Огэ. обществознание. теория по кодификатору. экономика 3.2 товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
Содержание:
- Основные виды
- Связь с другими понятиями
- Идеальные потребности
- Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
- Необходимость выбора. Таблица и кривая производственных возможностей
- 1.Потребности и блага, их классификация.
- Примеры удовлетворения
- Общественные блага
- Классификация соц.потребностей человека
Основные виды
В психологии выделяют несколько вариантов классификаций. Каждая группа основывается на одном признаке, но даже такое разделение не дает полного ответа на вопрос, что такое социальные потребности.
Часть специалистов считает, что это стремление человека быть значимым для определенной группы людей
Психологи выделяют классификацию по направленности воздействия:
- На себя – индивид хочет самоутверждаться, получать признание от власти и других людей.
- На других – человек способен отказаться от чего-то личного в пользу других. Ему хочется защищать слабых и получать общение.
- Вместе с другими – индивид испытывает стремление объединиться с какой-то большой группой, которая поможет осуществить глобальные идеи, например, революцию.
Эрих Фромм предложил свой список социальных потребностей. Психолог предложил следующую классификацию:
- Связи – стремление человека быть частью группы.
- Привязанности – желание индивида любить и делиться любовью.
- Самоутверждение – потребность быть значимым.
- Самосознание – нужда в самоопределении, индивидуальности.
- Ориентир – человек хочет иметь ориентир (личность, которая будет служить примером).
Психолог Макклелланд предложил свою классификацию. В ее основе лежат типология личности и мотивация. В первую группу он включил людей, которые стремились господствовать. Во вторую – тех, кто хочет быть успешным. В третью – попали личности с тягой к причастности (им нужно избегать конфликтов и со всеми дружить).
Базовые потребности
Когда человек живет в обществе, то он испытывает определенные потребности. Первая – это необходимость трудиться.
Важно! С ее помощью индивид чувствует стремление к профессиональной самореализации, которая дает признание общества. Вторая – развитие
В основе человека лежит желание получать знания. Он обучается в течение всей жизни. Третья группа – это общение. Индивид не сможет полноценно существовать без контакта с другими личностями. Изоляция от социума неизменно приводит к деградации
Вторая – развитие. В основе человека лежит желание получать знания. Он обучается в течение всей жизни. Третья группа – это общение. Индивид не сможет полноценно существовать без контакта с другими личностями. Изоляция от социума неизменно приводит к деградации.
Пирамида Маслоу
Психолог Маслоу создал свою классификацию потребностей. Он изобразил ее в виде пирамиды, где базовые нужды находятся внизу, а более сложно достижимые – на вершине.
Далеко не каждый человек сможет дойти до конца
Специалист утверждал, что без реализации одной ступени невозможен переход на другую. Уровни:
- Первый уровень – это физиология. К ней относится потребность в еде, воде, отдыхе, сексе;
- Второй – чувство защищенности;
- Третий – реализация в обществе;
- Четвертый – получение признания;
- Пятый – стремление к знаниям;
- Шестой – эстетические потребности;
- Седьмой – самоактуализация и самовыражение.
Через пирамиду Маслоу можно наглядно увидеть, что для реализации духовных стремлений нужно пройти предыдущие этапы. Современная психология не до конца признает теорию Маслоу, так как иерархия ценностей имеет низкую валидность.
Связь с другими понятиями
Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:
- с культурным уровнем и личностью индивида
- с историческими, географическими и другими факторами страны или региона
Врождённый драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма.
Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага.
Степенью удовлетворения определённых потребностей человека является благосостояние.
Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение.
Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений).
Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение.
Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация.
Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека.
Потребность — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.
Потребности растительных форм жизни минимальны — для жизнедеятельности и построения своих тел им, в большинстве случаев, необходимы — свет, вода и минеральный субстрат.
Потребности животных более сложны. Однако в большинстве случаев, биологическую основу потребностей животных можно свести к базовым инстинктам живой материи — питание, сон, размножение, страх (или замещающие в его отсутствие другие чувства).
Потребности человека представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обуславливаются, помимо общей с животными первой сигнальной системы, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой — мышлением и речью.
Идеальные потребности
Идеальные потребности — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Этот вид потребностей представляет собой базу для саморазвития личности. Без удовлетворения этих потребностей человек не развивался бы духовно, а оставался на уровне высокоорганизованных существ животного мира.
Стремление к новизне
- желание постигать мир через способы познания, наблюдения, исследования;
- потребность обучаться новому, овладевая знаниями и навыками, осваивая новые направления деятельности;
- тяга к путешествиям — любование новыми пейзажами, ландшафтами, созерцание красот мира;
- потребности эстетического характера — наслаждение произведениями искусства.
Стремление к компетентности
- нужда в повышении общего уровня образованности и эрудированности;
- стремление к профессионализму, желание быть экспертом в той или иной области, углубление имеющихся знаний и получение новых навыков.
Потребность преодоления
- потребность в самосовершенствовании, улучшении своей личности, работе над собой (избавление от вредных привычек, тренировка воли, выработка полезных привычек и качеств);
- преодоление физических и моральных трудностей, препятствий ради поднятия собственной самооценки;
- стремление к физическому выживанию, преодоление реальной опасности и угрозы для жизни. Эта потребность напрямую связана с физиологической потребностью сохранения жизни.
К идеальным можно отнести потребность в самовыражении через творчество — музыку, танцы, поэзию и другие виды писательского мастерства, различные художественные виды искусства.
В этот же список следует добавить духовные потребности и нужды — личностный рост, раскрытие внутреннего потенциала, стремление к самореализации, нравственное развитие, достижение внутренней гармонии.
Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
Виды потребностей человека напрямую связаны с уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.
Например, человек не думает, что нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения.
В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.
Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.
Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.
Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.
Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.
Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.
Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.
Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.
Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.
Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.
Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания
Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека
А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует
Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.
Необходимость выбора. Таблица и кривая производственных возможностей
Необходимость выбора. Экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. Почему? Ответ: общий объем имеющихся ресурсов ограничен. Следовательно, ограниченна и способность экономики производить промышленные роботы и пиццу. Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска. Поскольку ресурсы ограниченны и применяются целиком, всякое увеличение производства промышленных роботов потребует переключения части ресурсов с производства пиццы. Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство пиццы, необходимые для этого ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства роботов (см. табл. 2.1). Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели. Образно говоря, «бесплатных обедов не бывает». В этом суть проблемы экономии.
Таблица 2.1
Вид продукта | Производственные альтернативы | |||
---|---|---|---|---|
A | B | С | D | Е |
Пицца (сотни тыс.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Роботы (тыс.) | 10 | 9 | 7 | 4 |
Главная идея здесь сводится к следующему: в любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью продукта X (пиццы),
чтобы получить больше продукта Y (роботов). Тот решающий факт, что экономические ресурсы редки, не позволяет такой экономике увеличивать одновременно и X, и Y.
Чтобы углубить наше понимание таблицы производственных возможностей, рассмотрим приведенные в ней данные в их графическом изображении (см. рис. 2.2).
Из рис. 2.2. видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Эта кривая фактически изображает некую границу. Чтобы осуществить различные комбинации производства пиццы и роботов, показанные на кривой производственных возможностей, общество должно обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства. Все сочетания пиццы и роботов на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, как, например, точка W, показывают, что такое производство недопустимо, так как нет ресурсов. Точка N показывает, что ресурсы есть, но они не используются. Вопрос: какие же точки предпочтительнее на графике производственных возможностей? Оказывается, те, которые расположены на кривой производственных возможностей. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства средств производства и предметов потребления в точке, расположенной вне кривой производственных возможностей.
Таким образом, общество вынуждено постоянно решать вопрос, какую комбинацию этих продуктов оно желает: больше роботов — значит, меньше пиццы и, наоборот, меньше роботов — больше пиццы.
1.Потребности и блага, их классификация.
Потребности
— это нужда в чём-либо, что необходимо
человеку для поддержания его
жизнедеятельности. Потребности — это
виды товаров и услуг, в которых нуждаются
люди, и которые они желают иметь,
потреблять и использовать. Потребности
делятся на биологические,
свойственные животным и человеку, и
социальные,
которые носят исторический характер,
и зависят от уровня развития экономики
и культуры. Потребности многообразны.
Их можно классифицировать по различным
критериям.
1. Потребности в
средствах существования, то есть, в
благах, удовлетворяющих жизненно важные
потребности людей (еда, одежда, жильё и
т.д.).
-
Потребности в
социально-культурных средствах жизни
(образование, культура, досуг и т.д.). -
Потребности в
средствах деятельности (средства труда,
предметы труда и т.д.). -
Потребности в
удовлетворении социально-престижных
благ (предметы роскоши, туристические
поездки и т.д.). -
Потребности в
безопасности (защита от внешних врагов
и преступников и т.д.). -
Потребности в
саморазвитии (повышение образовательного,
профессионального и культурного
уровней).
Возможны и другие
классификации потребностей. Например,
известна, так называемая пирамида
потребностей Маслоу.
Рис.
1 Иерархия
потребностей (пирамида Маслоу)
Важное место в
структуре потребностей занимают
экономические потребности. Условия
возникновения и развития экономических
потребностей формируются производством,
которое, в свою очередь, испытывает
воздействие экономических потребностей.
В результате этого воздействия происходит
развитие и совершенствование общественного
производства
Постоянный рост и изменение
потребностей по их структуре, количеству
и качеству находит своё выражение в
законе возвышения потребностей. Это
общий социально-экономический закон,
выражающий направленность количественного
и качественного развития общественных
потребностей.
Удовлетворение
потребностей происходит путём потребления
материальных и духовных благ.
Благо —
это всё то, что способно удовлетворять
жизненные потребности людей и приносить
им пользу. Полезность благ — это комплексная
субъективная оценка свойств данного
блага в данный момент времени. При этом
степень полезности одного и того же
блага для разных индивидов в разных
условиях может значительно отличаться.
Для вегетарианца полезность порции
мяса будет намного меньше полезности
овощного салата.
Если вы не голодны,
то порция еды будет иметь для вас
значительно меньшую полезность, чем та
же порция в то время, когда вы голодны.
Второй стакан воды менее полезен при
утолении жажды, чем первый и т.д.
Когда к слову «благо»
добавляется прилагательное «экономическое»,
тем самым подчёркивается его относительная
редкость.
Классификация
экономических благ.
-
По натуральным
характеристикам
блага подразделяются на: вещественные
и информационные объекты; индивидуальные
и коллективные действия. Благо, имеющее
вещную форму, называется продуктом.
Действие, направленное на удовлетворение
человеческих потребностей называется
услугой. Продукты и услуги в целом
обозначаются термином «продукция». -
По степени
удалённости от конечного потребителя
различают потребительские блага и
ресурсы.
3. По длительности
использования
блага классифицируются на а) долговременные,
используемые многократно (здания,
оборудование, книги, автомобили и др.)
и б) кратковременные,
используемые в процессе разового
потребления (хлеб, молоко, спички и др.).
-
По характеру
потребления
различают два вида благ:
а) частные
блага,
потребляемые каждым человеком
индивидуально (стакан воды, порция
мороженого);
б) коллективные
блага, которые
потребляются совместно (посещение
театра, поездки в автобусе и др.).
Количество
каждого блага в любой момент времени
ограничено.
Редкость — это характеристика экономических
благ, означающая, что запасы благ меньше
потребности в них. Поскольку блага
редки, неизбежной становится конкуренция
за их использование на всех уровнях
экономики.
Примеры удовлетворения
Рассмотрим на примерах удовлетворение человеком возникающих социальных потребностей:
- В развитии. Группа — «для себя». Ребенок с ранних лет стремится познать окружающий его мир. Как только малыш приобретает первые навыки общения, он начинает интересоваться всем происходящим вокруг, задавая многочисленные вопросы окружающим его близким людям. Приобретя навыки чтения, ребенок начинает самостоятельно черпать информацию из книг. Получение знаний происходит постоянно: в процессе общения с родителями, прогулок на улице, занятий в детском саду, просмотра мультиков и т.д. Позднее ребенок получает знания в школе, институте и т.д. Впервые устроившись на работу, уже взрослый человек начинает постигать свою профессию, приобретать практические навыки в ней. В повседневной жизни, столкнувшись с интересующим вопросом, люди предпринимают усилия для получения необходимой информации. В этот момент ими двигает исключительно потребность в развитии, любознательность.
- В общественном порядке. Группа — «вместе с другими». Человек испытывает желание жить в благополучном обществе, в котором соблюдаются нормы морали, дисциплины, правопорядка. Его стремление к подобному укладу жизни выражается в соблюдении существующих норм закона, построении общения с людьми на принципах равенства и уважения, соблюдении элементарных правил поведения (социальные потребности демонстрируют нужду человека убирать за собой мусор, выгуливать собак в установленных местах, приходить на работу без опозданий, голосовать на выборах и т.д.).
- В альтруизме. В современном обществе данный вид потребностей развит мало. Альтруизм предполагает отказ от собственных желаний, стремлений в угоду интересов других людей. Далеко не все представители общества способны пожертвовать собой ради других. Как правило, альтруисты — это мягкие, спокойные люди, искренне заинтересованные в оказании помощи окружающим. Они могут удовлетворять свою потребность различными способами: организация приюта для бездомных животных, помощь престарелым людям, помощь умирающим пациентам в хосписах. Все их действия осуществляются на безвозмездной основе.
Общественные блага
Общественные блага − это такие блага, которые находятся в коллективном, общем потреблении. Например, охрана общественного порядка, национальная оборона, уличное освещение и др. Неисключаемость из потребления и неизбирательность являются отличительными чертами данного вида благ.
Неизбирательность означает, что такие блага нельзя предоставить отдельному лицу так, чтобы не удовлетворить одновременно потребности в них других людей. Неисключаемость значит неделимость, то есть от пользования ими нельзя отстранить потребителей, не оплативших их производство. Государство, выступая в качестве производителя этих благ, предоставляя право неплательщикам пользоваться ими, применяет особые способы воздействия на них. Производители частных благ ведут себя иначе.
Классификация соц.потребностей человека
Существует множество разделений человеческих стремлений. Самая известная из них – пирамида А.Маслоу. Она имеет несколько уровней от наиболее простых нужд к высоким. Ученый утверждал, что реализация желаний низкой категории приводит к возникновению тех, что находятся на ступень выше.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Согласно теории, все влечения личности – врожденные и организованы в конкретную иерархию по приоритетности. Она имеет такой вид:
- Физиологические: еда, питье, отдых, сон.
- Защищенность: стабильность, упорядоченность, безопасность, освобождение от страха и тревожности, хаоса.
- В чувстве необходимости, любовных проявлениях: дружба, семья, собственный круг общения.
- В уважении окружающих: известность, незаменимость, признание, самоуважение, репутация, положение в социуме.
- В самореализации: профессия в зависимости от способностей и интересов, развитие умений и навыков.
Однако Маслоу предвидел и исключения из правил. У некоторых нужда в самоутверждении может стоять выше, чем раскрытие потенциала и занятие любимым делом. Также в список социальных потребностей входят первичные и вторичные.
Врожденные
Их еще называют физиологическими. Без реализации таких запросов человек просто не сможет существовать. К ним относится голод и жажда, необходимость дышать чистым и свежим воздухом, регулярно высыпаться, удовлетворять половое влечение.
Также сюда включают безопасность и уверенность в завтрашнем дне, экономическую стабильность. Все это заложено в людях на генетическом уровне.
Приобретенные
Они обладают психологической природой и появляются только с увеличением жизненного опыта. Это желание стать успешным, занять высокое положение в обществе, получить всеобщее признание и уважение, создать семью. Вторичные потребности также имеют классификацию:
- Социальные. Стремление общаться с людьми, проявить навыки и знания в общественной жизни, добиться достойного места. Все это развивается в зависимости от представлений личности о структуре социума.
- Идеальные. Влечение к самостоятельному развитию: получение новой информации, изучение действительности, познание смысла жизнедеятельности.
- Духовные. Проявляются, когда индивид стремится сделать жизненный опыт богаче, раздвинуть рамки кругозора, развить собственные творческие способности, осознать прекрасное. Это заставляет интересоваться мировой культурой, работать не ради прибыли, а для своего роста и желания познать себя через труд.
Несмотря на то что соц.потребности считаются вторичными, они более значимы для людей. Например, студент сильно хочет спать, но вместо этого он готовится к предстоящему экзамену. Мама ухаживает за малышом, забывая поесть.
Таких ситуаций можно привести множество. Ведь каждый стремится быть активным и полезным в обществе, установить позитивные межличностные взаимоотношения, заслужить уважение и признание окружающих.
В случае когда не удается реализовать эти влечения, появляется чувство бесполезности, ненужности. Это оказывает на него сильнейшее психологическое воздействие.