Как правильно пишется устная речь

Содержание:

Ораторское искусство

Как научиться говорить грамотно

Не пренебрегайте чтением хорошей литературы – отдавайте предпочтение классическим произведениям Достоевского, Пастернака, Толстого или иных известных писателей. Постепенно вы научитесь правильно строить предложения и обогатите свой словарный запас.

Займитесь тренировкой своей памяти – заучивайте интересные четверостишия или отрывки из книг. Это поможет вам в умении красиво излагать мысли – теперь вы не будете пытаться судорожно вспомнить какое-то слово, которое было бы уместно в вашей фразе, но забылось.

Как развить хорошую речь

Отправляйтесь в книжный магазин и попросите продавца порекомендовать вам книгу по ораторскому искусству. Также нелишним будет справочник по культуре речи. Стоит отметить, что сейчас довольно популярны различные занятия по риторике, как для детей, так и для взрослых. Также не следует забывать о видео-уроках, которые в изобилии присутствуют на просторах Сети.

Существует множество увлекательных и хороших упражнений, которые помогут вам в развитии речи. Каждый день выбирайте для себя какое-нибудь одно слово (глагол или существительное). В течение дня старайтесь подбирать к выбранному слову различные синонимы и антонимы. Например, ваш выбор пал на слово «привлекательный». Синонимы – красивый, приятный, восхитительный, притягательный и т.д. Антонимы – безобразный, некрасивый, неприятный и т.д.

Есть еще одно интересное упражнение. Обратите свой взор на любой предмет, который на первый взгляд может показаться совершенно неинтересным – это может быть утюг, часы, чашка, тапок и прочее. Теперь вам нужно в течение 3-х минут описывать этот предмет, рассказывая о его предназначении, преимуществах и недостатках – в характеристиках не повторяйтесь. На следующий день выберите другой предмет, и немного увеличьте описание до 5-ти минут. На протяжении недели, при наличии свободного времени, хотя бы раз в день делайте это упражнение, и вы заметите, как положительно это скажется на вашей речи.

Учимся выражать свои мысли красиво и культурно

Практически невозможно добиться красивой речи, если в ней будут звучать сленг или, того хуже, матерные слова. Возможно, вы полагаете, что употребление подобных слов придет вашей речь особый шарм, но, как правило, это вовсе не так. Многих людей попросту отталкивают нецензурные выражения, да и не все понимают значение слов из сленга.

Следите за тем, что и как вы говорите, не засоряйте речь некультурными словами, ведь так вы можете создать неверное впечатление о себе

Важно уметь выделять в своем рассказе то, на что слушателю стоит обратить особое внимание. Не нужно вникать в ненужные подробности и начинать с длинных предисловий – это может быть интересно лишь вам, но скучно собеседнику

Вы можете потренироваться доносить суть своего рассказа. Напишите какую-нибудь увлекательную историю, которая с вами произошла, и которой вы бы хотели поделиться с кем-либо. Перечитайте свой текст

Теперь посмотрите, какие предложения из рассказа можно убрать так, чтобы он не потерял изначального смысла и донес главное до слушателя? Таким образом, поступайте каждый раз – в переписке убирайте лишнее и оставляйте важное. Постепенно этот навык появится и в «живой» речи

Учимся быстро говорить по-русски

Для того чтобы научится быстро говорить, попробуйте начать с быстрого чтения

Важно отметить, что речь идет о чтении вслух. Прочитайте пару абзацев с выражением, в нормальном темпе – засеките, сколько времени у вас на это ушло

В следующий раз постарайтесь немного ускориться, пока не добьетесь нужного результата. Даже при быстром чтении необходимо оставлять четкость произношения – никаких «проглоченных» окончаний, неправильных ударений

Также обратите внимание на выразительность

Умение быстро говорить может оказаться весьма полезным, но ни к чему его применять без острой надобности в обычной жизни. Многим людям не нравится, когда собеседник «тараторит», они не успевают ухватить смысл произнесенной фразы и общение становится довольно проблематичным.

Крайний (в значении «последний»)

Фразы «кто крайний в очереди» и «крайний раз» зародились среди тех, кто работает в сферах, связанных с риском —
в МЧС, авиации, экстремальном туризме и так далее. Подсознательно они
опасаются, что последний раз действительно может оказаться последним в их
жизни, и что этой фразой они накликают беду. Далее подобные выражения получили распространение среди суеверных людей, а затем и среди тех, кто с ними общается…

Это смешение близких по значению слов, а
значит, — лексическая ошибка. У «крайний» есть конкретное значение, и слово должно употребляться по отношении к чему-то, находящемуся с краю (или в начале ряда). Также обозначает «предельный», например, в выражении «крайние меры».
Допустимо и разговорное «нашли крайнего», то есть виноватого в неудаче или
срыве планов.

Способы передачи и оформление

Чтобы оформить чужие мысли, можно воспользоваться правилами написания прямой или косвенной речи, несобственно-прямой речи или диалога. При этом оформить первый вариант будет сложнее, так как он включает в себя слова автора. Но именно прямая речь сохраняет на 100% и содержание, и форму чужих изречений.

Знаки препинания

Чужие выражения на письме требуют особого оформления, зависящего от места расположения авторского текста, они могут быть перед, после или внутри ПР.

Возможны следующие четыре варианта:

  1. Авторские слова перед чужими. Поставьте после них двоеточие и откройте кавычки, в которых с большой буквы пишите прямую речь. Если в конце чужих слов ставится восклицательный или вопросительный знак, то кавычки закрываются после знака. Но если предложение повествовательное, то есть в конце точка, то сначала закрываются кавычки, потом ставится точка. Пример: Оля сказала: «Пойду играть». Оля спросила: «Могу я идти?» Оля воскликнула: «Ура! Играть!»
  2. Слова автора после прямой речи. Обособьте сторонние изречения кавычками, начав писать с большой буквы. Свою речь пишите после тире, стоящего за кавычками, с маленькой буквы. Восклицательный и вопросительный знаки, а еще многоточия ставьте внутри кавычек, а запятую, если ПР повествовательная, — после кавычек, перед тире. Но в случае если в ней не одно предложение, а несколько, то за кавычки знаки не выносятся. Пример: «Пойду играть», — сказала Оля. «Могу я идти?» — спросила Оля. «Ура! Играть!» — воскликнула Оля.
  3. Слова автора внутри ПР. Кавычки откройте, напишите первую часть сторонних изречений с большой буквы, поставьте запятую и тире, с маленькой буквы напишите свои слова, опять запятую и тире, продолжите ПР с маленькой буквы, закройте кавычки. Но если после первого отрезка ПР стоит восклицательный (или вопросительный) знак, то вторая часть пишется с большой буквы, а после высказывания автора ставится точка. Количество предложений в чужих словах неограниченно. «Я пойду, — сказала Оля, — а то поиграть хочется». «Ура! — воскликнула Оля. — Идем играть!» «Ура! — воскликнула Оля. — Играть! Пойдешь со мной?»
  4. Внутри слов автора ПР. Такое бывает крайне редко. Пишем первую часть ваших слов, двоеточие, открываем кавычки, пишем чужое высказывание с большой буквы, закрываем кавычки, ставим тире, пишем продолжение вашего изречения с маленькой буквы. Оля сказала: «Я хочу играть», и сразу же убежала. Я услышала, как Оля сказала: «Могу я идти?» — и вышла. Если знаки препинания в авторских словах не нужны, то сначала ставится двоеточие, а перед второй — тире. Воскликнув: «Ура!», Оля побежала играть. Если же на месте разрыва должны быть знаки, то после первой части ставится двоеточие, а перед второй — запятая.

Схемы и диалог

Проще всего запомнить правила оформления ПР, используя схемы.

Знаки могут быть соответственно большими или маленькими.

«П», — а. А: «П». «П, — а, — п». А: «П», — а.
«П!» — а. А: «П!» «П, — а, — п!» А: «П!(?)» — а.
«П?» — а. А: «П?» «П? — а, — П». А: «Пр…» — а.
«П! — а, — П». А: «Пр. р.!», а.

Диалог не оформляется в кавычки, даже если присутствует авторский текст. Каждая новая реплика начинается с новой строки и перед ней ставится тире.

— Можно мне идти? — спросила Оля.

— Да, конечно, — ответила мама. — Иди поиграй.

Если в одном предложении есть две прямые речи, то перед второй ставится еще и двоеточие.

— Да, иди, — ответила мама и спросила: — Ты идешь с Колей?

Короткие диалоги пишутся одной строкой:

— Я пойду? — спросила Оля. — Да, конечно!

Написание цитат

Цитата — дословное воспроизведение чьих-то высказываний. Они, как правило, оформляются кавычками, как предложения с ПР. Но не всякая цитата является ПР. Для этого предложение с цитатой должно содержать слова автора.

Цитатой может быть как проза, так и стихи, но такие предложения оформляются по тем же правилам, что и обычная ПР. И только если такая стихотворная цитата оформляется отдельно от авторской речи, она не заключается в кавычки.

Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, то в конце стихотворения ставится тире или запятая и тире.

Почему говорим неправильно?

На грамотность влияет не только образование, но и окружение, и его средний
уровень культуры, а также образ жизни.

#О людях
Жить в Задах и Лохово: тайны названий сибирских сел

«Социальная среда оказывает очень сильное воздействие. Многие
из вышеназванных примеров в школе изучают,
но не закрепляют. Вообще школьное образование так построено, что в русском
языке изучают всё, но галопом по Европам, больше уделяют внимания орфографии и
пунктуации, а культуру речи изучаю фрагментарно», — комментирует кандидат
филологических наук, доцент кафедры русского языка Новосибирского
государственного технического университета Татьяна Мистюк.

Кроме этого, сегодня люди, особенно молодёжь, проводят много
времени в интернете, общаются по переписке, в которой могут встречаться какие
угодно формы слов. Благодаря Сети в речь проникают различные модные выражения-мемы, которые со временем начинают считаться нормой.

Есть много простых рекомендаций для тех, кто хочет научиться говорить правильно или переучить кого-то. Например, расклеивать стикеры с выделенной ударной буквой и правильными формами слов. Или сочинять короткие стихи с рифмой к правильному произношению трудного слова. 

Однако, по словам Мистюк, научиться говорить правильно можно только
одним способом — практиковать верные формы в устной и письменной речи. А еще лучше — не жалеть времени на то, чтобы разобраться в значениях трудных слов и освежать в памяти базовые правила русского языка. 

Как правильно пишется, ударение в слове «правильная речь»

Предложения со словосочетанием «правильная речь&raquo

Сжимая в руках вязаный шарик или мягкого и тёплого зверька, он массирует пальчики и тренирует кисти рук, что очень важно для формирования правильной речи и мышления

Цитаты из русской классики со словосочетанием «правильная речь»

Генерал внимательно слушал эту не совсем правильную речь и про себя удивился уму Родиона Антоиыча, относительно которого он уже был предупрежден Ниной Леонтьевной, а также и относительно той роли, какую он играл у Раисы Павловны. Этот кукарский Ришелье начинал его интересовать, хотя генерал не мог преодолеть невольного предубеждения против него.

Значение слова «правильный&raquo

ПРА́ВИЛЬНЫЙ , –ая, –ое; –лен, –льна, –льно. 1. Основанный на правилах (см. пра́вило в 1 знач.), происходящий по правилам, соответствующий правилам. Правильное произношение.

ПРАВИ́ЛЬНЫЙ , –ая, –ое. 1. Прил. к прави́ло; являющийся прави́лом. Правильная доска. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «речь&raquo

РЕЧЬ , -и, мн. ре́чи, –е́й, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. (Малый академический словарь, МАС)

Дополнительно

Значение слова «правильный&raquo

ПРА́ВИЛЬНЫЙ , –ая, –ое; –лен, –льна, –льно. 1. Основанный на правилах (см. пра́вило в 1 знач.), происходящий по правилам, соответствующий правилам. Правильное произношение.

ПРАВИ́ЛЬНЫЙ , –ая, –ое. 1. Прил. к прави́ло; являющийся прави́лом. Правильная доска.

Значение слова «речь&raquo

РЕЧЬ , -и, мн. ре́чи, –е́й, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи.

Предложения со словосочетанием «правильная речь&raquo

Сжимая в руках вязаный шарик или мягкого и тёплого зверька, он массирует пальчики и тренирует кисти рук, что очень важно для формирования правильной речи и мышления. Обучившись естественному алгоритму речевых действий, он мгновенно начал не просто производить идеально правильную речь, но так же нормализовал работу своей собственной памяти и прочих действий своего тела

Обучившись естественному алгоритму речевых действий, он мгновенно начал не просто производить идеально правильную речь, но так же нормализовал работу своей собственной памяти и прочих действий своего тела.

Одна говорит о том, что сюсюканье вредит развитию правильной речи у ребёнка, который наследует сюсюкающих взрослых.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C

Словарь синонимов

Речь, слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести речь о чем. Провозгласить заздравный тост; предложить тост за (здравие) кого. Это только фраза, пустой набор слов. До тонкости постиг все завитушки просьбенного и приказного слова. Тург. Поди-ка на пару слов. Глас вопиющего в пустыне. Ис. 40, 3. Глаголом жги сердца людей. Пушк. Ср. Слово.См. стиль Л вести речь, держать речь, заводить речь, потерять речь

Почему нельзя говорить спасибо? Так почему нельзя так говорить?

Существует две основные версии, которые помогают понять почему следует отказаться от этого слова.

Религиозная

В древнерусском обществе, в особенности у приверженцев старой веры (старообрядцев) было принято благодарить словами «Спаси Бог!». Само существительное «спасибо» казалось для русского человека бессмысленным, поэтому возникло толкование, помогающее объяснить данное слово: До крещения Руси был идол, чье имя звучало как «Бо». Его последователи выражали благодарность словами «Спаси Бо!», однако такое выражение вызывало самого идола и заставляло человека грешить, поэтому верующие теперь стараются его не употреблять. Это является одним из правил у старообрядцев.

Потеря общения

Говоря «спасибо» другому человеку, Вы лишаете себя уз с ним. Считается, что употребление этого слова грозит ухудшением отношений, ибо это «очень мощная мантра», которая уберегает от дальнейших разговоров с этим человеком.

То есть мне его вообще лучше не произносить?

Опираясь на различные поверья, совсем убирать слово «спасибо» из своего лексикона не стоит. Если, например, Ваш собеседник груб или неприятен Вам, Вы можете говорить это выражение ему и, таким образом, защититесь от дальнейшего хамства этого человека.\

Но как тогда выражать свою благодарность?

Стоит говорить «благодарю» в ответ на оказанную вам услугу. Это не только более приятное на слух слово, но ещё и олицетворяет именно тот смысл, который надо. «Благодарю» означает «дарить благо». Отвечать благом на благо, добром на добро – именно так Вы запомнитесь своему собеседнику хорошим и приятным человеком.

Какие ещё слова мне лучше не говорить?

  1. «Черт». Опять же все идет от наших предков. Будучи очень религиозными людьми, они старались избегать слов, олицетворяющих : «черт», «бес», «дьявол». Считалось, что произнесение такого слова может призвать эти нечистые силы. Если в Вашей речи очень часто звучат подобные слова, то, согласно экзотерикам, Вы имеете шанс попасть в различные суетливые, требующие помощи происшествия.
  2. «Проклятие!» Это слово очень часто употребляют в безысходных ситуациях, например, в длинной очереди или огромной пробке, а времени остается слишком мало. Если проклинать других людей, то запускается «негативная программа». Таким образом, Вы проклинаете сами себя, создаете себе еще больше несчастий, лишаетесь любви и веселья. Конечно же, проклятый человек тоже будет обречен на страдания, но зачем ухудшать жизнь и себе? Идеальным вариантом будет не произносить вообще это слово.
  3. Невозможно (никогда). Употребление данного слова может лишить Вас всех амбиций и мечтаний. Если вдруг у Вас случилась беда или что-то не получается в жизни – не стоит опускать руки и думать, что у Вас никогда ничего не выйдет. Вместо этого лучше произнести: «я всегда смогу добиться поставленной задачи!».

С народными поверьями нужно быть осторожнее. Все-таки, не зря наши предки опирались на них, планируя какой-либо праздник или продумывая свою речь.

Говорить ли Вам слово «спасибо» или нет – сугубо ваше решение. Однако хотелось бы дать Вам повод к размышлению. Подумайте: какое слово вам приятнее услышать от собеседника, «спасибо» или «благодарю»? А что именно Вам нравится произносить больше? Размышляя и экспериментируя с этими словами, опирайтесь на свои внутренние ощущения. Как вами воспринимаются эти два слова?

Благодарность пришедшим

Ближе к завершению торжественная речь на том или ином мероприятии должна перейти к объявлению благодарности тем, кто собрался и в особенности тем, кто внес свой вклад в то, что стало поводом для торжества. Слова благодарности должны звучать уместно и естественно, то есть без намека на лесть.

Выразить свое почтение можно при помощи следующих клише:

  • это мероприятие стало возможным только благодаря…;
  • если бы не ваша помощь…;
  • мы прошли этот путь вместе;
  • эта юбилейная речь посвящена вам, коллеги;
  • я хочу поблагодарить каждого, кто был со мной в течение этого пути;
  • спасибо вам, друзья;
  • я хочу выразить благодарность/свое почтение и т.д.

Как пример может послужить речь директора компании, произнесенная на мероприятии в честь юбилея организации:«Компания похожа на часовой механизм. Если не достает какой-то маленькой, казалось бы, детали, часы стоят. Так же и в компании: важен каждый сотрудник. Именно поэтому в этот торжественный день я хочу, в первую очередь, поблагодарить каждого из своих коллег за проделанную работу. Мы пришли к этой круглой дате вместе. Только благодаря всем вам наша компания процветает. Спасибо, друзья!».

Прямая речь в русском языке: что это такое?

По сути, прямой речью и называют слова говорящего, которые вставлены дословно в мысли автора. Такой формат отличается индивидуальностью и обладает стилем того, чьи слова воспроизведены. Человек может использовать диалектизмы, соблюдать паузы или насыщать свои высказывания вводными конструкциями.

Внимание! Никаких дополнительных союзов или местоимений введение такого речевого типа не предусматривает.

Оформление прямой речи обычно выделяется посредством кавычек либо отдельным абзацем. В качестве разновидности сюда можно отнести также цитирование – это выделение авторской речи в кавычках.

Что такое прямая речь?

Речь устная и письменная 1 класс

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения.

Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их.

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению.

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись.

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена?

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова

Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями

Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

Присоединяйтесь к нам в !

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Семантика и синонимия

Рассмотрим семантические свойства фразеологизма на примерах, а для того, чтобы было легче ориентироваться, применим к нему синонимы.

В значении сказуемого:

  • Виктории всё равно, что будет дальше, её уже ничего не трогает.
  • Всё равно где находиться – только не дома.

Синонимы: «без разницы», «безразлично», «одинаково».

В значении частицы:

  • Я всё равно буду идти к своей цели.
  • Не нужно ничего говорить, я всё равно не смогу простить.

Синонимы: «несмотря ни на что», «во всяком случае», «так или иначе».

В значении наречия:

  • Меня всё равно хватятся.
  • В том, что Наташа всё равно хорошо сдаст экзамены и станет отличницей, её мама не сомневалась ни секунды.

Синонимы: «при любых обстоятельствах», «в любом случае».

Предикатив:

  • «Мне всё равно! Я полон дум // О них, ушедших и великих…» (С. Есенин «На Кавказе»).
  • «Наука… не знает границ, ей всё равно, где был открыт ген…» (Д. Гранин «Зубр»).

Синонимы: «одинаково», «едино».

Как оформить прямую речь

Если авторские слова расположены перед прямой речью, то после них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка.

Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».

Он воскликнул: «Как прекрасен вид из окна!»

Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с маленькой буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки после прямой речи ставьте всегда внутри кавычек, запятую при прямой речи без эмоциональной окраски – после кавычек и перед тире.

Примеры: «Я буду сейчас играть», – сказал Андрей.

«Что ты делаешь?» – спросил он.

«Как прекрасен вид из окна!» – воскликнул он.

Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, после них снова поставьте запятую и тире:

«Прямая речь, – автор, – прямая речь». Заметьте, что после авторских слов поставлена запятая, а прямая речь начинается с маленькой буквы. Например: «Иди дальше, – сказала девушка, – я следую за тобой».

«Прямая речь, – автор. – Прямая речь». Например: «Вечером приду в гости, – сказал он. – Нам нужно серьезно поговорить».

«Прямая речь!(?) – автор. – Прямая речь». Например: «Какой прекрасный день, не правда ли? – спросила Катя. – Я искренне восхищена природой».

Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по следующим схемам:

Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», – и сразу же уснул.

Пример. Я услышал голос из холла: «Как так можно?» – и Сергей Петрович вошел в комнату.

Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул…» – и устремил взгляд в море.

Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.

Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» – «Два месяца». – «Вы будете мне звонить или писать?» – «Да, конечно!»С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.

– Вам холодно, Екатерина? – спросил Иван Петрович.

– Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.

Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».

– Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.

Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся. и произведут бурю».

– Цитата является составной частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.

Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».

– Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

Источник статьи: http://www.kakprosto.ru/kak-38655-kak-oformit-pryamuyu-rech

Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная часть Придаточная часть

 
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь

Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.

Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!

Предложение с косвенной речью.

Диктор сообщил, чтозавтра ожидается похолодание.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ: 

Я спросил, когда отправляется поезд.

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг.

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Повествовательное предложение

ЧТО, БУДТО

Вопросительное предложение

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ

Побудительное предложение

ЧТОБЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector