Тренинговый центр «команда»

Какие стадии конфликта существуют


Пришло время обсудить стадии конфликта, которые мы разделим на соответствующие этапы. В более узком смысле конфликт является непосредственным противостоянием конфликтующих людей или их групп. В широком смысле слова, это процесс, который происходит в несколько этапов, противостояние, исходя из этого, является лишь одним из них. Более подробно обсудим стадии конфликта.

Первый этап

Возникает непосредственно конфликтная ситуация, то есть такое происшествие, при котором интересы обеих сторон расходятся, но реального противостояния нет. Элементы или же составляющие конфликтной ситуации:

  • участники (субъект, группа, человек, организация, государство, участвующее во всех этапах переговоров, конфликт, конфликтная ситуация);
  • противники (участники конфликта, у которых есть мнения, убеждения, аргументы, видения, диаметрально противоположные тем, которые обсуждаются или анализируются);
  • объект конфликта.

Внешними проявлениями конфликтной ситуации принято считать: дискомфорт, напряжённость, возникновение недоразумений и т. д. По истечении времени конфликтная ситуация способна видоизменяться и приобретать следующий характер:

  • исчезнуть (в случае, когда объект конфликта отступил и ушёл от конфликта);
  • поддерживаться в прежнем состоянии;
  • превратиться в иную (сложной или лёгкой формы) ситуацию;
  • усугубить под действием инцидента.


Конфликт — второй этап

На этом этапе конфликта представлен сам инцидент — действие или система действий, которая вызывает ужесточение противоречий и ставит начало борьбы между членами общества. Это может появиться чисто случайно или существовать только в воображении личности.

Из-за субъективного или объективного характера конфликтной ситуации или же инцидента целесообразно принимать во внимание разрешение конфликта. Об этом поговорим в конце статьи и расскажем как себя вести

Следует знать, что конфликтная ситуация может закончиться сама по себе (что бывает редко) или же путём информирования оппонентов скандала в результате их переориентации.

Однако инцидент с объективным характером должен закончиться удалением объекта (персонажа) конфликта. В то же время необходимо учитывать, что объективные условия формируют только потенциальную возможность для созревания конфликта, но его появление во многом зависит от разных обстоятельств, в том числе от характера человека (об этом можно прочесть статью на сайте).

Третий этап

Кризис и полный разрыв отношений между противниками. Этот этап включает в себя два этапа и более редкий – это конструктивный, а частый – это разрушительный.

Конфликт — четвёртый этап

Это сокращение и полное исчезновение конфликта в результате использования одного из процессов разрешения.

Прежде чем говорить о методах разрешения конфликтов, давайте проанализируем конфликтные отношения в обычном коллективе. В любой социальной группе, независимо от организации, к которой она принадлежит, и специалистов, из которых она состоит, может возникнуть и даже ярко разгореться конфликт.

В качестве причины могут служить различные ситуации. Внутри группы конфликт случается между её членами или между лидером и подчинённым. Такие ситуации встречаются частенько, и лояльные приёмы решения конфликта необходимо использовать, и они очень эффективны. Необходимо следить за эволюцией традиционных этапов любого конфликта:

  • узнать причину конфликта;
  • следить за признаками созревающей ситуации;
  • инцидент конфликта;
  • какая форма конфликта;
  • оценка;
  • анализ деталей;
  • реакция;
  • решение конфликта.

Как предотвращать конфликты

Если вы хорошо понимаете, что такое конфликт и как он возникает, вы сможете не допускать его во многих ситуациях. Существует большое количество техник, позволяющих смягчать обстановку. Мы рассмотрим несколько наиболее простых и в то же время эффективных:

1. Общее дело. Лучше всего данный способ работает с детскими конфликтами. Если дети в семье или группе начинают конфликтовать, их можно объединить, заняв интересным и увлекательным делом.

2. Развитие эмпатии

Важно уметь сопереживать другим людям. Это позволит лучше понимать мотивацию оппонента

Совершая поступок, который вам не понравился, другой человек наверняка тоже о чем-то думал, чего-то хотел. И нельзя считать это действие предосудительным только потому, что оно вошло в конфликт с вашими интересами.

3. Развитие уважения к другим личностям. Этот пункт перекликается с предыдущим. Нужно считаться с окружающими и понимать, что они наделены такими же правами.

4. Внимание на достоинства оппонента. Если больше думать о положительных чертах человека, с которым возникли противоречия, найти примирение будет гораздо проще

5. Социальные «поглаживания». Можно вместе поучаствовать в каком-то приятном расслабляющем мероприятии, например, сходить на пикник в одной компании. Именно поэтому начальство многих компаний поощряет и организует «корпоративы» – общение в приятной неформальной обстановке помогает сотрудникам сближаться и лучше понимать друг друга.

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
  • Общаться с вашим окружением более эффективно
  • Управлять конфликтами
  • Выстраивать гармоничные отношения

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам;
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам;
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей;
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы;
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость;
  3. Социальная эффективность;
  4. Построение гармоничных отношений.

Как проходит обучение:

  1. Смотрите видеолекции;
  2. Выполняете самостоятельные задания для закрепления материала;
  3. Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты;
  4. Проходите тестирование по изученному материалу;
  5. Завершаете интенсив и получаете сертификат.

Плюсы и минусы конфликта

Специалисты много спорят о роли противостояний в обществе и выделяют следующие негативные стороны:

  1. Временные и энергетические затраты, а в ряде случаев и материальные.
  2. Негативные эмоции, которые действуют разрушающе и могут привести к возникновению различных заболеваний. Это свойственно такому явлению, как межличностный конфликт. Внутренняя борьба, когда человек сам не знает, как сделать лучше и правильнее, негативно отражает на работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы и др.
  3. Задумываясь над тем, что такое конфликт, стоит отметить такой минус, как открытая конфронтация, которая нередко приводит к физическим воздействиям и боевым действиям, то есть войне.
  4. Ухудшение отношений и общего социально-психологического климата.
  5. Падение авторитета и снижение производительности труда.

К положительным сторонам относят:

  1. Снятие возникшего напряжения и прояснение ситуации. Выяснив точку зрения оппонента, его проще понять и определить пути выхода из создавшегося положения.
  2. Положительные стороны конфликта включают развитие новых отношений по окончанию спора. Подобное столкновение предоставляет возможность пересмотреть свои взгляды на привычные вещи и начать выстраивать отношения по-новому. Конфликты в семье, которые случаются у всех, укрепляют брак, если муж и жена заинтересованы в том, чтобы он сохранился. В случае с организацией это приводит к сплочению коллектива, если это не противоречит общегрупповым нормам и основам отношений.
  3. В социальной среде он уравновешивает и стабилизирует ситуацию благодаря дебатам, дискуссиям, компромиссам и пр.
  4. Повышается ответственность сторон.

Столкновение интересов

Это и подразумевают конфликты. Плюсы и минусы в столкновении интересов очевидны. Отрицательная сторона заключается в том, что многие люди забывают о существовании такого понятия, как «личное мнение». И, вступив в дискуссию с человеком, имеющим другие взгляды на какую-либо ситуацию, они начинают переступать все возможные границы. Начинают переходить на личности, бросаться оскорблениями, унижать оппонента. Это ужасно, неприемлемо и показывает человека с самой худшей стороны.

Зачем так поступать, когда из столкновения интересов можно извлечь пользу? Плюс тут заключается в возможности расширить свои личные границы, пересмотреть взгляды на привычные вещи, попробовать мыслить по-другому. Такой подход нередко даже даёт толчок к выстраиванию межличностных отношений по-новому.

Приложения

Был проведен опрос среди студентов и преподавателей высших учебных заведений, которым задавался вопрос, что для вас «межличностный конфликт», вот некоторые ответы (орфография в некоторых местах откорректирована):

      Это конфликт двух отдельных личностей из-за каких-то разногласий

      — Кондукторша начинает ругаться с пассажиркой из-за того, что она даёт слишком большую купюру, т.к. сдачи у кондукторши якобы нет, вот она и вызверятся на девочку, а в защиту девочки выступает молодой мужчина… (действие происходит утром)…

— То, что утром — важный фактор?                           

— Конечно!!! Утром все сердитые едут, никто толком не проснулся. И никто не упустит лишний шанс позлорадствовать на кого-нибудь.

      Два брата спорят, кто будет играть на компе. Один утверждает, что он старше и ему сейчас положено, потому что он так захотел, а второй просто берет тем, что малой.

      Ссора из-за личных интересов и т д. Вроде как то так. Я с телефона сейчас, а то бы написал тебе красочный ответ.

      -Абсолютное множество таковых: наезд на твоего друга, задевание твоих интересов, провоцирование и т.д.             

-О! Вот отлично, просто отлично? последнее — провоцирование. Можно слегка раскрыть это?                           

— Очень просто: друг прочитал заумную книгу по психологии и на тебе тренируется.

      Я  только проснулась, у меня жутко болит голова.… В инете есть все примеры.

      Когда два мнимовысоколичностных петушка разбираются у кого туфли круче.

      эм… ссора наверно. Между двумя людьми.

      Лена, что для тебя межличностный конфликт?

— ой….я ж тебе отправляла….

— Лена, это просто вопрос)

— зачем теперь это надо??зачет я уже получила

— Ленааа. Релакс! Дыши носом! Это просто вопрос! Нужен ответ!

-ты про этику бизнеса или что?

-ААААА!              Ленаааа!!!! Это просто вопрос —  «что для тебя межличностный конфликт?»

-я тебе мандарины не принесуууууу

-О гоооспадииииии

— Это конфликт, который возникает при общении людей с различными взглядами на ту или иную тему… когда каждый из них отстаивает свое мнение и не хочет уступать, ну типа компромисс не находя…и т.д.

      Ну, я считаю, это когда люди разного социального статуса не могут найти способ общения.

      Наркоман чтоле???  Это когда между личностями конфликт, ок, да?

      Питерская разборка

      — Когда я-прилежный конфликтую с я-раздолбаем.

— Это внутриличностный конфликт.

— Мы разные.

      Ой-ой-ой зачем это? Кстати ты знаешь, в каком виде завтра зачет по русскому будет?

      Межличностный конфликт… Ммм… Ну это конфликт (недопонимание) между людьми (между отдельными людьми, между двумя) в процессе их общения, взаимодействия… Несовпадение интересов. Пусть будет так.

      Я как я понимаю, это конфликт созревшей на почве недопонимая или выяснение правоты свой стороны.

В современном мире межличностные конфликты могут быть дистанционными, при общении через интернет или телефон, в принципе это тоже некое «лицом к лицу» только на любом  расстоянии.

Каждому социальному слою характерны свои особенности конфликта.

О методах решения конфликта подробнее далее в тексте.

Кстати именно на этом этапе развития цивилизации появляются конфликты (в том числе и межличностные) на национальной почве, из-за смешения наций и рас вследствие войн и переселений.

Это не совет будущим нынешнему поколению менеджеров

Опять же нельзя забывать о разных социальных слоях, именно в то время началось дробление слоев на группы: в то время как ремесленники решали свои межличностные конфликты более-менее приличным способом, рабочие портов и складов (тот же социальный слой) недалеко ушли от примитива. На высших же слоях все происходило цивилизованно.

Кантильон, Смит, Сферанский, Оуэн, Беббидж, Платонов, Рикардо, Пэтти и др.

Главным провокатором конфликта на западе была психологическая несовместимость

Тут впрочем, есть нюансы, об избегании и уклонении от конфликта далее в тексте.

http://www.igidravlika.com/kospekty-lekczij-po-konfliktologii/otvety-na-voprosy-k-ekzamenu-po-konfliktologii/192-klassifikaciya-mezhlichnostnyx-konfliktov.html

Мо́ртон Дойч (англ. Morton Deutsch; 4 февраля 1920, Нью-Йорк) — американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности, конфликтологии, психологии предупреждения военных действий, почётный профессор Колумбийского университета. Дойч является автором теории разрешения конфликтов.

Авторы бестселлера «Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты» Книга основана на последних достижениях психологии, психоанализа и социологи.

Большаков Андрей Георгиевич — кандидат социологических наук. Несмелова Марина Юрьевна – кандидат политических наук.

Минусы соперничества

Разрушение любых отношений. Такой итог, как «и овцы целы, и волки сыты», в результате любого соперничества не рассматривается никогда. В ходе конфликта каждая из сторон убеждена в собственной правоте, и никак не планирует идти на взаимные компромиссы. Цель соперничества – достижение выгоды единолично, что обоснованно влечёт за собой уничтожение взаимовыгодных отношений.

Игнорирование собственных потребностей

Сосредотачиваясь на движении к цели, человек перестаёт обращать внимание на такие важные вещи, как чувство собственного достоинства, взаимовыручка, дружба. Индивид крайне мало внимания уделяет собственным ощущениям, что в итоге может привести к нервному истощению, резкому ухудшению самочувствия.

Серьёзное обострение конфликта

Соперничество предполагает борьбу с оппонентом, которая осуществляется единолично, потому и отвергаются советы сторонних наблюдателей. В тех случаях, когда мирные способы урегулирования конфликта жёстко отторгают, противостояние достаточно быстро и серьёзно обостряется.

Ухудшение репутации в будущем. Нередко каждая из соперничающих сторон не просто стремится доказать своё первенство и правоту, но и попутно наносит серьёзный урон репутации оппонента. В дальнейшем противостояние может вспыхнуть абсолютно неожиданно, когда по истечении немалого количества времени победителю «вставят палки в колёса» бывшие участники конфликта.

Превышение допустимых полномочий. В результате соперничества в коллективе личность стирает границы добра и зла, в ход идут любые средства для достижения цели – плетутся интриги, в результате которых происходят смещения как на руководящих, так и на подчинённых должностях. Рабочая обстановка неизменно накаляется, от чего страдает и стремится к нулю общая работоспособность.

Плюсы конфликтов

  • Обновление организации, прогресс
  • Четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон, что позволяет яснее увидеть назревшую проблему и решить ее
  • Формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает ее реализацию
  • Побуждение участников к взаимодействию и выработке новых эффективных решений, устраняющих саму проблему
  • Разрядка психологической напряженности между людьми в коллективе
  • Вовлечение пассивной части сотрудников в решение организационных проблем
  • Выявление группировок, неформальных лидеров, что может быть использовано руководителем для повышения эффективности управления
  • Усиление групповой сплоченности, если конфликт носит внешний характер

И, как мы видим, зачастую плюсов в конфликтных ситуациях гораздо больше, чем минусов. Ведь зачастую конфликт не нужно и даже нельзя гасить и закрывать, иначе это может только усугубить ситуацию.

Посему правило первое: Прежде чем действовать, проанализируйте конфликт и осознайте, что он даст и как его можно использовать.

Для анализа и дальнейших действий также поможет понимание, каков этот конфликт по содержанию: деструктивный или конструктивный.

Негативные функции конфликта.

Не
следует рассматривать конфликт как
имеющий только
позитивные функции и несущий только
положительные
последствия. Он может принести и целый
ряд отрицательных
последствий, которые мешают достижению
целей. Так,
конфликт может привести к неудовлетворенности
и снижению
производительности труда, непродуктивной
конкуренции
с другими группами, которые рассматриваются
как враждебные, а их цели только как
отрицательные. Усиление враждебности
приводит к тому, что вместо решения
реальной проблемы,
большое значение придается «победе» в
конфликте.
Конфликт также может ослабить коммуникации
(вплоть до их полного исчезновения),
привести к увольнению сотрудников,
снижению дисциплины, ухудшению
социально-психологического
климата в коллективе. Такие негативные явления
усложнят восстановление деловых
отношений в дальнейшем.

Деструктивные
(негативные) функции конфликта
т.е.
условия, мешающие достижению целей. Это
такие как:

  • неудовлетворенность,
    плохое состояние духа, рост текучести
    кадров, снижение производительности
    труда;

  • уменьшение
    степени сотрудничества в будущем,
    нарушение системы коммуникаций;

  • абсолютная
    преданность своей группе и непродуктивная
    конкуренция с другими группами
    организации;

  • представление
    о другой стороне как о враге, о своих
    целях как о положительных, а о целях
    другой стороны как об отрицательных;

  • сворачивание
    взаимодействия между конфликтующими
    сторонами;

  • увеличение
    враждебности между конфликтующими
    сторонами по мере уменьшения общения,
    рост взаимной неприязни и ненависти;

  • смещение
    акцентов: придание большего значения
    победе в конфликте, чем решению проблемы;

  • возможность
    подготовки к новому витку конфликта;
    закрепление в социальном опыте личности
    или группы насильственных способов
    решения проблем.

Однако,
оценивая конструктивность и деструктивность
функций конфликта, необходимо иметь в
виду следующее:

  • отсутствие
    четких критериев различий конструктивных
    и деструктивных конфликтов. Грань между
    конструктивными и деструктивными
    функциями иногда теряет свою однозначность,
    когда дело доходит до оценки последствий
    конкретного конфликта;

  • подавляющее
    большинство конфликтов имеет одновременно
    и конструктивные, и деструктивные
    функции;

  • степень
    конструктивности и деструктивности
    конкретного конфликта может меняться
    на различных стадиях его развития;

  • следует
    учитывать, для кого из участников
    конфликта он конструктивен, а для кого
    — деструктивен. В конфликте могут быть
    заинтересованы не сами противоборствующие
    стороны, а иные участники (подстрекатели,
    пособники, организаторы). Поэтому
    функции конфликта с позиций разных
    участников могут оцениваться по-разному.

Разновидности конфликтов

Все люди – уникальные личности со своими убеждениями, интересами, потребностями. Поэтому так сложны и многогранны человеческие взаимоотношения. Конфликты в социуме практически неизбежны. Они проявляются в разнообразных сферах деятельности, личных, деловых и социальных отношениях, политике, экономике.

В литературе даются разные определения социального явления с упором на противоречия. То есть конфликт – это острое проявление объективных или субъективных противоречий на почве расхождения взглядов, несоответствия суждений, интересов в процессе социального взаимодействия.

Конфликты принято воспринимать как нежелательное явление и ассоциировать с негативными эмоциями, спорами, агрессией, враждебностью противоположных сторон. Укоренилось понятие, что их надо избегать или немедленно разрешать.

Негативные конфликты

Важно! Все виды конфликтов в современной психологии рассматриваются не только в негативном, но и в позитивном ключе, как генератор новых идей, способ развития отдельной личности, группы, организации. Пока не разработана универсальная схема описания конфликта

Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики

Пока не разработана универсальная схема описания конфликта. Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики.

Структура конфликта:

  • объект – сама проблема возникшего спора (ресурсы, статусы, духовные ценности);
  • субъекты – непосредственно участники (отдельные личности, группы, организации);
  • условия – (семейные споры, деловая обстановка);
  • масштаб (межличностный, региональный, локальный);
  • стратегии поведения;
  • итоговые результаты.

Иногда участниками конфликта бывают посторонние лица, которые могут быть его подстрекателями, руководителями или случайно вовлеченными людьми.

В конфликте можно выделить четыре стадии его развития:

  • процесс формирования конфликтной ситуации;
  • выявление и осознание противоречий;
  • выбор тактики поведения;
  • разрешение.

Для управления конфликтом требуется целенаправленное воздействие на его развитие. Это возможно путем определения причины разногласий, особенностей и способа разрешения. Все усилия направляются на достижение совместимых целей.

Управление конфликтом

Для правильного понимания сущности, особенности, функций и последствий  выделяют основные типы конфликтов.

По причинам:

  • различие целей и видения желаемого;
  • нехватка ресурсов;
  • расхождение во взглядах и мыслях по поставленному вопросу;
  • особенности психического развития, различие чувств и эмоций, которые раздражают участников.

По способу разрешения:

  • антагонистичные;
  • компромиссные.

По сферам проявления:

  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • экономические;
  • организационные;
  • этнические.

Политические конфликты

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По направлению воздействия:

  • вертикальные – противоположные стороны находятся на разных уровнях иерархической системы;
  • горизонтальные – происходят между субъектами одного уровня;
  • смешанные.

В зависимости от количества участников, конфликты в обществе и их виды делятся на:

  1. Внутриличностные – происходят внутри одного индивида, часто из-за расхождения действий человека с его внутренними установками. Сопровождаются психологическим напряжением и негативными эмоциями.
  2. Межличностные – самые распространенные. Столкновение целей, ценностей, поведения двух или больше оппонентов в процессе социального общения.
  3. Межгрупповые. Противостояние групп на профессиональной или эмоциональной основе может привести к внутриорганизационному конфликту.
  4. Между личностью и группой. Возникают, когда новый в коллективе человек не принимает условий общения.

Межличностные конфликты

Разные типы конфликтных ситуаций по разным причинам могут возникать в сфере торговли и услуг, структурных подразделениях, в социальных учреждениях. Случаются инновационные конфликты, связанные с развитием определенных организаций.

Конфликт поколений

Проблема «отцов и детей» существовала во все времена. Не исключение — и наши дни. В редких семьях конфликт поколений никак не проявляет себя. В основе подобных противоречий лежит разность во взглядах молодежи и людей старшего возраста и нежелание понимать и уважать интересы друг друга. Такие конфликты, как правило, длятся в течение значительного промежутка времени, периодически затихают, а затем вспыхивают с новой силой.

Причины и функции конфликтов поколений различны. В качестве деструктивных можно отметить ухудшение отношений между родственниками, переживания и стресс, особенно людей старшего возраста. Однако, как и в любом другом конфликте, имеются и положительные стороны. Молодежь, учась на своих ошибках, старается уважать и прислушиваться к советам стариков. Те же, в свою очередь, учатся быть более терпимыми к своим детям и внукам.

Типология конфликта

С учетом организации общества формирование конфликтных ситуаций происходит на определенном уровне:

  • между индивидами;
  • группами;
  • крупными подсистемами или системами;
  • государствами.

В социальной психологии выделяют следующие виды конфликтов отдельной личности. При этом возникают острые негативные переживания человека, которые порождаются противоречивыми желаниями.

Например, в психоанализе Фрейда такой конфликт рассматривается как результат противоречия между моральными чувствами, инстинктивными побуждениями, реальными требованиями. По своей природе и содержанию такие ситуации вызываются противоречиями мотивов, интересов, самооценки личности. Они сопровождаются негативными переживаниями, серьезным эмоциональным напряжением.

Межличностный конфликт может иметь конструктивный и деструктивный характер, приводить к позитивным или негативным последствиям для отдельной личности.

Его базой могут стать различные причины:

  • противоречие основных потребностей;
  • сложность выбора между разными вариантами поведения.

Функции политических конфликтов связаны с серьезным недопониманием между государственными органами и структурами.

Примером подобных конфликтов можно считать вооруженное вторжение одного государства на территорию другой страны. Причины, которые приводят к подобным ситуациям, могут быть разными:

  • желание овладеть материальными и природными ресурсами;
  • жажда освоения новых территорий;
  • попытка доказать свое преимущество перед соперниками.

Что такое конфликт?

Конфликт – это ситуация, в которой две стороны занимают противоположные позиции, предъявляя друг другу взаимоисключающие требования. Само слово не обязательно подразумевает ссору или агрессию. Так в случае взаимодействия двух юридических субъектов термин «конфликт интересов» подразумевает лишь то, что они по-разному видят продолжение отношений. При этом обе стороны заинтересованы в том, чтобы найти консенсус и урегулировать конфликт.

Конфликты существуют на разных уровнях, но мы сегодня рассматриваем их исключительно как бытовое явление – выяснение отношений между двумя людьми. Склонность вступать в эмоциональный спор, постепенно переходя на грубость, заложена в нас природой. Вы можете убедиться в этом, наблюдая за детьми, которые конфликтуют часто и весьма эмоционально, несмотря на то, что никто их этому не учил. Жизнь без конфликтных ситуаций просто невозможна. Но каждому под силу научиться избегать конфликтов, а если они всё же возникают – быстро завершать их, сохраняя достоинство.

Если ваш новый знакомый скромно говорит «я – неконфликтный человек», скорее всего, он хочет сказать, что в конфликтах с его участием всегда однозначно виноват собеседник. Поэтому лучше не спорьте с ним.

Большинство конфликтов начинается довольно невинно. Сначала участники спора пытаются аргументировать свою позицию нейтрально, стремясь не обидеть собеседника. Но в нашей психике присутствует одна особенность: если нам кажется, что нас обидели, мы стараемся ответить так, чтобы «задеть» собеседника намного сильнее. В результате безобидный спор перерастает в конфликт, каждый участник которого полностью уверен в собственной правоте и не может понять, почему собеседник так упёрся и не замечает, что категорически неправ.

Стадии конфликта

В своем формировании столкновение протекает в несколько фаз:

  1. На предконфликтной стадии растет напряженность между сторонами. До определенного момента она протекает скрытно, но при появлении какого-либо инцидента, то есть толчка переходит в открытую форму.
  2. Этапы конфликта включают собственно сам конфликт. Стороны переходят к открытому противоборству и могут как сами бросать вызов, так и отвечать на него. Апогеем является нанесение как можно большего ущерба противнику.
  3. Желающим знать, что такое конфликт и какова его третья стадия, можно ответить, что на этапе разрешения возникает смена ориентиров. С учетом своих возможностей и возможностей противника стороны приступают к поиску путей выхода из создавшейся ситуации, и конфронтация теряет свой накал.
  4. На послеконфликтной стадии возникает временная передышка или прочный мир на основе консенсуса.

Список литературы

              1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология: учебник для вузов». 4-е изд. испр. и доп. Эксмо. 2009.
              2. Буртовая Е.В. «Конфликтология. Учебное пособие». РГИУ. 2002.
              3. Ворожейкин И. Е. , Кибанов А. Я. , Захаров Д. К. «Конфликтология: Учебник». ИНФРА-М. 2004.
              4. Герберт Уэллс. «История цивилизации». Терра-Книжный клуб. 2009.
              5. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. «Социальные конфликты: учебник для студентов вузов». ЮНИТИ-ДАНА. 2009.
              6. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее». Институт экономических стратегий, 2006.
              7. Чудновская С.Н. «История менеджмента: Учебник для вузов». КноРус. 2010.
              8. Шевчук Д.А. «История менеджмента: учебное пособие». Эксмо. 2009.
              9. http://www.igidravlika.com/ курс лекций по предмету «конфликтология»
              10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Цивилизация
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector