Сочинение на тему становление личности
Содержание:
- «Индивидом рождаются, личностью…» А. Г. Асмолов
- Основоположник современной физики Альберт Эйнштейн
- Этапы развития личности
- Сенильный период (старость)
- Перевод слова развитие
- 3 фазы формирования личности в психологии
- Мечта – дорога к себе
- Развитие индивидуальности
- Закономерности работы мозга, влияющие на обучение
- Никита Хрущёв
- «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида»
- Евклид, отец математики
«Индивидом рождаются, личностью…» А. Г. Асмолов
Эссе по высказыванию:
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов)
Выбранное мною для написания эссе высказывание российского психолога и политика А. Г. Асмолова относится к социальной психологии. Социальная психология — наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом.
Общая тема, затронутая А. Г. Асмоловым в его высказывании, — личность. Личность — это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (так как тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью. О личности рассуждали многие мыслители. Так, К. К. Платонов утверждал, что личность — это человек как носитель сознания. А. Н. Леонтьев говорил, что личность человека, как и сознание, порождается его деятельностью.
Формирование человека как личности является целью и результатом образовательного и воспитательного процесса. Формирование человека как личности происходит в процессе обучения и общения. Религия оказывает влияние на формирование человека как личности. прививая ему определенный взгляд на мир. Частью внутреннего мира личности является культура. Каждой личности присуща определенная манера поведения. Определенные качества личности могут быть признаны социальной группой и обеспечивают личности определенное место в ней. Частью внутренней культуры личности являются моральные нормы.
Я считаю, что А. Г. Асмолов в своем высказывании говорит о формировании человека как личности в результате образовательного и воспитательного процесса.
В результате образовательного и воспитательного процесса человек получает представление о социальных нормах, принципах социальных отношении, правилах поведения в случае социального конфликта, социальных ролях, которые ему предстоит исполнять, т. е. проходит социализацию.
Я полностью разделяю точку зрения А. Г. Асмолова. Человек действительно рождается биологическим индивидом, ведь в первый день жизни младенца никто не сможет точно сказать, кем он станет, когда вырастет. Личностью становятся в результате длительного процесса социализации. По большому счету человек формируется как личность всю свою жизнь. Индивидуальность — неповторимые черты, присущие только одной конкретной личности, приходится отстаивать, поскольку общество стремится сделать людей одинаковыми. Общество заставшем людей одинаково мыслить и одинаково вести себя, внушая им определенные
социальные нормы. Общество заставляет людей даже одинаково одеваться, навязывая через СМИ представления о моде. С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, по моему мнению, стирается человеческая индивидуальность, и человеку приходится идти против мнения общества, доказывая свое право не быть как все.
Основоположник современной физики Альберт Эйнштейн
1933: German-Swiss-American mathematical physicist Albert Einstein (1879 — 1955). (Photo by Keystone/Getty Images)
Имя Альберта Эйнштейна известно даже тем, кто в физике толком ничего не понимает. Оно и понятно: само его имя является нарицательным. Создатель известнейшей теории относительности и бесчисленного количества работ, Альберт Эйнштейн изменил само понятие слова “физика”.
Всеобщая теория относительности вызвала ажиотаж среди ученых, а ведь она была не единственным трудом этого ученого. Все прижившиеся научные теории и мнения были буквально стерты в порошок всего лишь одним человеком. Современная физика все еще стоит на утверждениях Альберта Эйнштейна и, возможно, будет стоять еще не одну сотню лет.
Этапы развития личности
На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.
Концепт Эльконина
Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:
- Младенчество.
- Раннее детство.
- Дошкольный период.
- Младший школьный возраст.
- Подростковый период.
В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.
Теория Эриксона
Дополнительные этапы включает в себя . Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.
На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность — период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость — период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость — переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.
Сенильный период (старость)
Старение – это общебиологическая закономерность, свойственная всем живым организмам. В определенном для каждого организма возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению, к изменяющимся условиям существования (рис. 5).
Рис. 5. Пожилой человек
Улучшения условий жизни, снижение детской смертности, победа над многими заболеваниями – все это приводит к увеличению продолжительности жизни.
Если в XVI в XVII веке средняя продолжительность жизни была около 30 лет, то сейчас в благополучных странах средняя продолжительность жизни у мужчин достигает 75 лет (рис. 4), а у женщин 80.
Очевидно, это не предел, и победа над сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями может продлить жизнь человека до 120–140 лет, но при этом, естественно, человек должен вести так называемый здоровый образ жизни и не злоупотреблять алкоголем и никотином.
Смерть – это прекращение жизнедеятельности человека, однако смерть необходима для эволюционного процесса, поскольку без нее не происходила бы смена поколений.
Процесс старения запрограммирован генетически, однако до сих пор нет единой теории, объясняющей этот процесс.
Одни исследователи считают, что процесс старения запускается группой генов, которая запускает так называемую программу старения – эта точка зрения подтверждается существованием редчайшего заболевания человека, прогерии.
Типы старения человека
Медики утверждают, что процесс старения– это сложный многогранный и генетически обусловленный процесс, предотвратить который невозможно, а вот затормозить его можно. Различают два вида старения – физиологическое и патологическое.
При физиологическом старении возраст человека аналогичен паспортному возрасту, а при патологическом старении наблюдается ускоренное старение организма, связанное в большинстве случаев с различными стрессовыми факторами или же с генетической предрасположенностью.
Животные-долгожители
Старость, одряхление не есть обязательный атрибут долгой жизни. Существуют виды, которые могут жить на протяжении веков. К таким видам относится моллюск жемчужница (рис. 6), которая может жить около 200 лет и при этом не стареть. С каждым годом жемчужница становится все устойчивее к условиям окружающей среды и даже лучше размножается.
Рис. 6. Двустворчатый моллюск жемчужница. С возрастом жемчужница не стареет, а становится более жизнеспособной.
Но, тем не менее, даже жемчужница оказывается не бессмертной. Она погибает из-за несогласованного роста раковины и мышечной ноги, которая её держит в вертикальном положении. Огромная раковина перевешивает и падает на дно, фильтрация планктона прекращается, и жемчужница умирает с голода.
Та же учесть преследует крупных черепах (рис. 7), у которых панцирь становится слишком тяжелым.
Рис. 7. Гигантские черепахи
Что касается млекопитающих, то среди них также есть виды-долгожители. К таким видам относится гренландский кит (рис.
Рис. 8. Гренландский кит
Не так давно было открыто существо голый землекоп (рис. 9), которое живет в Африке. Продолжительность жизни этого существа – 28 лет, по размерам оно не превышает мышь-полёвку. Так вот, голый землекоп сумел отменить программу старения. У этого зверька не встречается сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, рака – у него мощнейшая иммунная система, которая сохранятся активной в течение всей жизни. У землекопа два зуба, треть всех мышц организма обеспечивает работу этих резцов. Землекопы прогрызают под землей лабиринты площадью примерно, как два футбольных поля.
В центре этого лабиринта – онтоцарицы, вокруг – 250 воинов. У царицы от одного до трех мужей, многие самцы погибают в борьбе с врагами, змеями и землекопами из соседних стай. От чего наступает естественная сметь землекопов при отсутствии каких-либо других изменений, учеными пока не установлено.
Рис. 9. Голый землекоп в норе
Таким образом, процесс индивидуального развития контролируется генетической программой организма, однако может регулироваться и корректироваться факторами внешней среды, с которыми сталкивается организм.
Перевод слова развитие
Мы предлагаем Вам перевод слова развитие на английский, немецкий и французский языки. Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»
- На английский
- На немецкий
- На французский
- development — разработка, рост экономическое развитие — economic development
- интеллектуальное развитие — intellectual growth
evolution — эволюция
- историческое развитие — historical evolution
promotion — продвижение
- развитие демократии — promotion of democracy
развитие науки — advancement of science
progress — прогресс
- дальнейшее развитие — further progress
expansion — расширение
- развитие торговли — trade expansion
promote — продвижение
- развитие сотрудничества — promote cooperation
developmental — нарушение развития
- стабильность развития — developmental stability
education — образование
cultivation — выращивание
tenor — содержание
Entwicklung — разработка устойчивое экономическое развитие — nachhaltige wirtschaftliche Entwicklung
Wachstum — рост
- глобальное развитие — globales Wachstum
Entwickeln
Entwicklungsprozeß — процесс развития
Ausbau — расширение
- развитие сотрудничества — Ausbau ihrer Zusammenarbeit
Ausbildung — формирование, подготовка
Entfaltung — эволюция
- возможности для развития — Raum zur Entfaltung
Erschließung — разработка
Prozess
Prozeß
Wachsen — рост
Ausbreitung — расширение
Aufstieg — рост
Intelligenz
Gedeihen — рост
Ablauf
Abwicklung
Ausgestaltung — разработка
- développement — разработка, эволюция, расширение, продвижение, процесс, работа, повышение план развития — plan de développement
- естественное развитие — une évolution naturelle
- экономическое развитие — la croissance économique
- развитие информационных — progrès des technologies
- развитие бизнеса — expansion des entreprises
- полное развитие — plein épanouissement
éducation — воспитание
- развитие образования — éducation au développement
venue — рост
déploiement — развертывание
extension — дальнейшее развитие
3 фазы формирования личности в психологии
Становление личности предполагает прохождение таких фаз:
-
Адаптация.
Необходимо принять нормы и формы деятельности, используемые в конкретной социальной группе. Иными словами, на данном этапе развития индивид делает все, чтобы стать похожим на окружающих.
-
Индивидуализация.
Теперь к человеку приходит понимание того, что он такой же, как все. Поэтому он старается найти свои особенности, стремится к персонализации.
-
Интеграция.
Данная фаза влияет как на формирование отдельной личности, так и на развитие общества в целом, в рамках которого действует человек. Последнему необходимо согласовать свою индивидуальность с окружением, проявлять только те отличительные качества, которые способны принести людям пользу – именно в этом заключается развитие индивида.
В статье рассказывается о жизненных циклах человека и их особенностях
Подробнее
Если личность не прошла через эти фазы, ее принятие обществом оказывается невозможным. То есть происходит дезинтеграция человека – окружающие вытесняют его из своего круга или он изолируется по своей воле. В результате формирование личности останавливается и даже нередко поворачивается вспять. Возможна деградация человека, если он переходит к более ранним шагам собственного развития.
Мечта – дорога к себе
Говорят, мечта – путеводная звезда человека. Словно маяк, она освещает ему путь сквозь бури и штиль, и неопределённость жизненного пути… Стоп! А так ли это на самом деле? Не путаем ли мы поиск способов удовлетворять свои обычные желания со следованием дорогой мечты? Не унизили разве мы Мечту с большой буквы до бесплотной иллюзии, созерцанию которой предаемся в мыслях, стараясь уйти от тщетной и унылой реальности? Скольких из нас Мечта ведет дальше отвлеченного фантазирования, что никогда не станет мотивом к действию? К сожалению многих, тех, у кого нет сил, времени и желания превращать свою мечту в цель, а потом идти к ее осуществлению, предпринимая необходимые шаги и совершая нужные действия.
Мечты у людей разные, иногда – они не более чем побег в иллюзорный мир. Вот как бывает — своей мечтой люди часто называют не то, чего они хотят, а то, чего у них нет в данный момент, что прямо противоположно их текущему положению. Например, тот, кто тяжело вкалывает на двух работах, мечтает быть миллионером, которому вообще никак не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить свои потребности. И при этом человек ничего не делает для того, чтобы ситуацию изменить, даже не верит, что это возможно. Это значит, что богатство – не его мечта, скорее уж бедность и тяжелый труд ему надоели и очень угнетают, но не более того. Этот человек устал, его образ жизни превратился для него в проблему, ему кажется, что только прямая противоположность его состоянию и положению может сделать его жизнь лучше. А так как эта самая противоположность недостижима, то можно и не стараться изменить что-то. Хотя вполне эффективным и приемлемым для этого человека было бы упорно искать такую работу, которая будет легче и более высокооплачиваемой.
Иногда мечта – это явно что-то другое, отличное от желаний и иллюзий. Желаем мы иметь конкретные вещи, бывать в конкретным местах, общаться с определенными людьми. Наши желания всегда объектны. А вот мечты… Они бывают смутными, их сложно сформулировать. Ведь мечтаем мы о том, как будем себя чувствовать в той или иной ситуации. Мечтая о любви, мы ждем ощущений, настроений, особого состояния ума и души. Мечтая о путешествиях, мы ожидаем впечатлений, новых ощущений. Разве мы мечтаем просто переставлять ноги по дороге или отсиживать попу в пусть комфортабельных туристических автобусах, но очень долго и неподвижно?
Развитие индивидуальности
Модификация личности происходит под воздействием двух факторов:
- индивидуального – персональное восприятие событий, выбор приоритетов и моральных ценностей;
- социального – становление личности выполняется под влиянием общества, общепринятых норм поведения в социуме, воспитательного процесса.
Важно
Целостное формирование и совершенствование индивидуальных качеств, характера, манер поведения напрямую связано с воспитанием. Оно ориентирует, способствует организации развития индивида исходя из приоритетов и целей социума.
Существует две основополагающих концепции, которые, прогностически определяют психологическое и социальное развитие индивидуальности:
- Генетическая концепция – предполагается, что все ценности, черты характера, стиль поведения, интеллект передается человеку по наследству при его появлении на свет.
- Внешняя (социальная) концепция – если верить данному представлению, то при рождении человека, на биогенетическом уровне в нем не заложено никаких «программ». Его поведение, личные качества, потребности формируются под воздействием окружающего общества, а также жизненных обстоятельств. В воспитательном и жизнедеятельном процессах появляются вынужденные требования, интересы, различные желания, которые со временем трансформируются совместно со взглядом на жизнь и жизненными устремлениями. То есть человек сам выставляет для себя приоритеты или моральные нормы, вступает во внутриличностные конфликты из-за невозможности непременного получения желаемого, либо в силу иных обстоятельств.
Методы социального воспитания
Закономерности работы мозга, влияющие на обучение
Каковы особенности, которые непосредственно влияют на процесс обучения? Рассмотрим некоторые из них.
- Мозг устроен таким образом, что между его клетками постоянно устанавливаются новые связи. Чтобы пользоваться возможностями мозга максимально, нужно предоставлять ему как можно большее количество информации, а также времени для ее осмысления. Отростки нервных клеток (нейронов), которые устанавливают между собой связи, называются аксонами и дендритами. Аксон – это длинный отросток нейрона, а дендрит – разветвленный, похожий на дерево. Аксоны и дендриты все время взаимодействуют, передавая друг другу новую информацию. Места их контакта зовутся синапсами. Даже если человек испытывает недостаток информации, мозг обязательно восполнит недостающие данные. Например, вы видите кошку, которая стоит за углом. Часть ее тела скрыта, но ваш мозг может «дорисовать» недостающие элементы.
Поэтому роль обучения в развитии личности столь тесно связана с работой мозга. - Второе свойство мозга – его тяга к закономерностям. При многократном установлении тех же связей между аксонами и дендритами происходит формирование закономерности. Например, вы никогда в жизни не видели льва. Когда он вам попадется на глаза впервые, его можно по ошибке принять за разновидность лошади. Но, если вы останетесь живы после первого свидания, то мозг запомнит – рычащее животное с рыжей гривой представляет собой угрозу для жизни. Все львы, которых вы встретите в дальнейшем, будут помещены мозгом в ящичек с надписью «Опасные звери».
- Подражание. Мозг человека любит процесс подражания. Информация в мозге, кроме врожденной, отсутствует до того времени, когда в нем образовывается множество синапсов. Самый быстрый способ образовать новые связи между нервными клетками –наблюдать за действиями других и копировать их.
- Мозг плохо выполняет свои функции в стрессовых условиях. Так как он эволюционно формировался по направлению «снизу вверх», то его наиболее примитивные функции и расположены в нижних отделах. Они отвечают за реакцию «беги или сражайся». А эти решения принимаются очень быстро, уж если бразды правления перешли к этой части мозга.
Никита Хрущёв
Это очень противоречивая личность, которая повлияла на ход истории. Его разностороннюю натуру хорошо демонстрирует возведённый ему надгробный памятник, одновременно сделанный из белого и чёрного камня. Хрущёв, с одной стороны, был человеком Сталина, а с другой — руководителем, который пытался растоптать культ личности. Он начал кардинальные реформы, которые должны были полностью поменять кровавую систему, выпустил из лагерей миллионы невинно осуждённых, помиловал сотни тысяч приговорённых к расстрелу. Период этот даже назвали «оттепель», так как прекратились преследования и террор.
Но Хрущёв не умел доводить большие дела до конца, поэтому его реформы можно назвать половинчатыми. Недостаток образования делал его недалёким человеком, но отличная интуиция, природное здравомыслие и политическое чутьё помогли ему так долго держаться в высших эшелонах власти и находить выход в критических ситуациях. Именно благодаря Хрущёву удалось избежать ядерной войны во время Карибского кризиса, а ещё перевернуть самую кровавую страницу в истории России.
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида»
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» Как и большинство выдающихся обществоведов, философов, таких как Н. Бердяев, Н.И. Данилевский, К. Маркс и др. автор высказывания: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» Б.Г. Ананьев считает, что сначала человек становится индивидом, а только потом личностью.
В обществоведческой науке существует мнение, что каждый человек рождается на этот свет, обладая лишь общими признаками представителя человеческого рода. С рождения человек является индивидом, затем приобретает свою индивидуальность и только в процессе социализации становится личностью. Чтобы лучше в этом разобраться, определимся с понятиями. Индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, а личность — это результат социального становления индивида, путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Личность – это человек с совокупностью его социально значимых качеств, которые проявляются через деятельность (активность, собственное мировоззрение, свободный выбор). Как же происходит становление личности и почему этот процесс, по мнению автора, долгий и сложный? И почему многие обществоведы считают, что человек в течение жизни может так и не стать личностью? Общепринято считать что, становление индивида личностью происходит в институтах социализации, таких как: детский сад, семья, школа, СМИ. В этом ему помогают агенты социализации: родители, учителя, друзья. Именно этот круг общения играет важную роль в становлении индивида личностью. Становление личности зависит не только от природных качеств, переданных индивиду по наследству, но и во многом и от психологических, нравственно-моральных установок сложившихся в ближайшем круге общения. Именно от этих установок зависит качество и масштаб формируемой личности. Постепенно, вбирая в себя жизненный опыт, рождая определенные жизненные принципы, мировоззрение его индивидуальное начало будет раскрываться. И только тогда индивида можно будет назвать личностью. У кого-то процесс развития личности идет всю жизнь, а у кого-то заканчивается со вторичной социализацией (отношений складывающихся в рамках формальных институтов) и дальше человек уже не развивается. В этом случае, как мне кажется, нельзя говорить о существовании личности. Для меня личность — это постоянно развивающаяся единица общества. В качестве фактической аргументации можно привести личность Людвига Ван Бетховена – одного из известных композиторов. Родился и жил он в обычной австрийской семье, мало чем отличался от сверстников, одним словом индивид, типичный представитель человеческого рода. Отец же хотел сделать из сына второго Моцарта и принялся обучать его игре на скрипке, но, однако, сын не подавал особых надежд. И все-таки он стал настоящим гением в музыке, просто необходимо было больше времени, хорошие учителя и желание учиться. Естественно становление личности не происходит в результате резкого скачка. Это длительный постепенный процесс, зависящий от множества факторов. Можно также вспомнить великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он рос слабеньким ребёнком, часто болел. Однако, однажды увлёкшись богатейшей отцовской библиотекой, исследовав военную историю и артиллерию, Александр Васильевич решил стать военным. Он постоянно работал над собой, закаляясь морально и физически. Его главная цель была верой и правдой служить Отечеству, и в этом он преуспел как никто другой. А. В. Суворов не проиграл ни одного своего сражения, увеличил все сферы военного дела новыми выводами и положениями и создал и использовал в полководческой практике наиболее совершенные формы и методы ведения вооружённой борьбы. Но личности — это не только знаменитые люди, о которых пишут в энциклопедиях и СМИ. Личности живут рядом с нами. Например, свою бывшую соседку Аню я помню совсем маленькой девочкой. Она всегда интересовалась компьютерами, потом поступила на факультет бизнес-информатики в Высшую школу экономики и организовала свой собственный интернет-бизнес. Многие в ее возрасте беспечно прогуливают пары в университете и скачивают курсовые из интернета, а она уже нашла дело своей жизни, которое приносит ей чувство профессионального удовлетворения и позволяет реализовывать творческий потенциал. Таким образом, можно сделать вывод о справедливости высказывания. Действительно, процесс становления личности, в отличие от индивида, проходит намного дольше, путем социализации человека, нахождения и раскрытия его индивидуальности, кроме того, не каждый индивид может стать личностью. Поделитесь с Вашими друзьями: |
danovie.ru
Евклид, отец математики
Цифры, сложение, деление, десятки, дробь – к чему относятся эти слова? Правильно, к математике! Невозможно представить современный мир без множества расчетов, ведь мы, как минимум, вынуждены считать деньги, затраченные на покупку продуктов в магазине. Но ведь были времена, когда даже не было понятия “единицы” в умах людей. Откуда же пошла эта великая наука под названием “математика”? Евклид – основоположник этой науки и ее основатель. Именно он подарил миру математику в том виде, в котором мы ее видим. “Евклидова геометрия” бралась за основу у античных, а после и у средневековых ученых как образец математических расчетов.