Логотерапия виктора франкла

Экзистенциальный вакуум

Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас волнует другая проблема – разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» .

По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.

Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос. Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна. Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.

Качество жизни человека, которого «поглотил» экзистенциальный вакуум, снижается в геометрической прогрессии. Одни из тревожных звоночков – угнетенность общего состояния, апатия, нежелание вести активную, направленную на созидание жизнь.

Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По мнению ученого, именно в выходной день человек наиболее часто думает о смерти, заглушает внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества). Если в будни мысли заняты рабочими делами, то в выходной «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя в полной красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной – то время, когда люди чаще всего размышляют о смерти и суициде.

Основные концепции

Согласно Франклу, логотерапия основывается на трех понятиях: свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни. Концепция логотерапии утверждает, что движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых человеческих свойств, по мнению Франкла, является воля к смыслу, которую Франкл противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству, самоутверждению, направленному на компенсацию комплекса неполноценности и фрейдовскому принципу удовольствия. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом, о котором писали философы-экзистенциалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

В 1950—1960-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия

В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной:

  • созидание;
  • получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути;
  • нахождение смысла в жизни, в том числе в страданиях.

Франкл подчёркивает, что третий путь — путь нахождения смысла в страданиях — нужно использовать, только если недоступны первые два. Третий путь Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время холокоста, и этот путь помог ему вынести ужасные муки. В своей книге Франкл приводит такой пример нахождения смысла в страданиях:

Методы и техники

В логотерапии используется 3 основные техники работы с пациентами.

Логоанализ

Автор техники — один из учеников Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо. Сам он называл её инвентаризацией.

Методика логического анализа жизни человека, детальный разбор по полочкам его ценностей, обучение взгляду на себя внутреннего со стороны. Используемые приёмы:

  • расширение поля сознательного знания,
  • стимулирование творчества.

Логотерапевт пошагово расписывает пациенту, как надо действовать. Полученные результаты совместно обсуждаются. Полный курс лечения — 1,5 года.

Парадоксальная интенция

Автор техники — сам Виктор Франкл. Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Методика предполагает намеренное стремление захотеть то, чего человек боится (в случае с фобиями). Примеры:

  • при бромгидрофобии (боязни вспотеть) — стараться каждый раз вспотеть ещё сильнее, чем раньше, поставить новый рекорд,
  • при кинофобии (боязни собак) — намеренно завести себе питомца,
  • при талассофобии (боязни моря) — отправиться отдыхать на морской курорт.

С помощью парадоксальной интенции можно вылечить практически любую фобию. Известны реальные случаи выздоровления уже через неделю активного применения методики.

Дерефлексия

Автор техники — Виктор Франкл.

Заключается в том, чтобы полностью отключиться от собственных переживаний, забыть про них, направив всю энергию во внешний мир. Применяется при лечении нарциссизма, депрессии, невроза и даже сексуальных дисфункций. Человек учится постепенно отводить на второй план то, что его беспокоит, заменяя мыслями о других.

Например, при завышенной самооценке пациенту предлагается устроиться волонтёром, заняться благотворительностью.

При депрессии устраивают групповую терапию, при этом логотерапевт выступает лишь в роли направляющего, а не ведущего: пациенты должны заниматься проблемами друг друга, но не своими.

При половой дисфункции предлагается акцентировать внимание на партнёре, а не на собственном дискомфорте и фиаско. Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально

Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально.

История создания

Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.

Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.

Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.

Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.

Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.

На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.

В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.

В 1945 его освободили. Буквально сразу из-под его пера выходит книга «Сказать жизни ДА» о пребывании в концентрационном лагере, получившая известность во всём мире.

Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.

Основы логотерапии

Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.

Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед. В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.

Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом. Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных. Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.

Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого. Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность — залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается. Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.

3 основных принципа логотерапии

Три основных принципа или основы логотерапии следующие:

  1. Свобода воли.
  2. Воля смысла.
  3. Смысл жизни.

Свобода воли

Свобода воли развивается через особую человеческую способность, известную как «самоудовлетворение». Это возможность видеть, принимать, регулировать и визуализировать себя. Согласно учению Франкла, это дает нам свободу от трех источников влияния:

  1. Инстинкты.
  2. Наследие.
  3. Окружающая обстановка.

Человек обладает всеми этими тремя вещами, но они не определяют нас. Мы свободны от этих трех аспектов. Человек свободен быть ответственным, потому что он свободен. 

Из этого экзистенциального анализа человек несет ответственность за реализацию смысла и ценностей. У человека есть призыв осознать смысл своей жизни и те ценности, которые придают ему смысл. Человек является единственным ответственным за этот призыв.

Воля смысла

Воля смысла и самопреодоление, которое характеризует людей, тесно связаны. Человек всегда указывает за пределы себя, на значение, которое он должен сначала открыть, и чью полноту он должен достичь. Воля к удовольствию(Фрейд) и воля к власти(Адлер) ведут человека к имманентности. Однако эти концепции противостоят самопревосхождению и могут нарушить наше существование.

С точки зрения логотерапии удовольствие и сила — это последствия достижения цели, но не сама цель. Поэтому люди, которые стремятся только к удовольствию или власти, живут в отчаянии. Они чувствуют себя втянутыми в огромный экзистенциальный вакуум. Воля к смыслу не ищет силы или удовольствия. Он даже не ищет счастья. Его цель — найти аргумент — причину — быть счастливым.

Смысл жизни

Два упомянутых нами принципа говорят о человеке, готовом встать перед жизненными обстоятельствами, с полной свободой, основанной на значении, которое передает это. Это профиль человека в поисках смысла. Жизнь имеет смысл. Это значение уникально для каждого из нас. Таким образом, наш долг как сознательных и ответственных существ состоит в том, чтобы открыть нашу собственную версию этого значения.

Мы делаем это по трем основным каналам, которые относятся к трем категориям ценностей.

  1. Иногда это направляет нас к реализации творческих ценностей.
  2. В других случаях это будет влиять на нас с опытом. Например, когда мы наблюдаем закат или кто-то держит нас за руку.
  3. В других случаях мы столкнемся с ограничениями самой жизни (смерть, страдание).

В любом случае жизнь всегда будет содержать скрытый смысл до конца. Это неотразимый, постоянный призыв открыть и осознать это. Это три основополагающих принципа логотерапии Виктора Франкла. Как мы уже видели, это гуманистически-экзистенциальный взгляд на людей. И это может быть трудно понять, если мы не знакомы с экзистенциализмом. 

Цели логотерапии

Психоанализ Франкла основан на методике погружения в себя. Многие называют это самокопанием, но именно такой подход дает возможность полностью погрузиться в свою жизнь и проанализировать все ситуации. Иногда ответ на вопрос находится практически на поверхности, но найти его можно только пройдя все этапы самоанализа.

Вместе с психотерапевтом пациент обсуждает все важные события в своей жизни, он анализирует разочарования, радости и горести. Каждое событие и эмоция постепенно подводит к пониманию своего смысла жизни. Ведь жизнь состоит из массы различных взаимосвязанных моментов, составляющих в конечном итоге дорогу, по которой можно прийти к важным решениям.

Если рассматривать человеческую сущность, как стремящуюся к познанию и обретению смысла, то любой невроз и депрессию можно вылечить с помощью логотерапии. Ведь она дает пациенту возможность найти себя и обрести в любой ситуации смысл. Франкл утверждал, что в различных жизненных ситуациях существует свой смысл. К тому же он в своих трудах писал, что всегда существует общий смысл, ведущий личность по своему пути и являющийся ее предназначением. Но в различных перипетиях не стоит забывать и о многих смыслах, которые позволяют выживать и двигаться вперед. Нахождение их позволяет преодолеть любую трудность и вернуться на свою основную жизненную дорогу.

Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии

Франкл — фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.

Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.

В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия. Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией. Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.

В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.

Логотерапия в психологии

Логотерапия и экзистенциальный анализ – методы экзистенциальной психологии, выросшие из психоанализа. Логотерапия происходит от греч. logos – слово, therapeia – забота, уход. Психологи-логотерапевты видят своей задачей помочь обрести человеку утраченные смыслы или создать новые. Очень хорошо зарекомендовала себя логотерапия в лечении неврозов.

Основатель логотерапии

Логотерапия Франкла кратко: «Человек постоянно нуждается в смысловом сопровождении своих действий, задач, ситуаций, поступков». Логотерапия была основана Виктором Франклом, австрийским психиатром и психологом, прошедшим немецкий концентрационный лагерь. Все его методы пропущены через себя и узников доказали свою эффективность, что в любых ситуациях можно выжить и сказать жизни: «Да!».

Логотерапия – исследования

Основы логотерапии Франкла базируются на его исследовании и представлении человека как трехмерной модели, в горизонтальном измерении это психическое и физическое ядро личности, и в вертикальном духовное (ноэтическое). Все вместе это неделимое целое. Духовное отличает индивида от животного. Все три сферы находятся в некоем напряжении между внутренним содержанием и внешним миром, стремление постигать новое, находить новые смыслы взамен устаревшим – это и есть цель человека.

Виды логотерапии

Виды и методы логотерапии дополняются последователями В. Франкла , но неизменность того, что было выстрадано и опробовано на тысячах людей, говорит о том, что методы рабочие и актуальны сегодня. виды техник логотерапии:

  • парадоксальная интенция;
  • дерефлексия;
  • логоанализ.

Задачи логотерапии

Принципы логотерапии осуществляют основную ее задачу: обретение персонального смысла, помогающего идти дальше, творить, любить и быть любимым. Смысл может быть найден в одной из трех сфер: творчество, эмоциональное переживание, сознательное принятие ситуаций, которые человек не в силах изменить. Приоритет в ценностях В. Франкл отдает творчеству, определяя человека как творца. А в эмоциональных переживаниях – любви.

Показания к применению логотерапии

Логотерапия рассчитана на людей и в здравии и в болезни, цель логотерапии не навязать человеку смысл, который видит терапевт, но помочь отыскать его, здесь вся ответственность лежит на пациенте. В. Франкл обозначил 5 сфер применения логотерапии:

  • психогенные неврозы;
  • не поддающиеся излечению соматические заболевания;
  • социогенные явления (чувство опустошенности, экзистенциальный вакуум);
  • социогенное сомнение (ятрогенные неврозы, фрустрации);
  • отчаяние.

Философские основы логотерапии

Франкл описал метаклинические последствия логотерапии в своей книге «Воля к значению: основы и применения логотерапии» . Он считал, что не существует психотерапии, кроме теории личности. Как экзистенциальный психолог, он по своей сути не соглашался с «моделью машины» или «моделью крысы», поскольку она подрывает человеческие качества людей. Как невролог и психиатр, Франкл разработал уникальный взгляд на детерминизм, сосуществующий с тремя основными столпами логотерапии (свободой воли). Хотя Франкл признал, что человек никогда не может быть свободным от всех состояний, таких как биологические, социологические или психологические детерминанты; основываясь на своем опыте жизни в нацистских концлагерях, он считал, что человек «способен сопротивляться и выдерживать даже самые худшие условия». Поступая так, человек может отстраниться от ситуаций и себя, выбрать отношение к себе и определить свои собственные детерминанты, тем самым формируя свой собственный характер и становясь ответственным за себя.

Избранные теги:

Основные положения

Чтобы понять, что такое логотерапия, достаточно обратиться к ее главным положениям.

Ключевые понятия:

1. Воля к смыслу. Виктор Франкл считает ее, даже без прочих составляющих, достаточной мотивацией для личности. Поиск предназначения приводит к душевному напряжению вместо сбалансированности, но именно эта деятельность – залог благополучия. Живя без смысла или без цели в жизни, человек испытывает фрустрацию, которая может привести к саморазрушению. Все люди нуждаются в мотивации.

2. Смысл жизни. Франкл, согласно логотерапии, видит его исключительно в процессе движения, а не в изобретениях и выдумках. Каждый несет собственное предназначение, и оно бывает совершенно разным, завися от внешних условий.

Принципы клиент центрированной терапии Роджерса

Человек всегда получает то, с чем он в силах справиться, и источником задач является сама жизнь. Логотерапия считает, что, идя к смыслу, ответственный и духовно развитый человек способен сделать лучше себя и мир вокруг, применяя знания о смысле ситуации и совершая соответствующие действия. При этом смысл жизни постоянно меняется, ведь жизненные ситуации не стоят на месте.

3. Свобода воли. Свобода воли базируется на человеческой свободе и возможности самоопределения. Она позволяет контролировать себя и свести на нет симптомы, к нормальной жизни. Свобода заключается в духовной целостности и способности организовывать жизнь вокруг себя. Свобода воли относится к опыту. Ключевой вопрос, отвечающий, насколько свободна воля, это то, насколько истинным является опыт.

Также в своих работах Виктор Франкл говорит о том, что нет способов полностью отнять у человека свободу. Центр личности сохраняется даже при тяжелых психических заболеваниях. Задача логотерапевта – найти здоровую сторону личности и установить контакт с ней, сделать все для того, чтобы человек понял, что он имеет и на что способен.

Виды психотерапии

В обществе существуют ценностные и смысловые нормы и правила, сложившиеся в процессе эволюции. Эти установки также могут быть смыслом. Их можно разделить на три основные группы:

  • Ценности творчества.
  • Ценности переживания.
  • Ценности отношений.

К ценностям творчества относится то, что создано для мира; переживаний – полученный опыт; отношений – сложившаяся судьба, на которую нельзя повлиять.

Как определяет Виктор Франкл, основные понятия логотерапии также включают совесть. О ней он говорит как об «органе бытия», считая основным компонентом личности. Совесть, как полагает ученый, направляет человека в попытках обрести смысл.

Самотрансценденция

Поиск смысла жизни не безнадежен. Его можно найти, но для этого придется «выйти за пределы собственного Я» . Чем чаще человек выходит из своих проблем, пытается объективно посмотреть на них и на окружающую действительность, тем больше шансов найти тот самый смысл. Этот феномен называется «самотрансценденция», он является основным условием качественной жизни.

Необходимо уходить от пассивной позиции жертвы обстоятельств, разрешить себе совершать поступки, жить активно. Созидательная деятельность – в основе этой активности. Чем больше полезных действий, которые направлены на позитивное изменение окружающей действительности, человек совершает, тем быстрее он придет к осознанности. В один прекрасный момент ответ на вопрос о собственном предназначении окажется очевидным.

Смысл в помощи. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть и в рамках собственного окружения. Смысл в творчестве, в создании прекрасного, в продолжении рода и самосовершенствовании. Смысл жизни у каждого свой, он неповторим и порой может быть непонятным окружающим.

3 уровня осмысленности

По мнению Франкла, смысл – величина непостоянная, он меняется с течением жизни и переходит на новую ступень в рамках индивидуального духовного развития человека.

Ученый выделяет 3 уровня смысла:

  1. Ежедневный смысл, который достигается 3 путями: совершением поступка, переживанием ценности (например, когда человек восторгается красотой природы), путем страдания (связан с поиском собственного отношения к неизбежной конечности существования всего в этом мире).
  2. Смысл момента. Возможность чувствовать необходимость каждого мгновения жизни, быть благодарным, даже если он приносит страдания.
  3. Наивысший смысл, который проявляется на уровне мироздания.

Смысл жизни возможно потерять, но не утратить. Он не уходит даже в безнадежных ситуациях. Чтобы его найти, требуется колоссальная работа над собой, которая происходит ежеминутно.

Франкл говорит о сверхсмысле, который недоступен человеку. Людям не удастся его понять, как «и ветвям не понять смысл дерева». Однако в него необходимо верить. Эта вера имеет большое терапевтическое значение, она, как внутренний стержень, не позволяет человеку броситься в бездну бессмысленности. Благодаря ей рождается понимание, что все в этом мире не случайно.

Ученый также называет нам явления, которые не могут стать смыслом жизни. К ним относятся:

  1. радость (она всегда направлена на объект);
  2. удовольствие (оно является удачным следствием удовлетворения наших потребностей, стремлений);
  3. счастье (оно не может быть конечной целью, это путь и состояние человека).

Психологическая теория личности

Что такое психологическая теория? Теория – это система взаимосвязанных принципов, взглядов, представлений и идей, направленная на истолкование и объяснение каких-либо реальных явлений. Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе. С одной стороны, теория объясняет прошлые и настоящие события в жизни человека, его прошлое и настоящее поведение, а с другой – предсказывает…

Парадоксальная интенция

Данный метод доказал свою эффективность в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение пациента в замкнутый круг. Пациент боится и определенных ситуаций и старается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает тревогу и новые страхи. В результате невроз усиливается, а заболевание начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.

Парадоксальная интенция погружает человека в проблему и дает ему возможность встретиться со своими страхами. Это прерывает замкнутый круг, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревоги и невротических симптомов. Человек сам меняет свое отношение к ситуации, а следовательно, поведенческие стереотипы.

Женская психология — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Женская психология», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Немного истории

«Логотерапия» в переводе с греческого означает буквально «лечение словом, речью» (logos – слово, thererapeia – уход, лечение). Это направление во многом основывается на положениях психоанализа, однако, неразрывно связано с гуманистической психотерапией.

В основе логотерапии – экзистенциализм, объектом изучения которого является человек и его внутренние переживания, поиски смысла собственного бытия. Термин «экзистенция» активно использовал в своих трудах Кьёркегор. Свою лепту в развитие этого направления психологии внесли Э. Фромм, Ф. Пёрлз и др. Например, Пёрлз считал, что разработанное им направление гештальтерапии является одним из видов экзистенциальной психотерапии .

Однако, наибольшее развитие экзистенциальный анализ получил благодаря австрийскому ученому В. Франклу. Именно ему мир обязан появлением логотерапии и ее популяризации в обществе.

В. Франкл родился в Вене в 1905 году.  Ранние годы жизни тесно связаны с психоанализом: Франкл был учеником Фрейда. Однако уже в 30-х годах ученый увлекается работами экзистенциальных философов Ясперса и Шелера. Так, Виктор Франкл начал разработку собственного учения, в основе которого прослеживались положения психоанализа и экзистенциальной школы.

В 1938 году ученый впервые употребил в своих работах 2 ставших знаменитыми термина: логотерапия и экзистенциальный анализ.

Виктор Франкл – человек с непростой судьбой, как, впрочем, многие его современники, в жизнь которых стремительно и безжалостно ворвалась Вторая Мировая война. В 1943 – 1945 гг. ученый попадает в концентрационный лагерь. Здесь он на собственном опыте опробовал теоретические положения экзистенциализма и нашел подтверждение гипотез, выдвигаемых в рамках логотерапии.

Позже свои эмоции и умозаключения Виктор Франкл описал в статье «Психолог в концентрационном лагере». Это труд, который не оставляет равнодушным даже самых скептически настроенных оппонентов экзистенционального анализа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector