Учение как разновидность человеческой деятельности
Содержание:
- Педагогика — это наука?
- Подробнее о социальной педагогике
- Теория проблемного обучения.
- Прием обучения в педагогике: определение и характеристики понятия
- Понятие процесса обучения, его цели и функции
- Похожие термины:
- Примечания[править | править код]
- Похожие термины:
- Спонтанное и реактивное обучение
- Задачи и функции процесса обучения
- Классификация методов обучения
- Средства обучения
- Взаимосвязь методов и приемов обучения в педагогике
- IV. Производство
- Похожие термины:
- Наглядные методы
- Ассоциативная теория обучения.
Педагогика — это наука?
Доказательствами того, что педагогика — самостоятельная отрасль знания, обособленная наука, являются следующие факты:
- Педагогика имеет собственную историю происхождения и развития.
- Имеет проверенные практикой источники развития — многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, научные исследования и труды, на основе которых сложились современные системы воспитания.
- У нее есть собственный предмет — это воспитательная деятельность.
- А также особая функция познания законов воспитания, обучения, образования человека и поиска путей их совершенствования в современных ей условиях.
Кроме того, педагогика как отрасль научных знаний имеет свои цели, задачи, формы, методы и приемы исследовательской и практической работы.
Подробнее о социальной педагогике
Социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для реализации личностных способностей. Социальная педагогика максимально приближена к каждому человеку как члену социума. Ее технологии социализации индивидуума строятся на таких знаниях, как выявление личных планов и мотивов, ресурсов для их реализации, стадии социализации, виды социализации человека (семейная, профессиональная, поло-ролевая и др.).
Социальная педагогика как социальное знание является частью гуманитарного знания, занимающегося проблемами гуманизации общества.
По большому счету, деятельность любого педагога включает в себя в большей или меньшей степени социальные знания.
Теория проблемного обучения.
Была разработана в середине 1970-х годов
В. Оконь и М.И. Махмутовым. Она построена
на деятельностном подходе и исходит из
того, что мышление носит проблемный
характер, возникновение каждой мысли
происходит в проблемной ситуации.
Проблемная ситуация — это познавательная
задача, которая характеризуется
противоречиями между имеющимися у
учащихся знаниями и умениями и
предъявляемыми требованиями. Познавательная
задача вызывает у учащихся стремление
к самостоятельному поиску путей ее
решения.
Проблемные ситуации дифференцируются
по структуре действий, которые должны
быть выполнены при решении проблемы;
по уровню развития этих действий; по
трудности проблемной ситуации.
Проблемное обучение включает в себя
несколько этапов:
-
осознание проблемной ситуации;
-
формулировка проблемы на основе анализа
ситуации; -
решение проблемы, включающее выдвижение
и проверку гипотез; -
проверка решения.
Проблемное обучение основывается на
аналитико-синтетической деятельности
обучающихся, реализуемой в рассуждениях
и размышлениях.
Проблемное обучение может быть разного
уровня трудности для обучающихся в
зависимости от характера и количества
осуществляемых ими действий при решении
проблемы.
Проблемное обучение способствует
развитию умственных способностей,
самостоятельности и творческого мышления
учащихся. Этот тип обучения получил
широкое признание в нашей стране.
Прием обучения в педагогике: определение и характеристики понятия
Если учитель использует словесный метод для подачи новой темы, при этом, периодически демонстрируя визуальные изображения, то предоставление такой иллюстрации является приемом. Напротив, иногда рассматривание фото является основным способом получения информации. Тогда комментарии учителя – это прием, здесь методом является наглядность. На основании этого педагогический метод чаще всего используют с приемами, но это не сухое суммирование. Приемы определяют взаимодействие учителя с учениками, задают общий стиль действий. Методика совмещения всегда индивидуальна.
Наглядность всегда в приоритете
Дидактическое правило – это норматив, описывающий образ работы, которому нужно следовать, чтобы подобрать оптимальный прием для используемого метода. Это предписание, диктующее, как действовать в течение процесса преподавательской деятельности.
Насколько будет эффективен процесс обучения, по большей части зависит от методик и их комбинаций с приемами. Современный прием обучения – это в педагогике определение коллективного труда преподавателя и учащегося, который стремится к выполнению задачи получения знаний.
Понятие процесса обучения, его цели и функции
В настоящее время «процесс обучения» трактуется с разных точек зрения, одними из наиболее популярных являются следующие:
- Процесс обучения – это процесс движения учащегося под руководством педагога к получению знаний.
- Процесс обучения – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащегося, имеющий направление к достижению их общей цели – овладение знаниями, умениями и навыками.
- Процесс обучения – это процесс целенаправленного воздействия педагога на учащегося, в результате которого решаются образовательные задачи.
Таким образом, различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это очень сложное и многогранное явление.
Замечание 1
Обобщенное понимание всех представленных определений, показывает, что процесс обучение – это взаимодействие педагога и учащихся, реализация которого направлена на овладение учащимся системы знаний, умений и навыков.
Во время процесса обучения происходит не просто процесс передачи знаний от педагога к ребенку, а осуществляется овладение системой научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления, интеллекта, творческих способностей, становление нравственных качеств и ценностных ориентиров в соответствии с общественными и личными интересами и потребностями.
Процесс обучения имеет ряд характерных признаков, отличающих его от иных педагогических процессов, по своей природе он:
- целенаправленный
- целостный
- двусторонний
- подразумевающий совместную деятельность педагога и детей
- обязательно имеющий систему управления воспитанием и развитием детей
- имеющий организацию и управление данным процессом.
Так же необходимо отметить, что довольно часто понятия «обучение» и «процесс обучения» отождествляют между собой. Однако это разные по своему содержанию и сути педагогические понятия.
Похожие термины:
-
высший координационный центр научной жизни России в 1919 — конце 20-х гг. Образован по Декрету СНК РСФСР 4 марта 1919 в составе Наркомпроса РСФСР. В 1923-25 входил в состав Академического центра Наркомпроса
-
выборный представительный орган, осуществляющий общее руководство высшим учебным заведением.
-
основное звено в системе аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. С. у. с. создаются по решению Высшей аттестационной комиссии Украины в высших учебных заведениях III
-
совещательный орган при ректоре и под его председательством, создаваемый для рассмотрения основных вопросов деятельности вуза; учебно- воспитательной работы, проведения научных исследований, во
-
доплата, которая введена постановлением Совета Министров РФ от 04.11.93 г. № 1139 и выплачивается работникам, занимающим штатную должность в научных учреждениях (организациях) и высших образовательных
-
официальное подтверждение научной квалификации специалиста и его роли в учебно-воспитательном процессе в высшем учебном заведении, присуждение степеней и присвоение званий – форма аттестации н
-
периодические издания, объединяющие научные труды сотрудников вуза или НИИ, возможно, по разной проблематике, но в пределах одного научного направления или цикла научного знания (по гуманитарным
-
кандидат наук; доктор наук. До 2014 г. У. с. присуждали специализированные ученые советы на основании публичной защиты диссертации. Решения специализированных ученых советов о присуждении У. с. Утвер
-
старший научный сотрудник; доцент; профессор. У. з. старшего научного сотрудника на основе решения Ученого (научного, научно-технического, технического) совета, действующего в системе министерства
-
формальные и неформальные каналы, по которым научные сотрудники получают основную информацию, необходимую для их профессиональной деятельности.
-
система доведения научно-педагогической информации до ученых отрасли; проводится главным образом с помощью библиотечно-библио-графического обслуживания. Специалистам по их требованию выдаются
-
свод правил установленных Правительством Российской Федерации о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий.
-
потребности ученых в получении информации, касающейся избранной исследовательской тематики. Информационные потребности ученых определяются в ходе самого исследования. Этим они существенно отл
Примечания[править | править код]
- MIGnews — Полутонный мексиканец отправится в Италию
- По морям и океанам — Памяти Жака Майоля
Похожие термины:
-
педагогические взгляды и практика древних греков и римлян, которые сложились (VII в. до н. э.V в. н. э.) в условиях рабовладельческого строя, системы спартанского, афинского и римского воспитания.
-
Практика педагогической воспитательной деятельности построенной на убеждении «что усвоение передаваемого опыта должно происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспит
-
сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебновоспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на учащихся мерами принуждения.
-
качественная оценка состояния научной педагогики 60-80-х годов ХХ в. в бывшем Советском Союзе. Педагогика тоталитарного времени характеризовалась как «насильственная», «безличностная», «бездетная
-
интегративная библиотековедческая д исциплина, в которой рассматриваются проблемы теории чтения, пропаганды литературы, руководства чтением и библиотечное дело. Иногда ей придают черты приклад
-
изучает особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
-
совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа. Включает: потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т. д.). К п
-
изучает воспитательные возможности (теоретические возможности и практику) работы в условиях досугового центра – клуба.
-
представление об обучении и воспитании, которое сложилось во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории Китая, идеологическим выражением которого были возникшие в середине I тысячелетия
-
представление об обучении и воспитании с I тысячелетия до и. э. в древнегреческих полисах до наших дней, в основе которого лежали политическая активность граждан, распространение свободомыслия и и
-
течение в реформаторской педагогике конца XIX-начала ХХ в.; основоположник В. А. Лай считал главным в воспитании и обучении-принцип действия: развитие всех форм активной деятельности учащихся.
-
педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. П. д. возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся
-
Термин «экология» (от греч. oikos — дом, жилище и logos — наука) введен в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере
-
педагогические (воспитательные) возможности СМИ, влияющие на человека, человеческое сообщество.
-
педагогическая организация социальной среды, окружающей воспитанника, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов; проявление среды ка
-
определяет воспитательные возможности реализации человеком, группой свободного времени.
-
новая ветвь педагогического знания, интегрирующая в себе необходимые сведения о человеке, полученные другими науками (философией, физиологией, гигиеной, медициной, анатомией, антропологией, псих
-
направление зарубежной педагогики, положения которого основаны на данных эмпирических наблюдений и педагогического эксперимента, изучения детских работ. Возникло в конце XIX – начале XX вв. в Герм
-
лат. – сущность в себе) – ветвь педагогического знания, исследующая закономерности и особенности воспитания и обучения человека, построенные на основе учения экзистенциализма. Экзистенциализм п
-
гр. – блаженство) – учение в педагогике о целях, содержании и средствах обучения и воспитания детей в их способности создавать себе условия и быть счастливыми. Это педагогика о способах развития в
Спонтанное и реактивное обучение
Существует другая классификация видов обучения, которая основана на позиции обучающегося:
- спонтанное обучение;
- реактивное обучение.
Данная классификация носит скорее психологический характер.
При спонтанном обучении ученик учится по собственной программе. Это выражается в желании учиться и присутствии мотива обучения. Он при этом является субъектом процесса обучения. Спонтанное обучение может возникнуть при условии, что у субъекта есть необходимость в трансформации себя. Процесс обучения субъект инициирует сам и сам контролирует результаты этого процесса. Спонтанное обучение дает очень хорошие и достаточно быстрые результаты. Но и это вид обучения имеет определенные ограничения. Существует риск развития человека в одном направлении, интересном для него. А часто изучение неинтересных вещей дает человеку новую точку для развития вне зоны его интересов.
В образовательных учреждениях, как правило, представлен другой вид обучения, названный реактивным обучением. При таком подходе обучение происходит по чужой программе.
Задачи и функции процесса обучения
Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:
- Осуществление стимулирования учебно-познавательной активности детей.
- Формирование у учащихся познавательных потребностей.
- Организация познавательной деятельности учащихся, направленная на овладение научными знаниями, умениями и навыками, а также овладение приемами их использование в последующей творческой деятельности и самообразовании.
- Организация деятельности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
- Воспитание нравственно-эстетической культуры и формирование научного мировоззрения культуры у учащихся.
Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:
-
Воспитательная функция:
- усвоение учащимися системы научных знаний, умений и навыков, в соответствии с образовательными стандартами;
- обучение творческому использованию полученных знаний, умений и навыков, в повседневной практической деятельности;
- формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию, заниматься самообразованием;
- расширение кругозора учащихся, для последующего получения образования и самоопределения в жизни.
-
Развивающая функция:
развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п.
развитие воображения;
развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.;
умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.;
развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей;
развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей;
развитие сенсорной и двигательной сфер. -
Воспитывающая функция:
- осознание учащимся значимости собственной учебной деятельности и получение новых знаний;
- формирование у детей нравственных и ценностных ориентиров во время овладения им знаний, умений и навыков;
- воспитание у каждого ребенка нравственных качеств его личности;
- формирование положительной мотивации на обучение;
- формирование опыта общения в коллективе (со сверстниками, педагогами и т.п.);
- оказание воспитательного воздействия на личность учащегося положительного личного примера педагога.
Замечание 2
Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.
Классификация методов обучения
Метод включает в себя приемы, но при этом не является совокупностью приемов обучения. Методы обучения подчинены определенной цели и выполняют определенную задачу, ведут к усвоению содержания, приводят к требуемому результату. Классификация методов обучения основывается на внутренней характеристике мыслительной деятельности учеников:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- проблемный метод;
- частично поисковый метод;
- исследовательский метод.
В педагогике применяется еще одна классификация методов:
- словесный,
- наглядный,
- практический.
В основе такого разделения лежит характер учебной познавательной деятельности в зависимости от источника получения знаний.
Если источником учебной информации является слово без использования наглядных пособий и практической работы, то способы такого обучения похожи. Методы при таком способе обучения называются словесными. Они включают: рассказ, беседу, объяснение, самостоятельное изучение с помощью учебной литературы, учебных телепередач и радиопрограмм.
Рис.1
При целостном подходе к обучению можно выделить три группы методов обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности включают:
- словесные, наглядные и практические методы;
- индуктивные и дедуктивные;
- репродуктивные и проблемно-поисковые методы;
- методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
- методы стимулирования и мотивации.
Определение
Метод обучения — это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.
Средства обучения
Средства обучения в педагогике представлены материалами, которые используются педагогом для осуществления учебного процесса. Они являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы. Выступая в такой роли, средства обучения оказывают влияние на другие компоненты, например, на методы, формы, содержание, цели.
Рис. 2
Средства обучения в педагогике классифицируются на:
- идеальные,
- материальные.
Идеальные средства состоят из ранее полученных умений и знаний, используемых для получения и освоения новых знаний. Материальные средства – это физические объекты, которые используются для детализированного обучения. Средства обучения можно разделить на:
- средства учения,
- средства преподавания.
Материальные средства обучения составляют систему, которая является производной от общей системы учебного предмета и строится по следующим принципам:
- оборудование должно соотносится с предъявленными педагогическими требованиями;
- средства обучения количественно должны обеспечивать материальные потребности процесса обучения;
- средства обучения должны соответствовать потребностям обучаемых и условиям обучения.
Каждый учебный предмет нуждается в специфических средствах обучения.
Взаимосвязь методов и приемов обучения в педагогике
Приемы обучения — структурный компонент, представляющий собой кратковременное взаимодействие с целью передачи конкретного умения. Отдельные приемы могут входить в несколько методов одновременно. Кроме того, некоторые приемы могут считаться самостоятельным методом.
Отдельные приемы отвечают за различные функции того или иного метода. Отсутствие какого-то приема может привести, например, к плохому усвоению знаний или неумению применять навыки на практике.
Приемами словесного метода обучения могут быть анализ, классификация, сравнение. Они выполняют функцию изложения передачи информации. Воспроизвести ее помогут, например, пересказ и описание, которые выполнят функции продуктивных методов.
Приемы обучения разнообразны и не приводятся к какой-то конкретной классификации. Они могут применяться в разных методах обучения, преподаватель сам подбирает приемы, основываясь на потребностях учеников и собственных возможностях.
IV. Производство
Международная индустрия по производству масла оливы – это многофункциональный сегмент бизнеса, для овладения которым требуется множество знаний, как о химическом составе, так и о эффективных методах сбора, измельчения и хранения.
№45 Экспертами по оливковым маслам не рождаются — ими становятся
С целью предоставления доступа к обучающему плану Olive Oil Times Education Lab по производству EVOO с последующим получением сертификата были созданы специальные курсы, охватывающие не только основы процесса изготовления, но и самые инновационные методики в размалывании. Также здесь дают советы и рекомендации для производителей, начиная с оценки фруктов после их поступления на мельницу и заканчивая передовыми методами хранения и упаковки конечного продукта, что дает возможность после внедрения полученных знаний увеличить не только качество продукта, но и прибыль предприятия.
№46 Мировые лидеры производства
Ключевыми игроками рынка изготовления и реализации являются Испания, Греция и Италия. Однако, испанское производство превышает греческое почти в три раза, при этом первые продуцируют всего пятую часть масла класса Extravirgine, а вторые — 90% от всей своей продукции.
№47 Инновационные методы помогают сохранить продукты
Бен Хаттон, один из авторов новой технологии и профессор университета Торонто рассказал Olive Oil Times, что исследование началось, когда владелец канадской компании по производству семян Agri-Neo подошел к нему и поинтересовался, как предотвратить перекрестное загрязнение в своем оборудовании для обработки семян.
С командой единомышленников Хаттону удалось воссоздать процесс, где изначально металлическая поверхность покрывается пищевым химическим веществом, называемым алкилфосфатом, а далее наносится тонкий слой оливкового масла, образующий гидрофобный барьер, который покрывает микроскопические трещины в металле, что очень трудно очистить без использования суровых химикатов.
Похожие термины:
-
технология обучения, ставящая своей целью организацию активности обучаемых. В процессе обучения моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучаемы
-
предполагает активизацию учебного процесса путем внедрения методов активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды
-
обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
-
применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов
-
методика включения в учебный процесс глубокого и детального исследования реальной или имитированной ситуации, выполняемого для того, чтобы выявить ее частные и/или общие характерные свойства. Эт
-
(offline learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.
-
(mobile learning, m-learning) – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.
-
формирование у обучающегося как можно более широкого и упорядоченного читательского кругозора на основе типа правильной читательской деятельности (Светловская н.н., 1993).
-
обучение, при котором приобретение новых знаний и умений осуществляется путем применения их к новой ситуации и представлений об аналогичных случаях.
-
организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.
-
обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизич. развития в учреждения общей системы образования вместе с нормально -развивающимися детьми.
-
audiovisual education) – процесс развития личности с помощью и на материале аудиовизуальных средств (массовой) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативны
-
одно из средств воспитания аномальных детей дошкольного возраста.
-
образование и профессиональная подготовка, ориентированные на трудоустройство. Литература: .
-
(online learning) – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.
-
метод преподавания, при котором ученики остаются относительно пассивными, а учитель полностью определяет ход и содержание урока при использовании незначительных учебных ресурсов.
-
определенным образом спроектированная организация процесса обучения, создающая условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, само
-
система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Б. о. применяется как один из альтернативных подходов наряду с орализмом (использование словесного языка, преимущественно в устной форм
-
разработанная в Америке система обучения математике в начальных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах.
-
форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой — взаимосвязи обучающихся между с
Наглядные методы
К наглядному методу относится демонстрация и наблюдение. Наглядность способствует прочному запоминанию. Наглядные методы можно применять на любых этапах педагогического процесса. Они обеспечивают образное, всестороннее восприятие, служат опорой для развития мышления.
Особенно наглядные методы важны в дошкольном возрасте, когда основными формами мышления являются наглядно-образная и наглядно-действенная, а понятийная форма мышления в этом возрасте проявляется только в простейших формах.
Наглядность должна отражать реальную окружающую действительность, соотноситься с уровнем развития ребенка, по содержание и оформлению быть высокохудожественной.
Определение 2
Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений и предметов окружающего мира, при котором взаимодействуют восприятие, речь и мышление.
С помощью данного метода педагог направляет вектор восприятия ребенка на выделение основных признаков в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами.
В обучении используются наблюдения различного типа:
- за изменением объектов;
- распознающего характера;
- репродуктивного характера.
Наблюдения также можно классифицировать на следующие виды:
- кратковременные;
- длительные.
Ассоциативная теория обучения.
Эта теория оформилась еще в XVII в. Ее
методологические основания были
разработаны Дж. Локком. В своей философской
концепции опытного происхождения
человеческого знания он ввел термин
«ассоциация». Практическое воплощение
ассоциативная теория обучения получила
в классно-урочной системе Я.А. Коменского,
который в качестве «Золотого правила»
дидактики выдвинул принцип наглядности.
Основные положения ассоциативной теории
обучения:
-
механизмом любого акта учения является
ассоциация; -
обучение всегда начинается с чувственного
познания, поэтому своим основанием оно
имеет наглядность; -
обогащение сознания обучающегося
образами и представлениями -основная
задача учебной деятельности; -
наглядные образы обеспечивают продвижение
сознания к обобщениям на основе
сравнения; -
основным методом обучения является
упражнение, которое формирует
умение сравнивать.
Ассоциативная теория лежит в основе
объяснительно-иллюстрированного метода
обучения, который является господствующим
в традиционной школе. Эта теория сыграла
положительную роль, нанеся удар по
догматическому и схоластическому
обучению. Но она стала одной из причин
того, что выпускники школы не получают
полноценного образования, у них не
формируются опыт творческой деятельности,
умение самостоятельно добывать знания,
готовность к творческой самостоятельной
жизнедеятельности. Ассоциативная теория
изначально не была ориентирована на
развитие творческих способностей
учащихся.