Урок 3кодирование информации с помощью знаковых систем

Знаки в математике

Математические знаки встречаются как в начальных классах, когда новоиспеченный школьник только-только осваивает новую информацию, так и в старших, когда будущие студенты проходят обучение мат.анализу и высшей геометрии. Знаки в геометрии нужны для обозначения сторон фигур или формул.

Самые распространенные символы или знаки, которые используют на уроке математики, это:

  1. Знаки, которыми на письме обозначаются цифры и числа. Всего существует десять цифр: 0, 1, 2…9. Из них складываются цифры, состоящие из единиц, десятков, сотен и т. д.

  2. Знаки, подразумевающие операции над числами. «Плюс» — две палочки (горизонтальная и вертикальная), пересекающие друг друга под углом в девяносто градусов. Если между цифрами или числами стоит этот знак, их следует сложить или суммировать. «Минус» — одна горизонтальная полочка. Такой символ предполагает вычитание второго числа из первого.

  3. Знаки, обозначающие неизвестные числа. Этой цели служат буквы латинского алфавита. Наиболее часто используемые это: x, y.

  4. Знаки в геометрии также подразумевают латинские буквы a, b, c, d. Ними обозначают стороны геометрических фигур.

Невербальное общение. Правда или миф?

Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.

Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.

Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.

Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.

Типология, особенности, примеры

Ранее в нашей статье мы рассматривали различные вопросы, связанные с заданной темой — знаковая система, примеры ее, категории определения. Теперь коснемся чуть подробнее их типов, приведя примеры для наглядности. Они будут относиться не только к языкам.

— Естественные знаки — явления природы, определенные вещи, которые могут нам указать на другие явления, предметы, оценку. Они несут информацию об образе, который они воплощают. Еще их можно назвать признаками. Например, естественным знаком огня будет дым. Чтобы правильно их толковать, необходимо владеть некоторой информацией.

— Иконические знаки — такие, что представляют собой образы вещей и явлений, которые отображают. Иначе назвать их можно знаками-образами. Создаются они зачастую искусственно, целенаправленно придавая им характерную форму. Хорошие примеры знаков-образов видим в музыке: имитация раскатов грома, пения птиц, шума ветра и т. п. Только это уже отображение не по форме, а другому критерию — материалу.

— Функциональные знаки — такие, которые имеют прагматическую функцию. Знаками их делает то, что человек включает их в свою деятельность. Им может служить деталь, по которой можно получить информацию обо всем механизме. То, что учитель открывает классный журнал, является знаком предстоящего опроса присутствующих. Иные, вторичные значения функциональных знаков, отображены в приметах — черная кошка, перебежавшая дорогу, — к беде, подкова приносит счастье.

— Сигнальные знаки интуитивно понятны: это знаки-предупреждения. Все мы хорошо знаем значения цветов светофора, например.

— Конвенциональные знаки — искусственные, созданные людьми для обозначения определенных явлений. С предметом обозначения они могут быть вовсе не похожи. Так, красный крест — обозначает скорую помощь, зебра — пешеходный переход и т. п.

— Вербальные знаковые системы — это разговорные языки. О языке как знаковой системе мы говорили отдельно. Пример знаковой системы языка мы приводили выше.

— Символы — указующие на объект или явление компактные знаки, имеющие и второе значение. Их задача — выделить предметы в ряде подобных. Пример: легенда географической карты, государственные атрибуты — флаг, герб, гимн.

— Индексы — компактные обозначения предметов и явлений. Иногда они тоже имеют схожую с объектом обозначения форму.

Язык волапюк

На планете существует огромное количество языков, немало и мертвых языков – тех, что вышли из обихода. Несмотря на это, все же находятся те, кто с энтузиазмом изобретает новые. Примеры искусственных знаковых систем – это известный язык эсперанто, предшествовавший ему волапюк, универсалглот, лингва католика, сольресоль и многие другие. Одним из самых сложных является ифкуиль, созданный на основе древних символов. Искусственные языки создавались персоналиями, занятыми в разных сферах. Не всегда это были те, кто работал в профессиях знаковой системы.

Один из самых странных искусственных языков – это волапюк. Идея его изобретения впервые пришла в голову немецкому священнику по имени Мартин Шлейер. Богослужитель утверждал, что мысль о создании искусственного языка была предложена ему самим Господом во сне. Целью создания волапюка было упрощение коммуникации – Шлейер пытался создать простой и универсальный язык. За основу он взял европейские языки – латинский, английский и немецкий. Слова священник пытался создавать всего лишь из одного слога.

Поначалу общественность не проявляла особого интереса к этому искусственному языку. Однако вскоре было создано сообщество, которое начало распространять информацию о новом языке. В итоге на пике своей популярности он насчитывал более ста тысяч носителей.

Язык волапюк многим европейцам казался достаточно странным. Содержащиеся в нем корни слов из разных европейских наречий делали его узнаваемым, однако достаточно смешным. До сегодняшнего времени слово «волапюк» означает бессмыслицу, тарабарщину. Несмотря на это, волапюк был популярен вплоть до того времени, когда в Германии к власти пришли нацисты.

Способы невербального общения

Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:

  1. Мимика. Выражение лица – самый информативный канал невербального взаимодействия, позволяющий передать множество эмоций, выразить восхищение или негодование, показать своё согласие или отказ. Одним взглядом мы можем продемонстрировать, что недовольны поведением человека, а можем подмигнуть, показав, что мы с ним заодно.
  2. Жесты. Мы с детства привыкаем использовать жесты в общении наравне с речью и мимикой. Некоторые из них являются естественными и выглядят одинаково во всём мире. Другие же культурно зависимы, но мы привыкаем к ним и используем, не задумываясь над их смыслом. Однако в разных культурах одни и те же жесты могут иметь противоположный смысл. Поэтому, собираясь в другую страну, желательно почитать о культурных особенностях. Вполне вероятно, что жест, кажущийся вам безобидным и доброжелательным, окажется там пошлым, грубым или даже враждебным.
  3. Взгляд. Зрительный контакт и направление взгляда – один из ключевых каналов невербальной коммуникации. Едва уловимые движения глаз, широко раскрывшиеся веки, расширившиеся от интереса зрачки или приподнятая бровь – это сигналы, которые мы улавливаем мгновенно, даже не задумываясь. Взглядом подчас можно передать мысли, которые просто невозможно выразить словами.
  4. Поза. Этот канал передаёт довольно много информации, которую человек не планировал сообщать собеседнику. По положению его тела и осанке, по движениям и по тому, как он держит голову, можно многое сказать о его настроении и самооценке. Поза всегда показывает, насколько комфортно человеку в данной обстановке и насколько уверенно он себя чувствует.
  5. Прикосновения. Социальное взаимодействие людей подразумевает некоторые прикосновения к собеседнику. В зависимости от природы отношений это может быть рукопожатие, прикосновение к локтю, похлопывание по плечу или по спине, дружеские или близкие объятия.
  6. Пространство. Расстояние до собеседника сильно влияет на комфорт общения. Некоторые люди используют сближение как невербальный сигнал, демонстрируя симпатию, привязанность, сексуальный интерес, желание доминировать или агрессию.
  7. Голос.Во время общения мы «играем» голосом, меняя интонацию и тембр, делая многозначительные паузы, ускоряя или замедляя ритм речи. Что-то из этого мы делаем произвольно, а что-то ускользает от нашего внимания, но многое говорит собеседнику о наших переживаниях и даже мыслях.

Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.

Профессии для девушек

Для девушек, которых привлекают профессии типа «человек — знаковая система», будут актуальными такие специальности:

  • бухгалтер;
  • оператор ПК;
  • экономист;
  • финансист;
  • контролер-кассир.

Бухгалтер

Работа бухгалтера неотрывно связана с цифрами и формулами. Специалисты данного профиля занимаются составлением бухгалтерского учета, ведением налоговой и зарплатной документации. Можно выделить основной перечень профессиональных обязанностей:

  • оформление документации;
  • проведение расчетных операций, отслеживание прихода и реализации продукции;
  • анализ затрат предприятия и разработка путей увеличения эффективности;
  • заполнение налоговой документации и проведение платежей;
  • произведение инвентаризационных мероприятий.

Преимущества профессии:

  • востребованность;
  • большие возможности карьерного роста;
  • освоить профессию можно на курсах;
  • возможен вариант удаленной работы;
  • возможность зарегистрировать предпринимательство и совмещать работу в нескольких компаниях.

Недостатками можно назвать:

  • высокая ответственность;
  • большие объемы работы;
  • иногда ненормированный график;
  • невнимательность в заполнении отчетов может привести к административной ответственности.

Оператор ПК

Среди задач оператора ПК — работа с текстами и информацией, составление таблиц, баз данных, проведение расчетов. Такой специалист востребован в различных сферах: медицина, строительство, торговля, логистика, финансы. В основные обязанности оператора ПК входят:

  • обработка входящей и исходящей информации (звонков и сообщений от клиентов, заполнение накладных и счетов);
  • ведение клиентской базы;
  • заполнение отчетной документации;
  • наполнение сайта актуальными данными;
  • архивирование документации;
  • прием заявок, консультирование клиентов по товарам.

Плюсы специальности:

  • возможность удаленной работы;
  • чаще всего не требуется наличие специального образования, достаточно навыков работы с офисными программами.

Недостатки:

  • невысокая оплата;
  • необходима стрессоустойчивость при работе с клиентами.

Финансист

Финансисты занимаются проведением финансовых операций, направлением инвестиций и денежных средств компании на нужные позиции. Спрос на данную профессию высок в банковских и биржевых организациях, инвестиционных фондах. Рабочие обязанности финансистов состоят из:

  • контроля и управления потоками финансов;
  • прогнозирования и разработки финансовой политики организации;
  • снижения коммерческих рисков;
  • ведения финансовой отчетности;
  • анализа проведенных фирмой сделок;
  • регулирования в использовании финансов.

Успешный финансист должен обладать (знания и навыки):

  • квалификацией, подтвержденной международными сертификатами;
  • аналитическим складом ума;
  • опытом работы в сфере финансов;
  • знанием международных финансовых стандартов;
  • знаниями иностранного языка;
  • хорошими знаниями в области аудиторского, налогового и бухгалтерского учета. 

Экономист

Экономисты исследуют управление хозяйственной деятельностью предприятия. Целью работы такого специалиста является повышение эффективности и прибыльности предприятия. В рабочее время экономист занят:

  • планированием мероприятий, которые улучшат эффективность организации;
  • расчетом кадровой потребности компании, распределения оплаты труда и премий;
  • анализом расходов и доходов предприятия.

Преимущества профессии:

  • востребованность;
  • достойная оплата труда;
  • возможность открыть свой бизнес.

Минусы специальности:

  • высокая конкуренция;
  • скрупулезная работа;
  • высокая степень ответственности.

Язык как средство общения

Язык является основным средством человеческого общения. Посредством языка люди мыслят и выражают свои мысли, чувства, переживания, желания, передают их другим, а также получают определенную информацию из внешнего мира.

Язык тесно связан с жизнью общества и народным сознанием — он хранит культурные ценности общества, в котором на нем говорят. Существование социума без языка невозможно, так же, как и существование языка вне социума. По мере того, как меняется общественная жизнь, меняется и состояние языка. Таким образом, язык служит еще и средством передачи знаний, опыта от одного поколения к другому.

Разновидности

Существует две разновидности употребления языка:

  1. Под литературным понимается язык, который употребляется в средствах массовой информации, публицистике. Его особенностями являются унифицированность (единообразная система, форма бытования), нормированность и общеобязательность правил (грамматических, фонологических и пр.).
  2. Разговорный язык, как правило, используется в повседневной коммуникации. В нем отсутствуют строгие нормы и правила, однако, несмотря на это, разговорный язык может влиять на литературный, создавая новые нормы (когда определенный вариант становится общеупотребительным). Один из главных его критериев — понятность для широких народных масс.

Таким образом, главное различие этих разновидностей состоит в том, что первый подчиняется языковым нормам, а второй ориентируется на доступность, понятность, ввиду чего может игнорировать правила.

Иногда выделяют также язык художественной литературы, в которой может быть представлена как литературная, так и разговорная речь (в зависимости от жанра, направления, сюжета, персонажей и т.д.).

§ 1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем

Содержание урока

1.2.1. Знаки: форма и значение

1.2.1. Знаки: форма и значение

С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.

Форма знаков. В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.

К зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения, относятся буквы и цифры (они используются в письменной речи), знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки и т. д.

К слуховым знакам, воспринимаемым с помощью слуха, относятся звуки (они используются в устной речи), а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью звонка, колокола, свистка, гудка, сирены и т. д.

Для слепых разработана азбука Брайля, которая использует осязательный способ восприятия текстовой информации. К разряду осязательных знаков принадлежат также жесты-касания: рукопожатия, похлопывания по плечу и др.

В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

Для долговременного хранения знаки записываются на носители информации.

Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов. Всем известны световые сигналы светофора, звуковые сигналы школьного звонка оповещают о начале или конце урока, электрические сигналы передают информацию по телефонным и компьютерным сетям, электромагнитные волны передают сигналы радио и телевидения.

Значение знаков. Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т. е. имеют определенное значение (смысл).

Знаки различаются по способу связи между их формой и значением.

Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Компьютер.

Символами называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению. Примером таких знаков являются символы химических элементов, отображающие атомы химических веществ (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Иконические знаки и символы

Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор не расшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.

В современном мире широко применяется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то без применения специальных методов дешифровки содержание передаваемого текста понять невозможно.

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых знаков. Какие типы знаков применяются в человеческом общении?

2. Приведите примеры знаков в форме сигналов.

3. В чем состоит различие между иконическими знаками и символами?

4. Приведите примеры символов, которые могут иметь несколько значений.

Cкачать материалы урока

Другие виды общения

Кроме перечисленных видов, общение бывает:

  • деловое;
  • личностное;
  • инструментальное;
  • целевое;
  • вербальное;
  • невербальное;
  • формально-ролевое;
  • манипулятивное.

Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.

Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.

Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).

При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).

Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого.

Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.

Педагогическое общение


педагогическим общением

Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:

  • на основе увлечённости совместным делом;
  • на основе дружеского расположения;
  • диалог;
  • дистанцирование;
  • устрашение;
  • заигрывание.

Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.

Знаки на дороге

Мы уже упоминали ранее, что взрослые или молодое поколение, которым уже можно садиться за руль, должны знать, понимать и использовать правильно дорожные знаки, обеспечивающие безопасное передвижение транспортного средства на дороге или шоссе.

Под такими знаками также подразумеваются определенные картинки. Например, машина, оставляющая кривой, вертлявый след, расположенная в треугольнике. Такой знак можно увидеть в местах, где проезжая часть трассы, шоссе, дороги отличается повышенной скользкостью.

Также на дорогах частенько встречаются так называемые знаки дополнительной информации. Их цель заключается в установлении максимальной скорости, допустимости прохождения по дороге определенного средства (например, участок дороги для велосипедистов), указании направления движения, обозначении времени действия дороги или графика разводки мостов, ограничения стоянки (например, для инвалидов, сотрудников или клиентов какой-либо компании, возможность бесплатного паркования) и многого другого.

На самом знаков деле знаков дополнительной информации целое множество. Но все их необходимо знать хорошему автомобилисту. Только при этом условии он сможет практически стопроцентно ручаться, что не спровоцирует дорожное происшествие или не станет причиной чьей-то гибели.

Знаки в письменном русском языке

На уроке русского языка также можно встретить как буквенные обозначения (из них складываются слова), так и символические — знаки препинания

Если вы обратите внимание на любой текст (его, кстати, можно взять даже из учебника литературы или заданного по этому предмету произведения), то вы увидите, что изобилие различных знаков в тексте, не заметить их невозможно

Вот каковы самые важные из них:

  1. Буквы. Русский алфавит состоит из тридцати трех символов. Первым из них является буква «а», похожая на шалаш и пересеченная посередине горизонтальной палочкой. Последней — «я», которая выглядит как отзеркаленная R, что используется в латинском алфавите.

  2. Знаки препинания. Это графические символы, которые на письме обозначают конец предложения (точка), перечисление каких-то предметов, явлений или действий (запятая), различную интонацию (восклицательный знак — высшая степень эмоций, вопросительный знак — вопрос) и т. п.

Как развить навыки невербального общения?

Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.

Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника

Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса

Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector