Как написать монолог
Содержание:
- Дамская ирония: своим мечом да по своим… соседкам!
- Диалог в тексте копирайтера
- Актерское мастерство для дошколят
- Редактирование в рамках театральной школы для взрослых
- Объявление в газету о знакомстве «Кот в носках»
- Гоголевский монолог
- Монолог в тексте копирайтера
- Критерии оценивания
- Как определиться с материалом
- Структура сочинения “Письмо литературному герою”
- Как сделать речь яркой и запоминающейся
- Примеры монологов в литературе
- Импровизация и психотехника
- Что такое монолог
- Внутренний монолог
- Тема 1 – описание фотографии.
Дамская ирония: своим мечом да по своим… соседкам!
Юмористические монологи для женщин часто направлены против недостатков представительниц прекрасного пола. То есть дамы как бы посмеиваются сами над собой. И в этом заключена изюминка, которой так привлекают к себе юмористические монологи для женщин. Раскрепощённые, не стесняющиеся показаться смешными и нелепыми артистки позволяют увидеть со стороны свои недостатки.
Вот классический вариант: обиженная супруга делится наболевшим со своей подругой по телефону.
И прикинь, он мне говорит: «У тебя хобби совсем нет!» Это у меня — и нет! Да я своими хобби могу двери открывать без помощи рук! А если захочу, то вполне могу пронести незаметно со свадьбы в них бутылку шампусика и пару штучек помелО. Ну, цитрус с ними — пусть «помЕло» будет… Ты, Аньк, чё ко мне придираешься? Я не поняла… Ты за него или за меня?
Диалог в тексте копирайтера
В диалоге каждая последующая реплика
зависит от предыдущей, является откликом на нее. «Посредством
диалогов люди ориентируются в повседневной жизни, устанавливают и
упрочивают контакты друг с другом, общаются интеллектуально и
духовно».
Диалог вскрывает настоящее поведение
человека в присутствии других,
реальные взаимоотношения с обществом. Эти возможности в частности
использовал Сократ, который с помощью дискуссионных диалогов выявлял
суждения, определенные знания или незнания.
Вот отрывок из знаменитых диалогов
Сократа:
«– Безрассудные поступки совершаются по
безрассудству, а рассудительные благодаря рассудительности?
– Согласен.
– Стало быть, если что совершается с силой, это будет
исполнено силы, а бессильное действие – это слабость?
– Видимо, так.
– И если действуют быстро, то это быстрый поступок, а
если медленно – медленный?
– Да
– И если что совершается одинаковым образом, то,
значит, совершается по одной и той же причине, а противоположным
образом – то по противоположным причинам?
Протагор согласился.
– Скажи-ка мне, пожалуйста, – продолжал я, – бывает
ли что-нибудь прекрасным?
Протагор допустил, что бывает.
– Существует ли иная его противоположность, кроме
безобразного?
– Нет.
– Дальше: бывает ли что-нибудь хорошим?
– Бывает.
– Существует ли иная его противоположность, кроме
плохого?
– Нет
– Пойдем еще дальше. Бывает ли звук высоким.
– Да.
– Но ему нет ведь другой противоположности, кроме
низкого звука?
– Нет.
– Не значит ли это, – сказал я, – что каждой вещи
противоположно только одно, а не многое?
Протагор согласился…»
Диалоги, как и монологи, могут быть
сбивчивыми, содержать недомолвки, намеки, заставляющие читателей
самостоятельно продолжать или заканчивать мысль. Один участник может
перебивать другого, усложняя коммуникацию, но таким образом
продолжая раскрывать себя.
Диалог более свойственен человеку.
Человек часто говорит сам с собой, в уме или даже вслух. Поэтому
диалоги широко представлены в текстах самых разных типов.
Драматические же произведения фактически построены на диалогах.
Более подробную
информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина
«Копирайтинг: ХХІ век»
и
«Копирайтинг:
7+».
Актерское мастерство для дошколят
Актер — это человек, который играет роль, мастерство — набор средств, методов, даже, возможно, «актерских фишек», которыми нужно владеть качественно, филигранно. Сыграть роль — это собрать воедино все то, что известно о персонаже, понять все его внутренние качества и личностные запросы. Сложно. Но!
Если мы предложим роль Оксаны не девушкам 12–15 лет, а девочкам 5–6 лет, у них, скорее всего, не возникнет затруднений. Дети дошкольного возраста — великие актеры, они быстро запоминают и как губка впитывают то, что видят и слышат. Им гораздо легче произнести этот монолог, потому что они не вкладывают в него свой жизненный опыт, свои подростковые комплексы.
Дети помладше гораздо проще относятся к «проживанию» роли, которую им дают. Им достаточно знать основные характеристики героев: лиса — хитрая, заяц — трусливый и так далее. Характер и настроения они передают, опираясь на опыт наблюдения за поведением других детей и взрослых: вредная девочка, веселый мальчик, злая Баба-яга и др.
Любой педагог по актерскому мастерству ведет детей от простого к сложному. Конечно, чем больше опыта, тем интереснее ребенок сможет сыграть роль, становясь старше. Лиса станет уже не просто хитрая, в речи появятся оттенки, жесты станут более сложными. Это справедливо и в отношении других ролей, даже самых необычных. Спросите у ребенка, о чем думает, к примеру, стул? Ребенок расскажет и с помощью интонации даже изобразит настроение стула.
Разумеется, я говорю о детях, которые уже начали обучаться актерскому мастерству. С какого возраста стоит начинать? Отвечу так: чем раньше, тем лучше, потому что актером не становятся на уроке. Это целая система из наблюдений, рассказов, проб и много чего еще.
Родителям не нужно углубляться в чтение учебников по актерскому мастерству и методик, для этого существуют специализированные кружки и студии, часто даже при детских садах. Стартовав как можно раньше, вы поможете своему малышу раскрыть актерский талант. Успехов в этом нелегком деле!
Теги: актерское мастерство, литература, подросток, пятилетний ребенок
Редактирование в рамках театральной школы для взрослых
Очень важно хорошо отредактировать работу драматурга в соответствии с вашими потребностями. Не стесняйтесь сокращать монолог из серии небольших речей
Не стесняйтесь вырезать строки, которые не имеют смысла из контекста. Возможно для успешного редактирования вам понадобится помощь профессионала, так воспользуйтесь ею в своем учебном заведении, посетите любимого преподавателя, но помните, что выступать в конечном итоге вам самим.
Цель этого произведения — не целостность. Это витрина для вас, а не писателя. Вы собираетесь на прослушивание.
Рассмотрите, что вы слушаете
Если вы слушаете монологи, посмотрите на другие аудиозаписи того же автора. Или посмотрите на кусочки в подобном стиле. Узнайте, какие драматурги вдохновили этого писателя.
Если вы учитесь в театральной школе для взрослых, посмотрите на пьесы, которые они делали в свое время. Опять же, посмотрите на строки тех же драматургов и в подобных жанрах.
Объявление в газету о знакомстве «Кот в носках»
Вот как-то заявилась к нам в редакцию бабулька одна. Ну, божий одуванчик — одно слово. Вытащила откуда-то из недр своих юбок-кофт заполненный бланк бесплатного объявления и на стол выложила.
Взяла я клочок бумажки в руки, читаю. И просто диву даюсь! Фантазия у бабулечки, надо отметить, ещё какая… неисчерпаемая! Первая же фраза привела меня в восторг. Вот послушайте: «Котик мой! Ласковая и заботливая кошечка ждёт тебя в своей уютной квартирке, на мягкой постельке… Поспеши же, иначе твоё место займёт другой!»
И хотя у нас есть указание свыше не лезть к клиентам со своими идеями и подсказками, я не удержалась и спросила: «Бабулечка, а зачем вам нужен этот «котик»? Живёте вы себе спокойно в своей уютной квартирке — и ладно. А тут явится какой-нибудь прощелыга, накурит, носки кругом разбросает…» А бабулечка мне в ответ: «Доча, где ж ты видела котов в носках-то, а?»
Бабулька-то и правда кота искала для своей кошки, а я уж подумала неизвестно что.
Гоголевский монолог
Предложив этот эпизод девочкам театральной группы 12–15 лет, я получила очень разное отношение к прочитанному.
Некоторые девчонки возмутились самолюбованием персонажа и увидели в этом высокомерие. Кому-то сцена понравилась тем, как Оксана свободно восхищается своими достоинствами, пусть и внешними. Были девочки, которые сразу же почувствовали себя, по их словам, как бы «другого сорта».
Почему оценки были такими разными? Ведь Гоголь, скорее всего, хотел показать, насколько интересна его героиня. Проанализировав отношение девочек к прочитанному, я вдруг поняла: каждая примерила на себя эту роль, совершенно не задумываясь об этом.
Я сделала для себя такие наблюдения. Каждая девочка индивидуальна. Одна легка на подъем и быстро находит нужные слова в любой ситуации, другая медленней реагирует, боясь совершить ошибку, и ждет подсказки преподавателя, у третьей невысокая самооценка, и она сразу почувствовала себя «гадким утенком» на фоне любующейся собой Оксаны.
Когда я попросила прочитать монолог, девочки читали от лица героини! Выходит, далеко не все смогли бы сыграть роль Оксаны, даже если бы этого очень хотелось руководителю коллектива.
Привожу этот пример не для того, чтобы еще раз доказать индивидуальность каждого человека, а с позиции режиссера и педагога. Далеко не все согласились взять эту роль при возможности. Знаете, почему? Потому что очень сложно играть того, кого ты не понимаешь и не принимаешь внутренне.
Как же тогда актеры способны играть самые разнохарактерные роли? В чем секрет? Ответ прост: актерская жизнь не состоит из одной сыгранной роли. Говорю именно «жизнь», потому что роль можно «примерить», что в данном случае и сделали девочки, а вот «прожить» ее — это гораздо сложнее.
Своего героя нужно понять, разобраться, как он поступает в разных жизненных ситуациях. Конечно, этому не один год обучают в специальных учебных заведениях. У нас же любительский театральный коллектив, где не так много возможностей углубиться в фундаментальные основы лицедейства. Но и мы занимаемся актерским мастерством. Что же это такое?
Монолог в тексте копирайтера
Монологи обычно разделяют на
обращенные и уединенные. Первые направлены к другим людям, могут
быть включены в диалоги. Они не требуют от адресата или адресатов
безотлагательного отклика. Таким образом от одного лица другому
(другим) передается какая-либо информация.
Монологи менее – чем диалоги –
ограничены объемом, местом и продолжительностью представления.
Поэтому в монологе какая-либо тема может быть раскрыта очень широко.
Обращенный монолог – это часто речь
проповедника, политика, профессионального оратора, преподавателя и
т.д.
Уединенные
монологи – это высказывания
письменно, вслух или про себя без наличия аудитории. Часто это
размышления наедине с собой.
Уединенный монолог может представить
личные переживания героя, его интимный мир такими, как он их себе
представляет.
В текстах монологи используют для
раскрытия внутреннего мира героя, для показа его отношения к
окружающей действительности.
Один из самых известных монологов
звучит из уст шекспировского Гамлета:
«Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ…»
(Перевод Б.Пастернака)
Критерии оценивания
Монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:
Выполнение коммуникативной задачи: высказывание должно быть полным и развернутым. Не достаточно описать фотографию, рассказать о случае из жизни или привести рассуждение в двух-трех предложениях. Минимальный объем монолога – 10 фраз. Если в выступлении выпускника будет 9 и меньше фраз (предложений), то задача будет считаться невыполненной. При этом предложения должны быть не односложные, а распространенные. Для получения балла по критерию лучше не ограничиваться 10 фразами, а говорить больше.
Учет речевой ситуации: понимание выпускника того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником. Для монолога предлагаются темы не из школьной программы, а жизненные. Для ученика такая обстановка является немного непривычной: с учителями дети привыкли разговаривать преимущественно на школьные темы. То, что предлагается для составления на собеседовании, дети привыкли рассказывать своим друзьям и родственникам, не соблюдая деловой стиль. На собеседовании же ученик должен понимать, что перед ним сидит взрослый человек, находится он в школе на зачете, целью монолога является демонстрация умения развернуто говорить на жизненные темы.
Речевое оформление монологического высказывания: речь должна быть связной, логичной и последовательной. Перескакивания с одного на другое (начали говорить об одном, потом рассказали о другом и снова вернулись к первому), неуместные фразы и предложения (лишние, не соответствующие теме факты), отсутствие связи между предложениями приведут к потере балла.
Как определиться с материалом
Ответ прост, но неочевиден – никак. Идеального монолога не существует.
Актёр — это бесконечная работа, в первую очередь над собой. Успех — это 1% таланта и 99% труда.
Чтобы выбрать «свой» монолог, нужно взглянуть на себя со стороны
Монолог при поступлении девушки в театральный должен быть инструментом, помощником для достижения цели. Но, как говориться, плохому танцору все туфли не те.
Не стоит штудировать миллион произведений для поиска того самого, но и останавливаться на первом попавшемся не стоит.
Для начала посмотрите на себя как можно критичнее. Что вы из себя представляете? Какой образ вам ближе? Всплывают ли в вашей памяти персонажи, схожие по характеру, манерам с вами?
Если да – можете смело перечитывать произведения.
Но так же работает и обратная ситуация. Выйти из своего привычного повседневного образа, означает показать свою предрасположенность к актёрству.
Но опасайтесь подводных камней. Порой желание выделиться, запомниться может сыграть злую шутку.
Структура сочинения “Письмо литературному герою”
Как правило, большинство сочинений имеют стандартную структуру. Обычно они состоят из вступления, основной части и заключения. Письмо литературному герою Обломову не будет отличаться по структуре от других сочинений. Но не забывайте, что вы пишете именно письмо, а, значит, оно должно выглядеть как послание настоящему человеку. Как выглядит вступление в подобных сочинениях? Его вы обязательно должны начать с обращения к герою. Если персонаж – взрослый человек, обращайтесь к нему по имени и отчеству. Расскажите ему, почему вы решили написать, что именно вас на это воодушевило. В основной части сочинения вы должны рассказать, как вы относитесь к его поступкам, выразить свое отношение к ним. Говоря об Обломове, коснитесь его образа жизни, Объясните ему, что подобное лежание на диване не доведет его до добра. Вспомните, каким он был в молодости, посетуйте на то, что из живого мальчика и интересного юноши он превратился в глыбу, которую нелегко поднять с дивана. Поговорите с ним о его работе, о несостоявшейся карьере. Покажите, как ничтожны его знакомые, которые ходят его проведать. И непременно поразмышляйте о любви, пришедшей к нему в лице Ольги Ильинской. Заканчивая сочинение, не забудьте подвести итог размышлениям и попрощаться с героем.
Как сделать речь яркой и запоминающейся
Каждое выступление станет гораздо нагляднее, если к нему подобрать несколько примеров. Самое главное руководствоваться некоторыми критериями:
- Насколько этот пример необходим;
- Есть ли в нем нетипичные черты, позволяющие правильно извлечь из него урок;
- Уместен ли он для данных слушателей;
- Какие чувства он должен вызвать у аудитории.
Также можно использовать наглядные материалы, например, диаграммы, рисунки, фотографии, иллюстрации и плакаты. Они должны подтверждать основные положения выступления и делать его красочнее.
Другой прием – это цитаты великих людей и известных личностей. Можно подобрать высказывание, которое будет подытоживать сказанное и уверять в его подлинности. Здесь действует принцип «авторитета». Когда аудитория уверена в авторитетности какого-либо автора и привыкла верить его словам, поверить в Вашу речь станет гораздо легче. Меткие высказывания оживят речь и вызовут симпатию к автору. Проявите и покажите себя как личность: улыбайтесь и шутите, но осознавайте, подходит ли такой тип поведения для освещаемой темы.
Продумайте композицию выступления: расположение материала и его составляющих частей. Используйте невербальное общение, чтобы расположить к себе слушателей.
Для начала необходимо подготовить аудиторию к восприятию той информации, которую Вы собираетесь произнести. Смысл монолога должен быть лаконично освещен во вступлении. В этот же период времени необходимо заинтересовать слушателей и вызвать у них отклик в душе на указанную тему.
Руководствуйтесь таким правилом, как усиление воздействия. Материал должен быть построен так, чтобы интерес постоянно нарастал
В противном случае, через несколько минут Вы уже не сможете вернуть внимание аудитории. Помните, что внимание имеет свойство рассеиваться, поэтому сделайте выступление быстрым и эффективным
Для того, чтобы постоянно держать внимание аудитории, соблюдайте следующие способы изложения:
- Ступенчатый. Один пункт материала, должен базироваться на предыдущем;
- Спиральный. Переход от общего поверхностного изложения к глубокому анализу;
- Хронологический. Рассмотрение явления с точки зрения его исторического становления;
- Логический. Структурный и системный подход, затрагивающий теоретические аспекты вопроса;
- Анализ. Мысленное разложение явления на составные части, а также рассмотрение его частей в отдельности.
Подготовка речи может быть идеальной, и ее структура построена совершенно. Но не следует забывать, что большим успехом будет пользоваться монолог, который представит автор, обладающий основами риторики и ораторским искусством
Поэтому, помимо самой речи, стоит заострить внимание и на стиле подачи материала.
Примеры монологов в литературе
Следующая речь, произнесенная Порцией в шекспировском «Венецианском купце», может рассматриваться как пример драматического монолога.
«Качество милосердия не напрягает.
Капает, как нежный дождь с небес
На месте ниже. Это дважды благословлено:
Благословляет того, кто дает, и того, кто берет.
‘Это самый могущественный из самых могущественных. Это становится
Тронед монарх лучше, чем его корона …
Речь Марка Энтони перед римлянами в шекспировском «Цезарь Юлиус» — известный литературный монолог.
«Друзья, римляне, земляки, одолжите мне ваши уши;
Я пришел, чтобы похоронить Цезаря, а не похвалить его.
Зло, которое делают люди, живет после них;
Добро часто связано с их костями.
Так пусть будет с Цезарем. Благородный Брут
Сказал ли ты, что Цезарь был честолюбив.
Если бы это было так, это была бы серьезная ошибка,
И печально ответил Цезарь.
Зло, которое делают люди, живет после них;
Добро часто связано с их костями.
Так пусть будет с Цезарем. Благородный Брут
Сказал ли ты, что Цезарь был честолюбив.
Если бы это было так, это была бы серьезная ошибка,
И печально сказал Цезарь.
Следующая выдержка из Т.С. Стихотворение Элиота «Песнь о любви» Дж. Альфреда Пруфрока является примером драматического монолога, поскольку рассказчик обращается не к читателям, а к кому-то еще.
«Тогда пойдем, ты и я,Когда вечер распространился на фоне небаКак пациент, этерифицированный на столе;Давайте пройдем через некоторые полупустынные улицы,Бормоча отступленияИз беспокойных ночей в недорогих отелях на одну ночьИ опилки ресторанов с раковинами устриц:Улицы, которые следуют как утомительный аргументКоварного намеренияЧтобы привести вас к непреодолимому вопросу …
Импровизация и психотехника
Психотехника – предмет, изучаемый на курсах актёрского мастерства, и главная его задача которого состоит в обретении состояния вдохновения и в понимании своих эмоций (а в конечном итоге и в управлении своими эмоциями, когда их по желанию можно скрыть или продемонстрировать).
Обучение этому происходит во многом благодаря импровизации, которая состоит и в искренней и естественной для вас реакции на все события жизни и в подлаживании к ситуации и вашей роли в ней, и в умении чувствовать настроение собеседника.
Импровизация помогает преодолеть неуверенность в себе (ведь иногда получается лучше, чем при механической подготовке к конкретной ситуации) и позволяет раскрепоститься и наслаждаться моментом.
Наблюдение
Наблюдайте за окружающими и, главное, за собой. Замечайте, какие жесты отражают разные эмоции (гнев, радость, спокойствие, огорчение и т.д.). Не стесняйтесь делать замечания (про себя, конечно) о естественности поведения того или иного человека, определяйте, как выражаются состояния неуверенности в себе, раздражения, рассеянности и т.п. Важны и телодвижения, и слова (особенно произнесённые «случайно»), и интонация.
Подражание
Постарайтесь максимально точно повторить жест другого человека. Для подражания выбирайте как симпатичные вам жесты, так и смешные или отталкивающие.
Развитие воображения
Из-за того, что мы загоняем нашу жизнь в рамки обыденности, воображению остаётся всё меньше и меньше места – вроде как за ненадобностью. Но развитие в себе актёрских качеств автоматически подразумевает развитие воображения, иначе всё актёрское мастерство сведётся к одному лишь подражанию.
Старайтесь видеть в привычных предметах что-то необычное, в очертаниях – неожиданные образы, в пятнах – «засекреченные» изображения. Например, Леонардо да Винчи советовал смотреть на пятна на стене, чтобы увидеть лица, предметы, сцены.
Гуляя, задавайте себе вопрос, на что похоже то или иное дерево, какой силуэт «незапланированно» создаёт группа строений. Всматриваясь в привычные предметы в офисе, постарайтесь понять, на что они станут похожи, если к ним приделать, например, ушки или глазки.
Развитие внимания
Естественно, воображение и внимание тесно связаны, поэтому вглядываясь в предметы и людей, старайтесь не пропустить ни одной детали – ведь, возможно, именно она подскажет, на что ещё похож этот объект. А при попытке изобразить человека внимание просто необходимо, потому что порой от одной удачно подмеченной черты зависит сходство всего образа
Развитие памяти
Профессиональный актёр обязан иметь хорошую память, да и любому человеку это дополнительный «бонус». Советы банальны: тренируйте память, учите стихи, привыкайте доверять себе (вы всё запомните без записочек и «напоминалок» в телефоне!).
Монолог
В обычной жизни нашим монологам не хватает эмоциональности, яркости, убедительности; слова звучат монотонно, а вся речь не вызывает у слушателей отклика. Используйте все свои ресурсы: слова (а именно: красноречие, т.е. ваша речь должна быть продумана и красива), жесты, взгляды. Вот несколько способов отработки монолога.
«Персонаж»:
прежде чем читать монолог из пьесы, продумайте характер персонажа, его физический облик, особенности произношения, настроение и т.д., и постарайтесь передать это не только словами, но и невербально.
«Внутренний монолог»:
думая о чём-то, пробуйте перейти к монологу, обращённому к воображаемому собеседнику; полезно переходить от речи внутренней к речи звучащей.
«Телефонный разговор»:
представьте, что вы из дома, офиса, из телефона-автомата на улице звоните конкретному человеку и начинаете с ним говорить; задача заключается в том, чтобы вслух произносить свои реплики (ответы на вопросы собеседника, рассказ о событиях или размышления).
Что такое монолог
Термин «монолог» происходит от сочетания греческого монос, означающего одиночное или единичное, и греческого логотипа, означающего говорить. Как предполагает это греческое происхождение, монолог — это речь, произнесенная персонажем. Чтобы быть более конкретным, монолог — это речь, произнесенная персонажем для того, чтобы выразить свои мысли и идеи другим персонажам или аудитории
Хотя термин «монолог» обычно ассоциируется с пьесами, важно отметить, что монологи являются обычной техникой как в драматических средствах массовой информации, таких как пьесы и фильмы, так и в не драматических средах, таких как поэзия
Монологи играют очень важную роль в драматической среде. Монолог помогает аудитории понять внутреннюю работу персонажа и понять его или ее мотивации, которые в противном случае могли бы оставаться в основном внутренними. По сути, они дают нам представление о сознании персонажей. Монологи остаются основным источником, через который авторы выражают свои мысли и эмоции.
Внутренний монолог
Монолог, определение которого можно выразить кратко как развернутое высказывание одного лица, может быть еще и внутренним. Этим приемом впервые начали активно пользоваться такие писатели, как Марсель Пруст и Джеймс Джойс.
Внутренний монолог в литературе принято еще называть потоком сознания. Впервые его применил Пруст в 1913 г. в романе «По направлению к Свану». А более основательно внутренние монологи стал использовать Дж. Джойс в романе «Улисс», который вышел в свет в 23 номерах американского журнала с 1918-го по 1920 год. Поток сознания главного героя построен так же, как внутренний монолог с самим собой. Человек ныряет в реальность и перемешивает ее со своими внутренними переживаниями. Внутренний монолог, как правило, описывает процессы мышления, передает тончайшие движения мыслей, демонстрирует чувства. Иногда сложно отделить реальность от вымысла, переживания от фантазий.
Тема 1 – описание фотографии.
На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога.
Пример описания фотографии из демонстрационного варианта
После фотографии напечатаны подсказки, призывающие обратить внимание выпускников на:
Место и время проведения праздника
Посвященные празднику события
Изображенных на фотографии людей
Атмосферу праздничного мероприятия и настроение присутствующих.
События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников.