Непрерывное обучение.как следует изменить подход к образованию, что нужно для адаптации к новым условиям

Содержание:

Три вида повышения профессиональной квалификации

Специалисты говорят, что непрерывное образование, направленное на улучшение качества трудовой деятельности, может быть различных типов. Эти разновидности будут рассмотрены ниже.

Первый вид называется формальным непрерывным образованием. Он производится на базе тех или иных предприятий. В нем, как правило, задействованы учреждения, специализирующиеся на оказании образовательных услуг в профессиональной сфере. Курс, пройденный в рамках такой программы, заканчивается получением официального документа о присвоении человеку какого-либо ранга или уровня квалификации. Обычно эти свидетельства выполнены по государственному образцу и предназначены для предъявления по месту трудоустройства.

Второй вид такой профессиональной деятельности называется неформальным непрерывным образованием.

Оно, как правило, не ведет к получению документов, свидетельствующих о приобретении новых знаний и получении определенных умений и навыков. Однако многие специалисты утверждают, что именно неформальное непрерывное образование является наиболее эффективным видом такой деятельности. Отличие этого вида от следующего заключается в том, что человек, осуществляющий его, получает соответствующую информацию в определенных учебных заведениях. Примером могут быть, например, курсы по ускоренному обучению иностранным языкам, которые так популярны в настоящее время. Кстати, такая деятельность может все-таки сопровождаться получением каких-либо свидетельств, о том, что человек прослушал определенное количество часов программы, но, как правило, такие документы выполнены не по государственному образцу, а соответственно, не имеют и какой-либо особой силы.

Как получить и скачать сертификат по COVID-19

Получить и скачать сертификат можно только после успешной сдачи итогового тестирования учебного модуля. После этого можно распечатать сертификат непосредственно не выходя из меню модуля перейдя на панель «Быстрого перехода» и выбрав пункт «Сертификат». Скачать сертификат можно также в любое время в кабинете НМО, для этого надо перейти в «Мой план», передвинуть ползунок в левой части экрана в «Освоено» и выбрать пройденный модуль.

Меры защиты от Коронавируса COVID-19:

  • Соблюдение правил личной гигиены (мытье рук с мылом, использование одноразовых салфеток при чихании и кашле, регулярное умывание лица с протиранием одноразовыми полотенцами);
  • Использование одноразовых медицинских масок, которые должны сменяться каждые 2 часа;
  • Использование средств индивидуальной защиты для медработников;
  • Проведение дезинфекционных мероприятий;
  • Своевременное обращение в медицинские организации в случае появления симптомов острой респираторной инфекции.

Для врачей первичного звена подготовлена памятка о коронавирусной инфекции.

Как пользоваться личным кабинетом

  • Кликом по иконке в правой части шапки сайта.
  • Кликом по пункту «План» в левом меню сайта.

Результатом этих действий будет перемещение на страницу с формой для входа в личный кабинет Совет НМО.

Медицинский работник, прошедший процедуру регистрации и получивший учетные данные, выполняет вход в сервис, указывая имя пользователя и пароль.

Незарегистрированным пользователям предлагается регистрация, в процессе которой они заполняют электронную анкету личными данными:

  • Фамилия.
  • Имя, отчество.
  • Специальность.
  • Вторая специальность.
  • Третья специальность.
  • Страна/регион.
  • СНИЛС.*
  • Email.
  • Новый пароль, придуманный пользователем.
  • Повторный ввод пароля.
  • Текст с картинки.

* Единственный пункт, не являющийся обязательным для заполнения. Рядом с полем для его ввода размещена кнопка «Связать», позволяющая закрепить указанный СНИЛС за данной учетной записью.

Развитие экономики

Специалисты в области экономики обычно придают становлению непрерывного образования несколько другой смысл. По их мнению, постоянная профессиональная переподготовка и регулярное повышение квалификации неизбежно приведут к росту компетентности отдельных специалистов. А это, в свою очередь, будет способствовать экономическому развитию государств, в которых на законодательном уровне утверждено непрерывное образование.

Здесь стоит вернуться к перечислению различных видов трактовки понятия. Итак, в узком смысле непрерывное образование понимается именно как деятельность, направленная на постоянное поддержание на должном уровне компетентности трудовых кадров.

Новые технологии

Непрерывное обучение определяется как «вся учебная деятельность, осуществляемая на протяжении всей жизни с целью улучшения знаний, навыков и компетенций в рамках личной, гражданской, социальной и / или связанной с работой точки зрения». Часто считается, что обучение происходит после формального образования в детстве (когда обучение ведется под руководством инструктора — педагогическое) и во взрослом возрасте (когда обучение осуществляется индивидуально — андрагогическим). Это происходит естественным образом на основе жизненного опыта, поскольку учащийся стремится получить знания по профессиональным или личным причинам. Эти естественные переживания могут возникать намеренно или в течение непредсказуемого жизненного пути. «Знание является результатом комбинации схватывания опыта и его преобразования» (Kolb 1984: 41)

Концепция непрерывного обучения приобрела жизненно важное значение с появлением новых технологий, которые меняют то, как мы получаем и собираем информацию, сотрудничаем с другими и общаемся.

Вспомогательные технологии

Поскольку технологии быстро меняются, люди должны адаптироваться и учиться удовлетворять повседневные потребности. Однако в течение жизни функциональные возможности человека также могут изменяться. Вспомогательные технологии также важны в контексте новых технологий и обучения на протяжении всей жизни. Доступ к неформальным и формальным возможностям обучения для людей с ограниченными возможностями может зависеть от низко- и высокотехнологичных вспомогательных технологий.

Веб 2.0

Появление технологий Web 2.0 имеет большой потенциал для поддержки усилий по обучению на протяжении всей жизни, обеспечивая неформальное, своевременное и повседневное обучение. Постоянные изменения становятся новой нормой. Для процветания организации и отдельные лица должны иметь возможность приспосабливаться и повышать свои знания и навыки для удовлетворения меняющихся потребностей

Это означает, что самое важное, чему можно научиться, — это как учиться. Понимание инструментов Web 2.0 имеет решающее значение для того, чтобы идти в ногу с меняющимся миром и информационным взрывом.

Обучение на рабочем месте

Как правило, профессии признают важность того, чтобы специалисты-практики учились на протяжении всей жизни. В настоящее время формальное обучение — это только начало

Знания накапливаются с такой высокой скоростью, что нужно продолжать учиться, чтобы быть эффективным (Williams, 2001). Многие лицензированные профессии требуют, чтобы их участники продолжали обучение, чтобы поддерживать лицензию. (Merriam, Caffarella, & Baumgartner, 2007). Сказав это, каковы характеристики или навыки, которые должен развить ученик на протяжении всей жизни. Рефлексивное обучение и критическое мышление могут помочь учащемуся стать более самостоятельным за счет обучения тому, как учиться, тем самым делая его более способным направлять, управлять и контролировать свой собственный процесс обучения (Candy, 1990). Сайп (1995) экспериментально изучил «открытых» учителей и обнаружил, что они ценят самостоятельное обучение, сотрудничество, размышления и вызовы; риск, связанный с обучением, рассматривался как возможность, а не угроза. Данлэп и Грабингер (2003) говорят, что для того, чтобы студенты высших учебных заведений могли учиться на протяжении всей жизни, они должны развить способность к саморегулированию, метапознание и склонность к обучению (Merriam, Caffarella, & Baumgartner, 2007).

Три вида образования

1. Педагогика

Классический подход к образованию выглядит так: учитель передает ученику отработанную годами мудрость. Учитель решает, как, когда и насколько долго учить ученика. Для передачи знаний существуют лекции и семинары. Для контроля – экзамены, зачеты и проверочные работы. Мнения ученика в этом вопросе никто не спрашивает. Его задача – усвоить полученные знания и убедить в этом учителя. И никакой отсебятины!

Такой подход называется педагогикой. Он используется уже сотни лет и хорошо работает. Оценки прекрасно мотивируют, расписание занятий помогает организовать учебный процесс, учебный план дает студенту знания в компактной и хорошо усваиваемой форме.

Но XXI век диктует другие порядки. Мир меняется так быстро, что людям требуются не только сами знания, но и умение их применять и творчески преобразовывать в соответствии с текущими условиями.

Хороший пример – программирование. Его принципы остались теми же, что и 50 лет назад. Но новые языки появляются постоянно, меняются технические характеристики компьютеров, меняются задачи, меняются подходы. Современный программист не может получить диплом и успокоиться на этом. Чтобы оставаться успешным и востребованным, ему потребуется учиться постоянно в течение всей жизни.

2. Андрагогика

В 70-е годы в США появилась концепция самостоятельного обучения – андрагогика.
Идея в том, что ученик сам берет на себя ответственность за свое обучение. Не только слушает лекции и выполняет домашние задания, но и ставит цели, оценивает свои результаты, планирует занятия, составляет стратегии обучения и т. д.

Роль учителя сводилась к тому, чтобы научить студента правильно учиться, а не к тому, чтобы донести до него знания по предмету.

Подразумевалось, что студент при таком подходе станет более зрелой личностью, начнет размышлять о собственном жизненном пути, примет на себя полную ответственность за свою жизнь. Логично, что такой подход применялся в отношении уже взрослых учеников.

Однако следующие 30 лет андрагогика оставалась не более чем интересной философской концепцией. Для самостоятельного обучения не хватало интерактива, возможности обучаться прямо из дома и поглощать знания в любом количестве.

3. Эвтагогика

В 2000-е наступила эпоха интернета, которая радикально изменила подход к обучению. Появились университетские лекции, которые можно смотреть откуда угодно и когда угодно, появились новые профессии, которые просто невозможно изучить в рамках традиционного образования. SMM-специалист, коммерческий автор, интернет-маркетолог – 20 лет назад мы вообще не знали об этих профессиях!

С появлением интернета и онлайн-курсов идея самостоятельного образования обрела новую жизнь. С учетом изменений концепции придумали и новый термин – эвтагогика. Его значение – «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам». По сути, это и есть непрерывное образование!

Ключевое явление в эвтагогике – это вопрос, возникающий у ученика. Он начинает учиться не потому, что хочет получить диплом или мама так велела. У него появляется вопрос, проблема, потребность, которую не решить без получения новых знаний. Например, человек хочет освоить новую профессию – он находит в интернете курсы и записывается на них.

При новом подходе к образованию нет дипломов, нет экзаменов (не в традиционной форме, по крайней мере), нет расписания занятий, а учебный план студент составляет
себе сам. Обучение не заканчивается, пока остаются вопросы и нерешенные проблемы, а они остаются всегда. И значит, пора получать все новые и новые знания…

Какая образовательная активность бывает и сколько кредитов/баллов/ЗЕТ она дает?

Существует три вида активностей:

  • «формальное образование» – это углубленные, детализированные курсы – так называемые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, рассчитанные или на 18, или на 36 часов. На нашем федеральном онлайн–сервисе по обучению медицинских специалистов перечень аккредитованных программ (36 часов) по специальностям терапия, гастроэнтерология, кардиология, пульмонология, стоматология, акушерство и гинекология, педиатрия, гериатрия, эндокринология, неврология и многим другим – находится здесь. Отметим также, что действует удобный поиск программ по требуемой специальности.
  • «неформальное образование» – образовательные мероприятия: вебинары, школы практикующих врачей, мастер-классы, семинары, и др.). За один вебинар можно получить 1-2 балла. За аудиторное образовательное мероприятие в 6 академических часов и более – не более 6 баллов за один учебный день и не более 12 баллов за образовательное мероприятие в целом.
  • «самообразование» – интерактивные образовательные модули: онлайн-курсы, компьютерных тренажеры, ситуационные интерактивные задачи и т.д. Такой модуль «весит» как правило 1-2 кредита/балла/ЗЕТ.

За счет дополнительных профессиональных программ повышения квалификации возможно набрать только 36 часов в год (кредитов/баллов/ЗЕТ), а остальные 14 – участвуя в образовательных мероприятиях или осваивая интерактивные образовательные модули. Отдельный материал о наборе баллов читайте здесь.

Роль непрерывности образования в современном обществе

Непрерывное образование отличительная особенность современного общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека.

В непрерывном образовании выделяется несколько этапов:

  • детско-юношеское образование — обучение, воспитание и развитие человека, которое предшествует его вступлению в самостоятельную жизнь;
  • образование взрослых — учебная деятельность в период взрослой жизни, сопровождающаяся практической деятельностью.

Знаменитая пословица «Век живи — век учись» в сегодняшних реалиях обретает новый, важный смысл. Эта пословица воплощается в сегодняшней реальности. Без этого человек не может вести полноценную социальную жизнь.

Схема, представленная ниже, наглядно отражает непрерывность образования.

Рис. 1

Главная цель непрерывного образования заключается в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности в человеке, укреплении способности приспосабливаться ко всему новому. Существует много форм непрерывного образования:

  • пожизненное;
  • начальное;
  • дополнительное;
  • последипломное;
  • профессиональное и другие формы.

Непрерывность образовательного процесса дает возможность человеку понять свой внутренний мир и окружающий мир. Такое образование содействует выполнению социальной роли индивидуума в процессе трудовой деятельности и жизни в социуме.

В контексте рассматриваемого вопроса следует различать непрерывное образование и непрерывное обучение. Образование — вопрос социализации, а обучение – это функционально воспитание и научение. Первое предполагает профессиональную переподготовку и обучение другим навыкам в течение жизни.

Посредством непрерывного образования обеспечивается образовательный потенциал личности на протяжении жизни. Для реализации непрерывности, образование должно быть обеспечено системой институтов, соответствующих потребностям конкретной личности и общества в целом.

Система непрерывного образования распространена сегодня во всем мире. Непрерывное образование выражается множеством терминов, например, продолжающееся образование, пожизненное образование, пожизненное учение, перманентное образование и другие. Одной из таких вариаций непрерывного образования является возобновляющееся образование. Оно представляет собой образование частями в течение всей жизни и подразумевает отход от длительного образования в образовательном учреждении. При возобновляющемся образовании происходит чередование процесса обучения с другими видами деятельности, в частности профессиональной.

Модернизация российского образования начинается и в проекте концепции обозначено четыре основных направления:

  • переход к непрерывному профобразованию;
  • рост качественной составляющей в профобразовании;
  • формирование инвестиционной привлекательности образования;
  • реформа общего (среднего) образования.

Система непрерывного образования в данном проекте состоит из трех элементов:

  • переход от управления высшими учебными заведениями к системе управления отдельными программами;
  • отказ от аккредитации вузов и переход к аккредитации учебных программ, постепенное введение кредитно-модульной системы образовательных программ;
  • создание независимых центров оценки качества образования.

Непрерывность хорошо сочетается с вариативностью образования и поддерживается многообразием видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических технологий.

Непрерывная система образования возможна при наличии сети связанных образовательных учреждений, внутри которой создается пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности современного человека.

Информационные технологии помогают успешно справиться с переходом к непрерывному образованию.

Чем система НМО отличается от сертификационных курсов?

Критерий

НМО

Традиционная система повышения квалификации

Соответствие требованиям времени (быстрое внедрение медицинских технологий, появление новых препаратов и т.д.)

Да

Нет

Схема обучения

Ежегодно, набирая по 50 баллов/кредитов/ЗЕТ в год (250 за 5 лет)

Один раз в пять лет. Как правило, 144 часа

Возможность дистанционного обучения

Есть

Есть

Возможность выбора тем во время обучения

Есть

Нет

Возможность выбора спикера/преподавателя

Есть

Нет

Возможность самостоятельного распределения интенсивности обучения

Есть

Нет

Таким образом в отличии от «традиционной» системы повышения квалификации НМО позволяет:

  1. Получать актуальную информацию в режиме реального времени.
  2. Индивидуализировать план обучения:

— выбор тем, необходимых вам в практической деятельности;

— выбор спикера/преподавателя, лекции которого интересно слушать вам;

— можно учиться тогда, когда у вас есть время, главное набрать 

50 баллов/кредитов/ЗЕТ за год и 250 за пять лет.

Официальный сайт

Площадка НМО разбита на тематические блоки:

  1. Главная страница, на ней опубликовано описание образовательных программ, анонсы будущих мероприятий, новости в сфере здравоохранения и список полезных ресурсов для обучения. Можно подписаться на рассылку по e-mail, чтобы всегда быть в курсе событий.
  2. О портале – содержится общая информация и платформе НМО, её преимущества и полезность для профессионального сообщества.
  3. Нормативно-правовая база отражает все законодательные документы, связанные с системой здравоохранения.
  4. Специалистам – в разделе собрана информация о порядке сертификации и аккредитации со ссылками на нормативные акты. Здесь же можно получить ответ, нужны баллы НМО для медсестёр или нет.
  5. Вопросы-ответы помогут пользователям решить проблему без обращения в службу техподдержки.
  6. Организациям – сервис для частных компаний. Учреждения могут оформить заявку на подключение ЛК.
  7. Помощь – сервис, созданный для общения с техподдержкой. Для обращения к специалистам необходимо заполнить форму обратной связи.
  8. Карта сайта отражает структуру портала и подчинённые сервисы.

В верхнем поле страницы находится строка для поиска нужной информации. А также здесь расположена кнопка для перехода на «Версию для слабовидящих» и ссылка на портал Минздрава.

Обращение с техподдержку

Вопросы и ответы

НМО в РФ принципиально новая система, разработанная для врачей и среднего медицинского персонала. При работе с новым ресурсом у пользователей часто возникают следующие вопросы.

Как поменять пароль и электронную почту

В личном кабинете НМО можно поменять полученный при регистрации пароль и электронную почту, для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Перейти в раздел «Мой профиль», выбрав соответствующий значок в верхней части меню кабинета.
  2. Для смены пароля нажать на вкладку «Настройки», ввести тякущий пароль и задать новый.
  3. Для смены электронной почты в левой части раздела «Мой профиль» нажать на кнопку «Редактировать». Откроется окно, в котором можно сменить электронную почту, номер телефона и задать регион.

Как поменять фамилию в НМО

Чтобы поменять фамилию в личных сведениях, нужно обратиться с заявкой в и написать сообщение. К нему прикрепляется скан или качественное фото СНИЛСа, чтобы идентифицировать специалиста. Также в сообщении необходимо указать новые корректные данные, которые следует внести в личный кабинет непрерывного медицинского образования.

Как выйти из личного кабинета

Чтобы выйти из личного кабинета на Портале, нужно в верхнем правом углу на сайте найти значок с тремя точками, расположенными вертикально, нажать на него. Появится окно «Выйти из системы», кликнуть на него левой кнопкой мыши.

Как удалить страницу НМО

После того как пользователь вступил в НМО, удалить свой личный кабинет невозможно.

Если возникла проблема с тестами, результатами ответов, нужно обратить внимание на их тип. Итоговое тестирование в интерактивных учебных модулях разрешено проходить неограниченное количество раз

Психологическое тестирование на Портале можно пройти только один раз, для апелляции о результатах пользователю необходимо обратится в .

Система тестирования НМО не открывается

Основная причина, почему не открывается система тестирования НМО – некорректно введенные логин и пароль. Чтобы зайти в личный кабинет, нужно открыть письмо, присланное на почту после регистрации. В нем будут правильные логин и пароль, их необходимо скопировать и вставить в соответствующие поля. Если все равно не выходит попасть в личный кабинет, стоит выполнить следующие действия.

Под формой входа в личный кабинет НМО необходимо кликнуть на «Забыли пароль?». Письмо с новым паролем придет в течение нескольких минут на электронную почту.

Возможности личного кабинета

  • удобный поиск — на сайте представлен интерфейс для поиска среди имеющихся курсов, а также фильтры для удобной сортировки программ, включая длительность, сроки и непрерывные образовательные технологии;
  • большое количество программ — широкий выбор обучающих курсов для повышения квалификации, улучшения профессиональных навыков, а также выбор интерактивных модулей;
  • самоконтроль образования — работник медицинской сферы выбирает подходящие и интересующие категории обучения в профессиональной деятельности;
  • удаленное обучение — сервис предназначен для получения знаний из любого уголка Российской Федерации, больше не нужно привязываться ко времени и месту занятий.

Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования для специалистов в сфере здравоохранения, обеспечивающий организацию и учет образовательной активности в рамках  На портале Вы сможете:

  • Получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • Вступать в пятилетний цикл обучения по специальности, планировать и учитывать свою образовательную активность;
  • Выбирать программы для обучения в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования и/или с применением образовательного сертификата вне пятилетних циклов обучения по специальности.

Как поменять пароль и электронную почту

В личном кабинете НМО можно поменять полученный при регистрации пароль и электронную почту, для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Перейти в раздел «Мой профиль», выбрав соответствующий значок в верхней части меню кабинета.
  2. Для смены пароля нажать на вкладку «Настройки», ввести тякущий пароль и задать новый.
  3. Для смены электронной почты в левой части раздела «Мой профиль» нажать на кнопку «Редактировать». Откроется окно, в котором можно сменить электронную почту, номер телефона и задать регион.

Как поменять фамилию в НМО

Чтобы поменять фамилию в личных сведениях, нужно обратиться с заявкой в техподдержку и написать сообщение. К нему прикрепляется скан или качественное фото СНИЛСа, чтобы идентифицировать специалиста. Также в сообщении необходимо указать новые корректные данные, которые следует внести в личный кабинет непрерывного медицинского образования.

Как выйти из личного кабинета

Чтобы выйти из личного кабинета на Портале, нужно в верхнем правом углу на сайте найти значок с тремя точками, расположенными вертикально, нажать на него. Появится окно «Выйти из системы», кликнуть на него левой кнопкой мыши.

Как удалить страницу НМО

После того как пользователь вступил в НМО, удалить свой личный кабинет невозможно.

Если возникла проблема с тестами, результатами ответов, нужно обратить внимание на их тип. Итоговое тестирование в интерактивных учебных модулях разрешено проходить неограниченное количество раз

Психологическое тестирование на Портале можно пройти только один раз, для апелляции о результатах пользователю необходимо обратится в техподдержку.

Система тестирования НМО не открывается

Основная причина, почему не открывается система тестирования НМО – некорректно введенные логин и пароль. Чтобы зайти в личный кабинет, нужно открыть письмо, присланное на почту после регистрации. В нем будут правильные логин и пароль, их необходимо скопировать и вставить в соответствующие поля. Если все равно не выходит попасть в личный кабинет, стоит выполнить следующие действия.

Под формой входа в личный кабинет НМО необходимо кликнуть на «Забыли пароль?». Письмо с новым паролем придет в течение нескольких минут на электронную почту.

Как пройти тест на портале непрерывного мед образования

  1. После того, как вы выбрали Интерактивный образовательный модуль, нажмите на кнопку «Включить в план»:
  2. Далее ниже станет активной кнопка «Перейти к обучению». Нажмите на неё:
  3. Вы попадете в систему обучения с использованием ИОМ. Здесь вы будете знакомится с материалами и проходить тесты.
  4. Нажимайте кнопку «Вперед», чтобы ознакомиться с материалами и перейти к тестированию. Кнопку «Вперед» вам придется нажимать несколько раз. Так вы будете листать учебный материал.
  5. Таким образом вы дойдете до страницы «Итоговое тестирование» и снова нажмите на кнопку «Вперед»:
  6. Нажмите на кнопку «Получить новый вариант»:
  7. Нажмите на ссылку с новым вариантом:
  8. Переход в систему тестирования. Нажмите на «Перейти к первому вопросу»:
  9. Пройдите тест на время. Тренировочные тесты по коронавирусам вы найдете здесь.
  10. После прохождения нажмите на кнопку «Вернуться к обучению»^
  11. Теперь нажмите на кнопку «Быстрый переход»
  12. Во всплывающем окне выберите «Сертификат»: С
  13. Скачайте сертификат и распечатайте. Позднее вы сможете найти свой сертификат в личном кабинете НМО в разделе «Портфолио».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector