Обществознание 7 класс учебник боголюбов параграф 8

Общественные блага

Категории общественных благ в экономике всегда уделялось особое внимание. К общественным благам относится все то, что потребляет группа людей

В отличие от частных или индивидуальных благ, общественно полезный объект не может использоваться лишь одним человеком.

С точки зрения экономики, общественные блага – это совокупность ресурсов, которые находятся во владении одного государства. Подобные ресурсы способствуют улучшению жизни населения и предоставляются потребителям на бесплатной основе. Пример общественных благ: образовательное учреждение, мост, дорога, обязательное медицинское страхование населения. С их помощью решаются важнейшие социальные проблемы, характеризующие отношение правительства и государства к своей нации.

Государство обязано предоставлять общественные экономические блага для поддержания безопасной и комфортной жизни людей. Предоставление некоторых благ, например льгот или программ муниципального характера, связано с определенными слоями населения. Такие блага получили название исключаемых.

Для категории общественных экономических благ характерны специфические особенности:

  1. Численность людей, которые потребляют ресурс, никак не влияет на уровень ценности блага. Какая-то из льгот востребована только ограниченным числом лиц, однако из-за этого она не теряет свою значимость в жизни общества.
  2. Равномерное распределение полезных ресурсов между всеми людьми и их воздействие на все население. К примеру, благоустроенная дорога и освещение улицы – это благо для каждого жителя города или отдельного района. Такие блага не подчиняются законам конкуренции, так как государство выступает в роли монополиста при предоставлении общественно значимых программ и услуг.
  3. Не каждый материальный объект является благом. Часть предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни, может выполнять важные экономические задачи и оцениваться в денежном эквиваленте. От разнообразия полезных товаров, социальных явлений и услуг зависит комфортная, безопасная и счастливая жизнь человека.

1.Потребности и блага, их классификация.

Потребности
— это нужда в чём-либо, что необходимо
человеку для поддержания его
жизнедеятельности. Потребности — это
виды товаров и услуг, в которых нуждаются
люди, и которые они желают иметь,
потреблять и использовать. Потребности
делятся на биологические,
свойственные животным и человеку, и
социальные,
которые носят исторический характер,
и зависят от уровня развития экономики
и культуры. Потребности многообразны.
Их можно классифицировать по различным
критериям.

1. Потребности в
средствах существования, то есть, в
благах, удовлетворяющих жизненно важные
потребности людей (еда, одежда, жильё и
т.д.).

  1. Потребности в
    социально-культурных средствах жизни
    (образование, культура, досуг и т.д.).

  2. Потребности в
    средствах деятельности (средства труда,
    предметы труда и т.д.).

  3. Потребности в
    удовлетворении социально-престижных
    благ (предметы роскоши, туристические
    поездки и т.д.).

  4. Потребности в
    безопасности (защита от внешних врагов
    и преступников и т.д.).

  5. Потребности в
    саморазвитии (повышение образовательного,
    профессионального и культурного
    уровней).

Возможны и другие
классификации потребностей. Например,
известна, так называемая пирамида
потребностей Маслоу.

Рис.
1
Иерархия
потребностей (пирамида Маслоу)

Важное место в
структуре потребностей занимают
экономические потребности. Условия
возникновения и развития экономических
потребностей формируются производством,
которое, в свою очередь, испытывает
воздействие экономических потребностей.
В результате этого воздействия происходит
развитие и совершенствование общественного
производства

Постоянный рост и изменение
потребностей по их структуре, количеству
и качеству находит своё выражение в
законе возвышения потребностей. Это
общий социально-экономический закон,
выражающий направленность количественного
и качественного развития общественных
потребностей.
Удовлетворение
потребностей происходит путём потребления
материальных и духовных благ.

Благо
это всё то, что способно удовлетворять
жизненные потребности людей и приносить
им пользу. Полезность благ — это комплексная
субъективная оценка свойств данного
блага в данный момент времени. При этом
степень полезности одного и того же
блага для разных индивидов в разных
условиях может значительно отличаться.
Для вегетарианца полезность порции
мяса будет намного меньше полезности
овощного салата.

Если вы не голодны,
то порция еды будет иметь для вас
значительно меньшую полезность, чем та
же порция в то время, когда вы голодны.

Второй стакан воды менее полезен при
утолении жажды, чем первый и т.д.
Когда к слову «благо»
добавляется прилагательное «экономическое»,
тем самым подчёркивается его относительная
редкость.

Классификация
экономических благ.

  1. По натуральным
    характеристикам

    блага подразделяются на: вещественные
    и информационные объекты; индивидуальные
    и коллективные действия. Благо, имеющее
    вещную форму, называется продуктом.
    Действие, направленное на удовлетворение
    человеческих потребностей называется
    услугой. Продукты и услуги в целом
    обозначаются термином «продукция».

  2. По степени
    удалённости от конечного потребителя

    различают потребительские блага и
    ресурсы.

3. По длительности
использования

блага классифицируются на а) долговременные,
используемые многократно (здания,
оборудование, книги, автомобили и др.)
и б) кратковременные,
используемые в процессе разового
потребления (хлеб, молоко, спички и др.).

  1. По характеру
    потребления

    различают два вида благ:
    а) частные
    блага
    ,
    потребляемые каждым человеком
    индивидуально (стакан воды, порция
    мороженого);

б) коллективные
блага
, которые
потребляются совместно (посещение
театра, поездки в автобусе и др.).

Количество
каждого блага в любой момент времени
ограничено
.
Редкость — это характеристика экономических
благ, означающая, что запасы благ меньше
потребности в них. Поскольку блага
редки, неизбежной становится конкуренция
за их использование на всех уровнях
экономики.

Потребность — это… (в экономике)

Прежде всего необходимо вникнуть в сущность данного понятия. Итак, чем же отличаются потребности человека?

Экономика как самостоятельная наука возникла в 18 веке, после выхода любопытного труда Адама Смита под названием «Богатство народов». Адам Смит, по сути, был первым, кто попытался рассмотреть экономические явления и процессы в научном свете. Уже в этой книге автор затронул один из важнейших предметов исследования экономической науки — основные потребности.

Экономика — это именно та наука, которая призвана ответить на ряд волнующих вопросов. Какие потребности человека являются основными? Безграничны ли они? И каким образом их можно удовлетворить? Но в первую очередь нужно найти ответ на простой вопрос: «Потребность в экономике — это что такое?»

Этот термин можно трактовать как в узком, так и в широком смысле.

В широком понимании потребность в экономике — это стремление индивидуума (или группы людей) заполучить конкретное благо, имеющее для него конкретную ценность. Причем потребности могут быть личными или же общественными

На последних как раз и концентрирует свое внимание такая наука, как экономика

Потребности общества возникают по ходу его развития или же развития его отдельных формаций. При этом характер их во многом определяется условиями конкретных хозяйственных отношений.

Если трактовать данный термин в более узком понимании, то можно дать следующее определение: потребность — это (в экономике) внутренний мотив, стимулирующий функционирование общественного производства. Кроме того, под экономическими потребностями можно понимать особую категорию, которая отражает весь комплекс взаимоотношений между отдельными членами общества в процессе производства и потребления общественных благ.

Понятие экономических благ

Данный термин противоположен тому, о чем говорилось выше. Экономическим благом называется такое явление или предмет, который является результатом экономической деятельности индивидуума или общества в целом, а для его создания всегда затрачиваются ресурсы. Количество таких явлений ограничено, а иногда оно может быть значительно ниже, чем спрос и потребность в данном виде экономического блага.

Например, жилая площадь в новостройке в центре города может быть примером такого блага. Спрос со стороны жителей города может быть выше, чем доступное количество квартир в доме. Кроме того, для получения этой жилой площади человеку нужно будет заплатить, то есть он не получит ее даром. Даже если человек получает квартиру бесплатно (в качестве приза в лотерее), она все равно не будет считаться даровым благом, так как на ее воспроизводство были затрачены материалы, время и усилия рабочих.

Кроме этого, к экономическим благам относятся различные сервисы и услуги, общественные институты и любые другие ресурсы, которые можно считать редкими.

Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу

Виды потребностей человека напрямую связаны с  уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.

Например, человек не думает, что  нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения. 

В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.

Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.

Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.

Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви  и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.

Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.

Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.

Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.

Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.

Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.  

Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.

Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания

Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека

А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует

Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Исторический характер и динамичность потребностей

Исторический характер имеют экономические потребности общества. Способы их удовлетворения и размеры зависят от того, с какими жизненными запросами и привычками сформировалось общество в целом, социальные слои и отдельные люди, то есть в каких социально-исторических условиях они находятся. Динамичны экономические потребности общества. Социальный прогресс, совершенствование человека, интенсивность обмена информации − вот факторы, под воздействием которых запросы изменяются.

Непрерывное изменение в качественном и количественном соотношении, которое претерпевают экономические потребности и блага, неуклонное возрастание в процессе эволюционного развития общества − есть закон возвышения потребностей. Изменение их происходило относительно низкими темпами, плавно на протяжении многих веков и тысячелетий. Сегодня темпы, которыми растут экономические потребности и блага, существенно ускорились. Вместе с тем возникает социальная равномерность их возвышения, появление у все более широких масс населения надобностей высшего порядка.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономические ресурсы: их свойства и классификация.

Ресурсы
– совокупность сил естественного и
социального происхождения, которые
могут быть использованы в процессе
производства.

Классификация:

а) природные
– совокупность сил и веществ только
естественного происхождения (неисчерпаемые,
исчерпаемые, невозобновляемые,
возобновляемые)

б) материальные
– созданные человеком средства
производства в виде: предметов труда
(то, над чем человек работает) и средств
труда (то, с помощью чего человек
трудится).

в) трудовые
ресурсы

все трудоспособное население

?????????? г)
финансовые ресурсы – денежные ресурсы
и ценные бумаги

д) информационные
ресурсы

Ресурсы редкие,
ограниченные относительно потребности
в них производства – экономические
ресурсы
.

Свойства
экономических ресурсов:

1.
Редкость

ограниченность в удовлетворении
безграничных потребностей людей.

2. Мобильность
– состоит
в способности экономических ресурсов
перемещаться между отраслями, регионами,
странами. Например, минимальная
мобильность будет у экономического
ресурса – земли, так как невозможно
изменить ее географическое положение.
Наибольшей мобильностью отличаются
человеческие ресурсы, которые способны
перемещаться между национальными
экономиками.

3. Взаимозаменяемость
состоит
в способности заменить один экономический
ресурс на другой. Например, для того
чтобы увеличить эффективность
производства, можно использовать как
предпринимательский потенциал –
изменить
технологию производства,
так и знания – обучить
сотрудников,
чтобы те более эффективно выполняли
свои должностные обязанности. Но
способность к замене у экономических
ресурсов ограниченна и не может быть
произведена полностью и тотально.
Например, капитал не может полностью
заменить человеческие ресурсы.
Первоначальная замена ресурсов может
принести положительный результат, но
в дальнейшем хозяйственная деятельность
существенным образом усложняется, и
может быть снижена ее эффективность.

4. Взаимодополняемость
– например, для рационализации
использования природных ресурсов
используются знания – экономический
ресурс, который на основании
научно-технических разработок позволяет
сделать взаимодополняемость более
эффективным и оптимальным образом. В
свою очередь, знания составляют основу
человеческих ресурсов и заключаются в
конкретных знаниях, умениях, профессиональных
навыках сотрудников.

Факторы производства
– экономические ресурсы, задействованные
в конкретном производственном процессе.

Факторы
производства:

А)
Земля (М)

все природные ресурсы, которые применяются
в производственном процессе (пахотные
земли, леса, месторождения минералов и
нефти, водные ресурсы).

— все естественные
ресурсы;

— объект хозяйствования
(предмет и средство труда);

— объект собственности.

Б) Труд
(L) –
все
физические и умственные способности
людей, применяемые в процессе производства
товаров и услуг.

— занятое в
производстве население;

— предпринимательство.

В) Капитал
(K)
(физический
капитал , стоимостная форма);

Материальные
ресурсы
(это
средства производства (машины, станки,
оборудование, здания, сырье, материалы
и т.д.), которые используются в производстве
товаров и услуг).

Финансовые
ресурсы
(это
совокупность имеющихся денежных
ресурсов, которые могут быть использованы
для решения какой-либо задачи и которые
общество в состоянии выделить для
организации производства экономических
благ и услуг).

Г) Предпринимательские
способности

(некоторые учёные выделяют) – специфический
вид человеческого ресурса, инициативная
самостоятельная деятельность граждан
и их объединений, направленная на
получение прибыли и осуществляемая на
их риск и под их имущественную
ответственность.

В настоящее время
человечество живет и работает в условиях
жесткого противоречия между растущими
потребностями общества и ограниченными
ресурсами
.

Классификация потребностей человека: иные трактовки

Психология выделяет и иные классификации потребностей человека. Одной из популярных считается классификация, согласно которой потребности делятся на рожденные и приобретенные.

К первому пункту относятся физиологические потребности в еде, питье, сне, кислороде, определенном и комфортном температурном режиме. Человек имеет эти потребности с рождения и не в состоянии контролировать их наличие.

Новорожденный хочет есть или пить, оповещая об этом маму своим криком. Дышит и спит он непроизвольно. Соблюдение или несоблюдение температурного режима моментально скажется на самочувствии и здоровье.

Остальные потребности называют приобретенными, возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром и социумом, формируются в зависимости от условий жизни и воспитания. Здесь уже все индивидуально: кто к чему привык, того и хочется. Кто к чему стремится, то и выбирает.

Классификации человеческих потребностей интересовали философов и в древние времена. Например, Эпикур, живший в III веке до нашей эры, выделял три вида потребностей:

  • Естественные/обязательные. Без человек не может прожить.
  • Естественные/необязательные. Без них человек может жить.
  • Неестественные/необязательные. Прихоть, ненужные желания, без которых легко можно прожить и выжить в любых ситуациях.

Психоаналитик Эрих Фромм считал, что для человека важно удовлетворить пять видов потребностей:

  • В обретении любви, наличии дружеских чувств, присутствии теплого общения с другими людьми.
  • В самореализации и утверждении в социуме, в обретении общественного признания.
  • В ощущении себя частью какой-то социальной группы, национальности, религиозного течения,направления культуры.
  • В занятиях творчеством, созидании, преображении мира вокруг самого себя и близких людей. В обретении тяги к прекрасному.
  • В миропонимании и осознании своего места во вселенной.

Психолог Е.П. Ильин, например, считал, что потребности физиологического характера следует выделить из общей классификации и рассматривать их отдельно от желаний человека. Он считал, что требование организма получить что-то конкретное в конкретный момент не считается осознанной потребностью.

Когда потребность появляется в форме какого-либо состояния, у человека автоматически запускается механизм выработки алгоритма удовлетворения возникшей нужды.

Пример: человек резко захотел пить. Эта потребность не является сформированной заранее и спланированной. Но автоматически мозг начинает проводить неосознанную работу по поиску воды, которая утолит жажду. Если бутылка или графин под рукой – человек идет, наливает воду в стакан и утоляет жажду. Если рядом нет воды, разрабатывается план ее добычи: поход в магазин, например.

Таким образом, несмотря на различные точки зрения психологов, выделяются основные группы потребностей человека.

  • Потребности биологического характера, направленные на жизнеобеспечение организма: питание, питьевой режим, дыхание, сон, температурный режим.
  • Потребности социального характера, направленные на пребывание в определенных социальных, религиозных, национальных кругах и группах, возможность получить признание и уважение.  
  • Потребности духовного характера, направленные на получение знаний, реализации творческих способностей, эстетических удовольствиях.

Потребности биологического характера присущи живым существам. Потребности социальные и духовные – только человеку. Чем выше духовные потребности личности, тем выше уровень развития.

Отличие счастья от благополучия

Благополучие – это определение оценки качества жизни. Оно может сохраняться длительное время, если никакие внешние факторы не нарушат сложившуюся гармонию. Когда на протяжении длительного времени сохраняется стабильное положение дел, не было пережито ни одной потери, человек ощущает удовлетворенность, источником которой является благополучие.

Счастье  – это взрывной душевный подъем, внутренняя эйфория, ощущаемая от достижения конкретной цели (или комплекса целей). В отличие от благополучия, полное ощущение счастья кратковременно. Эйфорию человеческая психика не может переживать длительное время. Это можно сравнить с запахом, который ощущается в помещении вошедшим с улицы прохожим. Сначала он слышится отчетливо, потому что мозг его сравнивает со свежим уличным воздухом и четко определяет разницу. Но спустя совсем небольшое количество времени новый запах становится привычным и незаметным. К ощущению счастья, как и к новому запаху, каждый быстро привыкает. То, что раньше вводило в состояние эйфории, вскоре становится просто приятным ощущением удовольствия. Для нового всплеска ощущения счастья требуется очередной стимул.

Дополнительная информация. Благополучие это такое состояние, что позволяет эмоциям успокоиться и наслаждаться ситуацией, тогда как счастье  будоражит сознание и выводит из душевного равновесия, нередко толкая на удивительные поступки.

Потребность, нужда, экономический интерес. Виды потребностей

Рассмотрим понятия потребность, нужда, экономический интерес, выявим их соотношение, а также изучим виды потребностей.

Потребность, нужа, экономический интерес

Побудительным мотивом организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей.

Наиболее распространен следующий подход: потребности человека– это состояние неудовлетворенности, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения – это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни и др.

Нужда – это настоятельное желание получить какое-либо благо (еду, одежду, жилье и т.п.) или избежать чего-то нежелательного (опастности, одиночества, позора и т.п.)

Потребность – это нужда, принявшая конкретную форму в зависимости от уровня развития общества и отдельного индивида.

Например, все люди для поддержания своей жизнедеятельности нуждаются в еде. Одни имеют потребность в приобретении макарон и копченого мяса, другие не едят мяса и макароны, а удовлетворяют свою потребность в пище с помощью рисовой каши и яблок.

Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – экономического интереса.

Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей.

См. также:      Понятие, виды и ценность (стоимость) благ       Понятие и виды экономических ресурсов

Виды потребностей

Поскольку человеческие потребности разнообразны, поэтому необходима их классификация. Можно выделить следующие критерии классификации:

·  по значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

·  по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

·  по объекту (материальные, духовные, этические, эстетические);

·  по возможности реализации (реальные, идеальные);

·  по сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и экономические);

·  по характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

См. также:      Проблема выбора в экономике и граница (кривая) производственных возможностей

Классификацию потребностей людей с учетом стадий общественного развития предложил американский ученый А. Маслоу (пирамида Маслоу):

·  физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, продолжении рода);

·  потребность в безопасности (защита от врагов и преступников, помощь при болезни, защита от нищеты);

·  потребность в принадлежности к социальным группам, в социальных связях и общении (дружба, любовь, нежность и др.);

·    потребность в уважении (со стороны других людей и самоуважении);

·  потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Рис. 1. Пирамида Маслоу

Потребности людей не являются неизменными, они развиваются в процессе эволюции человеческого общества.

Немецкий ученый Э. Энгель (XIX в.) установил связь между денежными доходами населения и структурой потребления, известную как закон Энгеля. Его суть в том, что чем выше качество жизни людей, тем меньше их спрос на продовольственные товары.

Одновременно увеличивается спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня жизни людей возрастают покупки товаров и услуг повышенного качества.

< Предыдущая   Следующая >

Необходимость выбора. Таблица и кривая производственных возможностей

Необходимость выбора. Экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. Почему? Ответ: общий объем имеющихся ресурсов ограничен. Следовательно, ограниченна и способность экономики производить промышленные роботы и пиццу. Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска. Поскольку ресурсы ограниченны и применяются целиком, всякое увеличение производства промышленных роботов потребует переключения части ресурсов с производства пиццы. Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство пиццы, необходимые для этого ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства роботов (см. табл. 2.1). Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели. Образно говоря, «бесплатных обедов не бывает». В этом суть проблемы экономии.

Таблица 2.1

Возможности производства пиццы и промышленных роботов при полной занятости ресурсов, (гипотетические данные)
Вид продукта Производственные альтернативы
A B С D Е
Пицца (сотни тыс.) 1 2 3 4
Роботы (тыс.) 10 9 7 4

Главная идея здесь сводится к следующему: в любой момент времени экономика полной занятости и полного объема производства должна жертвовать частью продукта X (пиццы),

чтобы получить больше продукта Y (роботов). Тот решающий факт, что экономические ресурсы редки, не позволяет такой экономике увеличивать одновременно и X, и Y.

Чтобы углубить наше понимание таблицы производственных возможностей, рассмотрим приведенные в ней данные в их графическом изображении (см. рис. 2.2).

Из рис. 2.2. видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Эта кривая фактически изображает некую границу. Чтобы осуществить различные комбинации производства пиццы и роботов, показанные на кривой производственных возможностей, общество должно обеспечить полную занятость ресурсов и полный объем производства. Все сочетания пиццы и роботов на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, как, например, точка W, показывают, что такое производство недопустимо, так как нет ресурсов. Точка N показывает, что ресурсы есть, но они не используются. Вопрос: какие же точки предпочтительнее на графике производственных возможностей? Оказывается, те, которые расположены на кривой производственных возможностей. Барьер ограниченности ресурсов не допускает какого-либо сочетания производства средств производства и предметов потребления в точке, расположенной вне кривой производственных возможностей.

Таким образом, общество вынуждено постоянно решать вопрос, какую комбинацию этих продуктов оно желает: больше роботов — значит, меньше пиццы и, наоборот, меньше роботов — больше пиццы.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Полезность

Когда человек потребляет благо, он получает определённое удовольствие, которое в экономической теории называются полезностью.
Это понятие связано не с пользой для здоровья, a с удовольствием и его ощущением, которое испытывает человек, в момент потребления блага. Человек может получать удовольствие от разных благ, как и от здоровой пищи, так и от вредной.

Те ощущения, которые получает человек при употреблении антиблаг, называются антиполезностью, или по-другому — отрицательной полезностью.

Серьёзная роль в выборе человеком своего поведения это полезность или антиполезность при употреблении определённого блага.

Замечание 1

Стремление человека получить удовольствие схоже с гравитацией земли, приводит в движение тело, также и с хозяйством, оно также от этого приводится в движение. Человек выбирает что ему потреблять, по степени удовольствия которое ему это принесёт, для каждого человека один и тот же продукт может принести разный уровень полезности, например один человек любит сладкое, другой ненавидит. На почве этого мы можем сделать вывод, что между благами и антиблагами нет чёткой разницы, что для одного человека благо, для другого антиблаго. Скажем если у человека аллергия на молоко, этот продукт будет для него антиблаго. Для некоторых громкая музыка — это благо, им приятно её слушать, хотя для других это просто нестерпимо ужасно.

На одном социологическом опросе россиянам был задан вопрос: «Чего вам больше всего не хватает для счастья?». Ответы распределились следующим образом:

  1. 26% опрошенных заявили, что ничего. То есть, они и так счастливы и им ничего не нужно.
  2. 22% рассказали, что хорошо бы иметь побольше вкусной еды.
  3. 16% сообщили, что им нужно здоровье.
  4. 12% хотели бы улучшить жилищные условия, повысить безопасность и уверенность в завтрашнем дне.
  5. 10% жалуются на нехватку времени, так как они много работают.
  6. 2% заявили о том, что им не хватает денег.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector