Основы психодиагностики
Содержание:
- Понятие психодиагностики
- Услуги и объявления35
- Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки
- Введение
- 1.2. Формирование психологического портрета личности по признакам внешности
- Сущность психологической диагностики
- Психодиагностические подходы
- Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.
- Наблюдение
- Психодиагностика взрослых
- Психодиагностический процесс.
- Краткие характеристики психодиагностических методик
- Психодиагностика в профориентации
- Что это такое психодиагностика
- Психодиагностика личности (характера)
- Метод наблюдения
Понятие психодиагностики
Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает «распознание». Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.
Предметом психологической диагностики является:
- конструирование и апробация методик,
- разработка требований, которым они должны удовлетворять,
- выработка правил поведения обследования,
- выработка способов обработки и интерпретации результатов,
- обсуждение возможностей тех или иных методик
Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности. Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза. Из-за слова «диагностика» эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования». За рубежом до сих пор редко употребляется термин «психодиагностика». Известные руководства называются следующим образом: «Психологическое тестирование» (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тестирования», «Теория тестов», «Теория и практика психологического тестирования». В книге «Энциклопедия психологии»,2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике. По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики. В ленинградской психологической школе Б.Г.Ананьевым был обоснован термин «психодиагностики». Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью «определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)» (Ананьев Б.Г., 1968) В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики». В «Кратком психологическом словаре», 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: «психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности». Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их. Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука. Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (Л.Д.Бурлачук).
Отрасли психодиагностики. Сущность психодиагностики. Известны следущие отрасли психодиагностики: 1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания. 2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь. 3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров. 4. Судебная психолого-психиатрическая.
Услуги и объявления35
20 минут. |
Бесплатная консультация психолога, тета-практика Подать заявку |
|
Услуга |
Услуги психолога Эльвиры Николаевной Майоровой Скидка 150Р |
3 часа |
Определение предназначения, индивидуальных способностей и талантов по методу биорезонансной экспресс-диагностики профессора Давыдовой И.Н Подать заявку |
45–60 минут |
Спэйс-менеджмент тест Подать заявку |
Услуга |
Психологические консультации по Skype, психодиагностика по З. Фрейду Подать заявку |
1 час. |
Индивидуальная консультация психолога Центра «Навстречу Себе» на Покровке Подать заявку |
Ещё 1 организатор…
Ещё 1 тренер… |
1 час. |
Коррекция Судьбы. Авторские тесты по предназначению. Консультации от автора уникальной книги Подать заявку |
|
От 30 минут и до получения результата. |
Консультация «Преодоление чувства безысходности, апатии, отчаяния и тоски, депрессии, подавленного настроения» Скидка 500Р |
|
1 час. |
Консультация по графологии (анализ почерка) Скидка 300Р |
50 минут. |
Индивидуальные сессии Скидка 500Р |
1 час |
Консультация психолога в любой жизненной ситуации Скидка 500Р |
|
60 минут |
Тест LeaderChart для диагностики управленческих способностей Подать заявку |
|
15–20 минут |
Диагностика организма на аппарате Кроуноскоп. Эффект Кирлиан и Метод Фолля Подать заявку |
|
От 1 часа. |
Психологическое консультирование, психологическая коррекция, психодиагностика Скидка 500Р |
|
3 часа. |
Вывод из депрессии Скидка 1000Р |
|
2 часа. |
Индивидуальная диагностика соционического типа Скидка 500Р |
|
60 минут. |
Услуги парапсихолога, целителя. Личный приём и онлайн-консультации Скидка 300Р |
Пн., ср., пт. с 17:00 до 21:00, в остальные дни — по записи |
Большой новый психологический тест личности «Зеркало». Посмотри на себя со стороны и узнай, как быть счастливым! Скидка 1% |
|
3 часа |
Комплексное тестирование организма Скидка 1000Р |
|
2 недели. |
Ищу напарницу для психокоррекции Подать заявку |
Показать ещё 15 услуг
Услуги в других городах 97
Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки
Федеральное Агентство по образованию
и науки РФ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Психодиагностика»
по теме: «Классификация методов
психодиагностики, их достоинства и недостатки»
Введение.
1.Классификация
методов психодиагностики.
2.
Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову;
А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Заключение.
Список
используемой литературы:
Введение
Психология — очень
молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более
100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие
двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология
возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено,
считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного
следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.
Это наука о самом
сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство
высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к
словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг
человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с
любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений,
которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает
рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они
появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли
друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое
понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на
русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos —
“понятие”, “учение”).
ПСИХОДИАГНОСТИКА — это
область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической
практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов
распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе
термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис»)
и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это
не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.
1.2. Формирование психологического портрета личности по признакам внешности
1.2.1. Особенности восприятия и понимания людьми друг друга
Восприятие человека человеком – это непосредственное, наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого складывается понятие о конкретной личности. Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации. Процесс отражения внешнего облика включает два уровня познания: – конкретно-чувственный (восприятие); – абстрактно-логический (интерпретация). Отражение внешности в целом или отдельных ее элементов с эстетической точки зрения вызывает не всегда осознанное отношение (позитивное или негативное) у воспринимающего к партнеру по общению. И если сама внешность выступает как объективный источник информации о другом человеке, то отношение к внешности играет роль субъективного фона, на котором протекает процесс познания. Возникшее отношение определяет общую направленность социально-психологической интерпретации личности.
Сущность психологической диагностики
Сущность психологической диагностики заключается в результативности воспитательно-познавательной работы с детьми
Важно заметить, есть ли изменения в развитии ребенка, в его мотивационной сфере, в развитии самооценки, обощенных форм мышления, смыслового запоминания и т.д. Педагог-психолог должен знать:
- что и как изучать в познавательной, волевой, личностной сфере детей;
- какими методами можно пользоваться;
- как обрабатывать полученные данные;
- где можно использовать результаты (по принципу «не навреди»);
- как разработать коррекционную работу с детьми.
«Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны», — справедливо утверждал К.Д.Ушинский. Предмет психолого-педагогической диагностики отражен в следующих исследованиях:
- Бурлачук Л.Д., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.
- Диагностика и коррекция психического развития./ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.
- Диагностический компонент. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. – М., 1999.
- Консультирование детей в психолого-педагогическом центре./ Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.,1998.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования.
- Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. – М.,1987.
- Кухарев Н.В., Решетько В.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества.
- Лаак Я.Г. Психодиагностика: проблема содержания и методов. – Воронеж, 1996.
- Определение функциональной готовности детей к обучению в школе. Л. 1981.
- Педагогическая диагностика. М.,1999.-672 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1995.
- Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревича.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. Под ред. М.М. Семаго. – М., 1999.
- Райгородский Д.Я. Оценка степени готовности к обучению в школе.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы.- М., 2001.
- Семенченко П. Энциклопедия интеллекта.- М., 2000. – Сборник упражнений и головоломок с целью научения ребят самостоятельно и творчески мыслить.
- Схема нейропсихологического обследования детей. Под ред. Х.Л. Семенович. – М., — 1998.
- Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.-85 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.
Психодиагностические подходы
Заслуживает внимания выделение трех основных диагностических подходов, в которых конкретизируется психодиагностический метод (Бурлачук).
- “Объективный” подход – психологическая диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.
- “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе, самоописании особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен в основном открытыми опросниками, методиками субъективного шкалирования и другими методиками.
- “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Этот подход представлен проективными методиками исследования личности.
Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.
Основные идеи международных
профессионально-этических стандартов,
принятых в работе психологов:
-
Ответственность
-
Компетентность
-
Этическая
и юридическая правомочность -
Квалифицированная
пропаганда психологии -
Конфиденциальность
-
Благополучие
клиента -
Профессиональная
кооперация -
Информирование
клиента о целях обследования -
Морально-позитивный
эффект исследования -
Гражданственность
и патриотизм
Пользователь теста должен знать сведения
о валидности и надёжности методики,
ограничения её применения.
Деятельность психолога регулируется
«Этическими стандартами и кодексом
поведения».
Наблюдение
В силу особенностей работы, приоритетной и весьма распространенной методикой для большинства практических психологов является метод наблюдения. Это неудивительно, так как этот способ не требует сложной аппаратуры и материальной базы. Однако, от эксперта необходим высокий профессионализм, терпение и время для глубокой индивидуальной работы. Психодиагностика методом наблюдения выдвигает ряд определенных, но выполнимых требований:
-
Поведение человека должно оцениваться с точки зрения его ролевой функции в разных ситуациях с разных сторон
-
Диагност должен проводить достаточно много времени с испытуемым (2-3 сеанса в неделю)
-
Психодиагност должен иметь навык в наблюдении и уметь фиксировать мелкие реакции (микромоторику, физиогномику, невербальные сигналы). Это приходит с опытом
- Между клиентом и диагностом должны быть исключены межличностные ролевые отношения
Накопив достаточный опыт в этом методе и развивая профессиональную наблюдательность, метод наблюдение может стать самым действенным и эффективным способом диагностики, коррекции и положительного влияния на реципиента.
Психодиагностика взрослых
Большинство психодиагностических инструментов рассчитаны именно на взрослых. Перечисленные выше популярные опросники специально адаптированы для людей младше 18 лет. Какие задачи профдиагностика решает у взрослых? В основном они касаются профессиональной деятельности человека: подходит ли соискатель на должность, какую работу он может выполнять лучше всего?
Также отметим, что психодиагностические методики требуются и в клинической психиатрии и судебной экспертизе: есть ли у человека психические расстройства, не находится ли он в группе риска, требуется ли лечение? Психодиагностика важна при приеме на и , в силовые структуры. Например, достаточно ли человек стрессоустойчив, чтобы служить в и службе безопасности.
Психодиагностический процесс.
Основные этапы:
-
Сбор
данных в соответствии с задачей
исследования: формулировка диагностической
задачи; выбор соответствующих методик;
проведение исследования. -
Переработка,
интерпретация данных исследования. -
Вынесение
решения (диагноз и прогноз). В диагнозе
и прогнозе необходим анализ условий
окружающей среды, специфичности
конкретной ситуации. Психодиагностическое
исследование завершается разработкой
программы действий, рекомендаций по
выбору оптимальных методов терапии
заболевания, реабилитации. Описываются
не результаты, полученные с помощью
конкретных методик, а их психологическая
интерпретация.
Краткие характеристики психодиагностических методик
Бланковые
методики –
составляют большинство из них. В них
испытуемому предлагают серию суждений
или вопросов. По полученным ответам
судят о психологии испытуемого.
Эти
методики просты для разработки,
использования и обработки результатов.
Опросные
методики –
занимают второе место по частоте
применения. В них испытуемому задают
устные вопросы, отмечают и обрабатывают
его ответы.
Недостатки:
-
субъективность,
которая проявляется как в выборе самих
вопросов, так и в интерпретации ответов
на них; -
эти
методики трудно стандартизировать, а
следовательно, добиться высокой
надежности и сравнимости результатов.
Рисуночные
психодиагностические методики –
используют созданные испытуемым рисунки,
которые могут иметь тематический или
спонтанный характер. Иногда используется
прием интерпретации испытуемым готовых
изображений.
Проективные
методики – в
свою очередь могут быть бланковыми,
опросными, рисуночными. Применяются
все чаще, т. к. методики этой группы
наиболее валидные и информативные.
Объективно-манипуляционные
методики – в
которых решаемые испытуемыми задачи
предлагаются им в форме реальных
предметов, с которыми предстоит нечто
сделать – собрать, изготовить, разобрать
и т. п.
Более
развернутую классификацию
психодиагностических методик можно
представить, выделив другие критерии
(см. табл. 1)
Таблица
1. Классификация психодиагностических
методик
Критерий |
Наименование |
Краткая |
---|---|---|
По |
Опросные |
Используются |
утверждающие |
Используются |
|
Продуктивные |
Применяют |
|
Действенные |
Задание |
|
Физиологические |
П/диагностика |
|
По |
сознательные |
Апеллирующие |
бессознательные |
Направленные |
|
По |
бланковые |
Тестовый |
технические |
Тестовый |
|
сенсорные |
Тестовый |
|
По |
объективные |
Используются |
субъективные |
Используются |
|
По |
Имеющие |
|
Не |
||
По |
мономерные |
В |
Многомерные |
Предназначены |
|
По |
качественный |
Диагностируемое |
количественный |
Диагностируемое |
Психодиагностика в профориентации
Профориентация «соединяет» возможности человека с потребностями той профессиональной сферы, в которой он планирует работать. Если человек полностью осознает свои сильные и слабые стороны, знает, что он умеет и хочет делать, чему может научиться, в каких условиях ему приятно работать, к тому же, готов работать, то он легко найдет дело жизни.
Если вы хотите пройти профдиагностику для выбора профессии или образования, то это можно сделать в нашем Центре и даже онлайн. Надежные, научно обоснованные методики нашего Центра разработаны лучшими специалистами по психодиагностике и психометрии в России, психологами из МГУ им. М.В. Ломоносова. Выберите методику: Профконсультант (для взрослых): определяет профессиональные навыки и компетенции. Помогает в построении карьеры, отвечает на вопрос «Не пора ли сменить профессию?». Пройти онлайн >> Профкарьера (для студентов и выпускников вузов): рекомендует профессии и должности. Отвечает на вопрос «Что я могу сделать с полученным образованием?». Пройти онлайн >> Профориентатор (для 8-11 классов): определяет интересы, способности и личностные особенности школьника. Помогает определить подходящий ему профиль обучения, варианты профессий и список колледжей/вузов, где их получить. Пройти онлайн >> Профнавигатор (для 5-7 классов): определяет склонности подростка и рекомендует профиль обучения в старших классах и варианты допобразования. Пройти онлайн >> Профстарт (для 2-4 классов): профдиагностика в игровой форме. Определяет интересы, способности и личностные особенности. Помогает определиться с профилем средней школы, кружками и секциями. Профпревью (для 5-8 лет): нейропсихологическая диагностика с профориентационным уклоном. Определяет готовность к школе и способности ребёнка, их соответствие имеющимся интересам и личностным особенностям. Помогает определиться с профилем школы, кружками и секциями.
Что это такое психодиагностика
К нашему сознанию с обычной линейкой не подойдешь. Поэтому уже более 100 лет процветает такая наука, как психодиагностика, которая измеряет трудноуловимые черты личности. Психодиагностика (или психологическая диагностика, или психометрия) — это научная дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений. А что можно измерять в психологии? Да очень многое: знания, способности, взгляды, качества личности. Психодиагностика нужна HR-ам, профориентологам, специалистам во всех областях психологии и, конечно, самим людям, которые хотят разбираться в своих особенностях, сильных и слабых сторонах. Основная задача психометрии — создание измерительных инструментов, той самой «линейки» для сознания. Поэтому тестологи разрабатывают опросники и разнообразные методики оценки личности, а потом проверяют и уточняют их на большой группе людей. Так получаются валидные и надежные тесты. Хотя психодиагностика не исчерпывается тестами, в ней есть место и наблюдениям, беседам и интервью.
|
Кирилл Кузнецов |
Методики, разработанные тестологами из МГУ им. М.В. Ломоносова, проверены и валидны. |
Психодиагностика личности (характера)
Психодиагностика характера как область научных интересов начала складываться в конце XIX века, когда немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт впервые в лабораторных условиях измерил восприятие, память, внимание, скорость реагирования и другие индивидуальные особенности человека.
Главный вопрос психодиагностики: чем этот человек отличается от других, какие особенности характера его выделяют? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, исследователям нужно проанализировать характеры множества людей с учетом их пола, возраста, места проживания, самочувствия и т.д. И только на основе анализа массива результатов можно сделать выводы об индивидуальных отличиях одного человека. С момента возникновения науки разработано множество методик, часть из которых вы, возможно, знаете.Тест Роршаха — визуальный психодиагностический тест, который разработан в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Тест еще известен под названием «Пятна Роршаха«. Он состоит из 10 карточек (изначально карточек было 40, но для публикации Роршах отобрал только 10), где нарисованы кляксы с нечеткими цветами и границами. Роршах изучал открытую в тот момент болезнь шизофрению и заметил, что больные нестандартно интерпретируют рисунки в виде клякс. Тест может определить индивидуальные особенности личности, сильные эмоциональные состояния и диагностировать расстройства личности, отклонения от нормы, хотя полностью доверять его результатам не стоит. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) — еще один опросник, который распознает клинические расстройства. Он был создан в начале 1940-х годов Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли в Университете Миннесоты и предназначался для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. MMPI нашел широкое применение в клинической практике. Для его создания разработчики соотносили ответы группы психически здоровых людей и пациентов с четко выявленным синдромом: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, шизофрения и т.д. Хотя в качестве диагноза результаты этого теста использовать не стоит, так как не всегда высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие.Тест Кеттелла — 16-факторный личностный опросник (или 16 PF), содержит около 190 вопросов, один из самых известных в мире психодиагностических комплексных тестов. Его первые варианты созданы в 1945-50-х гг группой исследователей под руководством Реймонда Кеттелла. Как видно из названия, тест содержит 16 шкал (черт личности) и претендует на комплексную оценку личности. С помощью теста определяются такие качества, как замкнутость/общительность, интеллект, эмоциональная стабильность/нестабильность, практичность/мечтательность, консерватизм/радикализм и т.д. Сегодня опросник используют при приеме на работу, в том числе на и .
Личностный опросник Айзенка разработан психологом Гансом Айзенком в 1963 году, и с тех пор адаптировался и видоизменялся. Тест направлен на диагностику темперамента. В основе методики лежит предположение, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии/интроверсии и эмоциональной устойчивости/неустойчивости (нейротизма). Пересечение этих двух характеристик позволяет соотнести темперамент человека с одним из 4 типов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.Big Five («Большая Пятерка») — еще один, и на сегодняшний день самый популярный у HR-специалистов и самый цитируемый в психологических исследованиях тест. «Большая пятерка» — подход к психодиагностике, который оценивает 5 независимых черт личности в виде полярных шкал:
• нейротизм (эмоциональная чувствительность/стабильность)
• экстраверсия/интроверсия
• открытость опыту/консерватизм
• согласие/несогласие
• сознательность/несознательность
Русскоязычной адаптации «Большой Пятерки» в свободном доступе на данный момент не существует. Но в наших методических комплексах «Профнавигатор», «Профориентатор», «Профкарьера» и «Профконсультант» вы найдете все эти 5 шкал и не только. Пройти онлайн >>
Метод наблюдения
Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.
Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).