Как работает метод танцевально-двигательная терапия?
Содержание:
- Упражнения изотерапии
- Техника, с помощью которой можно провести онлайн сессию по танцевально-двигательной терапии:
- КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ?
- Расписание тренингов и семинаров33
- Практическая работа
- Недостатки проведения танцевально-двигательной терапии онлайн:
- Экспериментальные занятия по танцевально-двигательной терапии
- Справочная информация
Упражнения изотерапии
1. «Волшебная поляна» релаксационное упражнение.
2. Развитие ассоциативного воображения (игровые упражнения).
3. Выбор трех героев сказочного леса.
4. Игра в песочнице.
5. Рисунок «Нарисуй место, которое запомнилось тебе больше всего».
6. Итог занятия.
Материалы: аудиозапись «Звуки леса», ящик с песком, миниатюрные фигурки, вода, фломастеры, кисти, краски, карандаши, лист А4.
Ход занятия: занятие начинается с приветствия, которое должно сплотить детей, создать атмосферу группового принятия и доверия. Далее для включения в работу предлагается разминка, включающая в себя релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением. Детей рассаживают на стулья, которые поставлены в круг.
Затем детям предлагают перейти к песочнице с влажным песком и показывают ее возможности: можно потрогать песок, раскопать дно, выстроить гору. Ребятам объясняют, что нельзя бросаться песком, разрушать то, что создал рядом «волшебник».
«Каракули»
Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.
Цель методики:
- Повышение самооценки.
- Изучения своих чувств.
- Снятия напряжения.
- Развитие навыков общения.
Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме. Материалы:
- Бумага для рисования.
- Акриловые краски.
Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом социальной подавленностью.
Важно! Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов, она не может причинить вреда пациенту
Пациенты выполняют работу на заданную тему по просьбе терапевта. Занятия представляют собой экспромт. Единственное условие — выдержать тему рисунка. Выполняя работу, люди не задумываются, а выражают эмоции и ощущения. Такие рисунки — огромный кладезь информации для диагностики.
Пример такой методики – упражнение «Несуществующее животное». По деталям рисунка специалист делает вывод о состоянии человека, его качествах, психологических проблемах.
Его цель — улучшать эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на своих чувствах.
Материалы:
- Бумага.
- Акварельные краски.
- Кисти.
Для работы нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить самые радостные моменты своей жизни, прочувствовать все ощущения. После этого следует представить свои чувства в виде цветов и фигур. Не стоит напрягаться, здесь важны только эмоции и ощущения. Достаточно побыть в таком состоянии 10–15 минут. После этого увиденные образы можно перенести на бумагу.
Что для этого нужно:
- Спокойная мелодия.
- Листы бумаги.
- Акварель.
- Кисточка.
В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами. Результат — яркое позитивное настроение, прилив сил, снятие напряжения. В отдельных случаях пациенты чувствуют, как уходит напряжение и зажатость отдельных мышц.
Упражнение «Цветок»
- Развить воображение.
- Снять эмоциональное напряжение.
- Развития мелкой моторики рук (для детей).
Материалы:
- Бумага.
- Краски.
- Карандаши.
- Фломастеры.
- Кисти.
Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок. Как он выглядит? Сколько у него лепестков? Какого он цвета и формы? Как он пахнет? Что его окружает? После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным.
Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат. В то же время польза от нее очевидна.
Техника, с помощью которой можно провести онлайн сессию по танцевально-двигательной терапии:
1. Персональный компьютер.
Преимущества:
- Он подключен к проводному интернету, что делает сигнал видеосвязи наиболее стабильным и быстрым.
- Работа на компьютере дает возможность танцевальному терапевту транслировать клиенту музыку в хорошем звучании и достаточной громкости. Эта функция доступна в приложении ZOOM только для пользователей персональных компьютеров и ноутбуков.
- Наличие большого экрана (сравнительно с телефоном). Это позволяет терапевту детальнее рассмотреть работу тела клиента, и так же облегчает клиенту восприятие материала, даваемого терапевтом.
Недостатки:
Стационарность компьютера. В случае, если семья терапевта будет дома, могут возникнуть проблемы с уединением (например, если интернет кабель проведен на кухне или в общей комнате). Тем самым терапевт уже не сможет обеспечить приватность консультации и вынужден будет отменить ее или перенести на другое время. Так же это будет неудобно в том случае, если в комнате, где есть интернет-подключение, недостаточно места и терапевт не может поместиться в полный рост в окно видеосвязи.
2. Ноутбук.
Преимущества:
- Возможность подключиться к проводному интернету и обеспечить тем самым наиболее стабильную связь.
- Возможность транслировать музыку из плей-листа терапевта в хорошем качестве и достаточной громкости. Эта функция доступна в приложении ZOOM только для пользователей персональных компьютеров и ноутбуков.
- Большой экран.
- Мобильность. Ноутбук можно перенести в любое удобное место и добиться того, чтобы танцевального терапевта или клиента было видно полностью в окне видео чата.
Недостатки:
- При использовании сети Wi-Fi для подключения к интернету могут возникать перебои со связью, что приводит к выходу клиента и терапевта из сонастроенного терапевтического процесса.
- Велика вероятность того, что при рефлексии голос терапевта или клиента будет слышен недостаточно хорошо, что может вызвать затруднение в диалоге.
- Если у ноутбука сядет батарея, а терапевт или клиент не имеют доступа к зарядному устройству, то сессия не состоится.
3. Планшет.
Преимущества:
- Мобильность. При условии, что есть специальный чехол подставка, планшет можно расположить в любом месте квартиры.
- Так же (для клиента), если в планшет вставлена сим-карта, то его можно взять с собой на улицу и пройти сессию, например, в парке. главное, чтобы была хорошая связь.
Недостатки:
- Использование планшетом мобильной сети и Wi-Fi. Так как они не всегда стабильны, то это может повлиять на качество связи вызвать прерывание сессии.
- Для того, чтобы включить клиенту музыку, необходимо иметь дополнительные устройства: смартфон или второй планшет и портативную Bluetooth-колонку.
- В случае, если у планшета сядет батарея, а терапевт или клиент не имеют доступа к зарядному устройству, то сессия не состоится. А если зарядное устройство все же найдется, но планшет уже отключился, то восстановление минимального уровня заряда для включения планшета может занять до 20 минут.
4. Смартфон.
Преимущества:
Мобильность. При условии, что есть специальный чехол подставка, смартфон можно расположить в любом месте квартиры.
Недостатки:
- Маленький экран. Клиент или терапевт, в случае, если у него плохое зрение вынужден будет присматриваться к экрану.
- Использование смартфоном мобильной сети и Wi-Fi. Так как они не всегда стабильны, то это может повлиять на качество связи вызвать прерывание сессии.
- Для того, чтобы включить клиенту музыку, необходимо иметь дополнительные устройства: второй смартфон или планшет и портативную Bluetooth-колонку.
- В случае, если у смартфона сядет батарея, а терапевт или клиент не имеют доступа к зарядному устройству, то сессия не состоится. А если зарядное устройство все же найдется, но смартфон уже отключился, то восстановление минимального уровня заряда для включения планшета может занять до 20 минут.
- Для более комфортной установки смартфона лучше купить штатив.
Программы и приложения: Zoom; What’s app; Skype; Face time. Мы для работы с клиентами использовали Zoom и What’s app.
КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ?
Это прежде всего люди (их иногда называют кинестетиками), для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью что-нибудь понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение — это способ самовыражения, самопознания и развития.
Это также могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что для того, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.
Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что они не целостны, что они потеряли контакт с собой или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.
Расписание тренингов и семинаров33
23 октября |
Курс «Обучение холистическому интуитивному массажу и кисточковому интуитивному массажу лица» Узнать подробности 3 дня |
|
23 октября |
Практический семинар. Метод Со-Творение. Модуль 2 Узнать подробности 3 дня, 9 часов |
|
23 октября |
Практический семинар. Метод Со-Творение. Модуль 2. Предложение для прошедших Модуль 1 Узнать подробности 3 дня, 9 часов |
|
24 октября |
Основы телесной терапии. Обучающий семинар
2 дня Первый семинар курса Практическая Телесная Терапия. Приглашаем на семинар специалистов для получения нового инструмента работы с клиентами… |
|
24 октября |
Семинар-тренинг «Целебное прикосновение» — Touch for Health. Система телесного и духовного оздоровления… Узнать подробности 16 часов, 2 учебных дня |
|
24 октября |
Тренинг «Работа с дыханием в телесно-ориентированной психотерапии» Узнать подробности 2 дня |
|
24 октября |
Коррекция асимметрий лица и тела с оценкой результата
1 день
|
|
25 октября |
Класс «Аксесс Барс (Access Bars)». Очно или онлайн. Можно с детьми Узнать подробности 1 день |
|
25 октября |
Коррекция негативных событий прошлого с оценкой результата. Очно и онлайн
1 день
|
|
26 октября |
Базовый курс «Танцевально-двигательная психотерапия». Знакомство с телом и движением Узнать подробности 4 дня, 36 ак. часов |
|
27 октября |
Коррекция негативных событий прошлого с оценкой результата. Очно и онлайн Узнать подробности 1 день |
|
27 октября |
Коррекция асимметрий лица и тела с оценкой результата Узнать подробности 1 день |
|
28 октября |
Класс «Аксесс Барс (Access Bars)». Очно или онлайн. Можно с детьми Узнать подробности 1 день |
|
29 октября |
Коррекция негативных событий прошлого с оценкой результата. Очно и онлайн Узнать подробности 1 день |
|
29 октября |
Коррекция асимметрий лица и тела с оценкой результата Узнать подробности 1 день |
|
30 октября |
Обучающий семинар. Метод Со-Творение. Онлайн-интенсив Узнать подробности 30, 31 октября, 1,3,4,6,7 ноября с 18:00 до 21:00 в онлайн формате (Zoom) |
Ещё 2 тренера… |
31 октября |
Коррекция асимметрий лица и тела с оценкой результата Узнать подробности 1 день |
|
1 ноября |
Класс «Аксесс Барс (Access Bars)». Очно или онлайн. Можно с детьми Узнать подробности 1 день |
|
4 ноября |
Класс «Аксесс Барс (Access Bars)». Очно или онлайн. Можно с детьми Узнать подробности 1 день |
|
5 ноября |
Курс «Воплощение Женского» — для пробуждения женской природы через тело. Путешествие вглубь тела для… Узнать подробности 7 четвергов для пробуждения женской природы через тело |
|
Практическая работа
Учитывая сложившиеся обстоятельства (пандемия корона вируса и как следствие объявление о самоизоляции), было принято решение опробовать метод танцевально-двигательной терапии в рамках удаленной (онлайн) работы с клиентами.
Для исследования были выбраны 3 молодые женщины.
Тесты показали наличие у них общих сложностей:
1. низкая самооценка;
2. повышенная тревожность.
Для каждой был составлен курс из 10 сессий по танцевально-двигательной терапии, направленный на решение запроса.
Запросы у испытуемых были схожими: избавиться от синдрома самозванца; стать увереннее.
Но тем не менее структура сессий у каждой из испытуемых была своя. Часто сессия строилась из запроса клиенток непосредственно на момент проведения занятия.
Одной из задач было – исследовать особенности применения танцевально-двигательной терапии при онлайн консультировании.
К сожалению, при поиске литературы мы не встретили описания хода и особенностей онлайн-консультации, так как этот опыт новый для метода ТДТ еще не был описан в научной литературе. В связи с этим пришлось исследовать данный вопрос на практике.
Мы ознакомились с техническими особенностями проведения онлайн консультаций.
Для проведения сессий использовались:
- сотовый телефон;
- штатив для надежного и комфортного закрепления телефона;
- планшет для воспроизведения музыки;
- Bluetooth-колонка;
- интернет-соединение типа Wi-Fi.
Несколько раз возникали сложности с техникой и интернет-соединением, но это не сорвало ни одной сессии.
В исследовании принимали участие 3 испытуемых, которые записались по интернету.
Исследуя динамику состояний испытуемых, можно наблюдать следующие результаты:
1. Тест на самооценку Мерлин Санерсен показал, что лишь у одной испытуемой из трех, уровень самооценки значительно повысился после прохождения онлайн сессий по ТДТ. У остальных испытуемых повышение самооценки было незначительным: 3-4 балла. Но тем не менее это вывело их результат к показателям более высокой самооценки, чем было до начала занятий.
2. Тест на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина показал, что лишь у одной испытуемой произошло значительное снижение показателей, говорящее о положительной динамике в ходе онлайн-сессий по ТДТ. У двух же девушек, судя по результатам теста, тревожность только выросла. Но они обе изъявили желание продолжить занятия танцевально-двигательной терапией в онлайн-формате. Возрастание тревожности можно объяснить как внешними факторами, так и особенностями проведения сессий в домашней обстановке.
3. Но если опираться на данные методики «Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян, то можно сделать вывод, что танцевальная терапия в формате онлайн может давать положительный результат. У всех трех испытуемых после прохождения курса сессий:
- расширился двигательный репертуар;
- движения стали более энергичными и уверенными;
- девушки в танце начали занимать все предъявленное пространство, не стояли на одном месте, как в начале курса;
- улучшилось чувство ритма и взаимодействие с музыкой.;
- были сняты зажимы в области головы и корпуса;
- руки стали работать шире и плавнее, расправились кисти;
- все девушки замедлились (при широких движениях были спокойны внутри).
4. Непроизвольный невербальный рисуночный тест «Какого я цвета» дал понять, что после прохождения курса сессий по ТДТ, девушки стали чувствовать себя спокойнее. Пропала тревога и напряжение. Смыслы, вложенные в финальные рисунки, девушки описали как женственность, развитие, уверенность, путь перемен, начало чего- то нового.
Исследуя возможность применения техник ТДТ в онлайн-консультировании, были выявлены техники, подходящие для этого вида деятельности. Техники, предполагающие тактильный контакт в паре или группе, невозможны для применения в онлайн-консультировании, так как танцевальный терапевт и клиент находятся в разных местах и занимаются дистанционно. Но при этом перечень, годных для использования техник, оказался достаточно велик и описан в выше.
В целом по результатам исследования можно сделать вывод, что танцевально-двигательная терапия в формате онлайн может привести к хорошим результатам. Возможно динамика терапии чуть медленнее, чем при очных сессиях, но, тем не менее, положительные результаты есть.
Недостатки проведения танцевально-двигательной терапии онлайн:
1. Если появляются проблемы с интернет соединением, то консультация ставится под угрозу, ведь прерывание сигнала искажает картинку, обрывает звучание музыки, выбивает из сонастроенного потока с клиентом
2. У клиента в квартире не всегда достаточно места, чтобы встать на необходимом расстоянии от камеры, и из этого бывает не видно ног по колено.
3. Домашняя привычная обстановка может нести определенные минусы в консультации, так как клиент может иметь сильные психологические «якоря» в привычном для него пространстве, фиксирующие его в некотором психологическом состоянии. Например, для некоторых людей привычные домашние виды могут оказывать депрессивное влияние, так как ассоциируются с прошедшими ранее конфликтами и отрицательными эмоциями. При этом, кабинет психолога может привносить в ситуации консультирования фактор новизны и играет роль «смены обстановки и сюжета».
4. Если терапевт ведет консультацию с планшета или смартфона, то приложение Zoom не дает возможности трансляции музыки с этого же устройства. Приходиться пользоваться колонкой, что на выходе, со стороны клиента отрицательно сказывается на громкости и качестве звука
5. Клиент не всегда может расслабиться и полностью погрузиться в процесс, если дома присутствуют члены семьи. Особенно сильно отвлекаются матери на своих детей
6. Отсутствие непосредственного личного контакта танцевального терапевта с клиентом, который сам по себе играет очень важную роль. Само ощущение физического присутствия рядом человека, готового поддержать и помочь, является, как правило, терапевтичным и седативным. При этом, отсутствие личного контакта сужает возможности использования некоторых весьма эффективных техник и упражнений.
Особенности технического обеспечения проведения онлайн консультирования в ТДТ
Экспериментальные занятия по танцевально-двигательной терапии
В Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ города Москвы была создана экспериментальная группа для проведения занятий по танцевально – двигательной терапии, состоящая из 18 человек. В исследовании приняли участие дети начальной школы с расстройствами аутистического спектра в возрасте 7-9 лет.
Цели занятий:
- Создание атмосферы группового доверия, сплоченности, развитие навыков межличностного взаимодействия;
- Формирование образа тела, развитие ориентации в собственном теле, способности осознанно управлять им. Развитие равновесия, баланса тела, координации движений, навыков ориентации в пространстве. Расширение двигательного репертуара.
- Ознакомление с эмоциями и чувствами, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние с помощью движений, развитие способности определять чувства и эмоции другого человека по телесным проявлениям – через мимику, пантомимику, жестикуляции;
- Cнятие мышечного и эмоционального напряжения. Обучение элементам саморегуляции и релаксации, наблюдение за ощущениями в теле.
- Развитие произвольности, концентрации внимания.
Условия и ход занятий
Изучение танцевальным терапевтом невербального поведения детей осуществлялось на протяжении всего цикла танцевально — терапевтических сессий, начиная с предварительного тестирования, предшествующего танцевальной терапии.
Для определения уровня сформированности образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра были использованы следующие методики: «Мотоскопия» Н.Озерецкого и М. Гуревича; «Телесный анализ движений», «Эмоциональность танцевального выражения», «Анализ телесного компонента интеллекта» Оганесян Н.Ю.
Программа экспериментальных занятий с использованием метода танцевально – двигательной терапии состояла из 20 уроков, которые проводились 1 раз в неделю в течении 6 месяцев. Время одного занятия 60 мин, согласно нормативам времени деятельности педагога-психолога.
Структура развивающей работы, направленной на развитие сенсомоторного компонента, включала в себя: приветствие, корригирующую гимнастику, упражнения на контактность, дыхательные техники, глазодвигательные гимнастики, упражнения на межполушарное взаимодействие, упражнения на расширение двигательного репертуара (осознание частей тела, границ, пространства тела, выражение эмоций и образов с помощью танца), массажные техники, релаксацию, рефлексию, прощание.
Применение танцевально-двигательной терапии как средства формирования образа тела привело к изменению начального уровня сформированности образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра. В экспериментальной подгруппе по танцевальной — терапии, высокий уровень сформированности образа тела был выявлен у 3 детей, после проведения развивающих занятий их число увеличилось до 6 человек. Количество детей с выявленным средним исходным уровнем сформированности образа тела увеличилось с 5 до 10 человек. Число детей с низким исходным уровнем образа тела снизилось с 10 до 2 человек (за счёт перехода некоторых учащихся на более высокий уровень развития образа тела).
Результаты
На основе проведенного исследования было установлено, что для применения в психолого-педагогической деятельности танцевально-двигательной терапии с целью формирования образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра необходимо соответствующим образом организовывать систему работы по четырем критериям:
- отдельную часть занятия посвящать познанию собственного тела;
- учить невербальной коммуникации, выражению переживаний и эмоциональных состояний;
- вовлекать учащихся в активную совместную деятельность, развивать интерес и потребность к взаимодействию, создавать доверительные отношения между участниками группы;
- учить навыкам произвольной саморегуляции, контроля, внимания, планирования деятельности.
Использованная программа занятий дала детям возможности лучше осознавать части своего тела, снимать психомоторное напряжение, обучаться основам саморегуляции, развивать эмоции и навыки общения.
Положительные результаты 6 – месячных экспериментальных занятий с группой детей из ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ подтверждают эффективность применения метода танцевально-двигательной терапии для повышения уровня развития образа тела у детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Руководитель дипломной работы — к.п.н. Оганесян Наталия Юрьевна.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной