Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) статья на тему

Прогноз при умственной отсталости

Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости?

инвалидностиДетям с умственной отсталостью могут присвоить:

  • 3 группу инвалидности. Выдается детям с легкой степенью олигофрении, которые могут самостоятельно себя обслуживать, поддаются обучению и могут посещать обычные школы, однако требуют повышенного внимания со стороны семьи, окружающих и педагогов.
  • 2 группу инвалидности. Выдается детям с умеренной степенью умственной отсталости, которые вынуждены посещать специальные коррекционные школы. Они плохо поддаются обучению, плохо уживаются в обществе, слабо контролируют свои поступки и не могут нести ответственность за некоторые из них, в связи с чем часто нуждаются в постоянном уходе, а также в создании специальных условий для проживания.
  • 1 группу инвалидности. Выдается детям с тяжелой и глубокой олигофренией, которые практически не способны обучаться или самостоятельно себя обслуживать, в связи с чем нуждаются в непрерывном уходе и опеке.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Особенности детей с умственной отсталостью

Психиатры выделяют некоторые закономерности во многих аспектах формирования детей с олигофренией. Развитие детей с умственной отсталостью, к сожалению, уже с первых дней их жизни отличается от развития здоровых малышей. Ранее детство таких малышей характеризуется задержкой развития прямостояния. Другими словами, больные дети намного позже своих ровесников начинают держать голову, стоять и ходить. Также у них отмечается пониженный интерес к среде, которая его окружает, общая инертность, безразличие. Однако это не исключает крикливости и раздражительности. Интерес к предметам, находящимся у кого-либо в руках, потребность в эмоциональном коммуникативном взаимодействии у малышей с врожденной олигофренией возникает гораздо позже нормы. Такие дети в возрасте одного года не различают людей, т.е. они не понимают, где свои, а где чужие взрослые. У них отсутствует хватательный рефлекс. Они не способны выделить одни объекты из ряда других.

Характерной чертой малышей с олигофренией является отсутствие лепета или гуления. Речь малышей в раннем возрастном периоде не выступает в качестве инструмента мышления и средства общения. Это является следствием недоразвития фонематического слуха и частичной несформированности артикуляционного аппарата, что в свой черед имеет связь с общим недоразвитием центральной нервной системы.

Ребенок с олигофренией в раннем возрастном периоде уже имеет явные серьезные вторичные патологии в развитии речи и психики.

Переломным возрастным периодом в развитии перцептивной сферы считается пятилетний возраст малышей с умственной отсталостью. Процессы восприятия более чем 50% детей с олигофренией достигли уровня, характерного для раннего дошкольного возрастного периода. В отличие от здорового малыша умственно отсталый ребенок не способен использовать прошлый опыт, не умеет определить свойство предмета, у него нарушено пространственное ориентирование.

На базе сложившейся предметной деятельности зарождается у здоровых детей игровой процесс. У умственно отсталых малышей такая деятельность не сформирована к начальному периоду дошкольного возраста. Вследствие чего игровая деятельность не появляется в этом возрасте. Все действия, производимые с различными объектами, остаются на уровне примитивных манипуляций, а интерес к играм или игрушкам является непродолжительным и неустойчивым, вызываемый их внешним видом. Ведущей деятельностью у малышей с олигофренией, находящихся в дошкольном возрасте, будет предметная деятельность, а не игровая, без специального обучения. Специальное обучение и правильное воспитание детей с умственной отсталостью способствует формированию речи у них через игровой процесс.

Навыки самообслуживания у малышей с олигофренией начинают вырабатываться только под влиянием требований взрослых. Данный процесс требует терпения и значительных усилий, как со стороны близких родственников, так и со стороны воспитателей. Поэтому многие родители сами одевают и раздевают малыша, кормят его с ложечки, что не способствует развитию больных детей и ведет к их полной беспомощности в отсутствии родителей.

Личность ребенка с олигофренией также формируется с существенными отклонениями. Здоровый малыш к трехлетнему возрасту уже начинает осознавать собственное «Я», а умственно отсталый малыш никак не проявляет собственную личность, его поведение характеризуется непроизвольностью. Первые проявления самосознания у них можно отметить после четырехлетнего возраста.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Особенности коррекционных курсов и программ

В специальных программах обучения при умеренной умственной отсталости содержится основная образовательная база. Для каждого этапа обучения умеренной умственной отсталости есть свои приоритетные задачи, и они должны быть достигнуты в процессе учебы. Количество часов и конкретный материал, подлежащий изучению, зависит от состава учеников, а также от финансирования учебного заведения.

Обучающие программы содержат следующие дисциплины:

Обязательные Дополнительные
  • языковедение (речевые навыки, чтение и письмо);
  • музыка, пение и рисование;
  • физическая подготовка;
  • география;
  • история;
  • биология (изучаются животные, растения и строение человека);
  • индивид в обществе;
  • математика;
  • природоведение;
  • ОБЖД;
  • труд (ручной и хозяйственно-бытовой);
  • приобретение профессиональной квалификации трудового характера (столярное искусство, швейное мастерство и другие навыки).
  • предметно-практическая деятельность – это обеспечение чувственного познания предметов действительности,
  • социально-бытовая ориентировка – это комплекс знаний, помогающих контактировать с другими членами общества, логопедия – это упражнения направлены на устранение недостатков речи.

Дисциплины вводятся постепенно, базируясь на их целесообразности в соответствии с определенным образовательным этапом.

Основная специфика в том, что программы обучения при умеренной умственной отсталости имеют замедленный темп прохождения материала, а также им свойственно выделение пропедевтических периодов, которые нужны для коррекции недостатков прошлого опыта в усвоении данных и подготовки к следующему этапу обучения.

Главное для детей с умеренной умственной отсталостью – это социальная адаптация и многие авторы являются приверженцами интегрированного обучения. Часто проблема кроется не в неспособности к самостоятельности, а в отсутствии возможности нормально усваивать информацию. Но такие программы позволяют рассматривать схожие темы при прохождении нескольких предметов. Это, конечно же, требует больших временных затрат, но они решают большое количество поставленных педагогических задач.

Приоритетными целями программ для обучения особенных детей считают такие:

  • физическое развитие ребенка (укрепление физических способностей),
  • вырабатывание когнитивных функций речи,
  • совершенствование продуктивных типов активности, развитие умений вести себя в социуме (социальные навыки, умение общаться со сверстниками),
  • обучение налаживанию социальных и коммуникативных контактов,
  • становление творческих умений в игровой форме.

Важно чтобы аудитор после полного прохождения подобной программы умел:

  • общаться (взаимодействовать) с людьми,
  • писать,
  • читать,
  • владел навыками самообслуживания и бытовой работы,
  • имел понятие дисциплины и умел применять все знания на практике.

Причины умственной отсталости у детей

Олигофрения по латыни или умственная отсталость заключается либо в задержке развития психики либо в неполном психическом развитии. Чаще выявляется в трехлетнем возрастном периоде, но нередко может возникать у детей, находящихся в младшем школьном возрастном периоде.

Сегодня известно множество причин, вследствие которых может наступить умственная отсталость. Однако, к сожалению, все причины полностью не изучены. Все провоцирующие причины можно разделить на факторы экзогенного воздействия, т.е. внешние причины, и факторы эндогенного воздействия, т.е. внутренние причины. Они могут оказывать влияние на плод, находящийся в утробе женщины, возникать в первые месяцы, а то и годы жизни крохи.

Самыми распространенными факторами, провоцирующими недоразвитие психики являются:

— интоксикации различной этиологии;

— тяжелые инфекционные состояния, перенесенные во время беременности (например, скарлатина, краснуха);

— дистрофии беременной женщины в тяжелой форме, другими словами нарушение обмена веществ, вызывающего дисфункции органов и систем, видоизменения в строении;

— травмы плода вследствие ушиба или удара (например, как следствие наложения щипцов, результат родовых травм);

— заражение плода во время беременности разнообразными паразитами, находящимися в организме женщины (например, токсоплазмоз);

— наследственный фактор, так как умственная отсталость чаще всего имеет генетическое происхождение. Нередко наследственность может выражаться в несовместимости крови или вследствие хромосомных мутаций;

— заболевания мозга и мозговых оболочек, воспалительного характера, возникающие у малышей, также могут спровоцировать появление умственной отсталости;

— расстройство белкового обмена (например, фенилкетонурия, которая приводит к умственной отсталости тяжелой формы).

На возникновение у детей такого заболевания, как умственная отсталость также может воздействовать неблагополучная экологическая ситуация, повышенная радиация, чрезмерное увлечение вредными привычками одного из родителей, преимущественно женщины (например, наркотическими препаратами или спиртосодержащими напитками). Существенную позицию в развитии данного заболевания занимают сложные материальные условия, которые наблюдаются в некоторых семьях. В таких семьях малыш получает неполноценное питание в первые дни и последующие дни своей жизни. Для правильного физического формирования и интеллектуального развития малыша огромную роль играет полноценное сбалансированное питание.

Причины умственной отсталости у детей

  • Наследственность и генетические заболевания (например, синдром Дауна);
  • Несовместимость плода и матери по резус-фактору;
  • Травмы младенца во время родов или родовспомогательных манипуляций (асфиксия, гипоксия, родовая травма), недоношенность;
  • Внутриутробные патологии плода различного генеза;
  • Травмы и заболевания ЦНС в раннем возрасте.

Степени умственной отсталости

Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением. 

Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:

Традиционный термин Современная классификация и рубрика в Международной классификации болезней
Дебильность Легкая УО (F70)
Нерезко выраженная имбецильность Умеренная УО (F71)
Выраженная имбецильность Тяжелая УО (F72)
Идиотия Глубокая УО (F73)

Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.

О методиках – традиционных и новаторских

С нуля научить читать и понимать то, что прочитал, особенного ребенка непросто. И легко точно не будет – ни родителям, ни детям. Сегодня чтению обучают одной из следующих методик:

  1. Это традиционная программа, при этом древняя, и ей – более 5000 лет! В школах применяют именно ее. Вы тоже, наверняка, так учились, основываясь на фонемном принципе. Учатся сначала буквы, азбука, потом буквы складываются в слоги, а они – в слова. Чтение идет по слогам.
  2. Вторая – это техника «Кубики Зайцева». Детально разработал ее Николай Зайцев, в 80-х годах 20-го века. Основа техники – складовый метод. Детей учат складам, а не буквам – МА, ПА, МО и так далее. Сама идея такого обучения появилась более 100 лет назад. Даже Лев Толстой в своей школе учил детей именно так.

Но наука не стоит на месте. В наши дни существуют не только традиционные, но и более новаторские методики.

Одна из таких – способ Гелена Домана. Он идеально подходит для особенных детей. Тех, у которых имеются поражения ЦНС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector