Разрешение политических конфликтов

Сущность конфликтов между политическими партиями

По мнению многих исследователей российского происхождения, развитие политической жизни нашего общества, которому присуща многопартийность, обуславливает правомочность конфликтов при взаимных отношениях между политическими партиями.

Межпартийная политическая борьба в форме своего основного объекта подразумевает власть на каком-либо уровне. Межпартийные конфликты в их нормальной форме предполагают непрерывную борьбу за собственные платформы, программы и стремление доказывать несостоятельность и порочность платформ и программ конкурентов и противников. Но опыт анализа отношений между политическими партиями показывает, что в собственной практической деятельности политические партии не ограничены идеологическими взаимоотношениями, а используют весь доступный им арсенал, допустимый, а часто и недопустимый, политической этикой для достижения собственных целей. Рост политической культуры общества в целом, формирует предпосылки и для роста уровня культуры во взаимных отношениях меж партиями.

Важным является также повышение политической культуры парламентских групп и фракций, так как в развитом обществе демократического типа они соответствуют каким-либо политическим партиям, и отход парламентариев от принципов политики партии быстро завершается их изгнанием из рядов той партийной ячейки, политику которой они предали собственными действиями или выступлениями.

Накопленный опыт предупреждения и урегулирования конфликтов в социальной среде (особенно с учетом результатов социологических исследований) образует необходимые предпосылки для укрепления гражданского согласия и мира в общественной среде отношений. Для российской общественной среды последнее представляет особенную актуальность.

Возникновение, этапы протекания, способы урегулирования и разрешение конфликтов

Политология
различает этапы конфликтов, способы
предотвращения урегулирования и
возникновения конфликтов. Любой конфликт
требует урегулирования. Существуют
разные способы урегулирования конфликтов.

Технологии
урегулирования конфликтов опираются
на
решение нескольких задач:

— воспрепятствует
возникновению или разрастанию конфликта

— вывести все
теневые и неявные конфликты в открытую
форму, для того чтобы уменьшить
неконтролируемый процесс

— минимизировать
степень социального возбуждения (чтобы
не было широких социальных потрясений)

Для выработки
технологии контроля конфликтов выделяют
три этапа развития конфликта:

1)возникновение
конфликта
(на этом
этапе необходимо выявить причины
конфликта). При этом надо различать
причины от повода конфликта

Важно при
определении причин конфликта определить
предмет спора, что лежит в основе
конфликта. Всегда власть старается
локализировать конфликт

На
этом этапе стороны могут выбрать одну
или несколько моделей поведения:

— игнорировать
конфликт, дать возможность ему тлеть,
спокойно развиваться

— избегать чёткой
публичной оценки его природы, стараться
понравится различным слоям населения

— активно участвовать
в урегулировании конфликта. Необходимо
прорабатывать различные сценарии
развития конфликта, очертить конкретную
проблематику, которая есть в основе
этого конфликта, установить нормы и
правила поведения. Но главное заключается
в том, чтобы чётко определить, о чём идёт
спор в этом конфликте и стремиться
разрешить этот конфликт.

2)развитие
конфликта

(нужно опираться на широкий круг
информации (то, что нравится), откидывать
то, что не нравится.

Изучение
широкого круга информации предполагает:

— проникновение
в тактику противоборствующей стороны.

— понять, чего же
хочет противник, какова его тактика.

— надо стараться
поддерживать диалог. Но поддержка
диалога не исключает силового воздействия.
Необходимо информировать различные
стороны о сущности конфликта, но для
этого нужно располагать знаниями и
ресурсами.

В
ходе этапа развития конфликта выделяют
3 типа взаимоотношения сторон:

конкурентный
(предполагает постоянное воспроизведение
оппозиционных отношений друг к другу.
Всё равно ты враг, ты действуешь в
своих интересах)

индивидуалистский
(характерен для каждой стороны, стремление
каждой стороны получить преимущество)

кооперативный
(предполагает поиск точек соприкосновения
конфликта, совместный поиск выхода из
конфликта, совместное решение противоречий)

Типология политических конфликтов

Все политические конфликты делятся на международные (внешние) и внутренние. Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В зависимости от сферы жизнедеятельности можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этнополитические, политико-правовые и др.

Рассмотрим некоторые виды внутренних политических конфликтов.

Горизонтальные политические конфликты

В них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима, например между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д.

Горизонтальные конфликты неизбежно возникают в процессе совершенствования существующей системы власти (например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики и т. п.).

В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты, как правило, институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из них носит открытый, публичный характер, например парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в Конституционный Суд и др. Но существуют и «скрытые» от общественности политические конфликты, о которых знает только узкий круг политической элиты.

Вертикальные политические конфликты

Вертикальные политические конфликты можно разделить на два подвида: статусно-ролевые и режимные.

Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нес, за соответствие статуса и роли и др.). В качестве примера можно привести конфликты между центром и регионами в современной России, между правящей и оппозиционной элитами, возникающие в рамках существующей политической системы, и др. Иногда такие конфликты не имеют реального объекта и являются самоцелью

Подобный конфликт, как правило, провоцируют политические элиты либо для того, чтобы лишний раз напомнить о себе, либо для того, чтобы отвлечь внимание общественности от насущных политических проблем, которые они не могут или не хотят решать. Например, российские политические элиты периодически поднимают вопрос о захоронении тела В

И.Ленина, будоража общественность и отвлекая ее от реальных насущных проблем, которые требуют незамедлительного решения.

Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

Разновидностями политических конфликтов являются конфликты ценностей и конфликты интересов. При конфликте ценностей (ценностных ориентаций) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В ценностных конфликтах возможна постановка сакраментального для России вопроса «Что делать?».

В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и перераспределения различных ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр.). Здесь вопрос ставится иначе: «Как делать?».

Еще одной разновидностью политического конфликта является конфликт политических культур. В этом конфликте происходит столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития. Особенно заметными эти конфликты становятся в периоды радикальных реформ в обществе, когда сталкиваются старая и новая политические культуры (например, борьба старой тоталитарной (подданнической) политической культуры с новой либерально-демократической (активистской) культурой в современном российском обществе).

Как и другие социальные конфликты, политические конфликты бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, «мирными», конструктивными, деструктивными; могут иметь место на уровне центра, региона, отдельного города и района.

Какого бы типа политические конфликты ни возникали в обществе и какими бы причинами они ни были обусловлены, каждый из них «сигнализирует» об имеющихся противоречиях, которые необходимо разрешать.

Формирование военно-политического конфликта

На настоящем уровне развития перед человечеством простираются два пути. Первый путь направляется прочь от военных конфликтов и войн к «мирной эпохе», достичь которую можно посредством последовательной демилитаризации, отказа от политики силы и самой силы в ее милитаристском образе. Второй путь представляет собой продолжение разработки и производства наиболее смертоносного оружия, наращивания мощи армий, закладывания предпосылок новых, еще более страшных войн, которые способны уничтожить человечество.

Некоторые ученные считают, что войны стали вестись только после достижения цивилизацией определенного уровня развития. Но историческая и археологическая наука утверждают обратное — войны присущими абсолютно всем этапам развития человеческой цивилизации. Исследователи приблизительно подсчитали, что, с 3600 года до нашей эры в мире свершилось приблизительно 14 600 войн. В их итоге погибло свыше 3 миллиардов человек — для понимания, население Земли в 2001 году составляло 6,2 миллиардов человек.

Замечание 1

Вся история человечества знала только 292 года без войн, да и то, существуют серьезнейшие подозрения, что некоторые конфликты всего лишь не зафиксированы историками.

Основания политического конфликта

В основании политического конфликта лежат разного рода кризисы, а именно:

  • Кризис идентичности, который наступает при низвержении ценностей и идеалов, которые доминируют в политической культуре данной общественной среды;
  • Кризис в распределении культурных и материальных благ, который заключается в неспособности структур власти обеспечивать устойчивый прирост материального благосостояния граждан;
  • Кризис участия, то есть уменьшение степени вовлеченности граждан в процесс управления;
  • Кризис «проникновения», выражающийся в настойчивом стремлении управляющего класса реализовывать собственные решения во всех областях общественной жизни;
  • Кризис легитимности, выражающийся в несоответствии реализуемых целей и массовых представлений о нормах жизни.

Р. Гарр в качестве одной из главнейших причин образования политического конфликта рассматривает относительную депривацию, определяющуюся в образе восприятия деятелем (актором) расхождения меж его ценностными экспектациями и ценностными возможностями.

Замечание 1

Ценностные экспектации представляют собой условия и блага жизни, на которые, по убеждению людей, они безусловно вправе претендовать. Ценностные возможности — это условия и блага, которые они, в соответствии с их мнением, смогли бы обрести и удержать.

Условия возникновения и развития политического конфликта

На образование, развитие и затухание внутреннего политико-социального конфликта существенное воздействие оказывает существующий в общественной среде политический режим. Рассмотрим специфику проявления конфликта в условиях авторитаризма, тоталитаризма и демократии.

В тоталитарном обществе (государстве) вся совокупность конфликтов условно институционализирована, но лишь со стороны самого управляющего режима, который может конфликт «представлять» как политический, а собственным карательным мерам в отношении к мнимым и реальным противникам «придавать» правовую окраску, или оправдывать насилие «революционной целесообразностью». К примеру, в 20—30-е годы 20-го столетия в СССР на постоянной основе проходили показательные судебные процессы, которым был придан политический характер, а обвиняемых осуждали как «народных врагов».

Замечание 2

Тоталитарный режим не может допускать абсолютно никакой оппозиции даже по вопросам, которые касаются способов построения «идеального» государства.

В тоталитарных условиях даже высочайший уровень политико-социальной напряженности измерить по факту невозможно, так как всякое открытое ее проявление жестоким образом может подавляться. В связи с условиями тоталитаризма, самой характерной формой политико-социальной напряженности, является латентная (подавленная, скрытая) форма. А люди, которые понимают причину проблем, но вынужденные скрывать собственные эмоции и отношение к власти, существуют в состоянии перманентной фрустрации.

Открытое проявление политико-социальной напряженности может становиться возможным лишь в условиях серьезного послабления либо кризиса тоталитарного режима. В подобных условиях обычно весь накопленный при жестоком подавлении «негативный» потенциал политической и социальной напряженности, миновав все стадии развития, перерастает в открытый социально-политический конфликт.

В отличие от тоталитарного режима, при авторитарном режиме не существует абсолютного контроля над всеми сферами общественной жизнедеятельности. Прежде всего, контролируется политическая сфера. В идеологии может допускаться ограниченный плюрализм, если он не будет наносить вред системе. Репрессиям могут подвергаться активные противники режима. Люди, которые занимают позиции нейтралитета, не признаются врагами. В личной жизни также есть определенные свободы и права, но они обладают ограниченным характером.

Публичные политико-социальные конфликты авторитарный режим старается не допустить, а в случаях их возникновения — применяется силовое подавление. Даже горизонтальные политико-социальные конфликты в авторитарной системе политики обретают форму заговора либо дворцового переворота. Примером горизонтального конфликта при авторитаризме может служить смещение в 1964 году с поста Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Пленум ЦК КПСС от 14.10.1964 года, который решал вопрос по освобождению Н. С. Хрущева от занимаемой должности, являлся внеочередным, он был собран при отсутствии своего секретаря и более походил на заговор.

Замечание 3

Авторитарный режим политики может допускать определенные «вольности» в проявлении недовольств, но лишь на социальном (бытовом, производственном, административном) уровне.

Рассмотрим условия политических конфликтов при режиме демократии. Понятие «демократия» само по себе является очень многогранным. Под демократией понимается и форма устройства государства либо организации, и управленческие принципы, и вид социальных движений, которые предполагают реализацию народной власти, и идеал устройства общества, в котором граждане — основные вершители собственных судеб. Политический режим демократии допускает разнообразные, определенные законодательно формы проявления политической и социальной напряженности. Например:

  • Демонстрации;
  • Митинги;
  • Шествия;
  • Референдумы;
  • Пикетирование и др.

Более действенным способом воплощения социально-политической напряженности в демократических условиях являются открытые выборы разнообразных властных органов. В связи с этим в условиях развитой демократии политическая и социальная напряженность относительно редко вырастает в открытый политический конфликт.

Итак, образование и развитие политического конфликта в определенной мере детерминировано условиями социально-политической среды, в которой он возникает. Но и сам конфликт несет определенные изменения в окружающую среду.

Примеры политических конфликтов в России

На протяжении 1990-х годов противостояние было выражено во взаимных обвинениях и попытках одной властной ветви воплотить собственные цели за счет ослабления иной. Президент РФ периодически угрожал Думе роспуском. Государственная дума, в свою очередь, делала попытки объявления президенту импичмента в мае 1999 года. Кроме всего этого, фракции левого толка в Государственной думе непрерывно требовали отставки Правительства РФ (В. Черномырдина, Е. Гайдара, С. Кириенко) и изменений курса реформ.

Конфликты меж верховной президентской властью, представительной и исполнительной властью происходят и в настоящий момент. Так, законы, которые приняты Федеральным собранием, иногда не подписывает президент. Для решения конфликта образуются согласительные комиссии, в процессе работы которых сглаживаются противоречия. После чего закон снова выносится на обсуждение Федерального собрания. Во всяком случае, если за закон отдаст голоса свыше 2/3 депутатов, то президентское вето преодолевается. Это примеры цивилизованного, мирного пути разрешения конфликтов.

Второй по значению политический конфликт в российском государстве связывается с кризисом федерализма. В 1994 году вооруженную форму обрел конфликт меж федеральными властями и Чеченской республикой. Нежелание сойтись на компромиссном решении с обеих сторон вело к гибели десятков тысяч индивидов. На сегодняшний момент данный конфликт в большинстве преодолен.

В 1996 году получил развитие конфликт меж собственниками больших финансовых капиталов (в политической публицистике их называют «олигархами») и представителями бюрократии государства. В базисе данного конфликта был положен передел собственности государства. Мощное финансирование со стороны «олигархов» избирательной президентской кампании 1996 года, казалось бы, позволило им предписать правительству «правила игры» в ходе приватизации собственности государства.

Подходы к объяснению этнополитических конфликтов

Этнические и этнополитические конфликты имеют достаточно давнюю историю, но к их глубокому анализу авторы обратились относительно недавно. Это произошло в связи с осознанием того факта, что этничность может быть значимым и фундаментальным фактором, который определяет социальную стратификацию. Именно по этой причине и этнический, и этнополитический формы конфликтов не утрачивают свою актуальность, а значимость и необходимость их изучения лишь усиливается.

Существует несколько актуальных моделей и подходов к объяснению этнополитических и этнических конфликтов, их актуальности и значимости в общественной системе и ее жизни:

  1. Сравнительное изучение некоторых форм этнических конфликтов демонстрирует, что в их эскалации есть дублирующие друг друга черты и этапы. Именно они позволяют определить те закономерности, которые исследователи видят в протекании сходных конфликтных форм и проявлений;
  2. Объяснительная модель – появление и последующее развитие конфликтов на этнической и этнонациональной почвах прослеживается с точки зрения ключевых теорий этничности. Сюда относятся инструментализм, примордиализм, а также конструктивизм, который проник в эту сферу относительно недавно, но уже играет значимую роль в конкретизации конфликтов и их объяснении;
  3. Примордиалистский подход определяет, что этнополитический конфликт рассматривается как «древняя вражда». По сути, это – исконные межгрупповые противоречия, которые могут подавляться силой авторитарных режимов. Если режим ослабевает, то вражда снова появляется, может даже с новой силой.

Так, согласно логике, вражда, которая присутствует между сербами и хорватами – это результат ненависти представителей друг к другу, а карабахский конфликт – это ненависть друг к другу представителей таких стран, как Армения и Азербайджан. Также, сторонники промордиалистского подхода утверждают, что перечисленные конфликты были неизбежны, поэтому их появление – процесс естественные и неотвратимый. Так, режим Тито на территории Югославии, или советский режим, который существовал в СССР, на какое-то время могли подавить вражду между перечисленными представителями национальностей, но ее глубинные основы искоренить практически невозможно.

Еще одно понимание этнополитического конфликта – конструктивистское. Оно сходно с инструменталистским и основывается на идее о том, что этничность сама по себе не может породить конфликтную ситуацию в обществе: появление и последующее развитие конфликтов обусловлено действиями со стороны представителей элиты. Они мобилизую этничность и используют ее для достижения своих, зачастую корыстных и эгоистичных целей.

Факторы, влияющие на возникновение политического конфликта

В качестве главных причин возникновения политических конфликтов выделяют следующие группы объективных факторов.

  • Существующие в обществе отношения господства и подчинения, распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям, одни из которых содержат власть, а другие дают возможность удерживающим их индивидам и слоям осуществлять властные полномочия.
  • Коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, ценностных ориентаций индивидов, их групп и общностей.
  • Процесс идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям.
  • Политическая система современного общества, свойственная ей организация современной власти.

Направления исследования политических конфликтов

В политологии отсутствуют отдельные конфликтологические теории, так как сам конфликт рассматривается в рамках более сложной системы, которая включает в себя типы и особенности обществ, в которых он возникает, влияние конфликта, его роли, причины возникновения, управление конфликтными ситуациями и возможные последствия. Среди основных направлений исследования политического конфликта выделяют: теории политических структур (групп), теории политической стабильности и этнополитические теории.
Теории политических групп представлены учениями В. Парето, Г. Моска (теория элит), Ж. Сореля, Ф. Оппенгеймера.
Теории политической стабильности находят свое отражение в концепциях Ж. Блонделя, Д. Истона, С. Липсета и Д. Сандерса. Зародившись в начале 60-х годов, теории делают основной акцент на изучении факторов недопущения конфликтов в современном мире и анализе опыта прошлого.
Этнополитические теории в основном представлены концепцией внутреннего колониализма И. Гектера, теорией неравномерного развития Т. Нейрна и этнополитической концепцией Дж. Ротшильда.

Теории причин возникновения политических конфликтов

Истоки теории относительной депривации относятся к трудам Э. Дюркгейма об аномии и трудам П. А. Сорокина о подавленных основных инстинктах большей части населения. Определенный вклад в развитие данной теории был внесен К. Боулдингом, Г. Мидом, Р. Мертоном. Они занимались рассмотрением теории относительной депривации в единстве с теорией референтных групп.

Сущность этой теории состоит в том, что большая часть людей совершает насильственные действия не потому, что преследует политические цели, а в связи с тем, что находится во фрустрированном (неудовлетворенном) состоянии. Базисным понятием относительной депривации является «фрустрация-агрессия». В соответствии с мнением Р. Гарра, механизмы фрустрации-агрессии и связываемые с ними механизмы угрозы-агрессии дают мотивационную базу для связи меж относительной депривацией и потенциалом насилия коллективного типа.

Неудовлетворенность (по мнению Т. Р. Гарру) является базовым, побуждающим условием для участников коллективного насилия. Она образуется преимущественно в процесс сравнения или сопоставления положения фрустрированных групп с более благополучными референтными общностями. При этом казуальная последовательность в политическом насилии проходит через следующие стадии:

  • развитие неудовлетворенности;
  • политизация данной неудовлетворенности;
  • выражение неудовлетворенности в насильственных действиях, направленных против политических деятелей и объектов.

Теория относительной депривации, на наш взгляд, является эффективной при анализе политико-социальных конфликтов при условии значительного общественного расслоения, когда разрыв в уровне жизни и доходах меж бедными (фрустрированными) общественными слоями и богатыми (референтными) довольно-таки велик, например, как в современном российском обществе. Подобное положение и повод для фрустрации-агрессии сформировалось и на международной арене меж «бедными» и «богатыми» государствами.

Относительная депривация в качестве причины образования политико-социального конфликта является актуальной для современного общества. В народных массах назревает протест против крайне несправедливого распределения ресурсов общества. Экономика государства, имея огромные возможности, в основном работает на незначительную часть общественной среды — экономическую и политическую элиту и коррумпированное чиновничество. В связи с этим противоречие между тем, на что могли бы претендовать граждане, и тем, что им предлагает существующая в настоящий момент система отношений, для РФ весьма серьезно.

На проблему социального и экономического неравенства накладывается проблема ограничений политических прав и свобод обычных граждан.

Какими бы ни являлись причины ущемления основных человеческих потребностей, но если значимая часть населения государства не находит собственного места в существующей политико-социальной структуре общества и не способна удовлетворять собственные основные потребности в границах политико-социальных институтов, то она будет стремится к разрушению либо радикальному изменению этих институтов. Такой режимный политический конфликт влечет конфронтацию меж обществом и правящей элитой.

Замечание 2

На сегодняшний день в Российской Федерации, по информации, полученной из социологических исследований, 79 % российских граждан не удовлетворены собственными жизненными условиями, 70 % опрошенных дают оценку российскому обществу как несправедливому. Но в силу разнообразных причин неудовлетворенность образовавшейся системой в основном обладает латентным характером.

Тенденции международной политической конфликтности в XXI веке

Несмотря на обозначенный выше общемировой негативный опыт, свидетельствующий о том к каким последствиям могут привести политические противоречия суверенных государств, события международной политики конца XX – начала XXI века свидетельствуют о по прежнему высокой роли международных политических конфликтов в надгосударственном взаимодействии.

Всего, по оценкам специалистов, после окончания Второй мировой войны в мире было зафиксировано 240 вооруженных конфликтов в 151 географической точке. При этом в числе глобальных предпосылок политической конфликтности, на современном этапе принято называть:

  • Возрождение роли силового фактора в решении внутригосударственных и наднациональных политических проблем;
  • Изменение восприятия роли и места ядерного оружия в системе международного взаимодействия, поскольку в отличие от положения пятидесятилетней давности, в настоящее время распространение ядерного оружия может происходить как по горизонтали, то есть от государства к государству, так и по вертикали – от государств к иным негосударственным участникам международного общения. В результате, по оценкам специальных международных организаций, в настоящее время свыше тридцати стран имеют технологическую возможность для разработки ядерного оружия, а с развитием техники и технологии соответствующий показатель будет только увеличиваться;
  • Усиление роли и значения малых и средних государств на международной арене;
  • Смена состояния международно-правового регулирования надгосударственных отношений.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector