Егэ. обществознание. задание № 28. материал к плану. тема: «социальная сфера». межнациональные конфликты и пути их разрешения
Содержание:
- Причины возникновения конфликтов
- Возможные предпосылки
- Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов
- Особенности межнационального конфликта
- Ксенофобия
- Теории возникновения этнических конфликтов
- Причины национальных разногласий
- Понятие семьи и брака, функции и тенденции семьи
- Основные понятия
- Пути преодоления и способы решения
- Факторы, способствующие этническому конфликту
- Апартеид
- Вопросы и задания к документу[править | править код]
- Многонациональный народ Российской Федерацииправить | править код
- Этническое значение нацииправить | править код
- Гуманистический подход к межнациональным отношениямправить | править код
- Националистические взгляды, запрещённые Конституциейправить | править код
- Утверждение русского языка в качестве государственногоправить | править код
- Краткий план лекции ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ (МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ) (на основе задания 28 ЕГЭ по обществознанию)
- Особенность межгосударственного конфликта. Основные направления предотвращения государственных конфликтов.
- Причины возникновения межнациональных конфликтов
Причины возникновения конфликтов
Зарождение и формирование различных конфронтаций обусловлено влиянием четырех групп причин. Ниже приведены основные причины конфликтов: организационно-управленческие, собственно объективные, личностные и социально-психологические.
Две первые группы перечисленных причин в большинстве своем характеризуются объективной направленностью, а другие, в основном, субъективной.
К причинам объективного характера относят условия социального взаимодействия индивидов, которые вызвали конфликт их мнений, интересов, убеждений и т.п. Они ведут к образованию предконфликтному событию – объективной составляющей предконфликтной ситуации. Субъективные факторы, провоцирующие конфронтации, характеризуются связью с индивидуальными особенностями личности оппонентов, приводящие к выбору конфликтного пути разрешения образовавшегося объективного противоборства. Другими словами субъективные причины ведут к субъективному способу реагирования.
Строгой классификации объективных причин не существует, поскольку они довольно разнообразны. Можно выделить среди наиболее часто встречающихся следующие причины конфликта между человеческими субъектами:
— естественное расхождение значимых духовных ценностей и материальных устремлений человеческих субъектов в ходе их существования;
— низкая подготовленность нормативно-правовых процедур, позволяющих регулировать и адекватно разрешать противоречия, зарождающиеся в ходе человеческого взаимодействия;
— дефицит важных для нормального взаимодействия и жизнедеятельности индивидов материальных благ и духовных ценностей;
— образ жизни большинства людей;
— устойчивые стереотипы межличностного взаимодействия и межгрупповых взаимоотношений граждан, провоцирующие возникновение столкновений.
Как правило, объективные причины ведут к образованию предконфликтного микроклимата. Объективные причины конфликтов психология разделяет на мнимые, то есть на искусственно придуманный личностью повод, и реальные.
Когда предконфликтная ситуации перерастает в непосредственно конфронтацию, начинают действовать субъективные психологические причины конфликта. Считается, что практически во всех предконфликтных ситуациях у индивида существует возможность выбора путей разрешения: конструктивных либо деструктивных, конфликтных или неконфликтных. Субъект выбирает тот либо иной поведенческий стиль, исходя из субъективных особенностей темперамента личности и ее характера. В конфликте не существует виноватого и безвинного. Противоборствуют всегда оба участника.
Возможные предпосылки
Успешность разрешения имеющихся конфликтов будет во многом зависеть от правильности определения причины их возникновения. Чаще всего это серьёзная деформация в национальной политике, а также копившаяся в течение многих десятилетий неудовлетворенность положением нации или группы людей. Бывает достаточно даже малейшей искры, чтобы разразился кровопролитный конфликт, решить который в последующем будет крайне сложно.
Обычно межэтнические конфликты проявляются на фоне ухудшения экономической ситуации в стране, специалисты даже стоят графики и таблицы прямой зависимости роста напряженности от состояния домашних хозяйств. Это приводит к социальной неудовлетворённости, когда одна группа или нация получает определенные привилегии от государства, а другая общность вынуждена выносить тяготы и лишения нищеты. Классическим примером межнациональных конфликтов являются войны в Африке, которые возникают на фоне депрессивной экономики и бедности населения.
Межнациональные отношения – виды, формы и примеры в современном обществе
Еще одной причиной развития межнациональных государственных конфликтов является исторический фактор. В прошлом различные этносы могли воевать за территорию, находились в зависимости друг от друга, что приводило к ограничению в правах, ущемлению национальных интересов, традиций, культуры и языка. Сегодня же, когда такие нации оказались в условиях одной страны и компактного проживания, исторические взаимоотношения и былые проблемы не забыты, они постепенно тлеют, а малейшего повода бывает достаточно для развития столкновения или даже полномасштабной войны.
Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов
Возможности
и способы урегулирования конфликтов
зависят от множества факторов: насколько
широко ᴏʜи разрастаются, какую
(качественно) территорию занимают,
население какᴏᴦᴏ типа вовлечено в
конфликт, иʜᴛᴇнϲᴎвность и время
развития конфликта, какᴏᴦᴏ типа
субъекты вовлечены в конфликт.
Деконсолидация
ϲᴎл, участвующих в конфликте. Отсечь
наиболее радикальные элементы или
группы и поддержать ϲᴎлы, более склонные
к компромиссам
Важно исключить любые
факторы, способные консолидировать
конфликтующую сторону (угроза применения
ϲᴎлы, например).
Применение
широкᴏᴦᴏ спектра санкций – от
ϲᴎмволических до военных. Следует
учитывать, что в свою очередь санкции
могут работать на экстремистские ϲᴎлы,
уϲᴎление и ожесточение конфликта.
Вооруженное вмешательство допустимо
только в одном случае: в случае если в
ходе конфликта, принявшего форму
вооруженных столкновений, имеют место
массовые нарушения прав человека.
Перерыв
конфликта. В результате меняется
эмоциональный фон конфликта, снижается
накал страстей, ослабевает консолидация
ϲᴎл в обществе.
Прагматизация
переговорного процесса. Стоит сказать,
что разделение глобальной цели на ряд
последовательных задач, которые решаются
совместно от простых к сложным.
Предупреждение
конфликтов – сумма уϲᴎлий, направленная
на недопускание событий, приводящих к
конфликтам.
Особенности межнационального конфликта
Межнациональным конфликтам присущи некоторые особенности:
- участниками их могут являться как государства, так и иные международные акторы, которые способны преследовать цели политического характера;
- он может начинаться как внутренний, но его эскалация способна вывести объект конфликта за границы юрисдикции его участников, в итоге чего он перерастает в международный;
- развитие межнационального конфликта происходит в специфических условиях анархии международной системы, уменьшающей эффективность международно-правовых инструментов по его решению;
- международный конфликт может принимать разнообразные формы, и зачастую понятие, которое ассоциируется с конфликтом, обозначает только один из всевозможных путей его решения (к примеру, ультиматум)
Ксенофобия
Неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как неприятного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.
Общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна. «Великие ксенофобии» формировались в Европе, но принимали общемировой характер и распространялись не только на страны «европейского мира». К началу XX века к «великим ксенофобиям» относились концепции «мирового еврейского заговора» и «желтой опасности». При этом две эти фобии могли сливаться в одну теорию мирового заговора.
Так ультраправый российский политик Владимир Пуришкевич заявлял, что евреи сознательно саботируют борьбу с надвигающейся «желтой опасностью», дабы подорвать мощь России, а Михаил Меньшиков заявлял, что евреев и китайцев объединяет «экономический паразитизм» и «древнее притязание Азии владеть нами».
ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ ЭЛИТ |
Теории возникновения этнических конфликтов
Психология межэтнических отношений изучает проблемы возникновения, протекания, а также урегулирования конфликтов.
Одну из первых социально-психологических концепций выдвинул Макдугалл и заключалась она в наличии у человека инстинкта «драчливости», который порождает коллективную борьбу.
Фрейд считал, что враждебности между отдельными группами невозможно избежать, потому что конфликт интересов между индивидами может быть решен только при помощи насилия. Враждебность между группами, согласно теории Фрейда, положительно влияет на их развитие, так как способствует появлению стабильности и формированию чувства общности у представителей этих групп.
Лоренц считал, что агрессивное поведение, которое проявляется у людей во время войн и преступлений обусловлено биологически заложенной агрессивностью.
Берковиц говорил, что объектом агрессии может быть не только отдельный индивид, но и группа людей, объединенная по критериям расовой и этнической принадлежности.
Недостаток вышеперечисленных теорий заключается в том, что они сводят межгрупповые конфликты к внутриличностным или межличностным, не учитывая социальные факторы (ценности, нормы, различные регуляторы поведения).
Социально-динамическая концепция авторитарной личности, разработанная американскими учеными, описывает идею о том, что отношение к чужим группам развивается в процессе социализации ребенка, начиная с раннего детства. Социальные кризисы, политические перевороты, экономические потрясения являются основными факторами способствующими появлению авторитарной личности в стране.
Существуют теории реального конфликта, в основе которых лежит предположение о том, что конфликты межу группами появляются из-за несовместимости групповых интересов. При этом победу может одержать только одна из сторон, интересы другой стороны останутся неучтенными.
Тэшфел, проведя ряд исследований выяснил, что появление межэтнических конфликтов обусловлено социальной идентичностью и связанными с ней когнитивными и перцептивными процессами. Согласно данной теории социальная категоризация ведет к появлению межгрупповой дискриминации и враждебного отношения к чужой группе.
Причины национальных разногласий
Военные разногласия возникают по разным причинам. Самые распространенные из них:
- Социальная неустроенность местного населения или других стран.
- Экономические ресурсы и постоянное развитие бизнеса, выходящего за пределы одной страны.
- Географическое несогласие об установлении четкой границы между народами.
- Политический формат поведения властей.
- Языковые и культурные особенности населения. Историческое прошлое в отношениях между странами, где изначально или впоследствии возникали разногласия.
- Этнодемографические (численное превосходство одного народа над другим).
- Война за природные ресурсы и возможность доминировать одной национальности в ущерб другой.
- Психологические, религиозные и межконфессиональные мотивы.
Отношения между обычными людьми выстраиваются так же, как и между народами. Везде можно увидеть слабых и сильных, довольных и недовольных, бедных и богатых, правых и виновных. По этим причинам межнациональные разногласия похожи на те, что являются предпосылками противостояния между народами.
Как гласит история, каждое противостояние населений проходит по следующим фазам:
- Возникновение, зарождение спорной ситуации. Это не всегда заметно и осознанно, может иметь скрытый, едва заметный характер.
- Подготовительная, предконфликтная стадия, во время которой стороны проверяют свои возможности и силы, информационные материальные ресурсы, ищут партнеров, оценивают альтернативные пути решения проблем, «пишут» сценарий возможных и реальных действий.
- Инициализация, то есть поиск ситуации или события для начала противостояния между возникновениями разных интересов.
- Ход, развитие.
- Кульминационная, кризисная, пиковая фаза, где происходит неизбежный момент столкновения в развитии между государствами. Эта финишная стадия конфликта способствует дальнейшему прогрессированию возможных событий.
- Возможное разрешение и предотвращение последствий.
- Эффективное преодоление причин и снижение противостояний.
- Необходимые договоренности и принятие общего решения для урегулирования.
- Кризисная ситуация.
- Террор, локальные вооруженные действия.
Межэтнические конфликты: примеры
Рассмотрим различные типы межнациональных конфликтов, что выявляются через характер взаимных претензий:
- Госудаственный (правовой): самоопределение, стремление одного народа к свободе и автономности отдельной страны. (Примеры — Ирландия, Абхазия, Южная Осетия). Страны отказываются состоять в составе других государств, вводя понятие автономии.
- Этнотерриториальный: поиск и местонахождение географических границ и территориального положения (Пример — Нагорный Карабах).
- Этнодемографический: тяга нации к сохранению расовой и национальной идентичности. Наблюдается в многонациональных странах. В России подобный конфликт возник на Кавказе.
- Психологический (социальный): невольное препятствование привычному укладу жизни. Может возникать на бытовом уровне между местным населением, вынужденными беженцами и переселенцами. В 21 веке в Европе видимы напряженные межрелигиозные отношения между представителями мусульманской культуры и коренным народом.
Опасность и следствие
Каждый военный конфликт, возникающий в одной стране, неизбежно охватывает другие, соседние государства. Он угрожает обществу, свободе и миру: идет нарушение принципов демократии, ущемление прав простого народа. Вооруженный конфликт оставляет после себя гибель мирного населения, уничтожение больших городов вместе с близлежащими населенными пунктами. Следствия межнациональной войны можно увидеть по всему миру. Миллионы людей расстаются с жизнью. Сотни тех, кто становятся калеками и получают сильные травмы. Невозможно ответить на вопрос о том, почему в войне взрослых должны страдать дети, которые вырастают без отцов, остаются физическими и психологическими инвалидами.
Понятие семьи и брака, функции и тенденции семьи
Семья
— это группа людей, члены которой имеют
кровнородственные связи, и взрослые
несут ответственность за воспитание
детей. Семья представляет собой такую
социальную группу, в которой разворачиваются
основные процессы человеческой жизни
и которая настолько связана с жизнью
каждого индивида, что накладывает
отпечаток на все его развитие.
Родство
— связи между индивидами, основанные
на браке или родственных отношениях по
крови (отец, мать, дедушка и т. п.).
Главным
отличием социологии
семьи
является ее устремленность на выяснение
законов становления, функционирования
и распада семьи как малой первичной
группы.
В
современной социологии семья понимается
в двух значениях — как социальный институт
и как малая социальная группа
Брак
можно определить как социально признанный
и одобренный союз полов между взрослыми
индивидами.
Под
браком
понимается исторически обусловленная
форма отношений между мужчиной и
женщиной, через которую общество
упорядочивает их отношения, как в
правовом, так и морально-этическом
плане.
Семьей
в социологии
называют социальные объединения, члены
которого связаны общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью.
По существу семья представляет собой
систему отношений между мужем и женой,
родителями и детьми, основанную на браке
или кровном родстве и имеющих исторически
определённую организацию.
Функции
семьи:
-
Фyнкцuя
ceкcyaлънoгo peгyлupoвaнuя. -
Penpoдyкmшнaя
фyнкцuя. -
Фyнкцш
coцшлuзaцuu. цeнтpaльнoe
мecтo в этoм пpoцecce, бeзycлoвнo, зaнимaeт ceмья.
Этo oбъяcняeтcя пpeждe вceгo тeм, чтo имeннo в
ceмьe ocyщecтвляeтcя пepвичнaя coциaлизaция
индивидa, зaклaдывaютcя ocнoвы eгo фopмиpoвaния
кaк личнocти. -
Cmamycнaя
фyнкцuя. Kaждый
чeлoвeк, вocпитaнный в ceмьe, пoлyчaeт в
кaчecтвe нacлeдия нeкoтopыe cтaтycы, близкиe к
cтaтycaм члeнoв eгo ceмьи. -
Зaщumнaя
фyнкцuя. Bo
вcex oбщecтвax инcтитyт ceмьи ocyщecтвляeт в
paзнoй cтeпeни физичecкyю, экoнoмичecкyю и
пcиxoлoгичecкyю зaщитy cвoиx члeнoв -
Экoнoмuчecкaя
фyнкция. Beдeниe
члeнaми ceмьи oбщeгo xoзяйcтвa, кoгдa вce oни
paбoтaют, кaк oднa кoмaндa, cпocoбcтвyeт
фopмиpoвaнию кpeпкиx экoнoмичecкиx cвязeй
мeждy ними.
Тенденции
семьи
В
современном обществе наблюдается
процесс ослабления семьи как социального
института. Семья утрачивает свои ведущие
позиции в социализации индивидов. Это
связано с вовлечением женщин в общественное
производство, в социально-политическую
жизнь страны. Это способствовало, с
одной стороны, росту самосознания
женщины, равенства в супружеских
отношениях, но с другой стороны,
воздействовало на демографическое
поведение, приводя к снижению рождаемости.
Кроме того, социально-экономическая
нестабильность и падение жизненного
уровня населения все большей мере
отрицательно влияют на уровень
естественного воспроизводства населения.
Источники
1.Кравченко
А.И. Социология. Справочное пособие. М.,
1996
2.Арутюнян
M.Ю. Pacпpeдeлeниe oбязaннocтeй в ceмьe и oтнoшeния
мeждy супругами, Ceмья и coциaльнaя cтpyктypa
M., 1987
3.Маркович
Д.Ж. Общая социология. М., 1998
Кравченко
А.И.социология. Учебник. М., 2001
Фролов
С.С. Основы социологии. М., 1997
4.Антонов
А.И., Медков В.М.. Социология семьи. М.,
МГУ, 1996
5.Харчев
А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003
6.Земски
М. Семья и личность. М., 1996
7.Кравченко
А.И. Основы социологии. М., 1997
8.Харчев
А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003.
Основные понятия
Термином «межнациональный конфликт» принято называть осложнение отношений между народами и нациями или различными социальными классами, что приводит как к взаимной ненависти, так и к прямым военным действиям. Решение подобных проблем представляет определенные сложности, особенно если вражда теплится столетиями, а цивилизованного выхода из сложившейся ситуации нет. Сложности во взаимоотношениях возникают как на уровне федеральных органов власти, политических движений и партий, так и в семейно-бытовых отношениях.
При межнациональных столкновениях на первый план выходят сложные глубинные процессы отношений различных этнических групп и общностей. Влияние на развитие таких ситуаций могут оказывать разные факторы, в том числе религиозная сфера, культурные, территориальные, исторические и политические проблемы. Решение межнационального конфликта будет отличаться с учётом его причины, а также особенностей народности или группы людей, проживающей на определённой территории.
Пути преодоления и способы решения
В чем состоит план разрешения конфликтов? Чтобы преодолеть конфликты, решить такие ситуации, необходимо слышать друг друга. Применяются переговоры, заключение мирных договоров.
В переговорах участвую дипломаты, которые предлагают компромиссные решения.
Если стороны услышат друг друга, будут уважать оппозиционные взгляды, такие ситуации получится уладить.
Эксперты считают, что такие ситуации необходимо пресекать еще на начальном этапе, чтобы не допускать войны, гибели людей.
Нужно предотвращать дискриминацию населения, ущемление того или иного народа, следует воспитывать в гражданах уважение и любовь к другим культурам, стремление познать друг друга, а не проявлять ненависть.
Единство, стремление понять друг друга — это те составляющие, которые помогают эффективно предотвращать конфликты. Уважение интересов друг друга поможет сохранить мир.
Межнациональные конфликты и способы преодоления:
Факторы, способствующие этническому конфликту
Основные психологические факторы, приводящие к этническим конфликтам:
- этническая, национальная предвзятость;
- настроения националистического характера.
Определение 1
Этническая и национальная предвзятость заключается в установке предвзятого, враждебного отношения к представителям иных этнических групп, их деятельности, поведению, без достаточных оснований и знаний.
Условиями для развития этнической и национальной предвзятости служат социально-экономическое неравенство. Экономический фактор появлению такой формы национальной предвзятости, как ксенофобия. Ксенофобия заключается в неприязненном отношении к иностранцам в целом. Ксенофобия чаще всего наблюдается у тех этнических групп, в которых наблюдается конкуренция на рынке труда.
Определение 2
Националистические настроения – это отдельный вид предметно-ориентированных общественных настроений, с присущими им эмоциональностью, импульсивностью и динамичностью.
Апартеид
Вплоть до последнего десятилетия XX в. в Южной Африке господствовал апартеид — система насильственной расовой сегрегации. При апартеиде каждый житель Южной Африки подпадал под одну из четырех категорий: белые (потомки европейских иммигрантов), «цветные» (люди, предками которых были представители более чем одной «расы»), азиаты и черные. Меньшинство белых южноафриканцев, составлявшее около 13% населения, управляло небелым большинством. Небелые не имели права голоса и не были представлены в центральном правительстве. Сегрегация была обязательна на всех уровнях жизни общества, от мест общественного пользования, таких как туалеты и железнодорожные вагоны, до соседства по месту жительства и школ. Миллионы черных жителей страны были согнаны в так называемые homelands — резервации подальше от главных городов — и работали в качестве временных рабочих на золотых и алмазных приисках, кочуя с места на место.
ПРАВО: ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
Вопросы и задания к документу[править | править код]
Многонациональный народ Российской Федерацииправить | править код
Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?
В Преамбуле народ, принявший данную Конституцию, характеризуется как многонациональный народ, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждающий права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняющий исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтящий память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождающий суверенную государственность страны и утверждающий незыблемость её демократической основы, стремящийся обеспечить благополучие и процветание государства, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознающий себя частью мирового сообщества.
Этническое значение нацииправить | править код
В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?
В пунктах 1 и 2 статьи 26
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Гуманистический подход к межнациональным отношениямправить | править код
В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?
В пункте 2 статьи 68
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Националистические взгляды, запрещённые Конституциейправить | править код
Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?
Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Что прописано в пункте 2 статьи 29.
Утверждение русского языка в качестве государственногоправить | править код
Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?
На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Однако именно русский язык — связующее звено в коммуникации всех жителей страны, это позволяет создать единую информационную базу, так как на русском языке работают центральные и местные учреждения федерального уровня, осуществляется общение между субъектами федерации, его используют в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте.
Краткий план лекции ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ (МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ) (на основе задания 28 ЕГЭ по обществознанию)
1. Понятие межнационального конфликта.
2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:
- неравенство в уровне жизни;
- территориальные споры;
- принадлежность к разным конфессиям;
- различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти и т.д.
3. Национализм как проявление межнациональных конфликтов и его виды:
- этнический (защитный);
- державно-государственный;
- бытовой и т.д.
4. Формы национализма:
- расизм;
- шовинизм;
- геноцид;
- апартеид;
- ксенофобия.
5. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI в.:
- признание существования межнациональных проблем;
- взаимные уступки и безусловная реализация прав и свобод лиц любой национальности;
- переговоры на базе взаимного уважения и стремления поиска компромиссных решений;
- использование экономических рычагов для нормализации ситуации и др.
Особенность межгосударственного конфликта. Основные направления предотвращения государственных конфликтов.
Специфика межгосударственных
конфликтов определяется следующим:
*
их субъектами выступают государства
или коалиции;
*
в основе межгосударственных
конфликтов лежит столкновение
национально-государственных
интересов конфликтующих сторон;
* межгосударственный
конфликт является продолжением
политики государств-участников;
*
современные межгосударственные
конфликты одновременно локально и
глобально влияют на международные отношения;
* межгосударственный
конфликт сегодня несет опасность
массовой гибели людей в странах-участницах
и во всем мире.
Во
всех межгосударственных конфликтах одну
из ведущих ролей играют социально-экономические
интересы сторон.
Особенностью межгосударственного
конфликта является его взаимосвязь
с внутриполитическими конфликтами. Она
может проявляться в различных вариантах:
*
Переход внутриполитического конфликта в межгосударственный.
В
этом случае внутриполитический конфликт в
стране провоцирует вмешательство в ее
внутренние дела других государств или
вызывает напряженность между другими
странами по поводу этого конфликта.
*
Влияние межгосударственного
конфликта на возникновение
внутриполитического конфликта.
Выражается
в обострении внутренней обстановки в
стране в результате ее участия
в международном конфликте.
*
Межгосударственный конфликт может
стать одной из причин временного
урегулирования внутриполитическогоконфликта.
Основные
направления предотвращения
межгосударственных конфликтов
определяются исходя из принципов
демократического развития мира
(А.Богдонов, А.Глухова).
1 Интернационализация
жизни мирового сообщества в
хозяйственно-экономической, политической
и культурной сферы. Свидетельство тому
-существующие уже десятилетия и вновь
создаваемые экономические союзы,
сообщества, совместные предприятия.
2 Строгое
соблюдение всеми сторонами и народами
принципа мирного сосуществования.
Главное в содержании этого принципа —
признание всеми субъектами международных
отношений права каждого народа на
свободный выбор пути развития и
недопустимости его навязывания любому
государству или обществу, а также
признание объективно существующей
многовариантности общественного
развития.
3 Снижение
уровня военного противостояния —
непрерывное,
последовательное
и равномерное сокращение вооружений,
прежде всего
оружия
массового поражения. Во-первых, разоружение
должно быть
взаимное,
равномерное и равноценное для всех
конкурирующих сторон. Во-
вторых,
недопустимость монополии одной из стран
в разработке нового
оружия,
в том числе имеющего оборонительный
характер. В-третьих, в
современных
условиях, когда невозможен абсолютный
контроль за
процессами
разоружения и разработкой нового оружия,
необходимо развитие
доверия
и сотрудничества в этих областях.
4 Усиление
роли международных межправительственных
организаций,
таких,
как ООН, СБСЕ и другие, в области правого
регулирования
взаимоотношений
между странами. Главная задача этих
организаций в
контексте
рассматриваемой проблемы — возглавить
строительство системы
международной
региональной и всеобщей безопасности.
Проблема
предотвращения применения военной силы
во внешнеполитической практике — сегодня
одна из самых актуальных. Решение ее
гарантирует общецивилизационный
прогресс и способствует предотвращению
конфликтов во внутреполитической жизни
государств.
Причины возникновения межнациональных конфликтов
Каждый народ живет в определенных социально-экономических и политических реалиях. Какие-то народы имеют большую территорию (например, русские, китайцы, индийцы и др.), а каким-то народам исторически своей территории не хватало (все помним, что Первая и Вторая мировые войны начинались отчасти потому, что немцы сетовали, как им не хватает жизненного пространства). Поэтому одной из основных причин начала этнических конфликтов являются территориальные причины.
Иногда большие конфликты развязываются и за богатства, за возможность овладения теми или иными ресурсами. Такие причины принято обозначать экономическими спорами и притязаниями. Экономические причины этносоциальных конфликтов проявляются и в том, что государства «воют» за рынки сбыта, колониальный центры и т.д. Таковым, например, было соперничество Англии и Франции в XVIII в., которое проявилось в ходе Семилетней войны (1756-1763 гг.)
Существуют и особые социальные причины. Например, угнетаемое население требует равенства прав и свобод. Обычно этими проблемами озабочены приезжие мигранты, которые часто обвиняют правительства национальных государств в отсутствии равенства во время устройства в найм, поступления в колледж, академию или университет.
ТЕКСТЫ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: РАЗБОР ЗАДАНИЙ 21, 22, 23 И 24. ПРИМЕРЫ И КРИТЕРИИ |
Нередки в современном мире и конфликты на культурной почве. Разница в быту, образах жизни нередко «сталкивает между собой» представителей различных этносов. Например, сегодня нередки протесты со стороны европейского и американского сообщества против китайских фестивалей собачей кухни. Или протесты против арабских правил ношения женщинами хиджаба, который нередко воспринимается как нелепый пережиток или ущемление женщин по половому признаку. Эти противоречия сложно разрешить, т.к. в их основе лежат многовековые обычаи и традиции, которые в эпоху глобального мира столкнулись лицом к лицу.
Существует и ряд дополнительных проблем, которые могут привести к большому или малому этносоциальному (межэтническому) конфликту:
- Различный уровень жизни
- Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
- Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в отношении к религиям
- Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
- Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
- Прошлые взаимоотношения народов, давние конфликты на протяжении истории
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ |
Для появления межэтнических конфликтов необходимы определённый сдвиг привычного уклада жизни, разрушение системы ценностей чувства растерянности и дискомфорта у людей, обречённости и даже потери смысла жизни на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови.
История знает и случаи распространения державно-государственного национализма. Например, на рубеже XIX-XX вв. Александр Третий и Николай Второй проводили политику русификации, направленную на насаждение русской культуры, быта, языка, религии на территории Польши, Прибалтики и Финляндии. Эта политика не просто провались, но и вызвала существенное отторжение к русской культуре, развитию русофобства на этих территориях Российской Империи во многом потому, что «насаждалось» силой государства и его принудительного аппарата.
БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ К ЭКЗАМЕНУ |