Педагогически трудные дети — работа с родителями трудных детей статья по теме

Содержание:

Дети ведут себя хорошо, если могут

Однако Росс В. Грин, несколько лет совместно с коллегами занимающийся проблемами таких детей, утверждает, что детям тоже не нужны истерики. «Дети ведут себя хорошо, если могут» — это основная позиция автора книги. Сравните с «Дети ведут себя хорошо, если хотят».

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы – отсутствие адаптивности и самоконтроля – и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций – истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

«Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению».

Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это взрывные дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». А почему родители должны заниматься с ребенком решением логопедических проблем? Почему родители должны по особой методике учить детей с ДЦП? Эти примеры кажутся нам очевидными: мы знаем, что дети с нарушением речи и с ДЦП – другие, а взрывных детей мы считаем просто невоспитанными. Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика – достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?

Трудный – значит, достойный внимания

Трудным детям особенно нужны границы и правила, но устанавливать их не так просто.

Место ребенка в семье изменилось. Несколько десятков лет назад родители не интересовались, что их ребенок думает о своей школе, когда он хочет ужинать и что хочет на ужин. Жизнь была нетерпимой к излишним разговорам. Холодная иерархичность. Родители открыто говорили: “Как мы сказали, так и будет”.

Сейчас родители ушли от авторитарности в воспитании и становятся как можно демократичнее. Уважают  выбор ребенка, но иногда это заходит слишком далеко.

Например, у ребенка болит живот, но он не желает идти к доктору. Его родители соглашаются, ведь это его выбор, но ответственность по-прежнему несут они за его жизнь и здоровье, безопасность и образование.

Родителям не стоит путать понятия авторитарности и авторитетности, последнее подразумевает устойчивость и последовательность в действиях. В семье должен быть свой устав нужных, с родительской точки зрения, правил. Пускай их будет три или семь, но их должны знать и выполнять.

Для самых маленьких это может быть условие не прикасаться к розеткам, для тинейджеров – прийти домой вовремя.

Такой принцип позволяет ребенку быть свободным, но и иметь границы, которые будут держать его в безопасности.

Трудновоспитуемость и делинквентное поведение

В случае неблагоприятных условий в семье и отсутствия контроля со стороны школы ребёнок самостоятельно определяет свои действия и занятия. В этом процессе у него часто вырабатываются негативные аспекты поведения, от которых впоследствии очень сложно освободиться. Для включения такого проблемного ребенка в здоровую и организованную среду необходимо использовать ряд специальных мер.

Даже при применении таких мер, дети нередко стремятся снова возвратиться к прежнему образу жизни. Им больше нравится быть независимыми, безнадзорными, так как это уже превратилось в потребность. Дети сами находят группу «друзей», отличающуюся аморальным поведением. Здесь роль педагога может взять в свои руки вожак группы, при этом происходит замена родительского авторитета на авторитет ребят наиболее крепких физически ребят.

Неблагополучное окружение своеобразно воспитывает нового участника группы. Среди методов воспитания можно перечислить материальные подачки, подкуп, запугивание или даже физическое наказание. Воздействие групп в большей степени отражается на характере и поведении нового члена.

Слабый родительский и школьный контроль способствуют увеличению негативного влияния «улицы» и это ведет к дезорганизации, неустойчивому характеру, сопротивлению любому организованному влиянию.

У трудных детей даже проявления имеющихся положительных качеств способны приобретать отрицательный характер. Например, правдивость может превратиться в грубую прямоту и упрямство, а также бестактность. Для исправления создавшегося положения педагог должен взять за основу изучение причин возникновения трудновоспитуемости и осуществить беседу с родителями, давая тем конкретные советы в области воспитания.

Делинквентное поведение чаще всего начинается с прогулов уроков. Далее следует приобщение к асоциальным группам сверстников, мелкое хулиганство или мошенничество. Трудные дети могут вести себя неадекватно в общественных местах, не обращая внимания на замечания взрослых.

А что не в порядке у родителей?

Задумываясь над причинами непослушания собственного ребенка, многие родители начинают искать их в себе: не так воспитываем, не так общаемся, не понимаем, не умеем выслушать.

И в большинстве случаев, это те самые причины. Но родителям необходимо научиться их не просто находить, но и признавать ошибки своей воспитательной системы, и исправлять их. Иногда, в союзе с психотерапевтом.

Пример правильного родительского поведения

Родители шестилетней Вики, пытаясь разобраться в ее характере, решили, что у малышки гиперактивность.

Они стали искать разную информацию и решили применить опросник Коннорса для диагностики дефицита внимания в комбинации с гиперактивностью.

Проанализировав  результат с детским психиатром, родители поняли, что ошиблись. После полного курса семейной психотерапии отношения между родителями и дочкой стали спокойнее.

Родители Вики не одиноки в своих предрассудках. Часто взрослые заходят в тупик, а потом идут к специалисту с вопросом, не болен ли их малыш.

Безосновательные ожидания родителей

Приводят к психологу ребенка и говорят: сделайте с ним хоть что-нибудь, он не может сидеть за столом во время занятий с логопедом. Конечно, он не может, ему два года! Можно ли назвать адекватным восприятием родителей, если у них нет представления о возрастных особенностях малыша?

Негативные последствия несет за собой постоянное сравнивание своего ребенка с другими детьми. Выдуманный образец или реальный, до которого ваш ребенок не дотягивает. Опять-таки, действует стереотип: хороший ребенок –  это послушный ребенок.

Родителям, которые уверены что их малыш трудный, кажется, что он постоянно делает пакости им назло. Но дети редко делают специально что-то, что может навредить себе или папе с мамой. Просто ребенок не умеет брать под контроль свои действия или совладать со своим характером.

Обычно родителям “трудных детей” не хватает понимания. Образы идеальных, шаблонных, хороших детей стоят как завеса, которая ограждает их от своего уникального и трудного малыша.

Психологи замечают, что печально смотреть на то, как родителям не интересен их ребенок таким, каков он есть.

Ребенка нужно учить говорить о своих чувствах или переживаниях, учить анализировать то, что происходит вокруг и с ним. Таким образом, дети и родители научатся взаимопониманию.

«Обратите на меня внимание»

Ребенок, в особенности чувствительный и чересчур ранимый, нуждается в постоянном внимании родителей. Он хочет, чтобы мама чаще с ним разговаривала, а папа интересовался школьными делами. Но родители большую часть времени заняты своими проблемами. А, когда малыш пытается рассказать что-то или поделиться своими новостями, отмахиваются: «Иди, поиграй сам. Потом-потом. Мне некогда».

И тогда у ребенка остается единственная возможность привлечь внимание взрослых – совершить нехороший поступок. И пускай мама начнет читать мораль, а папа будет кричать и грозить наказанием

Цель достигнута – родители обратили внимание. А в том, что ребенок выбрал для этого не самый удачный способ – не только его вина.

Если у вас дети: 5 идей, как поддерживать порядок и не сойти с ума

Как же договариваться с детьми?

Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.

Об этом – основная часть книги «Взрывной ребенок», мы не видим смысла переписывать ее в нашей статье, отметим лишь, что первое, чему нужно научиться и следовать этому безукоснительно, – активное слушание.

Как помочь ребенку направить эмоции?

Мы уже знаем, что трудный ребенок требует прежде всего нашего внимания. У нас должны быть стратегии, чтобы творчески подходить к их потребностям, чтобы помочь им управлять всем этим эмоциональным миром, который порой подавляет и блокирует их.

Всегда помните, что эмоциональный интеллект не является врожденной чертой. Это навык. Поэтому, как родители, мы обязаны передавать эти стратегии и знания нашим детям.

Как мы можем помочь трудным детям развить эмоциональный интеллект, чтобы они могли направлять, придавать форму и выражать свои сдержанные эмоции?

Положительное подкрепление

Если мы упрекаем трудного ребенка за его ошибки, если мы недооцениваем их и ругаем их за их реакцию, мы будем вызывать еще большую ярость и беспокойство. Всегда помните, что этот тип детей глубоко внутри очень хрупкий. У них очень низкая самооценка.

Используйте такие простые фразы, как: «Я доверяю тебе», «Я знаю, ты сможешь это сделать», «Я знаю, что ты особенный», «Я знаю, что ты смелый ребенок, и поэтому я люблю тебя».

Положительные высказывания порождают положительные эмоции, а положительные эмоции порождают уверенность.

Общение, которое не судит, не сравнивает и не приговаривает

Некоторые родители делают ошибку, сравнивая трудного ребенка со своими братьями и сестрами или с другими детьми. Это не правильно. Точно так же, как ошибочно начинать диалог, который уже подразумевает определенные предложения, такие как: «Вы ленивы, вы никогда не слушаете, вы всегда плохо себя ведете…». Избегайте такого рода общения и следуйте этим советам:

Не исследуйте их и не допрашивайте. Узнайте, когда ребенок чувствует себя наиболее комфортно, чтобы поговорить с ним.
Дайте им уверенность, близость и понимание. Следите за своим тоном. Это базовое для общения с детьми.
Общение должно быть ежедневным и непрерывным.
Не смейтесь и не используйте сарказм в отношении того, что сказали ваши дети. Для них это важно. И если они почувствуют отсутствие эмпатии с вашей стороны, в будущем они будут избегать быть честными с вами.

Способствуйте внутреннему равновесию в ребенке. 

Научите их, что каждая эмоция может трансформироваться одним словом. Гнев имеет форму, печаль можно облегчить, плач не плохая вещь, и вы всегда будете там, чтобы слушать их.

Научите их дышать, расслабляться, направлять свои эмоции через определенные виды деятельности, посредством которых они могут выпускать пар и отвлекать себя. Научите их принимать разочарование тем, что мир не всегда таков, каким он хочет. 

Научите их слушать и говорить с уверенностью. Скажите им, что их голос всегда будет услышан, что все, что они скажут, важно для вас. Научите их нести ответственность, ценить себя на каждом шагу и принимать решение, которое они принимают

Как справиться с трудным подростком: советы родителям

Родителям, как и их подрастающим детям, непросто дается сложившая ситуация. Зачастую они становятся свидетелями вспышек ярости, и не всегда способны адекватно реагировать на такие проявления эмоций

Важно понимать, что за детским гневом скрывается печаль, стыд, смущение и прочие чувства, с которыми он не может справиться. Осознавая свое бессилие, подросток набрасывается на оппонента, действуя на опережение

Чаще всего подростки не в состоянии осознать собственные эмоции, и не знают, как их выразить приемлемым для социума способом. Также они боятся попросить поддержки, и даже демонстративно от нее отказываются

В чем состоит задача родителей? Помогите сыну или дочери побороть негативные эмоции, и если он хочет выразить гнев, то пусть делает это более конструктивно.

Рекомендации, которым важно следовать:

Попытайтесь определить, что скрывает ярость ребенка. Возможно, он волнуется или его одолела депрессия. Возможно, его смущает свой статус в обществе, и сверстники в чем-то превосходят его. Или ему не хватает общения и поддержки? Необходимо установление нерушимых границ. В вашей семье должны действовать разумные правила, за несоблюдение которых подразумевается разумное наказание. Когда вы и подросток будете в благожелательном расположении духа, объясните ему, что чувство гнева естественно, но нужно найти адекватный способ его выражения. Пример: подросток набрасывается на вас. За такие проявления эмоций следует наказание в виде лишения каких-нибудь домашних привилегий или неприятного разговора с человеком, вызывающим у ребенка авторитет

В этом возрасте соблюдение границ особенно важно. Не игнорируйте тревожные сигналы

Возможно, вы заметили, что перед вспышкой ярости ребенок мучается головной болью или активно расхаживает по дому. Возможно, он злится всегда по одной и той же причине. Если человек в состоянии определить ситуацию, вызывающую гнев, ему становится проще его держать под контролем. Помогите подростку отыскать метод, помогающий справляться с яростью. Подходящие варианты: спортивные упражнения. Возможно, ему подойдет спортивный зал, боксерская груша. Некоторым ребятам проще выплеснуть эмоции через музыку или другое творчество. Определите, что вызывает интерес вашего сына или дочери. У каждого подростка должно иметься пространство, где у него будет возможность привести свои чувства и эмоции в порядок. Юноша или девушка, испытывающие гнев, нуждаются в безопасном месте, где ему будет проще прийти в себя. Не нужно преследовать подростка, если он зол, требовать немедленных извинений или объяснения ситуации. Если приступ ярости не прошел, ситуация сразу же усугубиться и даже может стать причиной проявления физической агрессии. Если хотите, чтобы ребенок научился контролировать ярость – умейте сами справляться с гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами не способны держать себя в руках. Пытайтесь сохранять самообладание в любой ситуации.

От чего зависит формирование «трудной» личности?

Формирование личности ребенка, во многом, зависит непосредственно от окружения, в котором он растет и развивается, а именно от обстановки в семье. Если все, что малыш видит вокруг себя – это постоянные ссоры, алкогольные или табачные зловония, то он вряд ли сможет нормально учиться, чувствовать себя и стремиться к чему-то лучшему.

Многие качества ребенка, а, впоследствии, и взрослого человека, закладываются именно с самых малых лет и, кстати, именно родителями

Для любого ребенка очень важно, чтобы в семье царили добропорядочные отношения, ему важно чувствовать себя комфортно и защищенно, ощущая постоянную поддержку и доверие со стороны родителей. Именно такие, на первый взгляд, простые истины, способны заложить в ребенке правильную основу, которая поможет ему в дальнейшем придерживаться правильного курса

Интересным является тот факт, что зачастую дети, которых многие привыкли именовать термином «трудные», не являются таковыми, за маской злостного пакостника, которого мама уже устала ругать за каждую провинность, кроется любознательный и, где-то не в меру, подвижный малыш.

Эти дети пытаются больше получить от окружающего мира, узнать и, так сказать, все «испробовать» на себе, а огромное количество запретов, которые для них устанавливают заботливые родители, способны еще больше сбивать их с правильной мысли. От переизбытка информации, согласно которой «нельзя делать то и это, и вот это», они начинают путаться и, в итоге, все равно что-то проворачивают по-своему, уже ожидая наказания со стороны старших. А вы пробовали когда-нибудь больше разрешать?

Для кого-то из родителей подобная мысль прозвучит как дикость, но задумайтесь, много ли толку от ваших запретов?  Ведь проказник все равно, выждав время, проворачивал все по-своему, стоило вам только отвернуться. Если вы задумываетесь, как помочь себе и своему чаду, то просто попробуйте разрешить ему то, что до этого категорически запрещали.

Не стоит бояться, что ребенок быстро привыкнет к отсутствию каких-либо запретов, как раз-таки это исключит ситуации, когда трудное чадо пыталось делать вам наперекор, только лишь потому, что ему много запрещалось.

Не исключено, что после снятия запретов наступит период «успеть максимально все», пока запреты снова не вступили в силу, так сказать, «оторваться по полной». Это придется переждать, и когда чадо поймет, что ваши новые отношения не строятся исключительно на запретах и наказаниях, его пылкость постепенно угаснет.

Многим родителям очень трудно изменить систему собственного поведения, ведь они считают, что вседозволенность ни к чему хорошему еще не приводила. Вседозволенность да, а вот ненавязчивый контроль над определенными поступками, в которых ребенку предоставляется право выбора – чаще всего, дает свои положительные результаты, пускай, иногда и не сразу.

Очень часто в психологии приводится такой пример: когда родители случайно узнают, что их ребенок начал баловаться сигаретами, они, естественно, устраивают скандал с разносом всех полетов, который зачастую так ни к чему и не приводит.

А некоторые, возможно, более мудрые родители, предлагают своему ребенку пачку сигарет прямо дома. Объясняют весь вред, показывают наглядные примеры и так далее. Удивительно, но, в большинстве случаев, после подобных предложений со стороны родителей, дети пересматривают свое отношение к сигаретам.

И так практически на любом примере, независимо от возраста

Иногда, даже важно, чтобы ребенок сам обжегся и, уже на своих ошибках, смог выстроить логическую цепочку правильных поступков

Родительское же внимание должно быть сконцентрировано не на том, чтобы уберечь свое любимое, пусть и капризное чадо, от всех ошибок, а, наблюдая, как бы со стороны, минимизировать их масштабность

В чем же суть проблемы трудных детей? Почему они не могут вести себя как «нормальные» дети?

Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного урока другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д

Это происходит из-за того, что взрывные дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети

Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.

Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

Особенности воспитания трудного ребенка

Новорожденных трудных детей не бывает. Соответственно, они становятся такими по мере взросления. Ребенок копирует поведение своих родителей и начинает проявлять такие же черты характера, как они.

Именно поэтому, чтобы справиться с трудным ребенком, необходимо, в первую очередь, пересмотреть свое поведение самим родителям. Давайте рассмотрим главные ошибки родителей на конкретных примерах:

Например, если ребенку папа разрешал ежедневно смотреть мультики до полуночи, а мама запретила это делать и отправила малыша спать, истерики не избежать. Ребенку трудно понять, почему вчера можно было долго смотреть мультфильмы, а сегодня нет. В случаях, когда педагогические принципы родителей разнятся, справиться с воспитанием своего чада им достаточно трудно

Поэтому очень важно, чтобы все домочадцы придерживались единственных правил, установленных в доме и не потакали капризам ребенка.
Также часто родители не следят за тем, чем занимается их ребенок, а потом замечают резкие изменения в его поведении. Например, если малыш общался с невоспитанными детьми с утра до вечера, то, скорее всего, их повадки он запомнит быстро и будет вести себя также

Отсутствие педагогических принципов тоже негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка, что чревато нервными расстройствами, депрессиями и стрессами. Родители должны следить за тем, чем занимается их ребенок, играть с ним, помогать познавать мир, справляться с жизненными проблемами. Таким образом, они помогут своему чаду стать умным, образованным и, главное, воспитанным человеком.

Трудные дети часто контролируют своих родителей. Странно, правда? Но это именно так. Капризы – это их главное оружие. Если хотя бы раз капризами, истериками и слезами ребенок чего-то добился от родителей, скорее всего, этот психологический прием он будет использовать ежедневно, причем, в неограниченных количествах. Единственных выход из этой ситуации – не потакать такому поведению. Ребенок должен понять, что его методы уже не действуют. Но родители, в свою очередь, должны рассказать своему чаду, как нужно себя вести, чтобы они услышали просьбы и отреагировали на них.

Почему подростки становятся «трудными»: основные причины

Первым толчком к тому, что появляются отклонения в поведении старшего школьника, становятся проблемы в общении со взрослыми в семье либо в школе. Если кто-то из них поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще. Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто выбор падает на асоциальные компании. Ему кажется, что таким образом он повышает свой статус. Впоследствии такую группу покинуть очень сложно.

В переходном возрасте многих детей называют трудными подростками. В этот период ребята демонстрируют изменения в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. Самым нелегким периодом взросления считается переход от детства к взрослой жизни – подростковый. Это накладывает определенные изменения на личность любого человека, а если проблемы с воспитанием были изначально, то процесс взросления проходит еще сложнее. Именно в этот период психика ребенка перестраивается, появляются существенные изменения в учебной программе, нагрузка возрастает, отношения ребенка к учебе меняется. В поведении подростка появляются черты, которые оказываются для окружающих полной неожиданностью – нередко это провоцирует конфликты с семьей, учителями, сверстниками. Последствия: сильные внутренние переживания.

«Трудный подросток» — широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими.

Он совсем не похож на ребенка мечты

Планируя рождение ребенка, невольно начинаешь представлять то, каким он будет, когда подрастет. У будущих мамочек этот образ прописан до деталей: цвет глаз, улыбка, рост, характер. Но нельзя представить, что кто-то мечтает о трудном ребенке.

Если задуманное совсем не совпадает с реальностью, выдерживают не многие. Ведь существует стереотип, о котором стоило забыть давным-давно, ребенок должен быть спокойным, благодарным, короче говоря, удобным для родителей.

Родителей раздражает, когда у малыша другой темперамент, чем они ожидали, этот факт сбивает их с толку и ребенок кажется неуправляемым.

Многим трудно принять этот факт, ведь как это: родной ребенок абсолютно не похож на меня? Он обязан быть моим продолжением, откуда он взял эти черты характера, они чужие!

Понимания между матерью или отцом и малышом может и не быть вовсе. Основная причина –  несовпадение темпераментов. Если мать активная, живет в быстром ритме, а ее ребенок наоборот застенчив, тяжел на подъем, он будет казаться ей трудным.

Непослушный ребенок

Возмущение родителей, адресованные ребенку по поводу его непослушания, как правило, вызваны непониманием того, что скорость и способность к восприятию и перевода его в действие у каждого малыша индивидуальны. Многие родители легко позволяют себе повышать голос на ребенка, который ведет себя не так, как у себя в голове нарисовал взрослый. К тому же слишком велик страх того, что ребенок привыкнет себя «плохо» вести, и поэтому его нужно постоянно учить, воспитывать, одергивать, направлять на путь истинный. Чтобы не привык. Такой подход скорее мешает дойти действительно нужной информации к сознанию ребенка, так как он слишком перегружен ненужными и иногда даже вредными запретами.

Путь физического (в том числе и морального) воздействия на ребенка — тупиковый, так как он имеет предел действия, то есть рано или поздно наступает момент, когда ребенок перестает реагировать и воспринимать силовое воздействие, идущее от родителя, как руководство к изменению поведения.

Вторым вредным последствием является то, что точка отсчета взаимоотношений с ребенком спускается на уровень рукоприкладства. Ну и, безусловно, в таких отношениях невозможно говорить о взаимоуважении и доверии: родитель бесцеремонно нарушает внутреннее пространство ребенка, какими бы значимыми не были на то причины. Поэтому нет иного выхода — нужно найти в своем ребенке его личную тропинку понимания, через которую ему можно будет доносить правила общения в семье, социуме и другую подобную информацию.

Почему родителям трудно принять замечания о своем ребенке

Каждый день на детских площадках мы видим матерей, которые  ругают своих детей. Но, зачастую, такая мать очень раздражается, когда воспитатель из детского сада говорит, что ее ребенок опять будил всех во время дневного сна, она вскипает, когда ей делают замечания по поводу непослушания или невоспитанности ребенка.

Ей и самой приходится десять раз повторять малышу одно и то же, и все без толку. Она не стесняется в резких выражениях для ребенка, но не любит, когда со стороны говорят о его невоспитанности.

Причина в том, что родители идеализируют детей. В кругу семьи они могут признать, что малыш непослушный и своенравный, что он трудный ребенок. Но право критики ребенка, по их мнению, принадлежит только родителям.

Пятилетний малыш может перевернуть жизнь своих родителей вверх дном.

В собственном ребенке можно увидеть врага номер один, кажется, что он поглощает своих родителей с каждым днем все больше и больше.

Тысячи родителей кажутся беспомощными, так как их малыши неуправляемы. Кто-то загнал себя в образ жертвы маленького сатрапа.

Кто-то не понимает, почему способ воспитания, который отлично сработал с первым ребенком, не влияет на второго. Невыносимо капризный, дерзкий, брыкливый, угрюмый – каждый родитель может рассказать о таком списке претензий к характеру малыша. Но не на людях.

Трудный ребенок: диагноз или просто временные неурядицы?

Мой ребенок с детства был капризным. Когда был младенцем, не спал больше 45 минут подряд, ночью часто просыпался и требовал поесть, попить и прочее. Со временем ничего не изменилось. Согласна, что в этом виновата в первую очередь я. Сама нервничаю по поводу и без повода. Однако не сказала бы, что настолько сильно мое поведение влияет на психику. Ребенок пошел в детсад, но проблемы остались. Трудный ребенок – именно так назвали моего сына из-за того, что он был непослушнее всех. Малыш постоянно ссорился со всеми, отбирал игрушки и кричал, если ему что-то не давали из того, чего он хотел. Жить с такими проблемами было сложновато. Я сама растила своего сына, и поэтому времени на его воспитание не хватало катастрофически. Приходилось зарабатывать на жизнь самостоятельно.
Твердо решила перевоспитывать сына только в тот момент, когда уже совсем не могла с ним справиться. Утром он категорически отказался идти в сад. Я постаралась его переубедить – безрезультатно. Отругала и мы вышли на улицу. Когда половина пути уже была позади, ребенок как с катушек слетел. Он просто не хотел двигаться с места! Я упрашивала, я ругала его, я старалась приманить шоколадкой – ничего не помогало. В результате пришлось буквально тащить ребенка на себе. Трудный ребенок – я поняла, что это значит. Когда закрылись двери в группу, ко мне пришло четкое осознание того, что менять что-то надо срочно. Не ждать понедельника, вторника или следующей недели. Немедленно и только немедленно.

Психологические особенности и причины девиантного поведения трудных детей

Чаще всего причины поведения трудных детей и их противоправного поведения психологи определяют при выявлении особенностей семейного окружения, работы педагогов, воздействия «улицы» и неформальных сообществ

Здесь важно не отрицать проведение анализа данных факторов, поскольку в психологической работе первостепенное значение должна иметь именно психодиагностика и выявление субъективного отношения ребёнка к себе, собственному поведению и окружению

Один из основных аспектов воспитания в семье, который обуславливает трудновоспитуемость детей, представлен низкой степенью культуры родителей. Попытка классификации семей трудных детей с позиции отрицательного влияния родителей на поведение дает возможность выделить несколько групп неблагополучных семей.

Для семей с остроконфликтными взаимоотношениями и низкой социальной направленностью в области труда и организации досуга присуща благопристойность внутренних отношений и достаточно высокая степень деловой активности родителей. Наряду с этим повседневная семейная жизнь чаще всего не упорядочена по причине постоянной занятости или взаимного безразличия супругов.

Семейные отношения могут поддерживаться убеждённостью родителей в потребности сохранить семью «ради ребенка» или по причине боязни испортить репутацию. Ребенок из такой семьи испытывает острый дефицит любви, ласки и внимания.

Следующий тип семьи характеризуется низкой степенью общественной ориентацией супругов, но при положительных отношениях между собой. Мать и отец не проявляют внимания к социальным сферам жизнедеятельности своих детей, в первую очередь, к тому, каким образом они проводят своё свободное время. Нередко здесь растет ребенок, мораль и поведение которого пронизана меркантилизмом, «деловыми» (не по возрасту) интересами.

Типичная педагогическая ошибка представлена еще одной крайностью — авторитарным подходом родителей к воспитанию ребенка. В этом случае поведение ребёнка (подростка) может становиться в полную зависимость от родительской воли и требований. Личность оскорбляет потеря самостоятельности, инициативы и свободы действий.

Как разговаривать с «трудным» ребенком?

С трудными детьми тяжело разговаривать — они могут отказываться от общения, грубить, «бить» взрослого в слабые места. Ребенок, психика которого не является стабильной, будет тяжело воспринимать то, если разговоры с ним ведутся преимущественно в повелительном или уничижительном тоне. Тем более что это не даст результатов — дети после крика, нотаций или угроз совсем не становятся послушнее или добрее. Наоборот, «трудный» ребенок может ожесточиться еще больше или уйти в себя настолько, что из него будет сложно «вытянуть» даже слово.

Как правило, эти дети когда-то были лишены эмоциональной поддержки взрослых, поэтому если родители решили поменять методы взаимодействия с ними, то им стоит начать демонстрировать выдержку, терпение, стойкость и неуязвимость. Возможно тогда, спустя время, ребенок поверит в то, что вы — надежная фигура и сможет быть с вами откровенным.

Трудный возраст

Период полового созревания, подростковый период, трудный возраст — это время (раньше с 13 лет, сейчас уже ближе к 11 годам) ассоциируется у всех с ссорами и неприятными ситуациями, испорченными взаимоотношениями и первыми отношениями, наказаниями и запретными удовольствиями. С одной стороны, у окружающих возникают трудности с подростками. С другой стороны, у самих подростков не меньше проблем со всеми окружающими, начиная от простого непонимания, заканчивая отказом выполнять чужие «приказы». Получается, что трудности в этот период абсолютно у всех, и всем хочется, чтоб он закончился как можно скорее.

Действительно, под «трудностями» иногда подразумеваются разные вещи. Для какой-то семьи это снижение успеваемости, у других все сложнее, вплоть до наркотиков или ухода из дома. У каждого свой «болевой порог», но общим является ощущение безысходности.

А еще все родители говорят, что они такими не были. Интересно, куда делись вчерашние трудные подростки, которые красились в школу, на дискотеке распивали алкогольные напитки? Которые, протестуя или примыкая к новомодному течению, не мылись, не стриглись? Которые отстаивали свои «понятия» жизни, бунтовали против системы, контроля, устраивали демонстрации, попадали в милицию, пробовали наркотики, воровали и ругались трехэтажным трудновоспроизводимым матом?

Кто-то повзрослел и забыл, каким был. Кто-то помнит, но не хочет сознаваться, осознав, сколько неприятностей и переживаний принес своим родным. Некоторым повезло меньше — они расплатились своей свободой или даже жизнью.

Особенности трудных подростков всех времен и народов одинаковы и повторяются от поколения к поколению. Наши трудные подростки, как мы, как и наши в свое время «трудные» родители:

  • неуправляемы;
  • строптивы;
  • грубы;
  • опасны (для себя и окружающих);
  • отчаянны;
  • свободны;
  • целеустремленны;
  • безгранично верят в Правду (Правда может меняться раз в неделю).

И если признаки с поколениями не меняются, то содержание сильно отличается. Вернее, степень и метод проявления этих признаков. Нужно признать, что современный «трудный» подросток имеет мало общего со своим коллегой из 90-х.

Типы трудных подростков

Трудные подростки отличаются друг от друга.

Рассмотрим их типы:

  • Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
  • Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
  • Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
  • Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector