Групповое мышление: особенности и последствия для человека
Содержание:
- Причины и следствия группового мышления
- Литература
- В человеческих обществах: ранние исследования
- К чему может привести авторитетный начальник, самовохищение и стадный разум коллектива.
- Как можно развить абстрактное мышление
- Развитие мышления
- Способы развития
- В чем еще может проявляться стадное чувство
- Преодоление
- Преодоление
- Наследие Борна
- 2. Почему групповое мышление – это проблема для бизнеса?
- Универсальные рекомендации по развитию мышления
- Что значит стадное чувство
Причины и следствия группового мышления
В предыдущей части нашей статьи мы перечислили некоторые симптомы, которые выдают групповое мышление. В рамках группового мышления люди начинают оказывать прямое давление на оппозиционные группы, и в частности на их членов. Они выступают против любого принятого группой стереотипа, поскольку он может разрушить уже сложившиеся иллюзии.
Обычно групповое мышление формируется и развивается в очень сплоченных группах. Их члены особенно близко связаны друг с другом, они привязаны друг к другу, и такую связь достаточно сложно разрушить. Если это происходит, то члены очень болезненно переживают такой разрыв, ведь в таком случае они остаются наедине с собственным мнением, которое не могут высказать или соотнести с чьим-либо еще, ведь рядом не оказывается «единомышленников». Как мы уже говорили, члены группы могут быть лояльны друг к другу, и степень лояльности настолько высока, что они не желают нарушать гармонию внутри своей группы, поэтому возражают против любых решений, которые не соответствуют мнению и философии сообщества.
Групповое мышление очень часто проявляется в стрессовых ситуациях. Чем более сплоченной становится группа под влиянием именно чрезвычайных, стрессовых ситуаций, тем чаще ее члены ищут друг у друга защиту и поддержку. Причем, отношения их выходят на новый уровень, и они привязаны друг к другу не только на внутригрупповом уровне, но также и на том уровне, когда вопросы касаются чисто житейской, бытовой сферы.
Также следует указать следующий, довольно специфический момент. Чем больше члены группы зависят друг от друга, от мнения и одобрения извне, тем в большей мере они будут стремиться к тому, чтобы достичь единодушия в принимаемых решениях. Это происходит для того, чтобы избежать возможных конфликтов друг с другом. Именно тенденция избегать конфликт любой ценой приводит к тому, что группа становится в прямом смысле жертвой группового мышления. Возникают опасения, кто если кто-то выскажет противоположное или неодобрительное мнение о той или иной идее, даже если она в явной степени неприемлема в группе, то другие члены могут оказать воздействие на человека, чтобы достичь консенсуса.
Таким образом, групповое мышление имеет две стороны. С одной стороны, оно необходимо для того, чтобы создавать единство внутри группы, чтобы ее было проще контролировать
Сегодня групповое мышление важно для принятия стратегически приемлемых решений в управленческой сфере, и здесь согласие друг с другом преобладает над рациональностью идеи. С другой стороны, групповое мышление имеет ряд недостатков
Оно полностью стирает объективное мнение человека, навязывает ему мнение большинства. Особенно это заметно в состоянии стресса, когда человек стремится к тому, чтобы найти поддержку среди членов своей группы, и там он сразу же «вливается» в процессы группового мышления. Для того, чтобы регулировать влияние группового мышления, необходим выбор лидера, который будет иметь доступ ко всем мнениям со стороны членов группы, а также сможет сам брать на себя ответственность за принятие решений, которые будут безопасны для всех членов сообщества, но при этом будут отвечать актуальности проблемы и эффективно разрешать ее. Лидер группы с самого начала должен отвести каждому члену группы функцию критической, объективной оценки ситуации, а затем поощрять высказывания сомнений или возражений в отношении той или иной темы.
Литература
- Janis I. Victims of group-think. — Houghton Mifflin, 1972.
- ‘t Hart P. Groupthink in Government: a Study of Small Groups and Policy Failure. — Amsterdam; Rockland, MA: Swets & Zeitlinger, 1990. — ISBN 90-265-1113-2.
- ‘t Hart P., Stern E. K., Sundelius B. Beyond Groupthink: Political Group Dynamics and Foreign Policy-Making. — Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997. — ISBN 0-472-09653-2.
- Kowert P. Groupthink or Deadlock: When do Leaders Learn from their Advisors? — Albany: State University of New York Press, 2002. — ISBN 0-7914-5250-6.
- Schafer M., Crichlow S. Groupthink versus High-Quality Decision Making in International Relations. — New York: Columbia University Press, 2010. — ISBN 978-0-231-14888-7.
В человеческих обществах: ранние исследования
Философы Сорен Кьеркегор и Фридрих Ницше были одними из первых, кто критиковал то, что они называли «толпой» (Кьеркегор), «стадной моралью» и «стадным инстинктом» (Ницше) в человеческом обществе. Современные психологические и экономические исследования выявили стадное поведение людей, чтобы объяснить феномен того, что большое количество людей действуют одинаково в одно и то же время. Британский хирург Уилфред Троттер популяризировал фразу «стадное поведение» в своей книге « Инстинкты стада в мир и войну» (1914). В Теории праздного класса , Торстейн Веблен объяснил экономическое поведение с точки зрения социальных влияний , таких как «эмуляции» , когда некоторые члены группы имитируют другие члены более высокого статуса. В «Метрополии и психической жизни» (1903) ранний социолог Джордж Зиммель упомянул «импульс к общению в человеке» и попытался описать «формы ассоциации, посредством которых простая сумма отдельных индивидов превращается в« общество ». ‘». Другие социологи изучали поведение, связанное со стадом, например Зигмунд Фрейд (психология толпы), Карл Юнг (коллективное бессознательное), Эверетт Дин Мартин (Поведение толпы) и Гюстав Ле Бон (массовое сознание).
Теория роя, наблюдаемая в нечеловеческих обществах, является связанной концепцией и исследуется по мере того, как она встречается в человеческом обществе. Шотландский журналист Чарльз Маккей в своей работе 1841 года « Чрезвычайно популярные заблуждения и безумие толпы» определяет множество аспектов стадного поведения .
К чему может привести авторитетный начальник, самовохищение и стадный разум коллектива.
Любой руководитель хочет создать дружный коллектив, где будут работать талантливые высококвалифицированные личности с креативными идеями и хорошей работоспособностью. Но не каждый начальник может предусмотреть превращение способного работника в стадное животное с механическим сознанием, причиной тому является групповое мышление. Итак, разберем подробнее, что нужно сделать, чтобы коллектив не уничтожил индивидуальность и помог сотруднику вырасти на профессиональном уровне.
Что такое групповое мышление?
Как бы это звучало ни парадоксально, но талантливый начальник, а еще и авторитетный не всегда хорошо влияет на работу коллектива. Именно в коллективе с руководителем, который хочет всех подминать под себя и появляется групповое мышление – не способность людей думать самостоятельно. В связи, с возникновением такого мышления в группе происходит подавление индивидуального мышления всех сотрудников компании. А это чревато негативным последствиям, но о них расскажем чуть позже.
Минусы авторитетного начальства.
В любом коллективе возможно возникновение группового мышления. Для этого необязательно иметь начальника, который себе на уме, и который заставляет подчиненных выполнять всякие безумные поступки и поручения. Групповое мышление может возникнуть при талантливом, харизматичном и волевом лидере. Именно при таком руководители люди забывают думать самостоятельно. Они становятся полностью подвластным начальнику, они ему доверяют и любят его. Кроме этого, групповое мышление возникает еще при условии, когда коллектив начинает зазнаваться и перестает видеть собственные недостатки.
Например, многие топ-менеджеры становятся настолько уверены в собственном превосходстве, что не замечают своих минусов, что в последствие негативно сказывается на их работе, потому что человек всегда должен знать и не забывать о своих слабых сторонах, которые имеются у каждого работника. Забывая о недостатках, у человека вырастает пелена самоуверенности и ощущение непобедимости. В то время, когда другие люди, зная свои минусы, активно занимаются их уничтожением и самосовершенствоваются, а спустя некоторое время полностью уничтожают зазнавшихся и высокомерных. На практике можно наблюдать тысячу таких случаев. Яркий пример тому служит компания Enron. В определенный момент начальство и сотрудники думали, что их компания работает на самом высоком уровне и не работали над своими недостатками. Спустя некоторое время компания потерпела крах и полное уничтожение.
Защита от стадного мышления.
На протяжении многих лет начальники ломают голову, как противостоять коллективному мышлению, и каждый находит для себя свой метод. Альфред Слоун, один из бывших СЕО крупной компании General Motors, завершая совещания, отмечал, что нет смысла продолжать дискуссию и обсуждение проблемы, так как все пришли к единому мнению. Поэтому необходимо собраться до следующей встречи, когда хоть у кого-нибудь найдется оппозиционная точка зрения, потому что только тогда появится новое понимание и решение возникшей проблемы.
Еще один яркий пример – это Дэвид Паккард, который награждал своих сотрудников медалями, если они противоречили ему.
Групповое мышление мешает людям увидеть новый взгляд на простые вещи, сужается взгляд на вещи, тем самым происходит атрофирование нестандартного подхода и мышления, что негативно сказывается на работе и развитии всей компании. Необходимо всегда видеть альтернативные пути подхода к вещам и решениям, а также подходить критически к своим действиям, что положительно сыграет на результате.
Как можно развить абстрактное мышление
Даже если ты никогда не задумывался о том, что это такое, хотя бы раз в жизни ты точно к нему прибегал. Существует много способов использовать абстрактное мышление таким образом, чтобы развить его.
Подумай о концепции предмета или явления
Каждый раз, когда ты представляешь себе неконкретные ситуации, — это уже работа абстрактного мышления. Такие понятия, как любовь, уважение, поддержка, означают всё, у чего нет конкретной физической формы. Это те концепции, которые требуют абстрактного мышления.
К примеру, Статуя Свободы — это конкретная концепция. А свобода, правосудие и демократия — абстрактные концепции, которые напрямую связаны с конкретным предметом. Ещё один пример: твоя собака — это конкретный объект, а твои размышления о ваших взаимоотношениях, её развитии, заботе являются абстрактными мыслями.
Игра в ассоциации
Такой способ является одним из самых простых и привычных нам. Ты можешь подумать о том, какие ассоциации ты испытываешь при мысли о том или ином предмете, человеке, явлении, понятии. Мысленно сравнить, на что похожи облака, машины, созданные человеком роботы-пылесосы. Представить, на что похожи звуки и мелодии, провести параллель с каким-нибудь фильмом или книгой.
Если ты будешь выполнять это упражнение часто, то довольно скоро ты заметишь, как лучше стал воспринимать окружающий тебя мир, усваивать информацию и устанавливать причинно-следственные связи.
Развивай креативность
Ещё одним хорошим упражнением является следующее. Закрой глаза и подумай о тех, с кем ты общался за день или как-то контактировал. Вспомни в деталях их одежду, особенности речи, жестикуляцию, эмоции, отражённые на лице. Также постарайся вспомнить свои личные ощущения во время общения с этими людьми, переживания, состояние. Попробуй создать в голове их образы.
По такой же схеме ты можешь работать с образами эмоций, которые не привязаны к конкретными объектами. Или попробовать представить образ какой-либо идеи, термина или понятия. Отследи свои ассоциации и ощущения, свяжи их с символами представляемого.
Используй метафоры и аналогии
Эти средства речи могут стать отличным стартом для развития абстрактного мышления. Чтение художественных произведений, а в лучшем случае — их написание, даст направление работы с абстракцией. Ещё одним вариантом может стать выставка современного искусства — ведь именно в нём содержится наибольшее количество метафор и аналогий, которые дают пищу для фантазии.
Метафоры и аналогии создают связь между двумя идеями, которые изначально могут быть как абстрактными, так и конкретными.
Всё время задавай вопросы
Чем чаще ты будешь задумываться о том, что происходит вокруг и внутри тебя, тем лучше будет развито твоё абстрактное мышление. Постоянно спрашивай «Почему?»: «Почему в этом проекте должны быть именно эти задания?», «Почему эта вещь должна работать именно таким образом?», «Почему человеку необходимо сделать это?»
Если вопросы, начинающиеся с «почему», не дают ответы, попробуй перефразировать их: «Что должно быть в результате моей деятельности?», «Могу ли я упростить эту проблему и как?», «Кому может это пригодиться?» Продолжай задавать себе вопросы, и ты сможешь увидеть общую картину проблемы, а не только её саму.
Развитие мышления
Развивать правильный образ мышления помогут практические занятия. Что для этого нужно? Просто начните. С пониманием того, что получится не с первого раза и даже не с сотого. Вы будете долго практиковаться, прежде чем заметите, что эмоции давно не руководят вашей жизнью.
Начните с простых бытовых ситуаций. Не хочется мыть посуду. Проанализируйте ситуацию, подключите конструктивное мышление. Возможно, вы поймете, что целесообразнее мыть посуду сразу после приема пищи, не оставляя на потом под предлогом замачивания и занятости. Более того, мытье посуды — это время релаксации. Моете тарелку — думайте только о тарелке. Учитесь отключать мысли. После — похвалите себя за то, что помыли сразу.
Любую неприятную ситуацию можно и нужно использовать во благо. И поможет в этом конструктивное мышление.
Способы развития
Мышление начинает формироваться в раннем детстве. Примерно к году появляются зачатки мыслительных процессов. Младенец познаёт окружающий мир, тем самым накапливает необходимые компоненты, нужные для умственной деятельности. Скорость и качество формирования мышления зависят от вложенных родительских усилий
Очень важно регулярно заниматься с ребёнком
Начальный этап связан с наглядно-действенным мышлением. Для развития мыслительной деятельности крохе надо выполнять простейшие задачи: достать игрушку, открыть баночку, принести какую-нибудь вещь. Следующий этап тесно связан с обобщением. Передача опыта через речь взрослых облегчает обучение.
Когда ребёнок начинает пользоваться собственной речью, он начинает фантазировать. В это время формируется образное мышление, способствующее развитию творческих способностей. Основным средством развития мыслительных процессов является обучение, в том числе формирование речи и получение сведений путём словесной передачи данных.
В школьные годы ребёнок может делать выводы на основании логических цепочек и накопленных ранее знаний. Он оперирует понятиями. Если ему недостаточно знаний о предмете или явлении, использует умозаключения. Чтение книг способствует развитию воображения.
В чем еще может проявляться стадное чувство
В любом достаточно большом обществе людей, объединенных каким-то общим признаком, можно найти примеры проявления стадного чувства.
-
Отношение к нарушающим установленные правила
Если какие-то индивидуумы в чем-то нарушают общепринятое поведение, реакция толпы на них всегда будет негативной. Вспомните, как очередь относится к тем, кто лезет вперед, не желая ждать, как все. А какова реакция на опоздавших на киносеанс или встречу? Толпа будет всегда недовольна, хотя «нарушителя» нельзя обвинить в пренебрежении моралью, этикетом, он никоим образом не ущемляет кого-то персонально. В данном случае речь идет именно о реакции большого количества людей – стадном чувстве, а вовсе не о тех случаях, когда человек опаздывает на личную встречу или экзамен.
-
Реакция на юмор
Толпа состоит из людей с совершенно разным чувством юмора, но эмоциональная реакция на происходящее, например, на сцене будет у них одинаковой. Кто-то начинает смеяться раньше, следом подхватывает весь зал. И противоположный пример: какому-то человеку то, что он видит, кажется очень смешным, но он будет сдерживать эмоции, если окружающие серьезны. Люди подстраивают собственное поведение под общий фон толпы, даже если в других обстоятельствах их индивидуальная реакция и восприятие были бы совершенно противоположными.
-
Пропуск занятий
Студенты прогуливали пары во все времена, и педагогика тут бессильна. Когда вся группа срывается с занятий, даже заинтересованные отличники, у которых и мысли не было увильнуть от лекции, поддаются стадному чувству и присоединяются к массе. То же самое происходит, когда толпа объявляет предмет скучным, а имеющие противоположное мнение студенты почему-то соглашаются.
В таких ситуациях сила стадного чувства зависит от авторитета тех личностей, которые решили прогулять занятия. Несколько обычных студентов могут и не повлиять на остальных, а вот лидеры мнений обязательно уведут за собой всех, особенно в том случае, когда остальная аудитория имеет слабую учебную мотивацию.
-
Движение фанатов
Самые яркие проявления стадного чувства демонстрируют спортивные фанаты, лидеры религиозных движений и люди на митингах. Причем при личном общении вдали от толпы каждый конкретный индивидуум ведет себя более сдержанно.
Под влиянием стадного чувства люди могут не только действовать, но также и игнорировать какие-то явления. Например, толпа обходит упавшего человека – никто не желает брать на себя ответственность и выделяться. Доминирующая идея: не встает – значит умер, какой смысл помогать. Или люди в общественном транспорте прикрывают глаза, изображая спящих, в нежелании уступать место. Каждый надеется, что сознательность проявит кто-то другой.
Преодоление
Джейнис разработал 8 практических рекомендаций для преодоления группового мышления:
- Лидер должен поручить каждому члену группы выступать в роли «критического оценщика». Это позволяет каждому члену свободно высказывать возражения и сомнения.
- Лидер не должен выражать личного мнения в процессе поручения задачи группе.
- Лидер должен отсутствовать на большинстве совещаний группы, чтобы избежать избыточного воздействия своего мнения на результат.
- Организации должны создавать несколько независимых групп для работы над одной проблемой.
- Все альтернативы должны быть детально исследованы.
- Каждый член группы должен обсудить идеи группы с авторитетными людьми вне группы.
- Группа должна приглашать внешних экспертов на свои совещания. Членам группы должна быть предоставлена возможность обсуждения имеющихся вопросов с внешними экспертами.
- Как минимум один член группы должен быть назначен «адвокатом дьявола». Эта роль должна передаваться новому члену группы на каждом следующем совещании.
В период карибского кризиса президент Джон Кеннеди использовал целый ряд из указанных выше инструментов для минимизации эффекта «группового мышления». В частности, на совещания приглашались сторонние эксперты для свободного обмена мнениями, которым все члены группы могли задавать любые имеющиеся вопросы. Поощрялось обсуждение членами группы планируемых решений с авторитетными сотрудниками подчиненных подразделений. Группа была поделена на несколько подгрупп, чтобы снизить групповой конформизм. Кеннеди намеренно отсутствовал на встречах, чтобы избежать избыточного давления своего собственного мнения. Во многом благодаря такой организации удалось избежать масштабного военного противостояния с Советским Союзом.
Преодоление
Джейнис разработал 8 практических рекомендаций для преодоления группового мышления:
- Лидер должен поручить каждому члену группы выступать в роли «критического оценщика». Это позволяет каждому члену свободно высказывать возражения и сомнения.
- Лидер не должен выражать личного мнения в процессе поручения задачи группе.
- Лидер должен отсутствовать на большинстве совещаний группы, чтобы избежать избыточного воздействия своего мнения на результат.
- Организации должны создавать несколько независимых групп для работы над одной проблемой.
- Все альтернативы должны быть детально исследованы.
- Каждый член группы должен обсудить идеи группы с авторитетными людьми вне группы.
- Группа должна приглашать внешних экспертов на свои совещания. Членам группы должна быть предоставлена возможность обсуждения имеющихся вопросов с внешними экспертами.
- Как минимум один член группы должен быть назначен «адвокатом дьявола». Эта роль должна передаваться новому члену группы на каждом следующем совещании.
В период карибского кризиса президент Джон Кеннеди использовал целый ряд из указанных выше инструментов для минимизации эффекта «группового мышления». В частности, на совещания приглашались сторонние эксперты для свободного обмена мнениями, которым все члены группы могли задавать любые имеющиеся вопросы. Поощрялось обсуждение членами группы планируемых решений с авторитетными сотрудниками подчиненных подразделений. Группа была поделена на несколько подгрупп, чтобы снизить групповой конформизм. Кеннеди намеренно отсутствовал на встречах, чтобы избежать избыточного давления своего собственного мнения. Во многом благодаря такой организации удалось избежать масштабного военного противостояния с Советским Союзом.
Наследие Борна
Рандольф Борн не был либертарианцем, он был диссидентом среди
прогрессистов. Тем не менее, мы, либертарианцы, можем многому научиться
у него. Например, возможно, наша терминология заставила нас слишком
сосредоточиться на офисных пастухах, которые водят, стригут, доят и
забивают нас на мясо, и этого недостаточно для более фундаментальной
проблемы: склонности нашего общества становиться манипулируемым стадом,
особенно когда оно напугано. Иногда мышление в терминах типологии Борна
может быть полезным в этом отношении.
Терминология и анализ Борна также проливают свет на важные вопросы о
том, как добиться освобождения. Государство
живет в умах
жертв
правительства. Простое свержение правительства лишь ухудшит положение.
Государство не только выдержит такое свержение, но оно, скорее всего,
даже начнет его подпитывать, поскольку стадо в панике становится еще
более стадным во время кризиса, что предоставляет новым пастухам
возможность применять еще более тиранические методы, чем применяли
предыдущие.
Государство – это состояние ума; это стадомыслие. Таким образом, оно
может быть свергнуто только на поле битвы ума. Когда государство будет
духовно свергнуто, тогда население полностью преобразится из стада в
цивилизацию, а «правительство», как пастух без стада, уже не будет
соответствовать своему названию. Тогда оно будет просто хорошо
вооруженной, но вряд ли сильно превосходящей численностью бандой
разбойников.
Эта задача становится все более актуальной, поскольку американцы
втягиваются во все более пагубные войны. Становится очевидным, что
снятие проклятия государства, превращающего людей в зверей, может быть
единственным способом избежать уничтожения человечества поджигателями
войны и их террористическими
симбионтами.
Перевод: Наталия Афончина
Редактор: Владимир Золоторев
2. Почему групповое мышление – это проблема для бизнеса?
Если вы хотите быть успешным в бизнесе, вам
нужно принимать хорошие решения. Из-за группового мышления обсуждения будут сведены
на нет.
Например, представьте, что вы запускаете новый
сайт компании. Как глава фирмы, вы сами создали сайт и ваши подчинённые
говорят, что он потрясающе выглядит и хвалят вашу креативность. Один новичок из команды выражает некоторые сомнения, но остальная команда быстро их заглушает.
Итак, вы в восторге от нового сайта, запускаете
его, и что происходит? Вашим клиентам он не нравится. Есть очевидные проблемы,
о которых никто не сказал, например, нефункциональная корзина и недостаток
контактной информации. К тому же, дизайн выглядит таким дилетантским, что на некоторых сайтах
его берут в качестве примера того, как не нужно делать дизайн сайта. Шутники из
Твиттера не упустят возможности повеселиться, а ваша репутация попадёт под
удар.
Этот сценарий олицетворяет многие проблемы группового
мышления, которые мы рассмотрели в первом разделе. Ваши работники выразили вам,
как главе компании, чрезмерное почтение. Они не хотели обидеть вас, сказав, что сайт
выглядит ужасно или, может, побоялись быть честными. Они заглушили одинокий голос несогласия и выразили сопротивление всем новым идеям. В результате замаячила большая проблема (плохой сайт), и вы потеряли деньги и репутацию.
Вы можете предпринять шаги для предотвращения
появления группового мышления, если поймёте вопрос: как работает групповое
мышление? Для иллюстрации этих проблем давайте взглянем на реальный пример
группового мышления в действии.
Пример группового
мышления: Enron
Когда крупная энергетическая компания Enron потерпела крах в 2001 году, многие
люди были шокированы, включая людей из совета директоров, которые должны были увидеть
предупреждающие знаки и предсказать то, что случится.
Профессор права Марлин А. О`Коннор в детальном исследовании
поражения Enron показывает, что групповое мышление было ключевым фактором падения
компании. На протяжении многих лет компания обходила свой собственный этический
кодекс и пользовалась сделками с так называемыми «товариществами из третьих
лиц» для достижения дохода в миллиарды долларов. Совет директоров компании, группа опытных
бизнесменов, которые должны были увидеть предупреждающие сигналы, каким-то
образом до последнего не знали о том, что происходит. На самом деле, они одобрили
несколько решений об отмене делового кодекса компании, которые поспособствовали
обострению кризиса.
Профессор О`Коннор в своём докладе проанализировала
материалы совета и сделала вывод, что в компании существовала психология
группового мышления. На протяжении многих лет компания была невероятно успешна
и никто не хотел рисковать, создавая конфликт и задавая неудобные вопросы –
вопросы, которые могли бы предотвратить катастрофу.
Однако, виноват был не только совет директоров.
В докладе также говорится:
Другими словами, было много людей, которые могли или должны были выявить
проблемы в Enron
раньше, но никто этого не сделал. Групповое мышление было мощным фактором в
этой коллективной ослеплённости. Подобное явление произошло в результате
нарастания различных финансовых кризисов, когда люди соответствовали описанию
группы и создавали спекулятивные пузыри на основе «иррационального изобилия».
Есть также более старые параллели, например, сказка
«Новая одежда императора», где только маленький мальчик был честен и имел
храбрость разбить психологию группового мышления и заявить, что на императоре
нет одежды.
Универсальные рекомендации по развитию мышления
Давайте уже перейдем от теории к практике. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы отточить ваш ум и сделать его острым как бритва.
Больше читайте
Ничто так не способствует развитию мыслительной деятельности, как чтение. Только будьте внимательны – не вся литература одинаково полезна. Бульварные романы, второсортные детективы, мемуары поп-звезд лишь засоряют мозг.
Советую вам читать классическую литературу, энциклопедии, книги по философии и психологии. Сам процесс чтения активизирует различные участки мозга, а информация, которую мы черпаем из книг, расширяет понятийный аппарат.
Пользуйтесь левой рукой
Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Большинство из нас правши, поэтому правое полушарие у нас развито гораздо слабее. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление. Чтобы сократить разрыв между двумя половинками мозга, нужно начать как можно чаще пользоваться левой рукой (левшам – правой).
Вот вам несколько идей, что можно делать левой рукой без ущерба для результата:
- чистить зубы;
- открывать дверь ключом;
- есть ложкой;
- набирать сообщение в телефоне;
- краситься.
Поначалу будет непривычно и действия будут занимать больше времени. Но потом вы привыкнете и почувствуете эффект. Мышление станет гибче, живее и ярче.
Ведите дневник
По этим записям потом можно будет отследить эволюцию вашего мышления. Ваши первые записанные рассуждения будут казаться вам детскими и наивными. По мере продвижения по страницам дневника ваши мысли будут развиваться вместе с вами и становиться стройнее и глубже.
Общайтесь с теми, кто умнее
Окружение очень сильно влияет на человека. Не зря говорят: “С кем поведешься, от того и наберешься”. Часто люди избегают общения с теми, кто в чем-то лучше них, из страха уронить самооценку. Но если вы действительно хотите добиться результата, через этот стресс придется пройти.
Окружайте себя людьми увлеченными, разносторонне-развитыми, любящими мыслить и рассуждать. Разница в мыслительных способностях будет подстегивать вас к развитию.
А вот общение с бездельниками и нытиками, наоборот, придется сократить. Иначе вы и не заметите, как они затянут вас в свое болото под названием “зона комфорта”. А там нет ничего, кроме перспективы намертво прирасти к дивану.
Играйте в интеллектуальные игры
Сегодня коллективные интеллектуальные игры на пике популярности. В каждом крупном городе можно найти клуб любителей “Что? Где? Когда?”, “Брэйн-ринга” и всевозможных квизов. Примкните к ним – вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев.
Во-первых, подобные игры отлично развивают логику. Большинство вопросов там составлены так, что додуматься до ответа может каждый, независимо от уровня знаний. Вы будете тренировать свой ум в нескучной игровой форме, а яркие эмоции и азарт сделают тренировку в несколько раз эффективнее.
Во-вторых, вы познакомитесь с интересными, увлеченными, мыслящими людьми. Как раз о таких мы говорили чуть ранее. Полезное и веселое времяпрепровождение может впоследствии перерасти в крепкую дружбу.
Разгадывайте кроссворды и решайте головоломки
Купите журнал кроссвордов и старайтесь везде носить его с собой. Отгадывайте их, как только появляется такая возможность. Например, в очереди в банке или в больнице. Это гораздо полезнее, чем коротать время, ковыряясь в телефоне.
Не ищите легких путей
Иногда полезно устраивать своему мозгу встряску, создавая искусственные стрессовые ситуации. В таких условиях развитие происходит быстрее и интенсивнее. Попробуйте приехать в незнакомый район и ориентироваться там только по карте, не спрашивая дороги у случайных прохожих.
То же самое можно провернуть, если вы собираетесь в другой город или страну. Даже банальный поход в торговый центр можно использовать с пользой. Не просите у консультантов помощи в поиске интересующего вас товара, попытайтесь сориентироваться самостоятельно.
Тренируйте память
Память и мышление – взаимосвязанные процессы. Именно память определяет, насколько быстро вы будете мыслить и как часто будете совершать ошибки
Поэтому не забудьте уделить этой когнитивной функции отдельное внимание
В качестве тренировки можно учить стихи, запоминать списки покупок и дел. Можно пойти дальше и записаться на курсы по развитию памяти. Так вы быстрее добьетесь желаемого эффекта и не забросите занятия через два дня.
Что значит стадное чувство
Стадное чувство присуще людям с первобытных времен и, по сути, является инстинктом, не поддающимся контролю сознанием. Такое же поведение мы можем наблюдать среди представителей фауны, многие из которых ведут стадный образ жизни. Что заставляет животных держаться вместе?
- Стадо способно успешнее противостоять хищникам.
- Миграция большого числа особей рациональна, тогда как одиночка наверняка заблудится и погибнет.
- Объединившись, животные повышают шансы на выживание.
Таким образом, стадный инстинкт у представителей животного мира обеспечивает им выживание и помогает избегать опасностей. Все это правомерно и в отношении людского сообщества. С первобытных времен дети копировали поступки старших, что постепенно формировало некую модель поведения, называемую сегодня стадным чувством.
В науке существует такое понятие, как «психология толпы». В его рамках можно объяснить, что лежит в основе стадного поведения и какие признаки для него характерны:
- Агрессия толпы значительно выше, чем отдельного субъекта.
- На толпу легко влиять и вызывать в ней нужные эмоции.
- Толпа не может трезво смотреть на ситуацию.
- Толпа не способна мыслить и задавать вопросы.
- Толпа легко поддается управлению, ее несложно спровоцировать на массовое выступление (бунт, митинг, протест, критику, осуждение).
- У толпы индивидуальность вызывает протест.
- Толпа не способна думать и оценивать собственные действия, она движется лишь по указке лидера.
Ошибочно полагать, что стадное чувство – удел исключительно недалеких людей. В жизни масса примеров, когда интеллектуалы подпадали под магию толпы. В упрощенном виде это выглядит примерно так: случайно оказавшись на улице среди участников акции протеста, человек замечает, что в унисон с ними с энтузиазмом выкрикивает лозунги, а после всего этого, оказавшись дома в одиночестве, недоумевает, что именно его подвигло на такое поведение, ведь ему совершенно не хочется ни возмущаться, ни чего-то требовать.
Встретив бегущих по улице людей, любой прохожий поймает себя на желании присоединиться к ним, даже не задумываясь о цели и смысле. И уже потом, оказавшись в незнакомом районе, начинает недоумевать, зачем бежал и где же была голова. Оказывается, тут сработало подсознание, включив все то же стадное чувство.