Когнитивная психотерапия

Преимущества когнитивно-бихевиоральной психотерапии

КПТ помогает тысячам людей на психотерапии избавиться от различных страхов, фобий, комплексов, бессонницы и депрессивных состояний.

Работа метода направлена на реализацию следующих целей:

  • купировать приступ нервно-психического расстройства, затем навсегда избавиться от его симптоматики;
  • максимально снизить вероятность повторного появления заболевания;
  • устранить ошибочные и негативные стереотипы и установки, которые мешают человеку жить;
  • улучшить действие лекарственных препаратов;
  • побороть зависимые пристрастия к играм, наркотикам, алкоголю;
  • устранить причины и последствия межличностных конфликтов.

Когнитивная психотерапия в совокупности с поведенческим подходом прочно укрепилась в психологии в качестве «метода № 1» в мире.

Дополнительная информация. 9 из 10 экспертов для решения внутриличностных конфликтов порекомендуют обратиться к когнитивно-бихевиоральному терапевту.

КПТ № 1 в мире

Популярность методики можно объяснить большим списком очевидных достоинств:

  1. Высоких результатов и полного решения существующих проблем добились многие клиенты, выбравшие КБТ в качестве психологического «помощника».
  2. Использование КПТ обеспечивает стойкий, часто пожизненный эффект.
  3. Курс терапии не занимает много времени. К психотерапевту не потребуется ходить годами.
  4. Чтобы выполнять упражнения в КБТ, не обязательно знать психологию. Все техники понятны для рядового гражданина.
  5. Выполнять упражнения можно в домашних условиях.
  6. Не стоит бояться побочных эффектов – они полностью отсутствуют.
  7. Для решения проблем терапия учит использовать скрытые ресурсы организма.

Чтобы добиться положительных результатов, от пациента требуются полное доверие к специалисту, тяга к обучению, а также желание изменить свою жизнь к лучшему.

История

Разочаровавшись в долгосрочных психодинамических подходах, основанных на постижении бессознательных эмоций и побуждений, Бек пришел к выводу, что способ, которым его пациенты воспринимали, интерпретировали и приписывали значение своей повседневной жизни — процесс, известный в науке как познание, — был важным фактором ключ к терапии. Альберт Эллис работал над подобными идеями с 1950-х годов (Ellis, 1956). Он назвал свой подход сначала рациональной терапией (RT), затем рациональной эмоциональной терапией (RET), а позже — рациональной эмоциональной поведенческой терапией (REBT).

Бек изложил свой подход в книге «Депрессия: причины и лечение» в 1967 году

Позже он расширил свое внимание, включив в нее тревожные расстройства, « Когнитивную терапию и эмоциональные расстройства» в 1976 году, а также другие расстройства и проблемы. Он также сделал акцент на базовой «схеме» — фундаментальных способах, которыми люди обрабатывают информацию — о себе, мире или будущем.

Новый когнитивный подход вступил в противоречие с господствовавшим в то время бихевиоризмом , который отрицал научность или значимость разговоров о психических причинах, а не просто оценку стимулов и поведенческих реакций. Однако в 1970-е годы в психологии произошла общая «когнитивная революция». Методы модификации поведения и методы когнитивной терапии объединились, дав начало когнитивно-поведенческой терапии . Хотя когнитивная терапия всегда включала некоторые поведенческие компоненты, сторонники особого подхода Бека стремятся сохранить и утвердить его целостность как отдельную, четко стандартизированную форму когнитивно-поведенческой терапии, в которой когнитивный сдвиг является ключевым механизмом изменения.

Предшественники некоторых фундаментальных аспектов когнитивной терапии были идентифицированы в различных древних философских традициях, особенно в стоицизме . Например, в оригинальном руководстве Бека по лечению депрессии говорится: «Философские истоки когнитивной терапии восходят к философам-стоикам».

По мере того, как популярность когнитивной терапии продолжала расти, была создана некоммерческая организация Academy of Cognitive Therapy, чтобы аккредитовать когнитивных терапевтов, создать форум для участников, чтобы они могли делиться новыми исследованиями и вмешательствами, а также обучать потребителей когнитивной терапии и связанных с ней психических заболеваниях. проблемы со здоровьем.

Когнитивная терапия

Основателем когнитивного подхода считают американского психотерапевта Аарона Бека, который предложил его для терапии эмоциональных расстройств. Существовавшие на тот момент способы терапии подразумевали, что причина расстройства кроется вне самого пациента, Бек же предложил искать эту причину внутри сознания. Когнитивная составляющая основана на суждении о том, что психологические проблемы человека могут быть вызваны его собственными мыслями. Это могут быть нелогичные, нерациональные суждения и убеждения человека о чём-либо, стереотипы его мышления, которые приводят к невозможности решения проблемы или же к её усугублению. В ходе когнитивной терапии клиент вырабатывает новые способы мышления, более подходящие к благоприятному разрешению ситуации. Человек в процессе терапии как бы переосмысливает собственное мышление. Благодаря формированию новых способов мышления меняется поведение клиента, в знакомых ситуациях он начинает действовать иначе, что способствует решению проблем, из которых раньше не находилось выхода. В основе когнитивной терапии лежат когнитивные модели психических расстройств или модели ситуаций, поведение человека в которых носит неадаптивный или разрушающий характер. Работа психолога и клиента в ходе терапии состоит в вычленении суждений, составляющих фундамент модели поведения, и в проверке их эффективности с последующим поиском наиболее подходящих принципов жизнедеятельности. Важным и характерным для когнитивной терапии является также её содержание, а именно проблемы «здесь и сейчас», то есть в процессе работы с психологом человек решает то, что беспокоит его в настоящем, в отличие, например, от психоаналитического подхода, в котором основная работа связана с анализом детства человека. Существует четыре основные задачи когнитивной психотерапии:

  1. Исследование мыслей и чувств клиента;
  2. Выявление негативных, дезадаптивных мыслей, ставших стереотипными;
  3. Исследование аргументов, поддерживающих и опровергающих их;
  4. Замена ошибочных суждений на более рациональные и адаптивные.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Представляет собой смесь двух видов терапии: поведенческой и когнитивной, которая была разработана психотерапевтом Аароном Беком в 1960-х годах

Цель когнитивной терапии — изменить образ мыслей, в то время как поведенческая терапия уделяет внимание действиям. Когнитивно-поведенческая терапия рассматривает связь между тем, как именно люди думают, и тем, как мысли влияют на их действия; это терапия, направленная на изменение как мыслей, так и поведения

Основная цель когнитивно-поведенческой терапии — помочь пациенту выявить негативные или бесполезные мысли и заменить их более позитивными или полезными.

Многие следуют привычным моделям мышления, например всегда размышляют пессимистично, поэтому чувствуют себя плохо и действуют неэффективно. Терапия помогает им признать это и предлагает способы научиться в некоторых ситуациях мыслить более оптимистично.

Представьте, что вы увидели на улице знакомого, но он не замечает вас. Если вы привыкли к бесполезной модели мышления, то можете подумать: «Он меня игнорирует! Я ему не нравлюсь! У меня так мало друзей! Я мало кому нравлюсь. Я такой несимпатичный. Пойду-ка я лучше домой. Я собирался встретиться с друзьями за кофе, но сделаю им одолжение и избавлю от своего общества, скорее всего, они пригласили меня из жалости».

Когнитивно-поведенческая терапия поможет вам выявить следующие «ошибки мышления» (искаженные или безосновательные суждения) в этой ситуации.

«Он меня игнорирует!» (Вы высказываете предположение. Возможно, существует другое объяснение, например человек не увидел вас или на что-то отвлекся.)

«Я ему не нравлюсь!» (Снова предположение, а также пример «чтения мыслей». Но вы не можете читать мысли и доподлинно знать, что не нравитесь ему.)

«У меня так мало друзей!» (Вы распространяете один случай на другие.)

«Я мало кому нравлюсь». (Снова предположение и «чтение мыслей» — откуда вам это знать?)

«Я такой несимпатичный». (Вы навешиваете отрицательные ярлыки и мыслите по принципу «все или ничего», так как предполагаете, что или симпатичный, или нет, вместо того чтобы принять, что кому-то в каких-то ситуациях вы симпатичны, но не всем и не всегда.)

«Пойду-ка я лучше домой. Я собирался встретиться с друзьями за кофе, но сделаю им одолжение и избавлю от своего общества». (Эти мысли влияют на ваше поведение.)

«Скорее всего, они пригласили меня из жалости». (Снова предположения и «чтение мыслей».)

Зарождение когнитивной психотерапии

Родоначальником когнитивной психотерапии был Аарон Бек. Он всю жизнь интересовался психиатрией. В $1942$ году Бек окончил университет с отличием и начал в Иельской школе медицины свою медицинскую карьеру. Сначала он заинтересовался психиатрией, но впоследствии активно занялся неврологией, которая, по его мнению, обладала социальной ценностью и научной точностью позитивистского знания. Активные изменения, которые происходили в психиатрии в то время и были связаны с распространением психоаналитической техники и теории, заинтересовали Бека. Он два года был студентом в Стокбридже в центре Остин Риггз, где накопил значительный опыт по долгосрочной психотерапии. В период Корейской войны Аарон Бек занимался исследованиями в госпитале Валлей Форж, в котором работал помощником заведующего в сфере нейропсихиатрии.

В $1954 $году Бек получил звание профессора психиатрии в Пенсильванском университете. Он начал вести работу в области психоаналитических депрессивных теорий, но после того, как они не нашли подтверждения, Бек разработал собственный теоретико–клинический подход, который получил название когнитивной терапии. С $1959$ года он занимался исследованием психопатологии самоубийств, депрессии, панических и тревожных расстройств, наркозависимости, алкоголизма, расстройств личности различного характера и их когнитивной терапии. Беком было опубликовано 14 книг и 375 статей.

Где и как оформить

Оформить и получить официальный кадастровый план территории владелец объекта недвижимости может в отделении Росреестра по месту нахождения земельного участка. В том случае, когда недвижимость была заранее поставлена на государственный учёт, срок оформления займёт не более пяти рабочих дней от даты подачи заявления. Если же кадастровый учёт не был осуществлён или в государственной базе нет той или иной информации, либо она устарела, ответственный сотрудник сообщит об этом, после чего потребуется подать ещё одно заявление с приложением необходимой документации с требуемыми данными.

Вы можете заказать кадастровый план территории онлайн, не выходя из дома, используя виджет ниже. Круглосуточно вы получите гарантированно достоверную информацию по официальным данным Росреестра.

При возникновении описанных выше затруднений срок оформления затянется, и получить готовый кадастровый план существующей территории (КТП) можно будет в период от четырнадцати до тридцати дней. Временные затраты будут зависеть от недостающей информации, поскольку для её предоставления понадобится сначала оформить документы в определённых учреждениях. В некоторых случаях, особенно при возникновении спорных моментов, может потребоваться провести процедуру межевания всего земельного участка или его квартала, если она не была проведена в ближайшее время. И ещё одним нюансом становится обязательная уплата государственной пошлины.

Методы поведенческой психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии концентрируется на трансформации поведения. Ключевое отличие данного метода психотерапии от других представляет собой, в первую очередь то, что терапией является любая форма научения новым шаблонам поведения, отсутствие которого несет ответственность за возникновение проблем психологического характера. Довольно часто обучение предполагает ликвидацию ошибочных способов поведения или их модификацию.

Одним из методов данного психотерапевтического подхода является аверсивная терапия, которая содержит в себе применение неприятных для индивида стимулов с целью снижения вероятности возникновения болезненного или даже опасного поведения. Чаще аверсивную психотерапию применяют в случаях, кода другие методы не показали результата и при тяжелой симптоматике, например, при опасных зависимостях, таких как алкоголизм и наркомания, неконтролируемых вспышках агрессии, аутодеструктивном поведении и др.

Сегодня аверсивная терапия рассматривается в качестве крайних нежелательных мер, прибегать к которым следует с осторожностью при этом, не забывая учитывать многочисленные противопоказания. Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода

Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения. Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного. Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций

Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода. Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения. Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного. Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций.

Аверсивные стимулы следует применять только с согласия пациента, которому донесена суть предлагаемой терапии. Клиент должен иметь полный контроль над длительностью и интенсивностью раздражителя.

Еще одним методом поведенческой терапии является жетонная система. Смысл ее заключается в получении клиентом символических вещей, например, жетонов за любое полезное действие. Полученные жетоны индивид впоследствии может обменять на приятные и важные для него предметы или вещи. Такой метод довольно популярен в тюрьмах.

В поведенческой терапии также следует выделить такой метод, как мысленный «стоп», т.е. старания перестать думать о том, что может вызвать негативные эмоции, дискомфорт. Данный метод получил широкое распространение в современной терапии. Он заключается в произнесение пациентом про себя слова «стоп» в момент возникновения неприятных мыслей или болезненных воспоминаний. Этот метод применяется для ликвидации любых болезненных мыслей и тормозящих деятельность чувств, негативных ожиданий при различных страхах и депрессивных состояниях или позитивных при разнообразных зависимостях. Также данный прием может применяться и при потере родственников или других близких, провале карьеры и др. Он легко сочетается с другими техниками, не требует использования сложной аппаратуры и довольно не затратный по времени.

Кроме перечисленных методов также применяются и другие, например, обучение на моделях, поэтапное подкрепление и самоподкрепление, обучение приемам подкрепления, самоконтроль и самоинструкция, систематическая десенсибилизация, скрытое и целенаправленное подкрепление, тренинг самоутверждения, система штрафов, условно-рефлекторная терапия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучение основным механизмам, принципам, приемам и техникам сегодня считается одним из приоритетных направлений современной психотерапии, так как она с одинаковой успешностью применяется во всевозможных областях человеческой деятельности, например, на предприятиях при работе с персоналом, в психологическом консультировании и клинической практике, в педагогике и других сферах.

Цели и методы когнитивной психотерапии

Основной задачей когнитивной психотерапии является выявление дисфункциональных мыслей у пациента и последующая их трансформация. Но, кроме этого, специалисты выделяют пять целей когнитивной терапии:

  • полное устранение симптомов расстройства или уменьшение проявлений патологии;
  • предотвращение рецидива после коррекции психического состояния;
  • улучшение восприятия пациентов других видов терапии, в том числе и медикаментозной;
  • разрешение психологических и социальных проблем человека, которые могут возникнуть на фоне расстройства или непосредственно перед его проявлением;
  • устранение предпосылок, давших толчок к развитию расстройства.

В ходе лечения психотерапевт помогает пациенту осознать степень влияния его мыслей на поведение, эмоции и физическое состояние. Человек после полного курса когнитивной терапии может самостоятельно выявлять мысли, которые негативно сказываются на его психологическом состоянии

И, что самое важное, изменять дисфункциональные убеждения на более рациональные мысли

К основным методам когнитивной терапии относят борьбу с негативным мышлением, использование альтернативных стратегий восприятия проблемных ситуаций, повторное переживание событий из прошлого, а также воображение. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы пациент получил возможность повторно пережить и забыть негативный опыт, а также запастись новым научениями.

Когнитивная психотерапия часто является комплексной. Кроме когнитивных методов психотерапевты в своей работе используют различные поведенческие методики, которые успешно дополняют друг друга.

Теоретические основы терапии

Основными чертами когнитивной терапии являются:

  • неудовлетворенность результатами психоанализа и клинической теорией;
  • когнитивная ориентация терапии, которая заключается в том, чтобы научить пациентов правильно мыслить;
  • эмпиризм терапии, подразумевающий, что теория обязательно должна соответствовать принципам объективной науки и мифы о человеческой природе являются недопустимыми;
  • проблемная ориентация, которая предполагает решение конкретных проблем во взаимоотношениях, а не на проработку личностных глубинных травм;
  • психотерапия — это разновидность обучения, в котором психотерапевт играет роль ученого и учителя;
  • обязательной частью лечения является работа пациента дома.

В когнитивной психотерапии поведенческие и эмоциональные проблемы связываются с нарушением когнитивных процессов. Когда человек реагирует страхом на стук в дверь, думая, что это грабитель, то основой такого логического вывода и реакции — страха является малоосознаваемое убеждение, что все люди представляют опасность.

Как развивалась когнитивно-поведенческая терапия Бека?

В конце 1950-х — начале 1960-х годов Бек решил проверить психоаналитическую концепцию, согласно которой депрессия является результатом направленной на собственное «Я» враждебности. Бек изучал сны пациентов, страдающих депрессией, — предполагалось, что враждебность в этих снах должна была проявляться чаще и больше, чем в снах обычных людей из контрольной группы. Но, к своему удивлению, он обнаружил, что в снах пациентов с депрессией чаще появлялись сюжеты, связанные с дефектностью, лишениями и потерями, чем темы враждебности. Он установил, что его пациенты продолжали думать об этом и во время бодрствования. Проведя еще одно исследование, Бек понял: под сомнением оказывалась и другая психоаналитическая концепция, согласно которой пациенты с депрессией испытывают потребность страдать (Beck, 1967). Уже тогда стало казаться, что возник эффект домино. Если эти психоаналитические концепции не подтверждаются, как же тогда понимать депрессию?

Количество пациентов, с которыми довелось работать доктору Беку, постепенно росло, и становилось все понятнее, что у каждого из них так или иначе присутствовали два потока мышления: поток свободных ассоциаций и поток быстрых оценочных суждений о самих себе. Так, одна женщина описывала свои сексуальные связи, а затем сообщила, что почувствовала тревогу. Бек интерпретировал произошедшее так: «Вы подумали, что я мысленно вас осуждаю». Но пациентка не согласилась: «Нет, я подумала, что вам скучно меня слушать». В ходе подобных бесед с другими пациентами с депрессией доктор Бек понял, что всем им были свойственны «автоматические» негативные мысли вроде описанной выше, — они и составляли второй поток мыслей, который был тесно связан с переживаемыми эмоциями. Бек начал помогать своим пациентам выявлять, оценивать такие нереалистичные и дезадаптивные мысли и реагировать на них. В результате состояние пациентов стало быстро улучшаться.

Тогда доктор Бек предложил своим коллегам-психиатрам из Пенсильванского университета опробовать новую форму лечения. Они подтвердили: пациенты действительно хорошо на нее реагируют. Джон Раш, доктор медицины (MD), который сегодня считается ведущим специалистом в лечении депрессии, и доктор Бек начали обсуждать перспективы проведения исследования исходов лечения. Они пришли к заключению: подобное исследование необходимо провести, чтобы продемонстрировать другим специалистам эффективность когнитивной терапии. Их рандомизированное контролируемое исследование пациентов с депрессией, опубликованное в 1977 году, доказало, что эффективность когнитивной терапии примерно равна эффективности имипрамина — распространенного антидепрессанта. Это исследование произвело фурор, так как практически впервые эффективность терапии словом сравнивалась с медикаментозным лечением. Спустя два года Бек, Раш, Шоу и Эмери (Beck, Rush, Shaw, Emery, 1979) опубликовали первое руководство по когнитивной терапии.

К важным составляющим когнитивно-поведенческой терапии при депрессии можно отнести акцент на помощи пациентам в решении проблем; поведенческую активацию; выявление, оценку депрессивного мышления и реагирование на него, особенно на негативные мысли о себе, своем мире и своем будущем. В конце 1970-х годов доктор Бек и его коллеги, получившие докторские степени в Пенсильванском университете, приступили к изучению тревоги и обнаружили, что при лечении этих расстройств акценты нужно было расставлять несколько иначе. Пациентам с тревогой нужно учиться правильнее оценивать опасность ситуаций, вызывающих у них страх, оценивать свои внутренние и внешние ресурсы и развиваться, опираясь на них. Им также нужно стараться не избегать пугающих ситуаций, а даже наоборот, чаще сталкиваться с ними, чтобы поведенчески проверять свои негативные предсказания. С того времени когнитивная модель тревоги была дополнена и доработана для каждого вида тревожных расстройств; эти модели были утверждены, а исследования исходов подтвердили эффективность когнитивно-поведенческого подхода при лечении тревожных расстройств (Clark & Beck, 2010).

Промотаем время на несколько десятилетий вперед. Доктор Бек и последователи, а также другие исследователи по всему миру продолжают изучать и дорабатывать теорию, адаптировать и тестировать схемы лечения для пациентов, страдающих от самых различных проблем. Теперь когнитивная терапия, или когнитивно-поведенческая терапия, преподается в большинстве университетов США и во многих других странах.

Основные понятия

Без теоретической базы когнитивная психотерапия не могла бы существовать как отдельное направление. Поэтому несколько ключевых понятий следует знать.

Когнитивная структура — мировоззрение, сложившееся в сознании в результате воспитания, становления характера, обучения, наблюдений и размышлений.

Схемы — мысли и чувства, ответные реакции, возникающие на внешние события под воздействием когнитивной структуры. Могут быть адаптивными и дезадаптивными, идиосинкразическими и универсальными.

Когнитивные ошибки — искажения когнитивной структуры. К ним относятся:

  • произвольные умозаключения — выводы, не подтверждённые фактами,
  • сверхобобщение — выводы, сделанные на основании единичной ситуации и затем распространяемые на все остальные, подобные ей,
  • избирательная абстракция — акцентирование внимания лишь на одной стороне события с игнорированием остальных,
  • преувеличение и преуменьшение — гиперболизирование ситуации и самовнушение, что собственными силами с ней не справиться,
  • персонализация — убеждение человека в том, что происходящее имеет к нему непосредственное отношение, хотя на самом деле этого нет,
  • дихотомия мышления — категоричное, полюсное оценивание себя и событий либо в крайне радужном, либо в крайне негативном ключе,
  • долженствование — чрезмерная ответственность там, где она не требуется,
  • предсказывание — уверенность человека в том, что он видит всё на шаг вперёд, хотя на самом деле это не так,
  • телепатия — ошибочное представление о том, что человек умеет читать мысли других,
  • ярлыки — ассоциация себя или других с негативными типажами и шаблонами.

Автоматические мысли (АМ) — то, что молниеносно проносится в мозгу, не успевается проговориться человеком, но вызывает сильнейшую эмоцию. Изначально они формируются под влиянием опыта. Например, студент постоянно твердит себе во время сессии, что, если не сдаст её, это позор. И, если он проваливает какой-то экзамен, в голове мелькает эта автоматическая мысль, но не оформленная в виде слов. Она может вызвать истерику. АМ отличаются такими свойствами, как непроизвольность, сжатость, бесконтрольность, быстротечность, навязчивость и стереотипность.

Когнитивные темы — психопатологии.

Подобрать когнитивно-поведенческого психотерапевта

Alter — сервис по подбору психотерапевта. Мы:

  • Работаем с 2017 года.
  • Отбираем психологов по авторской методике, разработанной совместно с Психологическим институтом РАО.
  • Гарантируем конфиденциальность.
  • Помогаем клиентам на всех этапах психотерапии: рассылаем полезные чек-листы, собираем обратную связь и помогаем решать любые вопросы, связанные с работой сервиса или психотерапией.

Вы можете найти терапевта, который работает в направлении КПТ, в нашем . Наш сервис позволяет фильтровать специалиста не только по профессиональным признакам, но и по личным: пол, возраст, семейное положение. Личные качества не влияют на качество терапии, но могут повлиять на терапевтический альянс — отношения между клиентом и психологом. Поэтому если вы знаете, что с человеком определенного пола или возраста вам будет легче раскрыться и довериться — можете воспользоваться этим фильтром. 

Мы также помогаем найти специалиста персонализированно. Это значит, у него будет подтвержденный успешный опыт работы с ситуациями, похожими на вашу. Для того, чтобы подобрать психолога под запрос, необходимо заполнить анкету.

Подбор психолога анонимный и бесплатный. Вы платите только за состоявшиеся сессии.

Летучая мышь по Домашнему соннику

Итоги

Как видите, основная задача специалиста когнитивно-поведенческого направления – не только вести наблюдение за пациентом, но и выяснять истоки его возникающих проблем

Важно специалисту правильно разъяснить человеку, откуда «растут ноги» всех его неудач. Помочь ему осознать и принять проблему, выстроить новые поведенческие позитивные установки на жизнь

Для большей результативности пациент должен выполнять «домашние задания», которые дает после сеанса психотерапевт. Кроме этого, можно развиваться в данном направлении самостоятельно, чтобы когнитивно-поведенческие расстройства никогда больше не тревожили.

Важна слаженная работа и специалиста, и пациента. Только в этом случае можно добиться эффективности результата и повысить качество жизни пациента. Иначе повлиять на ход своих мыслей может только человек. А от того, какими будут внутренние установки (позитивные или негативные), зависит сама жизнь человека. Его счастье — в его голове!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector