Составные компоненты конфликта и его характеристики

1.1 Структурные характеристики конфликта

Без
структурных компонентов существование
конфликта невозможно – «изъятие» любого
такого компонента сводит конфликт на
нет, либо существенно меняет его характер.
К структурным компонентам конфликта
относятся:

  1. Стороны
    (участники) конфликта.

    Их называют также противостоящими
    сторонами, конкурентами, соперниками
    или противниками – в зависимости от
    формы конфликта. Участники конфликта
    обычно обозначаются в терминах ролевых
    позиций («муж» — «жена», «начальник» —
    «подчиненный» и т.д.). Важными – с точки
    зрения возникновения и развития
    конфликта – считаются интересы
    участников конфликта, преследуемые
    ими цели, их социокультурные и
    индивидуально-психологические
    особенности. Переход участников к
    конфликту начинается с действий одного
    из них – инициатора.
    Если и на других стадиях конфликта
    инициатива действий чаще остается за
    одной стороной, то она может рассматриваться
    как активная сторона, а другая – как
    пассивная. Для разрешения конфликта
    нужно учитывать интересы не только
    непосредственных его участников, но и
    тех, чьи интересы могут быть затронуты
    косвенно, и чья позиция может иметь
    влияние на исход конфликта – они могут
    рассматриваться как пассивные
    участники

    данной конфликтной ситуации.

  2. Условия
    конфликта.

    Условия конфликта включают в себя его
    условия его возникновения и условия
    его протекания.

Условия
возникновения

– объективные особенности внешней
ситуации, которые считаются существенными
для возникновения конфликта.

Р.Дарендорф,
описывая причины социальных
конфликтов
,
пишет о «технических» (появление
руководящих лиц в подгруппах),
«политических» (возможность организации
противоположных интересов) и «социальных»
(возможности общения и увеличение числа
членов подгрупп) условиях.

В
межличностных
конфликтах

это может быть общий характер отношений
партнеров — кооперативность/конкурентность,
равенство/неравенство, ориентация на
задачу и взаимоотношения и т.д.

К
условиям
протекания

конфликта относят факторы, оказывающие
влияние на его развитие. Обычно говорят
о факторах ситуации – социокультурном
контексте конфликта (культурные нормы
протекания и разрешения конфликтов),
непосредственном ситуационном фоне
развития данной конфликтной ситуации
(который может выступать как фактор
ужесточения конфликта), наличии третьих
сил, заинтересованных в смягчении или
обострении конфликта и др.

  1. Предмет
    конфликта.

    Предмет конфликта – это то, что становится
    объектом противоречащих друг-другу
    или несовместимых притязаний сторон.
    Это может быть конкретный объект,
    конкретная возможность, или некоторое
    ценностное утверждение, исключающее
    мнение другого человека, или
    соблюдение/несоблюдение каких-то правил
    и т.д. Предмет конфликта становится
    предметом переговоров или борьбы
    участников, но не все их цели в конфликте
    связаны с этим объектом.

  2. Действия
    участников конфликта.

    В совокупности они образуют то, что
    называется конфликтным взаимодействием.
    Конфликтное взаимодействие, в сущности,
    и является основным содержанием процесса
    конфликта.

  3. Исход
    (результат) конфликта.

    Этот элемент представляет собой не
    столько результат, завершающую стадию
    развития конфликта, сколько идеальный
    образ этого результата, имеющийся у
    участников конфликтного взаимодействия
    и определяющий его направленность,
    регулирующий конкретные действия.

Классификация


Адаптационный вид внутриличностного конфликта

Нужно знать, что внутриличностный конфликт имеет условное распределение, так как внутри отдельно взятого индивидуума могут присутствовать различные типы и виды.

В мотивационной сфере различают следующие виды.

  1. Нравственный. Конфликт, в котором не стыкуются моральные и личные установки, долг и желание не находят компромисс.
  2. Адаптационный. Происходит разлад индивида с окружающей действительностью, возникают сложности в профессиональном и социальном привыкании.
  3. Неадекватная самооценка, наблюдается диссонанс между претензиями и оценкой своих способностей индивидуумом.
  4. Нереализованные желания. Происходит несоответствие внешней установки и внутренних предпочтений, что препятствует реализации целей.
  5. Мотивационный. Наблюдается разногласие между безопасностью и желанием обладать, сложность возникает между двумя положительными вещами, которые находятся внутри бессознательных стремлений.
  6. Ролевой. Включает в себя:
  • межролевой — является невозможностью осуществлять одновременно несколько ролей;
  • личностно – ролевой, когда из-за отсутствия способности или желания, личность не соответствует своей роли.

Основываясь на социально — потребительских признаках, различают такие конфликты:

  • между потребностями;
  • потребностью и социальной нормой;
  • между социальными нормами.

Человек имеет потребности, которые противостоят друг другу, что побуждает к определенным действиям. В некоторых случаях возникает желание получить одновременно противоречивые вещи, что не дает действовать. Например, малыш хочет съесть конфетку, а мама просит отдать сладкое ей. Ребенок испытывает конфликт своих потребностей с просьбой мамы, из-за чего начинает плакать.

Существует три основных типа внутриличностных конфликтов:

  • истерический — когда наблюдается борьба между «могу» и «хочу»;
  • неврастенический — происходит несоответствие «могу» и «должен»;
  • обессивно – психастенический — происходит борьба между «хочу» и «должен».

Типы внутриличностных конфликтов


Витальный тип — с одной стороны ребенок должен делать уроки, которые он не любит, с другой — быть наказанным при невыполнении домашних заданий

Данная классификация была основана Левиным.

  1. Эквивалентный. Происходит зарождение конфронтации, когда субъект должен выполнять две, а то и больше значимых для него функций. Правильным разрешением противоречий является компромисс, частичное замещение.
  2. Витальный. Наблюдается в ситуации, когда субъект вынужден принимать решения, которые одинаково не привлекательны.
  3. Амбивалентный. Проявляется столкновение, когда результаты аналогичных действий в равной степени отталкивают и прельщают.
  4. Фрустрирующий. Происходит при неодобрении социумом, когда происходит расхождение с принятыми устоями и нормами.

Формы проявлений


Неврастения — форма проявления внутриличностного конфликта

  1. Неврастения. Проявляется в невыносимом отношении к сильным раздражителям, снижении работоспособности, подавленном настроении, головных болях, в плохом сне.
  2. Регрессия. Данное состояние выражается уходом от ответственности, обращением к примитивному поведению. По сути, является механизмом психологической защиты. Человек пытается вернуться в тот период, когда ощущал себя защищенным. Регрессивное поведение характеризует невротическую и инфантильную личность.
  3. Эйфория. Заметно показное веселье и смех сквозь слезы, выражение радости в неадекватной ситуации. Может сопровождаться двигательным оживлением всего организма или мимическими проявлениями, психомоторным возбуждением.
  4. Проекция. Один человек приписывает другому негативные качества, критикует других людей.
  5. Рационализм, который проявляется самооправданием своих поступков и действий. Основан на скрытии от своего сознания настоящих чувств, мыслей, мотивов путем использования приемлемых объяснений собственного поведения. Данное состояние объясняется потребностью в сохранении собственного достоинства, своего самоуважения.
  6. Номадизм. Проявляется частой сменой места жительства, работы или семейного положения.

Можете ознакомиться с причинами и способами разрешения такого конфликта.

Теперь Вы знаете, что означает понятие внутриличностного конфликта. Как видите, существует ни одна форма проявления данного состояния

Важно понимать, что внутренний конфликт может быть, как осознанным, так и неосознанным, при этом он не становится менее значимым

Процесс развития конфликта.

В процессе своего развития конфликт
проходит несколько стадий, которые не
являются обязательными. По-разному
складывается и продолжительность
стадий. Но последовательность их в любом
конфликте одна и та же. Рассмотрим здесь
наиболее общепринятую систематику.

Предконфликтная ситуация.

Это рост напряженности в отношении
между потенциальными субъектами
конфликта, вызванный определенными
противоречиями. Это положение дел
накануне конфликта. Но противоречия не
всегда перерастают в конфликт. Лишь те
противоречия, которые осознаются
потенциальными субъектами конфликта
как несовместимые, ведут к обострению
социальной напряженности. Но чаще всего
на этой стадии уже существуют какие-то
предпосылки для конфликта. Если же
напряженность в отношениях не выливается
в открытые конфликтные столкновения и
подобное столкновение вещей сохраняется
довольно долго, то его называют
потенциальным, или латентным (скрытым)
конфликтом.

Инцидент.

Инцидент — формальный повод, случай для
начала непосредственного столкновения
сторон. Инцидент может произойти
случайно, а может быть спровоцирован
субъектом (субъектами) конфликта, явиться
результатом естественного хода событий.
Бывает, что инцидент готовит и провоцирует
некая «третья» сила, преследующая свои
интересы в предполагаемом «чужом»
конфликте.

Третья стадия развития конфликта.

Начало открытого противоборства сторон
является результатом конфликтного
поведения, под которым понимают действия,
направленные на противостоящую сторону
с целью захвата, удержания спорного
объекта или принуждения оппонента к
отказу от своих целей или к их изменению.
Конфликтологи выделяют несколько форм
конфликтного поведения:

q активно-конфликтное поведение (вызов);

q пассивно-конфликтное поведение (ответ
на вызов);

q конфликтно-компромиссное поведение;

q компромиссное поведение

Кульминация.

Эта стадия наступает тогда, когда
эскалация конфликта приводит одну или
обе стороны к действиям, наносящим
серьезный ущерб делу, которое их связывает
(или их родственным связям, или дружеским
отношениям). Кульминация— это
верхняя точка эскалации. Она обычно
выражается в каком-то взрывном эпизоде
или нескольких следующих подряд эпизодах
конфликтной борьбы. При кульминации
конфликт достигает того накала, что
обеим сторонам становится ясно, что
продолжать его больше не следует.
Кульминация непосредственно подводит
стороны к осознанию необходимости
прервать как дальнейшее обострение
отношений, так и усиление враждебных
действий и искать выход из конфликта
на каких-то иных путях.

Разрешение конфликта.На
определенной стадии развития конфликта
у противоборствующих сторон могут
существенно измениться представления
о возможностях своих и противника.
Наступает момент переоценки ценностей,
обусловленный новыми взаимоотношениями,
расстановкой сил, осознанием реальной
ситуации — невозможности достичь целей
или непомерной ценой успеха. Все это
стимулирует изменение тактики и стратегии
конфликтного поведения. В этом случае
конфликтующие стороны начинают искать
пути примирения, и накал борьбы, как
правило, идет на убыль. С этого момента
фактически начинается процесс завершения
конфликта, что не исключает новых
обострений.

Переговоры.

Завершающий этап стадии разрешения
конфликта предполагает переговоры.
Обычно одним из условий начала
переговорного процесса является
временное перемирие. Но возможны
варианты, когда на стадии предварительных
договоренностей стороны не только не
прекращают враждовать, но идут на
обострение конфликта, стремясь упрочить
свои позиции на переговорах.

Послеконфликтная стадия.

Завершение непосредственного
противоборства сторон не всегда означает,
что конфликт полностью завершен. Степень
удовлетворенности или неудовлетворенности
сторон заключенными мирными договоренностями
будет зависеть от следующих положений.

1.1 Объективные элементы конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и другие социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой,
конфликт представляет собой и процесс.
Поэтому структура конфликта
понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены так, как на рис. 1.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту
.

Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

Рисунок 1. Структура конфликта

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основные действующие лица — люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта.

Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы
.

В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияют на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству.

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта.
В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому, это не очень удачное понятие, так как априори несет определенную негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.

Изучение конфликтов в точных науках и искусствоведении

Наряду с традиционными элементами – исследованиями в области социологии, психологии, педагогики, в структуре конфликтологии обнаруживаются также и нестадартные концепции, предлагаемые, в том числе, в рамках точных наук.

Так, например, достаточно широкое распространение получила концепция изучения конфликтов с применением математических моделей. Возникнув в Соединенных Штатах Америки с опорой на теорию игр, практика математического подхода к описанию конфликтов получила достаточно широкое распространение и в отечественной науке, а его результаты в настоящее время активно применяются в теории принятия оптимальных решений и управлении конфликтами.

С содержательной точки зрения, рассматриваемый элемент структуры конфликтологии выражен в исследованиях, посвященных разработке универсальных математических моделей разрешения конфликтов, складывающихся между людьми и социальными группами, исследованиях конфликтов с неоднородным субъектным составом («человек-машина», «жертва-хищник», и т.д.), а также исследований, направленных на выработку предложений по оптимизации поведения человека в конфликтной ситуации.

Анализируя значение точных наук в структуре современной конфликтологии нельзя не обратить внимание и на то, что конфликты изучаются и в рамках исключительно гуманитарных наук. Например, конфликты широко изучаются в искусствоведении и литературе – столкновение интересов и противоборство персонажей является одной из главных тем во всей мировой литературе

Более того, конфликты служат основополагающим элементом, широко используются и изучаются также в сфере театра, кино, музыки, и изобразительном искусстве. В результате можно говорить о том, что обоснованность изучения конфликтов со стороны искусствоведения выражается в том, что конфликт выступает неким связующим началом, основой проявления тех или иных процессов, характерных для конкретного жанра искусства.

Отличительные паттерны поведения.

Конфликт означает, что ум запутан между множеством точек зрения и наклонностей и не способен выбрать верную. Человек обычно демонстрирует следующее поведение:

  • легко попадает под влияние мнений и точек зрения других;
  • чувствует вину или стыд за некоторые естественные побуждения;
  • тяжело принимает решения и всегда сомневается в них;
  • вступает в нездоровые отношения;
  • не испытывает чувства стабильности и очень изменчив, когда сталкивается с проблемой;
  • ищет поддержки других из-за неуверенности в себе;
  • испытывает внезапные перемены настроения;
  • совершенно не уверен в том, чего действительно хочет;
  • обычно пытается отвлечь себя от необходимости сталкиваться с внутренними конфликтами с помощью развлечений, наркотических веществ, вызывающих временное облегчение (алкоголь, наркотики).

Основные признаки наличия коллизийной ситуации

Для того чтобы охарактеризовать какую-либо ситуацию в качестве конфликтной, необходимо убедиться в наличии трех основных признаков. В том случае, если выделить характерные черты не удается или же они отсутствуют, называть событие или явление конфликтным не стоит. Например, далеко не каждый спор, ссора или же полемика относятся к данному типу социального взаимодействия. Иногда разногласия, особенно если люди стремятся к их обсуждению и достижению консенсуса, не имеют негативной окраски.

В ситуации должны присутствовать следующие отличительные структурные элементы конфликта:

  • биполярность;
  • активность;
  • субъект.

Под биполярностью понимаются оппозиционность, противопоставление или же иные разновидности противоречий, как правило, взаимосвязанных, относящихся к одному предмету интересов.

Активность в данном случае — это своего рода борьба с противоположной стороной. К примеру, в военных конфликтах – это непосредственные боевые действия, а в семейных – отъезд «к маме», подача документов на развод и прочее. В разногласиях, вспыхивающих между людьми внутри закрытых сообществ, к примеру, в школьном классе или рабочем коллективе, активность нередко принимает форму бойкотов, игнорирования.

Субъект – это сторона конфликта, как правило, его инициатор. Однако если сторона, на которую направлена активность инициатора, принимает ответные шаги в том же психологическом ключе, то она тоже становится субъектом. Таким образом, для создания конфликтной ситуации социального типа требуется минимум два субъекта, а для внутриличностного достаточно одного.

Основные теории внутриличностных конфликтов

Теория Зигмунда Фрейда

Внутриличностные конфликты серьезно начали изучать в конце девятнадцатого столетия. О том, что существование любого человека связано с постоянным нервным напряжением и преодолением противоречий между сексуальными желаниями и социальными нормами, биологическими влечениями и культурными ценностями, бессознательным и сознательным уровнями, впервые заговорил известный психоаналитик и психолог Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что суть внутриличностного конфликта заключается именно в этих противоречиях.

Теория Карла Роджерса

Представители же гуманистической психологической школы придерживались совершенно другой теории. Если верить словам психотерапевта Карла Роджерса, то базовым компонентом структуры любой личности является представление этой самой личности о самой себе и сформированным в результате взаимодействия с окружающим миром образом собственного «Я». Данная теория получила название «Я‑концепция». На основе данной концепции и происходит саморегуляция поведенческих паттернов индивида.

Карл Роджерс утверждал, что очень часто представление человека об идеальном «Я» не совпадает с «Я‑концепцией». Этот диссонанс, который можно назвать внутриличностным конфликтом, может привести не только к потере внутреннего спокойствия и равновесия, но и к тяжелым психическим заболеваниям.

Теория Абрахама Маслоу

Особой популярностью пользовалась теория внутриличностного конфликта, разработанная американским психологом и основателем гуманистической психологии Абрахамом Маслоу. Он создал Пирамиду иерархически организованных потребностей индивида, которая образует мотивационную структуру любой личности.

На первом месте в Пирамиде потребностей находятся физиологические потребности, на втором – потребность в безопасности, на третьем – потребность в любви, на четвертом – потребность в уважении, на пятом – потребность в самоактуализации.

Потребность в самоактуализации, которая является самой высшей потребностью, состоит из таких элементов, как реализация талантов и реализация способностей личности. Чтобы реализовать эту потребность, индивид постоянно стремится к тому, чтобы быть тем, кем он реально может стать. Но далеко не всегда человеку это удается.

Хотя самоактуализация в виде способности присуща многим людям, но только некоторые личности способны её реализовать на все сто процентов. Маслоу утверждал, что в основе внутриличностного конфликта лежит разрыв между стремлением индивида к самоактуализации и теми реальными результатами, которых он смог достичь.

Теория Виктора Франкла

В современном мире многие люди отдают предпочтение теории внутриличностного конфликта, разработанной австрийским психиатром, психологом и основателем логотерапии Виктором Франклом.

Согласно данной концепции, поиск смысла собственной жизни и борьба за существование являются основной движущей силой жизни любого индивида. Но только единицам удается отыскать и реализовать свой смысл жизни.

Если же у человека этот смысл отсутствует, то он погружается в состояние экзистенциального вакуума, из-за которого каждый день для этого индивида является пустым, бесцельным и скучным. В жизни испытывающего эти чувства человека отсутствует не только смысл существования, но и те ценности, которые образуют этот смысл. Экзистенциальный вакуум, согласно теории Франкла, лежит в основе внутриличностного конфликта.

Теория Алексея Леонтьева

Советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев утверждал, что внутриличностный конфликт является частью структуры любой личности. Если человек имеет какую-то цель в жизни и ведущий поведенческий мотив, то это не значит, что он будет жить только этой целью или мотивом.

Мотивационную сферу индивида следует рассматривать сквозь призму динамики, а не статики. Поэтому внутриличностные конфликты – это нормальное для любого индивида явление.

Политологические и юридические подходы к изучению конфликта как структурные элементы конфликтологии

Продолжая характеристику структуры конфликтологии отметим, что одной из наиболее обширных составляющих соответствующей структуры, активно развивающейся с начала 70-х гг. XX в. стала политическая конфликтология.

Так, в настоящее время, в рамках политологии активно анализируются и описываются современные международные и внутригосударственные конфликты (включая их военно-политические аспекты), предпринимается попытка оценить роль и «вклад» сверхдержав в распространении надгосударственных конфликтов, анализируются причины и способы урегулирования уже существующих конфликтов, и т.д.

Замечание 1

При этом крайне важным является то обстоятельство, что в рамках политической науки вырабатываются конкретные технологии разрешения имеющихся социальных конфликтов, с опорой на конкретно-исторические условия их возникновения, имеющиеся ресурсы и настроение противоборствующих субъектов.

В последние десятилетия значительный вклад в структуру конфликтологии был внесен и со стороны представителей юридической доктрины. С учетом того, что значительная часть межличностных и межгрупповых социальных конфликтов требует адекватного вмешательства со стороны юрисдикционных органов (например, в результате передачи спора на рассмотрение суда), концепции легального разрешения конфликта с опорой на нормы действующего законодательства приобрели важную роль в системе современной конфликтологии.

Последствия


Невроз — возможное последствие внутриличностного конфликта

Если внутриличностный конфликт не решить вовремя, то со временем он будет накапливаться и приводить к серьезным последствиям. Самые сильные из них — это стресс, невроз и фрустрация.

  1. Стресс — это состояние, которое возникает ответной реакцией на эмоциональное воздействие. Он способен проявляться, как на психологическом, физиологическом, так и на поведенческом уровне. Сам стресс достаточно часто стимулирует развитие конфликта или порождает новые, так как, пытаясь от него избавиться, человек начинает срываться на ближних, выплескивать свой гнев.
  2. Невроз является нервно — психическим расстройством, которое имеет психогенную природу. Невозможность разрешения внутреннего конфликта сопровождается появлением тягостных и болезненных переживаний, неудачей, недостижимостью целей, не дают удовлетворение потребностей, потеря смысла жизни. В такой ситуации речь идет о перерастании из внутриличностного в невротический конфликт.
  3. Фрустрация — состояние человека, которое вызывается объективными или субъективными трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Может рассматриваться, как одна из форм психологического стресса.

Со временем внутриличностный конфликт приведет к развитию деструктивных показателей, которые станут тупиком в личностном развитии. Первыми признаками появления этого состояния являются:

  • неорганизованность человека, как в физическом, так и в психическом плане;
  • постоянное состояние стресса, тревожности, повышенная мнительность, зависимость от мнения других людей;
  • активное участие и эффективность в любом виде деятельности заметно снижена;
  • отсутствует возможность полноценно выполнять свои личные и общественные функции;
  • у человека могут возникнуть полярные действия, или покорность, или агрессивност, появится уверенность в том, что он никчемен, неполноценен, возникнет неуверенность в своих силах.

Непродуктивность, как последствие внутреннего конфликта, может переходить на отношения в социуме:

  • возникает желание обособиться от других членов группы, не воспринимается критика;
  • обвинение других в своих ошибках и промахах или усиленная самокритика;
  • неадекватная реакция на поведение людей, также такой человек может сам проявлять ненормальное поведение, вести себя демонстративно, особенно это характеризует подростковый возраст. Личность может соблюдать нормы общения, но при этом будет отсутствовать внутренняя уравновешенность.

Также можно рассмотреть и положительные последствия от конфликтов внутри личности:

  • психическое состояние становится устойчивее к внутренним и внешним воздействиям;
  • человек, который со временем сможет разобраться с внутренним миром, сможет выйти из внутреннего конфликта, получает возможность проще справляться с новыми конфликтами, приближается к достижению идеального я;
  • конструктивное влияние в конфликтной ситуации состоит из самосовершенствования, саморазвития и самоутверждения;
  • проводя борьбу с внутренними противоречиями, может закаляться воля, характер человека. Люди, которые смогли преодолеть внутренние препятствия, лучше мобилизует свои личностные ресурсы, познают самих себя.

СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА

Всякий реальный конфликт развивается и протекает во времени. Динамика конфликтов – это последовательная смена определенных стадий от начала до завершения. Выделяют четыре стадии протекания конфликта:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Две стороны имеют одну цель и стремятся к ней, но достигнуть ее может только один человек (группа). Какое –то время объективнаяконфликтностьситуации не осознается сторонами. Потенциальный конфликт (например социальное соревнование,конкурс).

2. Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия:

– переход к конфликтному поведению;

– стремление предотвратить конфликт то есть поиск решения до возникновения конфликта. Оптимальноеявление именно 2-ой путь. Успех его зависит от многих причин от личности руководителя, его принципов руководителя, опыта, психолого-педагогической подготовки. Степень значимости, которая придается предмету конфликт (разногласие) оказывает решительное влияние как на само решение вступить в конфликт, так и на степень жестокости конфликта взаимодействия.

Здесь важно, признают ли сторонызаконность требований друг другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергается, конфликт будет иметь более деструктированный характер

3. Переходк конфликтному поведению, то есть к реальным действиям сторон, направленные на то, чтобы прямо или косвенноблокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт действительно обостряется эмоциональным поведением, а эмоции в свою очередь стимулируют конфликтное поведение. Приэтом возможны следующие варианты поведения:

— открытая борьба, столкновение сторон;

— отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменения отношения к предмету разногласий, цена победы слишком высока, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда он может быть решен);

— компромиссноенаправление, торговая сделка, переговоры: получить максимально невозможно поэтому, чтобы не потерять все — идут на взаимные уступки, снижая свои притязания.

Здесь возможно выявить факторы и условия, способствующие успеху переговоров, выработать протокол соглашения, приемлемый для обеих сторон.

При этом на динамику протекания переговоров наиболее существенное влияние оказывает статус его участников; присутствие и тип поведения 3-х лиц, способствующих подготовке переговоров. Чем больше прав у стороны выше статус, тем легче проводить переговоры, меньше статус – больше ограничений могут быть эффективны угрозы обещания; угрозы больше срабатывают, если их высказывает сторона с более высоким статусом; при равных статусах – более эффективны обещания.

4. Разрешение конфликта связано с предметом конфликта, наличие объективных возможностей для его разрешения, участие и условия протекания конфликта, деловых и личностных качественных лиц, участие в конфликте.

Возможности разрешения конфликтов:

— полное прекращение конфронтации путем взаимного примирения сторон;

— компромисс — частичное удовлетворение притязаний обеих сторон; необходимы взаимные уступки типа сделки;

— разрешение конфликта на принципиально деловой основе;

— конструктивно – путем удовлетворения объективных требований, претензий конфликтнойстороны;

— организационно прекращение конфликта- или другим способом невозможно.

Разрешение конфликта возможно на двух уровнях:

-частичное — когда исключается только конфликтное поведение, нот не устраняется причина конфликта.

— полное, когда конфликт разрешается и на поведения ина уровне причины.

Пути предупреждения конфликтов:

— правильный подбор и расстановка кадров (особенно руководителей); воспитание работы в коллективе;

— хорошие традиции всегда разбирать конфликты;

— использовать методы убеждения, административной в крайнем случае;

— в случае необходимости привлекать других, третьих лиц;

— повышать общий уровень оплаты труда, что снижает условия конфликтов.

Определение термина

Конфликт – это не что иное, как предельно острый способ разрешения противоречивых ситуаций, в которых сталкиваются противоположности. Как правило, развитие разногласий сопровождается явным или же скрытым противодействием между его участниками.

Процесс зарождения и развития подобных ситуаций называется конфликтогенезом. Это явление представляет собой диалектический, то есть непрерывный, процесс, характерный для эволюционной модернизации, развития социальных реалий. Осуществляется же данное явление непосредственно через конфликт, который служит ему своеобразным ядром.

Общим определением понятия конфликтности является ситуация, при которой все участвующие стороны занимают определенную позицию. Она несовместима с той, которую занимают остальные стороны, либо же кардинально ей противоположна.

Структурные перечни элементов конфликта могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Этим характеризуются также причины возникновения, принимаемые формы и стадии развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector