Виды обучения в педагогике: зарождение педагогической мысли, виды и формы обучения

Классификация форм обучения

В дидактике (разделе педагогики и теории образования, посвященном проблемам обучения) нет общепринятой типологии форм организации обучения, однако на практике принято выделять следующие категории и виды:

По количеству учащихся

Индивидуальная. Подразумевает занятия преподавателя с одним учеником (репетиторство, гувернерство)

Преподаватель уделяет все время и внимание единственному ученику, что позволяет осваивать более глубокие, чем во время групповых занятий, знания за тот же период времени.

Групповая. Обучение в группах, создаваемых на основе различных критериев и состоящих, как правило, из 6-8 человек

Данная форма обучения широко применяется как комплементарная ввиду того, что позволяет преподавателю гибко подстраивать сложность и объем заданий в зависимости от состава группы. Кроме того, групповая работа выполняет функцию социализации учащихся, мотивирует их к взаимодействию и совместному поиску решения поставленной задачи.

Фронтальная. Данный вид является наиболее распространенным в большинстве образовательных организаций, так как позволяет эффективно реализовывать задачу государства по обеспечению всеобщего среднего образования. При этом глубина и объем знаний учащихся могут разниться в зависимости от их желания и способностей – во время групповых занятий у преподавателей зачастую нет возможности искать индивидуальный подход к каждому ученику.

По месту обучения

  1. Классная. Подразумевает нахождение учащегося (-ихся) в одном и том же месте: в классе, школе, аудитории, колледже, вузе и т.д.
  2. Внеклассная. Учащимся предоставляется возможность осваивать теоретические знания или практические навыки за пределами образовательного учреждения: на экскурсиях, предприятиях, мастер-классах, в учебных лагерях, выездных школах и т.д.

Каждая из представленных форм имеет свои достоинства и недостатки. Так, находясь в классе, учащиеся в спокойной обстановке имеют возможность получать теоретические знания и понимание, как работают, например, физические законы в лабораторной среде. Однако внеклассные мероприятия позволяют не только применить полученные знания, но также развить практические навыки и увидеть, где и как в действительности применяются те или иные объекты изучения. Данные формы обучения являются комплементарными относительно друг друга – теория без практики бесполезна, а практика без теории невозможна.

По содержательно-процессуальным характеристикам

  1. Урок – наиболее распространенная форма организации фронтальных занятий. Применяется в классной системе обучения и проводится для относительного устоявшегося коллектива (класса).
  2. Лекция – учебное занятие, подразумевающее устное изложением материала преподавателем, а также в некоторых случаях ответы на вопросы учащихся. 
  3. Лабораторная работа – общее название для практических занятий по тому или иному изучаемому курсу. Наиболее характерна для естественно-научных дисциплин: физики, химии, биологии и прочих.
  4. Мастер-класс (творческая мастерская, воркшоп) – формат обучения, в рамках которого проводится занятие по обучению тому или иному профессиональному навыку или его совершенствованию. Преподавателями, как правило, выступают специалисты в своей области. Мастер-классы практически не имеют ограничений по тематике.
  5. Семинар – в рамках учебно-практических занятий учащиеся обсуждают результаты выполненных ими работ. В большей мере речь идет о докладах, рефератах и иных исследовательских работах. Учащийся презентует свою работу – преподаватель и другие учащиеся дают комментарии и задают вопросы – формат вопрос-ответ перерастает в живую дискуссию освещаемой докладчиком проблематики.
  6. Экскурсия – коллективное посещение достопримечательностей,  музеев и прочих важных с культурно-исторической точки зрения мест с учебными или просветительскими целями. В школьной среде наиболее популярны классные походы в исторические музеи и театры.

Преимущества того или иного формата организации образовательного процесса выделить достаточно сложно, так как они применяются на разных уровнях получения образования: уроки и экскурсии более характерны для школы, в то время как лекции, семинары и лабораторные работы – для вузов, а мастер-классы зачастую и вовсе являются способом самообразования. Так, мы не можем объективно оценить эффективность лекций в средней школе и классических уроков в университете.  

Практика программированного обучения

В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена — переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного, или электронного, обучения. Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.

Психология обучения языку: интересные особенности

Отдельное внимание стоит уделить и такой проблеме, как освоение речи человеком. Ведь язык является не только средством коммуникации, но и орудием мышления

Лингвист Светлана Бурлак подчеркивает, что дети с самого раннего возраста стремятся узнавать названия предметов. Когда человек вызывает в памяти определенное слово, то возникает образ этого предмета, его вид, цвет, запах. Это влияет на активацию специфических зон головного мозга. Например, после произнесенного слова «кислый» слово «лимон» распознается гораздо быстрее, чем после слова «синий».

Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская подчеркивает, что освоение речи, чтения и письма у разных детей происходит в разные сроки. Статистика показывает, что около 40 % всех детей даже после окончания третьего класса имеют сложности с письмом и чтением. Такая разница обусловлена тем, что у каждого ребенка имеется свой «возраст школьной зрелости». У одного малыша мозг готов к обучению, у другого – пока нет. Поэтому не стоит сразу же впадать в панику, если ребенок учится говорить или читать позднее, чем его сверстники

Важно начинать учить малыша вовремя – не слишком рано и не слишком поздно для него самого

Похожие термины:

  • управление уч.-познават. деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направ

  • упорядоченная деятельность педагога по реализации цели художественного обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения художеств

  • дидактический принцип организации обучения, провозглашающий неразрывность и взаимозависимость характера и качества преподавания учителя и учения учащегося. Принцип исходит из понимания обучен

  • индивид или группа преподавателей, осуществляющие все или некоторые функции преподавания. Вследствие разделения труда, одни преподаватели могут осуществлять функцию отбора информации для усвое

  • один из приемов познания, мысленное отвлечение от несущественных, второстепенных признаков изучаемых явлений процесса преподавания изобразительного искусства, выделение общих и существенных. Т

  • (от лат. abstractio – отвлечение) – одна из сторон познания, заключающаяся в мыслительном выделении и самостоятельном рассмотрении тех или иных свойств явлений процесса преподавания изобразительного

  • определяются требованиями реформы школьного (и иных уровней) образования в РБ, логикой развития методики как науки, а также практическими потребностями, накопленными современной школой: дидактич

  • отрасль педагогической библиографии, описания книг. Задачи Б.: изучение, аннотирование, классификация издаваемых книг и статей, составление тематических списков литературы, указаний к поиску лит

  • исследовательский центр РАО, в задачи которого входит комплексное педагогическое обеспечение функционирования русского языка как государственного языка России, сохранения и укрепления его поз

  • один из важнейших методов исследования, представляющий собой активную исследовательско-практическую деятельность экспериментатора по изучению причинно-следственных связей в педагогических яв

  • методический (педагогический) эксперимент и методы наблюдений, изучения и обобщения передового опыта учителей и коллективов, метод бесед с учащимися, учителями, родителями, метод анкетирования и

  • важнейший вид эксперимента (в отличие от поискового, ориентирующего, контрольного и др.), в процессе которого проверяются новая методика, новые приемы, новые пособия и пр. Цель этого вида экспериме

  • 1) определенная организация активности познающего (исследователя), в результате которой формируется познавательный смысл двигательного действия. Функциональная система двигательного действия и

  • тип пособий для учителей, студентов, методистов, аспирантов по истории, теории и практике методики. Содержит небольшие статьи, посвященные авторам-методистам, их портреты и отрывки из трудов. Стат

  • Группа современных методов, базирующихся на интеракционизме – одной из популярных в современной социальной психологии концепции. В рамках этой концепции предлагается понимание социального вза

  • Методика представляет собой отрасль педагогической науки – дидактики и базируется на данных таких наук, как педагогика, психология и искусствознание. Психология дает познание путей, закономерно

  • Один из методов исследования, широко используемый в преподавании иностранных языков. История методики знает немало примеров, когда в результате научного обобщения опыта преподавания были выделе

  • оборудуется в институтах повышений квалификации (усовершенствования) учителей (педагогических кадров), в педагогических институтах и университетах, колледжах, педагогических училищах, а также в

  • наиболее общие, основополагающие (базисные) понятия, составляющие ее теоретический фундамент. В качестве К. в методике используют: 1) базисные понятия педагогики (воспитание, обучение, преподавани

  • (лат. concretus – сгущенный, уплотненный, сложившийся) – один из приемов познания, включение изучаемого явления процесса преподавания изобразительного искусства через абстрактное понятие в многообр

Развивающая функция обучения

Развивающая функция обучения обозначает
то, что в процессе обучения, усвоения
знаний происходит развитие обучаемого.
Это развитие происходит во всех
направлениях: развитие речи, мышления,
сенсорной и двигательной сфер личности,
эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной
области, а также формирование опыта
творческой деятельности.

Отечественной психологической школой
и педагогическими исследованиями
установлено, что обучение выступает
как источник, средство развития личности.
Один из важнейших законов психологии,
сформулированный Л.С. Выготским,
утверждает, что обучение ведет за собой
развитие. Можно сказать, что всякое
обучение развивает благодаря, в первую
очередь, содержанию образования и, во
вторую, благодаря тому, что учение
является деятельностью. А личность, как
известно из психологии, развивается в
процессе деятельности.

Развивающая функция обучения реализуется
успешнее, если обучение имеет специальную
Направленность, разработано и организовано
так, чтобы включать учащегося в активную
и сознательную разнообразную деятельность,
которая развивала бы у него сенсорные
восприятия, двигательную, интеллектуальную,
волевую, эмоциональную, мотивационную
сферы. Развивающая функция обучения
наиболее успешно реализуется в ряде
специальных технологий или методических
систем, преследующих именно цели развития
личности. В отечественной дидактике
для этого имеется специальный термин
«развивающее обучение».

В 60-е годы один из российских дидактов
Л.В. Занков создал систему развивающего
обучения младших школьников. Ее принципы,
отбор содержания образования и методы
обучения направлены на развитие
восприятия, речи, мышления школьников
и способствовали теоретической и
прикладной разработке проблемы развития
в ходе обучения наряду с исследованиями
других отечественных ученых: Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской
и др. Благодаря этим исследованиям
отечественная дидактика получила ценные
результаты: теорию поэтапного формирования
умственных действий
(П.А. Гальперин),
методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин,
И.Я. Лернер, М.И. Махмутов), способы
активизации познавательной деятельности
учащихся и др.

Современная организация обучения
направлена не столько на формирование
знаний, сколько на разностороннее
развитие ученика, в первую очередь
умственное обучение приемам умственной
деятельности, анализу, сравнению,
классификации и пр.; обучение способности
наблюдать, делать выводы, выделять
существенные признаки объектов; обучение
умению выделять цели и способы
деятельности, проверять результаты ее.

Надо отметить, что развитие сенсорной,
двигательной, эмоциональной сфер
личности в обучении отстает от
интеллектуального развития

Между тем
очень важно, чтобы в процессе обучения
развивалась способность тонко и точно
воспринимать свойства и явления
окружающего мира: пространство, свет,
цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик
овладел глубиной и диапазоном восприятия
своих органов чувств

Развитие двигательной сферы ребенка
состоит в том, чтобы, с одной стороны,
формировать произвольные сложные
движения в учении, труде, игре

С другой
стороны, следует обеспечить активное
и всестороннее физическое развитие
школьников, поскольку оно важно и для
здоровья, и для интеллектуальной,
эмоциональной, творческой деятельности
личности

Развитие эмоциональной сферы, тонкости
и богатства чувств, переживаний от
восприятия природы, искусства, окружающих
людей, всех вообще явлений жизни является
также одной из задач обучения. В дидактике
имеются примеры таких методических
систем, которые на это направлены (Д.
Кабалевский, Б. Неменский, И. Волков).

Таким образом, еще раз следует напомнить:
всякое учение ведет к развитию, но
обучение носит развивающий характер,
если специально направлено на цели
развития личности, что должно находить
реализацию и в отборе содержания
образования, и в дидактической организации
учебного процесса.

Приемы и методы обучения, их классификация

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Традиционная классификация методов обучения включает:

  • словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);
  • наглядные;
  • практические.

Словестные методы обучения:

  • рассказ;
  • лекция;
  • беседа;
  • работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

Дистанционное обучение

Широкое распространение в последнее время получило дистанционное обучение (ДО), которое оправдано, прежде всего, с экономической точки зрения, т.к. не требует перемещение большого количества сотрудников к месту обучения.

Дистанционное обучениеe-learning

При синхронном методе обучения (on-line) общение сотрудников и преподавателей осуществляется в виртуальных аудиториях в реальном времени с помощью различных современных средств передачи информации. Преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы.

В ТБМ используются такие виды on-line обучения, как вебинары и видеоконференции.При асинхронном подходе (off-line) студенту предоставляется возможность самостоятельно регулировать свой темп и время обучения. Также студент выбирает наиболее подходящий для себя носитель информации. В этом случае вся ответственность за прохождение курса, чтение литературы т.п. целиком ложится на плечи учащихся, т.к. преподаватель остается «за кадром».

В ТБМ используются такие виды off-line обучения, как электронные курсы, видео- и аудио- материалы, электронные библиотеки, корпоративная Википедия.

К несомненным преимуществам дистанционного обучения относятся:

  • Возможность обучения территориально удаленных слушателей. Россия — огромная страна. Из Москвы легче добраться в Европу, чем во Владивосток. Посылать преподавателей на такие рас стояния достаточно дорогое удовольствие, а это, в конечном итоге, сказывается на стоимости обучения.
  • Экономия времени. Когда человек сидит пять дней в учебном классе, он, естественно, отсутствует на рабочем месте, и часто такие потери рабочего времени бывают критичны. Дистанционное обучение позволяет составить гибкий график обучения, учиться в свободное время.
  • Адаптированный под слушателя стиль обучения. Многие слушатели не могут сидеть в классе — их не устраивают темпы и ритм обучения, им проще учиться самостоятельно. Если человек привык работать самостоятельно и достаточно хорошо мотивирован, то электронное обучение для него — идеальный механизм.
  • Частые изменения. Меняется законодательство, внутренние регламенты. У большой организации возникает необходимость постоянного донесения этих изменений до сотрудников. Как обучить большое количество пользователей в сжатые сроки? Здесь наибольший эффект достигается развертыванием корпоративных систем дистанционного обучения.

Однако такое обучение имеет и ряд недостатков. Критики e-learning выделяют отсутствие социального контакта с другими участниками обучения, опасность неправильного толкования теоретического материала, но главное — это необходимость высокого уровня самообучаемости слушателей, т.к. достаточно сложно добиться, чтобы сотрудники всегда следовали расписанию, внимательно изучали материал, прорабатывали все необходимые задачи, искали нужные решения без серьезного внешнего контроля, если они не обладают высоким уровни самоорганизации и самодисциплины.

Хотя популярность дистанционного обучения растет, споры по его эффективности продолжаются.

Поиск более совершенных способов обучения, использующих достоинства e-learning и компенсирующих его недостатки, привел к созданию смешанного обучения (blended learning), совмещающего дистанционный формат, очные занятия и самоподготовку.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Викиум. Мышление Шерлока

Описание. Многие знают великого Шерлока Холмса и знакомы с его образом мышления. Он все понимает моментально, видит мелкие детали там, где их не видят другие, и легко распознает обман. Без правильно выработанного логического мышления таких результатов добиться невозможно, поэтому следует пройти курс от Викиум!

Программа включает в себя 10 увлекательных уроков, в которых преподаватели расскажут все о логическом мышлении и его практическом применении в жизни. Для отработки навыка курс подготовил для вас больше 100 интересных логических задач. После их решения вы точно будете смотреть на многие привычные вещи под другим углом.

Курсы по развитию памяти – как запоминать имена, важные даты и быстро осваивать иностранные языки

Курсы, которые прокачают ваш мозг на 100 процентов.

Изучив основы логики, вы сможете:

  • грамотно вести беседу, приводить веские аргументы;
  • подкреплять свои идеи доводами в спорах с коллегами и друзьями;
  • не давать манипулировать собой людям, которые отлично владеют логическим мышлением;
  • систематизировать большие объемы информации разной направленности.

После прохождения обучения принятие важного решения не составит труда: вы легко и быстро станете обдумывать поставленные задачи. А после того, как что-то предпримите для достижения поставленных целей, начнете грамотно анализировать сделанное и при необходимости вносить в поведение и решения разумные коррективы

Программа включает в себя следующие уроки.

  1. Логическое мышление.
  2. Научный метод, или думай как ученый.
  3. Ведение переговоров.
  4. Развитие умозаключений.
  5. Навыки принятия решений.
  6. Навыки убеждения.
  7. Иррациональное мышление.
  8. Логические парадоксы.
  9. Аргументация.
  10. Критическое мышление.

Курс подходит людям любого возраста: как взрослым, так и детям. Особенно важен он для детей, ведь чем раньше они обучатся логическому мышлению, тем быстрее начнут добиваться успехов в учебе и творческих направлениях.

Авторы: Викиум.

Стоимость: полная цена курса – 3 990 рублей, в данный момент действует скидка, поэтому оплата снижена до 990 рублей.

Пройти курс

Современные методы обучения

Сфера образования стремительно развивается, необходимость нововведений диктуется самим временем. Инновационные методы обучения начали внедряться в процессы обучения к 60-х годах XX в. Принято разделять современные инновационные методы на 2 вида: имитационные (подражающие — направлены на создание искусственно смоделированной среды) и неимитационные.

Имитационные методы обучения:

  • ролевые игры;
  • дидактические игры (физические, психологические, интеллектуальные);
  • исследовательские проекты;
  • деловые игры (игровое вхождение в профессию с применением атрибутики).

Неимитационные методы обучения:

  • метод многомерных матриц (морфологический анализ проблем, поиск недостающих элементов);
  • метод ключевых вопросов;
  • коучинг;
  • консалтинг;
  • тематические обсуждения.

Структура процесса обучения

Процесс обучения имеет конкретную цель и задачи, установленные на основании возраста учащихся. Цель и задачи определяют конкретные формы и виды реализации обучения. Организация процесса обучения предполагает наличие трех стадий.

Стадия погружения и творческого манипулирования.

Данная стадия наблюдается у детей младшего возраста. Она характеризуется тем, что ребенок прежде, чем приступит к выполнению учебного задания, может увлечься инструментами и материала, и использовать их не по назначению. Так, например, если ребенку младшего возраста дать задание нарисовать определенный предмет, то изначально большинство детей попробуют использовать предметы для рисования (краски, кисти, карандаши и т.д.) как самоценными объектами, которые не имеют статуса инструментов или средств чего-либо.

Необходимо отметить, что стадия погружения не несет в себе никакого реального опыта ребенка. Все действия, которые ребенок совершает, он делает, исключительно из любопытства. Экспериментируя таким образом, осуществляется самоценная для каждого ребенка творческая, исследовательская деятельность. Исследуя, ребенок не преследует какую-то определенную цель, он как бы погружается в материал без предварительного замысла и далее уже «идет» за ним, за его возможностями и свойствами.

Замечание 1

Таким образом, процесс погружения – это стадия, на которой ребенок исследует, творит, получает определенный опыт и знания. Погружение у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от его возможностей и потребностей.

Задача педагога, не останавливать ребенка, а помочь ему как можно плодотворнее осуществить процесс погружения и исследования окружающего мира.

Стадия «выращивания», присвоения способа действия.

На данной стадии происходит присвоение каждым ребенком характерными только для него чертами учебной деятельности. Полученные на предыдущем этапе знания, переходят в умения. Например, если на этапе погружения ребенок во время рисования, казалось бы, бессмысленно смешивал краски, разными способами делал мазки кисточкой и т.д. На данном этапе он уже используя знания о том, что будет если смешать краски и как нужно держать кисточку, чтобы получить тонкий или толстый мазок, оттачивает умение правильно рисовать. То есть, ребенок оттачивает умение, приобретает навык и опыт.

Этот этап обучения присутствует в развитии каждого ребенка. Его основной выступают: узнавание и воспроизведение, которые соразмерны по уровню развития фантазии и воображения детей.

Процесс перехода от стадии погружения на стадию присвоения у каждого ребенка занимает разное количество времени и варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка.

Замечание 2

Основная задача педагога (взрослого) на данном этапе заключает в том, чтобы предоставить каждому ребенку максимально эффективные условия для реализации своих потребностей и получения необходимого опыта.

Стадия использования нового способа в собственной деятельности.

Процесс обучения предусматривает не только организованное обучение и развитие ребенка, но и спонтанное обучения.

Определение 2

Спонтанное обучение – это процесс получения знаний, умений и навыков, который возник неожиданно, без предварительного планирования и организации со стороны педагога.

Однако, для того чтобы возникло спонтанное обучение от педагога требуется создать такие условия, при которых возможно развернуть собственную деятельность ребенка.

Определение 3

Собственная деятельность ребенка – это неспецифическая (игровая, продуктивная, исследовательская, смешанная и т.д.) деятельность ребенка, компоненты которой принадлежать самому ребенку и потому остаются для него актуальными.

Способность детей строить свою собственную деятельность является одной из важнейших предпосылок для построения в будущем, при переходе к реактивному обучению, учебной деятельности. Тот факт, что многие дети дошкольного и школьного возраста не имеют возможности строить такую деятельность на материале, который они освоили, является одной из основных проблем современного начального (и не только начального) образования.

Именно построение собственной творческой деятельности с использованием приобретенных навыков и знаний является третьим, очень важным этапом процесса обучения, если он проходит полностью. Это проявляется в спонтанном обучении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector