Какие методы применяются в социальной психологии?
Содержание:
- История применения методов исследования в психологии
- Методы
- Эмпирические исследования
- Суть и особенности
- Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения, – презентация
- 14.3.1.Общее представление о модели
- Популярные ошибки
- 14.1.Определение
- Методы социальной психологии
- Структура современной социальной психологии
- Эмпирические исследования
- Основные методы психологических исследований
- 28 Аутосоциометрия и референтометрия как разновидности социометрического метода.
История применения методов исследования в психологии
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики. Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.
Методы
Замечание 1
- Эмпирические исследования;
- Моделирование;
- Управленческо-воспитательные методы;
- Социально-психологическое влияния.
Среди множества методов социальные психологи выделяют два крупных направления:
- исследовательские социологические методы и
- методы социального влияния.
Последние причисляются к отдельной области психологии, «психологии влияния».
А исследовательские методы подразделяются на:
- сбор необходимой информации и
- обработку полученной информации.
В социальной психологии существует множество других видов методов. К примеру, можно выделить такие группы:
- эмпирические исследования;
- моделирование;
- управленческо-воспитательные;
- социально-психологическое влияние.
Рассмотрим подробнее данные группы методов.
Эмпирические исследования
В социальной психологии применяются разные эмпирические методы получения интересующей информации, которые разделены на несколько групп, состоящих из отдельных техник.
Опрос и интервью
Эти методы применяются в разных сферах деятельности. Опрос — устный или письменный список вопросов, которые составляются заранее. Чтобы разработать рекомендации по соответствующей тематике, полученные результаты подробно изучаются.
Интервью — устный опрос, при котором исследователь задает интересующие его вопросы на любую тематику. Во время интервью психолог получает общую информацию о личности.
Эксперимент и тестирование
Тесты — ограниченные по времени испытания, которые проводятся для определения различий между отдельными людьми, социальными группами. Тесты составляются по индивидуальным тематикам после устной беседы с человеком. При проведении тестирования субъект должен выполнить ряд заданий или дать ответы на составленные заранее вопросы.
Эксперимент — эффективный метод получения интересующих данных, поскольку исследователь может воздействовать на испытуемого. Существует два вида экспериментов:
- Лабораторный — проводится в заранее подготовленных условиях. Исследователь может изучать отдельные проявления психики требуемое количество раз. Во время экспериментов может применяться специальное лабораторное оборудование.
- Естественный — проводится в естественных условиях. Исследователи не изменяют окружающей обстановки вокруг испытуемого.
У экспериментов есть один серьезный недостаток — индивид, который подвергается воздействию со стороны исследователей, может нарочно давать ложные ответы, препятствовать проведению исследования.
Аппаратурные исследования и анализ документации
В последние годы применяются аппаратурные методики, позволяющие изучать психические особенности личности, взаимодействие мыслительных процессов, их влияние на организм. Для этого применяется различное оборудование.
Анализ документов — методика, с помощью которой исследователи анализируют письменные данные, полученные после проведения ряда других исследований. С помощью этой техники, можно составить точную психологическую характеристику личности.
Чтобы понять, какие внутренние проблемы тревожат ребенка, психолог может попросить нарисовать рисунок, который затем будет изучать, чтобы разобраться в детской психике. В социальной психологии образования разрешено ведение дневника с личными наблюдениями. В последующем они изучаются психологами, чтобы разработать методики обучения, зависимо от индивидуальных особенностей личности.
Социометрия и групповая оценка личности
Существует еще два метода получения интересующей информации:
- Групповая оценка личности. При проведении исследования психологи опрашивают определенную группу людей, чтобы понять, как отдельные субъекты относятся друг к другу.
- Социометрия — методика изучения малых социальных групп, ее представителей для определения связей между отдельными индивидами.
Суть и особенности
Существует несколько вариантов описания этого определения:
- Формализованный способ обработки графической или текстовой информации. Характеристики — систематичность, строгость.
- Качественный и количественный метод изучения текстов, позволяющий выявить тенденции, факты, которые отражены в анализируемых документах.
При применении этой методики нельзя отменять обычный анализ документов. Оба этих метода должны дополнять друг друга, комбинироваться между собой. Только при их сочетании можно понять смысл написанного текста.
Сущность метода:
- Эту методику можно использовать как ведущую, но лучше применять ее в комплексе с другими способами получения информации.
- Изучение документов, художественных текстов должно выполняться в их социальном контексте.
- Нужно фиксировать единицы текста.
Контент-анализ применяется для исследования и изучения:
- Социально-психологических явлений, которые отражаются в содержании сообщений.
- Особенностей людей, которые создают тексты, документы, художественную литературу.
- Социально-психологических аспектов воздействия автора на публику.
Методика позволяет уточнить, обработать и преобразовать информацию, которая была получена в ходе бесед, интервью, открытых вопросов из анкет.
Исследователю необходимо выявить единицы содержания текста, распределить полученную информацию на отдельные группы по заранее заданным критериям.
Прежде чем начинать применять контент-анализ нужно понять, когда он эффективен:
- Если языковой фактор имеет решающую роль в получении необходимой информации. Например, это актуально для поиска авторов иностранных текстов, установления авторства текстов знаменитых писателей, композиторов.
- Когда нет прямого выхода на автора текста. Если автор находится в недосягаемости, можно анализировать только информацию, представленную в его работах.
- Если нужно обрабатывать большой объем информации. С подобными проблемами сталкиваются люди, которые работают в средствах массовой коммуникации, кино, занимаются изучением литературы. Например, невозможно охарактеризовать положение в мире прочитав информацию на двух сайтах, не затронув массива данных среди большого количества источников.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения, – презентация
1 Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения, общения и деятельности людей, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы.
2 Место СП в системе научного знания СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЧАСТЬ СОЦИОЛОГИИ (изучение массовидных явлений, больших социальных общностей, отдельных сторон общественной психологии и т.д.); СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЧАСТЬ ПСИХОЛОГИИ (главный предмет исследования – личность, ее положение в коллективе, межличностные отношения, система общения); СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА НА СТЫКЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
3 Предмет СП 1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности, общения, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях заимодействия. 1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности, общения, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях заимодействия. 2) Закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой. 2) Закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой. 3) Групповые социально-психологические явления. 3) Групповые социально-психологические явления. 4) Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения. 4) Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения.
Совет
4 Задачи СП исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности; исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности; выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития; выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития; разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями; разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями; непосредственное применение методов социально- психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем. непосредственное применение методов социально- психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.
5 Взаимосвязь СП с другими науками СП история философия социологияпедагогика
6 Основные этапы развития социально- психологических взглядов 1. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (VI В. ДО Н.Э. – СЕРЕДИНА ХIX В.) 2.ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (60-Е ГГ. XIX В. – 20-Е ГГ. XX В.) 3.ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XX В. (С 20-Х ГГ. ХХ В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)
7 Отрасли СП Этническая психология Этническая психология Психология религии Психология религии Политическая психология Политическая психология Психология управления Психология управления Психология социального взаимодействия Психология социального взаимодействия Психология общения Психология общения Социальная психология личности Социальная психология личности Психология семьи Психология семьи Психология масс Психология масс Психология конфликтных отношений Психология конфликтных отношений
9 Методологическме подходы к пониманию социально- психологических феноменов в зарубежной науке Психоанализ Психоанализ Бихевиоризм Бихевиоризм Гештальтпсихология Гештальтпсихология Когнитивизм Когнитивизм Интеракционизм Интеракционизм
10 Методы СП основные экспериментнаблюдение житейское научное лабораторный естественный социометрия вспомогательные 1.Обощение независимых характеристик 2.опросы 1.Анализ результатов Деятельности 2. тестирование
14.3.1.Общее представление о модели
Ключевым понятием метода выступает категория модель. Подобно моделированию, это понятие имеет не одно значение. Специалисты считают, что число различных толкований модели достигло уже нескольких десятков, и наблюдается тенденция к его увеличению . Поэтому в справочной литературе это понятие обычно раскрывается через перечисление отдельных конкретных видов моделей.
Наиболее существенные и распространенные варианты трактовки модели: 1) модель как тип конструкции (например, автомобиль такой-то модели, модельная обувь или одежда. Отсюда создатель такой одежды – модельер, а ее демонстратор – модель, в частности топ-модель); 2) модель как эталон для копий, образец для подражания (например, госстандарт для какой-либо продукции, оригинал скульптуры из глины, в дальнейшем воплощаемый в металле, камне или дереве. Отсюда натурщика, т. е. человека позирующего художнику, скульптору, фотографу, тоже часто называют моделью, в частности фотомоделью); 3) специальное представление какого-либо объекта, реконструирующее его существенные (в определенном контексте) черты.
В познавательном процессе вообще и в психологическом исследовании в частности модель рассматривается преимущественно в третьем значении. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами), личность, деятельность, общение, поведение.
Популярные ошибки
Специалисты, которые впервые применяют на практике метод контент-анализа, могут получить искаженные результаты. Чаще они связаны с ошибками, которые психолог допустил при исследовании. Наиболее распространенные:
- Документы не проверены на подлинность.
- Авторство документов не подтверждено.
- Для анализа подобраны данные, которые не относятся к гипотезам исследований.
- Психолог начал обработку информации раньше, чем была разработана исследовательская программа.
- Не продуманы критерии для анализа.
- Поставлены некорректные цели для проведения исследования.
- Выставленные категории не соответствуют языку, на котором написан документ.
- Классификация составлена с нарушением логики.
- Не подготовлены методические инструменты. Анализ проводился без них.
Категории должны быть:
Взаимоисключающими — содержание категорий не должно совпадать между собой.
Исчерпывающими — важно, чтобы категории отражали смысл понятий.
Уместными — они должны соответствовать поставленным задачам.
Надежными — важно, чтобы категории не вызывали разногласий, был упорядочены. Иначе может случиться путаница, которая приведет к неточности полученной информации.. Наиболее популярная ошибка — сбор непроверенной информации.
Наиболее популярная ошибка — сбор непроверенной информации.
Люди, которые профессионально занимаются контент-анализом, могут без труда определить особенности, структурные единицы в тексте, составить его краткое содержание, цели автора, его общий настрой
Новичкам в этом направлении важно знать принцип работы метода, его особенности, применяемые инструменты, распространенные ошибки
14.1.Определение
Вконтексте нашего изложения под моделированием будем по- Г нимать исследование объектов на их моделях. Моделями (лат. modulus – ‘мера’, ‘образец’) будем считать
специальные искусственно созданные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реальными объектами, подлежащими изучению.
Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого реального объекта невозможно или затруднено в силу его недоступности, этических ограничений или чрезмерных затрат (временных, трудовых, финансовых и проч.).
Однако надо заметить, что понятие «моделирование» имеет как минимум три значения: 1) метод познания объектов через их модели; 2) процесс построения этих моделей; 3) форма познавательной деятельности (в первую очередь, мышление и воображение). Нас, естественно, главным образом интересует первый вариант. Тем не менее раскрытие моделирования как исследовательского метода неизбежно сопровождается и ссылками на его иные аспекты, поскольку процедура метода немыслима без создания соответствующих моделей, а исследовательский процесс с помощью этого метода основан на способностях человека к абстрагированию. Поэтому совершенно справедливо утверждение, что «моделирование в определенной степени является разновидностью абстрактно-логического познания» .
Учитывая сказанное, можно понять, что однозначное определение моделированию дать непросто
Недаром сам термин «моделирование» в науку вводился весьма осторожно. Даже во времена ажиотажного интереса к моделированию в 60-е годы XX века «многие всемирно известные справочные издания уклонялись от его приведения или давали как производное слово без всяких пояснений» [47, с
13]. Диапазон толкования моделирования чрезвычайно широк: от его частных вариантов (например, как физическое моделирование) до отождествления с познанием. Для раскрытия этого понятия употребляются различные категории: «подражание», «уподобление», «воспроизведение», «аналогия», «символизация», «соответствие», «отражение», «сходство» и т. п. Так, признанный специалист в теории познания В. А. Штофф представляет моделирование как воспроизведение определенных сторон прототипа . Однако, как справедливо замечают другие исследователи , воспроизведение сохраняет качественную специфику исходного объекта, а моделирование – не обязательно, воспроизведение – это тождество по всем параметрам, а моделирование – лишь по некоторым. Основоположники кибернетии Н. Винер и А. Розенблютт определяли моделирование как «изображение, представление в определенном свете» .
Из всего многообразия определений моделирования наиболее приемлемой, с нашей точки зрения, является формулировка, данная И. Б. Новиком и А. И. Уемовым: моделирование– это «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель): а) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; б) способная замещать его на определенных этапах познания и в) дающая при исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте» .
Методы социальной психологии
Социальная адаптация — что это такое в психологии
Если углубиться в соц. психологию, то можно узнать, что ее методология тесно связана с общими методами, применимыми к психологии. Однако у способов исследования в СП есть свои особенности, они имеют следующий краткий перечень:
- эмпирические исследования;
- моделирование;
- социально-психологическое влияние;
- управленческо-воспитательное воздействие.
К сведению! Г.М. Андреева так разделяет способы: сбор информации, её обработка и методы воздействия.
Эмпирические исследования включают в себя следующие методы:
- наблюдение – регистрация событий социально-психологического характера в естественных и лабораторных условиях;
- анализ документов – изучение любых данных, заключённых на бумажных, электронных, плёночных и иных носителях;
- опрос – интервьюирование, анкетирование и электронное голосование по поставленным темам;
- тестирование – ограниченные временным интервалом испытания в виде выбора правильного ответа на заданные вопросы;
- социометрия – социограммы или социометрические матрицы, несущие результат исследования структурного состава маленьких групп и отдельных лиц, туда входящих;
- ГОЛ (групповая оценка личности) – составление характеристики индивида из группы по сведениям, представленным членами этой группы о качествах характеризуемого.
К сведению. Сюда же относится и эксперимент – выявление закономерностей и взаимосвязей между определённой ситуацией и субъектом воздействия. При этом искусственно создаются определённые условия. Метод эксперимента хорош тем, что можно моделировать обстановку, воздействовать на неё в процессе, исследовать реакции и снимать результаты.
Что касается моделирования, то можно отметить, что его допустимо воспроизводить по двум направлениям:
- моделирование психики – копирование процессов психических функций;
- создание психологической модели – воспроизведение деятельности путём воссоздания условий подобной деятельности.
Интересно! Смоделировав ситуацию возникновения пожара или любого другого опасного события, включив кнопку «Тревога», можно, наблюдая за действиями сотрудников, определить «слабые места» в характере коллег.
В процессе реализации моделей получают достоверные сведения о коллективе в целом и его отдельных представителях.
К методу социально-психологического воздействия относятся способы психического воздействия на людей и их поступки в социуме. Они реализуются посредством следующих технологий:
- информация в СМИ;
- публичные выступления;
- реклама;
- агитация;
- сеансы терапии.
Используя подобные способы, изменяют социальные установки граждан в нужную сторону.
Важно! С помощью данного способа можно не только влиять на людские нужды и мотивацию человека, но и настроение и жизненные ориентиры. Это психологическая манипуляция членами социума, она может быть как созидающей, так и разрушающей
Например, в настоящее время посредством подобного влияния в мире происходит феномен подмены моральных ценностей и понятий. Разрушается институт семьи и брака путём навязывания терпимости к однополым бракам и секс меньшинствам. Умаляется важность победы в войне с фашизмом, и в Европе повсеместно пропагандируется «героизм» нацистов и их пособников
Это психологическая манипуляция членами социума, она может быть как созидающей, так и разрушающей. Например, в настоящее время посредством подобного влияния в мире происходит феномен подмены моральных ценностей и понятий. Разрушается институт семьи и брака путём навязывания терпимости к однополым бракам и секс меньшинствам
Умаляется важность победы в войне с фашизмом, и в Европе повсеместно пропагандируется «героизм» нацистов и их пособников
Примером управленческо-воспитательского воздействия может служить воспитание ребёнка в семье, где родители путём личного примера, доверительных бесед и обучения формируют сознание чада, при этом не забывая учить, хвалить за успехи и объяснять неудачи.
Воздействия на индивида при таком способе включают в себя:
- убеждения;
- угрозы или поощрения;
- наказания;
- личный пример.
Кроме того, можно влиять через мнение общества, образование, воспитание и общую деятельность.
Методы, применяемые в СП
Структура современной социальной психологии
Социально-психологическая структура зависит от сфер деятельности человека, объектов и методов исследований. Один из видов структуры СП выглядит следующим образом:
- СП индивида;
- психология общения и отношений (межличностных взаимодействий);
- психология маленьких групп;
- СП между группами (межгрупповое взаимодействие);
- психология общественных явлений и крупных публичных групп.
Кстати! От особенностей деятельности человека зависят протекание и характер любого из перечисленных видов взаимодействия.
Структура СП
Изменение государственного строя, внутренней политики и сложности на рынке труда заставили многих граждан испытывать чувство собственной ненужности и невостребованности. Консультация у социального психолога – это один из шагов для решения индивидуальной проблемы с социальной адаптацией.
Эмпирические исследования
Методы наблюдений. Происходит сбор необходимой информации, которая реализуется путём прямого, целенаправленного и систематичного фиксирования психологических процессов.
Наблюдение проводится регулярно, при этом используются для него установленные схемы, а полученные результаты оцениваются по различным системам.
Метод анализов документов. Позволяет собрать довольно точный психологический портрет личности. Этот метод известен среди практикующих психологов. На основе исследования документов возможно определить какие причины повлияли на формирование личности человека.
Метод опроса, в который входит интервью и анкетирование, довольно распространен в социальной психологии. Опрос является методом, во время которого человек отвечает на множество определенных вопросов.
Метод тестов. Тестами называются краткие вопросы, в которых даны варианты ответов. С помощью тестов находят различия среди групп людей или отдельных личностей. Расшифровка и разбор данных осуществляются в соответствии с заданным «ключом». Итоги определяются в тестовых единицах.
Эксперимент проводится в лабораторных или естественных условиях. Специальным образом создается ситуация, в которой выделяют исследуемое свойство и анализируют его в процессе, приближенном к реальным условиям жизни. Основным требованием для проведения эксперимента является соизмерение полученных результатов со стандартным эталоном. В процессе происходит взаимодействие между испытуемым и заданными ситуациями для воссоздания закономерности этого взаимодействия. Эксперимент удобен тем, что позволяет формировать явления и исследовательские условия для воздействия на них, а также измерять показатели и воссоздавать результаты.
Основные методы психологических исследований
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов. Ниже представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке. Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:
Наблюдение
Внешнее (наблюдение со стороны)
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее
Письменный
Свободный
Стандартизированный
Тест-опросник
Тест-задание
Проективный тест
Эксперимент
Естественный
Лабораторный
Моделирование
Математическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое
28 Аутосоциометрия и референтометрия как разновидности социометрического метода.
Аутосоциометрия:
Каждый членгруппы на короткое время
становится социометристом.
Виды:
1) ретроспективная
аутосоциометрия = заполнение матрицы,
где каждый член группы прогнозирует
выборы других членов коллектива по
какому-либо критерию, тем самым прогнозируя
и предпочтения, которые будут отданы
ему. Большая
часть студентов переоценивают свой
внутригрупповой статус.
2) прямое
ранжирование
всех индивидов по их положению в группе
по каким-то категориям (по
симпатиям: симпатичны очень многим;
многим ;только некоторым; не пользуются
симпатиями в группе; по авторитету и
т.д.).
Для
проведения исследования можно использовать
круги, фотографии, таблички с фамилиями;
с прорисовкой стрелок, обозначающих
взаимные симпатии и антипатии. В
исследованиях Коломинского было
выявлено, что «отвергнутые» обычно не
осознают своего положения, приукрашивают
положение вещей.
Референтометрия:
методика, позволяющая выяснить степень
значимости каждого члена группы для
его товарищей, выявить тех, на чьё мнение
ориентировано большинство, и тех, чья
позиция практически всем безразлична.
Проходит в 2
этапа:
1) Осуществляется практически любая
процедура, позволяющая выявить мнение,
отношение, позицию каждого члена группы
по поводу какого-то события, значимого
для общности, или сравнить партнёров
по взаимодействию. 2) Собственно
референтометрический опрос начинается
потом. 1)
социометрический опрос; 2) экспериментатор
просит каждого испытуемого на оборотной
стороне бланка поставить «+» либо
знак «—» как согласие/несогласие
обнародовать свои ответы. Затем просит
его записать на своём бланке фамилии 3
товарищей, чьи бланки интересуют
респондента больше всего. Анализируются
данные только второго этапа эксперимента.
Все выборы фиксируются в матрице, которую
строит экспериментатор, опираясь на
ответы. Принципы её построения не
отличаются от принципов построения
матрицы социометрических выборов: