Как написать хороший репортаж?
История создания
Стоит разграничить прарепортаж и репортаж в современном понимании. Во времена Древности и Средневековья данный жанр в современном понимании развит не был. Лишь время конца XVIII века можно отметить как начало развития репортажа в Англии. Именно тогда корреспонденты газет стали допускаться на заседания парламента и публиковать записи об этом в СМИ. Главный технический фактор развития репортажа – появление телеграфа, а главный социальный – различные общественные катаклизмы (Французская революция, война за независимость, Гражданская война в США).
В России репортаж зарождался значительно медленнее, но в 1866 году было создано Российское телеграфное агентство, которое дало толчок к развитию жанра. А расцвет пришелся на рубеж XIX-XXвеков, наиболее знаковые имена –Гиляровский, Кольцов, Рейснер, именно они стали авторами теории репортажа с его признаками и характеристиками. После Революции в России появляется фоторепортаж, к 30-м годам – радио-, а к 50-м – телерепортаж.
Общество
Язык и стиль
В стиле текстов данного жанра информация соединяется с описанием. Первый компонент содержит необходимые для понимания сведения. Второй помогает погрузить читателя, сделать его участником описываемого события. В описательной части сочетаются сцены (различные интересные ситуации), детали (особенности, которые помогают раскрытию персонажа или события), цитаты (речь героев, являющаяся яркой характеристикой).
В языке такого материала большое количество глаголов, причастий, наречий, прилагательных. Также в репортаже допустимо местоимение «я» (которое не стоит использовать, например, в заметке, зарисовке или статье).
Виды
А. В. Колесниченко делит репортажи на две группы: событийные и тематические. Событийные рассказывают о мероприятиях, происшествиях. Внутри вида есть подвиды: репортаж с необычной точкой для наблюдения, «после события», о псевдособытии (например, с пресс-конференции властных структур), репортаж-новость, репортаж-комментарий. Тематические направлены на описание какого-то явления. Подвиды – трендовый, ознакомление с темой, смена профессии, по следам трагедии, специальный, путешествие, эксперимент.
М. Н. Ким выделяет несколько видов репортажа:
- событийный,
- аналитический,
- познавательно-тематический.
Событийный может делиться на криминальный, производственный, военный, спортивный, светский. К последнему виду относят специальный репортаж, расследование, комментарий.
Особенности
Главные особенности жанра «репортаж» – это:
- динамичность – он длится во времени и пространстве, причем это время представляет интерес для аудитории;
- наглядность – детали, ситуации, реплики, яркие герои создают красноречивую, образную картину;
- документальность – несмотря на большое влияние образной составляющей, вымысел недопустим;
- образная аналитичность – через яркие образы исследуется явление, его причины и следствия;
- эмоциональность – передаются эмоции, настроение;
- активная роль автора – событие или явление показывается через восприятие журналиста;
- прерывистое восприятие времени – связано с динамичностью: нужно показывать наиболее интересные моменты явления.