Никколо макиавелли: биография, философия и основные идеи (кратко)
Содержание:
- Краткое содержание
- Макиавеллизм как деградация общественных нравов
- Биография Никколо Макиавелли
- Достойное
- Заметки на полях
- Сила и консенсус
- «Правитель — слуга»
- Философские взгляды
- Макиавеллизм как принципы управления людьми
- НАШИ ЛЮДИ
- Нужна ли наследственность власти
- Макиавелли интересные ФАКТЫ. Никколо Макиавелли биография кратко
- Сочетание скупости и щедрости
- Учение о политической власти и качествах, которыми должен обладать правитель
- Образ в культуре
- Никколо Макиавелли кратко. Кратко о восхвалителе беспринципной власти
- Критика и историческое значение
- Послесловие
Краткое содержание
В трактате «Государь» Н
Макиавелли особое внимание уделяет трем правилам, которым должен следовать каждый правитель. Первое заключается в том, что необходимо лично присутствовать во всех своих новых владениях
Близость правителя позволяет народу ощущать собственную значимость, а также эффективно отпугивает врагов.
Второе правило основано на необходимости принимать меры, чтобы своевременно устранять конкурентов. Следует защищать слабых лидеров в соседних государствах, чтобы они присоединялись к вам.
Третье правило гласит, что необходимо внимательно относиться к будущим угрозам.
Макиавеллизм как деградация общественных нравов
Сторонники умеренного, так называемого «морального» подхода к политике считают, что лишь потребность выживания в опасных условиях приводит политика к формуле «цель оправдывает средства», хотя одно это оправдание показывает порочность такого подхода. Получается, что в одних ситуациях — один подход — «добренький», а в других (кризисных или ещё каких) — жестокий и циничный. И эти «философы» сетуют только о том, что эта формула может распространяться на мирное стабильное время. По их мнению — это, свидетельствует о деградации общественных нравов. Они не ставят вопрос вообще о том, что сам принцип порочен. Нет, для них он порочен только когда «всё хорошо», а как прижмёт или в отношении каких-то групп при определённых условиях — все средства хороши. Такой однобокий, не побоимся этого слова, фашистский подход и породил жестокость колониализма, расизма, нацизма и политтехнологов «цветных» революций современности.
При этом макиавеллизму почему-то ставится в вину, что век технологий и всеобщности образования, век прогресса науки стал также веком войны, ядерного оружия, геноцида. Причина не в нём, а в нравах людей, использующих такие принципы на практике в отношении других людей. Причина — в фашистском мышлении: «я могу творить всё что угодно в отношении них, потому что…» (и далее следует то или иное обоснования своего права вседозволенности по тем или иным признакам: цвета кожи, вероисповедания, нации, идеологии или даже того, что «кризис — вы держитесь…»).
Биография Никколо Макиавелли
Будущий писатель родился 3 мая 1469 года в деревне Сан-Кашано, недалеко от Флоренции. Его семья была очень знатной, однако, не богатой. Глава семейства — Бернардо Макиавелли — служил нотариусом. Это был человек, скептически относившийся к религии и глубоко интересовавшийся античной литературой. Впоследствии его взгляды окажут большое влияние на философию Николло.
Своё образование Макиавелли получил в городской школе Флоренции и у частных учителей. Так он обучился счёту, письму, латыни и познакомился с работами античных классиков — Тита Ливия, Цицерона, Светония, Цезаря. Впрочем, юноша интересовался не только древними авторами. Он прочёл книги Данте и Петрарки и сделал вывод, что этим авторам удалось мастерски описать особенности менталитета и основные пороки итальянцев. На тот момент Флоренция была одним из главных культурных центров Италии, поэтому Никколо смог познакомиться с лучшими достижениями искусства и науки того времени.
Из-за недостатка денег, Никколо не смог поступить в университет, но под руководством отца немного освоил право. Эти навыки позволили Макиавелли заняться государственной работой. Первые шаги на политическом поприще он сделал при Савонароле, выполняя функции секретаря и посла. Несмотря на то, что после казни Савонаролы Макиавелли был на какое-то время подвергнут опале, в том же 1498 году, он занял важный пост секретаря второй канцелярии республики и стал секретарём Совета Десяти. Молодому политику приходилось балансировать между сторонниками Медичи и партией покойного Савонаролы, не примыкая ни к одной из коалиций.
Однако работа Макиавелли была очень эффективна, и вскоре он стал пользоваться уважением представителей обеих группировок. На протяжении 14 лет Макиавелли регулярно переизбирался. За эти годы он отдал тысячи распоряжений, командовал несколькими военными компаниями, не раз представлял Флоренцию в других городах-республиках и за границами Италии, а также решил множество сложнейших дипломатических споров. Параллельно Макиавелли продолжал читать античных авторов и изучать политическую теорию.
В 1502 году во Флоренции появилась должность пожизненного гонфалоньера (до этого гонфалоньеры сменялись каждый месяц). Гонфалоньер мог созывать советы, инициировать разработку законов и, по сути, являлся самым важным человеком в республике. На эту должность был назначен Пьеро Содерини, впоследствии ставший близким другом Макиавелли. Содерини немного не хватало проницательности и организаторских способностей, поэтому во всех вопросах он стал полагаться на Макиавелли, быстро ставшего настоящим флорентийским «серым кардиналом». Советы Макиавелли были очень полезны, они позволили укрепить Флоренцию и преумножить её богатства.
Однако в 1512 году Флоренцию постиг серьёзный удар. В город вошли войска Джованни Медичи, восстановившего власть своей семьи над республикой. Содерини бежал из Флоренции, а Макиавелли был схвачен, обвинён в заговоре против Медичи и брошен в тюрьму. Вскоре его выпустили, но вернуть себе прежнюю власть Макиавелли уже не смог. Он был сослан в своё небольшое имение в Сан-Кашано.
Макиавелли тяжело переживал своё вынужденное бездействие и желал снова служить Флоренции и Италии. Но Медичи считали его неблагонадёжным и пресекали все его попытки снова занять какой-нибудь государственный пост. Поэтому период с 1513 по 1520 год стал для Макиавелли временем подведения итогов своей бурной деятельности и активного литературного творчества. В эти годы были созданы следующие сочинения:
- «Государь» (1513);
- «Искусство войны» (1519-20);
- театральная пьеса «Мандрагора»;
- сказка «Бельфагор» и многое другое.
В 1520 году к опальному философу и политику стали относиться мягче. Он смог часто приезжать во Флоренцию и выполнять небольшие государственные поручения. Тогда же Макиавелли занял должность государственного историографа Флоренции и по заказу Папы Римского написал труд «История Флоренции».
В самом конце жизни Макиавелли пришлось пережить новые потрясения. В 1527 году Италия была разорена Испанией. Рим пал, а Папа Римский оказался в осаде. Во Флоренции произошёл очередной переворот, завершившийся изгнанием Медичи. Горожане стали восстанавливать демократический строй и Макиавелли надеялся снова вернуться к работе чиновника в возрождённой республике. Однако новая власть просто проигнорировала его. Потрясения, связанные с разгромом Италии, и невозможность заниматься любимым делом негативно сказались на здоровье философа. 21 июня 1527 года Макиавелли не стало.
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Ссученные патриоты и ментовское озверение (5/2) |
Стоп игра! Стоп война! (5/1) |
Конституция или маскарад? (5/3) |
Как нам головы отрезают «Это должен прочитать и знать каждый православный и каждый русский» (5/3) |
Как дышится в наморднике под лапой?! (5/3) |
Пландемия под диктовку или Как с потрохами продали Россию западным консалтинговым монстрам (5/2) |
COVID-19 как глобальная спецоперация (5/2) |
Ссученные патриоты и ментовское озверение (5/2) |
О масках и перчатках, если не слушать шоуменов и политиков (5/2) |
Стоп игра! Стоп война! (5/1) |
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года (5/11) |
У Щетинина теперь все законно (5/7) |
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя (5/7) |
О создании фильма «Час Быка» (5/7) |
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности (5/6) |
Где широкое плечо Большого Брата? (5/6) |
Сколько ещё будем праздновать День Победы (5/6) |
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности (5/6) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Заметки на полях
Ни одна семья в истории Италии не оставила такого следа и не обросла столькими легендами, мифами, слухами и предположениями, как клан Борджиа. Их сластолюбие и жестокость вошли в предание, об их скандальных похождениях судачил весь Рим — и это в самую распутную и кровавую эпоху, когда никого было не удивить ни развратом, ни инцестом, ни заказными убийствами (https://kulturologia.ru/blogs/250317/33927/). Род подарил католическому миру двух римских пап, два десятка кардиналов, и почти за каждым из них тянулась очень дурная слава. Но настоящим исчадием всего «святого» семейства стал истинный плод с «яблони» Борджиа — жестокий красавец Чезаре (Цезарь).
Чезаре (Цезарь) Борджиа — политический идеал Макиавелли
Чезаре (Цезарь) Борджиа (1475 — 1507), политический деятель эпохи Возрождения из испанского рода Борха (Борджиа). Его цель была — создать на базе папства сильное итальянское государство, а ещё — своё собственное, которое бы заняло большую часть Апеннинского полуострова и играло решающую роль на европейской арене. Посол Флоренции при дворе Борджиа — Никколо Макиавелли, писал позднее, что Чезаре действительно мог объединить Италию. Он был удачлив, целеустремлен и дьявольски хитер.
Предпринял неудачную попытку создания в центральной Италии собственного государства под эгидой Святого Престола, который занимал его отец — Александр VI.
Сила и консенсус
В работах Макиавелли в принципе нет никакой противоположности между силой и консенсусом. Почему? Потому что народ всегда действует согласно собственным обычаям и привычкам. Он не способен к абстрактному мышлению и поэтому не может понять проблемы, основанные на сложных причинно-следственных связях. Вот почему его точка зрения ограничивается ораторскими элементами. Влияние этого когнитивного ограничения отражается в политическом участии. Его импульс состоит в том, чтобы относиться и выражаться только в современных и конкретных ситуациях. В результате народ понимает своих представителей, судит о законах, но не обладает когнитивной способностью, например, оценивать Конституцию.
Это ограничение не мешает ему осуществлять свои основополагающие политические права через публичные дебаты. Народ прямо заинтересован в поддержании «законности».
В противоположность Аристотелю Макиавелли не видит в народе сырой, равнодушный и бессознательный материал, который может принять любую форму правления и терпеть принуждения государя. По его мнению, он наделен яркой, умной и отзывчивой формой духовности, способной отвергать любые злоупотребления, исходящие от власть предержащих.
Когда этому феномену препятствуют элиты, возникает демагогия. В этом отношении угроза свободной политической жизни исходит не от народа. Макиавелли видит в демагогии фундаментальный элемент, предшествующий тирании. Таким образом, угроза исходит от знати, потому что она заинтересована в создании власти, которая действует вне закона.
«Правитель — слуга»
Еще одна система — «правитель — слуга». В такой ситуации государь начинает устранять людей, имеющих хоть какие-то политические амбиции. В результате на значимых должностях остаются только те, кто всей душой поддерживает правителя и его идеалы. Только так удается создать сплоченное государство, способное оказать сопротивление оккупантам в случае вторжения.
На этот раз в качестве примера Макиавелли рассказывает про Александра, завоевавшего Персию. Дарий придерживался как раз такой системы правления, упразднив все институты и заставив лидеров следовать за ним до последнего. Из-за этого Александру Македонскому пришлось отчаянно сражаться, чтобы все-таки покорить Персию. Зато после его гибели в стране уже не существовало независимых правителей, которые могли бы устроить переворот.
Какую систему использовать в своем государстве, должен решать сам правитель. У каждой имеются преимущества и недостатки. Исходить следует из собственных возможностей и конкретных обстоятельств.
Философские взгляды
Идеи, изложенные Макиавелли в его книгах, существенно повлияли на восприятие обществом политики. Автор стал первым, кто подробно рассмотрел и описал все модели поведения правителей. В книге «Государь» он напрямую заявил о том, что политические интересы государства должны превалировать над договоренностями и другими условностями. Из-за этой точки зрения мыслитель считается образцовым циником, который не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Государственную беспринципность он объяснял служением высшей благой цели.
Никколо Макиавелли, философия которого родилась в результате личных впечатлений от состояния итальянского общества начала XVI века, не только рассуждал о пользе той или иной стратегии. На страницах своих книг он подробно описал строение государства, принципы его работы и взаимоотношения внутри этой системы. Мыслитель предложил тезис о том, то политика является наукой, в которой есть свои законы и правила. Никколо Макиавелли считал, что человек, в совершенстве овладевший этим предметом, может предсказывать будущее или определять исход того или иного процесса (войны, реформ и т. д.).
Макиавеллизм как принципы управления людьми
Макиавеллизм, как и многие политические явления, объясняется психологией. В научных трудах макиавеллизм всегда присутствует в контексте управления общественным мнением и массовым бессознательным.
Доктор психологических наук В.В. Знаков (родился в 1950 году, основоположник изучения проблемы макиавеллизма в отечественной психологической науке) считал, что макиавеллист — это
В трудах Знакова выявлена связь макиавеллизма личности с подозрительностью, враждебностью, негативизмом, ориентацией на «Я» в общении, низкой степенью альтруистичности. То есть макиавеллизм присущ агрессивным эгоистам, если не сказать — социопатам.
НАШИ ЛЮДИ
Яскульский, Мариуш Станислав
Послы
великий стражник коронный , дипломат, каштелян санокский , затем киевский, воевода черниговский, потом воевода подольский
Ярошенко, Константин Владимирович
Послы
российский лётчик, фигурант дипломатического инцидента между Россией и США
Януш, Юлиуш
Послы
польский прелат и ватиканский дипломат
Яниковский, Станислав
Послы
Леопольд Яниковский польский дипломат и этрусколог
Яковлев, Михаил Данилович
Послы
советский дипломат, Чрезвычайный и полномочный посол
Яковлев, Лев Алексеевич
Послы
дипломат, действительный тайный советник, сенатор из рода Яковлевых
Яковлев, Александр Гаврилович
Послы
российский дипломат и общественный деятель, действительный статский советник, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества
Якобсон, Макс
Послы
финский дипломат и политический деятель; в 1960-е годы сыграл центральную роль при формировании финской политики нейтралитета
Нужна ли наследственность власти
Сложно сказать, насколько бы было успешным правление Макиавелли, если бы его допустили к власти. Но тот факт, что мыслитель был замечательно осведомлен в политических вопросах не вызывал сомнений. К тому же заявления философа не были голословными, так основывались исключительно на исторических примерах.
Никколо очень беспокоил вопрос наследственности власти. Философ считал необходимым переход престола от отца к сыну, потому что такая данность обеспечивала политическую стабильность. В пользу такого наблюдения Макиавелли даже положительно высказался о тирании, говоря, что государь, по меньшей мере, должен ради удержания завоеванной территории переселиться туда, чтобы контролировать народные волнения.
Реакция на учение мыслителя не заставила себя ждать: католическая церковь ввела запрет на издание книг флорентийского философа. Позже появилось понятие «макиавеллизма», которое отражает беспринципность в сохранении правителем бразды власти.
Макиавелли интересные ФАКТЫ. Никколо Макиавелли биография кратко
Никколо Макиавелли краткая биография и интересные факты из жизни итальянского мыслителя, философа, писателя, политического деятеля изложены в этой статьи.
Никколо Макиавелли биография кратко
Никколо Макиавелли появился на свет в деревушке Сан-Кашано, около Флоренции, 3 мая 1469 года в обедневшей дворянской семье. Юноша получил прекрасное образование. Добротно владел латинским языком, поэтому читал древних авторов в оригинале и разбирался в итальянской классике.
В 1498 году он получает должность секретаря Второй канцелярии, позже, но в этом же году – работу секретаря Совета Десяти. Макиавелли отвечал за дипломатию и военную сферу. Долгое время, целых 14 лет, мыслитель выполнял различные поручения правительства: вместе с членами посольства ездил в итальянские государства, Францию и Германию, составлял доклады и справки по действующим политическим вопросам, отвечал за переписку. Зато подобная работа, опыт дипломатической и государственной службы стали основой для последующего создания политических и социальных концепций.
Когда в 1512 году к власти пришли Медичи, Макиавелли из-за расхождения взглядов и споров уходит в отставку. Его, ярого республиканца, высылают на год из города. Спустя год мыслителя арестовывают как возможного участника заговора и пытают. Наконец Никколо помиловали и отправляют в поместье Сант-Андреа.
В имении у него был самый плодотворный период творчества. Он написал много работ на тему политической истории, философии и теории военного дела. В 1513 году была написана работа, которая увековечила его имя в мировой истории — «Государь». Лозунг этого трактата — цель оправдывает средства. В нем автор затрагивал вопросы объединения раздробленной политически Италии в одно сильное государство.
В 1520 году Папа Климент VII вызывает Никколо Макиавелли и назначает его историографом. Папа заказал ему написание истории Флоренции. Также ему принадлежит написание песен, новелл, поэм и сонетов.
В последние свои годы жизни пытался вернуться в политику, но безутешно. На весне 1527 года его кандидатура как канцлера Флорентийской республики была отклонена. А 21 июня 1527 года, пребывая в родной деревне, мыслитель и философ потерял сознание.
Сочетание скупости и щедрости
Подданные от своего правителя всегда ожидают вполне определенного поведения. В их представлении он должен оставаться щедрым, вежливым
Это важно для сохранения стабильности. При этом качества, которые кажутся положительными для обычного человека, могут не подходить государю
Например, все любят щедрых людей. Но если правитель будет стремиться к такой репутации, люди быстро к этому привыкнут. Поэтому осыпать их дарами придется постоянно, что быстро истощит казну. Чтобы продолжать действовать в таком же духе, придется увеличить налоги, а это сведет на нет все старания.
Подтверждаются эти идеи и цитатами из «Государя» Макиавелли.
Поэтому грамотный государь должен уравновешивать жадность и щедрость. Щедрым стоит быть, когда вы только добиваетесь власти. Получив ее, не лишним будет продемонстрировать свою скупость. В долгосрочной перспективе люди будут больше удовлетворены невысокими налогами, а не вашей щедростью.
Учение о политической власти и качествах, которыми должен обладать правитель
Власть правителя в понимании Макиавелли отличается неограниченным характером. Основой же правления и права является сила, которая разрушает все то, что противоречит государственным интересам (идеал сильной власти). Именно поэтому правитель в своей деятельности может игнорировать законы морали.
Также государь должен учитывать злую природу человека. Философ считает, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм и материальный интерес. Люди, по Макиавелли, «неблагодарны, непостоянны притворщики, бегут от опасностей, алчны» и скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества.
Макиавелли считает, что «всякий признает, что было бы лучше всего, если бы нашелся Князь со всеми качествами, признаваемыми за хорошие, но так как иметь их все и неуклонно проводить не позволяют сами условия человеческого существования, то Князь должен быть настолько благоразумен, чтобы уметь избегать позора тех пороков, которые могли бы лишить его государства… И он может также не бояться осуждения за те пороки, без которых трудно удержать государство».
Глава государства «не должен считаться с упреками в жестокости, если только такая слава необходима для того, чтобы удержать подданных в единении и повиновении. Ведь ограничивающийся весьма немногими примерными наказаниями будет милосерднее тех, которые, вследствие неуместного милосердия, допускают разрастись беспорядкам, порождающим убийства и грабежи, ибо последние составляют бедствие для всего общества в совокупности, кары же, исходящие от Князя, касаются лишь отдельных лиц».
А что лучше для правителя – быть любимым или внушать страх? Конечно, было бы хорошо, чтобы его и любили, и боялись. Однако поскольку сочетать эти два чувства очень трудно, просто невозможно, то лучше, чтобы боялись. «Любовь поддерживается лишь отношением обязанности, которое порывается вследствие порочности людей при всяком столкновении с личным интересом, страх же держится боязнью наказания, которая никогда не прекращает своего действия». Вместе с тем государь должен внушать страх, не навлекая на себя ненависти.
Как огня государь должен беречься прослыть легкомысленным, малодушным, нерешительным. Он должен приложить все старания к тому, чтобы его решение было бесповоротно, и чтобы общее мнение о нем было таково, что никому и в голову не придет обмануть его. Что же касается верности своим обещаниям, то правитель может пренебречь ими, если такое соблюдение может обратиться против него самого и интересов государства.
Подводя итог, необходимо отметить неоднозначность социально-философских взглядов Макиавелли. С одной стороны, важным вкладом в историю развития теории государства и власти стал его подход к проблеме государства со светских позиций, исходя из данных истории и с учетом реальной политической обстановки. С другой стороны, Макиавелли выступает сторонником идеи того, что для достижения политических целей допустимы любые средства. Благо государства, по его мнению, может быть связано с насилием, убийством, обманом, пренебрежением моральными принципами. Однако это невозможно, поскольку благо государства может быть достигнуто только на нравственных и правовых ценностях.
- < Назад
- Вперёд >
Образ в культуре
В художественной литературе
Является героем повести Уильяма Соммерсета Моэма «Тогда и теперь».
«Хранитель секретов Борджиа» — роман Хорхе Молиста.
Также фигурирует во многих произведениях в жанре исторической беллетристики и фэнтези: «Город Бога: повесть о семействе Борджиа» Сесилии Холланд, «Город Человека» Майкла Харрингтона, «Флорентийская чародейка» Салмана Рушди, «Секреты бессмертного Николаса Фламмеля» Майкла Скотта и других.
В фильмах и сериалах
Нередко привлекал внимание кинематографистов, в частности является персонажем таких фильмов как:
- телефильм «Жизнь Леонардо да Винчи» (Испания, Италия. 1971). Роль исполняет Энрико Остерман;
- телефильм «Борджиа» (Великобритания. 1981). Роль исполняет Сэм Дэстор;
- документально-игровой фильм «Правдивая история Никколо Макиавелли / Niccolò Machiavelli» (Италия, 2011), реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante, в гл. роли Вито Ди Белла / Vito Di Bella;
- сериал «Молодой Леонардо» (Великобритания. 2011—2012). Роль исполняет Акемнджи Ндиферньян;
- сериал «Борджиа» (Канада, Венгрия, Ирландия. 2011—2013). Роль исполняет Джулиан Блич;
- сериал «Борджиа» (Франция, Германия, Чехия, Италия. 2011—2014). Роль исполняет Тибо Эврар;
- сериал «Демоны Да Винчи» (США. 2013—2015). Роль исполняет Эрос Влахос;
- фильм «Никколо Макиавелли — принц политики» (Италия. 2017). В роли снимались Ромео Сальветти и Жан-Марк Барр.
Никколо Макиавелли кратко. Кратко о восхвалителе беспринципной власти
Политик Никколо Макиавелли происходил из достаточно знатного рода, при этом весьма обедневшего за последние несколько десятилетий. Вся юность и молодость будущего непризнанного гения прошла под знаком знаменитого Лоренцо Великолепного, прекрасного правителя Флоренции, где активно развивался классицизм. Он понимал, что только образование может открыть для него новые пути и возможности, потому упорно учился, вчитываясь в классиков. Но оценивал он их не как обыватель, проходясь вскользь по поверхности, а как политический мыслитель, философ, чей патриотизм выходит далеко за пределы родного города.
Его настоящая работа в качестве дипломата началась еще в девяносто восьмом году пятнадцатого века, когда он был выбран в Совет Десяти, где брал на себя дипломатию и военную сферу. Четырнадцать долгих лет он выполнял все, что нужно было для блага родного города, но главным образом всей Италии. После прихода к власти династии Медичи его вынудили уйти в отставку, но спустя год он был брошен в темницу и даже подвергся пыткам.
Не добившись ровным счетом ничего, его отправили в ссылку в отдаленную деревню, где он написал основную массу своих выдающихся трудов и фундаментальный трактат «Государь», воспевающий (о, ужас!) Чезаре Борджиа, извечного противника Медичи. В нем он писал, что цели в большинстве случаев оправдывают средства. Главное, чтобы правитель ставил перед собой общеполезные задачи, а не желания и «хотелки» личного плана.
Современники сочинения этого человека принимали на ура и восторженно обсуждали их повсеместно. Тогда даже был придуман термин «макиавеллизм». Он обозначает систему политической организации, которая ни в каких условиях не пренебрегает даже самыми радикальными или необычными методами для достижения общей цели, вне зависимости от морально-нравственной стороны вопроса.
Критика и историческое значение
Первыми критиками Макиавелли были Томмазо Кампанелла и Жан Боден. Последний сходился с Макиавелли во мнении, что государство являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.
В 1546 году среди участников Тридентского собора был распространён материал, где было сказано, что макиавеллиевский «Государь» написан рукой Сатаны. Начиная с 1559 года все его сочинения были включены в первый «Индекс запрещённых книг».
Самой известной попыткой литературного опровержения Макиавелли был труд Фридриха Великого «Антимакиавелли», написанный в 1740 году. Фридрих писал: Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о «Государе» Макиавелли — главу за главой, — чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие.
Сочинения Макиавелли свидетельствовали о начале новой эры развития политической философии Запада: размышления над проблемами политики, по убеждению Макиавелли, должны были перестать регулироваться нормами богословия или аксиомами нравственности. Это был конец философии блаженного Августина: все идеи и вся деятельность Макиавелли созидали во имя Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика уже утвердила себя самостоятельным объектом исследования — искусством создания и усиления института государственной власти.
Однако некоторые современные историки полагают, что на самом деле Макиавелли исповедовал традиционные ценности, а в своём труде «Государь» не более, чем просто высмеивал деспотизм в сатирических тонах. Так, историк Гаррет Мэттингли в своей статье пишет: «Утверждение, что эта небольшая книжка была серьёзным научным трактатом о государственном управлении, противоречит всему, что мы знаем о жизни Макиавелли, его трудах и его эпохе».
При всем этом произведения Макиавелли стали одними из самых значимых событий и только в XVI—XVIII веках оказали влияние на работы Б. Спинозы, Ф. Бэкона, Д. Юма, М. Монтеня, Р. Декарта, Ш-Л. Монтескье, Вольтера, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Бодена, Г.-Б. Мабли, П. Бейля и многих других.
Послесловие
Макиавелли — это теоретик-мыслитель, который жил в Эпохе Возрождения, который сумел весьма определённо постичь смысл основных тенденций эпохи, в которой жил, смысл её политических устремлений, требований и изложить, сформулировать их так, что они становились не просто высказываниями, афоризмами и максимами, а чтобы смогли самым активным способом воздействовать на тех, кто стремился к преобразованию, желая создать и увидеть свою новую Италию, не чураясь любых методов).
Есть разные мнения разных людей о Макиавелли, некоторые из них относятся к произведениям и к личности Макиавелли противоречиво. Некоторые очень резко негативно, за то, что он безжалостно и беспощадно раскрывал механизмы политической власти, её задачи, средства, и цели. А некоторые из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, дела и мысли которого пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.
Макиавелли был первым в истории, кто отделил политику от нравов общества и вероучений и сделал её самостоятельной дисциплиной, с присущими ей принципами и законами.
Вот уже почти 500 лет как Николло Макиавелли ушёл из жизни, а его работы вызывают дискуссии, эмоции. Макиавелли до сих пор в тех или иных аспектах упоминается философами, политологами, историками, а сегодня даже менеджерами.
Предлагаем Вашему просмотру видео:
https://youtube.com/watch?v=Klqo2vlTrLo