Что такое социальная структура общества

Применение опыта

Продолжая начатую тему о восприятии, можно привести пример. Допустим, человек, знающий достаточное количество людей разных слоёв общества, в компании друзей замечает молодого привлекательного (если судить объективно) парня, одетого в брендовые вещи, с золотыми часами на руках и дорогим телефоном, который он не выпускает из рук и всячески демонстрирует остальным. Ему лет 18. Внешне он действительно хорош. Вот только опыт общения человеку подсказывает, что характер у такого парня не самый лучший. Анализируя его поведение и сопоставляя внешний образ, можно догадаться – скорей всего, в нём слишком много пафоса. Не исключено, что этот парень считает себя лучше других и кичится своим состоянием, которое, на деле, даже не его. Вследствие всего этого делается вывод – от такого человека стоит держаться подальше. Или близко не подпускать к себе. В нём мало искренности.

Вот оно и проявление применения социального опыта. Что и говорить, даже в мире животных встречаются похожие примеры. Если человек будет любить своего кота, проявлять к нему заботу, любить и кормить – тот ни за что не станет прятаться. Даже наоборот. Будет встречать по приходу, обтираться хвостом и проситься на руки. Если с животным обойтись плохо, то и реакция у него окажется соответствующей – укусы, царапины и побег. Больше он не подойдёт к человеку. Опыт ему подсказывает, что хорошим это не закончится.

Какие бывают

Любой человек обладает несколькими социальными статусами. Из всех характеристик складывается единый образ индивида. Главным остается положение, наделяющее человека властью и зависящее от его достатка и финансового благополучия.

Социальный статус, которым обладает человек, появившийся на свет, называется прирожденным, определяемый родственным связями – приписанным. Они не зависят от действий человека и появятся у него в любом случае.

Из-за различий в положении при рождении люди обладают отличными правами, что определяет неравенство в обществе, делит его на классы. Зачастую это влияет на приспособленность человека к окружающей действительности, его умения и желания добиваться поставленных целей. Люди с более высоким прирожденным и приписанным статусом обычно лучше устраиваются в жизни. Но это не отменяет упорства, трудолюбия и таланта, способных изменить позицию в социальной иерархии. Навыки и умения, полученные собственным трудом, ценятся больше, чем благосостояние или манеры, приписанные семейными связями.

Прирожденный, приписанный и достигнутый – основные виды, на которые принято подразделять социальные статусы.

Основными показателями, определяющими место и роль в социуме, являются:

  • Занимаемая должность: директор или ведущий специалист, руководитель отдела, главный бухгалтер;
  • Полученное звание. В творческой профессии это заслуженный или народный артист. На службе достижения определяются воинским званием: лейтенант или подполковник. Также отмечают работников бюджетной сферы, например, заслуженный учитель;
  • Ученая степень, например, бакалавр, магистр, кандидат или доктор наук.

Магистр

Обратите внимание! Статус, полученный в результате заслуг индивида, считается приобретенным или достигаемым. Он создан собственными усилиями и является вознаграждением за работу

Главное – задать цель и идти к ней, тогда приобретенный статус заставит забыть о положении, приписанном человеку с рождения.

У человека всегда появляются непостоянные статусы, в зависимости от его роли в жизни, обстоятельств:

  • он может быть мужем и отцом детей;
  • выступать свидетелем или зрителем;
  • оказаться пациентом или врачом.

Это все временные социальные статусы, не имеющие отношения к главному. Небольшие социальные группы, близкое окружение индивида наделяют его определенными качествами, создавая личный статус. Он отражает сформированное о человеке мнение, зависящее от поведения. Существует понятие групповой социальный статус, предполагающий принадлежность к профессии, нации.

Пожилых людей также считают отдельной социальной группой. Между тем статус пенсионеров различается. Он зависит от получаемого пособия, а оно, в свою очередь, определяется уровнем доходов и выслугой лет. Высокий социальный статус обязан обеспечить приличный доход в старости.

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм

, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) ипансоциологизм , выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Как избавиться от асоциальности

Профилактика асоциального поведения человека – наиболее действенный метод тотального избавления от этого явления. Для этого со стороны учебного заведения тех детей, у которых присутствует отстранённость и другие признаки асоциального человека необходимо максимально привлекать к творческой деятельности и спорту, как способам направления их активности и социализации. Хороши любые внеклассные работы, дополнительные кружки и подготовки – всё, что обеспечит выплеск энергии и систематизацию свободного времени, где уменьшится влияние негативных элементов.

Также к профилактике относятся психологические беседы, как с детьми, так и с родителями

Это важно, ведь асоциальность начинает развиваться с раннего возраста, и наиболее подвержена семейному влиянию. Как бы не работали социальные службы и школы, если в семье нет соответствующего обращения, поддержки, то развитие социальных навыков будет идти по неправильному пути, в сторону закрытия личности или искажения эмоционально-поведенческих паттернов

Родителям необходимо начать следить за своим поведением, а не только ругать детей, создавать обстановку доверия вместо авторитарной диктатуры.

Если вопрос об изменении асоциального поведения возникает у взрослых, при этом само дистанцирование не несёт негативных последствий (лишения свободы, снижения успеваемости, зарплаты и т.д.), то стоит оценить, откуда это желание. Часто общество навязывает стереотипы общения, открытости, полного контакта и непрерывной доступности, но это может не подходить лично вам. Если окружение требует пить с ними каждый вечер, то скорее это путь деградации и имеет смысл усилить асоциальность или же переехать. Когда асоциальность человека обусловлена причинами собственного выбора и желанием развития, то следует идти по пути замещения – неприятных знакомых интересными, большого круга товарищей небольшим количеством значимых людей.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Идеальные потребности

Идеальные потребности — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Этот вид потребностей представляет собой базу для саморазвития личности. Без удовлетворения этих потребностей человек не развивался бы духовно, а оставался на уровне высокоорганизованных существ животного мира.   

Стремление к новизне

  • желание постигать мир через способы познания, наблюдения, исследования;
  • потребность обучаться новому, овладевая знаниями и навыками, осваивая новые направления деятельности;
  • тяга к путешествиям — любование новыми пейзажами, ландшафтами, созерцание красот мира;
  • потребности эстетического характера — наслаждение произведениями искусства.

Стремление к компетентности

  • нужда в повышении общего уровня образованности и эрудированности;
  • стремление к профессионализму, желание быть экспертом в той или иной области, углубление имеющихся знаний и получение новых навыков.

Потребность преодоления

  • потребность в самосовершенствовании, улучшении своей личности, работе над собой (избавление от вредных привычек, тренировка воли, выработка полезных привычек и качеств);
  • преодоление физических и моральных трудностей, препятствий ради поднятия собственной самооценки;
  • стремление к физическому выживанию, преодоление реальной опасности и угрозы для жизни. Эта потребность напрямую связана с физиологической потребностью сохранения жизни.

К идеальным можно отнести потребность в самовыражении через творчество — музыку, танцы, поэзию и другие виды писательского мастерства, различные художественные виды искусства. 

В этот же список следует добавить духовные потребности и нужды — личностный рост, раскрытие внутреннего потенциала, стремление к самореализации, нравственное развитие, достижение внутренней гармонии.

Типы

В современной социологии выделяются несколько разновидностей динамики общественного развития, которые по-разному интерпретируют данное явление:

  1. Циклическая модель. Данный тип развития социума является наиболее ранним по своему возникновению. Для него характерно повторение одних и тех же периодов и этапов развития общества.
  2. Линейный тип. По своему происхождению этот тип относится к Средневековью. Его суть заключается в  постоянном движении из начальной точки к некоторой конечной точке без повторений и возвратов.
  3. Спиралевидная или диалектическая модель. Такой характер социальной динамики был предложен на рубеже XVIII–XIX веков немецким философом Георгом Гегелем. Данную концепцию затем продолжил развивать Карл Маркс. Спираль по своей форме объединяет характеристики линии и круга. Следовательно, спиралевидное развитие общества подразумевает повторение некоторых явлений на качественно новом уровне.

О сущности

Все формы социального опыта направлены, по сути, на одно – на адаптацию человека к тому обществу и окружению, в котором он находится. А также на обучение его тем навыкам, которые помогут индивиду жить легче и проще. Опять-таки, всё лучше продемонстрировать на примерах.

Скажем, стереотипы. Они везде. Каждый знает об их существовании (многие даже уверяют, что они им не следуют), однако подавляющее большинство людей подвержено их влиянию. Стереотипы мешают быть беспристрастным. Они закрывают от нас реальность, устанавливают рамки и препятствуют рациональному размышлению. Даже страшно подумать, какое бесчисленное множество стереотипов закреплено в современном обществе XXI века. Ротвейлеры – собаки-убийцы, все женщины – неумелые водители, каждый мужчина изменяет, и всё дешевое – плохое. И это лишь самый безобидный пример. И даже когда опыт полностью разрушает тот или иной стереотип, которому следовал человек, всё равно в подсознании он сохраняется.

Также жизнь учит нас стремиться смотреть вглубь вещей, поскольку внешнее проявление обманчиво

Нужно ставить всё под сомнение, обращать внимание на все мелочи и неувязки. Надо быть наблюдательным

И запомнить, что вокруг нас постоянно находятся тонны информации, которую мы просто игнорируем. А ведь это образование. Социальный опыт строится на наблюдениях, обдумывании, переживаниях и анализе. «Почву» для всего этого мы получаем ежедневно, вот только большинство пропускает всё мимо себя.

Социальный статус как индикатор благополучия

Социальная структура мира, в котором живет сегодня человечество, регулируется различными сводами правил во всех областях человеческих отношений. Начиная с того, как и чем мы чистим зубы до манеры вождения автомобиля, наш мир очень предсказуем. Эта предсказуемость и определяется социальной структурой любого общества. Социальная структура и объединяет людей в общество, она же расставляет все и всех на свои места, а также определяет: что, как и почему мы делаем каждый день нашей жизни. Без этого в человеческом обществе царили бы бесконтрольные хаос и анархия.

Социальная структура направляет людей на выполнение повседневных задач и дает направление – как мы должны выполнять эти задачи.

В широком смысле под социальным статусом понимается положение человека, занимаемое им в обществе. Он предоставляет индивиду определенные права и привилегии, с другой стороны выдвигает и свои обязанности, которые его обладатель вынужден выполнять.

Высокий социальный статус многие воспринимают как синоним жизненного успеха. Эта аналогия, конечно же, не лишена оснований, но с точки зрения глубинного понимания вопроса все немного сложнее.

По мнению психологов, социальный статус представляется наиболее важным стимулом и мотивирующей силой социального поведения: известно, что чем заметнее диспропорции в статусе, тем больше люди заботятся о его повышении. Здесь идет речь не только о материальной стороне вопроса — каждый человек, вольно или невольно, размышляет о том месте, которое он занимает по отношению к своим сверстникам, коллегам, знакомым или даже членам семьи.

Вам может быть интересно:

Моральные ценности сегодня. Психология морали Выбор стратегии карьерного роста Для тех, кто хочет стать руководителем: факторы успешной карьеры Какая карьера принесет успех лично вам: уточните свою мотивацию

Социальная общность как социологическое понятие

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы.

Классификация социальных общностей

Каковы критерии выделения и классификации социальных общностей?

Систематизация взглядов современных социологов по этому вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

  • сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);
  • общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);
  • наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);
  • формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;
  • укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;
  • социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Как возникают социальные общности?

Существуют различные концепции создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, который считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми.

Рассматривая коллективное поведение с точки зрения предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей, т. е. единства оценок, ценностей, придаваемых значений, стереотипов, которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.

Известный американский социолог Нейл Смелзер в своей книге “Массовое поведение” (1964-1967) структурировал теорию конвергенции Олпорта. Он достаточно однозначно связал свою объяснительную концепцию возникновения новой общности не с эмоциональными основаниями, а с рациональными.

Теория рационального ценностно-ориентированного поведения Н. Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести (научно смоделировать) логические стадии этого процесса:

  1. формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;
  2. нагнетание на основе общего видения проблемы определенной напряженности в первую очередь за счет преувеличения угроз и выявления “общего врага”;
  3. взращивание неявного, предварительного, достаточно туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т. п.);
  4. обращение к истории в поисках образцов для заимствования (так поступают в новой России казаки, дворяне и другие возрожденческие общности);
  5. мобилизация сил для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;
  6. введение внутреннего социального контроля, т. е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;
  7. вхождение новой массовой организации (встраивание, вливание, принятие общественным мнением, узаконение) в существующие общественные структуры.

Последний этап знаменует вpaстание новой общности в систему сложившихся общественных связей — образование общественной или юридически фиксированной организации, институционализация, продвижение “своих” во властные элиты и т. д.

Достижение благополучия

Позицию в обществе для человека определяют его мировоззрение, ценности и потребности. Социальный опыт подсказывает индивиду, что ему надо делать для достижения благополучия. Нередко в основу берутся выводы, сделанные во время наблюдения за жизнью других и их ошибками. Ранее уже говорилось: надо быть внимательным, вокруг масса информации. И лучший её источник – другой человек.

Яркий пример: есть два брата. Старший, окончив школу, решил сразу пойти в армию, а по возвращении поступить в университет. Вот только на деле потом оказывается, что следовало бы сделать всё наоборот, так как за год знания растерялись, и теперь ему предстоит «возвращать форму» в умственном плане. Младший брат, проанализировав всё, решил, что он лучше сначала отучится и потом, получив диплом, пойдёт служить. Что произошло? Элементарное применение чужого опыта.

Как можно видеть, тема действительно очень интересная, многогранная и актуальная. Углубиться в неё можно надолго, но каждому в обязательном порядке нужно усвоить: впитывать всё происходящее вокруг в наших же интересах. Поскольку это даёт нам бесценный социальный опыт.

Классификация Берна

Его деление таково:

  1. Пограничный случай. Основной его особенностью является замкнутость. То есть человек психологически не дает какого-либо контакта, он погружен в собственные мысли. Подобное поведение воспринимается как норма лишь в том случае, если оно не стало привычкой.
  2. Повторяющиеся, привычные действия и ритуалы. Социальная ситуация и трудная жизненная ситуация невозможны без этого. Речь идет о действиях, носящих как формальный, так и неформальный характер. К первым можно отнести деловой этикет, а ко второй — приветствие, благодарность и прочее. Ритуалы нужны для того, чтобы поддерживать общение при этом не сближаясь.
  3. Времяпрепровождение. Речь идет о полуритуальных разговорах о проблемах и каких-то жизненных неурядицах. Такое общение носит повторяющийся характер, хотя его и трудно назвать предсказуемым. За разговорами проводят время на вечеринке, как правило, незнакомые люди или чтобы скоротать часы во время ожидания начала чего-то. Времяпровождение считается социально запрограммированным, ведь разговоры в это время допускаются только на некоторые темы. Целью такого общения является не только поддержание приятельских отношений, но и заведение новых знакомств и даже связей.
  4. Совместная деятельность. Речь идет о тех ситуациях, когда люди контактируют на работе, ведь им нужно хорошо выполнять поставленные задачи.
  5. Игры. Берн считает, что это самый сложный тип общения. А дело в том, что в игре одна сторона пытается превзойти другую и, соответственно, получить награду. Чтобы было понятнее приведем следующую схему: если человек просит утешения и, получив его, успокаивается, то он добился того, чего хотел. Но в ситуации когда человека утешили, а он обратил это против утешителя, то это называется игрой. Она отличается скрытой мотивацией участников игры. Ученый считает, что все важные контакты протекают в виде игры, которая составляет большую часть общения между людьми. Основной причиной игры является то, что в жизни у людей очень мало возможностей для близости. Например, на Западе искренность и откровенность не в почете, ведь ее можно использовать против человека. Опять же повторяющееся времяпрепровождение рано или поздно надоедает. Чтобы не подвергать себя опасности и избавиться от скуки люди начинают играть. Это и есть ключевое социальное значение игр. Как правило, люди выбирают партнеров и друзей из тех людей, которые играют в те же игры. Если человек начинает играть в другие игры, то из привычного общества его обычно изгоняют. Опять же игры нужны для поддержания душевного здоровья. Когда у людей не будет возможности играть, они впадут в отчаяние. Особенно это видно в семьях, когда один из супругов имеет лучше здоровье, а у второго оно ухудшается из-за отказа от игр. Объясняется это тем, что второй супруг с помощью игры поддерживал собственное психологическое равновесие.
  6. Вторым пограничным случаем является близость. Именно она становится замыкающим способом структурирования времени. Близостью считается свободное от игр общение, которое основывается на заинтересованности и отсутствии выгоды. Настоящая близость наступает в тот момент, когда скрытые мотивы и социальные схемы перестают быть важными. Человеческая близость является вершиной взаимоотношений между людьми, она приносит такое удовольствие, что даже людям с неустойчивым равновесием более не нужны игры. Прототипом близости можно назвать акт интимных или любовных отношений.

Кроме теорий ученых, есть еще такое понятие, как социальная ситуация развития ребенка. Об этом подробно далее.

Влияние соцстатуса в отношениях

Многие жалуются на то, что женщины меркантильны. На самом деле, в расчётливости мужчины не уступают, просто на девушек жалуются больше. Но если говорить по существу: пара, гражданские отношения или семья – это тоже группа, просто очень малочисленная. Поэтому на генном уровне срабатывает та же структура отношений, что при формировании больших социальных общин.

Поэтому, чтобы в общении с девушками дела шли проще, нужно находить себе подруг либо из своего социального круга, либо «бросать пыль в глаза». 

Я предложила немного изменить формат своего «резюме» – сказать, что он предприниматель, ИТ-шник, а так как востребован, то работает с разными людьми. Теперь запустил два своих проекта и планирует дальше развиваться. То есть не соврал, у него даже ИП оформлено, но немного по-другому преподнёс то, кем является. Ведь одно дело быть айтишником, а другое – продавцом и фрилансером. В общем, сработало.

Ну а если кто-то не хочет стремиться к социальному статусу ради отношений, «порнхаб» ему в помощь. Потому что мужчины любят красивых девушек. А женщины тратят время, силы и деньги на красоту, чтобы иметь возможность выбирать тех, кто имеет больше влияния на общество.

О ролях

Рассказывая об обществе и в целом затрагивая социальную тему, нельзя не поговорить и о ролях каждого индивида. Об этом, вообще, есть невероятное количество научной информации. З. Фрейд, Я. Морено, Т. Парсонс, Ч

Кули – эти и другие известные личности уделяли теории ролей личности огромное внимание

Если постараться объединить наиболее популярные и авторитетные положения ученых, то получится определение: личность – это социальная система с внутренней структурой, состоящей из уровней. Их три. Биологический, психологический и социальный. Последний делится на подуровни. На собственно социологический (включает в себя опыт, интересы, мотивы поведения), специфически-культурный (ценности и нормы) и нравственный.

И каждый человек, являющийся такой системой, считается частью общества. С такими же индивидами. Поскольку общество – это тоже структура, в которой человек выполняет определенную роль. Причем какую именно – определяет он сам, основываясь на своём социальном опыте.

Параметры социальных классов

К номинальным параметрам относят:

  • пол;
  • этническая принадлежность;
  • вера;
  • сфера работы;
  • политическая ориентация;
  • язык.

К ранговым параметрам обычно относят:

  • образование;
  • доход (зарплата);
  • богатство (наследование или накопление);
  • престиж;
  • работоспособность;
  • возраст;
  • интеллект.

Параметры, представленные выше, могут быть отнесены как к человеку, так и к каждой социальной группе. С помощью сочетания таких параметров можно точно определить место человека или целой группы в структуре общества.

Сейчас существует довольно много различных моделей классовых структур. Более того, ученые сейчас убеждены, что в том обществе, которое мы видим сейчас, эти структуры совершенно не меняются. Социологи полагают, что меняются только какие-то конкретные структурные единицы. Изменения происходят, исходя из структурной, культурной, образовательной, экономической, политической характеристики самого общества.

Именно в данном случае формирование того или иного места в классе, которое занимает конкретный человек, происходит при помощи довольно сложных и различных индексов, которые оценивают позиции индивидов во многих измерениях (в нашем случае это профиль статуса).

Из всех тех моделей стратификации, которые были сформированы в западной социологии, наиболее распространенной считается модель Уотсона, которая стала итогом исследований, которые были реализованы в 30-х годах в Соединенных Штатах Америки. Интересно, что абсолютно все западные варианты классовой структуры социума, которые есть в наше время, в какой-то мере содержат в себе некоторые компоненты, которые были в модели Уотсона.

Абсолютно любой социальный класс — это определенная система поведения людей, совокупность самых разных ценностей, правил и норм. К тому же, социальный класс отражает еще и стиль жизни тех людей, которые в него входят.

В настоящее время недопонимание и дистанция между людьми из разных социальных классов значительно уменьшились. Но, стоит отметить, что стали заметны различия в каких-то нормах, правилах поведения, разнообразных идеях у представителей, например, двух разных социальных классов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector