Виды, примеры и смысл ролевых конфликтов: внутриролевой, личностно-ролевой
Содержание:
- Конфликт и его виды
- Понятие, виды и характеристики роли
- Основные виды конфликтов
- Виды конфликтов в организации
- Разновидности ролевых конфликтов с примерами
- Признаки внутреннего конфликта
- Справочная информация
- Способы решения ролевых конфликтов
- Что делать?
- Формы и способы решения проблемы
- В тюрьмах
- Примеры и способы разрешения
Конфликт и его виды
Определение 2
Конфликт – это противоборство между субъектами социального взаимодействия, ввиду наличия у них противоположных мотивов, включая потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения, или суждений – мысли взгляды, оценки и пр.
Типовыми моделями конфликтов выступают следующие:
- «плюс-минус»;
- «плюс-плюс»;
- «минус-минус».
Конфликт «плюс-плюс» предполагает выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда ехать в отпуск или машину какой марки купить. Необходимо отметить, что выбор происходит из двух благоприятных вариантов, но необходимость совершить выбор может быть так сложна и мучительно, что ее сопровождает стрессовая ситуация.
Конфликт «плюс-минус» — это притягивание и отталкивание, принятие решения, когда у каждого варианта отмечаются позитивные и негативные последствия, а выбрать надо один, учитывая необходимость решения общей задачи. Например, при конфликте между руководителем и подчиненными, увольнение подчиненного – это альтернатива для руководителя. Увольнение невыгодного подчиненного – это позитивный аспект, а поиск нового сотрудника – негативная сторона. В таком случае учитываются варианты, эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели.
Любой конфликт несет как положительные последствия, так и отрицательные. Несмотря на их четкое разделение в теории, на практике не всегда так легко разграничить конструктивность и деструктивность конкретного конфликта. Это зависит от ряда причин:
- трудность формирования обобщенной оценки положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;
- изменение степени деструктивности и конструктивности в зависимости от стадии развития;
- конфликт может быть одновременно и конструктивным, и деструктивным для разных конфликтующих сторон;
- конструктивность и деструктивность конфликта могут по-разному восприниматься его основными участниками и их социальным окружением.
Замечание 1
Положительный, функционально полезный результат конфликта – это решение проблемы, породившей разногласия, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение доверия и понимания, укрепление партнерских взаимоотношений и сотрудничества.
Конфликт является способом выявить и зафиксировать разногласия, а также проблемы в обществе, организации и группе. Конфликт свидетельствует о достижении разногласиями наивысшего предела, поэтому необходимо принимать незамедлительные меры по их устранению. Иными словами, любой конфликт выполняет информационную функцию, предоставляя дополнительные импульсы для осознания своих и чужих интересов в противостоянии.
Развитие конфликта способствует устранению тех недостатков социальной организации, которыми он был вызван. Конфликт снимает социальную напряженность и ликвидирует стрессовые ситуации, помогая разрядить обстановку.
Замечание 2
Отрицательными, то есть деструктивными результатами конфликта выступают неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения текущих проблем, нарастание враждебности в межгрупповых и межличностных отношениях.
Также ролевой конфликт может состоять из противоречий между разными ролями разных сотрудников организации. Внутриличностный конфликт может возникать в связи с несовпадением личных потребностей или ценностей работника. Сложность решения внутриличностных конфликтов заключается в том, что иногда сталкиваются три составляющие, необходимые для достижения поставленной цели: желания. необходимость и возможности.
Понятие, виды и характеристики роли
В психологии взаимодействие между людьми определяется ролевыми отношениями. С другой стороны, роли — это индивидуальные личностные характеристики субъектов. Большая часть того, что человек думает и делает, относится к его социальным ролям.
Общество контролирует взаимодействие людей в соответствии с репертуаром их ролей, которые исполняются общающимися людьми. Для каждого индивида в течение жизни предусмотрены самые разнообразные роли: ребенок, школьник, студент, отец или мать, инженер, врач, представитель какого-либо слоя общества и т.д.
Ролевое обучение нужно для того, чтобы осуществлять:
- Выполнение обязанностей и пользование правами в зависимости от принятой и выполняемой роли;
- Приобретение установок, навыков поведения, соответствующих принятой роли, и имеющих адекватный эмоциональный настрой.
Роль с точки зрения социологии и психологии представляет собой совокупность социальных норм, которые общество (группа) побуждают освоить человека. Чаще всего роль определяется в качестве динамического аспекта статуса, перечня реальных функций, которые задает группа своему участнику, системы ожидаемых поведенческих стереотипов для выполнения конкретной работы.
Виды ролей определяют особенности групп, в состав которых включен индивид. В соответствии с общественными отношениями выделяют социальные и межличностные роли. Первые из них относятся к социальному статусу, профессии или виду деятельности (например, преподаватель, школьник, продавец, клиент и т.д.). Также отдельно рассматривают социально-демографические роли (например, муж, жена, дочь, сын). Мужчина и женщина — это тоже определенные роли, которые биологически предопределены и предполагают специфические аспекты поведения.
Замечание 1
Межличностные роли в психологии относятся к межличностным отношениям, регулируемым на эмоциональном уровне (например, лидер, кумир семьи и т.д.).
В соответствии с нормами и ожиданиями, которые приписываются той или иной роли, они делятся на:
- представляемые роли (система ожиданий человека и определенной группы);
- субъективные роли (ожидания, связываемые человеком со своим статусом, т. е. его субъективное представление о том, каким образом он будет действовать в отношении лиц с другим статусом);
- играемые роли (наблюдаемое поведение человека, который имеет данный статус, по отношению к другим людям с другим статусом).
Основные виды конфликтов
Основополагающие виды конфликтов в психологии классифицируются в соответствии с признаком, находящимся в основе систематизации. Поэтому противостояния можно группировать по количеству участников конфликта: внутри и межличностный, а также групповой.
Внутриличностный конфликт зарождается при столкновениях собственных целей индивида, которые одновременно являются для него актуальными и несовместимыми. В свой черед конфликт, происходящий внутри личности, подразделяется в зависимости от выбора. Варианты могут быть одинаково привлекательными и одновременно недостижимыми. Ярчайшим примером такого «равностороннего» выбора, порождающего противостояние, считается история о Буридановом осле, умершим голодной смертью, поскольку не сумел выбрать из двух стогов сена, находящихся на одинаковом расстоянии, один.
Варианты могут быть одинаково непривлекательными. Примеров этому можно найти в различных кинолентах, где героям приходится совершать выбор, в равной мере неприемлемый для него.
Результат выбора может одновременно быть привлекательным и незаманчивым для индивида. Человек напряженно анализирует, подсчитывая плюсы и вычисляя минусы, поскольку боится принять неверное решение. Примером этому служит присвоение чужих ценных вещей.
Столкновения разнообразных ролевых позиций личности порождают ролевые внутриличностные противоречия.
Виды ролевых противостояний подразделяются на личностный, межличностный и межролевой.
Личностно-ролевое противоречие наступает вследствие изменений требований к роли извне, когда такие требования не согласуются с мнением индивида, с его нежеланием либо неспособностью соответствовать. Поскольку всякая социальная роль субъекта характеризуется наличием у него индивидуальных требований, сложившихся пониманий и представлений о ней.
Межролевое противоречие обнаруживается, когда чересчур сильное «вживание» в определенную социальную роль, не позволяет индивиду становиться в иной ситуации на другую ролевую позицию.
Ярчайшими проявлениями межличностного конфликта являются взаимно направленные упреки и споры. Всякое участвующее в противоречии лицо стремится удовлетворить личностные потребности и собственные интересы.
Межличностные противостояния также классифицируются по:
— сферам: семейные и бытовые, деловые и имущественные;
— действию и следствиям: конструктивные, приводящие к сотрудничеству, нахождению средств для улучшения взаимоотношений, достижению целей, и деструктивные, опирающиеся на стремление индивида подавить противника, направленные на достижение первенства любым путем;
— критерию реальности: ложные и подлинные, случайные, скрытые.
Групповой конфликт происходит между несколькими малыми общностями, которые находятся в составе большой группы. Его можно охарактеризовать как конфронтацию групп, основой которого является принцип «мы – они». При этом своей группе участники приписывают исключительно положительные качества и цели. А второй группе – отрицательные.
Классификация видов конфликтов: подлинный, ложный, неверно приписанный, смещенный, случайный (условный), латентный (скрытый). Подлинный конфликт воспринимается адекватно и существует объективно. Например, супруга желает использовать свободное помещения в качестве гардеробной комнаты, а муж – мастерской.
Условное или случайное противостояние отличается легкостью его разрешения. При этом его субъекты не осознают этого. Например, вышеприведенное семейство не замечает, что в квартире есть иное свободное пространство, подходящее либо под мастерскую, либо под гардероб.
Смещенное противостояние наблюдается, когда за очевидной конфронтацией скрывается другое. Например: супруги, препираясь из-за свободного помещения, в действительности конфликтуют из-за не согласующихся представлений о роли супруга в семейных отношениях.
Неверно приписанное противоречие отмечается когда, супруга бранит благоверного за сделанное им по ее же просьбе, которую она уже забыла.
Скрытый или латентный конфликт базируется на объективно существующем противоречии, не осознаваемом супругами.
Ложный конфликт – это противоречие, которое в действительности не существует. Он зависит от восприятия супругов. Другими словам, для его появления не нужны объективные причины.
Виды конфликтов в организации
Организация не может существовать без разнообразных конфликтных процессов. Поскольку она состоит из индивидов, характеризующихся различным воспитанием, взглядами, целями, потребностями и стремлениями. Любое столкновение является отсутствием согласия, разногласием мнений и воззрений, противостоянием разнонаправленных позиций и интересов.
Виды конфликтов в менеджменте организаций принято рассматривать на различных уровнях: социальном, психологическом и социально-психологическом.
Виды конфликтов в коллективе могут нести положительный заряд или быть негативными. Считается, что конфликты в деловой среде способствуют определению позиций и точек зрения членов организации, предоставляют возможность проявить собственный потенциал. Кроме того, они позволяют всесторонне рассмотреть проблемы и выявить альтернативы. Таким образом, конфронтация в организации часто приводит к ее развитию и продуктивности.
Виды и функции конфликтов в трудовых отношениях. Противостояние является движущей силой и мотивацией. В свой черед, боязнь и избегание конфронтаций порождается неуверенностью в возможности успешного разрешения конфликтного процесса. Поэтому следует принимать конфликт в качестве инструмента.
Классификация видов конфликтов
Конфронтации в трудовом коллективе обусловлены организационными уровнями, к которым принадлежат участники, вследствие этого конфликты подразделяются на:
— вертикальные, наблюдающиеся между разными ступенями иерархической лестницы (таких конфликтов большинство);
— горизонтальные, происходящие между отдельными направлениями функционирования компании, между формальными группами и неформальными коллективами;
— смешанные, охватывающие элементы вертикальных противоречий и горизонтальных конфронтаций.
Кроме того, конфликты в организации систематизируются по сфере появления и формирования конфликтных ситуаций и бывают:
— деловыми, то есть связанными с профессиональной деятельностью субъектов и с выполнением функциональных обязанностей;
— личными, затрагивающими неофициальные интересы.
Также конфликты классифицируются по разделению между выигравшими сторонами и проигравшими на:
-симметричные, то есть происходит равное распределение результатов противостояния;
— ассиметричные, наблюдаются, когда одни выигрывают либо теряют намного больше, нежели другие.
По степени выраженности можно подразделить конфликты на сокрытые и открытые.
Скрытое противостояние обычно затрагивает двух индивидов, старающихся до определенного момента не выказывать, что между ними существует конфронтация.
Скрытый разлад часто развивается в виде своеобразной интриги, под которой подразумевается умышленный нечестный поступок, выгодный инициатору, вынуждающий коллектив либо субъекта к конкретным действиям, что наносит личности и коллективу урон. Открытое противостояние находится под управлением руководства, вследствие чего они считаются менее опасными для организации.
Конфликтные ситуации подразделяются в зависимости от их последствий на деструктивные (наносят вред компании) и конструктивные (способствуют развитию организации).
Конфликты в организации также как иные типы конфронтаций бывают: внутри и межличностными, межгрупповыми, между работающим индивидом и группой.
Часто специалистам предъявляются неуместные претензии и завышенные требования относительно его профессиональной деятельности и результатов работы либо требования компании несходные с персональными потребностями работающего либо его интересами – это примеры видов конфликтов внутриличностного характера. Эта разновидность противостояний является своеобразной ответной реакцией на трудовую перегрузку.
Межличностный конфликт чаще наблюдается между руководителями.
Противостояние между работягой и группой возникает, если ожидания коллектива не соответствуют ожиданиям отдельного специалиста.
Межгрупповой конфликт базируется на конкуренции.
Разрешать все виды конфликтов в менеджменте необходимо либо руководителю, или же компромисс.
Разновидности ролевых конфликтов с примерами
Внутриличностный конфликт в психологии — типы, причины и последствия
Понять смысл столкновения социальных ролей помогут разновидности ролевых конфликтов с примерами:
- К конфликту между разными социальными ролями иллюстрацией является положение матери семейства. В профессии она пользуется уважением, с ней советуются, повышают в должности. В семье, погружаясь в домашнюю рутину, деловая женщина становится типичной домохозяйкой.
- Для конфликта в пределах одной социальной роли примером является ситуация: выпускник школы с гуманитарным складом ума по настоянию близких поступает учиться в технический вуз. Безусловно, он будет чувствовать себя не на своем месте. Да и с учебой у такого студента не заладится, не будет истинного интереса, так как все подчинено слову «надо». Конфликт: для домашних он – гордость семьи, так как учится в престижном вузе, в учебе – не самый прилежный студент.
Статусно-ролевой
Классифицируя виды ролевых конфликтов, в первую очередь, называют статусно-ролевой. Его также считают межличностным, потому что объектом являются или межгрупповые позиции, или статусность в межличностных отношениях.
Статусно-ролевой конфликт нередко возникает в семейных отношениях и становится причиной разлада между супругами
Пример такого типа столкновения характерен для соперничества в семье, когда супруги борются за главенство. Психологи говорят, что наиболее приемлемым разрешением этой конфликтной ситуации будет приспособление, когда одна сторона пойдет на уступки другой. Полезно использование компромисса, когда стороны договариваются между собой, мирно распределяя обязанности.
Я-концепция
Причиной подобного типа ролевого поведения служит преодоление противоречий, возникающих у индивида в связи с несоответствием между ожиданиями социума и личными способностями. Бывает, что человеку сложно справиться с выполнением новой роли по той причине, что он еще «не дорос» до нее. Например, молодой специалист попадает в крупную компанию на ответственную должность. Кризис ролевой может наступить от осознания того, что не хватает опыта, трудно выполнить предъявляемые требования. В такой ситуации требуется изменить я-концепцию. Это всегда болезненно, потому что связано с эмоциональными переживаниями.
Неоднозначные условия
Этот тип внутриличностного противоречия готов возникнуть, когда к человеку предъявляют в рамках одной роли разные требования. Например, на предприятии отсутствуют разработки рабочего процесса. В то же время осуществить работу можно только при помощи определенных правил. Такая неоднозначная ситуация вызывает у работника ролевой стресс из-за различности требований, так как условия неоднозначны.
К сведению. Следовать социальной роли – значит, иметь некоторую степень несвободы. Приходится действовать не так, как требует индивидуальность, а так, как предписано нормами. Например, работник конвейера настолько регламентирован, что ограничено почти каждое его действие. Такое исполнение часто вызывает чувство психологической угнетенности и отчуждение.
Социальная роль требует от человека регламентированного поведения, которое может вызывать чувство психологического напряжения
На основе недостаточности ресурсов
Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная позиция не позволяет раскрыть и проявить свои способности, реализовать жизненные устремления из-за недостаточности ресурсов, например, нет мотивации, не хватает образования, мало времени для реализации цели.
Оптимально будет такое соотношение между личностью и ролью, при котором к человеку предъявляются посильные требования, предлагаются разрешимые для него задачи, а у него самого есть для этого необходимые ресурсы.
К сведению. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько позиция соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения – ролевым требованиям.
Признаки внутреннего конфликта
Существует несколько симптомов такого недомогания:
- апатия;
- депрессивность;
- замкнутость;
- низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе;
- тревожность;
- раздражительность;
- потеря концентрации;
- равнодушие к жизни.
Симптоматика меняется, изменения зависят от степени тяжести заболевания. При легкой конфронтации личность старается отвлечь себя различными делами, например:
- уборкой;
- раскладыванием книг в алфавитном порядке;
- профессиональной деятельностью.
Тяжелой форме недомогания свойственны следующие симптомы: упадок сил, апатия. Когда индивид не может сосредоточиться на своем выборе, его преследуют навязчивый поток мыслей, возникает тревожность, рассеянность, отсутствие сосредоточенности.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Способы решения ролевых конфликтов
О наличии ролевого конфликта в коллективе говорит ряд признаков и, прежде всего, ограниченные отношения, подчеркнуто-официальная форма общения, критические замечания в адрес соперника и др.
Рисунок 1. Методы разрешения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Довольно полезным при преодолении различных типов ролевых конфликтов может оказаться внедрение управленческих решений.
Под преодолением конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, снижение остроты противоречия.
Преодоление или разрешение ролевого конфликта может проходить конструктивно, когда достигается душевное равновесие, возникает новое ценностное сознание и деструктивно, когда конфликтная ситуация углубляется.
Установить факт разрешения ролевого конфликта можно через отсутствие неприятных состояний и негативных социально-психологических факторов внутриличностного конфликта, через повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
Исходя из индивидуальных особенностей, люди по-разному относятся к внутренним противоречиям и выбирают свои стратегии выхода из кризиса – одни долго размышляют, другие начинают быстро действовать. Так, например, холерик стремится решить всё очень быстро, а меланхолик будет долго размышлять, взвешивать всё за и против.
Помимо темперамента на процесс разрешения внутриличностных противоречий довольно большое влияние оказывают половозрастные особенности личности. Внутриличностные противоречия с возрастом приобретают типичные формы разрешения, имеющийся жизненный опыт заставляет по-новому переосмысливать и глубоко анализировать способы разрешения конфликта, преодолевать, казалось бы, непреодолимое.
Различным будет способ выхода из конфликта у мужчин и женщин. Рациональные мужчины менее склонны возвращаться к пережитому и стараются использовать его опыт для выхода из конфликта. Женщины же страдают каждый раз по-новому.
Основными элементами регулирования конфликта являются средства, методы, действия. Можно внести изменения в работу и деятельность предприятия для того, чтобы устранить несоответствия ролевых требований работников. Работа менеджера с сотрудниками тоже может стать эффективным решением проблемы. Помощь могут оказать психологические консультации, повышение квалификации сотрудников, профессиональное обучение.
Чтобы ликвидировать намечающиеся ролевые противоречия надо работников, способных к обучению, поддерживать, распространять передовой опыт и знания, осознавать важность развития сотрудников, работать над текучестью персонала. Снять ролевую напряженность может и перестановка работников, которая привносит эмоциональную новизну и держит в тонусе давно работающих сотрудников
Надо сказать, что перестановка сотрудников не должна быть для них неожиданностью
Снять ролевую напряженность может и перестановка работников, которая привносит эмоциональную новизну и держит в тонусе давно работающих сотрудников. Надо сказать, что перестановка сотрудников не должна быть для них неожиданностью.
Положительное влияние на профилактику ролевых конфликтов оказывают проводимые беседы, разъяснения, психологические меры по выстраиванию отношений, административные меры, например, изменение условий труда, к которым относятся санитарно-гигиенические, психофизические, эстетические условия.
Что делать?
1
Прежде всего, важно научиться нести ответственность за свои решения, как и принимать их
А делать выборы и принимать решения следует каждый день, так что выход из зоны комфорта неминуем.
Допустим, как порой бывает, мужчина женится и приводит в родительский дом женщину, которая его отцу или матери категорически не нравится. Они высказывают своё недовольство касательно её умения готовить. Отчего несчастный становится заложником ситуации, то защищая любимую, то впоследствии «срываясь» на ней.
Единственным выходом будет – уход из дома на вольные хлеба, чтобы распоряжаться своей жизнью свободно. Только вот придётся выложиться, найти дополнительный источник заработка, откладывать деньги, и даже в чём-то начать себе отказывать.
2. Расправиться порой с конфликтом можно только «разрушив» ситуацию, которая его создала. То есть, если это конечно возможно, уйти из какой-то группы, покинуть или изменить окружение. Это кардинальный метод, но, в некоторых случаях, единственный вариант, особенно, если личность приняла решение изменить качество жизни, улучшив её.
3. Также можно попробовать изменить ожидания, как личные, так и партнёров, группы. Сделать это не просто, поэтому эта статья будет вам в помощь.
4. Займитесь творчеством, даже если не умеете рисовать или писать стихи
Давать выход накопившимся эмоциям очень важно, иначе есть риск того, что возникнут какие-либо психосоматические заболевания, вплоть до депрессии и апатии
Также немаловажно заниматься спортом. Бег или йога отлично восстанавливают душевное равновесие, помогая определиться с выбором и найти решение проблемам
Можете посмотреть статью про медитацию, чтобы практиковать самостоятельно в удобное время.
Формы и способы решения проблемы
Нажмите для увеличения
Разобрать формы проявления и способы разрешения внутренних конфликтов, является важной задачей для каждого человека. О формах мы уже поговорили, теперь можно переходить к теме разрешения ситуации
Суть в том, если человек не найдёт для себя положительного решения, это приведёт к затяжной конфронтации и как следствие к суицидальной ситуации, нервному срыву или развитию психологических отклонений. Именно поэтому важно знать, как действовать в сложившихся условия. Тем более, если спокойно разобраться, это не так сложно.
Чтобы разрешение внутриличностного конфликта произошло как можно быстро, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- Уход. Постарайтесь отпустить сложную ситуацию и переключитесь на другую тему. Иногда проблему не решить при имеющихся навыках и возможностях. Поэтому стоит смириться;
- Компромисс. Если стоит выбор, постарайтесь прийти к компромиссу и сразу же начать действовать;
- Сублимация. В случаях, когда не можете решить задачу, переключитесь на другой вид деятельности, который приносит удовольствие. Например, хобби, занятие спортом или творчество, где вы можете достигать результатов. Позже вернётесь к нерешенной проблеме с новыми силами;
- Переориентация. Измените своё отношение к человеку или объекту;
- Идеализация. Если реальность очень плоха, включите музыку и попробуйте помечтать. Оторвитесь от действительности. Посмотрите комедию или фильм, который вам больше всего нравится;
- Коррекция. Постарайтесь объективно относиться к своему Я;
- Вытеснение. Если желания нереальны, старайтесь подавить их или отодвинуть на дальний срок, переключаясь на более достижимые.
В тюрьмах
Тюрьмы заполнены преимущественно мужчинами. Это может быть связано с более высоким уровнем тестостерона. В американской культуре доминирование символизируется контролем, независимостью, гетеросексуальностью, агрессивностью, властью и способностью к насилию. Когда самец обнаруживает, что ему не хватает одной из этих областей, он может быть вынужден восполнить это в другой области; например, когда бедный безработный молодой человек пытается продемонстрировать мужественность, вооружившись пистолетом или надев одежду, похожую на бандитскую. Когда кто-то находится в тюрьме, многие ресурсы, используемые для утверждения маскулинности, недоступны, поэтому мужчины ищут другие способы заявить о своей мужественности. Многие заключенные считают необходимым надеть маску гипер-мужественности, которая может противоречить их нормальной личности, чтобы сохранить свой статус в тюрьме. Это ожидание сохранения определенной идеи мужественности «противоречит основным человеческим потребностям и желаниям близости и эмоционального выражения, создавая стресс и конфликт между основной сущностью мужчины и социальными ожиданиями».
Ролевой конфликт наблюдается не только у сокамерников, но и у тюремного персонала. Есть два типа тюрем: тюрьмы для содержания под стражей и лечебные тюрьмы. Основная цель тюрьмы для содержания под стражей — защитить общество, сохраняя контроль над заключенными. Ожидается, что сотрудники исправительного учреждения будут поддерживать порядок, обеспечивать соблюдение правил и содержать под стражей. Ключевым правилом их работы является то, что взаимодействие между заключенными и офицерами должно оставаться на расстоянии. Основная цель лечебной тюрьмы — защитить общество путем реабилитации заключенного. Ожидается, что офицеры будут реагировать на заключенных терапевтически и наладить связи с ними. В настоящее время в тюрьмах сочетаются два типа содержания под стражей, и персонал переживает ролевой конфликт. Офицеров просят выполнять конфликтную работу, например, оставаться социально дистанцированной, а также выстраивать близкие, поддерживающие отношения с заключенными. Этот акцент на сочетании содержания под стражей и лечения часто приводит к образованию двух разных, антагонистических групп персонала.
Примеры и способы разрешения
Известно немало ролевых конфликтов, которые затрагивают не только взрослых, но и подростков. Разрешить такие ситуации возможно, если приложить определенные усилия.
Карьеристка
Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина.
Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери.
Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.
Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми, если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.
Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете: устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.
Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.
Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери, а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.
Подросток
Еще один пример такого конфликта , взрослеющий молодой человек.
Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.
Окружение может оказывать давление, касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.
Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.
Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы. Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.
Он сам решит определенные вопросы, избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.
Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.
Смена профессии
Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности.
Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.
Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям: он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.
Чтобы решить проблему, человеку дают время, так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.
Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.