развивать и уверенность в себе.

С развитием креативности появляется вера в то, что любая, даже самая абсурдная и нереальная идея, поможет достичь определенной цели. Эта вера является одним из мотивов, подталкивающих к реализации революционных идей и созданию новых, огромных систем, решающих глобальные проблемы. Как сказал Генри Форд: «Вы можете верить, что можете. Вы можете верить, что не можете. В обоих случаях вы правы«.

Многие успешные люди утверждают, что 30-50% успеха их проектов и компаний приносят именно креативные, оригинальные идеи, сгенерированные ими самими, либо специально нанятыми профессионалами с хорошо развитой креативностью. Также они отмечают замкнутый круг — креативность дает новые успехи, а они, в свою очередь, являются источником креативности и вдохновения. Это говорит о том, что человек и творчество являются единым целым, что не может существовать друг без друга.

Поэтому постоянно уделяйте личное время на развитие творчества и своих креативных способностей. Это всегда будет оказывать полезное влияние на успешность. Не прекращайте заниматься творческой деятельностью, ведь она – главное средство в реализации предназначения.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ?

Тогда прочитайте книгу

ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СИСТЕМА

Часть четвертая. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

60 величайших технологий созданы для Вас, если Вы хотите стать успешнее и эффективнее, самореализоваться и создать свое наследие

В комплекте идет очень полезный бонус!

Обязателен ли военный билет

как развить творческие способности: Рекомендации творческим людям

Рассмотренные ниже советы помогут обрести вдохновение каждому творческому человеку.

  1. Расширяйте свой кругозор. Читайте как можно больше, посещайте художественные выставки, музеи. Старайтесь пребывать в той атмосфере, которая обогатит вашего «внутреннего художника»;
  2. Творите каждый день. Если вы художник, старайтесь хотя бы полчаса в сутки уделять творчеству. Писатели могут попробовать следующее упражнение: прочитать аннотацию к кинокартине, которую еще не смотрели, и постараться самостоятельно придумать сюжет;
  3. Не стоит показывать свою работу миру до того, как она закончена. Если зритель не проявит ожидаемую от него реакцию, или к тому же начнет ее критиковать – это может отбить всякое желание работать дальше;
  4. Если вы хотите представить свой труд критику, подумайте трижды. Часто творческие люди бессознательно ждут признания от окружающих, и даже конструктивная критика может негативно повлиять на самовосприятие. Тем более разрушительным может оказаться полное непонимание. Если даже вы просите кого-то оценить ваш труд, чтобы впоследствии сделать его лучше, помните: во-первых, полученная обратная связь не всегда может отражать действительное положение вещей (ведь у каждого свои вкусы). Во-вторых – делать это нужно только в случае, если вы полностью уверены в своей самооценке;
  5. В творческой работе не привязывайтесь к конкретным срокам. Установленный срок создает психологическое напряжение, препятствуя творению «в потоке»;
  6. Анализируйте свой труд только после того, как он будет завершен. За творческий процесс отвечает правое полушарие, за его анализ и критическую оценку – левое. Это два разных вида работы, поэтому анализ необходимо проводить только после окончания творческого процесса;
  7. Старайтесь не думать о том, какой доход принесет вам ваше творение, или насколько известным оно может стать. Подобно установлению сроков, такой подход создает ненужное напряжение;
  8. Всегда держите под рукой блокнот для записей новых идей. Прислушивайтесь к ним, даже если они касаются несущественных деталей. Кажущиеся неважными на первый взгляд мелочи могут перерасти в настоящий шедевр;
  9. Выработайте в себе привычку заканчивать начатую работу. Даже если многое в ней находится в «сыром» виде, доведите свое произведение искусства до конца – одна завершенная работа ценнее десяти незаконченных.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо — среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу Эйнштейна о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Проблемы творчества

При выполнении творческой деятельности возникает множество проблем и препятствий, которые необходимо преодолевать.

К ним относятся:

Отсутствие самоуважения. Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе.

Лень и слабая воля. Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.

Страх провала, неудачи. Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.

Недостаток организованности. Наличие слишком большого количества дел и идей препятствует пониманию, какие из них являются важными и ими нужно заняться в первую очередь. Для преодоления этого препятствия нужно организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей, лучше для этого использовать программы или веб-сервисы, например, Бесплатный онлайн органайзер, ежедневник, планировщик дел и задач, календарь — Личные цели.

Отсутствие приоритезации. В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь

Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи

Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи, цели и дела.

Загруженность сознания. После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

Конформизм. Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».

Нетерпеливость. Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.

Ригидность. Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

Устранение всех этих препятствий гарантированно повысит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс реализации предназначения.

Знания и мудрость

Еще в Средневековье учащиеся ставили на книги статуэтки сов. При таком размещении талисман сова означает способность усваивать знания и особую удачу, когда преподаватели задают те вопросы, на которые можно дать блестящий ответ. И сегодня считается — вместо шпаргалок нужно захватить на экзамен такой маленький артефакт и тогда можно не беспокоиться — оценка будет хорошей.

Пригодится статуэтка на книжках и тем, кто уже отучился. Поможет верно распорядиться знаниями и расширить их — ведь самосовершенствованию нет предела.

Даже древнекитайская наука не игнорирует сову. Талисман в виде неё по фэн-шуй следует размещать в северо-восточной части комнаты либо рабочего кабинета. Он поможет добиться успеха, одарит человека заслуженным уважением на работе, что ускорит карьерный рост.

Типы результатов творчества

В результате творческой деятельности создается новая или улучшается существующая система. В зависимости от полезности эти результаты делятся на следующие типы.

Открытие

Обнаружение ранее неизвестного закона, системы, признака или связи, подтвержденное экспериментально. Оказывает революционный эффект на развитие системы и изменяет существующие цели и парадигмы.

Изобретение

Средство, позволяющее решить определенную проблему и достичь определенных целей. Также позволяет выполнять определенные действия эффективнее, чем с помощью существующих средств, и имеет принципиально новое строение.

Рационализаторское предложение

Улучшение эффективности существующих средств достижения целей без существенного изменения их строения.

Независимо от типа результата творчество создает новые знания, позволяющие решить аналогичные проблемы и достичь схожие цели в других областях. Также результаты дают и новые идеи для творчества, чтобы решать новые проблемы и достигать новые цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector