Общая характеристика чрезвычайных ситуаций

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

  • неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
  • отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
  • высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
  • увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
  • недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
  • снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
  • отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
  • низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
  • недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
  • воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
  • конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
  • низкий уровень управления контролем доступа в здание.

Справка:

  • мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
  • прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
  • превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
  • выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
  • снижение вероятности возникновения таких событий.
  • районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • профилактика терроризма и преступности на предприятии;
  • проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
  • обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Справка:

Биологические чрезвычайные ситуации

Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Пандемия – необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

Все инфекционные болезни подразделяются на четыре группы:

  • кишечные инфекции;
  • инфекции дыхательных путей (аэрозольные);
  • кровяные (трансмиссивные);
  • инфекции наружных покровов (контактные).

Виды биологических ЧС

Эпизоотии. Инфекционные болезни животных – группа болезней, имеющая такие общие признаки, как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение.

Все инфекционные болезни животных делятся на пять групп:

  • Первая группа – алиментарные инфекции, передаются через почву, корм, воду. В основном поражаются органы пищеварительной системы. Возбудители передается через инфицированные корма, почву, навоз. К таким инфекциям относятся сибирская язва, ящур, сап, бруцеллез.
  • Вторая группа – респираторные инфекции – поражение слизистых оболочек дыхательных путей и легких. К ним относятся: парагрипп, экзоотическая пневмония, оспа овец и коз, чума плотоядных.
  • Третья группа – трансмиссивные инфекции, механизм их передачи осуществляется при помощи кровососущих членистоногих. К ним относятся: энцефаломиелиты, туляремия, инфекционная анемия лошадей.
  • Четвертая группа – инфекции, возбудители которых передаются через наружные покровы без участия переносчиков. К ним относятся: столбняк, бешенство, оспа коров.
  • Пятая группа – инфекции с невыясненными путями поражения, т.е. неквалифицированная группа.

Эпифитотии. Для оценки масштаба заболеваний растений применяются такие понятия эпифитотия и панфитотия.

Эпифитотия – распространение инфекционных болезней на значительные территории в течение определенного времени.

Панфитотия – массовые заболевания, охватывающие несколько стран или континентов.

Болезни растений классифицируются по следующим признакам:

  • место или фаза развития растений (болезни семян, всходов, рассады, взрослых растений);
  • место проявления (местные, локальные, общие);
  • течение (острые, хронические);
  • поражаемая культура;
  • причина возникновения (инфекционные, неинфекционные).

Космос – один из элементов, влияющих на земную жизнь.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

3.2. Критерии, характеризующие чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайные
ситуации характеризуются качествен­ными
и количественными критериями. К
качественным критериям относятся:
временной (внезапность и быстро­та
развития событий); социально-экологический
(челове­ческие жертвы, выведение из
хозяйственного оборота боль­ших
площадей); социально-психологический
(массовые стрессы); экономический.
Например, локальная ЧС — это когда
пострадало 10 человек; либо для 100 человек
нарушены условия БЖД; либо ущерб не
превышает 1000 МРОТ, а зона ЧС не выходит
за пределы объекта.

Основные причины
возникновения ЧС:

— внутренние:
сложность технологий, недостаточная
ква­лификация персонала,
проектно-конструкторские не­доработки,
физический и моральный износ оборудования,
низкая трудовая и технологическая
дисциплина;

— внешние: стихийные
бедствия, неожиданное прекра­щение
подачи электроэнергии, газа, воды,
техноло­гических продуктов, терроризм,
войны.

Возникновение
ЧС обусловлено наличием остаточно­го
риска. В соответствии с концепцией
остаточного риска абсолютную безопасность
обеспечить невозможно. Поэто­му
принимается такая безопасность, которую
приемлет и может обеспечить общество
в данный период времени.

Условия
возникновения ЧС: наличие источника
рис­ка (давления, взрывчатых, ядовитых,
радиоактивных веществ), действие факторов
риска (выброс газа, взрыв, возгорание);
нахождение в очаге поражения людей,
сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин
и хода развития ЧС различного характера
показывает их общую черту — стадийность.
Выделяют пять стадий (периодов) развития
ЧС:

-накопления
отрицательных эффектов, приводящих к
аварии;

-период развития
катастрофы;

-экстремальный
период, при котором выделяется ос­новная
доля энергии;

-период затухания;

-период ликвидации
последствий.

Обязанности федеральных органов исполнительной власти

Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 13 Федерального закона):

1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти:

а) по отношению к подведомственным организациям:

  • разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
  • утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
  • финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
  • организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 Дополнительный материал по теме: 

о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), каковы ее задачи, структура, органы управления, силы и средства, режимы функционирования и управления

Основные источники ЧС

Наибольшее число ЧС природного происхождения обусловлено:

  • наводнениями                                                           34%
  • ураганами, бурями, тайфунами, смерчами            19%
  • сильными, продолжительными дождями              14%
  • землетрясениями                                                        8%
  • сильными снегопадами, метелями                           8%
  • оползнями, обвалами                                                 5%

Основными источниками ЧС техногенного характера и технологических катастроф всё же является человеческий фактор. Классификация наиболее опасных ЧС техногенного характера может быть представлена следующим образом.

Транспортные аварии (катастрофы):

  • аварии товарных поездов;
  • аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов;
  • аварии речных и морских грузовых судов;
  • аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;
  • авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;
  • авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;
  • аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы);
  • аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;
  • аварии на магистральных трубопроводах.

Пожары, взрывы, угрозы взрывов:

  • пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
  • пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) на транспорте;
  • пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;
  • пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социальнобытового, культурного назначения;
  • пожары (взрывы) на химически опасных объектах;
  • пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;
  • обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;
  • утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);
  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;
  • образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;
  • аварии с химическими боеприпасами, утрата источников ХОВ.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):

  • аварии на атомных станциях (АЭС), атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла (ЯТЦ);
  • аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту;
  • аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;
  • аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;
  • утрата радиоактивных источников.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);
  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;
  • утрата БОВ.

Внезапное обрушение зданий, сооружений:

  • обрушение элементов транспортных коммуникаций;
  • обрушение производственных зданий и сооружений;
  • обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Аварии на электроэнергетических системах:

  • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
  • аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;
  • выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения:

  • аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
  • аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;
  • аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
  • аварии на коммунальных газопроводах.

   Аварии на очистных сооружениях:

  • аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
  • аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

   Гидродинамические аварии:

  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек др.) с образованием прорывного паводка;
  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях. Ущерб при механических повреждениях и разрушениях сооружений определяют исходя из их возможной степени повреждения – в долях от первоначальной сметной стоимости. Ущерб при коррозийных повреждениях объектов в обычной и агрессивных средах определяют с учетом вероятности повреждения в долях от нормативного срока службы.

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения

В соответствии с
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О
классификации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
чрезвычайные ситуации по масштабу
возможных последствий делятся на:
локальные,
муниципальные, межмуниципальные,
региональные, межрегиональные,
федеральные.

Показателями
масштаба распространения ЧС являются:

  • размеры территории,
    непосредственно подвергшейся воздействию
    поражающих факторов;

  • возможные косвенные
    последствия, которые могут представлять
    собой тяжелые нарушения организационных,
    экономических, социальных и других
    важных связей, действовавших на
    значительных расстояниях.

Кроме этого, в
данном признаке классификации учитывается
тяжесть последствий, которая порой
может быть весьма значительной и
трагичной. Поэтому для определения
категории чрезвычайной ситуации по ее
масштабу необходимо оценить одновременно
площадь поражения (масштаб первичных
и вторичных последствий), косвенные
последствия и тяжесть последствий.
Тяжесть последствий оценивается уровнем
сил и ресурсов, которые необходимо
привлечь для их ликвидации.

По масштабу
распространения с учетом тяжести
последствий, чрезвычайные ситуации
могут быть классифицированы на:

а) чрезвычайную
ситуацию локального
характера
,
в результате которой территория, на
которой сложилась чрезвычайная ситуация
и нарушены условия жизнедеятельности
людей (далее — зона чрезвычайной ситуации),
не выходит за пределы территории объекта,
при этом количество людей, погибших или
получивших ущерб здоровью (далее —
количество пострадавших), составляет
не более 10 человек либо размер ущерба
окружающей природной среде и материальных
потерь (далее — размер материального
ущерба) составляет не более 100 тыс.
рублей;

б) чрезвычайную
ситуацию муниципального
характера
,
в результате которой зона чрезвычайной
ситуации не выходит за пределы территории
одного поселения или внутригородской
территории города федерального значения,
при этом количество пострадавших
составляет не более 50 человек либо
размер материального ущерба составляет
не более 5 млн. рублей, а также данная
чрезвычайная ситуация не может быть
отнесена к чрезвычайной ситуации
локального характера;

в) чрезвычайную
ситуацию межмуниципального
характера
,
в результате которой зона чрезвычайной
ситуации затрагивает территорию двух
и более поселений, внутригородских
территорий города федерального значения
или межселенную территорию, при этом
количество пострадавших составляет не
более 50 человек либо размер материального
ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную
ситуацию регионального
характера
,
в результате которой зона чрезвычайной
ситуации не выходит за пределы территории
одного субъекта Российской Федерации,
при этом количество пострадавших
составляет свыше 50 человек, но не более
500 человек либо размер материального
ущерба составляет свыше 5 млн. рублей,
но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную
ситуацию межрегионального
характера
,
в результате которой зона чрезвычайной
ситуации затрагивает территорию двух
и более субъектов Российской Федерации,
при этом количество пострадавших
составляет свыше 50 человек, но не более
500 человек либо размер материального
ущерба составляет свыше 5 млн. рублей,
но не более 500 млн. рублей;

е)
чрезвычайную ситуацию федерального
характера
,
в результате которой количество
пострадавших составляет свыше 500 человек
либо размер материального ущерба
составляет свыше 500 млн. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector