Советские самолеты вов

Советские самолеты истребители времен Второй мировой войны

1. И-5 — Одноместный истребитель, состоит из металла дерева и полотняного материала. Максимальная скорость 278 км/ч; Дальность полета 560 км; Высота подъема 7500 метров; Построено 803 шт.

2. И-7 — Одноместный советский истребитель, легкий и маневренный полутораплан. Максимальная скорость 291 км/ч; Дальность полета 700 км; Высота подъема 7200 метров; Построено 131 шт.

3. И-14 — Одноместный скоростной истребитель. Максимальная скорость 449 км/ч; Дальность полета 600 км; Высота подъема 9430 метров; Построено 22 шт.

4. И-15 — Одноместный маневренный истребитель-полутораплан. Максимальная скорость 370 км/ч; Дальность полета 750 км; Высота подъема 9800 метров; Построено 621 шт; Пулемет на 3000 патронов, Бомбы до 40 кг.

5. И-16 — Одноместный советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан, по простому называли «Ишак». Максимальная скорость 431 км/ч; Дальность полета 520 км; Высота подъема 8240 метров; Построено 10292 шт; Пулемет на 3100 патронов.

6. ДИ-6 — Двухместный советский истребитель. Максимальная скорость 372 км/ч; Дальность полета 500 км; Высота подъема 7700 метров; Построено 222 шт; 2 пулемета на 1500 патронов, Бомбы до 50 кг.

7. ИП-1 — Одноместный истребитель с двумя динамо-реактивными пушками. Максимальная скорость 410 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 7700 метров; Построено 200 шт; 2 пулемета ШКАС-7,62мм, 2 пушки АПК-4-76 мм.

8. ПЕ-3 — Двухмоторный, двухместный, высотный тяжёлый истребитель. Максимальная скорость 535 км/ч; Дальность полета 2150 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 360 шт; 2 пулемета УБ-12,7 мм, 3 пулемета ШКАС-7.62 мм; Неуправляемые ракеты РС-82 и РС-132; Предельная боевая нагрузка — 700кг.

9. МИГ-1 — Одноместный скоростной истребитель. Максимальная скорость 657 км/ч; Дальность полета 580 км; Высота подъема 12000 метров; Построено 100 шт; 1 пулемет БС-12,7 мм-300 патронов, 2 пулемета ШКАС-7.62 мм-750 патронов; Бомбы — 100кг.

10. МИГ-3 — Одноместный скоростной высотный истребитель. Максимальная скорость 640 км/ч; Дальность полета 857 км; Высота подъема 11500 метров; Построено 100 шт; 1 пулемет БС-12,7 мм-300 патронов, 2 пулемета ШКАС-7.62 мм-1500 патронов, пулемет под крылом БК-12,7 мм ; Бомбы — до 100кг; Неуправляемые ракеты РС-82-6 штук.

11. Як-1 — Одноместный скоростной высотный истребитель. Максимальная скорость 569 км/ч; Дальность полета 760 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 8734 шт; 1 пулемет УБС-12,7 мм, 2 пулемета ШКАС-7.62 мм, 1 пулемет ШВАК-20 мм ; 1 пушка ШВАК — 20 мм.

12. Як-3 — Одноместный, одномоторный скоростной советский истребитель. Максимальная скорость 645 км/ч; Дальность полета 648 км; Высота подъема 10700 метров; Построено 4848 шт; 2 пулемета УБС-12,7 мм, 1 пушка ШВАК — 20 мм.

13. Як-7 — Одноместный, одномоторный скоростной советский истребитель времен Великой Отечественной войны. Максимальная скорость 570 км/ч; Дальность полета 648 км; Высота подъема 9900 метров; Построено 6399 шт; 2 пулемета ШКАС-12,7 мм на 1500 патронов, 1 пушка ШВАК — 20 мм на 120 снарядов.

14. Як-9 — Одноместный, одномоторный советский истребитель бомбардировщик. Максимальная скорость 577 км/ч; Дальность полета 1360 км; Высота подъема 10750 метров; Построено 16769 шт; 1 пулемет УБС-12,7 мм, 1 пушка ШВАК — 20 мм.

15. ЛаГГ-3 — Одноместный одномоторный советский самолет истребитель моноплан, бомбардировщик, перехватчик, разведчик времен Великой Отечественной войны. Максимальная скорость 580 км/ч; Дальность полета 1100 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 6528 шт.

16. Ла-5 — Одноместный одномоторный советский самолет истребитель моноплан изготовленный из дерева. Максимальная скорость 630 км/ч; Дальность полета 1190 км; Высота подъема 11200 метров; Построено 9920 шт.

17. Ла-7 — Одноместный одномоторный советский самолет истребитель моноплан. Максимальная скорость 672 км/ч; Дальность полета 675 км; Высота подъема 11100 метров; Построено 5905 шт.

Messerschmitt Bf.109

Знаменитый Messerschmitt Bf.109 – главный истребитель Второй мировой. Именно он безраздельно господствовал в советском небе до 1942 года. Исключительно удачная конструкция позволила «Мессершмитту» навязывать свою тактику другим самолётам. Он отлично набирал скорость в пикировании. Излюбленным приёмом немецких лётчиков стал «соколиный удар», при котором истребитель пикирует на врага и после быстрой атаки вновь уходит на высоту.
Недостатки у этого самолёта тоже были. Завоевать небо Англии ему помешала невысокая дальность полёта. Сопровождать бомбардировщики «Мессершмитту» тоже было нелегко. На небольшой высоте он терял преимущество в скорости. К концу войны «Мессерам» крепко доставалось и от советских истребителей с востока и от союзных бомбардировщиков с запада. Но Messerschmitt Bf.109, тем не менее, вошёл в легенды как лучший истребитель Люфтваффе. Всего их было изготовлено почти 34 000 штук. Это второй по массовости самолёт в истории.

1

Советские гидросамолёты времен Второй мировой войны

1. Ш-2 — Двухместный первый советский серийный самолёт-амфибия. Максимальная скорость 139 км/ч; Дальность полета 500 км; Высота подъема 3100 метров; Годы производства: 1932-1964; Построено 1200 шт.

2. МБР-2 Морской Ближний Разведчик — Пятиместная советская летающая лодка. Максимальная скорость 215 км/ч; Дальность полета 2416 км; Годы производства: 1934-1946; Построено 1365 шт.

3. МТБ-2 — Советский тяжёлый морской бомбардировщик. Предназначен также для перевозки до 40 человек. Максимальная скорость 330 км/ч; Дальность полета 4200 км; Высота подъема 3100 метров; Годы производства: 1937-1939; Построено 2 шт.

4. ГСТ — Морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка). Максимальная скорость 314 км/ч; Дальность полета 4030 км; Высота подъема 4000 метров; Годы производства: 1936-1945; Построено 3305 шт.

5. КОР-1 — Двухместный палубный катапультный поплавковый гидросамолёт (корабельный разведчик). Максимальная скорость 277 км/ч; Дальность полета 1000 км; Высота подъема 6600 метров; Годы производства: 1939-1941; Построено 13 шт.

6. КОР-2 — Двухместная палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик). Максимальная скорость 356 км/ч; Дальность полета 1150 км; Высота подъема 8100 метров; Годы производства: 1941-1945; Построено 44 шт.

7. Че-2 (МДР-6) — Четырехместный морской дальний разведчик, двухмоторный моноплан. Максимальная скорость 350 км/ч; Дальность полета 2650 км; Высота подъема 9000 метров; Годы производства: 1940-1946; Построено 17 шт.

Bristol Beaufighter I. Великобритания

Это вообще один из наиболее удачных боевых самолетов, использовавшихся кем-либо из участников Второй мировой войны. Причем, не результат планомерных разработок, а плод импровизации, причем весьма вольной. Почти джаз. 

Но эта импровизация оказалась весьма многофункциональной машиной, которая провоевала, как и Bf-109 всю войну на всех ТВД, которые можно было измыслить для британской машины, от самой Британии до островов в Тихом океане. Единственное, где не воевали «Бофайтеры», это был Восточный фронт.

Итак, я сказал слово «импровизация». На деле все обстояло так: жил-был весьма посредственный бомбардировщик «Бленхейм». 

О нем будет отдельный рассказ, этот несчастный бомбер достоин того, чтобы о нем поговорить. Но машина была так себе. Очень так себе. Что привело вполне очевидно, к попытке сделать из «так себе» хотя бы «что-то».

«Что-то» — это тяжелый истребитель. «Бофайтер» — это как раз переделка «Бленхейма» в истребитель, используя наработки по другому самолету – «Бизли». Bristol Bisley – это как раз первый шаг на пути переделки бомбардировщика в истребитель, довольно неудачный. Настолько, что «Бизли» лишили имени и назвали «Бленхейм» IV.

Откуда взялся тогда «Бофорт»? Все просто. «Бофорт» — это «Бленхейм», который собирали по лицензии в Австралии. Но так как в переделку первыми пошли самолеты австралийской сборки, то есть, «Бофорты», то отсюда и название: Beaufort-fighter, «Бофорт-истребитель». «Бофайтер».

Что сделали британцы для того, чтобы получилось «то самое» из «так себе»? Понятно, что убрали бомбы. Потом убрали топливо, которое перемещало бомбы. Потом убрали двух стрелков, ибо истребитель. Фактически – минус тонна.

Экипаж состоял из двух человек. Первый – понятно, пилот, а вот второй… Второй член экипажа должен был совмещать несколько функций, а именно радиста, штурмана, наблюдателя и заряжающего!

Основным вооружением «Бофайтера» были 4 пушки «Испано-Сюиза» с барабанным питанием! Ну не было у британцев других на тот момент!

И этот второй член экипажа в бою должен был открыв специальный люк, засунуться в носовую часть самолета и там, в дыму и пороховых газах перезаряжать пушки! Вручную!

Кстати, в том же отсеке размещались еще 4 пулемета калибром 7,7-мм, что однозначно делало задачу высшим пилотажем с примесью мазохизма. Но когда это крутых британских парней волновали такие мелочи?

Зато как можно было от души шарахнуть из восьми стволов…

Кстати, внезапно выяснилось, что «Бофайтер» летает намного лучше, чем «Бофорт» и «Бленхейм»! Он оказался намного более маневренным, что не мудрено, при такой развесовке и снижении веса.

Потом дополнительным бонусом оказалось то, что в пустой корпус в середине «Бофайтера» вполне нормально можно запихнуть радиолокатор AI Mk IV, что и было осуществлено. И «Бофайтер» стал ночным истребителем задолго до многих одноклассников. Правда, этот радар был, мягко говоря, сыроват и слабоват в плане мощности, так что основные победы «Бофайтеры» совершали без него. Но факт, Британия в 1940 году заимела ночной истребитель с радаром.

В общем, «Бофайтер» провел всю войну примерно так, как и был создан, то есть, не совсем понятно, но весело. Дрался с немецкими и японскими бомбардировщиками, мог отоварить и немецкий истребитель. Японцы брали маневренностью, но тут они вообще вне конкуренции были всю войну. Штурмовал баржи и катера, гонял японские танки и пехоту в Бирме, Таиланде, Индонезии.

В общем – как есть, воздушный рабочий войны. Многофункциональный и простой, как барабан. 

Достоинства: вооружение, дальность, маневренность

Недостатки: скорость, сложность конструкции. 

«Спитфайр»

В плане концепции, которая была использована при создании, самыми необычными считаются американский «Мустанг» и английский «Спитфайр» XIV.

Английский истребитель 2 мировой войны являлся действительно выдающейся боевой машиной. Именно ему удалось в воздушном сражении сбить германский истребитель Ме 262.

Основа для самолета «Спитфайр» была создана в Великобритании еще за несколько лет до начала войны. При проектировании была предпринята попытка совместить несовместимые вещи, как казалось в то время. Это маневренность, высокая скорость, которая тогда была свойственная только скоростным истребителям-монопланам, а также маневренность. В основном, цель удалось достигнуть.

Как и большинство других скоростных истребителей, «Спитфайр» был свободнонесущим монопланом обтекаемой формы. При этом он имел достаточно больших размеров крыло для своего веса, что давало большую нагрузку на отдельную единицу поверхности.

Конечно, такой подход нельзя было считать исключительным. К такому технологическому решению уже прибегали японские конструкторы. Но англичане пошли еще дальше. Из-за значительного аэродинамического сопротивления крыла, которое отличалось очень большим размером, невозможно было надеяться на максимальную скорость полетов. А этот показатель являлся одним из ключевых для истребителей того времени.

Для уменьшения сопротивления применили профили меньшей толщины. Для этого крылу придали эллиптическую форму. Такое техническое решение позволило снизить аэродинамическое сопротивление на режимах маневра и при полете на максимально больших высотах.

Англичанам удалось создать действительно незаурядный боевой самолет, но это совсем не значит, что у него отсутствовали какие-либо недостатки. Из-за малой нагрузки, которая приходилась на крыло, он уступал большинству истребителей того времени по разгонным свойствам на пикировании. Намного медленнее, чем практически все аналогичные аппараты того времени, он отзывался на действия экипажа во время крена.

При этом стоит признать, что все эти недостатки не имели принципиального характера. Военные специалисты признают, что в целом это был один из выдающихся самолетов для сражений в небе, который в настоящем деле демонстрировал свои превосходные качества.

Boeing B-17 Flying Fortress

Самым известным бомбардировщиком США тех лет считается, конечно же, Boeing B-17 «Летающая крепость». Четырехдвигательный, тяжёлый, обвешанный со всех сторон пулемётами бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress породил немало героических и фанатических историй. С одной стороны, лётчики любили его за лёгкость в управлении и живучесть, с другой стороны потери среди этих бомбардировщиков были неприлично велики. В одном из вылетов, из 300 «Летающих крепостей» не вернулись 77. Почему? Тут можно упомянуть полную и беззащитность экипажа от огня спереди и повышенный риск возгорания. Однако главной проблемой стало убеждение американских генералов. В начале войны думали, что если бомбардировщиков много и они летят высоко, то можно обойтись без всякого эскорта. Истребители Люфтваффе опровергли это заблуждение. Уроки они давали суровые. Американцам и британцам приходилось учиться очень быстро, менять тактику, стратегию и конструкцию самолёта. Стратегические бомбардировщики внесли свой вклад в победу, но цена оказалась высокой. Треть «Летающих крепостей» не вернулась на аэродромы.

5

Советские самолеты бомбардировщики времен Второй мировой войны

1. У-2ВС — Двухместный одномоторный советский многоцелевой биплан. Один из самых массовых самолетов, произведенных во всем мире. Максимальная скорость 150 км/ч; Дальность полета 430 км; Высота подъема 3820 метров; Построено 33000 шт.

2. Су-2 — Двухместный одномоторный советский легкий бомбардировщик с обзором на 360 градусов. Максимальная скорость 486 км/ч; Дальность полета 910 км; Высота подъема 8400 метров; Построено 893 шт.

3. Як-2 — Двух и трехместный двухмоторный советский тяжелый бомбардировщик разведчик. Максимальная скорость 515 км/ч; Дальность полета 800 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 111 шт.

4. Як-4 — Двухместный двухмоторный советский легкий бомбардировщик-разведчик. Максимальная скорость 574 км/ч; Дальность полета 1200 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 90 шт.

5. АНТ-40 — Трехместный двухмоторный советский легкий скоростной бомбардировщик. Максимальная скорость 450 км/ч; Дальность полета 2300 км; Высота подъема 7800 метров; Построено 6656 шт.

6. АР-2 — Трехместный двухмоторный советский цельнометаллический пикирующий бомбардировщик. Максимальная скорость 475 км/ч; Дальность полета 1500 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 200 шт.

7. ПЕ-2 — Трехместный двухмоторный советский самый массовый пикирующий бомбардировщик. Максимальная скорость 540 км/ч; Дальность полета 1200 км; Высота подъема 8700 метров; Построено 11247 шт.

8. Ту-2 — Четырехместный двухмоторный дневной советский высокоскоростной бомбардировщик. Максимальная скорость 547 км/ч; Дальность полета 2100 км; Высота подъема 9500 метров; Построено 2527 шт.

9. ДБ-3 — Трехместный двухмоторный советский дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 400 км/ч; Дальность полета 3100 км; Высота подъема 8400 метров; Построено 1528 шт.

10. Ил-4 — Четырехместный двухмоторный советский дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 430 км/ч; Дальность полета 3800 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 5256 шт.

11. ДБ-А — Семиместный экспериментальный четырехмоторный советский тяжелый дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 330 км/ч; Дальность полета 4500 км; Высота подъема 7220 метров; Построено 12 шт.

12. Ер-2 — Пятиместный двухмоторный советский дальний моноплан бомбардировщик. Максимальная скорость 445 км/ч; Дальность полета 4100 км; Высота подъема 7700 метров; Построено 462 шт.

13. ТБ-3 — Восьмиместный четырехмоторный советский тяжелый бомбардировщик. Максимальная скорость 197 км/ч; Дальность полета 3120 км; Высота подъема 3800 метров; Построено 818 шт.

14. ПЕ-8 — 12-местный четырехмоторный советский тяжелый дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 443 км/ч; Дальность полета 3600 км; Высота подъема 9300 метров; Боевая нагрузка до 4000 кг; Годы производства 1939-1944; Построено 93 шт.

Особенности развития военной авиации

Истребители 2 мировой войны принципиально отличались от гражданских самолетов тем, что в годы ВОВ их эффективность устанавливалась сразу на практике. Если в другое время авиаконструкторы и военные специалисты, оформляя новый заказ на тот или иной образец летательных аппаратов, основывались на достаточно умозрительных представлениях о характере будущей модели или могли руководствоваться весьма ограниченным опытом участия в локальных конфликтах, то в военное время ситуация менялась коренным образом. Практика регулярных сражений в небе способствовала быстрому прогрессу в авиации. Одновременно она превратилась в ключевой критерий, который учитывался при выборе будущих направлений для развития и сравнения качества авиационной техники. Каждый из участников военного конфликта исходил из личного опыта участия в боевых действиях

Во внимание принималось все: технологические возможности, наличие ресурсов, уровень развития собственной авиапромышленности

Больше всего истребителей 2 мировой войны создали Советский Союз, Англия, Германия, США и Япония. Они и сыграли определяющее значение во время непосредственной вооруженной борьбы.

Среди истребителей оказалось немало по-настоящему выдающихся образцов. Большой интерес и в наше время представляет сравнение этих машин, сопоставление научных и инженерных замыслов, применявшихся при их проектировании. Среди многочисленных разновидностей летательных аппаратов, принимавших участие в воздушных боях, есть представители разных школ самолетостроения. Поэтому сразу подчеркнем, что выбрать однозначно лучшие истребители 2 мировой войны будет невероятно сложно.

Важно отметить, что истребители являлись важным фактором, подтверждавшим превосходство в воздухе во время борьбы с противником. От их эффективности преимущественно зависел результат боевых операций, в том числе с участием остальных видов войск

Именно по этой причине класс рассматриваемой в статье техники развивался так быстро.

Лучшими истребителями 2 мировой войны принято считать советские самолеты Ла-7 и Як-3, американские «Мустанг» и «Норт-Америкен Р-51», английский супермарин «Спитфайр», немецкий «Мессершмитт».

Практически все они появились в 1943, самое позднее — в начале 1944 года. В этих истребителях 2 мировой войны нашел отражение уже скопленный к тому времени опыт воюющих держав. Эти самолеты стали настоящими символами авиации своего времени.

Самолёты Императорского флота Японии

Тип 96, A5M Mitsubishi A5M Mitsubishi A6M ZeroМорской палубный истребитель Тип 0
Мицубиси A7M, «Рэппу» («яростный ветер») Mitsubishi A7M Reppuu
 
Тип 99, D3A Aichi D3AПалубный бомбардировщик тип 99 Yokosuka D4Y Suisei («Комета»)флотский авианосный разведчик Тип 2 «Суйсэй»
Yokosuka B4YПалубный штурмовик модель 96 Mitsubishi B5M
Nakajima B5NФлотский авианосный ударный бомбардировщик Тип 97 Nakajima B6N Tenzan («Небесная гора)флотский авианосный ударный бомбардировщик Тэндзан
Aichi B7A Ryusei («Метеор») палубный бомбардировщик-торпедоносец «Рюсэй»
 
Nakajima C6N Saiun (Палубный самолёт-разведчик «Окрашенное зарёй облако» C6N»)
Nakajima J1N Gekko Mitsubishi J2M Raiden («Гром и молния»)морской истребитель-перехватчик «Райдэн»
Mitsubishi J4M Senden Nakajima J5N Tenrai («Небесный гром»)
Кюсю J7W1 Синдэн («Величественная молния») Kyushu J7W Shinden Mitsubishi J8M Shuusui
Nakajima JOY-1 Kawanishi N1K-J Shiden («Фиолетовая молния»)морской истребитель-перехватчик «Сиден»
Aichi S1A Denko
Mitsubishi G3Mбомбардировщик морской, Тип 96 Mitsubishi G4MУдарный бомбардировщик наземного базирования Тип 1
Nakajima G5N ShinzanОпытный бомбардировщик наземного базирования Тип 13 (Накадзима G5N) Yokosuka P1Y Gingaморской бомбардировщик «Гинга»
Nakajima G8N Renzan Nakajima G10N Fugaku
Kyushu Q1W Tokai («Восточное море»)Патрульный самолёт наземного базирования Mitsubishi Q2M Taiyo
Mitsubishi Ki-15 в 1937 — разведчик армейский тип 97 в 1938 — разведчик морской тип 97 Yokosuka R2Y Keiun («Перистое облако»)
Nakajima Ki-34 армия — транспортный самолет армейский тип 97 на флоте — транспортный самолет морской тип AT-2 (L1N1) Showa L2Dтранспортный самолет морской тип 0 (L2D)
Йокосука L3Y (Yokosuka L3Y «Tina»), военно-транспортный самолет Mitsubishi Ki-57 армия — транспортный самолет армейский тип 100 флот — транспортный самолет морской тип 0 (L4M1)
Kyushu K11W2
 
   
Mitsubishi K3M Yokosuka K5Y
Mitsubishi K7M Kyushu K10W
Kyushu K11W Shiragiku («Белая хризантема»)
 
Yokosuka MXY-7 Ohka («Цветок сакуры») Mitsubishi Ki-167
Йокосука H5Y1 разведывательная летающая лодка (Yokosuka H5Y1) Kawanishi H6Kлетающая лодка, морской Тип 97
Kawanishi H8Kлетающая лодка, морской Тип 2 Aichi H9AУчебная летающая лодка тип 2
Nakajima A6M2-Nгидроистребитель морской тип 2 Kawanishi N1K Kyofu («Сильный ветер»)морской истребитель-гидроплан «Кёфу»
Kawanishi E7K Nakajima E8N
Ватанабе E9W1 (Watanabe E9W1) — разведывательный гидросамолет для подводной лодки Aichi E10A
Aichi E11AГидросамолёт-разведчик тип 98 Aichi E13AГидросамолёт-разведчик тип ноль (разведывательный гидросамолёт морской тип 0)
Yokosuka E14Yразведывательный гидросамолет подводной лодки морской тип 0 Kawanishi E15K Shiun («Фиолетовое облако»)высокоскоростной разведывательный гидроплан «Сиюн»
Aichi E16A Zuiun («Благоприятное облако»)морской разведывательный гидросамолёт «Дзуйун» Mitsubishi F1MПатрульный морской гидросамолёт тип 0
Aichi M6A Seiran
 

Не последний полет

На дне штурмовик пролежал почти полные 75 лет, с 22 августа 1943 года. В тот день командир 3-й эскадрильи 46-го штурмового авиаполка Северного флота Александр Иванович Каличев участвовал в ударе по немецкому аэродрому у поселка Луостари, неподалеку от норвежской границы. Несмотря на повреждение самолета огнем зенитной артиллерии (попадание 20 мм снаряда автоматической пушки в двигатель) летчик сумел перетянуть машину через линию фронта и совершил вынужденную посадку на воду озера Кулонга. В дальнейшем он успешно закончит войну и уволится из рядов вооруженных сил в 1955 году после четверти века службы. А его самолет так и остался в озере, пока его не нашли и не подняли поисковики фонда «Крылатая память Победы». Особую ценность находке придает то, что это самолет первой одноместной модификации, а не хрестоматийной двухместной, с кормовым стрелком.

Справка «Известий»

Штурмовик Ил-2 впервые поднялся в воздух в октябре 1939 года и строился серийно с 1941 по 1945 год, став самым массовым боевым самолетом в истории: более 36 тыс. выпущенных машин.

Первые опытные образцы Ил-2 имели двухместную кабину, однако из-за недостатка мощности двигателя и по настоянию военных, требовавших улучшения летных характеристик, в серию был запущен одноместный вариант. Штурмовики этой модификации несли большие потери в боях с истребителями противника.

В 1943 году промышленность начала выпуск двухместных Ил-2 с более мощным двигателем и кабиной стрелка. Почти все сохранившиеся до наших дней музейные машины относятся к этой модификации.

 

ИЛ2_1

Штурмовик Ил-2 поднят со дна озера в Мурманской области

Фото: ТАСС/Федосеев Лев

Благодаря мягкой посадке на воду самолет хорошо сохранился — уцелели даже приборы в кабине и колеса шасси. После подъема самолет был частично разобран на воде — для облегчения подъема на берег и последующей транспортировки в Новосибирск, где начнется кропотливая работа по реставрации его до летного состояния. Этой уникальной в нашей стране деятельностью занимаются специалисты новосибирского предприятия «Авиареставрация» и фонда «Крылатая память Победы».

Первенцами в, к сожалению, пока относительно небольшом ряду восстановленных силами энтузиастов фонда самолетов стали три истребителя И-153 и шесть И-16, сделанных в середине 1990-х годов по заказу новозеландского коллекционера. Значительно облегчало работу то, что двигатель АШ-62 в дальнейшем с минимальными изменениями был установлен на пассажирских Ан-2 и, как следствие, не является редкостью.

ИЛ2_1

МиГ-3 — советский высотный истребитель-перехватчик времен Второй мировой войны

Фото: facebook.com/wingsofvictory.ru

С тех пор «новозеландские» И-153 и И-16 разошлись по миру, несколько вернулись на Родину. С МиГ-3 оказалось сложнее — в хорошей сохранности их двигателей не осталось и для них (и забегая несколько вперед — Ил-2) приходится использовать более распространенные американские Allison V1710. Следует однако отметить, что это не современные двигатели, а современники самолетов — двигатели этого семейства устанавливались, например, на «Аэрокобрах» или «Мустангах». Из трех восстановленных летнопригодных МиГов два находятся в России, один «уехал» в США.

За рубежом «живут» также все восстановленные до летного состояния истребители семейства Як-7/9/3. В общей сложности для зарубежных коллекционеров в 1990-е годы были восстановлены два десятка самолетов Як, и те из них, что летают — используют двигатели Allison. Музей авиации в Сиэтле гордится наличием в коллекции «единственного на Западе» Як-9У с родным двигателем ВК-107А, однако их машина, судя по всему, не в летном состоянии. В России, к сожалению, летающих истребителей Як нет, но хотелось бы отметить труд учеников и преподавателей Новосибирского технического колледжа им. А.И. Покрышкина, которые восстановили Як-9 для установки в качестве памятника.

Жемчужиной коллекции фонда «Крылатая память Победы» является двухместный Ил-2, один из двух летающих Ил-2 мире. Это второй «живой» штурмовик данного типа. Первый, восстановленный в 2011 году, также улетел в Штаты. На прошлогоднем МАКСе состоялась «премьера» Ил-2 широкой общероссийской публике. Самолет принимает участие в памятных мероприятиях, авиационных праздниках, а в апреле этого года своим ходом повторил путь, который три четверти века назад одолели его собратья — слетал (разумеется, с промежуточными посадками) до Берлина и обратно, на авиашоу ILA Berlin 2018, где стал звездой русской экспозиции. И теперь, если повезет, после кропотливого труда, в России будет два летных образца легендарного штурмовика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector