Основы психодиагностики

Понятие психодиагностики

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает «распознание». Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

  1. конструирование и апробация методик,
  2. разработка требований, которым они должны удовлетворять,
  3. выработка правил поведения обследования,
  4. выработка способов обработки и интерпретации результатов,
  5. обсуждение возможностей тех или иных методик

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности. Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза. Из-за слова «диагностика» эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования». За рубежом до сих пор редко употребляется термин «психодиагностика». Известные руководства называются следующим образом: «Психологическое тестирование» (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тестирования», «Теория тестов»,  «Теория и практика психологического тестирования». В книге «Энциклопедия психологии»,2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая  включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике. По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием  ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики. В ленинградской психологической школе Б.Г.Ананьевым  был обоснован термин «психодиагностики». Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью «определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)» (Ананьев Б.Г., 1968) В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических  и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики». В «Кратком психологическом словаре», 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: «психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности». Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они  отклонением от нормы или отсутствием их. Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука. Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (Л.Д.Бурлачук).

Отрасли психодиагностики. Сущность психодиагностики. Известны следущие отрасли психодиагностики: 1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания. 2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь. 3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров. 4. Судебная психолого-психиатрическая.

Услуги и объявления35

20 минут.

Бесплатная консультация психолога, тета-практика
Москва, м.Тульская

  Подать заявку

Проект TetaProLife. ThetaHealing
Валентина Орлова

Услуга

Услуги психолога Эльвиры Николаевной Майоровой
Москва

  Скидка 150Р

3 часа

Определение предназначения, индивидуальных способностей и талантов по методу биорезонансной экспресс-диагностики профессора Давыдовой И.Н
Москва

  Подать заявку

45–60 минут

Спэйс-менеджмент тест
Москва

  Подать заявку

Услуга

Психологические консультации по Skype, психодиагностика по З. Фрейду
Москва

  Подать заявку

1 час.

Индивидуальная консультация психолога Центра «Навстречу Себе» на Покровке
Москва

  Подать заявку

Московский Центр Психологии и Развития «Навстречу»
Центр психологии, развития и творческой самореализации «Навстречу Себе»
Школа Таро «Навстречу» Соклаковой Наталии Борисовны

Ещё 1 организатор…

Мария Орлова
Наталия Борисовна Соклакова
Наталия Владимировна Малахова

Ещё 1 тренер…

1 час.

Коррекция Судьбы. Авторские тесты по предназначению. Консультации от автора уникальной книги
Москва

  Подать заявку

Павел Евгеньевич Жуковский

От 30 минут и до получения результата.

Консультация «Преодоление чувства безысходности, апатии, отчаяния и тоски, депрессии, подавленного настроения»
Москва

  Скидка 500Р

Московская Тета Школа
Вячеслав Немцов

1 час.

Консультация по графологии (анализ почерка)
Москва

  Скидка 300Р

50 минут.

Индивидуальные сессии
Москва

  Скидка 500Р

1 час

Консультация психолога в любой жизненной ситуации
Москва

  Скидка 500Р

Анна Михайловна Савина

60 минут

Тест LeaderChart для диагностики управленческих способностей
Москва

  Подать заявку

Проект Key to talent

15–20 минут

Диагностика организма на аппарате Кроуноскоп. Эффект Кирлиан и Метод Фолля
Москва

  Подать заявку

Образовательный Мобильный Центр Развития Человека «Формула Жизни» Ирины Клинтух

От 1 часа.

Психологическое консультирование, психологическая коррекция, психодиагностика
Москва

  Скидка 500Р

Московская Тета Школа
Вячеслав Немцов

3 часа.

Вывод из депрессии
Москва

  Скидка 1000Р

Мастер Счастья

2 часа.

Индивидуальная диагностика соционического типа
Москва

  Скидка 500Р

Никита Сергеевич Антипин

60 минут.

Услуги парапсихолога, целителя. Личный приём и онлайн-консультации
Москва

  Скидка 300Р

Пн., ср., пт. с 17:00 до 21:00, в остальные дни — по записи

Большой новый психологический тест личности «Зеркало». Посмотри на себя со стороны и узнай, как быть счастливым!
Москва

  Скидка 1%

Клуб любителей счастья «Места встречи»

3 часа

Комплексное тестирование организма
Москва

  Скидка 1000Р

Mega-Galaxy
Оксана Викторовна Шимчишина

2 недели.

Ищу напарницу для психокоррекции
Москва

  Подать заявку

Показать ещё 15 услуг

Услуги в других городах 97

Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки

Федеральное Агентство по образованию
и науки РФ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Психодиагностика»

по теме: «Классификация методов
психодиагностики, их достоинства и недостатки»

Введение.

1.Классификация
методов психодиагностики.

2.
Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову;
А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Заключение.

Список
используемой литературы:

Введение

Психология — очень
молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более
100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие
двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология
возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено,
считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного
следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

Это наука о самом
сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство
высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к
словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг
человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с
любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений,
которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает
рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они
появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли
друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое
понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на
русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos —
“понятие”, “учение”).

ПСИХОДИАГНОСТИКА — это
область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической
практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов
распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе
термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис»)
и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это
не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

1.2. Формирование психологического портрета личности по признакам внешности

1.2.1. Особенности восприятия и понимания людьми друг друга

   Восприятие человека человеком – это непосредственное, наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого складывается понятие о конкретной личности. Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации.   Процесс отражения внешнего облика включает два уровня познания:   – конкретно-чувственный (восприятие);   – абстрактно-логический (интерпретация).   Отражение внешности в целом или отдельных ее элементов с эстетической точки зрения вызывает не всегда осознанное отношение (позитивное или негативное) у воспринимающего к партнеру по общению. И если сама внешность выступает как объективный источник информации о другом человеке, то отношение к внешности играет роль субъективного фона, на котором протекает процесс познания. Возникшее отношение определяет общую направленность социально-психологической интерпретации личности.

Сущность психологической диагностики

Сущность психологической диагностики заключается в результативности воспитательно-познавательной работы с детьми

Важно заметить, есть ли изменения в развитии ребенка, в его мотивационной сфере, в развитии самооценки, обощенных форм мышления, смыслового запоминания и т.д. Педагог-психолог должен знать:

  1. что и как изучать в познавательной, волевой, личностной сфере детей;
  2. какими методами можно пользоваться;
  3. как обрабатывать полученные данные;
  4. где можно использовать результаты (по принципу «не навреди»);
  5. как разработать коррекционную работу с детьми.

«Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны», — справедливо утверждал К.Д.Ушинский. Предмет психолого-педагогической диагностики отражен в следующих исследованиях:

  1. Бурлачук Л.Д., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.
  2. Диагностика и коррекция психического развития./ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.
  3. Диагностический компонент. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. – М., 1999.
  4. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре./ Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.,1998.
  5. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования.
  6. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. – М.,1987.
  7. Кухарев Н.В., Решетько В.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества.
  8. Лаак Я.Г. Психодиагностика: проблема содержания и методов. – Воронеж, 1996.
  9. Определение функциональной готовности детей к обучению в школе. Л. 1981.
  10. Педагогическая диагностика. М.,1999.-672 с.
  11. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1995.
  12. Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревича.
  13. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. Под ред. М.М. Семаго. – М., 1999.
  14. Райгородский Д.Я. Оценка степени готовности к обучению в школе.
  15. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы.- М., 2001.
  16. Семенченко П. Энциклопедия интеллекта.- М., 2000. – Сборник упражнений и головоломок с целью научения ребят самостоятельно и творчески мыслить.
  17. Схема нейропсихологического обследования детей. Под ред. Х.Л. Семенович. – М., — 1998.
  18. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.-85 с.
  19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

Психодиагностические подходы

Заслуживает внимания выделение трех основных диагностических подходов, в которых конкретизируется психодиагностический метод (Бурлачук).

  1. “Объективный” подход – психологическая диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.
  2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен в основном открытыми опросниками, методиками субъективного шкалирования и другими методиками.
  3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Этот подход представлен проективными методиками исследования личности.

Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

Основные идеи международных
профессионально-этических стандартов,
принятых в работе психологов:

  • Ответственность

  • Компетентность

  • Этическая
    и юридическая правомочность

  • Квалифицированная
    пропаганда психологии

  • Конфиденциальность

  • Благополучие
    клиента

  • Профессиональная
    кооперация

  • Информирование
    клиента о целях обследования

  • Морально-позитивный
    эффект исследования

  • Гражданственность
    и патриотизм

Пользователь теста должен знать сведения
о валидности и надёжности методики,
ограничения её применения.

Деятельность психолога регулируется
«Этическими стандартами и кодексом
поведения».

Наблюдение

В силу особенностей работы, приоритетной и весьма распространенной методикой для большинства практических психологов является метод наблюдения. Это неудивительно, так как этот способ не требует сложной аппаратуры и материальной базы. Однако, от эксперта необходим высокий профессионализм, терпение и время для глубокой индивидуальной работы. Психодиагностика методом наблюдения выдвигает ряд определенных, но выполнимых требований:

  • Поведение человека должно оцениваться с точки зрения его ролевой функции в разных ситуациях с разных сторон

  • Диагност должен проводить достаточно много времени с испытуемым (2-3 сеанса в неделю)

  • Психодиагност должен иметь навык в наблюдении и уметь фиксировать мелкие реакции (микромоторику, физиогномику, невербальные сигналы). Это приходит с опытом

  • Между клиентом и диагностом должны быть исключены межличностные ролевые отношения

Накопив достаточный опыт в этом методе и развивая профессиональную наблюдательность, метод наблюдение может стать самым действенным и эффективным способом диагностики, коррекции и положительного влияния на реципиента.

Психодиагностика взрослых

Большинство психодиагностических инструментов рассчитаны именно на взрослых. Перечисленные выше популярные опросники специально адаптированы для людей младше 18 лет. Какие задачи профдиагностика решает у взрослых? В основном они касаются профессиональной деятельности человека: подходит ли соискатель на должность, какую работу он может выполнять лучше всего?
Также отметим, что психодиагностические методики требуются и в клинической психиатрии и судебной экспертизе: есть ли у человека психические расстройства, не находится ли он в группе риска, требуется ли лечение? Психодиагностика важна при приеме на и , в силовые структуры. Например, достаточно ли человек стрессоустойчив, чтобы служить в и службе безопасности.

Психодиагностический процесс.

Основные этапы:

  1. Сбор
    данных в соответствии с задачей
    исследования: формулировка диагностической
    задачи; выбор соответствующих методик;
    проведение исследования.

  2. Переработка,
    интерпретация данных исследования.

  3. Вынесение
    решения (диагноз и прогноз). В диагнозе
    и прогнозе необходим анализ условий
    окружающей среды, специфичности
    конкретной ситуации. Психодиагностическое
    исследование завершается разработкой
    программы действий, рекомендаций по
    выбору оптимальных методов терапии
    заболевания, реабилитации. Описываются
    не результаты, полученные с помощью
    конкретных методик, а их психологическая
    интерпретация.

Краткие характеристики психодиагностических методик

Бланковые
методики

составляют большинство из них. В них
испытуемому предлагают серию суждений
или вопросов. По полученным ответам
судят о психологии испытуемого.

Эти
методики просты для разработки,
использования и обработки результатов.

Опросные
методики

занимают второе место по частоте
применения. В них испытуемому задают
устные вопросы, отмечают и обрабатывают
его ответы.

Недостатки:

  • субъективность,
    которая проявляется как в выборе самих
    вопросов, так и в интерпретации ответов
    на них;

  • эти
    методики трудно стандартизировать, а
    следовательно, добиться высокой
    надежности и сравнимости результатов.

Рисуночные
психодиагностические методики

используют созданные испытуемым рисунки,
которые могут иметь тематический или
спонтанный характер. Иногда используется
прием интерпретации испытуемым готовых
изображений.

Проективные
методики
– в
свою очередь могут быть бланковыми,
опросными, рисуночными. Применяются
все чаще, т. к. методики этой группы
наиболее валидные и информативные.

Объективно-манипуляционные
методики
– в
которых решаемые испытуемыми задачи
предлагаются им в форме реальных
предметов, с которыми предстоит нечто
сделать – собрать, изготовить, разобрать
и т. п.

Более
развернутую классификацию
психодиагностических методик можно
представить, выделив другие критерии
(см. табл. 1)

Таблица
1. Классификация психодиагностических
методик

Критерий

Наименование
методики

Краткая
характеристика

По
типу применяемых тестовых задач

Опросные

Используются
вопросы, адресуемые испытуемым

утверждающие

Используются
суждения или утверждения, с которыми
испытуемый должен согласиться или
не согласиться

Продуктивные

Применяют
собственную творч. продукцию испытуемых
– вербальную, образную, материальную

Действенные

Задание
выполнить нек-рый комплекс практических
действий

Физиологические

П/диагностика
на основе анализа непроизвольных
физических или физиологических
реакций организма

По
адресату используемого тестового
материала

сознательные

Апеллирующие
к сознанию испытуемого

бессознательные

Направленные
на неосознаваемые реакции человека

По
форме представления тестового
материала испытуемым

бланковые

Тестовый
материал в письменной или иной знаковой
форме (рисунок, схема и т. п.)

технические

Тестовый
материал в аудио-, видео — или киноформе,
или через иные технические устройства

сенсорные

Тестовый
материал в виде физических стимулов,
непосредственно адресованных органам
чувств

По
характеру данных, используемых для
выводов о результатах п/диагностики

объективные

Используются
показатели, не зависящие от сознания
и желания испытуемого или экспериментатора

субъективные

Используются
показатели, зависящие от желания и
сознания экспериментатора или
испытуемого (пример — интроспекция

По
наличию в методике тестовых норм

Имеющие
тестовые нормы

Не
имеющие тестовых норм

По
внутренней структуре методики

мономерные

В
них диагностируется и оценивается
единственное качество

Многомерные

Предназначены
для п/диагностики или оценки сразу
нескольких одно- или разнотипных
психологических качеств человека

По
типу анализа экспериментальных данных

качественный

Диагностируемое
свойство описывается через известные
научные понятия

количественный

Диагностируемое
свойство описывается через относительную
степень развития его у данного человека
по сравнению с другими людьми

Психодиагностика в профориентации

Профориентация «соединяет» возможности человека с потребностями той профессиональной сферы, в которой он планирует работать. Если человек полностью осознает свои сильные и слабые стороны, знает, что он умеет и хочет делать, чему может научиться, в каких условиях ему приятно работать, к тому же, готов работать, то он легко найдет дело жизни.

Если вы хотите пройти профдиагностику для выбора профессии или образования, то это можно сделать в нашем Центре и даже онлайн. Надежные, научно обоснованные методики нашего Центра разработаны лучшими специалистами по психодиагностике и психометрии в России, психологами из МГУ им. М.В. Ломоносова. Выберите методику: Профконсультант (для взрослых): определяет профессиональные навыки и компетенции. Помогает в построении карьеры, отвечает на вопрос «Не пора ли сменить профессию?». Пройти онлайн >> Профкарьера (для студентов и выпускников вузов): рекомендует профессии и должности. Отвечает на вопрос «Что я могу сделать с полученным образованием?». Пройти онлайн >> Профориентатор (для 8-11 классов): определяет интересы, способности и личностные особенности школьника. Помогает определить подходящий ему профиль обучения, варианты профессий и список колледжей/вузов, где их получить. Пройти онлайн >> Профнавигатор (для 5-7 классов): определяет склонности подростка и рекомендует профиль обучения в старших классах и варианты допобразования. Пройти онлайн >> Профстарт (для 2-4 классов): профдиагностика в игровой форме. Определяет интересы, способности и личностные особенности. Помогает определиться с профилем средней школы, кружками и секциями. Профпревью (для 5-8 лет): нейропсихологическая диагностика с профориентационным уклоном. Определяет готовность к школе и способности ребёнка, их соответствие имеющимся интересам и личностным особенностям. Помогает определиться с профилем школы, кружками и секциями.

Что это такое психодиагностика

К нашему сознанию с обычной линейкой не подойдешь. Поэтому уже более 100 лет процветает такая наука, как психодиагностика, которая измеряет трудноуловимые черты личности. Психодиагностика (или психологическая диагностика, или психометрия) — это научная дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений. А что можно измерять в психологии? Да очень многое: знания, способности, взгляды, качества личности. Психодиагностика нужна HR-ам, профориентологам, специалистам во всех областях психологии и, конечно, самим людям, которые хотят разбираться в своих особенностях, сильных и слабых сторонах. Основная задача психометрии — создание измерительных инструментов, той самой «линейки» для сознания. Поэтому тестологи разрабатывают опросники и разнообразные методики оценки личности, а потом проверяют и уточняют их на большой группе людей. Так получаются валидные и надежные тесты. Хотя психодиагностика не исчерпывается тестами, в ней есть место и наблюдениям, беседам и интервью.

Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук.Психолог без нормированной методики, которая научно обоснована и выверена на цифрах и статистике, может привнести в консультацию много лишнего, субъективного. Можно не использовать компьютерный или бумажный тест, можно опрашивать человека по выбранной методике, просто времени уйдет гораздо больше.

Методики, разработанные тестологами из МГУ им. М.В. Ломоносова, проверены и валидны.

Психодиагностика личности (характера)

Психодиагностика характера как область научных интересов начала складываться в конце XIX века, когда немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт впервые в лабораторных условиях измерил восприятие, память, внимание, скорость реагирования и другие индивидуальные особенности человека.

Главный вопрос психодиагностики: чем этот человек отличается от других, какие особенности характера его выделяют? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, исследователям нужно проанализировать характеры множества людей с учетом их пола, возраста, места проживания, самочувствия и т.д. И только на основе анализа массива результатов можно сделать выводы об индивидуальных отличиях одного человека. С момента возникновения науки разработано множество методик, часть из которых вы, возможно, знаете.Тест Роршаха — визуальный психодиагностический тест, который разработан в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Тест еще известен под названием «Пятна Роршаха«. Он состоит из 10 карточек (изначально карточек было 40, но для публикации Роршах отобрал только 10), где нарисованы кляксы с нечеткими цветами и границами. Роршах изучал открытую в тот момент болезнь шизофрению и заметил, что больные нестандартно интерпретируют рисунки в виде клякс. Тест может определить индивидуальные особенности личности, сильные эмоциональные состояния и диагностировать расстройства личности, отклонения от нормы, хотя полностью доверять его результатам не стоит. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) — еще один опросник, который распознает клинические расстройства. Он был создан в начале 1940-х годов Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли в Университете Миннесоты и предназначался для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. MMPI нашел широкое применение в клинической практике. Для его создания разработчики соотносили ответы группы психически здоровых людей и пациентов с четко выявленным синдромом: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, шизофрения и т.д. Хотя в качестве диагноза результаты этого теста использовать не стоит, так как не всегда высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие.Тест Кеттелла — 16-факторный личностный опросник (или 16 PF), содержит около 190 вопросов, один из самых известных в мире психодиагностических комплексных тестов. Его первые варианты созданы в 1945-50-х гг группой исследователей под руководством Реймонда Кеттелла. Как видно из названия, тест содержит 16 шкал (черт личности) и претендует на комплексную оценку личности. С помощью теста определяются такие качества, как замкнутость/общительность, интеллект, эмоциональная стабильность/нестабильность, практичность/мечтательность, консерватизм/радикализм и т.д. Сегодня опросник используют при приеме на работу, в том числе на и .

Личностный опросник Айзенка разработан психологом Гансом Айзенком в 1963 году, и с тех пор адаптировался и видоизменялся. Тест направлен на диагностику темперамента. В основе методики лежит предположение, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии/интроверсии и эмоциональной устойчивости/неустойчивости (нейротизма). Пересечение этих двух характеристик позволяет соотнести темперамент человека с одним из 4 типов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.Big Five («Большая Пятерка») — еще один, и на сегодняшний день самый популярный у HR-специалистов и самый цитируемый в психологических исследованиях тест. «Большая пятерка» — подход к психодиагностике, который оценивает 5 независимых черт личности в виде полярных шкал:
• нейротизм (эмоциональная чувствительность/стабильность)
• экстраверсия/интроверсия
• открытость опыту/консерватизм
• согласие/несогласие
• сознательность/несознательность
Русскоязычной адаптации «Большой Пятерки» в свободном доступе на данный момент не существует. Но в наших методических комплексах «Профнавигатор», «Профориентатор», «Профкарьера» и «Профконсультант» вы найдете все эти 5 шкал и не только. Пройти онлайн >>

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.

Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector