Интересные научные вопросы, ответы на которые должен знать каждый

Понятие методологии

Определение 1

Методология — это совокупность принципов, методов, приемов, форм и средств организации теоретических и практических направлений деятельности в различных областях.

Методология выступает логическим способом организации деятельности, который предполагает ее целевое назначение, определение круга задач, выбором подходов и средств для ее продуктивной реализации.

Определение 2

Методологический подход – это совокупность, имеющихся знаний, навыков, понятийного аппарата, которым располагает исследователь, чтобы рассмотреть проблему с конкретной точки зрения.

Один методологический подход может базироваться на нескольких научных концепциях, теоретических учениях и понятиях, положениях. При этом концептуальная база исследования является одной.

Методология охватывает все направления деятельности. Естественно, что ни одно исследование не обходится без методологии. В этой связи, она включает в свой состав целевое назначение исследования, специфику его содержания, особенности функционирования и развития, объект исследования, а также предмет исследования.

Методология исследования включает в свой состав методы. Они предполагают особую организацию познавательной деятельности, которая состоит из постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее разрешения и поиск путей, способов и приемов проверки верности, поставленной гипотезы, а также оценку результатов и выводы по всему, проведенному исследованию.

Методы научного исследования характеризуются многообразием и разносторонностью применения т.е. один и тот же метод может быть использован для различных направлений научных исследований. Применение комплекса методов в научном исследовании будет более продуктивным и повысит его качество.

Основными свойствами методов являются:

  1. Обусловленность метода спецификой объекта исследования и познавательного процесса в целом;
  2. Метод должен отвечать целевому назначению исследования;
  3. Метод должен быть продуктивным, достоверным и качественным;
  4. Приложение минимума усилий и достижения максимума результатов;
  5. Простота и легкость в понимании и практическом использовании;
  6. Экономичность по затратам ресурсов на реализацию метода.

Замечание 1

Методы помогают познавать действительность, исследовать процессы и явления. Методы, входящие в состав структуры методики, зависят от специфики научного исследования.

Неэкспериментальные методы

Характеристика методов исследования, основой которых не является эксперимент, определяет неэкспериментальную методологическую базу в психологии, равно как и в других науках. Данное направление профилируется на нескольких основных методах изучения объектов психологических процессов.

Первый, самый действенный, популярный, удобный и значимый способ освоения и постижения объекта в кругу его взаимосвязей и взаимозависимости с его окружением – это наблюдение. Простота, планомерность, результативность данного способа в достижении конкретных целей позволяет дать характеристику методу наблюдения только в положительном ключе, поскольку это универсальный, целенаправленный и специальным образом организованный путь к сбору необходимой для анализа информации. Это наиболее актуальный на сегодняшний день метод изучения психологии человека, который позволяет выявить необходимые для исследования факторы его существования и жизнедеятельности. К примеру, врач-психолог использует данный способ работы с пациентом, подозреваемым в шизофрении, на основании постепенного планомерного общения с ним с позиции наблюдателя: так, наблюдая за своим подопечным, он выявляет конкретные повадки, манеры, обрывки речи и мысли вслух, произносимые пациентом, для того чтобы сделать определенные выводы о его диагнозе. Так работает наблюдение.

Еще одним довольно эффективным путем к качественному исследованию и выведению достоверного результата является беседа. Характеристика метода и применение его на практике обусловлены, в первую очередь, простотой и доступностью, затратами малого количества времени, возможностью накапливать статистическую информацию и впоследствии применять ее по отношению ко многим другим пациентам. Так, специалист может проводить беседу со своим подопечным, задавая ему перечень всевозможных вопросов. Изо дня в день, работая с такими же пациентами с приблизительно одинаковыми проблемами, врач может обобщить полученную информацию и разработать стандартный вопросник, на основании которого он будет опрашивать всех испытуемых и расшифровывать полученные ответы уже с конкретной убежденностью в своем диагнозе. Подвидами данного эмпирического метода являются интервью, опрос, анкета – в любой форме полученная информация пожинает плоды результативности и эффективности.

Не менее значимый способ познания человека как личности – анализ результатов его творчества. Благодаря ему у врачей-психологов есть возможность опосредованно изучать психологию, настроение, мировоззрение, отношение к окружающему социуму испытуемого, выявляя его черты характера, повадки, стремления и тому подобное. Характеристика метода анализа продуктов деятельности включает в себя работу с рисунками, поделками, аппликациями детей, сознание которых поддается исследованию, а также картин, музыкальных работ, пения душевнобольных пациентов или погибших от суицида людей, мотивы которых должны выявить судебные психологи для вынесения своего врачебного вердикта.

Более обширный в объектном исследовании метод работы имеет название социометрического. В силу того что он непосредственно связан с изучением испытуемого и его сознания в связи с окружающими его людьми, характеристика метода социометрии предопределяет групповое изучение психологом людей. То есть работа специалиста ведется не с одним человеком, а с ним и его окружением – группой приближенных людей (коллег, родственников, друзей, приятелей – тех, кто с ним находится чаще всего).

7.

Что такое теория относительности?
Когда кто-то упоминает «теорию относительности», обычно имеется в виду сразу две теории, специальная и общая, разработанные физиком Альбертом Эйнштейном в начале 1900-х годов. Независимо от степени нашего почитания Эйнштейна, люди, далекие от науки, мало разбираются в его теориях. Сам Эйнштейн придумал хороший способ объяснения: «Когда мужчина сидит с симпатичной девушкой целый час, ему кажется, что прошла минута. Но пусть он посидит на горячей печке с минуту, и она покажется ему дольше часа. Все относительно».

Вроде бы все понятно, хотя детали, конечно, сложнее. До Эйнштейна все в значительной степени считали, что пространство и время неподвижны и монотонны, никогда не меняются, с какой точки на Земле вы бы на них ни смотрели. Но Эйнштейн использовал математику, чтобы доказать, что абсолютный взгляд на вещи — иллюзия. На самом деле пространство и время меняются: пространство может сжиматься, расширяться, изгибаться, и время течет с разной скоростью в зависимости от скорости движения объекта или силы гравитационного поля.

Кроме того, проявление пространства и времени может зависеть от точки наблюдения человека. Представьте, например, что вы смотрите на старые тикающие часы. Теперь поместите эти часы на орбите Земли, чтобы они двигались с огромной скорость по сравнению с вашим положением на Земле. Часы на орбите будут тикать медленнее.

Часы идут медленнее из-за явления «замедления времени». Пространство и время на самом деле являются частями одного целого пространства-времени, которое может искажаться гравитацией и ускорением. Потому если объект движется очень быстро или на него воздействует очень мощное гравитационное поле, время для этого объекта будет идти медленнее по сравнению с объектом, который не подвергается такому же воздействию. С помощью математических расчетов можно предсказать, как будет замедляться время для быстро движущихся объектов.

Вероятно, это звучит странно. Но это правда. GPS-спутники, которые зависят от точного измерения времени и составляют карту Земли, хороший тому пример. Спутники летают вокруг планеты на скорости порядка 14 000 километров в час, и если бы инженеры не подкорректировали часы с учетом относительности, то уже через день карты Google ошибались бы почти на 10 километров во время позиционирования.

Самые трудные вопросы

17. Почему эффект плацебо работает?

Сегодня в соответствующих кругах спорят не только относительно принципа работы эффекта плацебо, но и относительно целесообразности использования людьми данного способа лечения.

18. Почему девять из десяти людей правши?

Данный вопрос изучается вот уже на протяжении 160 лет. Но почему ведущая рука подавляющего большинства людей на планете правая мы так и не может ответить.

19. Что делает нас людьми?

Если взглянуть на геном человека, то мы увидим, что он на 99 процентов идентичен с обезьяньим. Наш мозг, однако, больше, чем у большинства особей животного царства. Он не самый большой, но в нём в три раза больше нейронов, чем, к примеру, у гориллы.

Учёные полагают, что приготовление пищи, а также навыки по разведению огня со временем сделали нас обладателями более крупного мозга. Но не исключено, что наша способность к сотрудничеству, а также торговые умения, сделали этот мир человеческим, а не принадлежащим обезьянам. 

20. Как птицы каждый год перелетают в одно и то же место?

На сегодняшний день самое лучшее объяснение данного явления – это влияние магнитного поля Земли. Этот факт ещё не принят как единственно верный, но пока лучшего объяснения не было придумано.

21. Как бабочка-монарх понимает, куда лететь?

Бабочки-монархи, как и птицы, ежегодно преодолевают очень большие расстояния. Странность заключается в том, что этот вид бабочек живёт не более шести месяцев, поэтому за свою жизнь каждая особь совершает лишь один перелёт. Откуда они знают направление полёта?

22. Почему у жирафа настолько длинная шея?

На этот вопрос есть множество объяснений, однако ни одно из них не подтверждено официально. Одна из теорий гласит, что жирафы используют свою шею, чтобы добывать пищу, находящуюся высоко на деревьях, куда мало кто из животных может достать.

23. Что такое сознание?

Наука до сих пор не может дать ответ на этот вопрос. Но нам известно, что сознание – это совокупность работы нескольких частей мозга, а не какой-то его отдельной области.

Важно понять, какая именно часть мозга за что отвечает и как работают схемы нервной системы.

Не менее важным является то, что за счёт интеграции и обработки большого количества информации, а также фокусировки и блокирования ненужного, мы реагируем на сенсорные входящие потоки, поэтому можем различать, что реально, а что – нет.

24. Мы одни во Вселенной?

Возможно, нет. Астрономы часто находят места, где водные миры вполне могут дать толчок к развитию жизни или уже его дали. Причём эти места расположены как в относительной близости от нашей планеты, так и на расстоянии большого количества световых лет.

Сегодня астрономы могут сканировать атмосферы инопланетных миров в поисках кислорода и воды. Следующие несколько десятилетий будут увлекательным периодом исследования потенциально обитаемых планет, которых только на Млечном Пути около 60 миллиардов.

25. Откуда родом гравитация?

Этот вопрос на протяжении многих веков интересует научное сообщество. Причём, скорее всего, больше, чем любой другой из этого списка. Здесь на лицо вечная борьба между классической физикой и квантовой механикой. 

Основные подходы конкретно-научной методологии педагогики

Конкретно-научная методология педагогики в области ее практической реализации раскрывается посредством следующих основных подходов:

Целостный подход. Его сущность состоит в том, что развитие личности представляет собой целостный процесс. Невозможно представить ее формирование по отдельным частям. При этом целостное развитие каждого объекта, процесса или явления педагогики не состоит из совокупности свойств и параметров компонентов, входящих в его состав. Характеристики целостного процесса могут принципиально отличаться от свойств его составных компонентов. Они формируются только за счет их сложного взаимодействия между собой. Целостная же система, также, оказывает влияние на развитие каждого составного элемента, преобразует их, исходя из своего функционального значения и природного происхождения. Если, наблюдается изменение какого-то одного компонента системы, то происходят изменения всей ее целостной структуры. Педагогический процесс в данном случае базируется на том, что его организация ориентируется на целостные свойства личности, определяющие ее функциональное и внутреннее устройство. Данный подход предполагает ориентацию исследования на тех процессах, которые являются ведущими и второстепенные, переменными и постоянными. Рассматривается влияние отдельных компонентов, факторов на развитие личности, как целостного системного процесса.

Личностный подход. Он взаимосвязан с целостным подходом и рассматривает общественную, деятельностную и творческую сущность личности. Педагогический процесс при своем построении ориентируется непосредственно на личность, рассматриваемую в качестве его субъекта, целевого назначения, итоговых показателей и главного показателя его результативности. Уникальность личности, ее специфические качества занимает приоритетное место в учебно-воспитательном процессе.

Деятельностный подход. Его применение основывается на том, что основным критерием и двигателем личностного развития и прогресса является деятельность. Она связана с изменением процессов окружающего мира, его преобразованием. Формой реализации деятельности является труд. Выполняя трудовую деятельность, развивая уважение к ней, стремление ею заниматься, личность развивает себя, преобразует, совершенствует и проявляет в определенных областях жизнедеятельности

При этом, важное значение отводится предметной деятельности, которая ориентируется на творческое созидание материальных и духовных продуктов.

Диалогический подход. Он ориентируется на тот факт, что сущность человека является более обширным и богатым по своему составу явлением, нежели его деятельность

Сущность не может быть ограничена только рамками личностной деятельности
поэтому, в подходе уделяется внимание отношениям между субъектами учебно-воспитательной деятельности, от которых зависит духовно-нравственное развитие личности. Таким образом формируется гуманистическая направленность личности
Если взять взаимодействие деятельностного, личностного и диалогического подхода, то формируется сущность методологии гуманистической педагогики.

Культурологический подход. Его применение в качестве конкретно-научной методологии педагогики базируется на трех компонентах:
Ценностный аспект – все виды человеческой деятельности характеризуются целевым назначением, обладают определенным содержанием, имеют свои критерии и нормы оценивания. Педагогика ориентируется на исследование и развитие ценностных ориентаций личности;
Технологический аспект – рассматривает культуру, как особое направление человеческой деятельности. культура характеризует деятельность, определяет ее направленность и ценностное значение;
Творческий аспект – отражает взаимосвязь культуры и отдельной личности. Личность рассматривается, как носитель культуры.

Подходы конкретно-научной методологии педагогики являются ее методологическими принципами организации.

Методы исследования в психологии

Исследовательские методы психологии кратко описываются, как приемы, посредством которых получаются достоверные знания, необходимые для создания концепций и проверки теорий. Посредством определенных норм и приемов обеспечивается самый эффективный способ практического приложения знаний в области психологии.

Общая характеристика методов психологии, использующихся в исследовании, заключается в распределении их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы коррекции и обработки данных.

Организационные основные методы психологии:

— сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям. Наибольшую популярность он получил в зоопсихологии и детской психологии. Эволюционный метод, сформировавшийся в русле сравнительного, заключается в сравнении психического развития животного с особенностями развития особей, находящихся на предшествующих и последующих уровнях эволюции животных;

— метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик детей разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

— лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

— комплексный – в проведение исследования участвуют представители разных наук, которые изучают один объект разными способами. В комплексном методе можно находить связи и зависимости между разными явлениями (психическими и физиологическими явлениями, социальными и психологическими).

Метод поперечных срезов в психологии владеет как преимуществами, так и недостатками. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования, то есть возможность приобретения результатов в течение достаточно короткого времени. Несмотря на большой плюс данного вида методов исследования в психологии, с его помощью невозможно продемонстрировать динамику процесса развития. Большинство результатов по закономерностям развития получаются очень приблизительными. Относительно метода поперечных срезов, лонгитюдный имеет большое количество преимуществ.

Лонгитюдные способы исследования в психологии помогают осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах. С их помощью можно установить динамику индивидуального развития ребенка. Благодаря лонгитюдным методам исследования психологии можно определить и решить вопрос по поводу возрастных кризисов в развитии человека. Существенным недостатком в лонгитюдном исследовании является то, что для него требуется большое количество времени, требуемого на его организацию и проведение.

Эмпирические способы – это основные методы психологии в исследовании, с тех пор, как она отделилась в отдельную науку:

— объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

— анализ продуктов деятельности;

— экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Психология интроспективного направления считала самонаблюдение главным способом познания в психологии.

В процессе объективного наблюдения исследователь осведомляется об индивидуальных побуждениях, переживаниях и ощущениях испытуемого, исследователь направляет его на совершение соответствующих действий, поступков, чтобы, таким образом, он наблюдал закономерности психических процессов.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение, межличностные отношения людей, в случае стремления к получению целостной картины всего происходящего. В психологии наблюдение должно вестись с помощью объективных методов.

Научное наблюдение напрямую имеет отношение к обыкновенному жизненному наблюдению. Именно поэтому, в первую очередь, желательно создать основные условия, удовлетворяющие наблюдение, чтобы оно стало научным методом.

Одним из требований есть наличие четкой цели исследования. Согласно цели необходимо определить план. В наблюдении, как в научном методе, самыми существенными чертами являются плановость и систематичность. Если наблюдение исходит из хорошо осознанной цели, тогда оно должно обретать избирательный и частичный характер.

Методы коррекции: аутотренинг и групповой тренинг, обучение, психотерапевтическое воздействие.

Методы обработки данных: статистический (количественный) и дифференциация материала по группам (качественный).

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Экспериментальные методы

Характеристика методов экспериментальных предполагает, что в ходе их должен лежать какой-либо опыт, на основании которого делаются определенные выводы касательно исследуемого объекта. Эксперимент считается одним из главных методов в психологии современности – это такой способ рассмотрения объекта в кругу его причинно-следственных связей, в ходе которого исследователями создаются необходимые для проявления и измерения конкретных данных условия для установления нужных факторов.

Основными признаками эксперимента считаются следующие:

  • возможность многократного применения исследовательских методик при необходимости для проверки выдвинутой гипотезы;
  • организация определенной ситуации, в которой проявляется то или иное свойство испытуемого, требуемое к изучению;
  • протоколируемость полученных данных в ходе эксперимента с целью фиксации даты, времени, итоговых показателей полученного по окончании проведения опыта результата.

Эксперименты часто проводятся в целях не только исследовательских, но и педагогических. Характеристика методов изучения объекта эксперимента включает в себя четыре возможных вида опытов:

  • лабораторный – считается максимально точным, поскольку осуществляется в оборудованном для этого специальном месте при помощи всевозможных приборных конструкций;
  • естественный – предполагает изучение объекта исследования в совершенно нормальных и привычных для него условиях существования, с наиболее частым вариантом того, что испытуемый даже не знает о проводимом над ним эксперименте – он просто живет своей жизнью в обычном ритме с обычными признаками своей жизнедеятельности;
  • констатирующий – направлен на констатацию конкретного факта или его опровержение по результатам проведения опыта;
  • формирующий – предусматривает непосредственное воздействие на жизнь и деятельность испытуемого, присваивая и навязывая ему необходимые для изучения конкретных психологических явлений условия обитания и функционирования.

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

5.

Как работают магниты?
Долгое время магниты считались чем-то вроде чудес. И это печально, потому что понять принцип их работы довольно просто. Магнит — это любой объект или материал, обладающий магнитным полем. То есть куча электронов в нем плывут в одном направлении. Электроны любят образовывать пары, а в железе, например, есть много беспарных электронов, которых легко подвязать на какую-нибудь тусовочку. Потому-то объекты из твердого железа или вообще с большим количеством железа будут притягиваться к достаточно мощному магниту. Вещества и предметы, притягиваемые к магнитам, называются ферромагнетиками.

Люди знали о магнетизме с незапамятных времен. В природе магниты встречаются, и средневековые путешественники научились намагничивать стальные стрелки компасов, то есть создавали собственные магнитные поля. Такие магниты не были особо прочными, но в 20 веке ученые разработали новые материалы и зарядные устройства, которые привели к созданию мощных постоянных магнитов. Вы можете создать электромагнит из куска железа, обернув его электропроводом и присоединив его концы к полюсам крупной батареи.

Основные методы практической психологии

Воображение — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования

Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации

Появляются новые методы практической психологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector