Когнитивный стиль
Содержание:
- Пути избавления
- Литература
- Что такое когнитивная психология?
- Признаки созависимости: кто это такой созависимый человек
- Психологический портрет личности, страдающей от негативной аддикции
- Есть ли шансы полностью избавиться от аддикции?
- Методы борьбы с психологической зависимостью: доступные способы
- Характеристика отдельных когнитивных стилей: полезависимость-поленезависимость; рефлексивность-импульсивность
- Проявления полезависимости и поленезависимости в общении
- Где используется когнитивно-поведенческая терапия?
- Экспериментальные исследования Г. Уиткина[править | править код]
- Теории леворукости
- Принципы
- Основные ошибки
- Модель когнитивного стиля Киртона
Пути избавления
Необходимо обратиться к специалисту. Он будет проводить индивидуальные и групповые беседы, назначит медикаментозное сопровождение (мягкие успокоительные), а также даст направление деятельности. Ниже представлю самый распространенный курс.
Программа 12 шагов
Она необходима для того, чтобы получить самодостаточность, почувствовать самозначимость и то, что называется индивидуальностью, перестать связывать себя с зависимым. Представим последовательные этапы.
Найдите источник силы
Это может быть ребенок, работа, друзья, хобби – то, что придает вам уверенности и толкает на действия. Если вы одиноки, позвоните по телефону доверия, запишитесь в анонимные группы.
Дайте мест раскаянию
Если вас захлестнет чувство вины, следует выпустить его и найти причины изначального поведения. Вы должны почувствовать, что мышление жертвы сыграло злую шутку, отыскать его корень и пресечь.
Настройтесь
Закройте старые двери, сожгите мосты. Пообещайте себе – вы больше не вернетесь в состояние жертвующей собой компаньонки.
Действуйте
Вам необходимо разорвать отношения – переезжайте, подавайте на развод. Даже если зависимый от привычки человек начал терапию одновременно с вами, лучше проходить ее по раздельности, а потому на трезвую в прямом и переносном смысле голову решить, нужно ли вам быть вместе.
Осознайте
Вы навредили не только себе, но и окружающим – родителям, детям, коллегам, друзьям. Будьте храбры признаться в этом, попросить прощения.
Возместите ущерб
Займитесь собой, возобновите старые интересы, от которых пришлось отказаться. Поменяйте обои и мебель, в общем, курс направлен на новое.
Реабилитируйте себя
Подводите итоги, анализируйте себя и состояние, ставьте цели. Вы должны начать интересоваться своим внутренним «Я», собой как личностью.
Осознайте свою ценность
Вы – полезна не только аддикту, но и всему обществу. Вы – значимая, важная часть социума, семьи, компании. У вас масса достоинств и уникальных черт.
С этого момента вы сможете жить полной жизнью.
Тест для определения созависимости
За каждый ответ начисляйте баллы:
- точно нет – 1;
- скорее нет – 2;
- не полностью согласен – 3;
- похоже на правду – 4;
- скорее да – 5;
- точно да – 6.
Вопросы
- Мне сложно принимать решения.
- Я редко отказываю людям.
- Я не думаю, что комплименты в мою сторону искренние.
- Мне становится непривычно без проблем.
- Я не оказываю помощь, если о ней не было попрошено.
- Когда я отдыхаю, занимаюсь увлечением, чувствую себя виноватым/ой.
- Я не очень тревожный/ая.
- Жизнь станет лучше, когда супруг/а бросит пить/употреблять/играть.
- Я готов/а жертвовать собой.
- Я концентрируюсь на одном человеке.
- Иногда отношения делают мне больно.
- Мои эмоции скрыты от других.
- Я не рассказываю об обидах.
- Не люблю конфликтов, сглаживаю их.
- Я часто переживаю за будущее.
- Я могу пожертвовать собственными увлечениями.
Результат
Если вы набрали:
- до 32 – все в порядке;
- до 60 – пора переживать, но пока все в норме;
- до 96 – вы находитесь в тяжелой стадии, срочно обращайтесь к специалисту.
Литература
- Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
- Климов Е. Л. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, Казань: КГУ, 1969.
- Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара (под. ред. В. Колга), Таллин, 1986.
- Либин А. В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999.
- Ливер Б. Л. Обучение всего класса. Новосибирск, 1994.
- Психологические проблемы индивидуальности, выпуск 1. М.; Л., 1983.
- Способности и склонности (под ред. Э. А. Голубевой). М.: Педагогика. 1989.
- Стиль человека; психологический анализ (под ред. А. В. Либина) М.: Смысл, 1998.
- Толочек В. Л. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992.
- Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд., перераб. — СПб. «Питер», 2004.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Томск, ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
- Allinson, C.W., and Hayes, J. «The cognitive style index: a measure of intuition-analysis for organisational research», Journal of Management Studies (33:1), January 1996, pp 119–135.
- Beiri, J. «Complexity-simplicity as a personality variable in cognitive and preferential behaviour» Dorsey Press, Homewood, IL, 1961.
- Bobic, M., Davis, E., and Cunningham, R. «The Kirton adaption-innovation inventory», Review of Public Personnel Administration (19:2), Spring 1999, pp 18–31.
- Carey, J.M. «The issue of cognitive style in MIS/DSS research», 1991.
- Kirton, M. «Adaptors and innovators: a description and measure», Journal of Applied Psychology (61:5) 1976, pp 622–629.
- Kirton, M.J. «Field Dependence and Adaption Innovation Theories», Perceptual and Motor Skills, 1978, 47, pp 1239 1245.
- Kirton, M. J. Adaption and innovation in the context of diversity and change Routledge, London, 2003, P. 392
- Mullany, M.J. «Using cognitive style measurements to forecast user resistance», 14th Annual conference of the National Advisory Committee on Computing Qualifications, Napier, New Zealand, 2001, pp. 95–100.
- Peterson, E. R., & Deary, I. J. (2006). Examining wholistic-analytic style using preferences in early information processing. Personality and Individual Differences, 41, 3-14.
- Pask, G. «Styles and Strategies of Learning», British Journal of Educational Psychology (46:II) 1976, pp 128–148.
- Riding, R.J., and Cheema, I. «Cognitive styles — An overview and integration.», Educational Psychology (11:3/4) 1991, pp 193–215.
- Riding, R.J., and Sadler-Smith, E. «Type of instructional material, cognitive style and learning performance.», Educational Studies (18:3) 1992, pp 323–340.
- Witkin, H.A., Moore, C.A., Goodenough, D.R., and Cox, P.W. «Field dependent and field independent cognitive styles and their educational implications», Review of Educational Research (47:1), Winter 1977, pp 1–64.
Что такое когнитивная психология?
На сегодняшний день когнитивная психология занимает прочное положение среди направлений психологии и имеет множество разных определений и описаний как перспективное и молодое направление. Формальное начало когнитивной психологии – это 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах, например в инженерной психологии.
Все познавательные процессы задействуются на разных этапах получения, хранения и воспроизведения полученной информации. Познавательные процессы рассматриваются как функции психики человека, которая выполняет операции, связанные с получением, хранением, обработкой и выдачей информации, то есть когнитивная психология рассматривает и изучает процесс переработки информации в знания, процесс формирования понятий и ассоциаций.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Ученые проводят аналогию между работой головного мозга человека и работой компьютера. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» и успешно применяют его в своих научных психологических трудах. Таким образом, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как о системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию.
При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе и стадии обработки она находится определённое время и представлена в различной форме.
Основная идея когнитивной психологии сводится к тому, что все знания, полученные человеком, преобразуются в схемы или так называемые шаблоны, которые хранятся в памяти и извлекаются оттуда по мере необходимости. Создание шаблона позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако, это не статичные схемы, а динамичные, и изменяются они благодаря тому, что человек получает новые знания, так как познавательная деятельность происходит непрерывно. Ведь именно знания позволяют извлечь опыт из ситуации или принять верное решение. Таким образом, появляются новые схемы и обновляются старые.
С этой позиции главная задача когнитивной психологии состоит в том, чтобы найти максимально эффективные и естественные методики работы психики для получения и обработки информации. В соответствии с этой задачей, целью когнитивной психологии является понимание и моделирование процессов познания, формулировка алгоритма работы мозговых функций.
Когнитивный подход. Фото Tim Gouw, Unsplash
Признаки созависимости: кто это такой созависимый человек
Каждая обладающая данным состоянием личность является слабой, инфантильной, а также имеет невысокий уровень самооценки, низкую уверенность в себе. Кроме того, можно заметить следующие проявления:
- человек себя не любит, не принимает;
- он испытывает вину за произошедшее и происходящее;
- желание опекать и заботиться о наркомане, алкоголике (аддикте);
- скрытая агрессия на весь мир;
- интерес к мнению социума;
- отказ от похвалы и признания реальных положительных качеств;
- необходимость чувствовать себя важным, значимым;
- нет своей точки зрения на ряд вопросов;
- отсутствие развития собственной личности.
Теперь то, что касается обоих членов такого союза:
- Депрессивное состояние, мало положительных моментов в жизни.
- Минимальная сексуальная связь, постоянная неудовлетворенность или полное отсутствие интима.
- Нет эмоциональных проявлений: ласки, любви, только агрессия.
- Невозможно спокойно обсуждать тему, неумение разговаривать на равных.
Сама алкогольная, игровая и иная зависимость обычно заметна, но часто она не обсуждается и не принимается как серьезная проблема, в то время как созависимость в основном не замечается.
Кто входит в число созависимых
Обычно это:
- жена/любовница/подруга сердца или даже бывшая супруга;
- мать, бабушка – женщины чаще выступают в такой роли, чем мужчины, но бывает, что отец и дед;
- взрослые дети, в редких случаях даже несовершеннолетние подростки уже болезненно зависимы от родителей.
такие же аддикты, но которые находятся на другой стадии психологической болезни – еще не стали полностью больны, но уже готовы перейти на это состояние, а также те, кто уже начинает путь выздоровления.
Психологический портрет личности, страдающей от негативной аддикции
Отличить зависимого индивида можно по характерным признакам личности:
- инфантильность, безответственное поведение;
- стремление переложить обязанности на других;
- эгоцентризм, потребность во внимании;
- детский комплекс эмоций: капризы, частые обиды, нестабильность;
- желание получить все без усилий;
- частая смена эмоций, зависимость самооценки от мнения окружающих;
- импульсивные поступки, иррациональность;
- неумение планировать дальнейшую жизнь;
- неспособность просчитать последствия принятых решений;
- эгоистичные потребности;
- неразвитость абстрактно-логического мышления;
- стремление к самообману.
Аддикция свидетельствует об отставании психического развития. Человек не взрослеет, ментально оставаясь ребенком, и прячется от жизненных проблем в алкоголизме, переедании, деструктивных отношениях.
Есть ли шансы полностью избавиться от аддикции?
Избавление от зависимости — сложный процесс. Основная трудность состоит в признании проблемы. Для большинства людей аддикция становится главным источником положительных эмоций, добровольно отказываться от него они не хотят. Первый способ помощи зависимому человеку — нивелирование предмета его обожания через демонстрацию недостатков
Также внимание болеющего зависимостью можно переключить на новый предмет, который не причиняет разрушительного действия
Избавляясь от аддикции, люди ощущают психологическую пустоту. Чтобы пережить сложный период перехода и адаптации, им нужна психологическая поддержка. Ее может оказать психолог или человек из близкого окружения.
Важно соблюдать принципы постоянства и последовательности: избавиться от зависимости быстро не получится. Главное помнить, что лучшее средство лечения — профилактика
Проще всего выработать защитные механизмы психики в детстве, когда она пластичная и гибкая.
Методы борьбы с психологической зависимостью: доступные способы
Для лечения психологической зависимости применяют:
- Гипноз. Работа с подсознанием под руководством психиатра помогает сформировать правильные дофаминовые цепочки и устойчивое отвращение к вредной привычке.
- Психотерапию. В современной психологии лечение аддикции происходит с помощью различных приемов. Пациенту требуется работа над самооценкой, мировоззрением, линией поведения. Реконструкция личности занимает несколько месяцев, в некоторых случаях — больше года.
- Самовнушение. Самостоятельная работа с подсознанием помогает на ранних этапах. После закрепления заболевания она малоэффективна, но может стать вспомогательным средством терапии.
Подозревая у себя склонность к формированию зависимостей, человеку следует обратиться к психологу заранее. В группу риска входят подростки, люди, переживающие разрыв отношений, смерть близкого человека, страдающие от психических заболеваний.
Характеристика отдельных когнитивных стилей: полезависимость-поленезависимость; рефлексивность-импульсивность
Полезависимость
– поленезависимость
(Уиткин в связи с изучением «фигура-фон»,
«часть—целое»). Поленезависимост
— это тенденция контролировать влияние
зрительного поля за счет опоры на
внутренний опыт и легко выделять часть
из сложной фигуры. Полезависимость
—это
тенденция полагаться на внешнее видимое
поле и испытывать трудности при выделении
частей целого.
Полные данные были получены в процессе
изучения связей показателей ПЗ-ПНЗ с
особенностями межличностных отношений.
Полезависимые люди более чувствительны
к социальной информации, доброжелательны
и общительны, склоны к короткому общению.
Зависимые люди ждут от окружающих
поддержки и помощи. Они легче ладят с
людьми, успешнее разрешают конфликтные
ситуации, почти не высказывают негативное
отношение к окружающим. Эти люди могут
изменять свои взгляды. Поленезависимым
людям присущи
прямо противоположные психологические
качества. Импульсивность
– рефлексивность
(склонность принимать решения быстро
или медленно) проявляется в условиях
неопределенности, когда требуется
принять правильный выбор из множества
альтернатив.
Импульсивные люди предпочитают быстро
принимать решения. Для рефлективных
людей характерен замедленный темп
принятия решений. Для рефлективности
характерны особенности интеллектуальной
деятельности (противоположные особенности
характеризуют импульсивность):
1)использование более продуктивных
стратегий решения
задач; 2)более высокий уровень мета
памяти; 3)поленезависимость; 4)высокие
показатели учебной успеваемости,
отсутствие трудностей в чтении, большая
зрелость речи.
Проявления полезависимости и поленезависимости в общении
В обзоpной статье Г.Уиткина и Д.Гуденафа показано, что поленезависимые индивиды предпочитают держать большую дистанцию от собеседника, менее склонны к демонстрации своих чувств и раскрытию черт личности при общении с людьми. В ходе интервью склонны подчеркивать свою независимость скpещиванием pук на гpуди и пpинятием pасслабленной позы, показывают меньшую чувствительность к социальным намекам и худшую память на лица. Было показано, что полезависимые люди выбирают сфеpы деятельности, требующие частых социальных взаимодействий, тогда как поленезависимые, чаще предпочитают профессии, связанные с индивидуальным трудом, и соответственно, не требующих большого количества социальных контактов.
В той же статье Г.Уиткина и Д.Гудинафа приводятся результаты исследований авторов, использовавших социометрический метод, которые свидетельствуют о влиянии на выбор предпочтительного собеседника факторов пола и критерия выбора. Д.Карден выявил, что в группе детей 11 лет наибольшей популярностью обладали полезависимые девочки и поленезависимые мальчики. Похожие результаты были получены у дошкольников. Для подростков и взрослых более предпочтительными собеседниками, также оказывались полезависимые женщины и поленезависимые мужчины. Подобные результаты могут объясняется совпадением чеpт, присущих полезависимым (например, ориентация на общение, конформность, стремление быть ведомым) с чертами, которые общество определяет как типичные для женского пола, независимо от их возраста. И наоборот, от мужчин общество требует ориентации на интеллектуальную деятельность, независимость, доминантность, характерные для поленезависимых. Если пол и стиль совпадают, человек оценивается высоко как соответствующий социальному стандарту.
Ш.Коpчин обнаружил, что люди с одинаковым когнитивным стилем быстро находят общий язык и более приятны друг другу, как в процессе психотерапии, так и в обычных ситуациях общения. Например, соседи по палате показывают большую удовлетворенность друг другом, если их когнитивные стили совпадают. Большая часть пациентов уходит от психотерапевта с противоположным когнитивным стилем к концу второго месяца. Клиенты испытывают большую удовлетворенность консультациями, если имеют сходный когнитивный стиль с психотерапевтом. Однако, Ш.Коpчин отмечает, что сходство когнитивного стиля не является гарантией успеха психотерапии. Наблюдаются хорошие результаты и при несовпадении когнитивного стиля.
Где используется когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая психотерапия может быть использована в качестве комплексного лечения многих психических заболеваний для следующих целей:
- Устранение или уменьшение симптомов болезни, т.е. для борьбы с симптомами болезни,
- предупреждения возникновения рецидива психического заболевания,
- улучшение эффекта от медикаментозного лечения,
- помощь пациенту при адаптации в обществе,
- изменение и коррекция дезадаптивных психологических паттернов и «якорей».
В процессе когнитивно-поведенческой психотерапии изучается и корректируется сила влияния собственных мыслей, суждений и установок клиента на его поступки и поведение.
Большую работу проводят с автоматическими мыслями, то есть с теми мыслями, которые появляются достаточно быстро и не фиксируются подсознанием. Они не отражаются во внутреннем диалоге, но сильно влияют на реакцию и поступки человека. Чаще всего подобный автоматизм приобретают те мысли, которые часто повторялись близкими людьми или самим клиентом.
Так же сильны установки и аффирмации, которые закрепились в психике человека с детского возраста. Таким установки выявляются, анализируются и прорабатываются в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии, меняются на другие или корректируются.
Коррекция дезадаптивных установок и аффирмаций в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии особенно эффективна в том случае, если устанавливаются корректные отношения между клиентом и психотерапевтом. Клиент и психотерапевт совместными усилиями (под контролем психотерапевта) анализируют проблему, которую необходимо решить. Одним из самых распространённых приёмов для поиска проблематики является «сократический диалог», который заключается в том, что психотерапевт задаёт клиенту ряд вопросов для того, чтобы выявить проблему и помочь идентифицировать эмоции, ощущения и реакции клиента.
Когнитивно-поведенческая психотерапия выделяет два вида «схем» поведения: адаптивные, то есть те, которые ведут к конструктивному поведению и дезадаптивные — те, которые ведут к неадаптивному поведению и приводят к возникновению когнитивных расстройств. В том случае, если изначально созданные схемы были неверны, происходят сбои адекватного восприятия внешнего раздражителя. Отклонения в психике объясняются нарушением процесса самосознания и ошибкой в обработке внешних данных. Поиск неверно созданного шаблона или схемы – это основная задача когнитивно-поведенческой психотерапии.
Экспериментальные исследования Г. Уиткина[править | править код]
Ещё в первых исследованиях было выявлено, что результаты выполнения испытуемыми методик «Стержень — рамка», «Регулирование положения тела» и «Включенные фигуры», при проведении корреляционного анализа, оказались тесно связанными между собой. Поэтому Уиткин стал определять полезависимость/поленезависимость как «структурирующую способность в восприятии». При факторизации результатов тестов пространственной ориентации и перцептивного теста, диагностирующих полезависимость/поленезависимость, получается единый фактор вместе с субтестами «Кубики», «Сложение фигур» и «Недостающие детали» шкалы Векслера. По мнению Г.Уиткина это говорило о существовании общего когнитивного стиля, который получил название аналитические способности.
Изучая эту характеристику, Г. Уиткин выявил, что поленезависимых испытуемых можно разжелить на две группы: устойчиво демонстрирующих поленезависимый стиль в разных ситуациях — фиксированных поленезависимых, склонных переходить на полезависимый стиль поведения из-за требований ситуации — мобильных поленезависимых.
Стержень и рамкаправить | править код
Испытуемый, помещённый в затемнённую комнату, видит перед собой светящуюся рамку и находящийся в ней светящийся стержень. Экспериментатор находится в другой комнате и по определенной программе изменяет положение рамки и стержня. Задачей испытуемого является установка стержня, с помощью пульта, перпендикулярно по отношению к полу. Ориентация и стержня и рамки от пробы к пробе менялись. В ходе данного теста измеряются отклонения стержня от истинной вертикали при приведении его в вертикальное положение. Чем данный показатель меньше, тем сильнее выражен независимый от поля стиль. Это связано с тем, что независимые от поля при ответе, в большей степени полагаются на положение собственного тела и более точны в этом тесте. Те чьим когнитивный стилем является полезависимость, ориентируются на положение рамки, из-за чего подстраивают стержень с большим отклонением от перпендикуляра, поскольку рамка отклонена от вертикали.
Тест регулирования положения телаправить | править код
Испытуемый сидит на стуле в маленькой освещенной комнате. В эксперименте варьировались угол наклона стула и угол наклона комнаты, которая выступала как его зрительное поле. В трёх сериях из шести стены комнаты и стул наклонены в одну сторону, в остальных в разные стороны. После изменения наклона стен комнаты, испытуемому предлагается привести стул в вертикальное положение.
С помощью теста корректирования положения тела определялось, на основании чего испытуемый воспринимает свое положение в пространстве как вертикальное. Показателем «полезависимости — поленезависимости» является величина отклонения от реального вертикального положения относительно земной поверхности. Соответственно, чем меньше отклонение от истинной вертикали, тем более выражена поленезависимость.
Тест вращающейся комнатыправить | править код
В тесте вращающейся комнаты, испытуемый должен был, придать себе и комнате вертикальное положение, но, в отличие от предыдущего эксперимента, поля менялось из-за вращения испытуемого. Комната и стул постоянно находились в вертикальном положении.
В данном случае к большей точности должна была приводить ориентация на зрительное поле, а не на собственное положение в пространстве. Поэтому чем меньше угол отклонения от вертикального положения, тем больше выражен стиль полезависимости.
Тест включённых фигурправить | править код
Основная статья: Тест включённых фигур
Тест «Включенных фигур» — наиболее часто используемая методика для диагностики полезависимости-поленезависимости. Г. Уиткиным создал его основываясь на аналогичной методике, разработанной К. Готтшальдом в рамках гештальт-психологии для изучения особенностей восприятия. Часть фигур из оригинального теста была усложнена, также были добавлены новые фигуры, для повышения сложности заданий использовалась цветомаскировка.
Испытуемым предлагается в тридцати замаскированных фигурах найти одну из пяти эталонных фигур и указать ее. Сложные фигуры предъявляются по одной. Фиксируется время поиска фигуры и количество ошибок. Быстрое и точное определение необходимой фигуры говорит о выраженной поленезависимости, а медленное и ошибочное характеризует полезависимость.
Теории леворукости
Теории леворукости
можно разделить на две группы: 1)объясняют
леворукость воздействием среды на
развитие ребенка до и после рождения;
2)выдвигают различные варианты генетической
зависимости леворукости. Согласно 1) из
теорий праворукость – следствие
асимметричного расположения внутренних
органов. 2) теория щита и меча, объясняет
праворукость необходимостью защищать
сердце во время сражений. 3)гипотеза
«виновницей» леворукости младенца
является его мама. Она обычно носит его
на левой руке, прижимая к себе. Левая
рука ребенка при этом более свободна,
что и обеспечивает ей лучшее развитие.
Есть и вынужденная леворукость. 4)вариант
возникновения леворукости — патологическая
леворукость. Причина ее — нарушения в
развитии мозга
Важно создавать
благоприятные условия для развития
ребенка, и не ждать, когда речевые
нарушения пройдут сами по себе. Очень
высок процент леворуких детей среди
близнецов
По Спрингеру и Дейчу, существует
феномен зеркального отображения,
проявляющийся у однояйцевых близнецов.
В последние время исследователи считают,
что в основе леворукости — комплексное
сочетание патологических, генетических
и социальных факторов.
Принципы
Когнитивная система включает в себя сознательное и бессознательное мышление. Исследователи выделили 6 принципов отделения одного от другого.
- Концепция бессознательной мысли основана на осознаваемом и неосознаваемом видах мышления. Осознанное мышление связано с когнитивным действием, нацеленным на задачу или предмет, которые находятся в центре внимания. При неосознаваемом мыслительном процессе события оказываются за пределами фокуса размышляющего индивидуума.
- Закон вместимости подразумевает хранение в рабочей памяти не более 7-9 элементов сведений. На бессознательное мышление это правило не распространяется.
- Аспекты «сверху вниз» и «снизу вверх» свидетельствуют о выдаче готового решения подсознательной сферой после впитывания фактов целиком, в то время как осознаваемое мышление обрабатывает данные системно посредством различных схем и определений.
- Принцип весомости сводится к тому, что лучшие решения принимаются людьми в моменты некоторого отвлечения от поставленных важных и сложных задач. Следовательно, неосознаваемое мышление часто бывает эффективнее сознательного рассуждения.
- Принцип правила утверждает, что найденные на бессознательном уровне ответы не всегда соответствуют законам логики, так как они основаны на ассоциациях. Сознательные решения всегда базируются на формальных правилах.
- Принцип сближения (конвергенции) предполагает проникновение в суть проблемы и забывание о ней. Тогда бессознательное мышление вступает в силу, и тупиковая ситуация легко разрешается. Образуется некоторое сотрудничество между сознательным и неосознаваемым мышлением.
Основные ошибки
Нередко когнитивный мыслительный процесс приводит некоторые убеждения к искажению. И тогда появляются шаблонные отклонения в мышлении. Например, известны случаи склонности людей к отрицанию мнения посторонних людей, относящихся не к их группе, и к полному согласию с близкими по духу одногруппниками, даже если утверждения тех необоснованны и неоправданны.
Ошибок, связанных с когнитивным искажением, много. Мы перечислим самые распространённые из них.
Мышление в рамках шаблона «всё или ничего»
Некоторые люди, особенно перфекционисты, имеют склонность впадать в крайность. Они считают, что если задание выполнено не на 100%, значит, оно не готово. Мастер на вызов явился с опозданием, значит, он плохой специалист, и к услугам фирмы, где он работает, больше прибегать не стоит. Если человек, сидящий на диете, случайно съел пирожок, то больше нет смысла придерживаться диетического питания, так как все усилия сведены к нулю.
Генерализация частных случаев
Любой случайный проступок является поводом к тому, чтобы безосновательно перенести единичный случай на совокупное действие. Отдельное событие приводит людей к выводу, что так происходит всегда. Или, наоборот, никогда. Человек, вовремя не сдавший отчёт, переживает, что теперь его никогда не повысят в должности. Сотрудник некачественно выполнил заказ, значит, он плохой работник и всегда плохо справляется со всеми заданиями.
Чрезмерная драматизация
Иногда какой-нибудь незначительный казус превращается в катастрофу. Начинающий спортсмен во время прыжка получил лёгкую травму, после которой решает, что этот вид спорта ему не подходит, так как он вряд ли сможет правильно приземляться.
Со временем человек начинает видеть позитивные моменты и обучается выводить себя из любых неприятных ситуаций.
Наклеивание ярлыков
Нередко в коллективах закрепляется устойчивое мнение о каком-нибудь человеке из-за отдельно взятого конкретного события. Например, коллега на корпоративной вечеринке напился. На него навешивают ярлык пьяницы. Хотя на самом деле, это мог быть единичный случай, который больше никогда не повторится. Другой сотрудник углубился в собственные мысли и не поздоровался с окружающими. Его сразу посчитали надменным невежей.
Ярлыки порождают негативные эмоции и искажают действительность. Надо учиться объективно расценивать ситуацию, не опираясь на отдельно взятый факт. Однажды опоздавший человек не всегда демонстрирует свою недисциплинированность. Нужно уметь отделять эмоции от конкретных явлений.
Необоснованные умозаключения
Иной раз личность берёт на себя функцию домысливания и пытается прочесть мысли другой особы, делая вывод о негативном настрое её к своей персоне. Человек необоснованно считает, что к нему относятся плохо.
Нередко люди без всяких на то оснований предсказывают будущие события не в свою пользу. Например, во время выступления докладчик допустил несколько ошибок, которые дали ему повод посчитать, что теперь его на конференции не будут приглашать никогда.
Отрицание позитива
Некоторые не желают замечать собственные успехи и достижения. Им кажется, что они не достойны похвалы, так как любой человек справился бы с заданием не хуже
В данном случае важно осознать, что каждый периодически заслуживает признания. И это не подразумевает его высокомерие и горделивость
Модель когнитивного стиля Киртона
Еще одна популярная модель когнитивного стиля была разработана Майклом Киртоном (1976, 2003). Его модель, получившая название теории адаптации-инноваций, утверждает, что предпочтительный индивидуальный подход к решению проблем может быть разбит на континуум от высокой адаптации до высокой степени инноваций. Он предполагает, что одни люди, называемые адаптерами, склонны предпочитать адаптивный подход к решению проблем, тогда как другие ( новаторы ), конечно, предпочитают обратное. Адаптеры используют то, что дано, для решения проблем проверенными временем методами. С другой стороны, новаторы смотрят за рамки того, что им дано, для решения проблем с помощью инновационных технологий. Киртон предполагает, что, хотя адаптеры предпочитают преуспевать в рамках данной парадигмы, новаторы предпочли бы поступить иначе, тем самым стремясь выйти за рамки существующих парадигм.
Киртон также изобрел инструмент для измерения когнитивного стиля (по крайней мере, в соответствии с этой моделью), известный как опросник адаптивных инноваций Киртона (KAI). Это требует, чтобы респондент оценил себя по тридцати двум личностным чертам. Недостатком всех других попыток измерения когнитивного стиля, описанных выше, является их неспособность отделить когнитивный стиль от когнитивного уровня. Поскольку пункты KAI выражены ясным и простым языком, когнитивный уровень не играет значительной роли. Баллы по континууму ИИ обычно распределяются между экстремальными когнитивными стилями высоких инноваций и высокой адаптации.
Еще одна важная концепция, связанная с теорией ИИ, — это объединение команд. Киртон (2003) определяет наведение мостов как «установление связи с людьми в команде и оказание им помощи в ее участии, чтобы они могли внести свой вклад, даже если их вклад выходит за рамки мейнстрима». Таким образом, наведение мостов — это задача и роль, которым нужно научиться. Это не познавательный стиль. Связывание также не является ведущим, хотя опытный лидер может использовать людей, которых он считает хорошими связующими, для поддержания сплоченности группы
Сплоченность группы означает, что группа должна осознавать важность совместной работы ее членов. Киртон (2003) предполагает, что человеку легче учиться и брать на себя роль связующего звена, если его когнитивный стиль является промежуточным
Если человек B берет на себя роль связующего звена, которое помогает людям A и C хорошо работать вместе в команде, то рекомендуется, чтобы оценка KAI B была между оценками A и C.Конечно, рекомендуется только, чтобы оценка B находилась между оценками для A и C, а не то, что оценка B находится рядом со средним значением KAI. Все пользователи A, B и C могут быть новаторами с высокими показателями или, если на то пошло, адаптерами с высокими показателями.