Как правильно общаться с родителями? советы молодоженам

Отношения с мачехой (отчимом)

Здесь добиться взаимопонимания бывает нелегко. Как правило, связь не налаживается из-за холодности и отдаленности детей. И это понятно, ведь они часто берут весь груз вины за развод родителей на себя. Но хорошие дружелюбные отношения с мачехой или отчимом – это залог душевного спокойствия ребенка и его комфортного пребывания дома. Чтобы этого достичь, детям необходимо оставить свои обиды и принять выбор родителей. Мачеха никогда не заменит настоящую маму, но с ней можно подружиться, тем более, если она сама идет на контакт. Дружеские отношения между ребенком и мачехой (отчимом) и прогноз их развития во многом зависят от родного отца (матери). Они обязаны все объяснить ребенку и приложить усилия, чтобы в доме царили спокойствие и взаимопонимание.

Роль спасателя семьи

Не менее опасны ситуации, в которых ребенок выступает в роли спасателя, примиряющего двух поссорившихся взрослых. Происходит это и буквально – когда через ребенка не разговаривающие родители передают друг другу послания, и метафорично – когда давно разочаровавшиеся друг в друге взрослые не разводятся ради ребенка.

Нередко для того, чтобы примирить родителей, ребенок интуитивно старается выбрать оптимальный способ, лишь бы добиться своей цели. Испытывая психологический дискомфорт, ребенку хочется плакать, злиться или убежать куда-нибудь. Такие дети часто болеют, ведь больной ребенок объединяет вокруг себя еще вчера скандаливших родителей и вынуждает их вместе бороться с болезнью. Согласитесь, этот способ является разрушительным как для психического, так и для физического развития ребенка.

В разногласия между родителями не должны вовлекаться дети, и взрослым людям необходимо помнить об этом.

Екатерина Сафонова

Ваша семья

Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.
Пройти тест

Как наладить отношения с детьми

В этой статье вы узнаете:

Прежде всего, скажу одну вещь, принять которую нужно просто как аксиому. Сейчас рождаются абсолютно другие дети. Они по своему энергетическому «покрою» не похожи ни на одно из предыдущих поколений. Поэтому и традиционные мерила воспитания и воздействия к ним не подходят, вы получите только протест.

Новые дети созданы жить в любви, поэтому они в разы более тонко чувствуют любые вибрации – и низкие и высокие. Поэтому для них мучительна любая разрозненность или конфликтная обстановка в семье. Словами они этого часто сформулировать не в силах, хотя детям постарше это удается, и они часто шокируют родителей прямым мнением на чей-либо счёт.

Но вне зависимости от того, высказал ребёнок то, что думает или нет, он обязательно выведет накопившийся энергетический «заряд» либо в форме нелицеприятного поведения, либо в форме заболевания. Что касаемо заболеваний, чаще всего это всевозможные варианты термина «простыл» с насморком (проекция сдержанных слёз), воспалённым горлом (невысказанное, сдержанный крик негодования), кашлем (услышьте меня!), и высокой температурой.

Температурой дети на себе «прожигают» негативные родовые программы и созданные членами семьи конфликтные низковибрационные субстанции, которые, подобно вязкому пластилину, накапливаются в ментальном поле, затрудняют ток энергий и вызывают что угодно – от неприятных ситуаций до болезней.

Способ № 6. Чат в мессенджерах

Мессенджеры – программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями (Viber, WhatsApp, Skype, ICQ,
Telegram). Их используют и педагоги, и родители. Однако радость от того, что теперь можно «поймать» постоянно занятого родителя, быстро сменяется на раздражение, когда
родители начинают писать педагогам круглосуточно. Чтобы этого не произошло, пользуйтесь мессенджерами правильно.

Плюсы. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. С их помощью
можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Это особенно актуально в период адаптации ребенка к детскому саду. Используйте мессенджеры для личной переписки
и отдельно создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями группы и обеспечить приватность для решения личных обращений.

Минусы. В чат группы родители могут писать ночью и рано утром, сообщать, что их ребенок не придет в детский сад, скидывать картинки
с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета, советовать магазины с игрушками и детской одеждой. Чтобы этого не происходило, оговорите с ними правила общения
в чате.

Статус ребенка в семье

Семья все еще остается основной средой обитания ребенка. И развитие эмоциональной сферы происходит в первую очередь в семье

Для ребенка крайне важно в этом возрасте почувствовать свой статус в окружении близких людей

Для этого есть как минимум три причины:

  1. Он уже перестал быть полностью зависимым существом, требующим ухода и любви.
  2. Он уже имеет свое мнение, свое отношение к происходящему.
  3. Он готов помогать по мере своих сил взрослым и это добавляет значимости в его положение в семье.

Именно на этом этапе дети готовы из кожи вон лезть, чтобы доказать взрослым свою полезность и нужность. Они с энтузиастом хватаются за любое задание, полученное от старшего, чтобы оказаться полноценном членом системы под названием семья. 

Конечно, ребенок не может вдруг из совершенно несамостоятельного и зависимого существа превратиться в полноценного и ответственного члена семьи. Смена статуса происходит постепенно, при активном участии и помощи взрослого.

Вначале ребенок получает очень маленькие задания, с которыми ему под силу справиться самому:

  • отнести тарелки на стол и расставить их;
  • сложить мягкие игрушки в коробку;
  • насыпать коту в миску корм.

В дальнейшем ребенок уже сможет самостоятельно выполнять более сложные задания:

  • накрыть на стол;
  • убраться в комнате;
  • ухаживать за питомцем.

И совершенно не важно, что делает ребенок, и есть ли от него на данном этапе реальная помощь взрослому, важно, что получая свое место в семейной системе, чувствуя свою полезность и нужность, ребенок учится ответственности, учится планированию своих действий в соответствии с действиями окружающих. Ребенок учится быть членом команды, частью социальной системы

Получить подобный опыт можно только в семье. Отношения там уже устоявшиеся (понятно кто главный, разделены сферы ответственности), и ребенок спонтанно и совершенно естественно занимает свое место, не претендуя на излишнюю значимость, не умаляя свой статус.

Он знает, что его любят и принимают, он доверяет своим взрослым и не ждет от них угрозы. Занимая свое место в системе семейных отношений, ребенок постепенно усваивает и эмоциональные основы общения. В семье он сталкивается с наибольшим разнообразием чувств и эмоций: любовь, гнев, обида, злорадство, стыд, вина и прочее. Именно в семье ребенок получает первый опыт управления своими чувствами, учась этому у близких. Очень часто именно эти поведенческие паттерны и приносит человек в свою взрослую жизнь, в свою семью и передает их своим детям. 

Влияние семьи на личность ребенка

Когда идет процесс формирования личности ребенка, на него влияет не только отношение к нему родителей, но и то, как они ведут себя друг с другом. Например, если во время воспитания мать и отец уделяют в одинаковой степени достаточно внимания и времени своему ребенку, но между собой у них натянутые отношения, то это, несомненно, проявится в будущей жизни малыша.

Можно выделить две плоскости, в которых семейная атмосфера оказывает свое влияние на ребенка:

  1. Становление личности. Сюда включаются проблемы психологического характера, возникающие комплексы, внутренние противоречия и страхи.
  2. Становление отношений в обществе. Сюда можно отнести тягу к одиночеству, основной причиной которой является стремление избежать проблем в отношениях с кем-либо.

Такого рода влияние способно проявляться как в дошкольном/школьном возрасте, так и в зрелом, когда уже стоит вопрос о создании своей семьи или отказ от этого. Никогда нельзя точно предугадать время появления такого эффекта, причиной которому является нездоровая атмосфера в семье, в которой рос и воспитывался маленький человек. Но можно с полной уверенностью заявить, что такого рода атмосфера и проблемные отношения между родителями и детьми отразятся на жизни ребенка.

Ни в коем случае нельзя думать о том, что для ребенка отношения между взрослыми непонятны и неважны. Возможно, ребенок и не поймет саму проблему, предмет спора или обстоятельства, но эмоциональный фон, созданию которого способствует та или иная ситуация, он точно воспримет.

Для себя следует отметить способность ребенка перенимать от своих родителей черты характера, отношение к людям и ситуациям, модель поведения и даже тон голоса. Это такой маленький подражатель, который ориентируется на ближайших для него людей — родителей. В результате в сознательном возрасте он обзаводится теми чертами характера, манерами и стилями поведения, которые присущи его родителям.

Влияние внешних факторов на атмосферу отношений между родителями и детьми весьма значительно. К ним можно отнести материальное положение семьи, условия проживания и положение в обществе. В то же время существуют и внутренние факторы, которые тоже вносят свой вклад во взаимоотношения. Таковыми можно считать культуру, воспитание родителей, наличие духовности и нравственности, отношения между членами семьи. Отношения родителей и детей зависят от образа жизни, который ведет семья, благополучия и достатка, уверенности и защищенности каждого ее члена, поддержки и развития.

Взаимопонимание между поколениями тоже является одним из существенных факторов, оно должно стремиться быть лояльным и толерантным к нуждам ближнего. Среди основных ошибок, которые допускают взрослые, проявляется тенденция переносить обиды и конфликты, пережитые ими в своем детстве, на поприще свежесформированных семейных отношений. Нельзя однозначно утверждать, что применяемый опыт предыдущих взаимоотношений и поколений противопоказан в условиях новых. Однако в большинстве случаев психологами наблюдается печальная картина: люди бессознательно копируют модель поведения родителей, повторяют их ошибки. Все это отражается на свободе всех участников этих отношений, ущемляются их интересы, формируются изначально исковерканное понимание и неверное отношение касательно института семьи у ребенка.

Теория взаимоотношений

Стоит начать с того, что человечество еще не создало такую психологическую теорию, пользуясь которой родители и дети могли бы построить безукоризненные отношения. Это невозможно, как минимум, из-за индивидуальных особенностей каждого участника системы, их характеров, всевозможных влияющих обстоятельств и факторов, которые касаются как взрослых, так и детей. Психология отношений с детьми подвергается воздействию множества факторов, некоторые из них остаются незаметными до последнего.

Пользуясь какой-либо заранее приготовленной моделью, невозможно создать идеальные отношения. Психология общения с детьми еще не вышла на такой уровень, но это не значит, что ничего нельзя сделать, чтобы улучшить эти взаимоотношения. Родители и дети способны не совершать некоторые ошибки, обращаясь к теоретическим основам взаимоотношений системы «взрослый-ребенок».

То, как проявляется родительский инстинкт у человека с поведенческим, эмоциональным и социальным характером, и есть родительство. Эта вполне осознанная часть каждого человека берет начало у бессознательного инстинкта размножения. Она также опирается на нормы социума, которые утверждают, что семья — базовая ячейка общества, для которой характерен союз мужчины и женщины, совместный быт, желание рожать, воспитывать и социализировать детей.

Ведь именно в условиях семьи происходит постижение основных моделей социальных взаимоотношений, которое начинается с самого раннего детства. Детство законно можно считать основным периодом развития человека, именно тогда он познает мир, осваивает новые механизмы познания и взаимоотношения людей. Психологами не раз было высказано мнение, что формирование базовых навыков, умений и черт характера происходит в детстве, а развивается на протяжении жизни.

Не следует приуменьшать важность института семьи, ведь в детстве ребенок будет находиться в своеобразной изолированности от общества. На родителей возлагается огромная ответственность, так как именно они являются основным источником для детей, благодаря которому будут постигаться человеческие отношения

Семейные отношения родителей и детей

Мама и дочь

По сравнению с сыновьями, к дочерям матери, бывает, применяют более жесткие методы воспитания. Девочек учат убирать за собой и даже за родителями с более раннего возраста. Были проведены исследования и оказалось, что на девочек до 6–7 лет родители предпочитают тратиться меньше, чем на мальчиков. Разница в 15–23 процента.

Во-первых, мальчикам традиционно достается больше внимания, чтобы родители были более уверены, что к школьному возрасту они будут иметь все необходимые навыки для того, чтобы двигаться дальше. Именно из-за этого на рынке игрушек развивающих игр для мальчиков больше, чем для девочек.

Во-вторых, «виноваты» цены на игрушки. Пока мальчикам интересны виртуальные забавы на персональном компьютере или игровой приставке, девочки предпочитают сидеть в мобильных телефонах и планшетах, которые стоят гораздо дешевле. Что поделать, времена пластиковых и деревянных игрушек канули в Лету.

В юном возрасте мамы видят в дочерях будущих хозяек и, так или иначе, обучают их домоводству. Иногда это даже переходит границы, и девочка может превратиться в служанку, обслуживающую родителей. Но, к счастью, такие случаи — редкость.

В конце концов родители понимают, что их дочь упорхнет из родительского дома, чтобы жить с мужем после свадьбы. Раньше, так исторически сложилось, у молодых людей не было возможности жить отдельно. Невеста просто жила у мужа с его родителями. То есть переходила в другую семью и меняла фамилию.

Сейчас такого в большинстве случаев не происходит: молодая пара старается снять квартиру, чтобы жить отдельно. Но все равно считается, что дочь покидает семью.

Мама и сын

Про любовь матери к сыну существует немало песен и стихов. Еще с самого раннего возраста мальчики находятся под самым внимательным присмотром своих матерей. Еще бы, ведь это наследник, продолжатель рода, отражение всего самого лучшего, что есть в его отце и матери. Короче говоря — самое драгоценное.

Как уже было сказано выше, в детском возрасте на мальчиков тратится больше средств, чем на девочек. Не стоит забывать, что среднестатистический отец тоже с бОльшим благоговением относится именно к сыну: с ним он может пойти в лес, горы, на рыбалку. Может научить его чему-то новому, передать свои знания. Так поступать велят его инстинкты.

Если отец зол на сына, именно мать становится в роли защитницы и старается свести ссору к минимуму. В случае с дочерью всё происходит ровным счетом наоборот. В воспитательном процессе мальчиков намного меньше заставляют помогать по дому, чем девочек: мол, это ему не пригодится, еще вырастим женственного мужчину. Это, кстати, не совсем верно.

Ну и куда же без романтической составляющей молодого юноши: будет невеста, значит ты должен будешь обеспечивать семью. Поэтому вот тебе лучшие возможности, больше финансов, больше времени для отдыха и так далее. Часто бывает, что такая услуга оказывается медвежьей: парень может вырасти мягким и не приспособленным к условиям реальной жизни.

Итог

По итогу хотелось бы посоветовать матерям держать общий баланс. В современном мире всё давно уже смешалось воедино

Неважно, кем станет будущий сын или дочь. Мужские профессии стали много легче, чем были, скажем, 50 лет назад

С другой стороны, женщинам теперь свободнее, чем было когда-то.

Женщины идут в высокооплачиваемые профессии, например, IT. Мужчины часто берут на себя роль домохозяина и после рождения детей остаются дома. В этом нет ничего плохого или хорошего, просто люди стараются идти в ногу со временем. Поэтому равное отношение к детям обоих полов — прекрасный способ выразить им свою любовь и доверие.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ведущий: Представьте себе…. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются… А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.

Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная … И хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера

Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Далее ведущий задает вопросы:

— Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

— Как вы считаете, почему так важно взаимодействовать с родителями?

— Как вы понимаете, что такое «взаимодействие»?

Ведущий может выписать ответы на доске и выделить те, которые ближе всего совпадают с понятиями термина «Взаимодействие».

Ведущий делает акцент на понятиях «взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие» – как выстроить эффективное общение на их основе? Как расположить к себе родителей, которые приводят своих детей в детский сад, чтобы наладить с ними (родителями) доверительный контакт?

Чтобы выстроить такое общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Наше занятие посвящено тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Жизнь по правилам

В возрасте 3,5-7 лет в жизнь ребенка приходят правила. Это очень важный этап развития волевой сферы. Правила часто ограничивают свободу проявления поведения, и ребенок вынужден принимать эти ограничения в свою жизнь. Регуляция поведения происходит за счет волевой функции и напрямую связана с программированием и контролем за собственной деятельностью.

В возрасте после 3 лет ребенок готов к усвоению правил. Любая система — семейная, детсадовская, уличная — имеет правила, определяющие ее функционирование. Правила могут быть связаны с режимом дня, с особенностями взаимодействия людей в группе, с формой изъявления своих желаний и пр. Каждая система имеет не только свод правил, но также и систему контроля за их соблюдением и систему наказаний за их нарушение.

И в возрасте от 3,5 до 7 лет ребенок активно постигает правила в разных системах, проверяет их на прочность и, в конце концов, делает их частью внутренней системы личности. 

Так ли нужны правила в этом возрасте? Очень часто приходится сталкиваться с мнением, что правила и ограничения снижают творческую активность ребенка, загоняя его деятельность в жесткие рамки. Однако правильно выстроенная система правил и ограничений не затрагивает творческую активность ребенка, зато дает ему рамки поведенческих реакций, без которых ребенок оказывается потерянным в огромном неструктурированном внешнем мире.

Для ребенка в возрасте 4-5 лет правил не должно быть слишком много, и они не должны быть сложными и путать ребенка. Однако эта система правил устанавливает достаточно жесткие границы, задавая нормы поведения в той или иной группе (семья, детский сад, детская площадка). Правила устанавливаются взрослым и не подлежат обсуждению со стороны ребенка. Получается мини модель человеческого общества, в котором система законов — это условия жизни в социуме, которые заданы изначально. 

Очевидно, что правила в семье и в детском саду будут отличаться друг от друга, а правила поведения в родительской семье и у бабушки тоже, скорее всего, будут разными. Опыт усвоения разных правил в разных сообществах в дошкольном возрасте крайне ценен для ребенка, так как готовит его эмоциональную и личностную систему к школьной жизни.

В школе появятся новые правила, и предполагается, что ребенок легко и быстро адаптируется к новой системе, ведь он уже имеет опыт усвоения норм в различных социальных группах. Ведущей деятельностью в школе уже будет учебная, и никто не рассчитывает, что ребенка будут долго приучать к правилам учебного заведения. Именно поэтому дети, имеющие опыт детского сада до школы, достаточно легко адаптируются к новым условиям и, как следствие, демонстрируют лучшую успеваемость в начальных классах.

Право установить отцовство без согласия мужчины

Основание. СК РФ ст. 49, ст. 52

Как это работает. При рождении ребенка женщине выдают справку, что она его мать. Мужчина не становится отцом автоматически. Если он в браке с родившей женщиной, тогда его признают отцом без спроса. А если не в браке, запись в свидетельство о рождении внесут только с его согласия или со слов матери, но это почти ничего не значит.

Юридическую силу имеет такое отцовство, которое установили официально — добровольно или через суд. Тогда у мужчины появятся права и обязанности по отношению к ребенку. Если женщина сама вписала любого мужчину в свидетельство о рождении, это еще не значит, что у него появились права и обязанности по отношению к ребенку. Они появятся только в том случае, если будет решение суда: вот этот мужчина — отец этого ребенка. Или мужчина сам согласится, чтобы его признали отцом, и подтвердит это в загсе.

Бывает, что мужчина не согласен устанавливать отцовство, тогда женщина может сама с этим разобраться. Нужно подать иск в суд: истец — мать ребенка, ответчик — предполагаемый отец.

Там могут назначить генетическую экспертизу, а могут обойтись и без нее: доказательствами станут совместные фотографии, показания свидетелей, переписка и что угодно еще. Например, мужчина отказывается от отцовства, но женщина приносит в суд фотографии за три года совместной жизни, где они вместе на праздниках, в отпуске, в кругу семьи. Еще приходят свидетели — родственники и соседи, которые подтверждают, что мужчина несколько лет жил с этой женщиной, в том числе во время беременности. И у женщины есть переписка, где они обсуждают роды, посещения врачей, покупки для ребенка. Все это подойдет, чтобы доказать отцовство даже без экспертизы.

Если мужчина откажется от генетической экспертизы, его все равно могут признать отцом. Если суд так решит, на этом основании можно внести запись об отцовстве в свидетельство о рождении. Срока давности по таким делам нет: отцовство могут признать хоть через десять лет после рождения ребенка.

Например, женщина с мужчиной жили как муж и жена, но без регистрации брака. Она родила ребенка, а мужчина отказался его признавать. В свидетельстве о рождении пришлось поставить прочерк. Но женщина идет в суд, чтобы официально установить отцовство и требовать алименты. Если она докажет, что ее бывший сожитель — отец ребенка, в свидетельство о рождении внесут запись, а мужчина получит права и обязанности по отношению к этому ребенку. Даже если он этого не хотел.

У мужчины есть право оспорить отцовство. Это нужно, например, чтобы не платить алименты чужому ребенку. И чтобы ребенок потом не смог претендовать на наследство.

Оспорить отцовство может как тот, кого суд признал отцом юридически, так и тот, кто считает себя настоящим отцом и хочет числиться в документах ребенка. И даже сам ребенок после 18 лет. Но у мужчины ничего не выйдет с оспариванием своего отцовства, если выяснится, что он не отец, но сам знал об этом и согласился на запись в документах.

См. также: Права супругов в браке

В качестве вывода

Из вышесказанного становится очевидным, что возраст 3,5-7 лет, несмотря на его внешнее «спокойствие», на самом деле представляет собой очень важный период созревания эмоционально-волевой сферы. Можно сказать, что именно в этом возрасте закладываются основы эмоционального поведения и контроля за собственной деятельностью ребенка.

Часто родителям приходится сталкиваться с результатами дефицита эмоционально-волевой сферы значительно позже — в подростковом возрасте, когда что-либо исправить уже сложно, и далеко не всегда понятно, в каком возрасте произошел «сбой» в воспитании. На деле закладка основ эмоционально-волевой сферы происходит в раннем дошкольном возрасте, когда еще по большому счету жизнь и деятельность ребенка не требуют полноценного функционирования этой сферы.

Однако, если родители и воспитатели активно включают ребенка во взрослую жизнь, то формирование эмоционального и волевого поведения происходит спонтанно без специальных усилий со стороны взрослых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector