Психокоррекция

Приложения

Примером того, как применять биопсихосоциальную модель, которую использует поведенческая медицина, является лечение хронической боли. До того, как эта модель была принята, врачи не могли объяснить, почему некоторые пациенты не испытывали боли, несмотря на значительное повреждение тканей, что привело их к тому, что чисто биомедицинская модель болезни неадекватна. Однако увеличение повреждений частей тела и тканей обычно связано с увеличением уровня боли. Врачи начали включать когнитивный компонент боли, что привело к теории контроля ворот и открытию эффекта плацебо. Психологические факторы, влияющие на боль, включают самоэффективность, тревогу, страх, жестокое обращение, жизненные стрессоры и катастрофическую боль, которая особенно чувствительна к поведенческим вмешательствам. Кроме того, на лечение боли влияет генетическая предрасположенность к психологическому стрессу и болевая чувствительность. Наконец, социальные факторы, такие как социально-экономический статус, раса и этническая принадлежность, также играют роль в переживании боли.

Поведенческая медицина включает изучение всех многих факторов, связанных с болезнью, а не только биомедицинского аспекта, и лечит болезнь, включая компонент изменения поведения со стороны пациента.

В обзоре, опубликованном в 2011 году, Фишер и др. Показывают, как поведенческий медицинский подход может быть применен к ряду распространенных заболеваний и факторов риска, таких как сердечно-сосудистые заболевания / диабет, рак, ВИЧ / СПИД и употребление табака, плохое питание, отсутствие физической активности и чрезмерное употребление алкоголя. потребление. Фактические данные свидетельствуют о том, что поведенческие вмешательства являются экономически эффективными и повышают качество жизни

Важно отметить, что поведенческие вмешательства могут иметь широкий эффект и приносить пользу в плане профилактики, ведения болезней и благополучия на протяжении всей жизни.

Как найти бихевиорального терапевта

Поиск терапевта может показаться сложным, но есть много ресурсов, которые облегчат его.

При поиске поставщика вы можете выбрать:

  • социальные работники
  • религиозные советники
  • неверующие советники
  • психологи
  • психиатры

Вы должны убедиться, что выбранный вами провайдер имеет необходимые сертификаты и степени. Некоторые поставщики медицинских услуг специализируются на лечении определенных состояний, таких как расстройства пищевого поведения или депрессия.

Если вы не знаете, как начать поиск терапевта, вы можете попросить совета у врача. Они могут порекомендовать вам психиатра, если посчитают, что лекарства могут вам помочь. Психиатры могут выписывать рецепты на лекарства.

Большинство планов страхования покрывают терапию. Некоторые провайдеры предлагают стипендии или выплаты по скользящей шкале для лиц с низким доходом.

Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)

Методы угашения нежелательного поведения

страница 31/32
Дата 11.08.2018
Размер 0,66 Mb.
Название файла ЗМАНОВСКАЯ ДЕВИАЦИИ.doc
Учебное заведение Академия

  …                 31  

22 Методы угашения нежелательного поведения.
Наказание
Существуют различные способы угашения нежелательных действий. Наказание — наиболее распространенный метод. Он может Ч самые различные формы: тайм-аут, использование негативных последствий реакции, предъявление аверсивного (крайне неприятного) события.

Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление

Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка вынуждают покинуть класс

В случае же неприемлемого поведения маленького ребенка, его помещают в отдельную комнату на короткое время (от 5 до 20 мин). При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведения и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует настойчиво и систематически.

Использование издержек реакции (или методика негативных последствий) подразумевает прежде всего лишение человека подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Подкрепляющими стимулами могут быть: любимые занятия, свободное время, подарки, сладости, одобрение и внимание окружающих, успех.

Другим вариантом издержек реакции являются негативные реакции окружающих людей на отклоняющееся поведение личности. Самые распространенные и действенные формы негативных реакций — осуждение (особенно групповое), выражение гнева, физическое наказание, угрозы. Например, по отношению к клиентам, нарушающим терапевтический контракт, консультант может применить штрафные санкции (в денежном эквиваленте) или выразить свое неудовольствие.

Иногда (достаточно редко) поведенческие консультанты побуждают клиентов использовать неприятные последствия или самонаказание. Например, человек, желающий снизить вес, может отдавать определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превышающих ежедневную норму, или же может использовать специальный одеколон с особо ядовитым запахом после каждого внепланового приема пищи. Кроме того, неприятные последствия можно просто вообразить. Например, кто-то, кто решил бросить курить, представляет, что его ругают или у него появляются боли после каждой выкуренной сигареты.

Аверсивные методы относятся к более спорным технологиям, так как связаны с намеренным усилением страданий клиента. Они обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования. В основе аверсивного метода лежит воздействие, вызывающее выраженный дискомфорт: боль, страх, отвращение, например, удар током при мысли о еде или провокация рвотного рефлекса при употреблении алкоголя.

При использовании приведенных методик следует иметь в виду, что наказание эффективно, если оно: понятно личности, основано на правилах, используется последовательно и непременно сочетается с позитивным подкреплением альтернативных (одобряемых) реакций. В целом наказание действительно приводит к снижению вероятности отклоняющегося поведения, но при этом оно, к сожалению, не повышает частоту желательных действий.

Поделитесь с Вашими друзьями:

  …                 31  

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Когда применяется коррекция?

Психокоррекцию и психотерапию довольно трудно разграничить. На сегодня существует 2 основных мнения:

  1. Психокоррекция и психотерапия — идентичные понятия. Здесь не учитывается, что последняя применяется не только при лечении, но главным образом в профилактике (в том числе в садах, школах). Заниматься психокоррекцией может психолог, а психотерапией — только врач с высшим медицинским образованием.
  2. Психокоррекцию лучше использовать лишь для профилактических целей. Такое жесткое ограничение не вполне справедливо. Некоторые соматические заболевания (неврозы) являются динамическими. Не всегда можно определить, на какой стадии находится пациент. Профилактика в таком случае становится полноценной частью лечения.

Вопрос о разграничении понятий остается открытым. Они очень похожи, оба означают направленное психологической воздействие. Современная психология все чаще стала использовать комплексные меры: определить общее соотношение психотерапии и психокоррекции очень сложно вне конкретного случая.

Классификация по Щукиной

Классификация, разработанная ленинградским педагогом Галиной Ивановной Щукиной, считается наиболее распространённой

Её главная идея направлена на развитие познавательного интереса — важного условия формирования личности. По мнению Г

И. Щукиной качество личности определяется устойчивым стремлением к познанию.

Метод формирования сознания

Процесс воспитания определяет конечный, желаемый тип поведения. Вся группа методов формирования сознания развивает рациональную сферу отношений на практике. Формирует представления, взгляды, убеждения личности, выражающиеся в конкретных делах и поступках. Основной приём — это убеждение. Выражается через рассказ, объяснение, этическую беседу, увещевание, внушение, инструктаж, доклад, пример.

Метод убеждения — это словесное воздействие. Опирается на интеллект, разум, волю. Он развивает логическое мышление, творческий потенциал, выступает как внушение или доказательство. Внушение влияет на эмоциональное сознание, ум, волю. Дискуссия взращивает систему суждений, личных оценок, убеждений. Диспут учит защищать собственные взгляды, уметь отказываться от неверной точки зрения, убеждать других людей. Пример основан на подражании: так ученик по-настоящему вникает в суть социально-нравственных отношений. Лекция как изложение содержания читается старшеклассникам. Рассказ и объяснение подходят младшим и средним школьникам.

Готовиться к беседам педагогу рекомендуется ответственно и тщательно, продумывая содержание, подачу, избегая формализма и назидательности. Не использовать банальности, потому что это компрометирует метод убеждения.

Формирование поведения

Методы этой группы формируют эмоционально-волевую сферу учащихся, организовывают деятельность, вырабатывают единство между сознанием и поведением. Он выражается в:

  • приучении;
  • поручении;
  • воспитывающих ситуациях. 

Методом приучения вырабатывают необходимый навык. В процессе планомерного и регулярного выполнения действий формируется привычка. Поручения развивают организованность, ответственность. Особенно ценное поручение — то, что даётся коллективом. Бывают длительные и эпизодические. Методы упражнения, приучения, поручения результативны, когда основываются на положительных мотивах.

Воспитывающие ситуации развивают нравственные качества. Суть состоит в ответных ученических поступках на организованные педагогом обстоятельства: уступить место, сказать правду. Функции заключаются в создании преподавателем условий для активной деятельности воспитанников. Так формируются нормы и ценности подведения.

Формирование чувств и отношений

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация) выражаются как:

  • поощрение;
  • наказание;
  • требование;
  • соревнование.

Стимулировать — означает наполнять смыслом, улучшать познавательную деятельность. В ситуации успеха ребёнок ощущает удовлетворённость собой и собственными действиями.

Действие поощрения направлено на возникновение положительных эмоций, в результате которых ребёнок испытывает моральное удовлетворение.

Поощрение — это положительная оценка, похвала, одобрение.

Поощряя, мы закрепляем правильные навыки и привычки, вселяем уверенность, повышаем ответственность. Высокий уровень поощрения — благодарность, награда. Поощрять следует не только за успех, но и за трудолюбие, отзывчивость, помощь. Одновременно не стоит допускать перехваливания, которое ведёт к высокомерию и эгоизму.

Наказание корректирует поведение посредством осуждения, отрицания. Правильное использование метода приучает ребёнка больше не совершать подобных поступков. Вызывает чувство раскаяния, стыда, пробуждает совестливость. Наказание считается продуктивным, если оно понятно ученику, расценивается им как справедливое. Недопустимы телесные наказания, которые приводят к лжи, скрытности, трусости.

Требование должно подталкивать ребенка к действию. Стоит избегать агрессивного высказывания требования.  Осуждать поступок рекомендуется тактично, сразу объясняя, как впредь поступать в такой ситуации.

Метод соревнования используется для детей школьного возраста. Основан на потребности в соперничестве и воспитании надлежащих физических, нравственных качеств. Для смягчения конкуренции использовать рекомендуется увлекательные, игровые формы. Участвуя в соревновании, дети привыкают к активному отстаиванию личных интересов. От педагога требуется поддерживать, направлять, помогать ученикам.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Сегодня когнитивно-поведенческое направление в психотерапии известно как одно из наиболее действенных методов оказания помощи при депрессивных состояниях и предупреждении суицидальных попыток субъектов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники представляют собой актуальную в наше время методику, которая основывается на существенной роли в происхождении комплексов и разнообразных психологических проблем познавательных процессов. Мышление индивида выполняет основную функцию познания. Американский психиатр А. Т. Бек считается создателем когнитивно-поведенческого метода психотерапии. Именно А. Бек ввел такие фундаментально-концептуальные понятия и модели когнитивной психотерапии, как описание тревоги и депрессии, шкала безнадежности и шкала, служащая для измерения суицидальных идей. Данный подход базируется на принципе трансформации поведения индивида для раскрытия существующих мыслей и выявления таких мыслей, которые представляют собой источник проблем.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники используются для ликвидации негативно окрашенных мыслей, сотворения новых шаблонов мышления и методов анализа проблем, подкрепления новых утверждений. Такие техники содержат в себе:

— обнаружение желательных и ненужных мыслей с дальнейшим определением факторов их возникновения;

— проектирование новых шаблонов;

— использование воображения с целью визуализации согласования новых шаблонов с желательными поведенческими реакциями и эмоциональным благополучием;

— применение новых убеждений в реальной жизни и ситуациях, где главной целью будет принятие их в качестве привычного образа мышления.

Поэтому сегодня приоритетным направлением современной психотерапевтической практики считается когнитивно-поведенческая психотерапия. Обучение пациента навыкам контроля над собственным мышлением, поведением и эмоциями – является ее важнейшей задачей.

Основной акцент данного подхода психотерапии делается на том, что абсолютно все психологические проблемы личности происходят от направленности ее мышления. Отсюда следует, что совершенно не обстоятельства являются главным барьером на пути индивида к счастливой и гармоничной жизни, а личность сама собственным разумом вырабатывает отношение к происходящему, образуя в себе далеко не самые хорошие качества, например, страх, злость, панику. Субъект, который не способен адекватно оценить окружающих людей, значение событий и явлений, наделяя их качествами не свойственными им, всегда будет одолеваем различными психологическими проблемами, а его поведение будет обуславливаться сформированным отношением к людям, вещам, обстоятельствам и др. Например, в профессиональной сфере, если начальник у подчиненного пользуется непоколебимым авторитетом, то любая его точка зрения тут же будет принята подчиненным как единственно правильная, даже при условии того, что разум будет понимать парадоксальность такого воззрения.

В семейных отношениях влияние мыслей на индивида имеет более выраженные черты, чем в профессиональной сфере

Довольно часто большинство субъектов оказываются в ситуациях, при которых они опасаются какого-то немаловажного события, а затем после его наступления начинают понимать всю абсурдность собственных опасений. Такое случается вследствие надуманности проблемы

При столкновении с любой ситуацией впервые индивид производит ее оценивание, которое в дальнейшем в качестве шаблона отпечатывается в памяти и в дальнейшем, при воспроизведении аналогичной ситуации поведенческие реакции личности будут обусловлены существующим шаблоном. Именно поэтому индивиды, например, пережившие пожар, отдаляются на несколько метров от источника огня.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники базируются на обнаружении и последующих трансформациях внутренних «глубинных» конфликтов личности, которые оказываются доступными для ее осознания.

Когнитивно-поведенческая психотерапия сегодня считается практически единственным направлением психотерапии, которое подтвердило свою высокую результативность в клинических экспериментах и имеет фундаментальную научную базу. Сейчас даже создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии,  целью которой является выработка системы профилактики (первичной и вторичной) психоэмоциональных и психических нарушений.

НЕ ПАНАЦЕЯ

Когда курс занятий заканчивается, для
участников устраивают «выпускной вечер». На этом
вечере каждый демонстрирует усвоенные знания и
навыки, и в конце совместными усилиями
формулируется пятое правило сексуального
поведения:

Нехорошо, когда из-за твоего
сексуального поведения кто-то чувствует себя
неудобно.

Авторы программы предлагают следующие
критерии для оценки успешного освоения
программы:

Посещение не менее 80% встреч.
Внимание и активность во время
занятий.
Знание и выполнение правил
сексуального поведения.
Нормальное общение с другими
детьми в группе.
Усвоение метода черепашки и
других методов саморегуляции.

Если ребенок не нарушает правила сексуального
поведения в течение трех месяцев, то можно
говорить о достижении устойчивого эффекта
проведенной коррекции. Если же кто-то из
участников по окончании курса из 12 занятий не
смог твердо усвоить правила сексуального
поведения, он продолжает занятия с другой
группой. Иногда выясняется, что ему показан
другой вид терапии, например психодинамический.
Как можно заметить из приведенных примеров, при
всей жесткости своих принципов поведенческий
подход в реальном воплощении — это живой,
творческий, эмоциональный процесс. Особенно если
речь идет о работе с детьми.
Действительно, поведенческие технологии часто
кажутся поверхностными и даже грубоватыми, но
они легко транслируются и в умелых руках
необычайно действенны. Но они, конечно, не
панацея от всех наших бед и проблем.
А теперь, дорогие читатели, вы, я надеюсь, сможете
сами создавать программы для коррекции
поведения, используя принципы, структуру и
приемы, описанные в этой статье. И я уверен, что у
вас это отлично получится. Счастливого
творчества!

Александр ШАДУРА

Причины психических заболеваний

Большинство психических заболеваний являются результатом жизненных ситуаций и опыта, а также того, как мы с ними справляемся. Увольнение, смерть, травматический опыт приводят к стрессу, который может вызвать расстройства. Это очень индивидуальный вопрос, часто психические проблемы передаются по наследству, иногда они возникают в результате текущих событий.

Во-первых, обращает на себя внимание нетипичный ход развития психики человека, например, воздействие травмирующих событий в детстве. Во-вторых, было доказано, что некоторые расстройства в некоторой степени наследуются, например, шизофрения или повышенная вероятность депрессии у людей с семейным анамнезом. . Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций

Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств

Однако в психологии также существуют концепции возникновения расстройств, которые вытекают из определенных теорий / психологических тенденций. Основные течения – психодинамический, когнитивно-поведенческий и гуманистико-экзистенциальный. Считается, что у каждого из них разное происхождение психических расстройств.

Исследование EZOP (Эпидемиология психических расстройств и доступность психиатрической помощи) показало, что 23% людей страдают по крайней мере одним психическим расстройством, а у каждого четвертого – целое сочетание нарушений.

По мнению специалистов, плохому психическому здоровью способствуют многие факторы. Люди жалуются на быстрый темп жизни, плохие экономические условия и нестабильную работу. Окружающая среда тяжелая, и наша психика не становится сильнее. Мы не в состоянии справиться со стрессом или защитить себя от него. Это причина многих расстройств.

В случае когнитивно-поведенческой терапии признается, что в основе человеческого поведения лежат убеждения, приобретенные в процессе обучения, которые определяют, как интерпретируется мир. Таким образом, искажения убеждений и обработки информации или дефицит когнитивных навыков считаются основными причинами психических расстройств. Согласно этому, обращение со стрессовым событием с помощью рациональной системы убеждений приводит к адекватным эмоциям и решимости предотвратить подобные события в будущем.

Что такое аверсивная терапия и как она работает?

Аверсивная терапия – это психотерапия, предназначенная для того, чтобы заставить пациента уменьшить или избежать нежелательного поведения, вынуждая человека связывать поведение с нежелательными стимулами. Другое название этого типа терапии – «терапия отвращения» ().

История аверсивной терапии восходит к 1930-м годам, когда она впервые стала использоваться для лечения алкогольной зависимости.

«Аверсия» – это сильная неприязнь или чувство отвращения, которое обычно заставляет кого-то избегать того, что вызывает отвращение.

Примером аверсии, с которым знакомы многие люди, является любая пища, из-за которой они чувствовали себя плохо в прошлом. Даже если они когда-то наслаждались этой пищей, скорее всего, они больше не наслаждаются ею, потому что она стала ассоциироваться с плохим самочувствием.

Как проводится аверсивная терапия?

Согласно статье, опубликованной в Frontiers in Behavioral Neuroscience, этот тип терапии был разработан, чтобы уменьшить положительные сигналы и «активацию центра удовольствия», которая связана с деструктивным поведением. Согласно пятому изданию Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, активация системы вознаграждения (удовольствия) мозга является основным источником проблем для потребителей наркотиков и алкоголя, а также для тех, кто «пристрастился» к другим веществам и привычкам ().

Нежелательное поведение сопряжено с раздражителем – таким как электрошок, использование химических веществ или пугающие воображаемые ситуации – который вызывает неприятные ощущения. Эти раздражители даются после нежелательного поведения, поэтому между поведением и плохим самочувствием после него формируется ментальная связь.

Одним из примеров является использование лекарственных препаратов в лечении алкоголизма.

Препарат, назначаемый алкоголику, при употреблении алкоголя вызывает неприятные последствия, такие как тошнота.

В этом случае терапевтический препарат и алкоголь вместе вызывают расстройство желудка, делая менее желательным употребление алкоголя. Помимо введения раздражителя (лекарственного средства), также часто используется терапия.

Вместе этот тип вмешательства может конкретно нацеливаться на ассоциации памяти (бессознательные/привычки), которые приводят к тяге, а затем к нежелательным действиям.

История изучения психокоррекции

Психологическая коррекция – относительно новое направление научного интереса исследователей. Оно возникло на стыке психологии и дефектологии. Термин появился в психологической практике в 70-х годах 20 века. Родоначальником методов психокоррекции считают Э. Сегена. Системные методы психологической коррекции разработал В.П. Кащенко.

Существенный вклад в развитие психокоррекции как направления специальной психологии внесла М. Монтессори. Это направление она использовала в работе с умственно отсталыми детьми.

А.А. Осипова пишет, что психологическая коррекция – это система занятий по исправлению негативной черты характера или девиантной формы поведения личности посредством психологических методов.

Ю.Е. Алешина, описывая психокоррекционные технологии, делает акцент на том, что их применение будет неэффективным в отношении тех особенностей психики, которые закладываются в период раннего детства. Для исправления глубинных проблем, по ее мнению, целесообразнее применять психотерапию.

Большинство интересных современных методик психотерапии и психокоррекции разработаны П. Трошиным. Во многих из них усматривается связь психокоррекции с другими отраслями практической психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector