Спиральная динамика

Содержание

О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР

Первым уровнем второго этапа является «Желтый уровень». Уровень гибкий и свободолюбивый. «Желтый» уровень не стремится сформироваться в отстройке от всех предыдущих уровней.   Наоборот, он подбирает подходящее место для каждого из них в огромном и постоянно меняющемся мире. Это все может быть выражено и в модели «Желтой» организации, где каждому отделу и подразделению подходит своя цветовая модель. Например, большой офис с конкурентным «Оранжевым» отделом продаж, с «Синей» бухгалтерией, «Зелеными» кадрами и «Желтыми» тренерами, которые понимают все бизнес-процессы компании и выстраивают взаимодействие между подразделениями.

Эту тему можно развить под потребности любой компании, проявляя мудрость и гибкость сверху. Поэтому «Желтый» — это все-таки тип сознания «Я» с присущим ему восприятием себя как мудрого и понимающего правителя, который создает утопию по образу и подобию своему. Красиво, но не всегда возможно в огромном и постоянно меняющемся мире в эпоху глобализации, где нужно уметь взаимодействовать в масштабах всей Планеты.

И вот тут появляются «Бирюзовая» модель и «Бирюзовые» организации.

Именно бирюзовым организациям я хочу уделить максимально времени. Им будет посвящена отдельная статья в продолжение этой. Следите за обновлениями на сайте, а пока предлагаю немного помедитировать.

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки
«То, что ты практикуешь, становится сильнее».

Graves’ Abilities

Ability
Range
Cost
Cooldown

New Destiny Graves’s
Passive

Self

Graves’ basic attack fires a cone of 4 bullets which stop on the first unit hit. The first bullet on a target deals 0.7 — 1 total AD (based on level) physical damage, with subsequent bullets dealing a third of that damage per bullet. Structures take 25% reduced damage from Graves’ basic attacks.
Graves stores two Shells at any time and expends them when he basic attacks. After using them, Graves reloads, delaying his next basic attack significantly. Graves’ reload time is slightly reduced by attack speed, but the time between attacks is greatly reduced by attack speed.
Upon critically striking, Graves fires 6 bullets over a 50% wider cone and deals 40% bonus physical damage (60% with Infinity Edge).

Q

End of the Line Graves’s
Q Ability

950

60

12 / 11 / 10 / 9 / 8

Graves fires a narrow missile, dealing 45 / 60 / 75 / 90 / 105 (+0.8 per bonus attack damage) physical damage in a line. After 2 seconds, the line detonates, dealing 85 / 120 / 155 / 190 / 225 (+0.4 / 0.7 / 1.0 / 1.3 / 1.6 per bonus attack damage) physical damage in a ‘T’ shape from where Graves fired it.
If End of the Line strikes a wall, it detonates after 0.25 seconds.

W

Smoke Screen Graves’s
W Ability

700

70 / 75 / 80 / 85 / 90

26 / 24 / 22 / 20 / 18

Graves fires a smoke canister at the target area, dealing 60 / 110 / 160 / 210 / 260 (+60% of ability power) magic damage upon landing and creating a cloud of smoke 675 units wide for 4 seconds. Enemies inside the smoke cloud will be slowed by 50% and will have their vision reduced to only what is inside the smoke cloud. The slow lasts for 0.5 seconds after the target leaves the cloud.

E

Quickdraw Graves’s
E Ability

425

40

16 / 15 / 14 / 13 / 12

Graves dashes forward, resetting his basic attack timer and refilling one shell. Graves also gains 6 / 9 / 12 / 15 / 18 armor for 4 seconds, stacking up to 8 times. Dashing towards an enemy champion grants 2 stacks. Damaging non-minions refreshes the duration of this buff. Quickdraw’s cooldown is reduced by 0.5 seconds every time Graves hits an enemy with a bullet.

R

Collateral Damage Graves’s
Ultimate (R) Ability

Self

100

120 / 90 / 60 / 60 / 60

Graves fires an explosive shell in a straight line, dealing 250 / 400 / 550 (+1.5 per bonus attack damage) physical damage to the first target it hits. After hitting a champion or reaching the end of its range, the shell explodes dealing 200 / 320 / 440 (+1.2 per bonus attack damage) physical damage in a cone behind the target.
Graves recoils 300 units upon firing.

(Просветленный) бирюзовый бизнес.

Следующая волна популяризации «разноцветной теории» происходит с выходом книги Ф. Лалу «Открывая организации будущего.

Лалу занимался, скорее, журналистским, а не научным исследованием разных форм организаций (преимущественно — бизнеса). Задавшись вопросом о том, как бизнес может работать в современном мире, и взяв Спиральную динамику за основу, Лалу находил, интервьюировал и описывал организации, работающие по «новым принципам»: гибкий график, опора на миссию и ценности, большая свобода сотрудников, распределенное принятие решений, орг. структура, основанная на командах… Их он сравнивал с бизнесами предыдущих уровней развития, чтобы проследить такую же цепочку эволюции, как и в развитии сознания (у Грейвза) и культуры (Бек/Кован).

Лалу, во многом, является соратником Кена Уилбера. В частности, поэтому он взял цвета уровней у Кена, назвав бирюзовым (teal) уровень, который в Спиральной динамике соответствует желтому (что породило немало неразберихи в русскоязычной среде). Есть в книге и ряд конкретных нестыковок с описанием уровней у других авторов. Многие консультанты указывают, что организации, описанные Лалу как «бирюзовые», на самом деле, отражают характеристики зеленого уровня. При этом зеленые организации описаны как непродуктивные и наивные (неплохой разбор здесь у Максима Цепкова).

Или не опознаем — ведь, с вероятностью, они будут иметь совсем другую форму, не схожую с классическими представлениями о бизнесе.

Нам, опять же, интересно, какие содержательные изменения привели к этим расхождениям.

В версии Лалу Спиральная динамика была полностью перенесена на организации. Парадоксально, но расширение теории на новую область в определенном смысле сузило её.

Так как Лалу опирался на Уилбера и Бека/Кована, там, где дело касается человека, он говорит, в основном, об эволюции ценностей, а не уровнях существования (которые шире по своей природе).
Уже у Бека и Кована описание двух полюсов спирали (в оригинале — экспрессивная система и жертвенная система) немного смазано. Лалу полностью заменяет их на пару «индивидуальные»–«коллективные» уровни. Это меняет фокус переходов, хотя по Грейвзу представитель любого из уровней вполне может вести себя как волк-одиночка или предпочитать коллектив. При этом такие психодинамические показатели как «автономность», «тенденция к отношениям», «независимость» на большой выборке в исследовании Грейвза не обнаруживали прямой корреляции с уровнями.
Так как речь идёт о «цветах организаций», у Лалу уровни становятся полностью культурным феноменом, который может существовать вне зависимости от психологии конкретных людей. Организационный уровень почти полностью сводится к сумме корпоративной культуры (в т.ч. неявной) и механизмов управления, которые, в свою очередь, могут интегрировать в себя очень разных людей.
Вследствие этого, Лалу целые компании окрашивает в разные цвета. Но, кажется, с точки зрения логики Грейвза, корректнее говорить, что принципиально разные формы организаций — это формы, порождённые разным сознанием. Именно на этом месте происходит сбой многих консультантов по «бирюзовому бизнесу» и CEO, пытающихся такими стать. Перенос самой формы лишь меняет тип менеджмента в организации, не трогая само мышление. Как это работает в обратную сторону? Если «человек у руля» переходит на более высокий уровень существования, вероятно, прошлые методы взаимодействия с людьми окажутся для него неорганичными, неудобными, тяготящими. Но он вполне может остаться в них просто потому, что не нашёл/не смог воплотить новые формы управления — культурный пласт не подоспел

Каким цветом назвать такую организацию?
Наконец, еще одно важное отличие — даже не в содержании, а в стилистике изложения. Так как работа Лалу — публицистика, опирается она на образы

Вырисовываются яркие персонажи и компании, олицетворяющие уровни развития. А типичные черты того или иного «цвета» перечислены в конце каждой главы общим списком. И получается, что уровни мы опознаем не по ключевому принципу (у Грейвза это — пара «экзистенциальный вызов–функциональная система; у Бека/Кована — цМем; у Уилбера — объём воспринимаемых феноменов), а по чертам поведения. Каждый уровень — это определенный «анекдот» (в смысле, зашифрованный типичный образ). А там, где черты реальных людей/компаний не соответствуют образу, честно определить их уровень становится невозможно.

Эти особенности Спиральной динамики по Лалу вносят путаницу среди тех, кто знакомится с теорией через этого автора. Поэтому, пока мода на «бирюзовые организации» продолжает шагать по миру, я очень рекомендую копнуть чуть глубже в истоки теории Спирали.

То, как мы думаем

Давайте присмотримся к этому месту внимательнее – здесь происходит важный переход в концептуализации, который упускается в разговоре об уровнях как о развитии ценностей и представлений о мире. Мы начинаем видеть, что процесс формирования ценностей и мироописаний бесконечно разнообразен. Он происходит в результате воспитания, социализации, адаптации к среде, собственных размышлений, рефлексии, психотерапии, философствования, этических дискуссий… все это, помноженное на многочисленные индивидуальные особенности личности (темперамент, конституция, системы конденсированного опыта, пиковые переживания) даёт огромное число факторов, из которых мы почти непредсказуемо («нам не дано узнать, как слово наше отзовётся…») приходим к тем или иным ценностным установкам. Они, в свою очередь, начинают влиять на наше дальнейшее самоопределение и осмысление мира, обуславливая изменение ценностей и онтологии. Это разнообразие путей с трудом поддаётся типологизации (если это вообще возможно).

Выходит, что ценности – это вторичный феномен, являющийся продуктом определенного процесса. Но помните один из основных тезисов Грейвза?

То есть закономерности, выделенные в уровни, можно проследить в том, «в каких отношениях» со своими ценностями находится человек; каким образом выстроена, функционирует, определяет поведение и изменяется его картина мира. Вот это качество Грейвз позднее назвал «Тема», утверждая, что она уже дальше разворачивается в конкретный образ жизни, ценности, убеждения и прочие индивидуальные особенности (называемые им «Схема»).

Собственно, в этом месте поиска Грейвз и начинает углубленную часть эксперимента: наблюдение за поведением студентов из-за одностороннего стекла, измерение психодинамических показателей, интриги в колледже (ведь все это должно было по-прежнему выглядеть обычным учебным курсом). Единого паттерна у объективных психодинамических метрик не выявилось: какие-то росли вместе с уровнем, какие-то снижались, иные менялись циклично, многие вообще не показывали никакой корреляции. Так, например, выяснилось, что уровни не коррелируют с интеллектом, темпераментом, интроверсией/экстраверсией, лишь косвенно – с социально-экономическим бэкграундом.

Уровни

Теория спиральной динамики клера Уильяма Грейвза описывает 8 уровней человеческого развития, которые располагаются в определенном порядке: по мере возникновения у человека новых вопросов в процессе его развития.

На верхней ступеньке находятся мемы высшего порядка – vMeme. Каждый мем представляет систему определенных ценностей, которой присущи религиозные убеждения, организационная динамика, социальные группирования, цели. Модель является иерархической: мемы располагаются в ней в порядке нарастания их сложностей. В настоящее время существует 8 уровней холархии.

  1. Выживание – бежевый цвет.
  2. Племенное мышление – фиолетовый.
  3. Боги силы – красный цвет.
  4. Сила правды – синий.
  5. Жажда успеха – оранжевый цвет.
  6. Круговой – зеленый.
  7. Интригующий – желтый.
  8. Модернизаторский – бирюзовый.

Современное развитие спиральной динамики. Мир

С момента публикации Грейвзом первых версий «Теории уровней существования» прошло уже, без малого, полвека. Поэтому многие теорию в её современной интерпретации просто используют: обучают ей или берут в свою деятельность как готовую модель (бизнес-консалтинг, коучинг, терапия).

Но есть и некоторые ветки развития теории.

Одно направление — это выяснение связей между уровнями существования и другими психическими / организационными феноменами. Например, в своей статье Дебора Оотен делится результатами своего исследования, в котором она накладывает уровни развития на типы личности по эннеаграмме. Особая ценность таких рассмотрений в том, что они помогают перестать клеймить все проявления человеческого поведения лишь как определенный уровень спирали. Отдельное выделение типов личности и их преломление на СД возвращают нас к нахождению сутевой механики каждого уровня.

Из концепции Деборы Оотен: сопоставление спиральной динамики и эннеаграммы

Другие ученые занимаются уточнением модели развития, создавая новые версии. Например, Терри О’Фэллон и Тим Барта создают собственную модель, именуемую STAGES.

Она в большей степени основывается на разработках Дж. Лёвинджер / С. Кук-Гройтер и воодушевлена учением Шри Ауробиндо. Но по сути описывает тот же феномен взросления и трансформации психики, что и Грейвз

Кроме того, что уровни здесь несколько иначе организованы (так как авторы обратили внимание на другие повторяющиеся паттерны развития), особенно ценными кажутся две вещи:

  1. Авторы начали подробнее сопоставлять уровни со стадиями развития в возрастной психологии (которые в большей степени изучены). Общий принцип, по которому психика человека продолжает развитие, подобное таковому в детском и подростковом возрасте, кажется ценным для общего понимания теории.
  2. Авторы рассматривают типы невротических и других психологических травм, возникающих на определенном уровне или переходе (здесь они называются «теневым материалом», термин введен Карлом Юнгом, позднее заимствован и популяризован Уилбером). Это сильно расширяет применение модели для психотерапии и даёт понять, что один уровень можно «пройти» очень по-разному и с разными последствиями.

Терри О’Фэллон. STAGES

Исследования Грейвза провоцируют еще одну ветку изысканий: физиология движения по уровням существования. Грейвз выдвинул ряд спекуляций об организменных процессах, связанных с развитием сознания. Например, качание маятника «выражай себя <-> жертвуй собой» он связывал с изменением баланса адреналина и норадреналина, а также доминированием работы правого или левого полушарий мозга; пытался прикинуть, что происходит в головном мозгу при активации новых функциональных систем. При переходе на «желтый» уровень он отмечал резкий скачок электропроводимости кожи, а заодно гадал, что происходит с гормональной системой, если там практически пропадает психологический страх.

Все эти эффекты невозможно было полноценно исследовать в 60-х. Казалось бы, сейчас прорывы в технологиях исследования мозга должны открыть дорогу таким экспериментам. Но, к сожалению, я не нашёл известных исследований, продвинувших понимание физиологических / неврологических изменений при развитии психики.

Основные принципы Спиральной динамики Грейвза

Во второй половине 20 века, американский психолог Клер Грейвз и его последователи Крис Коуэн, Дон Бек и Кен Уилбер представили миру новую социально-эволюционную теорию. Теория Спиральной динамики описывает предполагаемые ступени развития человека и общества.

Создатели теории утверждают, что всю свою жизнь человек развивается по спирали.  Он движется вверх, накапливая опыт, полученный на предыдущих спиралях. При возникновении соответствующих условий, люди могут пробуждать в себе предыдущие спирали и активировать их. Например, в условиях, угрожающих жизни, у человека включаются инстинкты выживания.

Психологи также отметили, что человечество эволюционирует по определенным стадиям. Часть людей успешно проходит стадии и развивается, а часть «застряют» на одной из спиралей. 

3 Уровень — Красный.

Примерно 7 000 лет назад с появлением земледелия постепенно возникают и новые условия для существования — люди переходят на оседлый уровень жизни. Это поистине революционная перемена, поскольку она резко повышает шансы сообществ на выживание.

В соответствии с этими переменами меняется и общественное сознание, которое вновь, но уже на другом уровне, трансформируется в сознание типа «Я».

С развитием земледелия появляется такое явление, как эксплуатация человека человеком, возникает рабство, а вместе с ним повышается материальное благосостояние многих членов общества. Появляются большие классы эксплуататоров, которые привносят в общество эгоцентрическую систему ценностей. В полном соответствии с обстоятельствами меняются и социальные представления о мире, появляется религия, где вместо духов природы появляются фигуры сильных божеств — хозяев определенных стихий.

Это время характеризуется захватом новых территорий, поскольку именно они обеспечивают больше возможностей для земледелия, а оно, в свою очередь, служит основным источником материальных ценностей. Ценностные проявления красного уровня — сила, агрессия. Девиз — хочу всего, немедленно и любой ценой.

Этот уровень общественного сознания и в наше время нередко проявляется в мире, особенно в условиях развивающихся стран и стран с авторитарным типом правления.

Динамика перехода

  • Переход происходит, когда новый экзистенциальный вызов уже вышел на первый план, но функциональная система, способная отвечать на него, еще не сформировалась полностью. Этот разрыв вызывает ощущение когнитивного диссонанса, что приводит к тому, что психика сперва начинает перебирать предыдущие стратегии, но попытки действовать из них не приносят успеха.
  • Этот момент – кризисная точка. Именно из неё может произойти «откат» – возвращение и фиксация в предыдущем уровне до следующей попытки (к сожалению, часто именно это и случается).
  • Или же происходит «ключевой инсайт» (активированная функциональная система все-таки позволяет по-новому взглянуть на вызов). Под инсайтом здесь имеется в виду не чисто интеллектуальное понимание, а целостный опыт «складывания кусочков паззла воедино».

“The Never Ending Quest”, Clare Graves (легенда переведена)

Далее новая система проходит через период конфронтации

Это важно. Именно в этой конфронтации – с внешней средой, сопротивляющейся изменениям, или с инерцией собственного сознания – новая функциональная система крепнет и образует новые стратегии поведения.
Наконец, система проходит период консолидации, когда выработанные инструменты наиболее успешно позволяют отвечать на экзистенциальный вызов, а он сам переходит в фоновую зону внимания

Открывая пространство для следующего перехода.
Во всем процессе перехода фигурирует то, что Грейвз называет «психологическое время» — этим понятием он обозначает плотность внутренних событий, которые позволяют происходить процессам перехода.

Здесь важно подчеркнуть отличие того, как Грейвз понимал развитие психики, от некоторых современных интерпретаций Спиральной динамики. В них авторы стремятся уйти от концепции, собственно, уровней существования, говоря что все «цвета» находятся в человеке, проявляются в нем одновременно, но какие-то из них доминируют

Я предполагаю, что такое описание было выбрано как своего рода «прививка» против двух частых заблуждений: превращения СД в конкурс «доберись скорей до высших уровней» у особо азартных читателей; и негативная оценка более ранних уровней, их отрицание.

Но эта же метафора, как мне кажется, сбрасывает со счетов фундаментальность феномена перехода. По словам Грейвза, в человеческой психике действительно заложены потенциалы для всех уровней существования, подобно тому, как в ребёнке уже есть потенциал к развитию сложного мышления, а в семени уже есть потенциал дерева… В том смысле, что человек как система способен до них дорасти.

Эта путаница очень ярко отражена во многих современных сообществах, где распространены т.н. «зеленые» ценности: гуманизм, плюрализм, всесвязность, любовь, принятие… И все же многие люди в таких сообществах, честно эти ценности разделяющие, «резонирующие с ними», в своём поведении и мышлении принципиально отличаются от тех, кто, по моим догадкам, находится на зеленом уровне существования.

Впрочем, про зелёный уровень (и остальные) мы еще поговорим подробнее в третьей статье. Здесь же давайте подытожим общие понимания Грейвза про уровни развития человека.

Фиолетовый

Второй уровень спиральной динамики Клэра Грейвза носит название «Духи предков». Фиолетовый цвет соответствует анимистическому, племенному, приземленному мышлению. Человек здесь стремится к социальной стабильности. Он не понимает множества происходящих вокруг него процессов, поэтому старается защититься от них. Ему кажется, что жизнь в племени является единственной правильной и безопасной формой существования. Человек на этом уровне отстаивает интересы группы. Кровные связи между людьми здесь очень крепки. Сильную власть имеют вожди и шаманы.

Предпосылками к переходу на более высокий уровень становятся появление доминантного эго и выделение личности, которая оказывается сильнее группы.

Примером людей, задержавшихся на втором уровне, являются многие племена Африки.

Ссылки

Критика

Спиральная динамика, как упрощение работы Грейвса, подвергалась критике со стороны некоторых академических кругов как ведущая к «культовому» сообществу практиков, основанных в своей работе главным образом на той же теории Грейвза, которая лежит в основе спиральной динамики. Однако другие принимают SDi за основу для дальнейшей работы.

Культура вокруг Spiral Dynamics также получила негативное отношение из-за того, что ее ведущие сторонники уделяют большое внимание вопросам бизнеса и интеллектуальной собственности.

Философы- метамодернисты Даниэль Гёрц и Эмиль Фриис, писавшие как Ханци Фрейнахт, хвалят уникальные идеи спиральной динамики, а также критикуют ее за объединение слишком многих измерений развития в одно измерение. Они предложили составную систему, сочетающую аспекты спиральной динамики с другими измерениями развития.

[править] Первый ярус

БЕЖЕВЫЙ (A-N)

Характеризуется: выживанием, удовлетворением природных нужд, инстинктивными мотивами и потребностями;

Условия для жизни: выживание, удовлетворение биологических нужд, размножение.

ПУРПУРНЫЙ (B-O)

Характеризуется: безопасностью, потребностями племени, коммуны; приверженностью ритуалам; подчинение вождям, вожакам; ценностью первобытной гармонии — слияния и баланса с природой;

Условия для жизни: безопасность, защищенности, охрана от возможного урона, семейные узы.

КРАСНЫЙ (C-P)

Характеризуется: силой, действиями, возбужденностью, героизмом, коварством, агрессивностью и стыдом.

Условия для жизни: сила/действия; утверждение собственного Я для доминирования над другими; контроль

СИНИЙ (D-Q)

Характеризуется: наличием целей, предназначений; подчинением авторитетам; стабильностью, правилами, смыслами, чувством вины и долга;

Условия для жизни: стабильность, порядок, подчинение сейчас ради вознаграждения потом, смыслы;

ОРАНЖЕВЫЙ (E-R)

Характеризуется: компетенцией, соревновательностью, успехом, стремлением делать вещи лучше, автономией, искусным регулированием, управлением и развитием;

Условия для жизни: возможности, успех, соревновательность в достижении результатов, тонкое влияние на других, искусность контроля;

ЗЕЛЕНЫЙ (F-S)

Характеризуется: чувством соединенности, моральная взаимоподдержкой, сотрудничеством, сознательностью, реализацией поставленных целей, связанностью;

Условия для жизни: гармония, любовь, объединение вместе для взаимного развития, познание и осведомленность;

Развитие теории

Профессор Университета Северного Техаса (UNT) Дон Бек разыскал Клэр У. Грейвс после того, как прочитал о его работе в «Футуристе» . Они встретились лично в 1975 году, и Бек, к которому вскоре присоединился преподаватель ЕНТ Крис Коуэн, тесно сотрудничал с Грейвсом до самой его смерти в 1986 году. Бек совершил более 60 поездок в Южную Африку в течение 1980-х и 1990-х годов, применяя зарождающуюся циклическую теорию Грейвса в различных проекты. Этот опыт, наряду с другими, которые Бек и Коуэн имели при применении теории в Северной Америке, послужил стимулом для развития спиральной динамики.

Бек и Коуэн продолжили развитие возникающей циклической теории Грейвса и представили структурированную эволюционную модель адаптивного интеллекта под названием спиральная динамика. Впервые они опубликовали свою конструкцию в книге «Спиральная динамика: освоение ценностей, лидерство и изменения» (исследование новой науки меметики) (1996). Они ввели простую цветовую кодировку для восьми систем ценностей, определенных Грейвсом (и предсказанной девятой), которая более известна, чем парные идентификаторы Грейвса.

Посредством этих систем ценностей группы и культуры структурируют свои общества, и люди интегрируются в них. Каждый отдельный набор ценностей разработан как ответ на решение проблем предыдущей системы. Изменения между состояниями могут происходить постепенно (изменение первого порядка) или внезапно (изменение второго порядка).

Первоначальная теория Грейвса сравнивала ряд психологических и поведенческих построений, таких как Макс Вебер , Абрахам Маслоу и Джейн Ловингер . На теорию спиральной динамики Бека и Коуэна также повлияли:

  • Теоретики реалистичного конфликта и социального суждения Музафер Шериф (под руководством которого Бек был докторантом), Кэролин Шериф и Карл Ховланд , в частности, их модель эффекта контраста ассимиляции и
  • Модель меметики , предложенная биологом-эволюционистом Ричардом Докинзом , которую Бек рассматривает как объяснение системного распространения ценностей в обществе как социальной ДНК в особой эволюционной последовательности Грейвса.
  • Дальнейшая работа позитивного психолога Михая Чиксентмихайи с меметикой.

При запуске SDi Бек также упомянул влияние Джона Петерсена из Арлингтонского института и Ичака Адизеса .

Движение по спирали

Хорошо, к этому моменту мы, кажется, разобрались с тем, что такое уровень существования — связь воспринимаемого экзистенциального вызова и активированной функциональной системы.

Опираясь на это понимание, давайте разбираться, как Грейвз описывал процесс движения вверх по уровням.

Психика человека при развитии проходит уровни последовательно. Это объясняется тем, что способности новой функциональной системы опираются на весь предыдущий потенциал сознания.

Психика — открытая система, то есть нет финальной точки, к которой она приходит в своём развитии. Сегодня это кажется почти очевидным, но для современников Грейвза именно этот тезис был одним из наиболее радикальных и прорывных. Иными словами (вспоминая начало исследования), нет никакого финального состояния “взрослого здорового человека”.
В этом развитии последовательно чередуются стадии с доминированием «экспрессивной» системы (выстраивающей стратегии восприятия и поведения по принципу «меняй мир под себя») и «жертвенной» системы (принцип «адаптируйся под мир»). Кстати, «мир» здесь понимается в широком значении, включая внутри-психический (то есть пример жертвенной установки может быть «адаптируй свои желания под разрешение внутреннего конфликта»)

Обратите внимание: это не то же, что «индивидуальные vs. коллективные» уровни в современных версиях СД.

“The Never Ending Quest”, Clare Graves (легенда графика переведена)

P.S. Кстати, визуальный образ спирали у Грейвза демонстрирует именно это чередование: динамику жертвенной и экспрессивной систем, одновременно присутствующих в человеке. При этом на каждом уровне одна находится на «взлете» (доминирует), а другая -на «плато» (подчиняется). К сожалению, уже у Бека/Кована этот образ модельного хода потерялся.

Личная жизнь

В 1987 году в родном Уэстон-сьюпер-Мэр Руперт Грейвз познакомился в кафе с Ивонной, художницей по витражам и садоводом. Вместе с её детьми (на момент начала отношений ребятам исполнилось 10 и 14 лет) влюбленные жили в Сток-Ньюингтоне. Роман длился 13 лет, так и не переродившись в официальный брак.

В сентябре 2000 года Руперт Грейвз на вечеринке в честь премьеры пьесы The Caretaker со своим участием познакомился с Сюзанной Льюис, тогда ещё начинающим режиссёром. Спустя год пара сыграла свадьбу. Судя по семейным фотографиям, у Сьюзи Льюис есть азиатские корни — и она, и её дети имеют типичные для монголоидной расы разрез глаз и форму лица. Также известно, что её предки родом из Австралии.

Руперт Грейвз и его жена Сьюзи

Благодаря жене Руперт Грейвз — многодетный отец: в семье воспитываются Джозеф, Элла, Ноа, Исаак и Зоуи. Личную жизнь актёр не скрывает, наоборот, гордится красавицей-женой и детьми, часто берёт их с собой на премьеры.

Руперт Грейвз поддерживает связь со своими поклонниками через «Твиттер»: выкладывает новости о скорых премьерах, делится своими мыслями, поздравляет коллег с праздниками. А вот «Инстаграма» у актёра нет. Больше узнать об англичанине позволяют интервью, но в них Грейвз не силён. Однажды актёр сказал:

Рост Руперта Грейвза — 180 см, вес — около 80 кг.

Красный и синий

Третий уровень существования «окрашен» в красный цвет. В спиральной динамике Клера Грейвза его именуют «Богами силы». На данном этапе начинает проявляется индивидуализм человека. И часто это происходит в грубой форме. Здесь наблюдается жесткий авторитаризм, развивается рабовладельчество. Власть принадлежит одному лидеру, который убежден, что практически все люди ленивы, поэтому их нужно принуждать к работе. При этом лидер пытается подавить в себе человеческие эмоции. На этом уровне правда — «за сильным».

В современном мире яркими примерами служат бандитские группировки, африканские королевства.

Чтобы покинуть «Красный» уровень, человек должен признать власть морали, начать заниматься поисками жизненных целей и смысла своего существования.

Четвертый уровень развития спиральной динамики Грейвза имеет синий оттенок. Его называют «силой правды». Именно на этом этапе человек начинает понимать, что жизнь состоит не только из удовольствий; люди живут в соответствии с определенными правилами. Чтобы долго и мирно прожить на земле, нужно соблюдать эти правила. У людей на данном уровне развития преобладает патриотическое мышление; они готовы жертвовать во имя высшей цели. У этой группы преобладает религиозная этика.

Многие люди благополучно живут на данном уровне и не пытаются переходить на следующий. Примерами служат исламские государства, конфуцианские семьи, пуританские американские штаты.

Для перехода на следующий уровень требуется искать счастье в жизни, выбирая лучший путь из многочисленных альтернатив.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector