Как избежать культурного шока в другой стране

Содержание

Описание недуга

Дрожание в руках вызвано сокращением мышц. Дрожать могут только кисти, пальцы, а иногда даже руки до локтя. Проблема может усиливаться при волнениях и переживаниях. У кого-то синдром возникает эпизодически и быстро прекращается, у других же — носит постоянных характер.

Тремор рук — не только старческий синдром, с патологией сталкиваются и молодые люди. Дрожь в руках способна причинить немалый дискомфорт. Человек чувствует себя неуверенно, так как не может совершить даже простейших манипуляций руками.

Стадия 7-10. Возвращение домой

По возвращении домой после продолжительного обучения за рубежом наступает период повторной адаптации к собственной культуре. Родная страна уже не воспринимается как до отъезда на учебу. Теперь наоборот: культурные нормы своей страны начинают оцениваться более критично и казаться не такими «нормальными» как прежде. Это процесс принято называть «обратным культурным шоком». Через какое-то время происходит обратная адаптация к родной среде.

Способы преодоления культурного шока

  • Заведите дневник или блог. Ежедневно записывайте все, с чем вам приходится сталкиваться и ваши реакции на происходящее. Ведение записей помогает анализировать ситуацию в общем, а не зацикливаться на чем-то одном. Через год будет интересно почитать, как вы себя чувствовали в самом начале учебы за рубежом.
  • Общайтесь. Заведите себе так называемого «информатора» — товарища, для которого культура принимающей страны является родной, но который также интересуется культурой вашей страны, например, изучает русский язык. Он поможет вам освоиться в его культуре, а вы ему – в своей. Одновременно, заведите товарища, который приехал из той же страны или хотя бы региона что и вы. Обсуждение общих трудностей позволит вам легче пережить переходный период. Однако постарайтесь, чтобы совместные обсуждения не превратились в нытье типа «меня все достало в этой стране».  
  • Ведите себя как турист. Периодически представляйте, что вы турист: посещайте туристические места, куда местные никогда не ходят. Это позволит посмотреть на все со стороны и хоть ненадолго вернуться в стадию «медового месяца».
  • Делайте что-то привычное. Почаще готовьте привычную или национальную еду, встречайтесь со знакомыми из вашей страны, смотрите любимые фильмы на родном языке. Иногда нужно просто почувствовать, вдохнуть и увидеть что-то родное и знакомое, чтобы избавиться от тоски по дому.
  • Просите присылать посылки. Попросите своих близких что-нибудь прислать вам по почте. Такая мелочь как посылка из дома способна вернуть хорошее настроение и чувство связи с родными и близкими.
  • Занимайтесь спортом. Физическая активность поможет вам преодолеть психологический стресс, отвлечься и снять излишнее напряжение.
  • Не теряйте чувство юмора. Постарайтесь увидеть полезное в вашем опыте проживания в другой стране и, возможно, что-то забавное. Известно, что чувство юмора помогает преодолевать трудности.

Промежуточная стадия

Среди стадий культурного шока выделяют фазу регрессии: вы продолжаете находиться за границей, но стараетесь больше общаться на родном языке, искать знакомых, понимающих вас и ваши чувства, при этом вы продолжаете не понимать и не принимать того, что происходит вокруг. Родина кажется все более прекрасной, а родной язык – самым красивым и самым популярным на всей планете. При этом город, который вам не нравился, приобретает черты сказочного места, куда скорее хочется вернуться. Если вы заметили это чувство – самое время от него избавиться, в ином случае будет довольно сложно приспособиться к новым условиям жизни, если вы приехали на новое место жительства надолго. Если эту стадию вы успешно преодолели, то можно поговорить о четвертой стадии культурного шока.

Что такое «культурный шок»

Под понятием «культурный шок» понимают эмоциональный или физический дискомфорт, процесс дезориентации личности, в том случае, когда она попадает в другую культуру. Впервые данный термин появлялся в 1960 году, первым его стал использовать американский ученый Калерво Оберг. Он определял культурный шок как момент тревоги при потери знакомых знаков, символов взаимодействия в обществе. Давно известен тот факт, что, когда личность попадает в незнакомый социум она испытывает негативные ощущения.

Сущность культурного шока заключается в конфронтации старых и новых культурных ориентиров. Старые ориентиры – это ориентиры той культуры, из которой индивид вышел, а новые ориентиры – это ориентиры культуры, в которую он вошел. Из выше сказанного можно сделать вывод, что культурный шок представляет собой столкновение двух культур в сознании определенного человека.

Для описания культурного шока ученые используют концепцию «Айсберг». Согласно этой концепции, культура состоит из двух частей, первая часть она видна на поверхности и представляет собой язык, искусство, литературу, кухню и многое другое, вторая часть – это то, что мы не видим и не можем понять на расстоянии, сюда входит восприятие красоты, подход к воспитанию детей, отношения к старшим, понятие греха, справедливости, язык тела, отношение к противоположному полу, понимание времени, правила общения, громкость и интонация речи. Вторая часть, та что лежит не на поверхности оказывает большое влияние на восприятие нами чужой культуры. С невидимой частью культуры человек сталкивается лишь, попав непосредственно в эту новую культурную среду, чаще всего попав в нее человек начинает испытывать культурный шок.

Некоторые ученые сравнивают культурный шок со столкновением двух таких айсбергов, то есть происходит столкновение двух невидимых частей этих айсбергов, в момент столкновения происходят основная конфронтация взглядов и мировоззрений. Попав в ситуацию культурного шока, индивид начинает с большей степенью вниманию относится к особенностям как чужой, так и своей культуры.

Обратный культурный шок

Обратный культурный шок (также известный как «шок повторного вхождения» или «шок собственной культуры») может иметь место — возвращение к своей родной культуре после привыкания к новой может вызвать те же эффекты, что описаны выше. Это результат психосоматических и психологических последствий процесса адаптации к первичной культуре. Пострадавший часто находит это более удивительным и более трудным, чем первоначальный культурный шок. Этот феномен, реакции, которые представители повторно вошедшей культуры проявляют по отношению к вновь прибывшим, и их неизбежность заключены в следующем высказывании, а также в названии книги Томаса Вулфа : « Ты не сможешь вернуться домой снова». .

Обратный культурный шок обычно состоит из двух частей: идеализации и ожиданий. Когда длительное время проводим за границей, мы сосредотачиваемся на хорошем из нашего прошлого, исключаем плохое и создаем идеализированную версию прошлого. Во-вторых, будучи удаленным из привычного окружения и помещенным в чужой, мы ошибочно предполагаем, что наш предыдущий мир не изменился. Мы ожидаем, что вещи останутся такими же, как когда мы их оставили. Осознание того, что жизнь дома теперь изменилась, что мир продолжался без нас, и процесс адаптации к этим новым условиям, а также актуализация наших новых представлений о мире с нашим старым образом жизни вызывают дискомфорт и психологические страдания.

Жажда

жажда томит => действие, субъект

мучит жажда => действие, субъект, продолжение

утолить жажду => реализация, устранение

утолять жажду => реализация, устранение

Примеры культурного шока из реальной жизни

Культурный шок переживают как иностранцы, приехавшие в России, так и русские, долго прожившие за границей и отвыкшие от наших обычаев и привычек.

Например, прожив пару лет в Японии и привыкнув к тому, что люди там отделены друг от друга рангами, общение их очень регламентировано, русские в шоке от всеобщего дружелюбия на Родине, желания поделиться своими проблемами с мало знакомым человеком.

Русских людей поражает бюрократическая система Италии, после нее наши бюрократы кажутся милейшими людьми. Удивительно, что после обеда в стране закрываются все кафе и рестораны — сиеста! И если вы не успели пообедать — это ваша проблема.

Первое путешествие в Америку наши люди сравнивают с поездкой на другую планету. Вначале больше всего поражает доброжелательность американцев, готовых помочь и оказать любую услугу. В Канаде не закрывают на ночь двери домов, потому что в этом нет необходимости.

В Норвегии не принято уступать место в общественном транспорте. Там пожилые и беременные женщины стоят. И это никого не удивляет. Считается, что каждый человек, если ему нужна помощь, должен о ней попросить.

В Китае нельзя дарить цветы хозяйке дома, иначе она подумает, что вам ее дом не нравится и вы намерены сделать его более привлекательным.

В Японии на праздник всегда дарят четное количество цветов, кроме числа 4. Японцы считают, что цветок без пары будет чувствовать себя несчастным.

Факторы культурного шока

Все обстоятельства, которые воздействуют на силу культурного шока можно поделить на две основные группы:

  • внутренние (индивидуальные)
  • внешние (групповые)

Замечание 2

К индивидуальным факторам относятся непосредственно личностные индивидуальные черты личности: возраст, пол, характер, жизненный опыт.

Особое влияние в процессе освоения новой культуры имеет возраст. Чем человек старше, тем тяжелее у него происходит процесс адаптации к новой культуре. Культурный шок воздействует на него дольше и протекает в более выраженной форме, привыкание к нормам новой культуры происходят тяжелее. Пожилым людям практически невозможно приспособиться к существованию в условиях новой культурной среды. Маленькие дети в свою очередь очень легко адаптируется к смене культурных условий.

Половая принадлежность так же оказывает свой отпечаток на механизме развития культурного шока. Женщины из традиционных обществ приспосабливаются к новым культурным условиям сложнее чем мужчины, в то время как женщины из развитых стран обладают такими же механизмами адаптации что и мужчины. В свою очередь американские женщины быстрее американцев приспосабливаются к новой культурной среде. По мнению ученых пол, играет меньшую роль в процессе адаптации чем образование. Чем более человек образован, тем легче ему приспособиться к новым условиям. Личность должна обладать комплексной картиной мира, в этом случае ему легче воспринимать нечто новое.

Важную роль в процессе адаптации играют различные личностные характеристики. Для того чтобы адаптация прошла успешно человеку необходимо иметь профессиональную компетентность, уметь общаться и любить это делать, иметь экстравертные наклонности, уметь сотрудничать, быть толерантным, обладать самоконтролем, быть настойчивым, иметь эмпатию. Однако даже если человек обладает всеми выше перечисленными характеристиками это вовсе не гарантирует ему успех в адаптации. Если менталитет другой культуры сильно отличается от менталитета культурной общности индивида, то пропасть между ними будет слишком велика, и культурная адаптация будет происходить достаточно болезненно.

Опыт так же играет роль в том насколько успешно будет проходить процесс адаптации. Сюда же можно так же отнести какие мотивы побудили человека переехать в другую страну. Достаточно сильную мотивацию можно встретить у тех людей, которые пожелали переехать в другую страну на постоянное место жительства. Они стремятся как можно лучше выучить язык и полнее познакомится с особенностями культуры той страны куда они приезжали, они хотят, как можно скорее ассимилировать в новом обществе.

К внешним факторам, которые определяют насколько успешно пройдет адаптация относят:

  • культурную дистанцию
  • особенности культуры
  • условия страны пребывания

Под культурной дистанцией понимают размер различий между своей культурой и культурой, в которую человек пытается войти. Следует отметить, что главным образом на процесс адаптации будет влиять непосредственно представления индивида о размере дистанции. Как человек сам воспринимает эту дистанцию зависит от ряда обстоятельств, например, наличие конфликтов между странами, знанием языка индивидом.

Особенность культуры приезжего человека так же влияет на процесс адаптации. В культурах где люди ведут себя сдержано и боятся потерять свое лицо адаптационный процесс происходит сложнее. Представители таких культур труднее переживают неудачи, с которыми им приходится сталкиваться в процессе адаптации к другой культуре.

Условия страны пребывания так же сказываются на процессе адаптации. Если в стране помогают эмигрантам, местные жители доброжелательно к ним относятся, то адаптация в такой стране пройдёт намного быстрее и менее болезненно.

Возможные причины[править | править код]

Существует немало точек зрения, касающихся причин культурного шока. Так, исследователь К. Фурнем, на основе анализа литературных источников, выделяет восемь подходов к природе и особенностям данного явления, комментируя и показывая в некоторых случаях даже их несостоятельность:

  1. появление культурного шока связано с географическим перемещением, вызывающим реакцию, напоминающую оплакивание (выражение скорби по поводу) утраченных связей. Тем не менее, культурный шок не всегда связан с горем, поэтому в каждом отдельном случае невозможно предсказать тяжесть утраты и, соответственно, глубину этой скорби;
  2. вина за переживание культурного шока возлагается на фатализм, пессимизм, беспомощность и внешний локус контроля человека, попавшего в чужую культуру. Но это не объясняет различий в степени дистресса и противоречит предположению, что большинство «путешественников» (мигрантов) субъективно имеют внутренний локус контроля;
  3. культурный шок представляет собой процесс естественного отбора или выживания самых приспособленных, самых лучших. Но такое объяснение слишком упрощает присутствующие переменные, поскольку большинство исследований культурного шока не прогнозирующие, а ретроспективные;
  4. вина за возникновение культурного шока возлагается на ожидания приезжего, неуместные в новой обстановке. При этом не доказана связь между неудовлетворенными ожиданиями и плохим приспособлением;
  5. причиной культурного шока являются негативные события и нарушение ежедневного распорядка в целом. Однако измерить происходящие события и установить причинность очень сложно: с одной стороны, сами пострадавшие являются виновниками негативных событий, а с другой стороны, негативные события заставляют страдать этих людей;
  6. культурный шок вызывается расхождением ценностей из-за отсутствия взаимопонимания и сопутствующих этому процессу конфликтов. Но какие-то ценности более адаптивны, чем другие, поэтому ценностный конфликт сам по себе не может быть достаточным объяснением;
  7. культурный шок связан с дефицитом социальных навыков, вследствие чего социально неадекватные или неопытные люди переживают более трудный период приспособления. Тем не менее, здесь преуменьшается роль личности и социализации, а в таком понимании приспособления присутствует скрытый этноцентризм;
  8. вина возлагается на недостаток социальной поддержки, причем в данном подходе приводятся аргументы из теории привязанности, теории социальной сети и психотерапии. Однако достаточно сложно количественно измерить социальную поддержку или разработать механизм либо процедуру социальной поддержки, чтобы проверить и обосновать такое заключение .

В основном человек получает культурный шок, попадая в другую страну, отличающуюся от страны, где проживает, хотя и с подобными ощущениями может столкнуться и в собственной стране при внезапном изменении социальной среды.

У человека возникает конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, — старых, к которым он привык, и новых, характеризующих новое для него общество. Это конфликт двух культур на уровне собственного сознания. Культурный шок возникает, когда знакомые психологические факторы, которые помогали человеку приспосабливаться к обществу, исчезают, а вместо этого появляются неизвестные и непонятные, пришедшие из другой культурной среды.

Такой опыт новой культуры неприятен. В рамках собственной культуры создается стойкая иллюзия собственного видения мира, образа жизни, менталитета и т. п. как единственно возможного и, главное, единственно допустимого. Подавляющее количество людей не осознает себя как продукт отдельной культуры, даже в тех редких случаях, когда они понимают, что поведение представителей других культур собственно и определяется их культурой. Только выйдя за пределы своей культуры, то есть встретившись с другим мировоззрением, мироощущением и т. д., можно понять специфику своего общественного сознания, увидеть различие культур.

Люди по-разному переживают культурный шок, неодинаково осознают остроту его воздействия. Это зависит от их индивидуальных особенностей, степени сходства или несходства культур. К этому можно отнести целый ряд факторов, включая климат, одежду, еду, язык, религию, уровень образования, материальное благосостояние, структуру семьи, обычаи и т. д.

Возможные причины

Существует немало точек зрения, касающихся причин культурного шока. Так, исследователь К. Фурнем, на основе анализа литературных источников, выделяет восемь подходов к природе и особенностям данного явления, комментируя и показывая в некоторых случаях даже их несостоятельность:

  1. появление культурного шока связано с географическим перемещением, вызывающим реакцию, напоминающую оплакивание (выражение скорби по поводу) утраченных связей. Тем не менее, культурный шок не всегда связан с горем, поэтому в каждом отдельном случае невозможно предсказать тяжесть утраты и, соответственно, глубину этой скорби;
  2. вина за переживание культурного шока возлагается на фатализм, пессимизм, беспомощность и внешний локус контроля человека, попавшего в чужую культуру. Но это не объясняет различий в степени дистресса и противоречит предположению, что большинство «путешественников» (мигрантов) субъективно имеют внутренний локус контроля;
  3. культурный шок представляет собой процесс естественного отбора или выживания самых приспособленных, самых лучших. Но такое объяснение слишком упрощает присутствующие переменные, поскольку большинство исследований культурного шока не прогнозирующие, а ретроспективные;
  4. вина за возникновение культурного шока возлагается на ожидания приезжего, неуместные в новой обстановке. При этом не доказана связь между неудовлетворенными ожиданиями и плохим приспособлением;
  5. причиной культурного шока являются негативные события и нарушение ежедневного распорядка в целом. Однако измерить происходящие события и установить причинность очень сложно: с одной стороны, сами пострадавшие являются виновниками негативных событий, а с другой стороны, негативные события заставляют страдать этих людей;
  6. культурный шок вызывается расхождением ценностей из-за отсутствия взаимопонимания и сопутствующих этому процессу конфликтов. Но какие-то ценности более адаптивны, чем другие, поэтому ценностный конфликт сам по себе не может быть достаточным объяснением;
  7. культурный шок связан с дефицитом социальных навыков, вследствие чего социально неадекватные или неопытные люди переживают более трудный период приспособления. Тем не менее, здесь преуменьшается роль личности и социализации, а в таком понимании приспособления присутствует скрытый этноцентризм;
  8. вина возлагается на недостаток социальной поддержки, причем в данном подходе приводятся аргументы из теории привязанности, теории социальной сети и психотерапии. Однако достаточно сложно количественно измерить социальную поддержку или разработать механизм либо процедуру социальной поддержки, чтобы проверить и обосновать такое заключение .

В основном человек получает культурный шок, попадая в другую страну, отличающуюся от страны, где проживает, хотя и с подобными ощущениями может столкнуться и в собственной стране при внезапном изменении социальной среды.

У человека возникает конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, — старых, к которым он привык, и новых, характеризующих новое для него общество. Это конфликт двух культур на уровне собственного сознания. Культурный шок возникает, когда знакомые психологические факторы, которые помогали человеку приспосабливаться к обществу, исчезают, а вместо этого появляются неизвестные и непонятные, пришедшие из другой культурной среды.

Такой опыт новой культуры неприятен. В рамках собственной культуры создается стойкая иллюзия собственного видения мира, образа жизни, менталитета и т. п. как единственно возможного и, главное, единственно допустимого. Подавляющее количество людей не осознает себя как продукт отдельной культуры, даже в тех редких случаях, когда они понимают, что поведение представителей других культур собственно и определяется их культурой. Только выйдя за пределы своей культуры, то есть встретившись с другим мировоззрением, мироощущением и т. д., можно понять специфику своего общественного сознания, увидеть различие культур.

Люди по-разному переживают культурный шок, неодинаково осознают остроту его воздействия. Это зависит от их индивидуальных особенностей, степени сходства или несходства культур. К этому можно отнести целый ряд факторов, включая климат, одежду, еду, язык, религию, уровень образования, материальное благосостояние, структуру семьи, обычаи и т. д.

Что такое «культурный шок»

Под «культурным шоком» понимают физический и эмоциональный стресс, который испытывает индивид, попав в иную культурную среду. Этот термин впервые появился в 1960 году в работах Калерво Оберга. Оберг так же выявил определенные стадии культурного шока, через которые проходит индивид и в результате достигает уровень нормальной адаптации в новой среде. Для описания этих степени используется U-образный кривая. Всего в процессе культурного шока выделяют пять основных стадий.

Первый этап культурного шока носит название медовый месяц, на этом этапе люди, которые прибыли в новую страну испивают воодушевление, они полны радости и надежды. Часто бывает так что в начале их пути знакомства с иностранной культурой люди испивают некоторую поддержку, получают льготы, однако этот период длится не долго.

Во время второго этапа человек начинает ощущать отрицательное воздействие новой незнакомой культурной среды. Недопонимание между индивидом и местными жителями могут болезненно сказываться на психичке человека. Такие нестабильные отношения могут привести к разочарованию и депрессии. Люди стараются познакомиться с представителями своей культуры, вместе они могут обсуждать своеобразие культуры той страны, в которой они находятся, у своих соотечественников люди ищут понимания и поддержки.

Во время третьего этапа – наступает критическая стадия культурного шока. Результатом могут стать проблемы со здоровьем и психикой. На этом этапе многие возвращаются обратно в свою страну, из которой они приехали, но чаще всего они находятся в меньшинстве. Большая часть эмигрантов пытается все-таки приспособиться к жизни в новой культурной среде, они изучают иностранный язык, находят знакомых среди представителей иной культуры, они помогают им сделать и адаптацию менее болезненной и более быстрой.

Четвёртый этап характеризуется более позитивными установками. Индивид приобретает уверенность в себе, постепенно его начинает удовлетворять его положение в новом социуме. Считается что в этот момент человеку удалось весьма успешно адаптироваться в новой среде и влиться в новую жизнь.

Пятый этап характеризуется полной адаптацией личности к новой культурной среде. Человек может вполне успешно взаимодействовать с новой культурой и новым обществом.

Замечание 1

Процесс культурной адаптации может занять от нескольких месяцев до нескольких дет.

Когда человек возвращается обратно в свою первоначальную культурную среду, он сталкивается с явлениями реадаптации к своей собственной культуре. В этот момент человек испивает «шок возвращения» который выгладит как W – образная кривая.

Причины

Рассматриваемый феномен зарождается в условиях исчезновения знакомых психологических обстоятельств, способствующих социальной адаптации человека, вместо которых появляются неизведанные и неясные, пришедшие из иных культурных условий, факторы.

Различные учёные умы выдвигают разнообразные гипотезы, поясняющие факторы возникновения описываемого понятия.

Опыт культурного шока обусловлен переселением в иную среду, вследствие чего у людей вырабатывается реакция, напоминающая скорбь, другими словами, человек испытывает сильное волнение по причине утраты былых связей. При этом переезд негативные следствия несёт не всегда, а потому степень выраженности такой потери будет индивидуальной в каждом конкретном случае. Субъекты, очутившиеся в иных культурных условиях, связывают проявления собственного шока с фатализмом несостоятельностью.

Культурный шок и адаптация сопутствуются психологическими негативными проявлениями – ощущением утраты положения, привычного окружения, дискомфорта от понимания неодинаковости культур, социально-личностной дезориентированности. При этом источник подобных ощущений в самом человеке, поскольку именно его чаяния не отвечают реальной действительности. Вместе с тем однозначно заключать, что существует чёткая связь между слабой адаптацией и уровнем неудовлетворённости ожиданий, нельзя.

Частой причиной, провоцирующей культурный шок, являются неприятные ситуации и несоответствие ранее установленного распорядка дня новому, вынужденному. Довольно часто сам окунувшийся в новое культурное общество человек чрезмерно болезненно воспринимает неприятные события или становится их причиной.

Нередкой причиной культурного шока считается несхожесть ценностей, что порождает всевозможные разногласия, возникающие вследствие недопонимания, ведущего в дальнейшем к конфронтациям. При этом ценности условно можно поделить на те, которые легко адаптировать, и те, которые значительно сложнее приспособить.

Несовершенство способности к социализации может порождать культурный шок. Люди, имеющие слабые коммуникационные навыки либо у них меньше навыков социального взаимодействия, сложнее приспосабливаются к изменившимся условиям.

Детерминантом рассматриваемого явления может служить ограниченная поддержка социума.

Обычно, культурный шок обнаруживается в условиях попадания индивида на чужбину, однако также он может проявляться при столкновении человека с трансформацией социальной среды в родном государстве.

Таким образом, анализируемое понятие возникает при замене обыденных психологических факторов, направленных на успешное функционирование в социуме, новыми неизведанными факторами.

Диалоговые методы как неотъемлемая часть в современном процессе обучения.

В обучении как 
открытии ценным представляется научить 
школьников умению извлекать знание
с помощью диалога, построенной системы
вопросов/ сократовский метод обучения,
его следует отнести к основополагающим
в компетенции современного педагога.
Использование сократовского метода меняет
роль обучения. Она состоит в содействии
рождению нового, в поддержке родившегося,
только появившегося в процессе познания
и осмысления исследуемого вопроса. В
обучении как открытии достигается не
только сумма знаний, но и овладение методом
познания.

Таким образом,
под сократовским методом подразумевается
диалоговое обучение в концепции педагогического
незнания, предполагающее в процессе познания
открытия через систему вопросов-ответов,
доводов и опровержений, поиска противоречий
в суждениях, исследования понятий и их
определения. Это вопросно-ответный способ
движения к истине в субъектно-субъектных
отношениях педагога и учащихся.

Контрапунктом
диалога является поиск истинного 
знания, достигаемого через общение,
полилог участвующих. Знание показывает
на незнание, являясь путеводной нитью
познания. Заметим, пустая голова не рассуждает.
Речь идет не о любом разговоре, любой
беседе, не о том, чтобы говорить, а о том,
чтобы уметь и знать, что и как сказать
в какой момент.

Сократический
метод
строится с помощью следующего алгоритма:

• создание проблемной
ситуации;

• формулирование
проблемного вопроса;

• востребованность
имеющихся знаний и умений и стремление
с их помощью решить проблему;

• необходимость 
выдвижения гипотезы, ее формулировка;

• поиск системы 
доводов, доказательств, опровержений
в подтверждение гипотезы или 
отказа от нее;

• выводы (если
возможно, проверка, экспертиза полученного 
результата).

Остается 
только добавить, что овладение сократикой
развивает творчество и самого учителя.

Также
одновременно с сократовским методом
используется герменевтический метод.
Каждому учителю понятна значимость текстов,
широко используемых в обучении, но далеко
не всегда известна роль применяемых методов
в работе с ними. Традиционно текст истолковывается
учителем, дети принимают готовые мысли
и не учатся рассуждать. По-настоящему
ценной является такая методика преподавания
любого предмета, когда школьники с самого
раннего обучения развивают с помощью
учителя умения слушать «голос текста»
и задавать вопросы (зная, что «глупых»
вопросов не бывает). Так ученик начинает
идти сам, восходит в познании и текста,
и своей индивидуальности. При этом изначально
задачей обучения является включение
прочитанного в иной контекст — жизненный,
востребующий личный опыт ребенка. Выработка
своей позиции, согласие или несогласие
с прочитанным и участниками диалога в
классе идет через сотворчество понимающих.
Но чтобы понимать, надо думать. Так рождается
мысль о собственной мысли, понимание
своего собственного непонимания. Остается
только добавить, что именно учитель создает
самые благоприятные условия для того,
чтобы учащиеся видели проблему собственного
«думанья», учились «понимать свое непонимание».
Важнейшим условием для этого является
овладение герменевтическим методом в
процессе обучения, под которым подразумевается
диалоговое обучение, построенное на основе
толкования текста путем набрасывания
новых смыслов через систему вопросов-ответов.

Многочисленными
современными исследованиями установлено,
что использование сократовского
метода позволяет говорить о результатах,
связанных с развитием учащихся всех возрастов.
Они более инициативны на уроках в речевом
содержательном общении; смелее задают
вопросы; четче формулируют цели и задачи
собственной учебной деятельности; умеют
работать самостоятельно; более мотивированы
на учебную деятельность, меньше пропускают
занятия; имеют более высокие показатели
в усвоении учебного материала; меньше
имеют проблем, связанных с вопросами
дисциплины, порядка, организованности.
Все это способствует предупреждению
возможного отчуждения школьников от
образовательного процесса, содействует
дальнейшему личностному росту, стимулирует
потребность в самосовершенствовании,
нарастании заботы о себе как личности.

Стадии 1-5. Погружение в чужую культуру

Перед отъездом за рубеж иностранный студент испытывает приятное волнение в предвкушении новых впечатлений. Оказавшись заграницей, он постепенно осваивается и начинает знакомиться с чужой культурой.

Первое время все воспринимается глазами туриста, возникает ощущение эйфории

Затем начинаются первые трудности во взаимодействии с новой средой, и иностранец начинает сравнивать и противопоставлять культуру своей страны культуре страны пребывания, акцентирует свое внимание на том, что он считает недостатками чужой культуры

Состояние эйфории сменяется тоской о привычных вещах и обстановке. Постепенно эти внутренние противоречия вызывают чувство подавленности. Все усугубляется тем, что иностранному студенту ежедневно приходится испытывать стресс, сталкиваясь с непривычными явлениями за рубежом, будь-то поездка в общественном транспорте,  поход за покупками, совершение операции в банке и прочее.

Затем наступает период, когда негативные эмоции и подавленность становятся очевидными и перерастают в культурный шок. Симптомы культурного шока могут проявляться как психологически (чувство подавленности, потерянности, тоски), так и физически (сонливость или бессонница, плохое самочувствие)

Самое важное – это осознание, что он присутствует и не замыкаться в себе

Причины

Сложно выделить явные причины развития культурного шока. Все известные утверждения — всего лишь гипотезы. Так, к примеру, К. Фурнем, проведя исследования, выдвинул ряд предположений:

  1. Переезжая в другую страну, человек испытывает серьезные переживания из-за утраты старых связей. Они выражаются с разной силой. Все зависит и от нового места жительства, и от самого индивида.
  2. Иногда люди, попав в незнакомую культурную среду, чувствуют беспомощность.
  3. Часто реальное положение вещей не соответствует ожиданиям. В результате чего «новичку» сложно приспособиться к изменившейся обстановке.
  4. Еще одна причина — какие-либо неприятные события в жизни и нарушение привычного образа жизни.
  5. Культурный шок может быть следствием непонимания приезжим новых ценностей. В результате развивается внутренний конфликт.

Есть еще один нюанс. Некоторым людям сложнее пережить переезд и адаптироваться к другой культурной среде. Речь идет о неопытных личностях или тех, кто столкнулся с какими-либо психологическими проблемами.

Многие ученые связывают культурный шок с естественным отбором, утверждая, что так можно увидеть наиболее приспособленных к жизни людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector