Проблема смысла жизни

Содержание:

Список литературы

1. Виктор Франкл. Поиск смысла жизни и логотерапия. /Психология личности. Сборник, М., МГУ, 1982, с.118-126.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: / Общ. ред. Л.Я. Гозмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

3. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности/ Рос. акад. наук. Ин-т психологии: М.: Ин-т психологии РАН, — 1996. — 224с.

4. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. — М.: Бизнес-школа. Интел-Синтез. — 1998, — 238 с.

5. Лэнге А. Виктор Франкл — поверенный человечности // Вопросы психологии. — 2005. — №3, С.107 — 111.

6. Братусь Б.С. Несмотря ни на что — сказать жизни «да» (уроки Виктора Франкла) // Вопросы психологии. — 2005. — №3, С.112 — 121.

5 ошибок, которых следует избегать при обнаружении цели своей жизни

1. Следуя чужому пути

Когда вас вдохновляет чья-то жизнь, возникает соблазн скопировать все, что они сделали, чтобы попытаться воспроизвести результаты. Может быть, вы видите себя воодушевляющей фигурой, потому что у вас одно и то же прошлое, вы сталкиваетесь с одинаковыми проблемами и стремитесь к одним и тем же целям.

Однако вы должны иметь в виду, что независимо от того, насколько похожи ваши жизни, есть небольшие нюансы, которые могут кардинально изменить то, как разворачиваются жизни двух людей. Если следовать по тому же пути, что и этот человек, это не гарантирует, что вы окажетесь там же.

Черпайте вдохновение в чьих-то успехах, но не относитесь к нему как к руководству, как прожить свою жизнь от начала до конца.

2. Сосредоточение на личном успехе

Поиск цели своей жизни — это личное путешествие. Однако это не значит, что он одинокий. Когда мы говорим о поиске цели, это на самом деле противопоставление вас и других людей.

Нет лучшего способа понять свою истинную сущность, чем понять свое влияние на людей и мир вокруг вас.

Навыки, которые вы развиваете, и достижения, которые у вас есть, являются вашими собственными, но что действительно превращает их в четкую цель, так это то, как они воплощаются в реальной жизни.

Сможете ли вы использовать свои ресурсы, уникальные навыки и преимущества, чтобы сделать мир лучше? Оказываете ли вы положительное влияние на окружающий вас мир?

Ваш личный успех ограничен рамками вашей личной жизни. Когда вы можете связать это с вещами вне себя, вы начинаете определять цель своей жизни.

3. Жизнь в карьере

Построение успешного бизнеса или достижение новых высот в карьере — это великие жизненные цели, но они затрагивают только определенную часть вас, оставляя в неведении весь другой диапазон вашей личности.

Трудоголики, попавшие в затруднительное положение, часто чувствуют себя потерянными, потому что главный источник их гордости — их работа — больше не приносит такого же удовлетворения.

Создавая целенаправленную жизнь, очень важно развивать другие аспекты себя, которые не имеют ничего общего с вашей работой. Вы должны вкладывать свое время и усилия в действия, которые позволяют проявиться вашему сокровенному «я» — творческому, сострадательному, доброму или прощающему

Вы должны вкладывать свое время и усилия в действия, которые позволяют проявиться вашему сокровенному «я» — творческому, сострадательному, доброму или прощающему.

Даже если вы амбициозный тип, есть много разных возможностей, на которых вы все еще можете преуспеть и раскрыть свой наивысший потенциал, не прибегая к этой работе.

Увлеченные проекты, хобби и другие занятия могут доставить столько же трудностей, сколько и ваша работа, и в то же время позволить вам принести в мир что-то, что полностью ваше.

4. Ожидание простого процесса

Некоторые люди, кажется, открывают для себя цель своей жизни в ту минуту, когда они рождаются, в то время как другим требуются годы, чтобы понять, в чем она заключается. В некоторых случаях это можно узнать мгновенно; в других случаях, прежде чем найти «то, что нужно», потребуются периоды проб и ошибок.

Поиск смысла жизни достаточно сложен, если вы не основываете свое существование на поиске своего «этого». Не оказывайте слишком большого давления на процесс достижения цели.

Если после долгих лет поисков вы все еще не нашли то, что должны делать, сделайте шаг назад и просто расслабьтесь.

Ответ мог быть перед вами все время, или он может быть в паре шагов от вас — это не имеет значения. В конце концов, важно относиться к этому «процессу» как к возможности обучения, и вы найдете ее раньше, чем узнаете

5. Игнорирование очевидного

Поиск своей жизненной цели может быть процессом, но, в конце концов, он все равно будет органичным. Ваша цель будет легко соответствовать тому, кто вы есть.

Когда это происходит, вы можете даже не распознать это, потому что не обращаете внимания или активно пытаетесь создать свой образ, который не является подлинным.

В любом случае вы органично займете положение, встретите нужных людей или получите опыт, который будет способствовать формированию цели вашей жизни.

Вы можете не всегда сознательно участвовать в нем (или получать от него удовольствие), но он будет постепенно развиваться, один знак за другим.

Никита Хрущёв

Это очень противоречивая личность, которая повлияла на ход истории. Его разностороннюю натуру хорошо демонстрирует возведённый ему надгробный памятник, одновременно сделанный из белого и чёрного камня. Хрущёв, с одной стороны, был человеком Сталина, а с другой — руководителем, который пытался растоптать культ личности. Он начал кардинальные реформы, которые должны были полностью поменять кровавую систему, выпустил из лагерей миллионы невинно осуждённых, помиловал сотни тысяч приговорённых к расстрелу. Период этот даже назвали «оттепель», так как прекратились преследования и террор.

Но Хрущёв не умел доводить большие дела до конца, поэтому его реформы можно назвать половинчатыми. Недостаток образования делал его недалёким человеком, но отличная интуиция, природное здравомыслие и политическое чутьё помогли ему так долго держаться в высших эшелонах власти и находить выход в критических ситуациях. Именно благодаря Хрущёву удалось избежать ядерной войны во время Карибского кризиса, а ещё перевернуть самую кровавую страницу в истории России.

Почему возникает чувство потерянности?

1. Чужие сценарии

Когда мы не задаем себе вопросы и не пытаемся понять, чего мы, именно мы, хотим, жизнь идет по чужим сценариям, которые могут быть хороши для кого-то, но не являются универсальными для всех. Если с каждым выполненным пунктом такого плана вы не начинаете чувствовать, что приближаетесь к раскрытию своего потенциала и жизни своей мечты, возможно, что вы попали в ловушку чужих сценариев.

2. Ожидание счастья извне

Я буду счастлив, когда… Примерно так звучат мысли большинства людей. Условия обретения счастья могут быть разными, но, как правило, они связаны с получением или обретением чего-то. Я буду счастлив, когда начну зарабатывать в 2 раза больше, когда куплю квартиру, встречу свою вторую половинку, получу повышение по должности и так далее. Однако это не работает. Более подробно разбираю эту тему в .

3. Социальные сети

Множество проведенных социологических исследований показывают, что социальные сети оказывают негативное влияние на жизнь людей. До блеска вылизанная жизнь в Instagram или Facebook являются причиной негативных, часто депрессивных настроений у людей, подписанных на подобные сказочные истории. Бессознательно мы постоянно сравниваем себя с другими, и, если в качестве образца для сравнения выступают lifestyle аккаунты, продающие определенный образ жизни через красивые, счастливые фотографии, мы будем наполняться недовольством и негативом. Потому что не дотягиваем и нужно больше стараться, чтобы стать как они.

4. Отсутствие понимания себя и своих ценностей в жизни

Давайте будем честными. Мы растем, абсолютно не зная себя. Мы редко задаем вопросы, если в жизни все более или менее работает. Вопросы возникает лишь в моменты, когда что-то пошло не так. Часто эти вопросы звучат так “Почему это случилось со мной?” или “За что мне это все?”. Но это не те вопросы, которые нужно учиться задавать себе, если вы хотите разобраться в своей жизни и выйти из состояния кризиса

Знание себя — неотъемлемое условие обретения своих жизненных смыслов.
В я делюсь советами, как определить то, что действительно для вас важно

5. Отсутствие плана и видения своей жизни

Одна из самых главных причин ощущения потерянности — это отсутствие видения своей жизни и, как следствие, отсутствие плана действий. Когда старые маршруты завершены, а новые еще не проложены, ощутить состояние дезориентации вполне нормально. Ты стоишь посреди поля и не понимаешь, куда идти дальше. Ты заблудился, потерялся, а дороги нет.

Если жизненного плана нет, со временем появляется ощущение бессмысленной ходьбы по кругу. Чтобы выйти из этого состояния, придется заглянуть глубже в себя и найти свои смыслы. Они есть у каждого, но мало кто о них догадывается.

С учетом всех этих факторов мы просыпаемся однажды и понимаем, что так дальше продолжаться не может, нужно что-то менять.

Трансформация представлений о смысле жизни

Представление о смысле жизни тесно связано с представлением человека о самой жизни, ее месте в бытии, а также с отношением к смерти, как к значимой вехе или итогу человеческой жизнедеятельности. Можно выделить два основных подхода к проблеме жизни и смерти – объективистский и субъективистский.

Объективистский подход складывается еще в мифологическом мировоззрении. Его основной принцип заключается в том, что жизнь и смерть являют собой взаимосвязанные и естественные процессы, которым подчиняются все живые существа. При этом смерть не является концом или катастрофой, в зависимости от специфики мифа, в который разделяет личность смерть может являться лишь звеном в цепочке бесконечных перерождений человеческой души (большинство традиционных религий), смерть может выступать процесс освобождения человеческого духа, вознесения его к богу (авраамические религии).

В рамках объективистского подхода вопрос смысла жизни как бы снимается, человек не личность, но лишь один из многих, что проходит жизненный путь предначертанный ему заранее (богом, судьбой, природой), его цель – прожить свою жизнь и умереть, соблюдая определенные, соответствующие мифу этические положения. Жизнь сама по себе не представляется чем-то исключительным, она рядовое событие, человек лишь один из многих.

Субъективистский подход отражает полярную позицию. Он зарождается вместе с появлением этической философии, попытками критического осмысления жизни человека, способности влиять на свою судьбу, формулировать нравственные ориентиры. Своего расцвета субъективистский подход достигает в гуманистической философии. Согласно ему жизнь каждого человека есть величайшая ценность, а смерть в свою очередь величайшая трагедия. Человеческая жизнь должна всячески охраняться и безусловно она должна быть счастливой и полноценной.

Именно в рамках субъективистской позиции проблема смысла жизни встает в полный рост. Ведь центральным событием жизни человека становится сама жизнь, ее индивидуальный, неповторимый характер, рост, развитие и реализация личностного потенциала. И вместе с тем, данный подход не способен дать единое, универсальное решение вопроса о смысле жизни.

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему «Человек и его нравственность. Проблема истинных и ложных ценностей». 5.00/5 (100.00%) 2 votes

Ценности человека формируются в течение всей его жизни. На формирование жизненных ценностей, ориентиров и вкусов влияет, прежде всего, воспитание и то общество, в котором растет человек. Говорят, сколько людей, столько и мнений. Именно поэтому представление о жизни у каждого человека свое.

Но, тем не менее, нравственный выбор любого человека будет пересекаться с выбором другого. Ведь нравственность, мораль – это такие неизменные понятия, которые учат нас тому, что хорошо и что плохо. Проблема истинных и ложных ценностей очень важна в наши дни. Ведь с каждым днем появляется все больше соблазнов и искушений для человека. Поддавшись которым разрушит не только свои ценности, но и свою жизнь. Каждый из нас должен стремиться делать в жизни как можно больше хорошего. Поэтесса Л.Татьяничева, рассуждая на тему хорошего и плохого, написала стихотворение «Что ты сделал хорошего». Вот четверостишие из выше названного стихотворения: « Достается недешево. Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Этой мерой измеряются Все земные труды Может, вырастил деревце На земле Кулунды? Может, строишь ракету? Гидростанцию, дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом. Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее – Хорошеть самому!» Мы видим, что поэтесса считает главной целью человека самосовершенствоваться и улучшать мир. Я полностью с ней согласна, ведь наша жизнь строится на добре. Только добро помогает людям прощать, сочувствовать, сожалеть.

Н.С.Лесков в своем рассказе «Очарованный странник» рассказывает нам историю человека, которому не суждено стать знаменитым и популярным. Иван Фляин обречен на вечные поиски своего призвания. Но он обладает чудесным даром – указывать людям на их предназначение. В этом заключается смысл существования каждого из нас – помогать окружающим и себе. Истинная ценность человеческой жизни – быть полезным и необходимым для общества

В своем творчестве писатель особое внимание уделял человеческому предназначению. Много произведений было написано после рассуждений об этой проблеме

На примере героя Ивана Фляина Н.С.Лесков представил нам не одного конкретного человека, который нашел себя в помощи людям, а показал нам весь народ через образ этого героя. Все русские люди обладали такими же качествами, как Иван. Все люди русские были добры, отзывчивы, патриотичны, не боялись смерти за правду.

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему: Цель искусства — дарить людям счастье Цель искусства – дарить счастье людям Человека всегда окружало искусство. Это и гениальные музыкальные произведения,
  • Сочинение на тему: Евгений Онегин «Лишний человек» Евгений Онегин «Лишний человек» Евгения Онегина считают «лишним человеком» из-за его эгоизма и отсутствия в жизни
  • Сочинение на тему: Каким должен быть идеальный ученик Каким должен быть идеальный ученик? На этот вопрос не существует однозначного ответа. У каждого учителя свои
  • Сочинение на тему: родительский дом начало начал Родительский дом имеет особое значение для каждого. Именно в нем человек начинает познавать жизнь, получает
  • Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри Тема свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». План сочинения: 1. История создания поэмы. 2. Свободолюбивый
  • Сочинение по картине Григорьева: Вратарь Футбол всегда был другом мальчишек. Ведь нет ничего интересней, чем забить мячик в ворота противника, преодолевая

Сознание

Рассматривая, в чем заключается философский смысл бытия, стоит отметить, что одной из его категорий является сознание. Проблема его понимания является наиболее трудной не только в философии, но и иных науках. Многое о природе этой категории уже известно современной науке.

Знания не только о сознании, но и о мировоззрении, духовности помогают находить новые пути для самосовершенствования. Это одна из фундаментальных категорий философии. Наравне с «материей» «сознание» выступает предельной основой бытия. Более широких понятий, которые его характеризуют, нельзя найти.

Существует ли сознание вне человека, ответить можно только с некоторыми допущениями. Существование материального мира не вызывает сомнений. Мир и человек с его сознанием являются самодостаточными понятиями. Они являются основой материализма. Идеализм же трансцендентное существование с той целью, чтобы показать возникновение из бытия чувственного мира.

Категория бытия, ее философский смысл и специфика строятся на широких понятиях сознания и материи. Первая форма представляет собой психическое отражение окружающей действительности. Через сознание человек постигает себя. Это мотивирует людей к определенной деятельности, поведению. Сознание – это идеальное свойство мозга человека. Эту категорию нельзя осязать или взвесить, измерить. Любые подобные операции можно выполнить только по отношению к материальному миру.

Мозг человека является носителем сознания, так как он представляет собой высокоорганизованное образование, которое обладает многими свойствами. С его помощью происходит самоконтроль, осуществляется практическая деятельность, управление.

Основной трудностью при изучении сознания является косвенность исследований. Это можно сделать только через его проявления в процессах мышления, поведении и общении, прочей деятельности. Изучать идеальную категорию крайне сложно. Но точно известно, что именно при помощи сознания человек получил способность воспринимать, понимать информацию, использовать ее в своей деятельности.

Обретение смысла жизни: пример

В сочинении по обществознанию «Цель и смысл жизни человека» школьник может упомянуть тот факт, что основными смыслообразующими компонентами для большинства людей являются возможности творить, служить другим людям, реализовывать свои таланты и способности, жертвовать собой во имя великой цели. Нередко основным компонентом выступает возможность сделать что-то для другого человека. Наглядно это может проиллюстрировать история одного электрика, который в 30 лет заболел неизлечимой болезнью. Всю свою жизнь он ругался с окружающими, любил выпивать. Когда жить ему осталось всего несколько месяцев, он был в полном одиночестве. Все свое время электрик проводил перед телевизором.

Обществознание

Учебник для 10 класса

§ 3.2. Цель и смысл жизни человека

Отличительным свойством человека можно признать его стремление к философскому осмыслению мира и себя самого. Поиск смысла жизни — занятие сугубо человеческое.

Субъективная сторона вопроса: зачем, ради чего живет человек? — не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально, в зависимости от традиций, культуры, мировоззрения, а иногда и от конкретных жизненных обстоятельств. Но каждый человек — частица человеческого рода. Осознание единства человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной, т. е. не зависящей от человека.

В истории философии можно выделить два принципиально различающихся подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека. В другом — с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Не претендуя на единственно верный ответ, предлагаем вам самим поразмышлять над вечными вопросами, познакомившись с точками зрения некоторых философов.

Традиция соотносить цель жизни с понятием «счастье» такая же древняя, как сама философия. Аристотель еще в IV в. до н. э. отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим — рассудительность, третьим — известная мудрость. При этом каждый стремится именно к счастью.

Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании.

А классическая немецкая философия в лице И. Канта (1724—1804) и Г. Гегеля (1770—1831) связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.

В XX в. также велись поиски ответов на мучительные вопросы бытия. Э. Фромм (1900—1980) полагал, что одни люди ориентированы на «обладание» и для них смысл жизни — иметь, брать

Смысл жизни других — в «бытии», им важно любить, творить, отдавать, жертвовать собой. Только служа людям, они могут полноценно реализовать себя

Русский философ С. Л. Франк (1877—1950) писал: «Смысл есть разумное осуществление жизни, а не ход звездных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего «я», а наше «я» немыслимо вне свободы, ибо свобода… требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает… что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград». Жизненный путь — это «путь борьбы и отречения — борьбы Смысла жизни против ее бессмысленности, отречение от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни». Именно духовная свобода и творческое начало человека дают надежду на постижение смысла его жизни.

Иную точку зрения на смысл жизни и ее предназначение высказал еще один наш соотечественник — Н. Н. Трубников (1929—1983). Он писал: «Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда… Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетенную с твоею,— тоже единственную… Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни». Иными словами, смысл жизни раскрывается в процессе этой жизни, хотя и конечной, но не бесполезной.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Вместе с тем индивид имеет возможность вечного, т. е. относительно бесконечного, существования в ином — социальном — отношении. Поскольку существует род человеческий, постольку (по времени) может существовать и личность. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, в последующих поколениях, в их традициях и т. п. Человек создает различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды, совершает новые открытия и т. п. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает свое социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

Проблема смысла жизни человека по Франклу

Франкл утверждает:

а) что человеческий дух есть особая сущность, которая и испытывает потребность в смысле;

б) что смыслы в мире существуют объективно, поскольку даны Богом;

в) что поэтому за реализацию смыслов человек несет ответственность перед Богом;

г) что познание интуитивно, и совесть есть тот орган, который всегда и в любой ситуации провидит «должное».

Смысл действий есть их результат (совокупность всех последствий). Человек существует во взаимосвязанном мире и в силу этого любое его действие или бездействие (то есть само его существование) объективно имеет тот или иной результат. Понимание результата как смысла — субъективно, но объективно обусловлено имеющейся у человека потребностью в смысле. (Результат объективно существует во внешней реальности; смысл является его образом в нашей логической реальности, но в этой реальности он также существует объективно. Не стоит вновь напоминать, что про внешнюю реальность мы ничего не знаем и имеем на практике дело только с реальностью своих представлений). Смысл жизни человека это совокупность всех последствий его существования в объективном мире.

Цель есть еще не достигнутый результат, к которому человек намеренно стремится. Возможный результат должен объективно существовать в пространстве возможностей (иначе нет смысла к нему стремиться так как он был бы недостижим). И в этом смысле он объективен и может быть только открыт (а не выдуман или изобретен). Но понятие цели всегда субъективно, поскольку субъективно (и не наблюдаемо!) намерение. Каковое, впрочем, также объективно обусловлено потребностью «человека рационального» в том, чтобы его поведение было целесообразным. Если человек пассивен, то нет смысла говорить о рациональном управлении поведением. Если же он намеренно активен, то эта активность не абстрактна, а всегда проявляется в конкретной объективной ситуации жизни. При этом среди своих возможных действий человек пытается выбрать те, которые повлияют на данную ситуацию в пользу реализации одного или нескольких ее возможных исходов, которые выбираются из всего множества таких возможностей в качестве целей. Цель сознательного существования человека — изменить смысл этого своего существования (на более желательный из возможных).

Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.

Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Франкл подчеркивает, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Найти смысл — не конечная цель человека. Нужно еще осуществить его. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличии от влечения, порождаемого потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения.

Поскольку стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл жизни трансцендирует себя. И наоборот, смысл общества в свою очередь конституируется существованием индивидов .

Таким образом, учение о смысле жизни в теории Франкла может быть выражено в следующем тезисе: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Осуществление смысла своей жизни является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необходимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым самого себя (самоактуализация).

Цивилизация – как идеал прогрессивного развития

В XVIII в. шотландец Адам Фергюсон одним из первых в истории использовал понятие цивилизации в своей книге «Опыт истории гражданского общества».

Он рассматривал цивилизацию как идеал прогрессивного развития, предполагая последовательное прохождение человечеством следующих этапов развития:

дикость – варварство — цивилизация

Рис. 3. Этапы развития человечества по Фергюсону и Мограну

Таким образом, Фергюсон противопоставляет цивилизацию дикости и варварству (рис. 3).

Первоначально понятие употреблялось только в рамках теории прогресса как противоположность варварству, как единая стадия всемирно-исторического процесса и идеал развития.

Французские просветители XVIII века называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.

Существенным недостатком подхода Фергюсона является то, что человечество рассматривается им как единое целое в то время как уже становилось понятно, что человечество все более и более дифференцируется, то есть наблюдается развитие не одного, а многих обществ, идущих не только с различной скоростью по лестнице развития, но и еще в различных направлениях.

Поиск ответов на главные вопросы

Не нужно быть философом, чтобы осмыслить свою жизнь. Каждому мыслящему человеку свойственно докапываться до сути и определять цели. Задавая себе важные вопросы и ища на них ответы, каждый планомерно движется по жизненному пути. Одним удается в конце дистанции с удовлетворением подвести итоги. Другие с сожалением констатируют, что жизнь была бессмысленной.

Какие мои жизненные ценности

Общество только устанавливает нормы и навязывает модели поведения. Жизненные ценности каждый определяет индивидуально. Кто-то видит себя в реализации природного предназначения – воспроизведении себе подобных. Кто-то хочет не просто существовать, а служить на благо человечества.

Обратите внимание! Одному человеку важно удовлетворять свои потребности, другой – стремится помогать окружающим. Каждый из них в своем существовании видит конкретный смысл

Какие мои цели

Определившись с приоритетами, человек выстраивает для себя программу действий, направленную на достижение целей. К примеру, основная ценность индивида – семья. Он все сделает для ее благополучия: обеспечит крышей над головой, даст образование детям и внукам, позаботится о здоровье и достатке. Его целью станут далеко идущие планы, затрагивающие развитие рода.

Найти свою цель в жизни

Для другого суть существования – служение людям. Для него целью станет собственное образование, с помощью которого можно реализовать свои планы в развитии общества, науки, взаимоотношений. Это свойственно ученым, многим отечественным и политическим деятелям, но не чуждо и рядовым людям.

Встречаются люди и с более приземленными ценностями. Для них важен текущий день, приносящий свои блага. Их цель – быть сытым, одетым, здоровым. Реализуется это с помощью работы и социального статуса. Чем выше ранг в иерархии, тем больше возможностей он дает для удовлетворения физиологических потребностей.

Зачем я живу

Даже став успешным во всех отношениях, человек не всегда удовлетворен своей жизнью. Тогда возникает вопрос «для чего я родился?». Задаются им обычно подростки, которые еще не нашли себя, или люди с низкой самооценкой.

Чтобы данный вопрос не трансформировался в иной – «стоит ли жить», свое существование нужно наполнять смыслом. При этом не обязательно спасать мир, участвовать в номинации на Нобелевскую премию или получить Гран-при в престижном конкурсе.

Существование будет осмысленным, если окажется, для кого жить. Иногда стремление уберечь родных от бед, помочь им радоваться каждому новому дню, дать возможность осуществить свои мечты намного ценнее решения глобальных проблем.

Исторические изыскания сути бытия

Чтобы описать философский смысл проблемы бытия, кратко потребуется рассмотреть исторические изыскания в этой области познания. Впервые представленный термин был употреблен Парменидом (философ 5-4 вв. до н. э.). Во времена существования этого мыслителя вера людей в богов Олимпа стала заметно снижаться. Мифы стали рассматриваться как вымысел, что рушило основные мировые нормы. Мир, Вселенная стали восприниматься как нечто бесформенное и ненадежное, будто у людей из-под ног выбили опору. Человек стал испытывать страх, тревогу, что сделало их жизнь ужасной.

Люди на подсознании отчаялись, начали сомневаться во всем, не могли найти выход из тупика. Им требовалось найти прочную, надежную опору, вера в новую силу. В лице Парменида философия смогла осознать сложившуюся проблему. На место сомнений в силе богов пришло осознание власти ума, мысли. Но это были не просто размышления. Это «чистая», абсолютная мысль, которая не связывалась с чувственным опытом. Парменид оповестил человечество о новой силе, открытой им. Она удерживает мир, не позволяя ему погрузиться в хаос. Такой подход позволил упорядочить глобальные процессы в понимании людей.

Новый философский смысл бытия рассматривался Парменидом, как провидение, Божество, вечное. Он утверждал, что все процессы происходят не просто так, а «по необходимости». Ход вещей не может измениться по воле случая. Солнце внезапно не погаснет, а люди не исчезнут в один день. За предметно-чувственным миром философ усматривал нечто, что выполняло бы роль гаранта для всего сущего. Парменид называл это Божеством, что означало для людей новую опору и поддержку.

Термин «бытие» философ позаимствовал в греческом языке. Но значение этого слова получило новое наполнение. Быть – это существовать в реальности, иметься в наличии. Эта категория стала объективным ответом на потребности той эпохи. Парменид наделял бытие следующими характеристиками:

  • Это то, что есть за чувственным миром, это мысль.
  • Оно едино, абсолютно и неизменно.
  • Отсутствует деление на объект и субъект.
  • Есть всей возможной общностью совершенств, главными из которых есть Добро, Истина, Благо.

Бытие – истинное существование, у которого нет начала и конца. Оно неделимо, неуничтожимо, нескончаемо. Бытие не нуждается ни в чем, лишено чувств. Поэтому его можно постичь лишь умом, мыслью. Парменид, чтобы описать философский смысл категории бытия кратко, представлял для людей его в виде сферы, у которой нет границ в пространстве. Такое описание вытекало из представления, что шар – прекраснейшая, совершенная форма.

Под мыслью, которой и есть бытие, по мнению философа, он подразумевал Логос. Это космический Разум, через который человек раскрывает для себя Истину бытия. Она открывается для людей непосредственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector