Какие науки изучают общество и человека

Классификация наук по Кедрову Б. М.

Академиком Б. М. Кедровым эта наука помещалась в центре «треугольника наук». На вершине он располагал естественные науки, левый нижний угол отводил общественным наукам, а правый нижний – философским отраслям (логике и гносеологии). Между науками о природе и философскими науками ученый расположил математику. Психологии Кедров отвел центральное место, показывая, что она способна объединять все группы наук.

Основные психологические науки связаны с общественными дисциплинами, которые занимаются изучением людского поведения. К социальным наукам причисляют психологию, социальную психологию, социологию, политологию, экономику, этнографию, антропологию.

Психология прочно связана с естественными науками: физикой, биологией, физиологией, математикой, медициной, биохимией. На стыке этих наук появляются смежные области: психофизика, психофизиология, нейропсихология, бионика, патопсихология.

Психологические особенности науки определяют ее место в системе наук. В настоящее время историческая миссия психологии состоит в интеграции разных сфер человекознания. Она объединяет общественные и естественные науки в одну концепцию.

В последние годы возрастают связи психологии с техническими дисциплинами, появляются смежные науки: эргономика, авиационная и космическая психология, инженерная психология.

Предмет психологической науки связывает прикладные и теоретические дисциплины, которые развиваются на границах с науками о человеке, природе, обществе.

Подобное развитие можно объяснить запросами практической деятельности общества. В результате создаются и развиваются новые области психологической науки: космическая, инженерная, педагогическая психология.

Применение физических методов в современной психологии способствовало появлению экспериментальной психофизики, психологии. В настоящее время существует порядка ста различных отраслей психологии.

Основой современной психологии считается общая психология, изучающая общие законы, механизмы и закономерности психики. Она включает в себя экспериментальные исследования и теоретические моменты.

Человеческая психика является предметом некоторых отраслей:

  • в генетической психологии рассматривают наследственные механизмы поведении и психики, их связь с генотипом;
  • в дифференциальной психологии анализируют индивидуальные отличия в психике разных людей, особенности их появления, алгоритм формирования;
  • в возрастной психологии рассматривают закономерности становления психики здорового человека, а также особенности психики каждого возрастного периода;
  • в детской психологии рассматривается изменение сознания, психических процессов растущего ребенка, а также условия для ускорения этих процессов;
  • в педагогической психологии анализируются закономерности формирования личности ребенка в процессе воспитания, обучения.

Для современной психологии характерна дифференциация, порождающая ее деление на различные отрасли. Они могут существенно отличаться друг от друга, несмотря на схожий предмет исследования.

Э

  • Эвапорография
  • Эволюционное учение
  • Эйдология
  • Экзобиология
  • Экология
  • Экология
  • Экономгеография
  • Эконометрия
  • Экономика
  • Эктипография
  • Электрогастрография
  • Электродинамика
  • Электрокардиография
  • Электрометрия
  • Электромиография
  • Электронография
  • Электроретинография
  • Электрофизиология
  • Электрохимия
  • Электроэнцефалография
  • Эллинистика
  • Эмбриология
  • Эндокинематография
  • Эндокринология
  • Эндофотография
  • Энтомология
  • Энтомопатология
  • Энцефалография
  • Эпидемиология
  • Эпизоотология
  • Эргономика
  • Эстезиология
  • Эсхатология
  • Этика
  • Этимология
  • Этиология
  • Этноботаника
  • Этнография
  • Этнология
  • Этнопсихология
  • Этология

Этапы развития науки

Рассмотрим основные периоды становления психологической науки. На первом этапе, который продолжался со времени существования Древней Греции до эпохи Возрождения, душа рассматривалась в качестве предмета рассуждения богословов и философов. На данном этапе становления психологии понимание души было предметом психологического знания.

Второй этап, который начался с XVII века, рассматривал психологию в качестве науки о сознании. Постепенно вместо термина «душа» стали использовать «сознание». На этом временном промежутке в качестве основной научной проблемы выдвигались процессы познания человеком самого себя.

В двадцатом веке шел третий этап. Современная психологическая наука проводит эксперименты, наблюдает за поведением, реакциями человека, пользуясь объективными методами анализа и фиксирования внешних реакций, а также действий человека.

В настоящее время проходит четвертый этап, на котором психология рассматривается как наука, занимающаяся изучением объективных проявлений, закономерностей, механизмов. Психологические науки в наши дни выдвигают психику как явление природы, частным случаем выделяют психику животного и человека.

В качестве объекта данной науки выступает человек, который вовлечен в различные отношения с биологическим, физическим, социальным миром, является субъектом познания, деятельности, общения.

Тяга к знаниям

И начнем мы с истории из жизни Михаила Васильевича Ломоносова, одного из самых первых русских ученых. Известно, что его тяга к знаниям была столь сильна, что он ушел в Москву вместе с рыбным обозом и добирался три недели. Однако и в первопрестольной ему пришлось искать свои пути для поступления в Славяно-греко-латинскую Академию (ведущее учебное заведение того времени). Детям крестьян путь к обучению был закрыт, и Ломоносов назвался сыном дворянина. Паспорта у него не спросили, а экзамены он сдал хорошо. Впоследствии он не раз доказывал, что ради овладения науками готов на многое: за четыре года освоил курс, на который отводилось пять с половиной лет, существовал на три копейки в день (такова была его стипендия, хотя это были, конечно, не современные копейки), а потом за старания был отправлен продолжать учебу в Германии.

К

  • Кавернометрия
  • Какография
  • Каллиграфия
  • Калориметрия
  • Калькография
  • Капиллярография
  • Каракулеводство
  • Кардиография
  • Кардиология
  • Кариология
  • Карпология
  • Картография
  • Картометрия
  • Картофелеводство
  • Карцинология
  • Кататермометрия
  • Каучуководство
  • Квантовая механика
  • Квантовая теория поля
  • Квантовая физика
  • Квантовая химия
  • Кефалометрия
  • Кинезиграфия
  • Кинематография
  • Кинология
  • Кладистика
  • Климатография
  • Климатология
  • Козловодство
  • Козоводство
  • Колеоптерология
  • Колориметрия
  • Комбустиология
  • Комедиография
  • Кондуктометрия
  • Коневодство
  • Коноплеводство
  • Конхилиология
  • Конхиология
  • Кормопроизводство
  • Косметология
  • Космография
  • Космология
  • Космохимия
  • Краниография
  • Краниология
  • Краниометрия
  • Криминология
  • Криобиология
  • Криология
  • Криптография
  • Криптозоология
  • Кристаллография
  • Кроатистика
  • Кролиководство
  • Ксерография
  • Ксилография
  • Куроводство
  • Курортология

Известно всё?

Науки об организме человека при помощи современных технологий развиваются с космической скоростью. Исследования поражают своей смелостью и широтой, а порой пугают отсутствием этических рамок.

Способы продления жизни, тончайшие операции, трансплантология, клонирование, выращивание органов, стволовые клетки, вакцины, чипирование, аппараты для диагностики и лечения – такое не могло даже присниться средневековым врачам и анатомам, гибнувшим на кострах инквизиции за свою тягу к знаниям и желание помочь больным!

Кажется, что сейчас в человеке досконально изучено всё. Но почему-то люди продолжают болеть и умирать. Чего же еще не сделала наука в жизни человека?

После переноса ЦТ 2020 появились две дополнительных недели. Как использовать это время с пользой?

Открытый вопрос

Многогранность проявлений и деятельности каждого отдельного человека, всего людского сообщества в целом делает чрезвычайно сложной задачу их изучения.

И сотен дисциплин мало, чтобы исследовать эти процессы. Наука о человеке — практически неисчерпаемый источник загадок.

Получается, что, несмотря на развитие технологий, человечеству не получилось методами биохимии, физиологии, математической обработкой данных.

Остаются вечными философские вопросы. Мы до сих пор точно не знаем, зачем человек появился, кто был его предком, каков смысл его жизни, возможно ли бессмертие. Кто сможет ответить?

Человек

Человек

— часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа, он
дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. А поэтому
людям, как и животным, необходимы воздух, вода, пища, тепло.
И всё же человек отличается от животных. Отличие это огромно. Человек
— разумное существо. Да, среди животных немало сообразительных,
например водные жители — дельфины или наши четвероногие друзья —
собаки. Но только человек обладает настоящим разумом.
Благодаря этому люди создали особый мир — современные города, дороги,
фабрики и заводы, автомобили и самолёты, телефоны, телевизоры и
многое, многое другое.

мозг человека

Где же «помещается»
у человека разум, где он «живёт»? В головном мозге. Головной
мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Мозг —
это совершенный орган, обеспечивающий бесперебойную работу организма
и контролирующий все системы тела. Мозг позволяет нам думать и чувствовать,
он хранит наши воспоминания и приводит тело в движение.
Во время сна тело отдыхает. Но мозг работает даже во время глубокого
сна: он просматривает события прощедшего дня и накапливает воспоминания.
Чтобы научиться чему-нибудь новому, например, складывать, вычитать
или играть на музыкальном инструменте, требуется много времени.
После изучения эти умения накапливаются в мозговой «базе данных»
и будут вызваны по мере необходимости, чтобы не учиться всему заново.

Это любопытно

— Мозг потребляет одну пятую всей поступающей в организм энергии,
но составляет лишь одну пятидесятую часть его веса.
— Нет никакой связи между размером мозга и умом.

Рассмотри рисунки. Расскажи
о настроении человека на каждом рисунке.

На первой картинке
человек удивлен, на второй радуется, на третьей растроен, а на четвёртой
рассержен, все это мы определили по мимике его лица.

В течение всей своей
жизни человек познаёт мир. Познание начинается с работы наших органов
чувств (глаз, ушей и др.), которые посылают в головной мозг информацию
об окружающем. Благодаря этому мы видим предметы, слышим звуки,
чувствуем запахи. Так происходит восприятие
человеком
окружающего мира.

Мышление

— обдумывание, сравнивание, классифицирование, разных сведений об
окружающем мире, установление связи между предметами, явлениями,
делание выводов.

Воображение

— способность человека представлять себе то, чего нет перед ним.

Память

— способность организма сохранять полученную информацию об окружающем
мире, для дальнейшего ее использования в процессе жизни.

Придумай какую-нибудь
интересную машину. Нарисуй её.

Подпиши ступеньки
познания

Ответьте на вопросы:
1. Способность человека познавать окружающий мир с помощью органов
чувств. Ответ: восприятие
2. Орган, в котором «помещается» разум человека. Ответ:
мозг
3. Способность сохранять полученную информацию. Ответ: память
4. Способность обдумывать, сравнивать, классифицировать полученные
сведения. Ответ: мышление
5. Наука, изучающая внутренний мир человека. Ответ: психология
6. Способность представлять то, чего нет. Ответ: воображение

Разделы анатомии

Анатомия, как и любая наука имеет две ключевых стороны: практическую и теоретическую. Первая излагает сущность способов, приемов, технических средств, с помощью которых получают сведения о строении различных групп живых существ. Вторая занимается не исследованием, а его результатами, описывает и трактует полученные сведения и дает им сравнительную оценку.

Анатомия человека включает в себя также и функциональную анатомию, задачей которой является выяснение взаимосвязи строения органов и систем органов организма человека с характером их нормативного развития. Эта отрасль анатомического знания имеет колоссальное значение как для биологии, так и для медицины. Кроме того, знания функциональной анатомии имеют применение в прикладных областях: искусстве передачи пропорций тела, мимики, жестов и пр. Анатомия человека является одной из фундаментальных дисциплин внутри биологического знания. Она тесно связана также и с физиологией человека, эволюционным учением, генетикой и пр.

Также существует дисциплина нормальная анатомия. Этот раздел знаний изучает строение тела здорового человека, при отсутствии отклонений от нормы. Все органы объединяются функционально и составляют систему органов, которые с позиции целостности изучает нормальная анатомия. Среди разделов нормальной анатомии выделяют следующие:

  • остеология или учение о строении костей и развитии скелета;
  • синдесмология или учение о частях скелета и их соединениях;
  • миология или учение о строении, группировке мышц;
  • ангиология или учение о работе кровеносной и лимфатической систем.

За последнее время на базе анатомического знания при учете накопленного медицинского опыта в отдельную науку выделилась топографическая анатомия, изучающая строение тела по различным областям. Функциональная анатомия рассматривает строение человека с точки зрения его функций. Например, строение кровеносных сосудов рассматривается с точки зрения исследования кровяного давления. Также сведения функциональной анатомии обогащают такую область биологического знания, как физиология или наука о функционировании систем органов внутри человеческого организма.

Патологическая анатомия напротив является прикладной дисциплиной, которая изучает строение и развитие органов с точки зрения нарушения гомеостатических показателей. Также существует палеонтологическая анатомия, которая является фундаментальной дисциплиной, изучаемой в медицинских вузах.

Развитие рентгенографических исследований породило возможность возникновения такой области знаний, как рентгеноанатомия, предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов.

Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия.

Сравнительная анатомия представляет собой биологическую дисциплину, которая изучает закономерности развития и строения органов при помощи сравнения эмбриогенеза представителей различных таксонов. Главные понятия сравнительной анатомии – гомологичные и аналогичные органы:

  • Гомологи – это органы, которые сходны по структуре у разных видов, которые имеют общего предка. Гомологи выполняют различные функции.
  • Аналоги представляют собой органы, которые не имеют общего предка. Они могут выполнять сходную функцию, но имеют различное происхождение и строение.

В анатомической терминологии существуют особые термины для точного описания расположения частей тела, органов и других анатомических образований в пространстве и по отношению друг к другу в анатомии человека и других животных с билатеральным типом симметрии тела. Причём, в анатомии человека имеется ряд терминологических особенностей, отличающийся от других разделов анатомии (морфологии). Терминология анатомических исследований базируется на возможности анализа строения человеческого тела и перспектив развития методов предотвращения отклонений в показателях здоровья человека.

Замечание 1

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что наука, изучающая тело человека, обладает целым комплексом перспективных методов, которые позволяют изучить многочисленные вопросы и аспекты существования организма человека с позиции гомеостаза и отклонений в развитии.

Как проявляется внутренний мир разных личностей

Качества, дающие представление о внутреннем мире.

Мировоззрение, убеждения, ценности

Это сформировавшиеся представления человека о себе, мире и социуме, а также жизненные ориентиры, определяющие вектор развития. Компоненты, входящие в суть мировоззрения: эмоции, знания, поступки, ценности и нормы. Обычно убеждения и ценности приходят извне, но все же основаны на характеристиках, полученных при рождении.

По сути, мировоззрением можно назвать внутренний мир человека. В обоих случаях речь идет о жизненных ориентирах индивида, его принципах и убеждениях. Мировоззрение дает старт мотивам, а другие – поведению, действиям, потребностям.

Основываясь на собственном мировоззрении, человек формирует отношение к общественным нормам, шаблонным ситуациям и неожиданностям. Пример: в семье тихих интеллигентов вырастает наглый и грубый сын, или в семье алкашей – приличный человек. Дело явно не в привитом воспитании – итог определило сформировавшееся мировоззрение.

Чувства и эмоции

Эмоциональность имеет прямую связь с врожденным темпераментом, но некоторые эмоции не даны от рождения – их формирование происходит в процессе воспитания, самовоспитания и развития личности. Какие эмоции можно назвать высшими? Имеются в виду чувства социального характера: интеллектуальные, нравственные, эстетические, практические.

Они напрямую имеют зависимость от людей, находящихся с человеком в период взросления или во взрослом возрасте, но это не обязательно. Наверняка, вы слышали от кого-то слова: «Я будто не из этого времени». В нем говорит его внутренний мир – его убеждения и потребности отличаются от большинства находящихся рядом.

Опыт и восприятие

Рассматривая одну и ту же актрису, люди реагируют на нее по-разному. Кто-то может считать ее талантливой королевой красоты, другие – отталкивающей и неповоротливой. Один прочитает книгу и узрит в ней глубокий смысл, другой – отложит чтение уже на третьей странице, посчитав произведение скучным.

Почему у людей настолько разное восприятие? Причина в опыте и образах, накопленных психикой. Человек может не понимать, откуда у него взялись определенные убеждения, предпочтения. Они находятся в подсознании. Пример: в детстве вас обижала воспитательница с пронзительно-голубыми глазами. Вы запомнили это на подсознательном уровне, теперь вас раздражают голубоглазые женщины. Вы могли не запомнить случай с воспитательницей, но негативный образ закреплен в подсознании.

Характер

Важный элемент внутреннего мира и личности. Формирование происходит в результате взаимодействия с внешним миром. Характер – совокупность множества черт, субъективное представление социального опыта индивида. В его основе – привычки и врожденные особенности. Характер определяет то, как человек относится к окружающим людям, разным ситуациям, культуре, нормам поведения и прочему.

Воля

Какой человек может получить определение «волевой»? Он уверенно делает выбор, принимает смелые решения, несет ответственность за ошибки. Человек занимается построением жизни, отдавая отчет в собственных поступках.

Волевым называют человека, способного принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Часто в данном случае воля является синонимом свободы. Человек сам выстраивает свою жизнь. Воля определяет сознание и самосознание в том числе. Волевая личность может побороть инстинкты и сильные желания, зная, что кратковременное удовлетворение впоследствии обернется проблемами.

Воля помогает вопреки фобиям, психологическим травмам или тяжелым воспоминаниям идти к поставленной цели. Пример: человек решил порвать с прошлым и не искать встреч с бывшим партнером, разлюбившим его. При сильной воле он будет придерживаться этого плана, при слабой – найдет причину внести в план корректировки.

Если волевой человек решил, что ему необходимо проделать большую работу, чтобы достичь желаемого, то, несмотря на трудности и усталость, он дойдет до цели. Воля помогает в концентрации внимания, придает уверенности в своих силах, закаляет характер. Несомненно, это важный элемент внутреннего мира.

Сила мысли

Какие науки изучают человека и его способности?

Исследования деятельности мозга показывают, что человек очень мало использует его возможности. Достижения современной нейрофизиологии, психологии, педагогики помогают развить многие скрытые способности.

Методики развития мыслительной деятельности все больше внедряются в повседневную жизнь. То, что казалось чудом, мистификацией (например, способность к быстрому устному счету), теперь легко осваивают дошкольники на специальных занятиях.

Другие методики, разработанные в научных лабораториях, могут дать человеку сверхвозможности для выживания в экстремальных условиях, например в космическом полете или боевых действиях.

Галилео Галилей

Портрет Галилея Галилея

Наиболее известные : Динамика, Кинематика, Телескопическая астрономия

Галилей Галилей был одним из пионеров науки, который внес фундаментальный вклад в области физики, математики и астрономии. Он сыграл значительную роль в становлении науки как отдельной области изучения, независимой от религии и философии.

Галилей начал свою академическую карьеру в Пизанском университете в 1580 году. Там он работал над рядом революционных идей, включая термоскоп, устройство, которое обнаруживает изменения температуры, и предшественник современного термометра. В его книге «La Bilancetta» (или «Маленький баланс») описан более эффективный способ определения веса драгоценных металлов.

В 1609 году он завершил свою собственную версию телескопа (тогда известный как Spyglass), который был обнаружен годом ранее. Вскоре своим телескопом Галилей внимательно наблюдал за луной. Это было начало наблюдательной астрономии.

Год спустя он определил четыре самые большие луны Юпитера, которые ранее считались неподвижными звездами. Впоследствии он изучал фазы планеты Венера, что помогло ему в дальнейшей поддержке коперниканского гелиоцентризма.

Знаете ли вы : Примерно в то же время немецкий астроном Симон Мариус независимо обнаружил четыре спутника Юпитера. Их соответствующие мифологические имена; Ио, Европа, Каллисто и Ганимед — это те, которые дал Мариус.

Вклад Галилея в область астрономии не ограничивается наблюдением за небом, так как он первым указал, что гравитация воздействует на все объекты одинаково, независимо от их массы. Его философские взгляды на инерцию также были критическими.

Исаак Ньютон — основа всего

Исаак Ньютон родился на Рождество 1643 года — возможно, таким образом природа сделала огромный подарок для человечества. Великий английский математик и основоположник классической физики появился на свет очень болезненным и окружающие его люди сомневались, что ему удастся выжить. Но мальчик смог и дожил вплоть до 84 лет, которых вполне хватило на изучение математики, физики, механики, оптики и даже астрономии. Возможно, если бы Исаака Ньютона не существовало, мы бы не имели сегодня автомобилей, компьютеров и прочей окружающей нас техники.

Вот некоторые открытия Ньютона:

  • закон всемирного тяготения;
  • принципы классической механики;
  • теория о движении планет;
  • первый, второй и третий закон Ньютона.

За свою жизнь ученый написал множество научных работ, но самым главным из них считается «Математические начала натуральной философии». В Европе эта книга была выпущена тиражом 80 экземпляров. Эти книги являются необычайно ценными историческими предметами — в 2016 году стало известно, что одна из них была продана на аукционе за 3,7 миллиона долларов. Оригинал книги находится под охраной сотрудников Королевской академии наук — сколько она стоит, даже страшно представить.

«Математические начала натуральной философии»

Чтобы всем стало понятно, насколько большой вклад в науку внес Ньютон, можно сказать одно — если бы не его труды, мы бы вряд ли сегодня могли запускать ракеты в космос. Можно сказать, что своими трудами Ньютон вывел человечество на новый уровень познания и смог объяснить, по каким принципам движутся объекты во Вселенной, что такое свет и многие другие явления нашей действительности. Помимо интереса к математике и другим научным сферам, Ньютон занимался и другими делами — например, в студенческие годы он пытался придумать универсальный язык.

Ньютон был невысок, крепкого телосложения, с волнистыми волосами

Вообще, Исаак Ньютон был очень всесторонне развитым — этим и можно объяснить обилие сделанных им открытий. Об этом стало известно только спустя 200 лет с момента его смерти но, как оказалось, ученый также увлекался мистикой. Об этой черте великого ученого можно узнать из документального фильма «Исаак Ньютон: Последний чародей» 2013 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector