Психические заболевания

Понятие и суть

В психологии понятие «проблема» имеет несколько значений. Чтобы выделить трудности, имеющие психологический характер, нужно ориентироваться на корень их возникновения. У психологической проблемы он внутренний: связан с представлением человека о мире, самом себе, межличностных взаимодействиях.

Психологические проблемы часто имеют неявные симптомы и мешают реализации в нескольких жизненных сферах. Можно выделить 4 основные зоны, которые затрагивают психологические проблемы:

  1. Индивидные трудности. Тесно связаны с телесностью. Человек, имеющий расстройства в этой сфере, часто имеет проблемы с физическим здоровьем. У него есть явные или мнимые изъяны во внешности, сексуальная дисфункция, возможна инвалидность или хроническое заболевание.
  2. Субъектные трудности. Связаны с выполнением целенаправленных действий. Люди, имеющие проблемы в этой сфере, имеют слабую волю, низкий уровень интеллекта, у них недостаточно мотивации для саморазвития. Субъектные проблемы не только ограничивают возможности, но и мешают искать пути выхода из сложных ситуаций.
  3. Личностные трудности. Препятствуют человеку быть полноценным членом общества, участвовать в социальной жизни. У таких людей заниженная самооценка, они не чувствуют себя частью группы.
  4. Индивидуальные трудности. Связаны с самореализацией. Самый сложноосознаваемый тип проблем, поскольку тяжело поддается описанию и классификации. К таким проблемам относятся страхи, связанные с жизненными потерями: внезапная смерть близких, заболевания, ощущение пустоты, потеря смысла жизни.

Психологические проблемы есть практически у каждого человека, но уровень психологической грамотности остается низким. Часто человек проживает с проблемой всю жизнь, не догадываясь, что от нее можно избавиться

Поэтому важно уметь замечать симптомы и вовремя от них избавляться.

Потеря смысла жизни

Кризисы семьи

Специалисты связывают психологические проблемы семьи с семейными кризисами, возникающими примерно в один и тот же период у разных пар.

Замечание 1

Причины семейных кризисов, их проявления и способы их разрешения у каждой пары свои.

В период кризиса психологические проблемы характеризуются снижением уровня интимной близости, агрессивными проявлениями, отсутствием понимания партнера.

В этот период часто возникает чувство одиночества, отсутствуют совместные планы и общие темы для разговора.

Кризисы для большинства пар возникают в следующие временные периоды:

В первый год совместной жизни – в это время осознается то, что партнер может иметь на жизнь, быт, семейные обязанности, совсем другие взгляды. Нежелание пойти на компромисс делает кризис ещё глубже, поэтому многие семьи в этот период рушатся. Причиной кризиса может быть беременность и рождение ребенка, ответственность за которого и общая усталость приводят к проблемам во взаимоотношениях;
Семь лет брака, когда возникает кризис однообразия, приедается даже положительная стабильность и достаток. В этот период могут появиться связи на стороне как у одного из партнеров, так и у обоих. Это попытка внести в свою жизнь что-то новое;
Четырнадцать лет брака – данный период психологи относят к самому сложному, потому что супруги значительно отдаляются друг от друга, их интимная близость почти отсутствует

На этом этапе женщина начинает уделять внимание своей карьере, а у мужчины появляется любовница;
Кризис совместного одиночества наступает, когда дети покидают дом родителей и только иногда их навещают. У супругов появляется много ничем не занятого свободного времени, а взаимодействие становится ненужным и непривычным.

Кризисные явления могут возникнуть с утратой рабочего места кого-то из супругов, в результате чего происходит резкое сокращение семейного дохода, со сменой места жительства, с болезнью одного из супругов, с рождением ребенка-инвалида, по рабочим или другим обстоятельствам длительное отсутствие одного из супругов дома.

Психологические семейные проблемы в кризисный период разрешаются с помощью специалиста-психолога.

Кроме рекомендаций специалиста, супругам можно следовать простым советам – в первую очередь, важно научиться слушать и понимать партнера, избавиться от желания частой критики, оказывать друг другу поддержку. Стремиться к тому, чтобы не выставлять своих желаний в форме требований, а делать это корректно, работать над собой, чтобы быть интересным для партнера человеком – это поможет не только возобновлению отношений, но и окрасит жизнь новыми красками

В любой ситуации важно найти точки соприкосновения, например, чаще вместе отдыхать. Возможно, эти советы помогут преодолеть кризис и сохранить семью

Проблема личности в психологии

Во всей системе гуманитарного знания одной из центральных проблем является проблема личности. Изучающие личность теоретические дисциплины очерчивают её образ по-своему, под своим углом зрения.

Проблему личности по-своему анализирует и философия. С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Личность нельзя познать извне. Н. Бердяев рассматривает личность как что-то неповторимое, уникальное, самоценное, суть которой заключается в её свободе, в духовной реальности, в торжестве свободы над рабством.

Основная часть философов считали, что индивид только тогда становится личностью, когда не замыкается в себе, а вступает в сложные отношения с другими.

В психологической науке понятие личность относится к базовым категориям и широко применяется. Традиционно в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности.

Замечание 3

Слово «личность» в древнегреческом театре обозначало маску, которую надевали актеры перед выходом на сцену. Постепенно это понятие наполнялось новыми смысловыми значениями.

Сегодня в слове личность выделяют два основных смысла:

Несовпадение собственных характеристик человека, с содержанием той роли, которую он выполняет;
Социальная типичность исполняемой роли, открытость её другим людям.

Относительно личности в психологической науке можно говорить о четырех аксиомах:

  • Личность присуща каждому человеку;
  • Личность есть то, что отличает людей от животных;
  • Личность является продуктом человеческого развития. Она возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
  • Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, отличающая его от других людей.

Замечание 4

На Западе представления о личности как о системе ролевого поведения, нашли отражение в ролевой теории личности, которая в отечественной психологии подвергается резкой критике. По этой теории получается, что человек, включенный во множество социальных групп и, занимая в каждой группе определенное положение, в разных ситуациях должен вести себя по-разному, т.е. выступать в разных ролях. Но, личность это то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность – это человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.
Являясь центральной и обобщающей категорией психологии, это понятие не имеет четко выработанного определения, которое было бы признано всеобъемлющим и бесспорным.

Обобщая взгляды на природу и механизмы личностного развития, можно назвать общие моменты:

  • Личность – это особое качество человека, приобретаемое в обществе, личностью не рождаются, ей становятся;
  • Личность характеризует человека со стороны общественных связей и отношений. Личность обозначает особый способ существования человека как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
  • Способность человека действовать свободно, самостоятельно, ответственно, являются сущностью личности. Личностное поведение является поведением по собственному свободному выбору;
  • Личность – это постоянное развитие.

Внимание на субъективном мире личности, его структуре, закономерностях формирования и развития акцентирует психология

Кто, кроме меня?

Больше же некому! Некому сделать, например, генеральную уборку. Представьте себе: полный дом народу, а уборку сделать некому! Некому доверить!

Я могу делать уборку даже ночью! Потому что я терпеть не могу грязь. Разве можно оставить её на следующий день? Мне вообще всё легче сделать самой, чем кого-то попросить и кому-то доверить. А потом ещё жалуюсь, что никто ничего не делает. А ведь я сама их к тому приучила!

Генеральная уборка — это ещё мелочи.

Гиперответственность в повседневной жизни

Люди, у которых есть чувство гиперответственности, склонны брать на себя ответственность за всех вокруг. Так, женщина может мучиться виной оттого, что познакомила подругу с мужчиной, и у них не заладилась семейная жизнь. Ну и что, что она их не ссорила? Познакомила же! Теперь оба несчастны…

Когда человек страдает гиперответственностью, он берёт на себя слишком много. Так много, что забывает про себя, свои проблемы и переживания. На первый план выходят чувства и беды других. Причем, никто на него не возлагает своих проблем, он сам берёт их и мучительно переживает, что не может обустроить вокруг идеальную жизнь.

Переживания лишают человека покоя и радости. Он постоянно чувствует ответственность за всё происходящее, хочет всех спасти и уберечь. Хочет истребить всю пыль на планете, помирить рассорившихся, защитить угнетённых и наказать провинившихся. Экий судья! Чистильщик системы! Мне кажется, или в этом есть что-то от мании величия?

Что такое гиперответственность, я знаю по себе. Хотите пример? Пожалуйста. У моей старшей сестры то и дело возникают проблемы личного характера, и я каждой клеточкой мозга чувствую, что должна их как-то решить. Нет, не влезть не в своё дело, а именно решить. Чтобы всем, наконец, стало хорошо.

Другая моя сестра не может найти спутника жизни. И это снова не моя проблема (если это вообще проблема). Но я и за это переживаю так, будто когда-то с меня спросят за то, насколько хорошо она устроилась в жизни.

Когда в моей семье возникает какая-то проблема, я понимаю, что те, кого она непосредственно касается переживают в разы меньше, чем я. Вот и надолго ли меня хватит? Я вообще удивляюсь, как в этом месяце смогла заработать деньги, учитывая, что все мысли у меня — о чужих проблемах?

Итак, диагноз ясен, будем искать лекарство… Что делать с гиперответственностью?

Семья в современном мире

Молодые люди создают семью для того, чтобы удовлетворять свои психологические потребности в любви, заботе, безопасности и др.

Партнеры, прежде чем вступить в союз должны побывать в разных обстоятельствах – это может быть совместный отдых, обычная жизнь, знакомство с родственниками и друзьями, какие-то сложные ситуации.

У молодых людей не должно быть ощущения внутреннего компромисса, что он готов потерпеть что-то в своем партнере. Если в семейной жизни потребности человека удовлетворяются, то он счастлив, в противном случае возникает проблема, если к этому приходится прилагать усилия.

В здоровой семье разумные потребности каждого её члена удовлетворяются, что достигается уважением, сходством взглядов, ценностей и интересов.

В проблемных семьях этого не происходит, поэтому члены такой семьи испытывают недостаток в тепле, чувство стыда за кого-то из своих близких.

Подобные семейные трудности приводят к противоречиям и конфликтам и если отношения не будут гармонизированы, напряжение будет нарастать.

Семья в наше время – это опора, но как ни странно, люди в меньшей степени готовы вкладывать силы и время в развитие семейных отношений и их сохранение.

Для семейной пары характерно «равновесие недостатков» двоих, которое постоянно нарушается и восстанавливается – в этом случае пара остается «живой».

Когда же в отношениях ничего не происходит, и ситуация застывает, а перемены болезненны, тогда кто-то из супругов обращается за помощью к психотерапевту, хотя это происходит очень редко.

Психотерапия позволяет увидеть ситуацию по-новому, перестроить отношения, разрушить старую модель семьи, дает шанс обновить семейные отношения.

Во взаимоотношениях огромное количество семей испытывают трудности. Возможная причина заключается в том, что общество медленно приходит к осознанию изменившейся роли семьи, к необходимости творческого личного к ней отношения.

Многие семьи рассчитывают на то, что «всё образуется само собой» и если этого не происходит, то всегда можно списать на кризис. Хотя семейный кризис наступает не в семье, а в голове.

Исследуя проблему семейных отношений, и обратившись к опыту счастливых семейных пар, психологи раскрывают ключевые моменты счастливого семейного союза — это признать право партнера быть другим и принять его индивидуальные черты и сформулировать различия между собой и увидеть его (её) какой он есть. Обозначить пункты, где есть готовность уступить, дополняя друг друга, а не противопоставляя.

Пока между супругами есть любовь и гармоничные сексуальные отношения, есть доверие, уважение, то для них всё возможно

Любой паре важно видеть свое будущее, чтобы двигаться вперед

Способы, как уменьшить внутренний накал напряжения

Первый способ.

Следует погрузиться в своё переживание, отключив мыслительный процесс и порадоваться состоянию эмоционального подъема. Спустя время состояние придёт в норму.

Пребывание в состоянии радости способствует отрегулированию эмоций и даёт возможность почувствовать приток силы, идущий за этим состоянием. Испытав эмоциональный подъем, появляется работоспособность, озарение, куда направить свои усилия, приходит вдохновение к творчеству.

Второй способ.

Если не удаётся самостоятельно погрузиться полностью в радостное переживание (без привлечения друзей), нет понимания, как выключить свой ум, то в этом случае следует переключить свой ум на что-то другое, занять ум другим вниманием. В данном случае для переключения внимания надо использовать самоприказ (короткая установка самому себе)

При этом человек не просто говорит себе (дыши медленно, расслабься), но и выполняет в ту же секунду эти действия

В данном случае для переключения внимания надо использовать самоприказ (короткая установка самому себе). При этом человек не просто говорит себе (дыши медленно, расслабься), но и выполняет в ту же секунду эти действия.

Сняв завышенное напряжение, можно в спокойном состоянии направлять свою силу и энергию на действия

Важно не сбросить полностью напряжение, а привести к уравновешиванию своё состояние, чтобы результативно применять энергию эмоционального накала

Быстрые способы нормализовать состояние:

– счёт до десяти;

– прогулка на свежем воздухе;

– протереть виски, лоб кусочками льда;

– перевести взгляд с одного предмета на другой, подмечая их внешний вид;

– подойти к окну и рассмотреть окружающий вид;

– медленно выпить стакан воды;

– принять душ;

– послушать приятную музыку.

Если не снять накал эмоций, и принять решение на пике этого состояния, то, есть вероятность совершения неэффективного поступка или промаха, о котором позже будет сожаление.

Если урегулировать свои эмоции, то активность переадресуется на действия. Почувствовав прилив сил, можно совершать разумные действия и получать удовольствие от процесса, увеличивая свою силу по кругу. Это хорошее состояние, когда человек что-то делает и у него всё получается. Далее он использует это состояние, чтобы сделать как можно больше и лучше. Самое главное это не отдаваться полностью процессу, делать себе перерывы на отдых. Поскольку если растратить энергию только на работу, то это обернётся упадком сил или некачественно выполненной работой, а впоследствии нежеланием заниматься этим видом деятельности.

После снятия накала напряжения, не всегда удаётся приступить к какому-то большому делу сразу. Можно для такого момента приготовить список дел, которые нередко откладываются на потом, и держать его под рукой. Выбрав любое дело из списка, необходимо его сделать на пике энергии. Существует большая вероятность, что оно будет выполнено и это даст разгон для более существенного начинания.

Итак, мощный энергетический накал следует пережить, слегка ослабив напряжение, но не расходуя его впустую например, на пустые разговоры, просмотр телевизора или соц.сети. Сняв завышенное напряжение, можно делать значимые дела, не забывая при этом об отдыхе для сохранения трудоспособности.

Важно помнить, что эмоциональные подъемы и спады сменяют друг друга. По большому счёту, цикл «эмоциональный подъем – спад» оказывается неполным

Правильнее выстроить следующую цепочку «подъем – активность – спад – упадок сил – депрессивный настрой», поскольку физически быть всегда энергичным, полным сил и жизнерадостным невозможно. Если эмоциональный подъем переходит в фазу активности, то в этом случае полный спад не наступает. Если же энергетические ресурсы будут все исчерпаны, а организм эмоционально истощён, то после спада может наступить депрессивный настрой. Задача человека суметь контролировать свои эмоциональные подъемы и спады, поддерживать себя в непрерывном состоянии душевного покоя. При наступлении депрессивного настроя искать методы возобновления психологического равновесия.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Упражнение «Саморегуляция отношения к другому человеку»

1. Вспомните и запишите ситуацию, которая вызывает у вас отрицательные эмоции и чувства по отношению к другому человеку__________
2. Дайте название эмоциям (чувствам), которые вы испытываете по поводу этой ситуации в настоящий момент________________________
3. Осознайте и запишите, что происходит с вашим дыханием, когда вы думаете об этой ситуации______________________________________

В случае необходимости нормализуйте дыхание: замедлите его, сделайте глубоким и ритмичным, удлините фазу выдоха.
4. Осознайте локализацию дискомфортных ощущений в теле. Запишите, где у вас возникает ощущение напряжения, боли или сниженного тонуса мышц (вялость и т. п.) при мыслях о ситуации. Нормализуйте свой мышечный тонус, используя изученные техники _________________
5. Проанализируйте и запишите, какие ваши ожидания относительно этой ситуации не оправдались, какая человеческая ценность наиболее важна для вас в данной ситуации (список ценностей см. в занятии 1), какой вид субъективного управления вы проявили в этой ситуации (классификацию видов субъективного управления см. в занятии 2).

Для примера проанализируем следующую ситуацию: ваш друг опоздал на встречу к вам, и вы высказали ему свое недовольство в категоричной форме. Вероятно, вы ожидали, что друг придет на встречу вовремя

Если это так, то важной для вас человеческой ценностью является пунктуальность. Так как вы обвинили друга в том, что он опоздал, то вы проявили вид субъективного управления «обвинение других».
6

Возьмите ответственность за свои ожидания: осознайте, что они — продукт вашего мышления, то есть вы сами их создали, а значит, можете их изменить. Предположите и запишите, что вам следует изменить в своих ожиданиях, чтобы предотвратить возникновение у вас дискомфортного состояния._________________________________________________

7. Представьте себя на месте другого человека в описанной вами ситуации и попытайтесь понять, какого поведения он ждал от вас, какие его ожидания не оправдались, какие ценности для него являются значимыми, какой вид субъективного управления он проявил в этой ситуации.

8. Запишите мотивы действий другого человека, которые могли бы объяснить (в идеале, оправдать) его поведение.
___________________________________________
9. Осознайте и запишите эмоции, которые вы испытываете по отношению к другому человеку в настоящий момент (если эти эмоции негативные, то вернитесь назад и проделайте шаги 5–8).
___________________________________________
10. Продумайте и запишите желательные для вас варианты своего поведения в подобной ситуации в будущем:
Мои действия по предотвращению подобных ситуаций:
___________________________________________
Мои действия по изменению ситуации в случае попадания в нее:
_________________________________________
Мои действия по изменению отношения к ситуации в случае невозможности ее предотвращения или коррекции:
_________________________________________
Комментарий к упражнению. При выполнении упражнения вы использовали технику саморегуляции своего отношения к другому человеку. (приложение «Техники для саморазвития»). Эту методику эффективно применять в тех случаях, когда у вас возникнет дискомфортное состояние, связанное с неоправданными ожиданиями по отношению к другому человеку. Данная техника является необходимым условием конструктивного взаимодействия с другими людьми: в агрессивном состоянии невозможно донести до собеседника свои мысли, поскольку он, в первую очередь, реагирует на ваше состояние, и не вдумывается в ваши слова.
Итак, вы познакомились с техникой саморегуляции своего отношения к другому человеку. Если у вас возникли трудности при нахождении мотивов, оправдывающих поведение другого человека, то, вероятно, у вас завышенные требования к определенным значимым для вас ценностям (они превратились для вас в сверхценности). Психологическая практика показывает, что требовательный человек очень часто имеет высокие запросы не только к другим, но и к себе, а следовательно, для него вероятна внутренняя агрессия по отношению к себе.
Осознать свои сверхценности и снять их с пьедестала вам поможет освоение шагов саморегуляции своих ожиданий в отношении значимых ценностей и нейтрализации внутренней агрессии по отношению к себе. Познакомьтесь с техникой саморегуляции своего отношения к себе, выполнив следующее упражнение:

Агрессивность как социально психологическая проблема

На сегодняшний день во всем мире отмечается как частичная, так и полная дестабилизации всех областей жизни, и в подобной ситуации многие масс-медиа еще больше усугубляют положение вещей, пропагандируя насилие в разных его проявлениях. Безусловно, все это отрицательным образом оказывать влияние на психику человека, формируя напряжение, негативизм, раздражительность, чувство тревожности, озлобленность, насилие и жестокость, что, бесспорно, находит проявление в поведении и действиях людей, формируя у них стойкую характеристику личности – агрессивность.

Определение 3

Агрессивность – психическое явление, которое выражается в стремлении к действиям насильственного характера в межличностных отношениях.

Агрессивность может проявляться как психический процесс или состояние, но может быть свойством личности и даже чертой характера, так же может быть итогом недостаточного воспитания или симптом заболевания психики.

Но также необходимо помнить о том, что агрессивность и агрессия человека не должны пониматься исключительно только как отрицательные феномены, деструктивно влияющие на его жизнь. Достаточно часто определенный уровень агрессивности нужен каждому человека, представляясь необходимым элементом его инстинкта самосохранения и защиты (как физической, так и психологической).

Виды психологических проблем

Психологические проблемы могут быть «внешними» и «внутренними», но те и другие угнетают человека.

Внешние проблемы являются следствием взаимоотношений с окружающими, а внутренние проблемы – это следствие особенностей психологического мира самого человека.

Психологические проблемы делить на подвиды достаточно сложно, потому что любой внутренний конфликт распространяется и на другие сферы, но, тем не менее, психологические проблемы классифицируются.

Можно выделить:

  • Индивидуальные психологические проблемы, которые связаны с биологической сущностью человека. Это могут быть неконтролируемые страхи, недовольство своими физическими данными, тревожность, проблемы в сексуальной сфере и др.;

  • Субъектные психологические проблемы – они связаны с какой-либо деятельностью и необходимостью её выполнения. Довольно часто они могут маскироваться под проблемы другого рода, например, никто о себе не будет говорить, что глуп, а попытается найти проблему в межличностных отношениях, считая, что к нему относятся предвзято.

  • Личностные психологические проблемы связаны с положением человека в социуме – это может быть комплекс неполноценности, недостаточный статус, проблемы общения с коллегами, друзьями, партнерами, членами семьи, ролевые проблемы;

  • Индивидуальностные проблемы связаны с достижением долгосрочных целей – переживание непреодолимых препятствий, потеря уважения к самому себе, внезапные кризисы, проблемы на работе, ощущение бессмысленности бытия и др.

С возникшими психологическими проблемами необходимо быстрее разобраться, потому что, если их не решать в течение длительного времени, они укореняются и усложняют ситуацию.

Для этого существует психологическая помощь, которая тоже имеет свои границы.

Психологическую проблему, формировавшуюся на протяжении многих лет, сразу решить почти невозможно. Человеку сложно контролировать свое подсознание, что является основой психологических проблем.

Бессознательная область человека — это своеобразное хранилище всех негативных переживаний, ситуаций и поражений

Психологические проблемы возникают, когда человек не использует сознание и не переключает свое внимание на позитивные события

Психологическая помощь в решении личностных проблем

Проблемы личности в психологии являются частыми объектами научных исследований. И хотя результаты данных научных исследований не являются легким материалом для чтения для среднего человека, итоги этих экспериментов могут найти применение в повседневной жизни. Ниже приведены пять лучших практических применений психологии в повседневной жизни, которые могут помочь человеку справиться с личностными проблемами:

  1. Психология помогает получить мотивацию.
  2. Психология помогает улучшить коммуникационные способности.
  3. Психология помогает человеку лучше понимать других.
  4. Психология помогает принимать наиболее рациональные решения.
  5. Психология помогает повысить собственную продуктивность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector