Основные языковые средства в русском языке. языковые средства: определение и употребление
Содержание:
- Что такое речевое общение?
- Культура общения и речевой этикет
- Где купить семена и саженцы с доставкой
- Бизнес и финансы
- Языковые средства и тип речи
- Виды речевой деятельности
- Гороскопы на сегодня
- Тропы
- Справочная информация
- Речевые средства общения
- Фонетика
- Текст как речевое произведение
- Русский язык: средства выразительности
- Основная единица общения – речевое событие
Что такое речевое общение?
Речевым общением называется способ взаимодействия между людьми. Здесь используются слова, которые передают важную информацию от одного человека к другому. Причем речь идет о взаимном процессе. Один человек не только выражает свои мысли, но и воспринимает слова собеседника, что создает диалог, который имеет длительность по времени и законченный результат.
Речевое общение происходит в любой сфере жизни человека. Куда бы индивид ни попал, везде люди разговаривают, используя тот язык, который является официальным в стране. Если человек не знает языка, ему нужно его изучить (обычно этим занимаются дети) или приспособиться (обычно этим занимаются граждане других стран).
Как человек выражает свою мысль? Зачастую при помощи слова. А какие формы словесного выражения могут быть? Разговор, обещание, беседа (диалог), претензии, критика, ругань, крик и т. д. С помощью речи человек выражает свою мысль. Но форма, которая используется индивидом при этом (интонация, изменение голоса, построение предложений), передает эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу.
Словесные выражения обогащают общение людей. Но к чему приводит та или иная форма словесного выражения? Какие мотивы они таят в себе? Как лучше поступить, чтобы не прибегать к подобным способам общения? В данной статье будет идти речь лишь о некоторых распространенных формах.
- Угрозы. Не грозите, если не можете исполнить свои слова, — это демонстрация слабости. Данный способ общения похож на лай бродячей собаки, которая гавкает на прохожих, но на самом деле сама их боится.
- Обещания. Иногда лучше не обещать, а просто со временем увидеть, как будут обстоять дела. К сожалению, многие люди рады давать обещания всем и по любому вопросу. Но лишь немногие исполняют обещания в реальность.
- Спор. Спор зачастую возникает лишь потому, что зачинщик конфликтной ситуации хочет, чтобы ему уступили. Иначе теряется смысл спора. Поэтому если с вами начали спорить, знайте, что от вас ожидают уступок и принятие чужого мнения.
- Сплетни. С помощью сплетен человек зачастую пытается заглушить свою совесть: «Я же все-таки лучше, чем другие!». Человек прибегает к сплетням лишь для того, чтобы продемонстрировать себе и другим, что есть люди хуже, чем он сам.
- Критика. Тот, кто критикует, забирает все плохое, что есть в человеке, которого он критикует. Критикуете вы – значит, вы забираете на себя плохие качества другого человека. Критикуют вас – они забирают ваши отрицательные качества. Поэтому благо, когда вас критикуют.
- Хвастовство. Тот, кто хвалится своими добрыми поступками, теряет свои положительные качества и обесценивает свой поступок. Подумайте, будет ли истинный добродетель хвастаться своими поступками? Тот, кто хвастается, на самом деле совершает добрые дела, чтобы его похвалили. Тот, кто делает добрые дела и не хвастается, действительно делает их на благо другим людям. Более того, хвастуны мало чего достигают, в отличие от молчаливых людей, которые достигают большего.
Культура общения и речевой этикет
Одним из главнейших критериев культурности индивида считается уровень культуры его речи. Поэтому каждому человеку необходимо стремиться к совершенствованию собственных стилей общения и речевого этикета. Уровень культуры речи имеет зависимость не только от умения избегать ошибок при коммуникациях, но и от стремления регулярно обогащать словарный запас, умения слушать и стремления понимать партнера, уважать его воззрения, способности подбирать правильные слова в зависимости от ситуации взаимодействия.
Речь считается одной из наиболее важных характеристик, присущих личности. Именно от стиля коммуникативного взаимодействия зависит впечатление, которое люди производят на окружающий социум.
Речь индивида обладает способностью притягивать к своей личности социум, других индивидов или, наоборот, их отталкивать. Также речь может выказывать сильное воздействие на настроение партнеров по коммуникации. Таким образом, культура вербальных коммуникаций формируется из умения слушать говорящего, речевого этикета, следования правилам хорошего тона.
Часто, люди, увлекаясь темой беседы, забывают о культуре коммуникационного взаимодействия. Они стараются навязать партнеру собственные суждения, позиции и воззрения по теме разговора, не пытаются вникнуть в контраргументы, которые приводит оппонент и попросту его не слушают, что в итоге ведет к пренебрежению речевого этикета и прекращению слежения за тем, что они говорят.
Культура общения и речевой этикет категорически запрещает оказывать любое давление на товарища по беседе. Помимо того, что навязывание собственной позиции выглядит довольно некрасиво со стороны, это еще и безрезультативно. Такой стиль поведения вызовет, скорее всего, защитную реакцию со стороны партнера, что в лучшем случае приведет к неэффективности беседы, а в худшем – к конфликтным ситуациям.
Если партнер по коммуникации не слушает своего оппонента, постоянно его перебивает, не позволяя закончить речь, то это будет не просто демонстрацией отсутствия культурности речи, но и проявлением неуважения к личности партнера, что охарактеризует собеседника, не умеющего слушать, совсем не положительно. Умение слушать является неотъемлемым составляющим культуры коммуникативного взаимодействия.
Вербальный инструмент общения и речевой этикет сегодня считаются двумя важнейшими составляющими успешности, как в общении, так и в других видах деятельности. Они способствуют налаживанию контактов с людьми, повышению результативности общения, склонению массовой аудитории на собственную позицию. Влияние культуры речи на стили поведения говорящего неоценимо.
Где купить семена и саженцы с доставкой
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Языковые средства и тип речи
В русском языке существует три типа речи. Для каждого из них можно сформулировать ориентировочный набор языковых средств различных уровней.
Повествование
Повествование — один из трех типов речи в русском языке
Это лексические единицы, представляющие тематические группы «Действие», «Место», «Предметы» и другие, слова для передачи последовательности событий (сейчас, сначала, затем и др.).
А также морфологические средства: глаголы восприятия, действия, движения, разные формы глаголов, существительные.
И, наконец, синтаксические единицы: конструкции, отображающие развитие событий, последовательность.
Описание
Еще один из типов речи — рассуждение
Это лексические единицы: тропы, лексика различных тематических групп, обозначающая названия предметов, фразеологизмы.
Морфологические средства: представлены все части речи, но особую роль играют существительные и прилагательные, глаголы в текстах-описаниях стоят в одной часовой форме.
А также синтаксические единицы: конструкции, позволяющие сделать перечисления (предложения с однородными членами, сложные предложения), конструкции с параллельным видом связи.
Рассуждения
- Лексические средства: главная особенность – изобилие абстрактных слов.
- Морфологические единицы: вводно-модальные слова, союзы, позволяющие сформировать рассуждение, объяснение (так как, потому что, таким образом).
- Синтаксические средства: сложноподчиненные предложения, выражающие причинно-следственные отношения.
В этих наборах учтены лишь самые примечательные языковые единицы типов речи, но это не значит, что другие средства не употребляются. Списки можно и нужно расширять, главное – делать это грамотно.
Виды речевой деятельности
Из
предыдущего изложения ясно, что с точки
зрения механизмов кодирования/декодирования
информации речевая деятельность включает
четыре основных аспекта, которые принято
называть видами
речевой деятельности:говорение,
слушание, письмо, чтение.
Говорение–
это отправление речевых акустических
сигналов, несущих информацию.
Слушание(или
аудирование) – восприятие речевых
акустических сигналов и их понимание.
Письмо–
зашифровка речевых сигналов с помощью
графических символов.
Чтение–
расшифровка графических знаков и
понимание их значений.
Механизмы
кодирования информации действуют при
говорении и письме, механизмы декодирования
– при слушании и чтении. При говорении
и слушании человек оперирует акустическими
сигналами, при письме и чтении –
графическими знаками.
Указанные
четыре вида речевой деятельности
составляют основу процесса речевой
коммуникации. От того, насколько у
человека сформированы навыки этих видов
речевой деятельности, зависит эффективность
речевого общения. Кроме того, степень
сформированности навыков речевой
деятельности служит критерием оценки
уровня владения языком (не только
иностранным, но прежде всего родным) и
показателем общей культуры человека.
Гороскопы на сегодня
Тропы
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. |
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский) Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. |
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов). Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). |
Метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. |
Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. |
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.) На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.) Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны. |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Речевые средства общения
Вербальное (знаковое) коммуникативное взаимодействие реализуется при помощи слов. Человеческая речь считается вербальным средством коммуникации. Проведенные исследования показывают, что современный «гомо сапиенс» за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, а в час около трех тысяч. Слова образуют разнообразные речевые тексты, которые формируются в зависимости от целей коммуникантов, например, что-то сообщить или узнать, выразить отношение или побудить к чему-то. Такие тексты бывают устными или письменными. В них реализуются языковые системы, которые являют собой системы знаков и методов их сочетания. Языковые системы служат своеобразным инструментом, способствующим выражению мыслей, проявлению чувств и желаний субъектов. Они являются важнейшим средством вербального общения.
Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией. Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.
Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.
Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.
Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.
Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.
Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.
Этническая функция лежит в объединении народа.
Фонетика
Тексты не существуют исключительно в письменном виде – их можно прочесть или произнести вслух. Тогда появляется звук, и он делает текст красивее, эффектнее или наоборот. Так действуют фонетические средства выразительности. Не каждый автор стремится их использовать. Но помнит о них каждый, иначе получившиеся сочетания могут оказаться неблагозвучными или даже странными, так как на стыках слов будут появляться другие слова. (сер камыш – серка мышь).
Вот список языковых средств выразительности в фонетике.
Аллитерация – повторение одного и того же согласного звука. Надо иметь в виду, что мы обозначаем на письме твердые и мягкие согласные одной и той же буквой, но это разные звуки!
Примером аллитерации могут служить строчки стихотворения Анны Ахматовой:
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.
В первой строке повторяется трижды , во второй – .
Ассонанс – тоже повтор звука, но только гласного.
Гласные звуки в безударной позиции подвергаются редукции, поэтому «учитываются» обычно только ударные гласные.
Приведем пример из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Здесь мы видим инструментовку на звук У. Причем этот звук не подвергается качественной редукции (он всегда «похож на себя»), поэтому можно засчитывать и безударные У.
Звукопись – это подражание звукам природы с помощью подбора слов с определенным звуковым составом.
Приведем в пример отрывок из стихотворения В. Инбер:
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы…
Гудение мотора передано с помощью повторения звука Р.
Текст как речевое произведение
План
лекции
3.1.
Общее понятие о тексте и текстовых
категориях
3.2.
Языковые средства, обеспечивающие
единство текста
3.3.
Членимость текста. Композиция
3.4.
Образец лингвистического анализа
текста
3.5.
Взаимодействие текстов
3.6.
Прецедентные тексты
Русский язык: средства выразительности
Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.
Средства выразительности в русском языке можно разделить на:
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) | Художественное преувеличение. |
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. |
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Литота — Мужичок с ноготок. | Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) | Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Метонимия — Класс зашумел | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Окказионализмы — Плоды образования. | Художественные средства, образованные автором. |
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. | Наделение неживых предметов свойствами живых. |
Перифраз—Лев = царь зверей. | Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. |
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. | Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. | В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. |
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). | Перенос значения по количественному признаку. |
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». | Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. |
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста |
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый | Слова, имеющие противоположенные значения |
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки | Устаревшее слово или оборот речи |
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | Повтор согласных, создающий образ. |
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. | Повтор гласных, создающий образ. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (в |
https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA
https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4
Основная единица общения – речевое событие
Здесь большое внимание уделяется дискурсу. Этот термин приобрел популярность в конце XX века
Лингвисты наших дней называют этим словом некий текст, который рассматривается в аспекте происходящего события. О дискурсе говорят там, где речь погружена в саму жизнь (переговоры, диалог в быту, беседа или интервьюирование и т. п.).
Дискурс – не просто речь, но и жесты, а также мимика, ее сопровождающая.
Аристотелем в свое время были выделены три элемента речи: сам оратор, предмет беседы и тот, к кому обращаются. Сегодняшнее понимание структуры речевого события во многом базируется на данном делении.
Часть элементов является «сценой» речевого события. Это тип, тема, функция и обстановка события.
Другие элементы определяют участников речевого события: их статус и роль. Правила и нормы, определяющие ход процесса, тоже являются элементом данной основной единицы общения. Что можно сказать о других пунктах?