5-7-10 личностных компетенций руководителя
Содержание:
- Деловые и личные качества
- Оценка компетенции
- Особенности формирования
- Общая информация
- Уровни развития компетенций
- Органы специальной компетенции
- Как выявить наличие компетенций у сотрудника?
- Компетенция 1: Коммуникативность
- Компетенция 2: Управление ресурсами
- Компетенция 3: Стратегическое мышление
- Компетенция 4: Аналитическое мышление
- Компетенция 5: Принятие ответственности
- Компетенция 6: Достижение результата
- Компетенция 7: Стремлениек обучению
- Компетенция 8: Лидерство
- Компетенция 9: Работа в команде
- Компетенция 10: Управление изменениями
- Компетентность
- Профессиональные компетенции в разных сферах
- Определение компетенции
- Что такое компетенции (корпоративные компетенции/менеджерские компетенции)
- Какими компетенциями и какой мотивацией должен обладать сотрудник для того, чтобы быть максимально результативным в рамках своей должности.
- О терминах
- Особенности дополнительного образования
Деловые и личные качества
Деловые качества работника – это его способность выполнять определенные трудовые обязанности. Самые важные из них – уровень образования и опыт работы. В выборе работника ориентируйтесь на пользу, которую он может принести вашей компании.
Личные качества характеризуют сотрудника как личность. Они становятся важны, когда у претендентов на одну должность деловые качества на одном уровне. Личные качества характеризуют отношение сотрудника к работе. Ориентируйтесь на самостоятельность: он не должен делать вашу работу, а со своей обязан справляться в полной мере.
Деловые качества
Личные качества
Уровень образования
Аккуратность
Специальность, квалификация
Активность
Опыт работы, должности, которые занимал
Амбициозность
Производительность труда
Бесконфликтность
Аналитические способности
Быстрая реакция
Быстрая адаптация к новым информационным системам
Вежливость
Быстрая обучаемость
Внимательность
Внимание к деталям
Дисциплинированность
Гибкость мышления
Инициативность
Готовность к сверхурочной работе
Исполнительность
Грамотность
Коммуникабельность
Математический склад ума
Максимализм
Навыки взаимодействия с клиентами
Настойчивость
Навыки делового общения
Находчивость
Навыки планирования
Обаяние
Навыки подготовки докладов
Организованность
Ораторские способности
Ответственный подход к работе
Организаторские способности
Порядочность
Предприимчивость
Преданность
Профессиональная честность
Принципиальность
Скрупулезность
Пунктуальность
Способность заниматься несколькими проектами одновременно
Решительность
Способность быстро принимать решения
Самоконтроль
Способность работать с большим количеством информации
Самокритичность
Стратегическое мышление
Самостоятельность
Стремление к самосовершенствованию
Скромность
Творческое мышление
Стрессоустойчивость
Умение вести переговоры/деловую переписку
Тактичность
Умение договариваться
Терпеливость
Умение излагать мысли
Требовательность
Умение находить общий язык
Трудолюбие
Умение обучать
Уверенность в себе
Умение работать в команде
Уравновешенность
Умение располагать людей к себе
Целеустремленность
Умение убеждать
Честность
Хорошие внешние данные
Энергичность
Хорошая дикция
Энтузиазм
Хорошая физическая форма
Этичность
Оценка компетенции
В обязанности рекрутера входит набор, адаптация, обучение и консультации сотрудников. А теперь поговорим, какие методы используются для оценки кадров, приходящих (работающих) в ту или иную компанию.
- Аттестация. Описание процесса по прохождению аттестации возлагают на плечи руководителя, так как именно он решает, какие сотрудники нужны его предприятию для развития и масштабирования. Составляется специальный документ, в котором прописываются детали: какими теоретическими знаниями должен обладать кандидат на ту или иную должность. Какими практическими навыками необходимо владеть, чтобы работать на предприятии и прочее. В оценку компетенции, таким способом, входят также рекомендации и подтверждение профессиональных достижений с прошлых мест работы, результаты деятельности внутри компании. Аттестацию не проходят сотрудники, работающие на предприятии до года, беременные женщины и ТОП-менеджеры.
- Центр оценки (ассистент-центр). Это подразделение, добывающее информацию о личных и карьерных достижениях каждого сотрудника. Таким методом составляется сравнительный отчет, насколько персонал соответствует целям и политике компании. Оценка проводится в три этапа:Подготовительный. Этап, на котором определяются цели оценки и ее модель для каждого конкретного сотрудника.Разработка и тестирование процедуры, включающая использование методик на практике.Разработка кейсов, игр и упражнений ассистент-центра. Составление отчета и обратная связь для аттестуемых.
- Тестирование. Для этого типа оценки используются психологические и профессиональные тесты.
- Интервьюирование. Методом интервью называется сессия вопрос-ответ. Проводится в свободной форме для выявления реакции соискателя на те или иные вопросы. Но есть и структурированные модели интервью. Наиболее эффективным считается воспроизведение поведения в стрессовой рабочей ситуации из предыдущего опыта потенциального сотрудника.
- Экспертная оценка персонала. Для оценки привлекаются эксперты, владеющие знаниями в области и имеющие глубокое понимание управленческих компетенций. Есть внутренняя оценка сотрудника, которая складывается из мнений непосредственного руководства и коллег тестируемого. Есть внешняя оценка, к которой привлекаются эксперты со стороны.
- Деловые игры. Это симуляция часто сложной рабочей ситуации, в которой сотрудник проявляет потенциал, стрессоустойчивость и навыки решения проблем.
В каждом способе оценки важны: простота, надежность схемы, взаимопонимание и доверие между всеми участниками процесса.
Для получения максимальных результатов от своих действий, не останавливайтесь на достигнутом. Стремитесь быть лучше. Но делайте это сбалансировано, чтобы работа не стала обременительным фактором, а приносила удовольствие.
Опубликовано:
Добавить комментарий
Вам понравится
Особенности формирования
В рамках компетентностного подхода в качестве непосредственного результата педагогической деятельности выступает формирование базовых навыков. К ним относят способности:
- Объяснять текущие явления, их суть, причины, взаимосвязи между ними, используя при этом соответствующие знания.
- Учиться – решать проблемы в области учебной деятельности.
- Ориентироваться в актуальных проблемах современности. К ним, в частности, относят политические, экологические, межкультурные вопросы.
- Решать задачи, являющиеся общими для различных видов профессиональной и прочей деятельности.
- Ориентироваться в духовной сфере.
- Решать проблемы, касающиеся реализации конкретных социальных ролей.
Общая информация
Прежде чем искать перечень профессиональных компетенций для той или иной профессии, стоит сориентироваться в том, что этот термин под собой скрывает. Компетенция определяет, насколько персона компетентна. Обучение предполагает передачу студенту знаний, выработку у него навыков, получение слушателем некоторых умений. Знания представляют собой полезные профессиональные сведения, которые можно измерить, протестировав человека. Для проверки знаний нужны экзамены. Умения – то, что персона осознает, понимает и делает, не задумываясь. Навыки – умения, которые персона не осознает, использует едва ли не интуитивно, в режиме автомата. Компетентность – возможность проанализировать навыки, контролировать профессиональное развитие, творить в выбранной сфере. Это понятие включает способности к освоению нового и поиску нетипичных решений, творческих вариантов работы над задачей. В случае кризиса компетентный специалист может начать все заново, вернувшись к исходному навыку и переосмыслив его.
Перечень профессиональных компетенций – это список качеств, которыми сформирована компетенция. Если кого-то называют настоящим мастером, тем самым подтверждают владение полным списком компетенций, нужных в избранной сфере. Выделяют общекорпоративные и личностные компетенции, связанные со сферой управления и профессиональные. Можно делить их на блоки. Существует категория лидерства (затрагивающая способности управлять), класс креативности, основанный на личностных параметрах, и корпоративные компетенции, включающие все прочие. Такой подход к разделению на группы, как считают многие, упрощает понимание сути компетенции. Еще более упрощенно можно говорить, что все компетенции – профессиональные либо корпоративные.
Уровни развития компетенций
Характеристика поведенческих индикаторов, несомненно, имеет большое значение при оценке навыков субъекта
Однако немаловажно также выделить уровни развития существующих компетенций. Наиболее универсальной считается система описания, используемая в некоторых западных компаниях
В рамках этой классификации можно определить важные качества, поместив их на соответствующие ступени. В классическом варианте для каждой компетенции предусматривается 5 уровней:
- Лидерский – А.
- Сильный – В.
- Базовый – С.
- Недостаточный – D.
- Неудовлетворительный – Е.
Последняя степень показывает, что субъект не обладает необходимыми навыками. Более того, он даже не пытается их развить
Этот уровень считается неудовлетворительным, так как человек не только не использует никаких навыков, но и не понимает их важность. Недостаточная степень отражает частичное проявление умений
Субъект стремится, пытается использовать необходимые навыки, включенные в компетенцию, понимает их важность, однако эффект от этого наступает не во всех случаях. Базовая степень считается достаточной и необходимой для человека. Этот уровень показывает, какие конкретно способности и поведенческие акты свойственны данной компетенции. Базовая степень считается оптимальной для осуществления эффективной деятельности. Сильный уровень развития компетенций необходим для руководящих кадров среднего звена. Он предполагает очень хорошую сформированность навыков. Субъект, владеющий сложными умениями, может оказывать активное воздействие на происходящее, решать оперативные вопросы в критических ситуациях. Этот уровень также предполагает способность предвидеть и предупреждать негативные явления. Самая высокая степень сформированности навыков необходима для топ-менеджеров. Лидерский уровень требуется для руководителей, принимающих стратегически важные решения. Эта ступень предполагает, что субъект не только в состоянии самостоятельно применять имеющиеся необходимые навыки, но и может формировать для других лиц соответствующие возможности. Человек, обладающий лидерским уровнем развития компетенций, организует мероприятия, формулирует правила, нормы, порядок, способствующие проявлению умений и способностей.
Органы специальной компетенции
На успешное развитие страны с точки зрения экономики, политики, экологии, права и других факторов влияет специальная внутренняя компетенция государства. Под этим термином понимают обязанности, полномочия и права, направленные на гармоничное развитие правового регулирования на благо страны и её граждан. Подобная правотворческая компетенция определяется на законодательном уровне, подразумевая неустанное соблюдение установленных требований.
Если рассматривать поверхностно, то компетенция государственного служащего и государственного органа – это практически одно и то же. Только в первом случае, компетентность определяется законодательно и обобщает понятие, а во втором – направлена на выполнение конкретных и индивидуальных обязанностей для достижения цели.
Рассмотрим органы специальной отраслевой компетенции в таблице №1:
Орган | Краткое описание компетенции и полномочий |
Президент РФ | Индивидуальная компетентность, а также общая – это совокупность конституционно определенных полномочий |
Правительство | Определяются Конституцией и включают в себя широкий спектр выполняемых функций |
Совет Федерации | Утверждение границ, указов, назначение выборов и государственных должностей |
Парламент | В зависимости от страны, существует ограниченная, неограниченная или частично ограниченная компетенция |
Государственная дума | Общие компетенции и полномочия, описанные законодательно, а также исключительные – в частности, доверие Правительству |
Европейский Союз | Властные прерогативы по изданию законов, управлению обществом и т. д. |
ФСБ | Решение задач по безопасности для страны и её граждан в пределах назначенных компетенций |
Таможенные органы | Защита государственных границ, проверка товаров и прочее |
Муниципальные образования | Решение вопросов местного значения |
Налоговые органы | Создание и утверждение налоговой политики |
Федеральное собрание РФ | Компетенции и полномочия в сфере законодательного права |
РФ и ее субъекты | Компетенции по распределению полномочий и строгое их выполнение, контролируемое законом |
Правоохранительные органы | Защита безопасности граждан и страны (МВД, полиция и другие организации) |
Министерство финансов | Компетенции по сбору, накоплению и распределению денежных средств |
Совет директоров | Полномочия, определенные уставными документами |
Следственный комитет | Расследование преступлений и выполнение других законодательно определенных задач |
Таким образом, законодательно описаны компетенции в разных сферах деятельности государства, в юриспруденции и других областях. Своими полномочиями наделены не только внутригосударственные, но также международные организации. Кроме того, существуют и профессиональные компетенции, определенные штатными требованиями.
Рассмотрим в таблице №2 компетенции различных профессий и должностей:
Профессия | Описание компетенции и полномочий |
Следователь | Принятие мер по расследованию правонарушений и преступлений в пределах назначенной компетенции |
Психолог | Основополагающие и функциональные компетенции. |
Адвокат | Комплекс законодательных мер, направленных на защиту подсудимых без превышения компетенции |
Врач | Социальные, аналитические, коммуникативные, профессиональные и прочее |
Медицинская сестра | Знания, навыки и умения, а также профессиональные компетенции |
Воспитатель | Образовательные, социально-культурные и др. |
Прокурор | Общая, индивидуальная и компетенция видов прокуратур |
Нотариус | Нотариальные действия и компетенции, установленные законом |
Волонтер | Языковые, информационные и прочие компетенции |
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод – понятие компетенции и компетентность прослеживаются во всех сферах нашей жизни. Начиная с личностного развития и обучения, компетентностные процессы непрерывно расширяются, трансформируясь и изменяясь, что позволяет вести успешную деятельность во многих отраслях.
Опубликовано:
Добавить комментарий
Вам понравится
Как выявить наличие компетенций у сотрудника?
Для определения уровня компетенции нужна совокупность положительных и отрицательныхповеденческих индикаторов, подтверждающих ее наличие или отсутствие.
Поведенческие индикаторы – это конкретные, наблюдаемые проявления стандартов поведения, относящихся к какой-либо компетенции.
Эти проявления могут свидетельствовать:
о хорошем развитии определенной компетенции
О недостаточном развитии или об отсутствии определенной компетенции
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР
Компетенция 1: Коммуникативность
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
Ясно, четко и открыто выражает свои мысли | Не обращает внимания на реакцию, которую вызывает его поведение у других людей |
Компетенция 2: Управление ресурсами
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
Своевременно и качественно справляется с несколькими заданиями одновременно | Не планирует заранее, действует «здесь и сейчас» |
Компетенция 3: Стратегическое мышление
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
При рассмотрении проблем и возможностей, учитывает возможные последствия | Жертвует долгосрочными перспективами для достижения сиюминутных результатов |
Компетенция 4: Аналитическое мышление
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
Структурировано подходит к анализу ситуации | Делает оценки, основанные на субъективных или неаргументированных предположениях |
Компетенция 5: Принятие ответственности
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
Берет всю ответственность за принятие решений на себя | Откладывает принятие решений |
Компетенция 6: Достижение результата
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
Эффективно преодолевает препятствия к достижению поставленных целей | Не может решать сложные проблемы |
Компетенция 7: Стремлениек обучению
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
Осознает, что всегда есть, чему научиться, независимо от уровня | Упускает возможности научиться чему-то новому |
Компетенция 8: Лидерство
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
Вдохновляет других на достижение все более высоких результатов | Осуществляет тотальный контроль над информацией и не может работать в обстановке открытости |
Компетенция 9: Работа в команде
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
Интересы команды ставит превыше собственных | Предпочитает работать один |
Компетенция 10: Управление изменениями
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
Гибко адаптируется к новым ситуациям и требованиям | Использует неизменный однообразный подход |
Положительные индикаторы | Отрицательные индикаторы |
Четко и прилежно выполняет поставленные задачи | Выполняет задачу, внося свои корректировки, не согласованные с руководителем |
Компетентность
На первый взгляд видна схожесть понятий, однако компетенция и компетентность имеют некоторые различия. В первом случае специалистами принято толкование, которое включает в себя приобретенные знания, которые формируют умения и подготовленность обучающегося для их использования на практике. Сюда же относят какие-либо вопросы, в которых осведомлен этот человек, а также проблемы, которые он может решить, используя ранее приобретенные навыки.
Тогда что это – компетентность? Понятие включает в себя:
Способности, которыми наделена личность для того, чтобы выполнить действия в реальной жизни
Здесь важное значение имеет квалификация, которая с помощью полученных ресурсов превращает профессиональные действия человека в конечный полезный продукт.
Авторитет человека, который образуют как личностные качества, так и знания в конкретной области, которые были приобретены ранее.
Готовность и мужество взяться за решение поставленной задачи. Важное значение имеет твердое знание дела, включая умения и опыт
Специалист должен не только четко понимать методы и шаги, направленные на решение проблемы, но также неустанно повышать свой квалификационный уровень, изучать актуальную информацию и получать новые знания.
Принятие правильного решения на основе полученных знаний или приобретенного на практике опыта.
Можно отметить компетентность, как более расширенное понятие, применяемое в профессиональной среде для формирования эффективной деятельности личности. Обобщающим моментом являются знания, которые приобретает человек для решения поставленных задач, их применение на практике и формирование личностных свойств, которые помогут добиться успехов на профессиональном поприще.
Профессиональные компетенции в разных сферах
Необходимые личностные и интеллектуальные компетенции профессионала в каждой сфере отличаются. Для наглядности давайте сравним знания, умения и навыки, необходимые для работы квалифицированному юристу, инженеру и шеф-повару.
Профессиональные компетенции юриста
Основными индикаторами квалифицированного юриста являются такие профессиональные компетенции, как:
- знание базовых законов, их грамотное толкование и применение на практике;
- умение квалифицировать события и факты с точки зрения права;
- навыки составления юридических документов, предоставление консультаций и оформление правовых заключений;
- умение принимать правовые решения и действовать в рамках закона;
- навыки установления фактов правонарушений и принятия мер по восстановлению нарушенных прав;
- систематическое повышение профессиональной квалификации;
- глубокое изучение законодательства и практики его применения.
Профессиональные компетенции инженера
Инженер должен обладать широким спектром технических знаний и рядом личностных качеств. Его профессиональные компетенции включают:
- понимание технологии и принципов организации производства;
- владение аналитическими навыками, использование математических и экономических расчётов;
- ведение деловой и инженерной документации;
- подбор квалифицированных подрядчиков и эффективное взаимодействие с ними;
- знание нормативной документации и ГОСТ;
- продвинутые навыки работы с компьютером и специальным софтом;
- ответственность и умение быстро принимать решения в сложных ситуациях;
- высокие коммуникативные навыки с подчиненными и начальством.
Профессиональные компетенции шеф-повара
Шеф-повар как человек, который отвечает за работу заведения, должен владеть большим списком профессиональных компетенций, которые сжато представлены ниже:
- понимание основ товароведения и техник приготовления блюд национальных кухонь;
- умение грамотно зонировать ресторан в соответствии с санитарными нормами и принципами эргономики;
- ведение финансов, разработка бюджетов и оценка эффективности работы кухни и заведения в целом;
- владение методами отбора персонала, формирование эффективного штата и налаживание коммуникаций с подчиненными;
- знание юридической стороны ресторанного бизнеса, понимание норм и правил ведения внутренней документации.
Корпоративные компетенции
Особенностью корпоративных компетенций является то, что они универсальны для всех сотрудников компании – от рядового специалиста до топ-менеджера. Корпоративные компетенции определяются ценностями компании и её внутренней корпоративной культурой. Поэтому в эту категорию входят умения и личностные качества, которыми должен обладать каждый сотрудник компании.
Разработка корпоративных моделей и компетенций лежит на руководстве. Каждая компания по-своему называет специальные компетенции, применяемые для оценки сотрудников. Примеры корпоративных компетенций выглядят так:
- лидерство;
- навыки командной работы;
- лояльность к компании;
- ориентация на клиента;
- ориентация на результат.
Корпоративные компетенции выбираются руководством компании в соответствии со спецификой деятельности и сводятся, как правило, к определенным моделям мышления, поведения и этики сотрудников. Если компания делает упор на высоком уровне сервиса – ценностные компетенции будут формироваться вокруг клиентоориентированного подхода. Если корпорация ценит сплоченность коллектива и раскрытие индивидуального творческого потенциала – в корпоративных компетенциях будут доминировать коммуникативные и организаторские навыки.
Определение компетенции
Профессиональная компетенция — это навыки, умения сотрудника решать вопросы и задачи в доверенной ему предметной области.
Разделим его на три условные группы:
- Корпоративная. Общие знания необходимые всем сотрудникам организации.
- Менеджерская. Знания и навыки, необходимые группе людей, занимающих руководящие должности.
- Узкопрофильная. Набор качеств, необходимые конкретному сотруднику (группе сотрудников) для решения целевой задачи. Примеры: копирайтер, менеджер по продажам, верстальщик и так далее.
Перечень профессиональных компетенций
Независимо от должности и заработной платы, человек должен обладать тремя базовыми навыками:
- учебно-познавательный. Сотрудник обязан обучаться новому, совершенствовать теоретические и практические навыки. Читать профильную литературу, посещать обучающие мероприятия. Обычно, компания обеспечивает для развития персонала соответствующую базу, или обращается за помощью в центр профессиональной компетенции;
- информационный. Работник обязан уметь находить, анализировать, обрабатывать необходимую для работы информацию;
- коммуникативный. Сотруднику необходимо уметь общаться с коллективом и клиентами. Работать в команде для получения высоких результатов.
Модель профессиональных компетенций
Модели профессиональной компетенции — это знания, умения и навыки, необходимые для выполнения той или иной работы. Делятся на пять групп:
- личностные;
- социальные;
- организационные;
- административные;
- технические.
Разрабатывая модель профессиональных компетенций для бизнеса, необходимо понимать, что она должна быть:
- структурированной;
- простой и понятной;
- адаптированной под требования конкретной компании, для которой разрабатывается.
Можно создать единую модель для всех сотрудников с поправками для руководящих должностей. Ведь они включают в себя выполнение административных и управленческих задач в большей степени, а функциональных в меньшей.
Благодаря наличию такого документа, закрывать вакансии в компании будет гораздо проще, так как рабочие места займут люди, удовлетворяющие заранее прописанные и продуманные требования и способные повысить эффективность рабочего процесса.
Задачу по разработке профессиональных требований лучше сразу делегировать внутреннему HR-специалисту. А в закрытии руководящих должностей принимать непосредственное участие, выбирать лучших из лучших и создать команду мечты для развития и масштабирования бизнеса.
Но если вы хотите контролировать процесс от начала и до конца, вам нужно разобраться, как создается та или иная модель. В ее разработку включены следующие этапы:
- Планирование проекта. В этом пункте вы проставляете четкие цели и обрисовываете будущие (желаемые) результаты. Этот этап можно назвать «Примеркой» подходящих знаний, навыков и умений. Для каждой должности разрабатывается своя модель.
- Формирование проектной группы. Чтобы избежать попадания под стереотипы и клише, значение каждого пункта в шкале умений необходимо обосновать.
- Аналитика. На этом этапе проводится сбор информации и анализ результата работы каждого из сотрудников.
- Проработка уровней модели. Выявляется основная компетенция и количество уровней, в которые она включается.
- Формирование требований по должностям. Тестируется валидность проекта профиля компетенции.
- Анализ тестового запуска и работа над ошибками.
- Запуск исправленного проекта в работу.
Факторы, формирующие модель компетенции
Огромное количество факторов влияет на формирование модели компетенций, но только два из них решающие. Об этом и поговорим.
Соблюдение плана формирования требований и достоверность используемых фактов
Самое важное в процессе — вклад каждого отдельного сотрудника в развитие компании. Если это не будет учтено при формировании списка профессиональных и личностных требований, тогда и смысла нет в запуске этого проекта, так как он станет лишь бюрократической бесполезной формальностью
Ценность и постоянное поощрение знаний и опыта. Компания должна понимать, что если будет только брать, снизится работоспособность персонала, исчезнет мотивация и желание выкладываться на 100%, а это неизбежно приведет к снижению показателей предприятия. Поэтому труд должен не просто оплачиваться, а вознаграждаться дополнительными материальными и нематериальными премиями. Компания должна вкладывать средства в развитие и обучение персонала, чтобы на выходе получать результат, превышающий ожидания.
В любом случае требования к руководителю проекта будут отличаться от требований для персонала, задействованного на производстве. Поэтому и модель компетенций формируется под конкретные обстоятельства.
Что такое компетенции (корпоративные компетенции/менеджерские компетенции)
Давайте обратимся к классическому подходу, к понятию «компетенции», которому уже более 20 лет. Компетенции четко связаны с успешностью сотрудника при выполнении задач. Компетенции — это поведение, которое необходимо демонстрировать, чтобы быть эффективным на занимаемой позиции. Или, другими словами, компетенции – это то поведение, которое помогает сотруднику быстро достигать успеха и желаемого результата.
Сотрудники, обладающие развитыми компетенциями (которые необходимы при работе на данном функционале) быстрее и качественнее выполняют работу. То есть компетенции описывают, как сотрудник должен работать в рамках организации.
Компетенции всегда связывают с эффективным поведением. Однако проявление компетенций зависит от следующего:
- Какие способности есть у сотрудника. Это, например способности: логические, пространственные, вербальные, числовые. Они позволяют одному сотруднику быстрее осваивать знания, чем другим. При этом нужно четко понимать какие нужны способности на той или иной должности
- Внутренняя мотивация. Сотрудник должен хотеть совершать действия. В зависимости от мотивации сотрудник может по-разному проявлять компетенции
- Личностные особенности могут также отражаться на проявлении компетенций. Это может быть и темперамент, тип личности и т. д.
- Знания и навыки, которые требуются для проявления компетенции. Сотрудник может просто чего-то не знать и при выполнении работы не проявлять нужных компетенций
Наибольшую сложность при формировании моделей компетенций, у нас вызывали именно знания и навыки. После того как появился подход к формированию профессиональных компетенций – знания мы относим к профессиональным компетенциям. А вот как сотрудник управляет своими знаниями и как их применяет на практике – мы относим к корпоративным (менеджерским) компетенциям.
Человеческие качества — это одномерные характеристики, которые лежат в основе компетенций. Они «существуют» и могут быть измерены независимо от работы
Важно, что компетенции определяются в связи с их значимостью для выполнения работы. И именно это важно для организации: поставленные цели достигались, сотрудник использовал компетенции и был эффективен
Чаще компетенции универсальны. Они могут применяться к людям разного возраста, образования и т. д.
Когда мы создаем компетенции важно выделить эталонное успешное поведение, которое зашивается в модель компетенций. Компетенции в модели описываются четким, понятным и ясным языком, сохраняя специфику организации и сокращая научную терминологию
Компетенции состоят из названия компетенции и индикаторов. Это как раз и есть психологический конструкт, который составляет основу компетенции. Раньше, в модели компетенций использовались как положительные, так и отрицательные поведенческие индикаторы. В настоящее время чаще используют только положительные индикаторы.
Какими компетенциями и какой мотивацией должен обладать сотрудник для того, чтобы быть максимально результативным в рамках своей должности.
Давайте посмотрим на составляющие, которые обеспечивают результативность сотрудников. Для удобства, представлю составляющие в виде схемы ниже.
Давайте дадим четкое определение каждому понятию:
Мотивация – это личностные качества, мотивационные установки, которые определяют отношение кандидата к работе на данной должности и в данной компании. Грубо говоря, это то, что движет человеком работать в данной должности. Мотиваторы могут быть материальные, личностные, карьерные, профессиональные и другие.
Допустим, если человек сообщает о том, что рассчитывает на определенный доход (или повышение заработной платы) и/или на карьерный рост, компания должна понимать, а сможет ли она при благоприятных обстоятельствах обеспечить для сотрудника данные запросы.
Или другой пример, сотрудник сообщает о необходимости личностного развития, профессионального роста, получения новых знаний, обучение в другом направлении – соответственно есть ли тренинги в компании, которые могут обеспечить удовлетворение желаний работника.
Так же важно выявлять мотивацию к самим функциональным обязанностям, интересно ли человеку работать в данной области, что его мотивирует на это, что ему нравится (не нравится), плюсы/минусы деятельности и другое
Компетенции – это качества, задатки кандидата, на основе которых формируются навыки и знания. Низкий уровень развития компетенций или их отсутствие значительно уменьшает возможность развития навыков и получения необходимых знаний.
Компетенции бывают врожденные и приобретенные, развитие и коррекция некоторых компетенций невозможно, но об этом чуть ниже.
Благодаря наличию этих самых качеств оценивается возможность сотрудника к совершенствованию в свой должности, от их количества зависит скорость и глубина развития.
Знания – совокупный объем информации, необходимый сотруднику для работы на данной позиции. Что знает сотрудник, насколько он погружен в проблему, ситуацию, деятельность, чем занимался, как это происходило, что помогало, что не знает. Какие проходил обучения, какое образование, какие успехи на предыдущих местах работы или какие успехи за предыдущие года.
Навыки – демонстрируемая модель поведения, точно ожидаемая от кандидата на данной позиции. Грубо говоря, это знания плюс умения, доведенные до автоматизма. К примеру, навык убеждать, навык – продавать, навык – находить неисправность и другое.
О терминах
Так что такое компетентность и компетенция? Отличия между ними понять поможет приведение нескольких определений. Итак, компетентность это:
- Качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Благодаря этому его мнение является веским и авторитетным.
- Способность к осуществлению жизненного, реального действия. При этом квалификационная характеристика человека в данный момент свершения позволяет превращать ресурс в продукт.
- Потенциальная готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела. При этом у человека должны быть все необходимые знания и умения. Кроме этого, необходимо разбираться в существе рассматриваемой проблемы. Для поддержания квалификационного уровня необходимо постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях.
- Обладание определёнными опытом и знаниями, которые позволят принимать правильные решения.
А что же собой представляет компетенция? Под нею понимают:
- Знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию.
- Круг вопросов, в которых конкретный индивид может похвастаться хорошей осведомлённостью.
- Совокупность проблем, относительно которых человек обладает широкими познаниями и опытом решения.
Вот чем являются компетентность и компетенция. Различия между ними не чрезмерно существенные, тем не менее, существуют.
Особенности дополнительного образования
Перечень компетенций для педагогов такой сферы предполагает способности определить творческий потенциал ребенка и воплотить его в реальность. Нужно следить за позитивными изменениями каждого из доверенных детей, поддерживать их
Особенное внимание педагог обязан уделять тем, кому свойственно девиантное поведение
Реализация работы в соответствии с обозначенными компетенциями позволяет воспитать у детей качества личности, благодаря которым они будут понимать ценность разных людей и народностей. Дети получат эстетическое воспитание, им будет присуща твердая нравственность. Педагог формирует художественный вкус группы.