Философия толстого. философские идеи в творчестве л. н. толстого

Род Толстых

Во времена, когда жил великий писатель, судьбу во многом определяла семья, в которой было суждено родиться. Биография Толстого сопряжена с богатым и знатным родом графов, которые занимали видное положение со времен Петра I. Отец Льва — Николай Ильич Толстой — был ярко изображен в произведениях «Детство» и «Отрочество» в лице отца Николеньки. Также он стал прообразом Николая Ростова из романа «Война и мир». Так же как и Ростов, Николай Ильич женился на не очень юной княжне Волконской. Брак сложился счастливый и подарил миру пятерых детей: Николая, Сергея, Дмитрия, Льва и Марию. К слову, отец Толстого — не единственный, кто имел честь получить образ в величайшем произведении автора: дед Льва Николаевича по материнской линии стал прообразом старого князя Болконского. И о родной матери Лев не забыл, изобразив ее как трепетную и нежную княжну Марью — именно от нее писателю достался удивительный дар рассказчика, а также природная робость и чувствительность.

Творческий путь и признание

В августе 1855 года Льва Николаевича отправили курьером в Петербург, где он дописал оставшиеся два «Севастопольских рассказа» и остался, пока в ноябре 1856 года окончательно не оставил службу. В столице писателя приняли очень хорошо, он стал желанным гостем в литературных салонах и кружках, где сдружился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, И.С. Гончаровым. Однако Толстому это все быстро наскучило, и в начале 1857 года он отправляется в заграничное путешествие. В последующие четыре года он побывал во многих странах Западной Европы, но так и не нашел того, что искал. Европейский образ жизни ему категорически не подходил.

Между этими поездками Лев Николаевич продолжал писать. Результатом этого творчества стали, в частности, рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». Кроме того, он, наконец, закончил повесть «Казаки», которую с перерывами писал почти 10 лет. Однако вскоре популярность Толстого пошла на спад, что было вызвано размолвкой с Тургеневым и отказом от продолжения светской жизни. К этому добавилось общее разочарование писателя, а также смерть старшего брата Николая, которого он считал лучшим другом и который умер буквально у него на руках от туберкулеза. Однако после лечения от депрессии в башкирском хуторе Каралык Толстой вновь возвращается к творчеству, а также определяется с семейной жизнью. В 1862 году он посватался к одной из дочерей своей старой знакомой Любови Александровны Иславиной (в замужестве Берс) – Софье. В ту пору его будущей супруге было 18 лет, а графу – уже 34 года. В браке у Толстых родилось девять мальчиков и четыре девочки, но пятеро детей умерли еще в детстве.

Жена стала для писателя настоящей спутницей жизни. С ее помощью он приступает к созданию своего самого знаменитого романа «Война и мир» о российском обществе в период с 1805-го по 1812-й годы, отрывки и главы которого он публиковал с 1865-го по 1869-й годы.

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой (1821 — 1910) велик и как писатель, и как мыслитель. Стоит заметить, что он выступает родоначальником концепции ненасилия. Его учение получило название толстовства. Суть ϶ᴛᴏго учения нашла отражение во многих его произведениях. У Толстого имеются и собственные философские сочинения: “Исповедь”, “В чем моя вера?”, “Путь жизни” и др.

Толстой с огромной силой нравственного осуждения подверг критике государственные учреждения, суд, экономику. При этом критика эта была противоречивой. Стоит заметить, что он отрицал революцию как метод решения социальных вопросов. Историки философии полагают, что “заключая в себе некᴏᴛᴏᴩые элементы социализма (стремление создать на месте помещичьего землевладения и полицейски-классового государства общежитие ϲʙᴏбодных и равноправных крестьян, учение Толстого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало исторический процесс с позиции “вечных”, “изначальных” понятий нравственного и религиозного сознания человечества”.

Толстой считал, что избавление от насилия, на кᴏᴛᴏᴩом держится современный мир, возможно на путях непротивления злу насилием, на базе полного отказа от какой-либо борьбы, а также на базе нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека. Стоит заметить, что он подчеркивал: “Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви”.

Считая власть злом, Толстой пришел к отрицанию государства. Но упразднение государства, по его мнению, не должно осуществляться путем насилия, а посредством мирного и пассивного уклонения членов общества от каких бы-то ни было государственных обязанностей и должностей, от участия в политической деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Идеи Толстого имели широкое хождение

Важно заметить, что одновременно их критиковали справа и слева. Справа Толстого критиковали за критику в адрес церкви

Слева — за пропаганду терпеливой покорности властям. Критикуя Л. Н. Толстого слева, В. И. Ленин находил в философии писателя “кричащие” противоречия. Так, в работе “Лев Толстой как зеркало русской революции” Ленин отмечает, что у Толстого “ С одной точки зрения, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь “непротивления злу” насилием”.

Идеи Толстого во время революции осуждались революционерами, так как адресовались они всем людям, включая и их самих. При всем этом, являя революционное насилие по отношению к сопротивляющимся революционным преобразованиям, сами обагренные чужой кровью революционеры желали, ɥᴛᴏбы насилие не проявлялось по отношению к ним самим. В данной связи не удивительно, что не прошло и десяти лет после революции, как было предпринято издание полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. Объективно идеи Толстого способствовали обезоруживанию тех, кто подвергался революционному насилию.

При этом навряд ли правомерно осуждать за ϶ᴛᴏ писателя. Многие люди испытали благотворное влияние идей Толстого. Среди последователей учения писателя-философа был Махатма Ганди. К числу поклонников его таланта относился и американский писатель У. Э. Хоуэлс, кᴏᴛᴏᴩый повествовал: “Толстой — величайший писатель всех времен, уже хотя бы потому, что его творчество более других проникнуто духом добра, и сам он никогда не отрицает единства ϲʙᴏей совести и ϲʙᴏего искусства”.

«Анна Каренина»

Это более позднее произведение писателя, в котором уже нет такого блаженного упоения, радости жизни. Сколько горечи и боли в изображении семейной жизни с безрадостной концовкой любовных отношений Карениной и Вронского, сколько тревоги и волнений в душевных переживаниях Левина! Этот роман является своего рода переходом к третьему этапу литературной деятельности Толстого. Что касается оценки, участь этого сочинения неоднозначна: несмотря на теплый прием критиков и всеобщее восхищение мастерством автора, почти никто так и не понял сокровенного смысла авторской идеи. На тревоги Левина зрители смотрели как на блажь, в то время как душевные терзания героя ознаменовали великий кризис в духовном состоянии самого Толстого, который назревал в нем с раннего детства.

Философия русского космизма.

В философии Соловьева, Бердяева и др. религиозных философов «серебряного века» человек является органичной частью космического всеединства, способной творчески преображать мир. Такое понимание человека как активного участника в реализации замысла Бога относительно мира, построение совершенного богочеловечест- ва, «обожение» природы является основой религиозно — философского течения русского космизма. Проблемы, которые поднимались в космизме, были обусловлены общественной и культурной обстановкой в России XIX в., но остаются актуальными и в настоящее время, поскольку многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Второе течение в русском космизме: научно-философское , где идеи космизма получают концептуальную разработку. Представителями этого направления были К. Циолковский, В. Вернадский, Н. Холодный, И. Ефремов и др. Это направление характеризуется поиском места человека в Космосе; пониманием человечества как активной космической силы, способной на развитие мира; признанием взаимосвязи космических и земных процессов, соразмерности микрокосма и макрокосма (человека и Вселенной) и всеобщей обусловленности.

У истоков русского космизма стоял Николай Федоров (1828- 1903). Задачей философии он видел превращение знаний в проект о лучшем мире. Философия не должна быть пассивным объяснением мира, а должна стать активным проектом «всеобщего дела». Благодаря такой философии человек может найти настоящий смысл своей жизни и цель существования мира и следовать им. Согласно Федорову, мир есть единое целое, где природа, Бог и человек взаимосвязаны, взаимовлияют и взаимодополняют друг друга, обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой дух. Самос страшное зло в мире — это ее конечность, смерть. Люди разобщились друг от друга и оказались бессильны перед смертью. Чтобы изменить такое состояние общества, люди должны объединиться и устранить «неправду» смерти. Саму смерть, по Федорову, невозможно искоренить, но по мере развития науки и техники человечество найдет способы воспроизводства жизни, «воскрешения отцов». В будущем люди смогут достигнуть бессмертия, что приведет к всеобщему братству людей в космическом масштабе и к полному торжеству нравственных законов над законами природы.

Счётчики

Военная служба

В 1850 году Лев Толстой начал написание автобиографической повести «Детство» – далеко не первого, но достаточно крупного и значимого своего литературного произведения. В 1851 году к нему в имение приехал старший брат Николай, служивший на Кавказе. Необходимость перемен и финансовые трудности заставили Льва Николаевича присоединиться к брату и отправиться с ним на войну. И к осени того же года он был зачислен юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей на берегу Терека под Кизляром. Здесь у Толстого вновь появилась возможность писать, и он, наконец, закончил первую часть своей трилогии «Детство», которую летом 1852 года отправил в журнал «Современник». В издании оценили работу молодого автора, и с публикацией повести к Льву Николаевичу пришел первый успех.

Но и о службе Лев Николаевич не забывал. За два года на Кавказе он не раз участвовал в стычках с неприятелем и даже отличился в бою. С началом Крымской войны он перевелся в Дунайскую армию, вместе с которой оказался в гуще войны, пройдя и Сражение у Черной речки, и отбивая атаки врага на Малаховом кургане в Севастополе. Но даже в окопах Толстой продолжал писать, опубликовав первый из трех «Севастопольских рассказов» – «Севастополь в декабре 1854 года», который также был благосклонно принят читателями и высоко оценен самим императором Александром II. Вместе с этим артиллерист-писатель пытался добиться разрешения на издание простенького журнала под названием «Военный листок», где могли бы публиковаться склонные к литературе военные, но эта идея не получила поддержки у властей.

Философия Льва Толстого в романе «Война и мир»

Работая над произведением, Толстой увидел, что официальные сведения об интересовавших его событиях резко отличаются от информации, почерпнутой из частной переписки, мемуаров и др. Так писатель приходит к созданию собственной демократической концепции истории, сильно отличающейся от исторической науки того времени. Авторские рассуждения с оценками исторических событий разбросаны по всему тексту «Войны и мира». С третьего тома их роль значительно возрастает, а в эпилоге писатель еще раз их систематизирует. Толстой определяет, что есть история, кто является движущей силой в ней, что выступает причиной исторических событий, что такое власть и др.

Писатель утверждал, что нельзя сводить исторический процесс к описанию жизни и деятельности только царей или полководцев. По Толстому, предметом истории является «жизнь народов и всего человечества», а великие люди — лишь «ярлык, дающий наименование определенному событию». Т. е. писатель отказывает личности в возможности творить историю и воплощает идею в реальных исторических образах. Наполеон под Бородино суетится, отдает ненужные, невыполнимые приказы. А Кутузов бездействует, не пытаясь повлиять на ход не оного из описанных сражений.

Толстой утверждает, что чем выше по социальной лестнице стоит человек, тем меньше свободой действий он обладает, поскольку огромным количеством людей и должен выражать их волю, а не свои желания. В этом и заключается смысл власти. На вершине общественной пирамиды стоит царь, который, по выражению автора, вообще «является рабом».

Именно народ, а не личность делает историю. Толстой считает, что история — это общая бессознательная, роевая жизнь человечества. Она непрерывна, постоянно движется, вытекая из множества человеческих произволов. Складывается она из взаимодействия общих и частных желаний, интересов и намерений тысяч, миллионов людей. Причем сами они не осознают значимости своих действий, например, как москвичи, покидавшие свои дома после Бородинского сражения. Смысл исторического события скрыт от непосредственных его участников, а оценка его является делом будущего.

Отвечая на вопрос, что же является причиной исторических событий, писатель называет так: «Причины нет. Все это приходится совпадением определенных условий, при котором происходит всякое органическое, жизненное, стихийное событие». Чтобы понять истоки любого события, надо изучать бесконечно малые, однородные элементы, которые и руководят массами. Конечно мы видим, что философия в данном вопросе напрямую проглядывается в романе.

Писатели иногда упрекают в механистичности его философской концепции. Он то сравнивает историю с часовым механизмом, проигрыш Аустерлицкого сражения пытается ввести некую величину (дух войска), которая помогла бы применить к истории законы механики. Толстой с иронией относиться к военной науке и политике, также скептически он оценил и роль материальных фактов в войне, подчеркнувши бессмысленные попытки сознательного, разумного воздействия на процесс исторических событий. Писатель считал: «Допустим, что человеческая жизнь может управляться собственным разумом, — тогда уничтожится и сама возможность жить». Чем меньше человек задумывается над причинами своих действий, тем больше он оказывается включенным в ход истории, который заранее предопределен и является неизбежным. Так ведет себя Кутузов в 1812 году, «понимая, что существует что-то сильное и значительно превосходит его волю». В развитии событий действует неумолимый исторической закон необходимости, который придает фатализм концепции Толстого, хотя автор часто использует еще и слово «провидение» указывает на Божественную предопределенность развития мира.

Основываясь на собственной философии, Толстой создает в «Войне и мире» принципиально новую историю, заменяя историю событий «историей человека». Он соединяет частную и историческую жизнь, делая их неразрывно связанными. Писатель не стремится изобразить исторических деятелей такими, какими они были в реальности (еще современники указывали на неточности в исторических сценах и образах). На первый план выходит нравственная сторона их деятельности. По мнению Толстого, поступки Наполеона, Кутузова и других исторических личностей должны оцениваться по тем же критериям, что жизнь обычного человека. Наиболее ярким воплощением философской концепции Толстого стало в романе изображение войн, а также образы Наполеона и Кутузова.

Теги: философия в романе «Война и мир», философия Толстого в «Войне и мире», какая философия в произведении «Война и мир», философия истории Льва Толсто в романе-эпопеи «Война и мир»

Образование

Поначалу Толстой получал образование под руководством Сен-Тома́, который послужил прообразом для M-r Жерома в «Отрочестве». Позднее его сменил немец Ресельман, которого с большой теплотой изобразил Лев Николаевич в «Детстве», дав его герою имя Карла Ивановича. В 1843 году образование Толстого стало более академичным: когда ему исполнилось 15, он пошел по стопам старшего брата и поступил в Казанский университет, который был одним из наиболее престижных в те времена. 4 года своей биографии Лев Толстой посвятил подготовке к поступлению на единственный в России Восточный факультет по направлению арабско-турецкой словесности. Однако, ввиду конфликта с преподавателем российской истории и немецкого языка, Толстой должен был остаться на второй год и повторно пройти программу первого курса. Во избежание потери времени, он перевелся на юридический факультет. Здесь он задержался не более чем на 2 года — его тяготили навязанные дисциплины.

Весной 1847 года Толстой бросает университет и начинает бурную литературную деятельность. Он поселяется в Ясной Поляне, а дальнейшие его занятия отражены в «Утре помещика». Лев Николаевич увлекся идеями Руссо, который являлся ненавистником цивилизации и пропагандировал возвращение к первобытной простоте, что ярко заметно по его произведениям, написанным в тот период.

Следующим значимым событием в биографии Льва Николаевича Толстого стало возвращение в Петербург. Здесь он планировал сдать экзамены на кандидата прав. Однако он не доводит дело до конца — ему просто надоедает это занятие, и он возвращается в деревню. В этот период жизни Толстой набегами наезжал в Москву, что не лучшим образом сказывалось на его материальном положении — от отца ему досталась азартность. Также в эти годы Лев особенно интересовался музыкой, и даже умел неплохо играть на рояле. Развитию его увлечения способствовала поездка в Петербург в 1848 году, где он встретился с одаренным, но сбившимся с пути музыкантом из Германии, которого позднее описал в повести «Альберт». Толстому пришла мысль, что он сможет вытащить этого человека из жизненной ямы, и он увез его в Ясную Поляну.

Много времени они тратили на кутеж, азартные игры, охоту и другие развлечения. С тех пор как он бросил университет, прошло 4 года, и в Ясную Поляну вернулся служивший на Кавказе Николай Толстой — старший брат Льва — и стал звать его туда. Тот сопротивлялся до тех пор, пока крупный проигрыш в Москве не заставил его образумиться. Чтобы расплатиться с долгами, он был вынужден сократить расходы, так что в 1851 году Толстой отправился на Кавказ, не имея определенной цели. Вскоре он решает поступить на службу, но ввиду отсутствия необходимых документов его план рушится. Почти полгода он жил в полном одиночестве в Пятигорске, проводя большую часть времени на охоте. В то же время он знакомится с казаком Епишкой, которого описывает в «Казаках» как Ерошку.

В том же году Толстой вновь предпринимает попытку что-то поменять: сдав экзамен в Тифлисе, он попадает в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады в качестве юнкера. Стояли они в казацкой станице Старогладове, под Кизляром, близ берега Терека. Эту часть биографии Лев Николаевич Толстой кратко опишет в «Казаках», где жизнь персонажа Оленина во многом перекликается с его собственной. Вдалеке от родного края Толстой обрел лучшую часть себя. Именно тогда он начал писать первую часть автобиографической трилогии под названием «Детство». Это произведение само стало краткой биографией Толстого Льва Николаевича: несмотря на довольно внушительный объем, едва ли книга способна уместить в себе во всех подробностях столь насыщенную событиями и идеями жизнь.

Философские искания толстого. Религиозно — философские искания Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого

Философское значение художественных творений Ф.М. Достоевского (1821-1881) признавали многие русские мыслители. Уже младший современник и друг писателя философ В.С. Соловьев призывал видеть в Достоевском провидца и пророка, предтечу нового религиозного искусства. В 20 столетии проблема метафизического содержания его сочинений — это особая и очень важная тема русской философской мысли. Подобная традиция прочтения творчества Достоевского отнюдь не превращала его в философа, создателя философских учений, систем и т.п. «В историю русской философии Достоевский входит не потому, что он построил философскую систему, — писал Г.В.Флоровский, — а потому, что он широко раздвинул и углубил самый метафизический опыт… И Достоевский больше показывает, чем доказывает…» Г.В.Флоровский;История русской философии. М., 1991. С. 35 С исключительной силой показана вся глубина религиозной темы и проблематики во всей жизни человека. Метафизические идеи и проблемы наполняют жизнь героев Достоевского, становятся неотъемлемым элементом сюжетной ткани его произведений, сталкиваются в диалоге позиций и мировоззрений. Эта диалектика идей менее всего имела отвлеченный характер. Она, в художественно-символической форме, отразила глубоко личный, духовный, можно сказать, экзистенциальный опыт автора, для которого поиск истинных ответов на последние, метафизические вопросы был смыслом жизни и творчества.

Интересные факты

Интересные факты о Льве Николаевиче Толстом раскроют некоторые потайные стороны его личности:

  1. Лев Толстой был дальним родственником А. С. Пушкина.
  2. Писателю не нравилось произведение «Война и Мир».
  3. Лев Николаевич не любил российскую систему образования.
  4. Лев Николаевич был военным корреспондентом и участвовал в обороне Севастополя.
  5. Однажды автор едва не вызвал на дуэль известного писателя И.С. Тургенева из-за того, что тот не женился на его сестре, которая развелась с мужем из-за любви к Ивану Сергеевичу.
  6. Писатель работал в журнале «Современник», но ушел оттуда после ссоры с писателями из кружка революционеров-разночинцев — Чернышевским и Добролюбовым. Ссора носила характер идеологических разногласий.

Детство

Важная глава в биографии Толстого — детство. Оно было не из простых. Родился мальчик 28 августа (9 сентября) в 1828 году в Ясной Поляне — наследственном имении матери, которое расположено в Крапивенском уезде Тульской губернии. Не успело Льву Николаевичу исполниться и трех лет, как умирает его мать. Многих вводит в заблуждение тот факт, что в «Детстве» мать Иртеньева умирает, когда главный герой находится в уже осознанном возрасте — около 10 лет. Но «Детство» — не дословная биография Льва Николаевича Толстого: мать он изобразил в этом произведении по рассказам близких. Воспитанием осиротевших детей занялась Т. А. Ергольская, дальняя родственница, которую писатель увековечил в «Войне и мире» в образе Сони.

В 1837 году Толстые переехали в Москву, поскольку старшему из сыновей — Николаю — надлежало готовиться к поступлению в университет. Но вскоре скоропостижно умирает отец семейства — это очередной трагический момент в биографии Толстого. В связи с этим трое младших возвращаются в Ясную Поляну под присмотр Ергольской. Но в 1840 году умирает и она, а дети переселяются в Казань, к другой опекунше, сестре отца П. И. Юшковой. На этом этапе закачивается первый период жизни, достаточно точно описанный в своеобразной «литературной биографии» Льва Николаевича Толстого — «Детство».

Дом Юшковых славился статусом самого веселого в Казани: члены семьи ценили внешний блеск и обожали светские вечера. Под их влиянием юный Лев Толстой также стал стремиться блистать в обществе, желая заполучить приличную репутацию. Но он рос нескладным и неловким, к тому же достижению цели препятствовала застенчивость, доставшаяся в наследство от матери. Но вместе с тем в его душе шла непрерывная борьба, связанная с формированием нравственных идеалов. Все описанные в «Отрочестве» и «Юности» стремления к самосовершенствованию Нехлюдова и Иртеньева имели место в его собственной жизни. В ту эпоху писателя болезненно мучили вопросы жизни, смерти, счастья, любви, вечности, Бога, в то время как его сверстники беззаботно отдавались легкому и веселому существованию среди богатства и почета. С юных лет Льва Толстого неизменно мучают внутренние противоречия (что отражено в биографии писателя), которые он не мог разрешить до самой смерти.

Семья

Даже излагая биографию Льва Толстого в краткой форме, непременно следует упомянуть историю его личных взаимоотношений. В 50-х годах Лев Николаевич знакомится с дочерью московского доктора Софьей Андреевной Берс — на тот момент ей было всего 17, в то время как Толстому было уже за 30. Такая большая разница в возрасте волновала писателя: он был уверен, что их союзу не суждено увенчаться успехом. Исходя из этих мыслей, он пишет «Семейное счастье». Однако роман Толстого пошел по совершенно иному пути. Три года храня в сердце любовь к Софье, Толстой все же женится на ней, и на их долю выпадает огромное счастье, о котором Лев и мечтать не смел. В лице своей жены он обретает верного друга и незаменимого помощника практически во всех делах. В жизни Толстого наступает самый светлый период: упоение семейным счастьем, устойчивость материального состояния, неисчерпаемое литературное вдохновение. Брак Льва и Софьи не был бездетным: в 1863 году на свет появился Сергей, а в 1864-м родилась Татьяна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector