Как избавиться от слов-паразитов

Содержание:

Проблема со стороны психологии

Неуверенность, низкая самооценка, неконтролируемость – эти характеристики можно увидеть по разговору. Умение общаться дает много возможностей в жизни.

Общение помогает человеку найти себя, расширить круг друзей, знакомых, стать увереннее. Но может быть все наоборот. Работа исполняется отлично, все указания выполнены на высшем уровне, но креативность и уверенность нулевые

В таком случае, нужно обратить внимание на свои изречения и разговор. Ведь очень часто именно в умении говорить кроется главная причина

Правильно говорить – искусство. Люди, умеющие культурно разговаривать, строить свою речь без слов паразитов, добиваются большего успеха в своих делах, быстро могут завоевать доверие и расположить к себе окружающих. Ни малую роль играет вера в себя. Если вы в себя верите, то сможете постичь любую вершину, избавиться от страхов, неуверенности и любую ошибку принимать, как опыт.

Слова-паразиты в речи не только подрывают авторитет говорящего (порождаются комплексы, снижается самооценка), но и не дают развиваться. В современном обществе есть множество изречений, которые определяют насколько в ногу с модой идет человек. Но не все задумываются, что это не показатель развитой особы.

Главные проблемы от словесного мусора:

  • Непринятие собеседниками. Ореол халатного человека, не умеющего отвечать за свои слова и поступки. Недоверие со стороны слушателя.
  • Порождение комплексов. Каждый раз при падении человек начинает замыкаться, теряет веру в себя. Если не начать заниматься собой, не развиваться, то рано или поздно наступит полное отчуждение от общества.
  • Страх и паника. Каждый раз перед выступлениями порождается большое волнение, что в свою очередь порождает панику перед публикой.
  • Использование мусора в речи только усугубит положение, а доклад будет сплошным «эканьем» и «муканьем».
  • Неумение конструктивно разговаривать. Красивая конструктивная речь всегда поможет вам получить желаемое. Если же вы будете постоянно использовать слова паразиты, то собеседник не поймет чего вы хотите, что нужно сделать.

Слова- паразиты и их зависимость с характером человека

Многие психологи уже давно заметили связь между манерой говорить и характером человека. Несколько известно употребляемых паразитов и кто их носители:

  • «Просто» — человек у которого нет своего Я. Перенимает мнение у других и выдает за свое собственное. Он может делать это несознательно. По характеру такие люди часто бывают безответственными, лжецами, лицемерными.
  • «Кстати»- такие люди любят и требуют к себе повышенного внимания. Они готовы подстраиваться под каждую компанию, лишь бы быть в центре внимания.
  • «Слышь» или «знаешь чо расскажу» — сплетники. Такие люди часто говорят в лицо одно, а за спиной со всем другое. Любят подглядывать за чужой жизнью и сравнивать всех.
  • «Короче»- люди, которые любят говорить о себе. Обычно у данного типа нет склонности к глубоким рассуждениям. Они мыслят фактами.
  • «Я считаю»- люди, которые не воспринимают чужое мнение. Считают, что только их точка зрения правильная. Они не склонны принимать других людей, а их требования к окружающим часто завышены.

Важно не только бороться с паразитами, но и с собой. Вычеркивать из жизни черты характера, которые негативно влияют на Вас

Некоторые правила эвфемизмов

Иногда лучше промолчать. Слова-паразиты зачастую становятся результатом паузы, когда уже больше нечего сказать собеседнику. Попробуйте воздержаться от обсуждения темы, которая вам незнакома и вас не вдохновляет. Ведь слова-паразиты проникают в лазейки небрежности и неосведомленности.

Внешний контроль. Очень хорошо будет установить за собой «слежку». Попросите своего постоянного собеседника приглядывать за потоком вашей речи и вовремя «ловить» на очередном паразите.

Штрафы и помощь коллектива. Бывает, человек образованный, а как привяжется зараза на язык, так страдает он и люди вокруг него от повторяющихся словесных «оказий». Так поможет только общественное порицание и штрафы, например, пару монет в банку за каждое неугодное словечко. Поверьте, не пройдет и двух недель, как весь коллектив вербально «оздоровится»! Также можно подписать договор о чистоте речи (с самим собой или коллективом)

Что говорят лингвисты?

В настоящее время нет единой классификации слов-паразитов. Не выявлены и причины «моды» на отдельные слова, употребляемые даже теми людьми, которые свободно оперируют нормами русского языка.

Термин «слова-паразиты» — тоже не строго научный. «Словарь-справочник лингвистических терминов» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой определяет их как 

Иное мнение высказывает профессор МГУ Елена Разлогова. К словам-паразитам она причисляет выражения,

Большинство современных исследователей относит слова-паразиты к дискурсивным словам, то есть возникающим не случайным образом. Чаще всего они заполняют паузы в потоке устной речи, чего не наблюдается на письме. 

Эти паузы помогают говорящему скорректировать логическую последовательность высказывания, подобрать языковые средства, необходимые для передачи мысли адресату. Слова-паразиты отражают процесс размышления говорящего над целью и смыслом высказывания, позволяют справиться со сложностями, обусловленными отсутствием полноценного опыта говорения, отмечают этапы говорения как процесса создания устного текста

Например, «внимание, сейчас я скажу что-то важное» — в этом значении часто употребляется «так вот»

Слова-паразиты могут выражать различные степени отношения к адресату (адресатам). Не каждому человеку можно сказать: «ведь», «вот», «допустим», «слушай». Показательна в этом отношении частица «-ка». Слова «дай-ка», «возьми-ка», «слушай-ка», «пойдем-ка» и даже «на-ка» обычно свидетельствуют об особенных, неформальных связях между говорящим и адресатом.

Иными словами, у лексических паразитов есть определённая смысловая нагрузка. Их выбор зависит не только от моды, от «узуса», но и от индивидуальных предпочтений говорящего, а также от тех установок, которые он преследует:

  • дают время говорящему обдумать продолжение высказывания;
  • могут быть своеобразным сигналом слушающему, что диалог не завершён;
  • помогают выиграть время, если задан «неловкий» вопрос, а ответить на него нужно («видите ли», «ну как вам сказать» и др.)

Известный лингвист А. Д. Шмелёв и специалист по языку города Н. Н

Розанова дополняют этот список ещё одной функцией — управление вниманием собеседников и членение текста устной речи на синтагмы и макросинтагмы. Так определяется причина их возникновения: ритмическая организация высказывания

И наконец, слова-паразиты — своего рода визитная карточка говорящего. Они свидетельствуют о принадлежности к определенной социальной группе, поколению, эпохе. В советские годы широко употреблялись «значит», «на самом деле» и «так сказать», «чисто-конкретно» и «короче» повсеместно мелькали в «лихие» 90-е. С 2000-х вошли в моду «как бы» и «типа», а в последние годы мы чаще слышим «бла-бла-бла», «жесть», «ня», «шикардос», «рили» и «азазазаза» (сможете продолжить список?).

По таким словечкам можно легко понять, в каком времени «застрял» человек. В письменном тексте эта функция утрачивает свое значение: у говорящего появляется возможность обдумать высказывание и внести коррективы, прежде чем его получит адресат.

Как избавиться от слов-паразитов?

Каждый человек использует собственный набор слов-паразитов. Лучший способ определить свой «паразитный словарь» – записать аудио с небольшим рассказом. Представьте, что пересказываете приятелю интересное событие, произошедшее на днях. Главное – расслабиться и не стесняться. Просмотрев полученную запись, можно выявить основные «шероховатости» собственной речи.

Дальнейшая работа по избавлению от слов-паразитов включает следующие шаги:

1. Примите твердое решение

Возможно, раньше вы не придавали значения словам-паразитам в своём лексиконе

Но теперь, послушав запись собственного монолога, наверняка осознали, насколько важно от них избавиться и приняли твердое решение. Это отличный первый шаг на пути совершенствования своей речи

2. Учитесь контролировать себя

Сделайте своей постоянной привычкой — подмечать слова-паразиты в своей речи. Говорите медленнее, продумывайте фразы, старательно согласовывайте части предложений

Обращайте внимание на каждое неуместное слово и впредь старайтесь избегать его. Как только начнете замечать такие слова — старайтесь исключать его из своей речи

3. Выдерживайте паузы

В большинстве случаев слова-паразиты используются, чтобы заполнить паузы. Позвольте себе говорить с паузами, и ваша речь преобразится, станет более грамотной и размеренной. О том, как научиться красиво говорить, читайте в отдельной статье.

4. Заручитесь помощью

Например, попросите друзей обращать внимание на то, какие конкретно слова-паразиты в используете. Окружающим будет гораздо легче это заметить, чем Вам

А уже зная «врага в лицо», Вам будет легче бороться с ним.

5. Найдите пример для подражания

Большинство артистов умеет красиво говорить – работа у них такая

Просмотрите несколько интервью с любимым актером или певцом, сосредоточив внимание на его манере речи, мимике и жестах при разговоре. Например, посмотрите интервью Артемия Лебедева — в его речи вообще отсутствуют слова-паразиты

6. Записывайте и прослушивайте свою речь

Это важное упражнение, которое следует повторять регулярно для мониторинга прогресса. Кстати, чтобы долго не думать над тем, что сказать, попробуйте записать свой телефонный разговор

Такая функция есть у большинства современных смартфонов, а если нет — если специальные приложения. Одного телефонного разговора, длительностью 5-7 минут бывает достаточно, чтобы услышать все свои постоянные слова-паразиты.

7. Практикуйтесь в общении и выступлениях

Не забывайте старую поговорку: «маленькая практика стоит большой теории». Общайтесь, выступайте, следите за речью и исправляйте каждую речевую ошибку.

8. Найдите альтернативные слова

Иногда избавиться от слова-паразита проще, заменив его другим словом – грамотным и осмысленным. Выпишите свои «мусорные» слова в колонку и подберите для каждого аналог. Заучите полученный список.

9. Читайте книги

Подойдут произведения классиков русской литературы и переводы с других языков (переводчики прекрасно владеют тонкостями русского языка). Если Вы хотите больше читать, но не знаете, как себя заставить, почитайте интересную статью:

10. Расширяйте словарный запас

Это очень просто: как только услышали незнакомое слово — находите его значение, запоминайте, и начинайте использовать в своей речи. Если значение новых слов плохо запоминается, начните вести словарик, который будете периодически повторять.

Послесловие

Предлагаю вам почувствовать себя в шкуре тех, кто вас слушает. Попробуйте прочитать стихотворение ниже (автор Э. Мошковская):

«Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители –

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще».

Трудно, не правда ли? А смысл какой? Смысла нет. К слову, тут представлены самые популярные паразиты. Думаю, теперь вы еще решительнее настроены! Удачи в искоренении «нахлебников»!

Что дальше?

Самое важное — осознать, что ваши слова-паразиты — это зло, с которым надо бороться.

Расширяем словарный запас. Если у вас наблюдается его дефицит, в результате которого вы заменяете русский язык «паразитами» — начинайте читать

Лучше классику и каждый день, как лекарство, что пьют регулярно, горстями и 3 раза в день.

Развивайте уверенность в себе. Тогда вы не будете бояться пауз и неловких вопросов.

Не торопитесь. Когда вы спешите, ваш мозг просто не успевает выдать весь объем информации, в результате чего вам приходится изъясняться теми словами, которые лежат «на поверхности».

Пишите изложения. Каждый день — как домашнее задание. Читаем отрывок текста, запоминаем, пересказываем письменно максимально близко к оригиналу. Мозг со временем сам начнет доставать из глубин сознания те синонимы и определения, которых вам так не хватает в речи.

Контролируйте себя. Без самодисциплины — никуда. Лучше говорить меньше и медленнее, но чище, чем быстро, много и перемежая речь словами-паразитами, сленгом, матом и пр. Как стать ответственным человеком?

Придумайте себе систему наказаний. Например, за каждого произнесенного «паразита» — 100 рублей в копилку ребенка (жены, мужа, собаки). Или 20 отжиманий. Или запрет на сладкое до завтрашнего дня. Так вы начнете себя контролировать гораздо быстрее.

Помощь семьи. Попросите домочадцев отмечать ваши нарушения самодисциплины.

Самоконтроль. Как бы часто не использовали слова-паразиты в вашем окружении — держитесь и не позволяйте «мусору» поселиться в вашей речи. Пока в соцсетях (увы, и не только) общаются на «олбанском» («языке падонкафф»), коверкая орфографию, ликвидируя знаки препинания и смысл сказанного, вы продолжаете говорить и писать на русском чистом языке, приятно удивляя окружающих.

Читайте вслух. Ребенку, мужу, родителям. Чтение вслух не только расширяет словарный запас, но и оттачивает дикцию, улучшает речевую стилистику, а также способствует приобретению привычки говорить культурно и красиво. Со временем косноязычие сойдет на нет, угловатость речи исчезнет вместе с «паразитами».

Личный словарь. Читая книги, фиксируйте в блокнот интересные выражения, цитаты, словообороты, отдельные слова. Не забывайте иногда перечитывать свой словарик и чаще использовать записанные выражения в своей речи.

Если дома никого нет, найдите самое ненавистное слово-паразит в вашей речи и повторяйте его до тех пор, пока вам полностью не надоест. Используйте «схему хитов на радио»: от песни, проигрываемой на каждом углу и из каждого утюга по сотне раз на день, со временем начинает мутить и штормить. От «паразита» вас должно мутить настолько сильно, чтобы оно исчезло даже из мыслей.

И еще один важный совет: не позволяйте себе расслабляться даже дома в кругу близких людей. Конечно, они не закидают вас помидорами за «типа» и «ну», но позволяя себе неграмотную речь дома, вы не сможете избавиться от нее среди посторонних людей — рано или поздно «паразит» выскочит в самый ненужный момент и подведет вас.

Вы должны быть постоянны в своем самоконтроле!

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами

Нам очень важно знать Ваше мнение!

А есть ли плюсы?

Даже когда междометия и частицы становятся паразитами и мешают налаживать человеку контакты, можно выделить и преимущества их употребления. К общим преимуществам относятся следующие (да простят меня лингвисты):

  1. Сократить информационный поток. Иногда, я считаю, уместно употреблять странные словечки, например «то-се», «туда-сюда». Если вы разговариваете с человеком, который хорошо вас знает, то, предлагая прогуляться, можно сказать «Давай погуляем, пройдемся по магазинам, зайдем в кино, то-се».
  2. Подурачиться, поиграть. Примерить на себя чью-то роль посредством употребления типичных сорняков.
  3. Наделить разговор эмоциональной экспрессией. Актуально опять же для общения в кругу друзей. Изредка сказать «тема», «жесть» не зазорно, если это сказано вами с вашего же разрешения. В противном случае можно настолько очистить свою речь, что она станет деловой всегда и со всеми. Но ведь кроме формального общения в жизни существует неформальное.

Можно выделить дополнительные преимущества отдельно для говорящего человека и для слушающего.

Для говорящего

Не зря слова-паразиты по-другому называют паузозаменителями. Они позволяют человеку подобрать нужные мысли, подумать, то есть дают время. Но вывод напрашивается сам собой: время на «подумать» нужно тому, кто обладает:

  • скудным словарным запасом;
  • плохо развитой речью;
  • слабыми мыслительными процессами.

Матом и неуместным повтором частиц человек заполняет мыслительный и речевой вакуум.

Для слушающего

Для слушающего человека паразиты оказывают меньше положительного влияния. В итоге только паразиты и становятся заметны, чем мешают воспринимать основную информацию. Но среди преимуществ:

  • возможность рассмотреть скрытые состояния партнера (за паразитами кроется конкретная проблема);
  • подсказка для паузы, осмысления сказанного (слово «вот»).

Вопросительное «да» или «знаете» со стороны говорящего не обязательно сигнализирует о его неуверенности, возможно, это способ привлечения внимания слушающего, поддержания коммуникативного контакта.

Читайте также

Симма / 12 окт. 2013 г., 4:59:49
Слайд 1

помогите срочно надо( Часть С — ЭКОНОМИКА Рыночная экономика Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему …. Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорией отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства. Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усмаривает в этой системе серьёзные недостатки

Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.). Задание: С1

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте? С3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления). С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов. С5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы ХХ века. С6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьёзные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведённого в тексте) в защиту свой позиции.

10-11 класс

обществознание

дашутка2207 / 02 сент. 2014 г., 3:48:52
Я считаю что я личность, потому что _____

Я считаю, что я индивид, потому что______ Я считаю, что я человек, потому что_____

10-11 класс

обществознание

Petrovilja201 / 25 апр. 2015 г., 4:43:26
Вставить пропущенные слова в тексте. Политика

«Возникновение ……(1) относится к ХII – ХШ вв., когда зарождались политические системы государств Западной Европы и Америки. Ограничение …..(2), включение в политическую жизнь «третьего сословия», появление такого способа формирования государственной власти, как…….(3), поставило вопрос о том, кто будет представлять интересы избирателя. Они стали оптимальной формой посредничества между народом и властью. Но первоначальное отношение к ним было настороженным, т.к. согласно господствующим воззрениям того времени, только …..(4) считалось выразителем общей воли общества. Однако постепенно с развитием …….(5) отношение к ним изменялось. Действительно, было признано, что источником власти является ……..(6), что и способствовало развитию их деятельности».

10-11 класс

обществознание

Swetochekk / 11 апр. 2015 г., 21:49:06
Капитализм, т.е. рыночная экономика, — это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства

производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Действительными хозяевами в капиталистической системе рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них — собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу, в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдет на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли — тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства — это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры — уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки — вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором!

10-11 класс

обществознание

Коте25042002 / 08 июня 2014 г., 6:02:14
Будьте добры,помогите с заданием. «С помощью продолжительной инфляции правительства могут конфисковать у своих граждан тайно и

незаметно, значительную часть их достатка»,- считает английский ученый-экономист Дж. Кейнс.

Как вы относитесь к этому суждению? Объясните каким образом происходит подобная конфискация. Кто проигрывает и кто выигрывает от инфляции? Как защитить свои доходы?p.s. На вопросы как я отношусь к суждению и кто проигрывает и выигрывает в инфляции — ответить получилось. А вот объяснить как это всё происходит и как защитить свои доходы — не получилось :(Помогите,пожалуйста 🙁

10-11 класс

обществознание

Цена, где купить

Есть ли вред от слов-паразитов?

Частое употребление оборотов из «мусорного» списка приводит к снижению качества речи. Сужается образное мышление, которое плохо отражается на творческой составляющей человека.

Вредоносные словообразования, нередко навязанные рекламой или телевидением, тормозят и обедняют речь. Зачем стремиться узнать значение услышанного термина, если можно изменить на многофункциональное «короче» или «ну этот». Такой список стереотипных выражений сокращает поле деятельности любопытного разума.

Человек, пользуясь подобными речевыми стереотипами, зачастую выглядит неуверенно, не может ясно обосновать свою позицию. Отсутствие в речи ненужных «словечек», сделают мысли более прозрачными и понятными. С теми людьми, которые имеют правильную и богатую лексику, приятно поговорить на любые темы.

Последствия высокой температуры у ребенка

Почему используются в речи

Человек начинает использовать некрасивые слова, когда волнуется или не знает, чем их можно заменить. Речь становится бессвязной, захламленной, лишенной эстетической красоты и ярких красок. Вряд ли с такой личностью захочется общаться, ведь от нее не получится почерпнуть ничего интересного. Иногда приходится прилагать немыслимые усилия, чтобы самостоятельно избавиться от негативной привычки, приносящей вред.

Особое внимание стоит уделить мату и жаргонным фразам. Мало того, что это выглядит некрасиво, так еще и отталкивает от собеседника

Только представьте, насколько низко падает личность в глазах интеллигентного общества! Но стоит рассмотреть и объективные причины, формирующие подобное поведение.

Малый словарный запас

Отсутствие достаточного количества слов в личном лексиконе оказывает негативное воздействие на способность легко подбирать фразы и предложения при разговоре. В результате беседы получается так, что личность не может подчеркнуть сильные качества характера, продемонстрировать лучшие умения. Происходит погружение в эмоции и бесконечное реактивное употребление первого, что придет в голову. Но это не есть выбор взрослого свободного самодостаточного человека. При таком подходе к жизни и общению нельзя чувствовать себя комфортно.

Малый словарный запас не позволяет личностно расти и развиваться, делиться своими знаниями с окружающими. Если люди испытывают неловкость от того, что не могут подобрать нужных слов, то им приходится довольствоваться второстепенными ролями, никак не проявлять себя в повседневной жизни. Это серьезная нагрузка на нервную систему, определенный стресс, вызванный неумением общаться, озвучивать свои намерения. Пока не принята ответственность за происходящее, личность не должна делать далеко идущие выводы.

Скорость формирования мыслей

Иногда причиной появления слов-паразитов в речи становится замедленная реакция. Некоторым людям требуется больше времени, чтобы обдумать создавшуюся ситуацию и сделать необходимые выводы. Это не все понимают и принимают. Если человек боится произвести нехорошее впечатление, то будет стараться чем-то заполнять образующиеся «пустоты». Придется думать о том, чтобы собеседники не проявили недовольства, не сложили неприятного мнения.

Психологическая эмоциональность

Излишняя тревожность влияет на язык, отражается на качестве публичных выступлений. Человек концентрируется лишь на собственных неприятных ощущениях, забывая о том, что является неповторимой личностью. Излишняя эмоциональность только вредит. Привычка реагировать определенным образом складывается в результате неумения поступать иначе.

Навязчивые страхи, тревожность, мнительность постепенно превращаются в неумение донести до окружающих необходимую информацию. Понадобится много труда и терпения, чтобы достичь нужного результата, суметь освободиться от накопленного негативного опыта. Необходимо стараться пополнять индивидуальный словарь, не бояться употреблять изысканные фразы и выражения.

Зависимость от моды

К сожалению, многие поддаются влиянию моды и перестают ориентироваться на то, как выглядят со стороны. Если в окружении человека многие пользуются нецензурной лексикой, то и он станет прибегать к тем же словам, чтобы воздействовать на собеседника. Есть закон ориентирования на общество, который невозможно игнорировать.

При других условиях возможно произойдет переоценка ценностей. Если личность понимает необходимость работать над собой, значит, у нее имеются шансы попробовать исправить собственное положение.

Распространенные слова-вредители

Столкнуться с людьми, которые не применяют в своей речи слова-паразиты, практически невозможно. Каждый использует словесный «мусор». И лишь люди с большой силой воли способны избавиться от этой пагубной привычки.
Наблюдая за окружающими, непроизвольно подмечаешь и классифицируешь часто встречаемые слова-паразиты:

  • «ммм…» или «эээ…» – такое «мычание» характерно для многих людей. Оно возникает в тот момент, когда мозг не успевает за нашим языком. Именно в процессе мысленного формирования фразы и проявляются подобные звуки. Как результат – у слушателя пропадает интерес к дальнейшей беседе;
  • «фактически» – еще один вариант пресловутого «эээ…»;
  • «как бы…» – регулярно используемое слово-паразит. Собеседники отождествляют данное выражение с неуверенностью говорящего в своей правоте либо искренности. К тому же речь с использованием таких фраз выглядит довольно абсурдно;
  • «вот…» – это слово, не имеющее никакого смыслового наполнения, давно расценивается нами как норма. Однако использование такого «паразита» в речи существенно снижает ее восприятие;
  • «ну…» – распространенное выражение, вызывающее раздражение даже у людей, которые применяют его в своей речи;
  • «короче…» – такое слово-паразит широко используется и на официальных встречах, церемониях, приемах, при проведении торжественных мероприятий, концертов. По популярности использования оно не уступает выше упомянутому «ну…»;
  • «то есть…» – данное выражение используется для связки фраз в речи. Однако постепенно оно «захламляет» речь, усложняет ее восприятие;
  • «е-мое…», «блин…», «типа…», «капец…» и другие простонародные выражения. Зачастую они пользуются популярностью среди молодежи. Люди, которые применяют в своей речи эти слова-паразиты, редко воспринимаются всерьез, они выглядят в глазах окружающих некультурными. Такая речь характерна незрелой личности, не способной контролировать ни свою речь, ни свои действия и поступки. А также расценивается как оскорбление со стороны говорящего;
  • англоязычные фразы. В последнее время использование англоязычных слов становится довольно распространенным. Мы с легкостью заменяем охрану «секьюрити», хорошо – «синглами», информацию – «контентом», сообщения – «месседжем».

Используя их, люди зачастую компенсируют недостаточность словарного запаса, либо пытаются произвести впечатление своей «образованностью» на слушателей. Однако, как сказал И.С. Тургенев, русский язык великий и могучий. Он не нуждается в подобного рода заимствованиях.

Что такое слова-паразиты?

На первый взгляд может показаться, что паразиты не имеют никакого отношения к человеческой речи, ведь слово «паразит», употребляемое в биологии, означает «растение или животное, живущее на поверхности или внутри другого организма и питающееся его тканями, нанося ему вред». В большом энциклопедическом словаре читаем: «Паразиты – (от греч. parasitos – нахлебник, тунеядец), организмы, питающиеся за счёт других организмов (называемых хозяевами) и более часто наносящие им вред». Это классические паразиты. Но, оказывается, есть паразиты и лингвистические. Они живут особой жизнью, не обращая внимания на мнение окружающих их слов и фраз, бесцеремонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон.
В лингвистике они получили название слов-паразитов. В свободной энциклопедии «Википедия» читаем: «Слова-паразиты – лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «такскать», «как бы», «это самое», «ну…» и других».
В российском гуманитарном энциклопедическом словаре читаем: «»СЛОВА́-ПАРАЗИ́ТЫ» — асемантические единицы речи, которые не несут информационной нагрузки и не выполняют дополнительных функций, имеющих отношение к информационному содержанию речи. Для них характерны: избыточность, немотивированность, несовпадение со словарным значением, повышенная частотность в тексте, интонационное выделение, сочетание с паузами, сочетание с затруднением в речи, сочетание с «отстранением» говорящего, его отношением к коду, «неучастие» в предложении».
В словаре лингвистических терминов Д.Э.Розенталя приводится следующее определение слов-паразитов: «Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д. Значит, так сказать, собственно говоря, видите ли, ну, того, вот и т. п.» В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О.Б.Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская) , «слова-заменители» (Е.А.Земская) . Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами ,-слова и звуки, засоряющие устную речь. Представители современной и классической риторики говорят о «словесном вирусе» – это все те слова и звуки в речи оратора, которые не несут никакого смысла, засоряют речь, ухудшают впечатление от публичного выступления и действуют на нервы слушателям. Сюзен Беркли называет их «словесным вирусом», так как они могут быть заразными, и мы перенимаем их, когда слушаем других, сами того не замечая. Наиболее распространенные виды «словесного вируса»– это частицы «вот», «ну», «пожалуй», «так», «да», «как бы», слова там», «так сказать», «в общем» и звуки-паразиты «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м». Также к словесному вирусу Сьюзен относит причмокивание губами и другие раздражающие звуки, продуцируемые во время речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector