Эмоциональный интеллект: как понять другого и себя

Выражение лица по деталям

«Как представить персонажа, который переживает какую-то эмоцию? Попытайтесь спроецировать на себя его чувства. Берите кадры из фильмов, наблюдайте за людьми и чаще смотритесь в зеркало. Всё это плюс понимание индивидуальных особенностей персонажа поможет при создании выражения лица», — говорит аниматор Дана Боадвей-Массон, которая делала ролики для игр Halo 3 и ODST.

Изгиб брови или вдруг появившиеся ямочки на щеках и правда могут изменить лицо персонажа и передать эмоцию, которую он испытывает. Пройдемся по отдельным частям лица — глазам, рту и носу, — чтобы понять, как они могут передавать чувства персонажа.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.  Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Ужас
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Боль
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Шок
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это Вам будет интересно:

Опыт и причины печали

Для печали характерна пассивность: человек не предпринимает активных действий, его движения замедляются, кровообращение становится вялым, лицо бледнеет. Веки несколько опускаются, в груди чувствуется стеснение. Человек невольно свешивает голову, а нижняя часть его лица теряет тонус и отвисает.

Печаль сопровождает страдание, в основе которого может лежать разочарование или безнадежность, но его интенсивность даже на пике проявления эмоции намного меньше, чем при страдании, вызванном страхом.

Крайней формой страдания является горе, отставленной реакцией на которое становится печаль. Горе переживается более остро и активно, так как человек стремится справиться с утратой или сильной физической болью. Он пытается конструктивно решить проблему, устраняя источник своей болезненной реакции. В ряде случаев это не представляется возможным (например, в случае смерти близкого человека), и человек от громких стенаний и рыданий переходит в фазу печали, при которой реакция горя внешне никак не проявляется и переживается внутри. То же самое происходит и при длительном воздействии травмирующего фактора. Печаль, составляющая своеобразный эмоциональный «хвост» болезненного события, может длиться до нескольких лет.

Как и в случае смерти близкого, при разрыве значимых отношений человек сначала выдает острую реакцию горя, а затем погружается в печаль. Циклы таких последовательных реакций могут повторяться неоднократно.

Мужчины, которым предписаны такие социальные установки, как сдержанность и контроль эмоционального состояния, сознательно подавляют острые реакции горя и демонстрируют лишь печаль. Такая печаль внешне ничем не отличается от таковой, наступившей после эмоционального «взрыва», однако опыт, ощущения, воспоминания и осознание человеком происшедшего будут иными.

Интенсивность печали может разниться от легкого, едва заметного окружающим уныния до глубокой скорби.

Эта эмоция часто может комбинироваться с эмоциями гнева и страха, причем в силу социальных условностей гнев больше характерен для мужчин. В случае смерти близкого человек может гневаться на причину утраты и даже на самого покойного, при этом такая реакция лишь маскирует и замещает собой печаль. При получении травмы, требующей операции, человек может испытывать страх перед ожидающей его болью. Комбинация с эмоцией отвращения или пренебрежения также может возникать при разочаровании. Горько-сладковатый оттенок меланхолия принимает при комбинации печали с радостью, что характерно для сентиментальных людей.

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Упражнение «Расческа»

Следующее упражнение знакомо каждому человеку — это разглядывание своего отражения в зеркале. Только теперь, перед тем как подходить к зеркалу, предлагаем вам сформировать у себя в голове образ (картинку, слайд): каким вы хотите видеть себя? (В позитивном контексте, например молодым, довольным, радостным и т.д.)

После создания образа в голове можно смотреть в зеркало и начинать выполнять свои ежедневные утренние или вечерние процедуры (расчесывание, чистка зубов и т.д.). Ну и, конечно же, в изображении в зеркале следует выискивать хорошее, а негативное — игнорировать, то есть «причесывать» свои мысли. Можно улыбнуться себе, любимому, сказать что-нибудь ласковое, хорошее.

Три способа научиться радоваться

Если вы еще читаете дальше и ничего из упражнений не сделали до этого момента, то срочностановитесь автором  нашего интернет-портала — значит, вы уже можете давать теорию.

Найти баланс между положительными и отрицательными эмоциями

Фото: pexels.com

Испытывать только положительные эмоции невозможно. Все течет – все меняется. И тут вопрос: насколько отрицательные эмоции могут выбить вас из колеи? Или являются такой же частью эмоционального круговорота, как и положительные? В обществе встречается искаженная трактовка, когда «хорошей выдержкой» называют умение проглотить обиду или злость. На деле это не рабочий вариант, потому что влияет на человека зачастую разрушающим образом и способен активизировать различные психосоматическое заболевания, приводить к упадку сил, отсутствию интереса, активности, апатии. Что-то вроде эмоциональной усталости.

Как быть? У отрицательных чувств, как и у положительных, есть источник. Интересно отследить цепочку событий. В какой именно момент это чувство появилось? Что именно нахлынуло (как называется)? Чем чаще происходит перенос внимания на себя, тем быстрее человек может вспомнить, а что  изначально, когда-то давно привело к формированию триггера: «раздражитель» – «реакция». Возможно, это воспоминание из детства, возможно, перенос роли, например, когда руководитель или супруг воспринимаются как родительская фигура, которая как будто «ругает», «отчитывает»… Сценарии у всех будут свои.

Как правильно переживать состояние грусти?

Лучший способ – остаться в одиночестве, прочитать интересную книгу или послушать спокойную музыку для релаксации.

Многие известные психологи говорят, что познать свое внутреннее “Я” можно именно в состоянии грусти, а не в радости. Грусть притупляет агрессивные рецепторы и активирует мыслительную деятельность. Именно в такие моменты человек может придумать что-то гениальное.


Иногда можно позволить себе погрустить

Есть специальные тренинги личностного роста – они проводятся специалистами, которые практикуют медитацию и йогу. Ведь в состоянии “грустного” транса человек лучше узнаёт себя, налаживает гармоничные отношения между собой и окружающими людьми. И самое главное – происходит освобождение от негативных мыслей.

Неприятие и подавление грусти часто может привести к вспышке психосоматических симптомов, таких как мышечное напряжение, головные боли или боль в спине. Отрицание печали также может нарушить сон, вызвать нестабильное настроение и ослабить концентрацию.

Проявления печали в области бровей, век и лба

Иногда на лице человека, испытывающего глубокую печаль, нет характерных признаков и можно наблюдать лишь некоторое ослабление мышечного тонуса, однако в большинстве случаев переход от горя к печали, а также не крайне интенсивная печаль оставляют на выражении лица специфичные «следы».

Брови человека приобретают характерный печальный вид за счет того, что их уголки приподнимаются и могут сводиться. Это обусловлено особыми мышечными сокращениями, характерными для эмоции печали. Мышцы как будто вздергивают внешние уголки бровей кверху.

Конфигурация «брови-лоб» определяет и положение уголков век, которые подчинены тем же мышечным механизмам. На лице человека, находящегося в печали, отчетливо различимы стремящиеся вверх, как будто подтянутые уголки верхних век. Кожа, находящаяся над верхними веками, образует очень характерную депрессивную складку в виде треугольника, основанием которого выступает верхняя граница глаза.

Такая картина дополняется соответствующим печальным выражением нижних век и остальной – нижней – частью лица. Однако нужно иметь в виду, что печальная верхняя часть с приподнятыми бровями в ряде случаев может выражать не скорбь, а эмоцию заинтересованности, которая то и дело проявляется в беседе с верификатором и направлена на отдельные фразы и акценты. Именно поэтому нужно оценивать и нижнюю часть, и лицо человека в целом.

Внимание нужно обратить и на направленность взгляда. Печалящийся человек часто смотрит вниз, на пол, особенно если эмоция печали сопровождается эмоциями вины или стыда

Адаптационная теория

Клинический психиатр, психолог Роберт Плутчик (США) стал автором адаптационной теории эмоций.

Научный труд увидел свет в виде монографии, вышедшей в 1962 году и получившей мировое признание.

Плутчику удалось воссоздать четкую картину внутриличностых процессов и связанных с ними психзащит человека.

Основные тезисы теории эмоций:

  1. В основе возникновения эмоций лежит генетика, эволюционная адаптация человека.
  2. Именно эволюционный отбор обеспечил формирование наиболее эффективных механизмов , поведенческих реакций (всего их 8), позволяющих людям выживать и коммуницировать с окружающим миром.
  3. Эмоция трансформируется в поведенческую реакцию, мгновенно соединяющую сложную цепь человеческого восприятия от стимула к конкретному действию. Например, при распознании угрозы и опасности, человек немедленно чувствует страх и ужас, что побуждает его отстраниться, сбежать, повинуясь инстинкту самосохранения.
  4. Взаимосвязи между эмоциями Плутчик представил в виде «,колеса», , схемы, в структуре которой цепочки определений соединены общностью понятий. Например, вертикальный вектор колеса демонстрирует интенсивность нарастания чувства: печаль , грусть , горе, принятие , доверие , восхищение.
  5. Эмоции соотносятся с чертами характера человека: страх свойственен робости, радость , дружелюбию, а ожидание , любопытству в характере. Крайние выражения чувств определяют в дальнейшем клиническую картину психических расстройств: состояние печали субъекта в крайней степени превращается в депрессию, гнев , в агрессию, а отвращение , в параноидальное состояние.

Базовые человеческие реакции соответствуют 8 основным эмоциям:

  • принятие , в физиологии это процесс приема пищи, в более широком смысле , принятие того, что человек определяет, как нужное и хорошее для себя (благоприятное),
  • отторжение, отвращение , так индивид избавляется от неприятного, непригодного для выживания,
  • избегание как реакция на опасность, угрозу,
  • разрушение преград на пути к желаемому,
  • приближение, ухаживание с целью воспроизводства,
  • печаль от потери значимого человека вместе с поиском нового объекта опеки (реинтеграция),
  • распознавание, ориентация при контакте с новым и неизвестным,
  • изучение, исследование событий и фактов среды, в которой живет человек.

В дальнейшем теория Плутчика дорабатывалась им в соавторстве с другими учеными. Совместно с Генри Келлерманом Плутчик разработал рабочую модель механизмов психзащит, структурную теорию личности.

Защитный механизм абсолютно незаметно для самого индивида искажает травмирующие, неприятные и опасные знания об окружающей среде, взаимодействии с социумом, прямо на пути к сознанию.

В результате психзащиты в голове человека реальность искажается удобным ему способом: игнорируется, забывается или интерпретируется во что-то кажущееся безопасным и «,удобоваримым»,.

Важность проявления и контроля эмоций

В социальном мире нужно уметь контролировать эмоции, это должно быть навыком. Но что имеется в виду под контролем? Обычно, когда люди говорят «контролировать эмоции», они подразумевают – подавлять их. Но подавление эмоций буквально похоже на следующее: у вас включается какой-то родник, поток, а вы его бетонируете. Но сам источник продолжает работать. Причина реакции не убрана. Одно дело, если вы переполняетесь радостью, но сдерживаете ее, и совсем другое – вы переполняетесь презрением и гневом. Если вы подавляете эмоцию и делаете это регулярно, потому что регулярно находитесь в одном и том же рабочем пространстве или с одним и тем же человеком и выполняете повторяющиеся действия, то у вас в теле постоянно присутствует вытесненная негативная эмоция. Это прямой путь к заболеванию. Центры эмоций всегда находятся в какой-то части тела в виде ощущений. И органы, которые расположены в этом месте, рядом с ним, подвержены поражению, они буквально наполняются вытесненными эмоциями. Иногда бывает так, что человек через 20 лет, вспоминая прошлое, начинает рыдать – это то, что он не выплакал тогда.

Если ваша картина мира слишком неадекватна реальности, эмоции вас будут переполнять всегда. Если вы будете их постоянно проявлять, то, с точки зрения здоровья, вам будет проще. Эмоциональные, вспыльчивые, несдержанные люди обычно бывают более здоровыми, а воспитанные, культурные – больше болеют. Потому что те, кто сбрасывают эмоции, портят отношения, а те, кто подавляют эмоции, сохраняют отношения, но портят себя. 

Ни то, ни другое не является полезным, но полезным является сам навык – уметь по желанию проявлять эмоцию. Потому что есть люди, которым очень сложно или страшно сказать, что они чувствуют, что они переживают. Нужно уметь говорить в открытую – раз, и уметь сдержать эмоцию – два. Но если сдерживаешь эмоцию, нужно знать, как ее разрядить. Например, Адриано Челентано в фильме «Укрощение строптивого» рубил дрова. Можно заняться спортом, прокричаться или написать и сжечь письмо – эмоцию нужно вывести в действие.

Чтобы научиться держать баланс, нужно, в первую очередь, прорабатывать свою картину мира, делать ее более гибкой, мягкой. Например, не «должен», а «может», бывает так – и бывает вот так, может быть и по-другому. Я такая, он такой, а они вот такие – мы разные. Чтобы картина мира была не плоским рисунком, а состояла из множества деталей, элементов, где вы свободно можете двигаться. Когда у вас богатая картина мира, она допускает многое, вы легче воспринимаете происходящее, и тогда эмоции изначально уже не идут в критическом варианте. Этот подход – более глубокий. Он, естественно, требует больше времени, потому что просто сдерживание и проявление эмоций – это такой же технический навык, как умение отжиматься.

Один из самых непростых вопросов – это сосуществование с эмоциями других людей тогда, когда они не соответствуют вашим. Худший вариант в этой ситуации – начать переживать и думать: «Как-то нехорошо человеку что-то говорить, ведь он переживает, а мне это как-то не совсем»… Тогда вы жертвуете собой. А ваша задача, наоборот, проявлять себя, чтобы человек вас понял – важна активность. Но люди, считающие себя воспитанными, предпочитают жертвовать собой ради приличий. На самом деле, речь идет не о воспитанности, а о комплексе неполноценности и неуверенности. Ключевая проблема даже не в том, что человек вас «заваливает» своими эмоциями, а в том, что вы подавляете свою эмоцию и не можете сказать: «Мне это не нравится, давай сделаем по-другому». Вы сами себя подавляете, а не он вас.

Здесь не годится вариант постоянно сдерживаться, закрываться, потому что вы, даже прикладывая массу усилий, все равно будете «заражаться» и не сможете быть естественными в своем состоянии. Хороший вариант – это говорить, разговаривать, доносить до человека свои чувства: «Ты знаешь, это замечательно, что ты так радуешься, но я по-другому это воспринимаю». Вам нужно проявить другому человеку себя. Ведь ваш визави не очень беспокоится о том, как его эмоции влияют на вас – он просто активно проявляет себя. Сделайте тоже самое

Важно, чтобы он услышал, что для вас значимо, и начал это учитывать

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Физиология

С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями).

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное

То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины

Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.

Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения

Такие базовые проявления эмоций носят врождённый характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным — приматам, собакам и другим.

Мимическая обратная связь

Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.

Эмоции и стресс

Слишком сильные эмоции, независимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.

Эмоции как отдельные категории

В теории дискретных эмоций считается, что все люди обладают врожденным набором основных эмоций, которые узнаваемы в разных культурах. Эти базовые эмоции описываются как «дискретные», поскольку считается, что их можно различить по выражению лица человека и биологическим процессам. Теоретики провели исследования, чтобы определить, какие эмоции являются основными. Популярным примером является кросс-культурное исследование Пола Экмана и его коллег 1992 года, в котором они пришли к выводу, что шесть основных эмоций — это гнев , отвращение , страх , счастье , печаль и удивление . Экман объясняет, что каждой из этих эмоций присущи определенные характеристики, которые позволяют им выражаться в разной степени. Каждая эмоция действует как отдельная категория, а не как отдельное эмоциональное состояние.

Дискуссия о базисности

Субъективный опыт людей заключается в том, что эмоции четко распознаются в нас самих и в других. Эта очевидная легкость распознавания привела к выявлению ряда эмоций, которые считаются основными и универсальными для всех людей. Однако дебаты среди экспертов поставили под сомнение это понимание того, что такое эмоции. Недавно было обсуждено развитие различных взглядов на эмоции за эти годы.

С точки зрения «основных эмоций» активация эмоции, такой как гнев, печаль или страх, «запускается» мозгом, оценивающим стимул или событие с точки зрения целей или выживания воспринимающего. В частности, предполагается, что функция, выражение и значение различных эмоций биологически отличаются друг от друга. Общая тема многих базовых теорий эмоций заключается в том, что должны быть функциональные сигнатуры, которые различают разные эмоции: мы должны быть в состоянии определить, какие эмоции испытывает человек, глядя на его или ее мозговую активность и / или физиологию. Более того, знание того, что человек видит, или более широкого контекста вызывающего события не должно быть необходимым, чтобы сделать вывод о том, что человек чувствует, из наблюдения биологических сигнатур.

Согласно «конструкционистским» представлениям, эмоция, которую человек испытывает в ответ на стимул или событие, «сконструирована» из более элементарных биологических и психологических компонентов. Двумя гипотетическими ингредиентами являются «основной аффект» (характеризующийся, например, гедонической валентностью и физиологическим возбуждением) и концептуальное знание (например, семантическое значение самих ярлыков эмоций, например, слова «гнев»). Общая тема многих конструкционистских теорий заключается в том, что разные эмоции не имеют определенных мест в нервной системе или отдельных физиологических сигнатур, и что контекст является центральным для эмоции, которую испытывает человек, из-за доступности различных концепций, предоставляемых разными контекстами.

Семантически различные эмоции

Юджин Банн предложил теорию, согласно которой люди передают свое понимание эмоций с помощью языка, который они используют, окружающего упомянутые ключевые слова эмоций. Он утверждает, что чем более отчетливый язык используется для выражения определенной эмоции, тем отчетливее восприятие (включая проприоцепцию) этой эмоции и, следовательно, более базовое. Это позволяет нам выбирать измерения, наилучшим образом представляющие весь спектр эмоций. По совпадению было обнаружено, что базовый набор эмоций Экмана (1972), который, возможно, наиболее часто используется для классификации эмоций, является наиболее семантически отличным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector