И.в.смоквина. целостное мышление — золотой ключик успешной самореализации личности
Содержание:
Формирование системного мышления
Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной. Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально. Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.
Психика человека – очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимозависимости. Мышление как высшая форма познания связано в первую очередь с познавательными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает следующее процессы:
- Формирование способности к правильному восприятию окружающего мира с учетом его системной организации. Именно восприятие поставляет в наш мозг информацию, с которой потом работает мышление. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное, детальное наблюдение. Оно предполагает проникновение в глубинную суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
- Развитие памяти, в первую очередь осознанного, целенаправленного запоминания информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует системного подхода к его запоминанию. А оно предполагает активную работу всех видов памяти: моторной и сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной и эмоциональной.
- Память и восприятие невозможны без способности к сосредоточению, то есть внимания. Развитие этого психического процесса предполагает овладение также способностью к быстрому переключению внимания и увеличение его объема. Это позволит осмысливать одновременно несколько объектов и их связей, работать над несколькими проектами, удерживая в голове разные сложные задачи.
- Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образное позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.
Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны. Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления. Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.
Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.
План развития
Этот список содержит конкретные шаги, которые помогут развить логику.
Развитие правильного мышления:
- Отсейте мечты и желания, которые никогда не исполнятся.
- Не тратьте на них свою энергию.
- Избавьтесь от вредных установок, которые в вашей голове имеют форму устойчивых мыслей. Замените их на полезные и правильные убеждения.
- Играйте в шашки, шахматы, решайте головоломки и специальные логические задачки.
- Медитируйте, чтобы научиться отключать поток мыслей.
- Гуляйте ежедневно не менее часа на свежем воздухе.
- Каждый час меняйте вид деятельности, чтобы держать мозг в тонусе.
- Устраивайте себе информационные диеты, чтобы избавлять сознание от ненужных мыслей и информационного мусора.
- Поставьте себе четкие цели, чтобы их было легче достигать.
- Занимайтесь спортом.
- Раз в месяц проводите анализ своей жизни, учитесь анализировать прошлое, чтобы логично поступать в будущем.
- Смотрите на мир реально.
- Читайте детективы, они научат строить логические цепочки.
- Ведите ежедневник и дневник. Письмо поможет структурировать свои мысли и избавиться от мусора в голове.
Меняя образ мыслей, мы меняем себя. Новое мышление даст возможность взглянуть на себя под новым углом. Вы приобретете полезные привычки, которые помогут эффективней справляться с повседневными задачами, научитесь лучше понимать мотивы и поступки людей, улучшите коммуникативные навыки, измените жизнь в лучшую сторону и выйдите на новый уровень развития.
Помните, что логика и правильное мышление идут рука об руку. Однако в погоне за строгой логичностью не забывайте о креативности. Ведь это то, что придает вкус жизни. Будьте творческими реалистами. Творите и созидайте!
1.4. Мыслительные операции
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления — опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и
отношений между предметами, явлениями, фактами.
Сравнение
— это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других – различны .
Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации
.
Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Так, в библиотеке книги можно классифицировать по авторам, по содержанию, по жанру, по переплету, по формату и пр. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации.
Анализ и синтез
— важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ —
это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ — мысленное разложение целого на составляющие его части .
Синтез
— это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения — в те или иные разделы текста
Абстракция
Нередко при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств
С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия — смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.
Обобщение и конкретизация.
Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними. При обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаков. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сходных единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (существенные) признаки, которые имеются в яблоках, грушах, сливах и др.
В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях выводах, правилах… Детям нередко трудно совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие признаки предметов, явлений, фактов .
Конкретизация
—
это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям.
Первый принцип мышления
Аристотель говорил, что первый принцип – это основа, из которой вещи выходят понятными и объяснимыми. Кроме того, первый принцип мышления – это причудливый способ смотреть на вещи с невидимого пьедестала ученого. Почему ученого? Потому что они ничего не предполагают, как бы странно это ни звучало. Они начинают с вопросов: «А мы уверены, что это правда?» и «А это уже доказано?».
В теории первый принцип мышления требует от тебя усердного копания все глубже и глубже, пока не останется ничего, кроме фундаментальной истины. Французский философ и ученый Рене Декарт соединил этот подход с методом, который теперь называется «Декартово сомнение», в котором он «систематически подвергал сомнению все, в чем можно сомневаться, пока не увидел чистоту несомненной истины». Проще говоря, сомнение очищает почву познания от разных предубеждений. Никакого схоластического всезнания он допустить не мог.
Вполне резонный вопрос: как использовать эти красивые слова и определения на практике? Копируй, чтобы запомнить. Ты не должен упрощать все проблемы до атомного уровня, нужно просто обдумывать каждую тему глубже, чем 80% людей. Если для кого-то отсутствие денег – это периодическая трудность, то человек умный в своих размышлениях понимает, что это систематическая проблема, и причина ее кроется в лени, неприспособленности и конфликтности человека.
Джон Бойд, знаменитый летчик-истребитель и военный стратег, создал следующий мыслительный эксперимент, демонстрирующий, как использовать первый принцип мышления на практике. Представь, что у тебя есть три вещи: катер, военный танк, велосипед. Теперь раздели эти предметы на их составные части. Не нужно лезть в карманный справочник потрошителя техники, можно сделать это примитивно:
Моторная лодка: мотор, корпус лодки. Танк: металлические гусеницы, стальные бронеплиты, пушка. Велосипед: руль, колеса, шестерни, сиденье.
Что можно создать из этих отдельных частей? Снегоход!
Суть в том, чтобы разрушить привычную ситуацию, переосмыслить традиционный подход, чтобы действовать максимально эффективно.
Мыслительные операции
Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.
- Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
- Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
- Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
- Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
- Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
- Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
- Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
- Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.
Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Применение в разных сферах
Понятийное мышление больше свойственно тем, кто изучает точные или естественные науки. Однако не нужно думать, что оно может применяться только в определенных сферах жизни. Такой образ мышления может пригодиться как дома, так и на работе.
В бытовой
Отсутствие понятийного мышления может привести к путанице. Нехватка знаний в конкретной области не дает возможности человеку стать полноценным членом общества. Некоторые люди настолько упрямы, что не хотят развиваться. Поэтому разговор с ними чаще всего сводится к известному: «я всегда прав, если я не прав, смотри пункт первый». Их эмоции и выводы идут скорее от сердца, чем от головы. В результате, даже во время просмотра футбольного матча с друзьями у них возникает недопонимание. Лишенный понятийного мышления не владеет конкретными терминами в данной области. А из телевизора постоянно звучат такие слова, как победитель, призер, фаворит и соискатель. Человеку без понятийного мышления не хочется вдумываться. Он хочет все понимать на интуитивном уровне.
Его оппонент готов уйти с головой в решение любого вопроса. Справедливости ради, нужно отметить, что делает он это даже тогда, когда это не особо нужно. Поэтому общение с такими людьми нельзя назвать легким. Например, прежде, чем ответить на вопрос, как добраться до библиотеки, они проведут целое исследование. На такси – быстро, но дорого, на общественном транспорте дольше, но дешевле, причем анализ, каким именно автобусом или троллейбусом воспользоваться, тоже будет присутствовать, пешком еще дольше, но бесплатно.
В деловой
Здесь понятийное мышление является залогом успеха
Чем бы вы ни занимались – экономикой, программированием, юриспруденцией, сельским хозяйством или промышленным производством, везде важно точно определять понятия. Разночтения в условиях задачи, договора, контракта неминуемо приведут к краху
Поэтому действовать в бизнесе исключительно по зову сердца противопоказано. Необходимо включать понятийное мышление, в котором нет места ошибке.
В научной
Развитие этой отрасли также невозможно без применения понятийного мышления. Любая ошибка при изучении исходных данных может привести к провалу. Возьмем для примера экономическую отрасль и часто употребляемое в ней слово «рынок». Его значение можно трактовать самыми разными способами. Мировой рынок с его правилами и центральный в отдельно взятом городе, существующий по своим законам – это абсолютно разные вещи
Поэтому при решении вопросов на эту тему важно точно определиться со значением термина. Понятийное мышление здесь пригодится как никогда
Какой может быть мыслеформа
Мыслеформы могут быть как созидательными, так и разрушительными. Все зависит от ориентации Сознания человека. Если Сознание ориентировано на созидательные силы, то генерируемые человеком мысли имеют положительную, созидательную направленность. Существуют мыслеформы ТОЛЬКО за счёт мыслей, породивших их, и чем чаще генерируется одна и та же мысль, тем больший потенциал набирает мыслеформа.
Мысль, порожденная человеком – это волна, воздействующая как на самого человека, так и на внешнее пространство, непрерывна и бесконечна по своей природе. Если она постоянно поддерживается одной и той же мыслью человека, то она может распространиться на всю Вселенную
Вот почему важно развивать в себе осознанное мышление. Уже в древности эзотерики прекрасно понимали, что в процессе мышления происходят явления, далеко выходящие за рамки четырехмерного представления об этом мире
Они знали, что процессом мышления необходимо строго управлять, иначе это может привести к непредсказуемым последствиям. Именно поэтому в йоге освобождались от лишних мыслеобразов, дабы они случайно не вышли в материализацию. В нашей же стране за последние пару десятилетий в псевдоэзотерических школах учили обратному.
В книге «Эниология» приводится по этому поводу интересный пример. В одной из таких «школ» города Ростова-на-Дону обучаемым предлагали проверить свои «биоэнергетические» способности в активации проращивания лука. Для этого предлагалось поставить на подоконник три баночки с лукавицами. Одна — контрольная; с ней ничего не надо делать. На вторую рекомендовалось подействовать угнетающе и, по возможности, затормозить развитие луковицы. А вот проращивание третьей лукавицы нужно было максимально стимулировать собственным «биополем». Очень интересный эксперимент! Но не над луком, а над обучаемыми этой школы. Дело в том, что человек по своей натуре нетерпелив, эгоистичен и ему очень хочется побыстрей «пощупать» конечный результат своей деятельности
Поэтому все внимание в первую очередь приковывает та лукавица, рост которой нужно стимулировать. Незадачливый «адепт» подносит руки к луку и начинает бормотать: «Лук прорастает, лук прорастает…», мысленно представляя, как буквально тут же появляются из лукавицы зеленые перья
За пятьсот с лишним километров от города, собираясь на рынок, «колхозник Вася» спустился в подвал и с изумлением обнаружил, что весь лук, который он собирался в этот раз везти на продажу, пророс! «Колхозник Вася» при этом произносит магическое заклинание «Трах ти бе дох!..». Иными словами — фразу мата из древнерусской вербальной магии, после которой адепту ростовской «школы развития биоэнергетических способностей» становится дурно.
Вспомните основное свойство многомерных пространств: начиная с астрального плана, понятия времени, массы и расстояния теряют свой привычный для людей физический смысл четырехмерных пространств: все процессы проходят с любыми массами мгновенно и на любом расстоянии. При обработке луковицы на подоконнике, экспериментирующий не учел это важнейшее свойство высших метрических пространств. Поэтому его воздействия вполне хватило для активации проращивания лука за пятьсот километров. При этом лук пророс не только у «колхозника Васи»! Естественно, «адепта» об этом никто не просил. Поэтому именно к нему вернулись «Васины» проклятья.
Для того чтобы не попадать в подобный переплет, желательно выполнять принцип точной адресности мыслеформы: генерируемая мыслеформа должна быть полноценна и для ее входа в материализацию необходимо указать конкретный адрес в Информационных Полях. Иными словами, для того чтобы получилось все вами задуманное, необходимо все досконально, до мелочей представить, а потом забыть, то есть отпустить мыслеформу в материализацию. Вроде бы простое и понятное правило, однако многим бывает сложно его выполнять. Тем более вокруг бывает много искусов.
Конечно, это не значит, что у человека не должно быть желаний, и он не должен их удовлетворять. Просто для Сознания человека удовлетворение его запросов не должно являться самоцелью, пусть даже его желания связаны со здоровьем, работой, деньгами, семьёй и так далее. Человек должен помнить, что все это он получит – когда заработает. То есть, вполне возможно, что удовлетворения всех желаний придется подождать.
Преждевременные решения
Некоторым людям неймется выпалить решение. Они как будто играют в Свою Игру или Брейн Ринг. Ждут вопрос и на скорость предлагают решение.
При поспешных решениях между проблемой и идеей возникает слепая зона. Цепочка рассуждений и выводов остается за кадром:
Мы не принимаем одно решение, копаем корень проблемы, определяем действующих лиц. После прокладывания пути из цели, действующих лиц и корня проблемы кнопочное решение теряет былую прочность:
Увидев корневую проблему или потребность, мы накидываем много возможных решений:
Обратите внимание, что теперь видно выбор, но сам выбор сделать сложнее. У меня есть предположение, что люди намеренно останавливаются на первом решении, которое кажется подходящим
Ведь если идти дальше, то придется выбирать, оценивать риски каждого решения, плюсы и минусы, работы прибавляется. Кроме того, чем шире выбор, тем меньше радость итогового решения.
Глубокое бурение проблемы затратно, никто не стремится в это болото. Но если мы создаем полезное решение, то пересиливаем себя и раскрываем слепую зону.
Истории из жизни:
-
Кейс: Сужение видения
Идет планирование релиза. Product Owner заканчивает фразу словами: «…можно отправить почтой». Я сразу останавливаю обсуждение, потому что одной фразой произошло сужение проблематики до одного решения. Останавились и раскопали корень потребности. Почему отправлять? Почему почтой? В мире ведь придумано много способов донесения информации до пользователей. В итоге предложили 5 способов рассказать клиентам об обновлениях. Совет: Не допускайте сужения проблемы до одного решения. -
Кейс: Решения без проблемы
Новый заказчик обсуждает с нами модернизацию IT-продукта. Пока рассказывает о продукте, вспоминает о проблеме — клиенты уходят в минус и перерасходуют ресурсы без оплаты. Сервис берет деньги по мере выполнения операции, но предсказать расходы заранее нельзя. По мере рассказа заказчика посещает идея — обрубать доступ и оставлять клиента без результата.
Обсуждение прервали, раскопали проблему пользователей. Выяснилось, что пользователи не понимают сколько денег остается в каждый момент времени, поэтому не могут оперативно принимать решения. Мы предложили показывать им расходы и текущий баланс, изменяющиеся в онлайн режиме. Заказчик удивился и сказал: А что так можно?
Упражнение по развитию системного мышления
Мы с вами уже знаем, что каждый объект представляет собой систему. Найдите в своем окружении любой случайный предмет, например, пусть это будет книга:
- Подумайте, какие подсистемы входят в структуру этого предмета. А теперь возьмите лист бумаги и запишите их в столбик. Это могут быть бумага, типографский шрифт, краска, клей, металлические скрепки, которыми скреплен переплет, картон обложки и т. д. А если посмотреть с другого ракурса: буквы, слова, предложения, оглавление, заголовки, иллюстрации и т. д. Напишите элементы этой структуры в другой столбик. Смотрите, мы нашли две разных системы, а их может быть значительно больше. Подумайте, какие еще варианты системной организации книги вы сможете обнаружить.
- А теперь подумайте, в какие более крупные системы входит книга, частью чего она является.
Выполняя это упражнение, вы поймете, что можно легко выйти за пределы несистемного мышления, ограниченного жесткими рамками стандартов.
Такие занятия интересно проводить в группе, устраивая своеобразное соревнование, выбирая каждый раз новые предметы. Можно усложнить задание и подумать, как изменится предмет, если внести изменения в какой-то элемент его структуры.