Как мыслить нешаблонно в реальных условиях
Содержание:
Упражнения
А теперь немного поиграем. Я подобрала вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.
Соединяем несоединимое
Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.
Это упражнение часто используют на кастингах радиоведущих. Представители данной профессии должны уметь сходу перескакивать с одной темы на другую и делать это красиво и естественно.
Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте. Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:
- собака и микрофон;
- башня и ремень;
- мост и пуговица;
- газонокосилка и блоха;
- Луна и субботник.
Инструкции
Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.
Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.
- Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
- Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
- Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
- Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
- Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
- После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.
Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.
Два события
Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ. Возьмем следующие события:
- Во дворе жалобно заскулила собака.
- В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.
Вот что получилось у меня: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.
Я подготовила для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!
- В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
- Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
- Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.
Логические цепочки
Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.
- Оба объекта относятся к живой природе.
- И то и другое содержит в себе воду.
- Представители и того и другого вида бывали в космосе.
- И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.
Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.
Все наоборот
Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.
Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.
Что это такое?
Шаблонное мышление – способность не врожденная, а приобретенная. И чем дольше мы живем, тем больше рамок встает вокруг нас. Ребенку внушают, что манная каша и рыбий жир – это хорошо, а шоколад – плохо. Он слушает внимательно и даже делает вид, что согласен, а как не согласиться, хочется ведь, чтобы мама и папа были довольны, да и выбора особого нет. А достигая сознательного возраста, чадо вдруг открывает для себя, что конфеты вкуснее овсянки и чаще всего накидывается на «запретный плод».
Дальше разговоров о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо» станет еще больше. Не поступил в институт – плохо дело. Не вышла замуж до 23 лет – несчастная. Не построил карьеру до 30 – неудачник.
А может быть, все не так плохо? Получив рабочую профессию в колледже, можно зарабатывать в разы больше, чем получает выпускник вуза. Выйти замуж можно и позже, но не за первого встречного, а действительно за достойного человека. А начать поход вверх по карьерной лестнице и вовсе никогда не поздно. Но легко сказать, а что по этому поводу подумают окружающие?
Очень часто эта мысль не только лишает нас простого человеческого счастья, но и закрывает дорогу к, возможно, выдающимся открытиям и достижениям. Разве Малевич, создавая свой «Черный квадрат», думал, что будут говорить о нем критики? А Булгаков, работая над своими произведениями, боялся осуждения толпы?
То же касается и научных открытий, и исследований в области медицины, биологии, астрономии. Ничего бы этого не было, если бы все жили исключительно по тем законам, которые диктуются нам на каждом шагу жизненного пути. Есть, конечно, правила, нарушать которые, значит, противоречить здравому смыслу. Нужно спать, есть, пить. Весь вопрос во времени, качестве и объемах.
Это в пионерском лагере отбой происходит в 9 вечера. А если во взрослом возрасте не спится, может, лучше заняться делом, хотя бы почитать, а не пить снотворное? Будильник зазвонит только в 7, а вам уже часа два как не спится? Так, может, не ждать сигнала к началу активной фазы жизни, а встать, сделать зарядку, навести порядок на кухне, почитать, в конце концов?
Что это такое?
В переводе с латинского языка ригидность означает «жёсткость», «твёрдость», «оцепенение». Физиологи дают следующее определение этому явлению: под ригидностью понимается отсутствие реакции на конкретные стимулы или сопротивление им из-за резкого усиления тонуса анатомических структур.
Людям с подобным мыслительным процессом присущи инертность мышления, неумение подстраиваться под изменяющиеся события. Им сложно выйти за рамки норм поведения, правил, установленных обществом. Они не привыкли менять когда-то принятое решение.
Формирование ригидности начинается в детстве. К этому приводят завышенные требования к ребёнку, недоверие к его действиям, проявление родительской агрессии. У малыша появляется страх прийти к неправильному результату. Он желает постоянно демонстрировать свою значимость, стремится к абсолютному первенству.
Принято считать, что ригидность – это недостаток, который препятствует самореализации личности. Люди с умеренным ригидным мышлением обладают хорошей производительностью, умением захватить лидерство. Ригидным людям подходят занятия точными науками. Из них получаются чудесные бухгалтеры, экономисты, финансисты, математики. Они хорошо выполняют монотонную работу с однотипными документами или на конвейере.
Среди ригидных людей часто встречаются приверженцы здорового образа жизни. Такие индивиды готовы употреблять полезную, но невкусную пищу. Девочки подросткового периода с агрессией воспринимают неправильное питание и могут довести себя до анорексии. Ригидность в чистом виде способна сильно усложнять жизнь человека. Высокая ригидность нередко является источником чрезмерной конфликтности и одержимости параноидальными идеями.
Особенности
Когнитивистика (от лат. cognitionis – познание) объединяет в себе когнитивную психологию, лингвистику, нейрофизиологию, а также теорию познания и искусственного интеллекта. Развитие этой науки продолжается в нескольких направлениях. За основу берут концепцию биологической эволюции Жана Пиаже, теорию разумного мышления с включением процесса преобразования внешних действий во внутренние психические функции Льва Выготского и информационный подход к системе. Механизм работы структуры головного мозга изучают с помощью томографа и других современных методов сканирования.
Когнитивное мышление неразрывно связано с познавательным процессом. Оно отвечает за формирование понятий, принятие решений и вырабатывание реакций.
В психологии выделяют 3 вида такого мышления.
- Наглядно-действенный тип нацелен на решение определённых задач, связанных с конструктивностью, производством и организацией деятельности. Он присущ детям до 3-х лет, познавательный процесс которых неразрывно связан с задействованием рук.
- Наглядно-образный вид преобразовывает обобщённые мысли в конкретные образы. Он формируется у детей с 4-7 лет. В это время связь сознания с практическими движениями не так сильна, как прежде.
- Отвлечённое мышление связано с абстрактными рассуждениями. Оно наблюдается у школьников и взрослых, которые могут оперировать обобщёнными понятиями, лишёнными непосредственной наглядности и образов.
Природа когнитивных стилей мышления до сих пор не изучена во всей полноте. Рассмотрим некоторые из них.
Представители простого стиля когнитивного мышления интерпретируют происходящие процессы в упрощённой форме. Обладателям сложного стиля присуща склонность к многомерности при восприятии существующих понятий и выявлению в них множества взаимосвязанных сторон.
Обладатели конкретной мыслительной деятельности не терпят неопределённости, зависят от статуса и авторитета. Они имеют чёрно-белое мышление, стереотипность решений. Люди с абстрактным когнитивным мышлением склонны к риску, самостоятельности, гибкости
Им свойственно обширное объединение понятий.
Люди с аналитическим стилем обращают внимание на различие предметов, зацикливаются на их отличительных признаках, мельчайших элементах. Синтетический стиль присущ личностям, склонным концентрировать внимание на сходстве сведений и находить в них общие признаки.
Обладателям импульсивного стиля свойственно мгновенное принятие решений при имеющемся выборе
Поспешность нередко приводит к ошибкам. Имеющие рефлективный стиль действуют в замедленном темпе при принятии решений, поэтому появление ошибок сведено к минимуму.
Некоторым людям присуще широкое распределение внимания на множество деталей одновременно. Такие личности способны сканировать отображаемую ситуацию. Другие индивидуумы могут только поверхностно, фрагментарно характеризовать бросившиеся им в глаза факты и явления. Им присуща способность узкого контроля, которую называют фокусирующим стилем.
Толерантные субъекты способны принять неоднозначные события, не соответствующие представлениям человека. Они могут анализировать их по имеющимся характеристикам. Нетерпимые люди не готовы к получению познавательного опыта, где присутствуют противоречащие их знаниям сведения.
Незнакомое знакомое, или Что такое функциональная ригидность
Чтобы находить новые подходы к событиям и отношениям с людьми, нужно смотреть на них по-новому, «свежим взглядом». Большинство людей находятся под влиянием известного когнитивного искажения — «функциональная ригидность». Оно заставляет видеть возможность использования объектов только по их обычному назначению.
Но надо признать: ничто из окружающего нас на самом деле не является тем, за что мы его принимаем. Например, при таком подходе коробка с хлопьями для завтрака — уже не коробка хлопьев. Она может быть разделена на картонную и бумажную части. Она может стать источником биомассы или маленьких гранул и зерен. Содержимое коробки можно превратить в липкую массу.
Обычный скотч позволяет соединять предметы и материалы, но из него можно создать и самостоятельные конструкции любой формы. А телефон может вполне превратиться в воображении к машину или самолет.
Самое главное, что стоит развивать: вы должны суметь сделать известное и привычное неизвестным и непривычным.
Диагностика состояния
Обнаружить аномальное состояние, перекос когнитивной деятельности не так трудно. Самостоятельно определить изменение тоже возможно. Но чтобы признать проблему, нужна определенная доля мужества. Что касается объективных способов диагностики, тут не обойтись без участия психолога.
Специальных опросников практически нет. Да и годятся они только для первичного обследования. Куда эффективнее оценка в «полевых» условиях. То есть использование стандартного задачника. Как правило, состоит он из 5-и казусов, которые нужно решить. По результатам можно судить о способности к рациональному, нетривиальному мышлению. Также применяется метод устного опроса
Важно выявить особенности логики условного пациента
Если имеются данные за нарушения интеллектуальной активности, не обойтись без консультации специалиста по психотерапии или психиатрии. Зависит от ситуации. Задача — выявить первичный патологический процесс, который препятствует нормальной активности.
Как избавиться?
Разрушить стереотипы намного труднее, чем их создать. Людям бывает сложно отказаться от укоренившегося в социуме мнения и решиться на нововведение. Для реализации разрушения стереотипности мышления необходимо избавиться от стандартного хода мыслей. Постепенный уход от сложившегося шаблонного мыслительного процесса помогает личности раскрыться в большей мере. Избавление от предубеждений дарит радость жизни. Благодаря этому формируется умение воспринимать дружелюбность людей и привлекательность мира
Для освобождения от стереотипности мышления важно предпринять ряд действий
Воспринимайте окружающий мир без оценивания. Навешивание ярлыков ограничивает свободу личности. Учитесь наблюдать за окружающими людьми без комментариев. Пробуйте избавляться от навязчивых убеждений типа «всем блондинкам свойственна природная глупость», «все мужчины склонны к изменам», а «незамужние женщины одиноки и несчастны». Научитесь замечать в людях их хорошие качества, не ищите в них отрицательные стороны. Попробуйте найти изюминку в каждом встречающемся на вашем пути человеке. Не отвергайте людей, принадлежащих другой когорте или ещё чем-нибудь отличающихся от вас.
Развивайте в себе способность принимать противоположную точку зрения, даже если она никаким образом не укладывается в ваши представления. Вырабатывайте терпимость к чужому мнению. Любой человек может отстаивать собственные позиции и суждения.
Не прислушивайтесь к навязываемому вам извне мнению. Свободный от стереотипов человек не будет указывать вам, что вы должны делать, а от чего должны отказаться. Не верьте сплетням, слухам, наговорам. Они нередко содержат ложную информацию. Доверяйте своему шестому чувству, интуиции. Убедите себя в том, что никому не требуется ваше одобрение. Все люди разные и они могут вести себя так, как им нравится. Примите этот факт, попробуйте мысленно поставить себя на их место.
Контролируйте свои движения. Выискивайте среди них стандартность и оригинальность. Поиск шаблонности и неординарности в собственных действиях помогает разрушить множество распространённых стереотипов. Расширяйте свой кругозор. Изучайте новые культуры, общайтесь с людьми разных национальных и религиозных принадлежностей. Свежие мысли и новые познания способствуют изменению взглядов на жизнь. Они не избавляют полностью от использования штампов и клише, но значительно расширяют границы мыслительного процесса.
Медитируйте
Медитации помогают взглянуть на ситуацию со стороны, освободить сознание от постороннего влияния. У человека появляется возможность порассуждать в спокойной обстановке, избавить разум от навязчивых шаблонных представлений.
Контролируйте собственные мысли
К такому контролю приводит умение прислушиваться к внутреннему голосу. Игнорируйте навязывание негативных фактов и сведений, в основе которых лежат паника и страх. Избавляйтесь от собственных оценок и категоричных суждений. Тренируйте гибкость своей мыслительной деятельности. Контроль над собственными мыслями помогает сосредоточиться на размышлении и абстрагироваться от стереотипов. Пущенные на самотёк рассуждения неосознанно подвергаются шаблонному влиянию.
Задавайте себе вопросы «зачем я так поступаю?» и «почему?»
Подобные вопросы дают возможность человеку посмотреть на ситуацию со стороны и трезво оценить её. Они способствуют признанию проблемы, попыткам исправления ситуации и саморазвитию. Нужно выработать привычку задавать себе самые разнообразные вопросы: «Что мне даёт эта обида?», «Почему я избегаю подобных ситуаций?», «Для чего мне хочется испытать такие эмоции?».
Развитие
Когнитивное мышление развивается с помощью внутренней речи, следовательно, мыслительный процесс зависит от языка. Язык и мысль неразделимы. Тренировать их надо ежедневно, иначе достичь хороших результатов сложно.
Хорошо развивают данный вид мышления:
- игры в шашки, шахматы, нарды, покер;
- сборка пазлов, кубика Рубика;
- разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад;
- решение математических задач;
- различные игры в «слова», «города»;
- изучение иностранного языка с установлением связи с родным языком, поиском ассоциаций;
- чтение книг с анализом каждой прочитанной страницы и фантазированием на тему дальнейших событий.
Синхронное рисование способствует повышению моторных навыков и улучшению координации глаз. Следует взять большой лист бумаги и в обе руки по карандашу. Затем необходимо одновременно начать зеркально изображать предметы. Двумя руками надо рисовать кружки, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники и другие предметы.
Следующее задание сводится к неотрывному написанию восьмёрок. Сначала их чертят поочерёдно левой и правой рукой, затем синхронно обеими кистями. Потом, наряду с восьмёрками, прописывают строчную букву «а», за которой опять следуют цифры «8». Таким же образом пишутся следующие буквы алфавита вперемежку с восьмёрками.
Все тренировочные упражнения способствуют удержанию тонуса мозга на протяжении дня, повышению работоспособности, сохранению ясного и острого ума до глубокой старости.
Виды
В психологии известны 3 типа ригидной личности.
Когнитивная
Людям с ригидной мыслительной деятельностью трудно осваивать и применять инновационные технологии. Новая информация воспринимается ими через силу. Они не корректируют ранее выверенные схемы в соответствии с постоянно обновляющимися сведениями. Составление нового плана не предусматривается. Обладателю данного мыслительного типа трудно взглянуть на мир под другим углом. Самостоятельное принятие решений ему не под силу.
Аффективная
Излишняя сосредоточенность на каком-нибудь явлении или предмете не позволяет ригидным людям уловить связь между реальными событиями и фантазией. Субъект идёт по пути проверенного ранее алгоритма, включая предыдущий опыт испытанных переживаний. Склонность к зацикливанию на одном объекте или действии нередко приводит к застреванию на навязчивых идеях, к психопатии.
Мотивационная
Ригидным личностям несвойственно обретать новые мотивы. Им трудно отказаться от ранее установленных потребностей и методов их удовлетворения. Признание собственной ошибки и её исправление даются с огромным трудом, как и познание неизведанных сторон жизни. Отсутствует желание корректировать любые мотивации при решении ранее поставленных задач. Например, обанкротившийся предприниматель по инерции продолжает жить на широкую ногу, погрязая в долгах и кредитах.
Шаблоны и STL
В комплекте с компилятором Вам предоставляется стандартная библиотека шаблонов (Standart Template Library).
Она содержит множество шаблонных функций и классов. Например, класс двусвязного списка(list), класс «пара» (pair), функция обмена двух переменных(swap), функции сортировок, динамически расширяемый массив(vector) и т.д.
Всё это — шаблоны и Вы можете их использовать. Для небольшого примера возьмем std::vector:
Заметьте, когда писали std::vector, авторы понятия не имели, элементы какого типа Вы будете хранить.
Шаблоны это слишком большой и мощный инструмент и описать всё в одной статье не представляется возможным. Это было лишь небольшое введение в мир шаблонов.
Углубляясь в шаблоны, Вы поразитесь тому, какой мощный это инструмент и какие возможности он предоставляет.
P.P.S. Просьба вопросы «консоль закрывается, что делать?», «русский язык не показывает. Что делать?», «как работает сортировка?», «что такое size_t», «что такое std::» и им подобные задавать либо в гугл, либо искать на данном сайте в других статьях. Не нужно захламлять комментарии этой чепухой. Если Вы этого не знаете, то может лучше сначала подтянуть свои знания?
Как перестать мыслить шаблонно
Книга «Лиминальное мышление» рассказывает о том, как перейти границы своих убеждений в личной и профессиональной жизни.
https://youtube.com/watch?v=RohZzX62ICU
Вот несколько советов, которые помогут отказаться от шаблонного мышления и взглянуть на проблемы или сложные ситуации с другой стороны.
Избавляемся от шаблонного мышления
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Признайте свою необъективность
Многие проблемы, которые руководители компаний хотят решить, вызваны их поведением — как минимум частично (бывает, что сами руководители этого не осознают). И если у вас есть трудноразрешимая насущная проблема, которая то и дело дает о себе знать, начните с признания собственной необъективности.
Чаще всего так и бывает: мы пытаемся решить проблему, будто глядя на нее со стороны. Когда человек говорит о проблемах, он часто показывает пальцем на других, исключая себя из ситуации. Он постоянно повторяет слово «их», потому что «они» и кажутся ему проблемой.
Но в большинстве случаев «они» — не единственная причина. Проблемы, которые долго не решаются, относятся к категории системных. И если вы часть этой системы, то неизбежно и часть проблемы тоже.
Самое большое слепое пятно — вы сами
Если вы не хотите обратить внимание на то, какой вклад в ситуацию вносите лично вы и насколько возникновение проблемы зависит от вас, у вас никогда не будет четкого представления о ней. Ваше понимание ситуации будет искаженным, как и ваши убеждения
Прислушайтесь к эмоциям
У вас есть потребности. Вы работаете, ходите по магазинам, обедаете и т. д., чтобы удовлетворить свои потребности в пище, воде или убежище. И если они удовлетворены, появляются другие, более продвинутые: дом получше, или машина, или великая цель и поиски смысла.
«Оставить эмоции за дверью» — опасная идея. Вы не можете снять эмоции, как верхнюю одежду, и где-то их оставить.
Опустошите свою чашку
Самая распространенная ошибка при попытках что-то изменить — решить, что вы хорошо разбираетесь в ситуации. Иногда одни люди видят проблему так, а другие — иначе. А иногда другие вообще не видят проблемы или видят, но совсем иную.
Чтобы научиться чему-то новому, нужно опустошить свою чашку, избавиться от лишнего: знаний, учений, убеждений и предрассудков, которые вам мешают. В практике дзен это называется «сознанием новичка».
Иметь «сознание новичка» — значит пробудить желание учиться, стать любознательным, открытым всему новому. Даже будучи экспертом в какой-то области, вы начинаете изучать ситуацию с чистого листа, открываете ее для себя заново, как это делал бы новичок или ребенок.
Ломайте шаблоны
Если действовать не по привычке, а произвольно, не продумывая ход событий, то можно увидеть ситуацию в новом свете.
Подумайте, как работаете вы. Скорее всего, как и многие из нас, вы живете на автопилоте.
Каждый день вы едете одним и тем же маршрутом, видите по пути одно и то же, со временем перестаете замечать, что вас окружает.
Но если вдруг дорогу закрывают — на ремонт или по какой-то другой причине — и вам приходится искать объезд, вы вынуждены обращать внимание на все новое, что находится вокруг вас. Любое действие, которое вы предпримете, чтобы выйти из накатанной колеи, поможет вам увидеть ситуацию иначе и укажет на новые возможности
Сделайте что-то по-другому.опубликовано econet.ru
Любое действие, которое вы предпримете, чтобы выйти из накатанной колеи, поможет вам увидеть ситуацию иначе и укажет на новые возможности. Сделайте что-то по-другому.опубликовано econet.ru.
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
По материалам книги «Лиминальное мышление»
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet